Что входит в ОДН по 354 Постановлению Правительства РФ

Перед тем как перепечатывать образец, как правило нужно хорошо проверить напечатенные в нем пункты статей постановлений. Сейчас они вполне могут потерять свежесть. Правильный шаблон будет спасительным в устранении неудобств при изготовлении важного заявления. Это даст путь сберечь ресурсы на услугах специалиста. Сохраненные средства в общем не лишние.

ОДН – общедомовые нужды, вычисляющиеся по определенной формуле, после чего полученный объем общедомовых нужд равномерно распределяется по лицевым счетам дома пропорционально площади лицевых счетов. При этом, лицевой счет может быть как жилым помещением – квартирой, так и нежилым – например, магазином на первом этаже. Существует значимое отличие при расчете общедомовых нужд в домах с наличием общедомовых приборов учета и без таковых. В каждом из случаев ОДН рассчитывается по определенной формуле.

Постановление Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» установило некоторые корректировки к действующему российскому законодательству в этой области. Согласно статье 157 Жилищного кодекса РФ Правительство РФ постановляет следующие нормы.

— правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилья, в частности помещений многоквартирных домов и жилых домов

— изменения, вносимые постановлением Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг.

2. Правила, которые утверждены настоящим Постановлением, применяются к отношениям, которые непосредственно вытекают из ранее заключаемых договоров, содержащих конкретные условия предоставления коммунальных услуг, в том числе права и обязанности, возникающие после вступления в силу указанных выше правил.

Правила не применяются к отношениям, возникающим при поставке газа для обеспечения нужд граждан коммунально-бытового характера, регулирование которых производится согласно Правила поставки газа, утвержденного постановлением Правительства РФ № 549.

Правила вступают в силу по истечении двух месяцев с момента вступления в силу изменений, вносимых в Правила установления нормативов потребления коммунальных услуг.

3. Постановление устанавливает, что разъяснения по применению указанных Правил дает Министерство регионального развития РФ.

4. Постановление содержит поручение Министерству регионального развития РФ:

— в двухмесячный срок представить по согласованию с Минэнергетики РФ и с участием заинтересованных органов исполнительной власти федерального значения предложения по совершенствованию Правил поставки газа для обеспечения нужд граждан.

— в трехмесячный срок утвердить в согласии с Федеральной службой по тарифам примерную форму платежного документа, в целях внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения; утвердить условия договора управления многоквартирным домом по согласованию ФАС России; представить в Правительство РФ по согласованию с МЭР РФ и ФС по тарифам проект акта о внесении изменений в Правила установления нормативов потребления коммунальных услуг;

— в пятимесячный срок утвердить примерные условия энергосервисного договора, предварительно согласовав их с Министерством экономического развития РФ.

— в шестимесячный срок утвердить критерии наличия либо отсутствия технической возможности установки общего, коллективного или индивидуального приборов учета, а также форму акта обследования их установления.

5. Рекомендовать утвердить нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях органам государственной власти субъектов РФ.

6. Признать утратившими силу с момента вступления в силу Правил, которые утверждены постановлением, следующие документы:

— постановление Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006г.;

— пункт 3 постановления Правительства РФ № 549 от 21 июля 2008 г.;

— пункт 5 изменений, которые вносятся в акты Правительства РФ, утвержденных Постановлением № 580 от 29 июля 2010года.

Что входит в ОДН по 354 постановлению правительства РФ

Счета за коммунальные услуги — серьезная статья расходов в семейном бюджете. Многие стараются ставить счетчики, и не только для того, чтобы сократить расходы, но и чтобы сделать платежи более прозрачными.

Однако остаются как общедомовые показатели, так и общедомовые нужды или ОДН. Что это такое, как их рассчитывать и как сделать так, чтобы вас не обманули? Об этом — в нашей статье.

Что относится к ОДН

Во-первых, электроэнергия. То есть вы обязаны платить не только за электричество, потребляемое в вашей квартире, но и за то, что питает лампочки в подъездах, на лестничных площадках, в подвальных помещениях, расходуется на функционирование противопожарной автоматики и усилителей антенн, домофонов, водяных насосов и т. д.

Технологические потери также обязаны оплачивать жильцы. Во-вторых, объем потребляемой горячей и холодной воды. Необходимо отметить, что расходы на уборку лестниц не входят в ОДН, а прописываются отдельной строкой в счете. Зато потери в результате какой-либо аварии в доме войдут в счет.

Отопление подъездов и лестничных клеток также относится к общим нуждам. Объем домовых нужд может быть как положительным, так и отрицательным (например, в результате экономии).

Ранее объемы и порядок расчета ОДН определялись согласно 307 постановлению правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», теперь в силе постановление № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», принятое 6 мая 2011 года. Действует оно до выхода в свет новой редакции.

Что же нового принесло оно собственникам жилья? Во-первых, расчет ОДН осуществляется на основании показаний общедомовых приборов учета по новым формулам, при которых расход по счетчикам квартир равен расходу по счетчику дома.

Во-вторых, объем ОДН, за который вы обязаны платить, зависит от площади квартиры или количества проживающих. Существенно различаются подходы к расчету ОДН в зависимости от наличия домового счетчика. Если он есть, то ОДН составляют: реальный объем потребления на нужды дома (отопление подъездов и лестничных клеток, освещение и т. д.); расходы в случаи аварии (например, прорыва трубы); технологические потери; перерасход (недобор) в квартирах без счетчиков (разница между нормативом и реально затраченным объемом).

Попробуем вывести формулу: ОДН = расход по домовому прибору учета минус сумма расходов по счетчикам внутри квартир минус нормативы (их общее кол-во) в квартирах без приборов учета минус вычет по иной услуге. В том случае, когда общедомового счетчика нет, основой для вычисления становятся нормативы ОДН, зависящие от конкретного региона. Согласно формуле нормативы умножаются на площадь объектов общего пользования.

Общие нужды распределяются по лицевым счетам квартир. Объем их зависит от площади или количества жильцов и вычисляется по определенным формулам. Положительный объем ОДН делится пропорционально площади счета, отрицательный — пропорционально количеству жильцов (отопление зависит от площади счета).

Стоит помнить, что отрицательный объем ОДН делится лишь на жилые помещения. Если же общего счетчика в доме нет, то нужды делятся по квартирам и нежилым помещениям (магазинам и т. п.) согласно нормативам и являются только положительными. Для того чтобы жильцам было понятнее, в квитанциях суммы за ОДН указываются в отдельных графах.

Что входит в ОДН по 354 Постановлению Правительства РФ

ОДН – общедомовые нужды, вычисляющиеся по определенной формуле, после чего полученный объем общедомовых нужд равномерно распределяется по лицевым счетам дома пропорционально площади лицевых счетов. При этом, лицевой счет может быть как жилым помещением – квартирой, так и нежилым – например, магазином на первом этаже. Существует значимое отличие при расчете общедомовых нужд в домах с наличием общедомовых приборов учета и без таковых. В каждом из случаев ОДН рассчитывается по определенной формуле.

Постановление Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» установило некоторые корректировки к действующему российскому законодательству в этой области. Согласно статье 157 Жилищного кодекса РФ Правительство РФ постановляет следующие нормы.

— правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилья, в частности помещений многоквартирных домов и жилых домов

— изменения, вносимые постановлением Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг.

2. Правила, которые утверждены настоящим Постановлением, применяются к отношениям, которые непосредственно вытекают из ранее заключаемых договоров, содержащих конкретные условия предоставления коммунальных услуг, в том числе права и обязанности, возникающие после вступления в силу указанных выше правил.

Правила не применяются к отношениям, возникающим при поставке газа для обеспечения нужд граждан коммунально-бытового характера, регулирование которых производится согласно Правила поставки газа, утвержденного постановлением Правительства РФ № 549.

Правила вступают в силу по истечении двух месяцев с момента вступления в силу изменений, вносимых в Правила установления нормативов потребления коммунальных услуг.

3. Постановление устанавливает, что разъяснения по применению указанных Правил дает Министерство регионального развития РФ.

4. Постановление содержит поручение Министерству регионального развития РФ:

— в двухмесячный срок представить по согласованию с Минэнергетики РФ и с участием заинтересованных органов исполнительной власти федерального значения предложения по совершенствованию Правил поставки газа для обеспечения нужд граждан.

— в трехмесячный срок утвердить в согласии с Федеральной службой по тарифам примерную форму платежного документа, в целях внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения; утвердить условия договора управления многоквартирным домом по согласованию ФАС России; представить в Правительство РФ по согласованию с МЭР РФ и ФС по тарифам проект акта о внесении изменений в Правила установления нормативов потребления коммунальных услуг;

— в пятимесячный срок утвердить примерные условия энергосервисного договора, предварительно согласовав их с Министерством экономического развития РФ.

— в шестимесячный срок утвердить критерии наличия либо отсутствия технической возможности установки общего, коллективного или индивидуального приборов учета, а также форму акта обследования их установления.

5. Рекомендовать утвердить нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях органам государственной власти субъектов РФ.

6. Признать утратившими силу с момента вступления в силу Правил, которые утверждены постановлением, следующие документы:

— постановление Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006г.;

— пункт 3 постановления Правительства РФ № 549 от 21 июля 2008 г.;

— пункт 5 изменений, которые вносятся в акты Правительства РФ, утвержденных Постановлением № 580 от 29 июля 2010года.

ЖКХ в России

К сожалению, удивлению и негодованию всех потребителей коммунальных услуг, деньги за расходы на ОДН, с Вас и нас дерут в полном соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (утв. Пост. Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 г.), вступившими в действие с 1 сентября 2012 года.

Когда стали брать плату за коммунальные услуги с учетом ОДН, фактически оказалось что это Постановление № 354 в отношении платы за ОДН — полнейшая дурь! А также оказалось, что в большинстве регионов (областях, краях, республиках) выполнять его стали по принципу «Заставь дурака богу молиться – так он об пол лоб расшибет».

По-моему, президент В.Путин услышал Ваш «крик и плач об ОДН» и понял, что за «НЕХОРОШИЕ» Правила № 354 он подписал 6 мая 2011 г.

Вот его слова 06.02.2013 в газете «Комсомольская правда» в статье

«Владимир Путин – об услугах ЖКХ»: «Вот мы бубним, бубним все по поводу повышения качества, а мало что меняется»:

« … В прошлом году мы внедрили механизм разделения платежа на индивидуальную часть и общедомовые нужды.

ЧТО ХОТЕЛИ? Чтобы теперь в платежках указывалось, сколько потрачено на личное потребление в конкретной квартире, а сколько надо заплатить на нужды дома.

ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ ПО ФАКТУ? Начался быстрый рост платежей, в отдельных случаях двух- и трех-кратный. В том числе и из-за переноса всех издержек на конечного потребителя. А люди, которых обязывают платить за некачественную услугу, оказались попросту загнанными в угол. Эту ситуацию надо менять!»

Как видите, В.Путин повторил слова мудрого покойного Виктора Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось, как всегда!».

Насколько я знаю, задачу — «… эту ситуацию менять…» В.Путин возложил на виноватых — своих нерадивых бояр – губернаторов, которых В.Путин обязал в кратчайшие сроки урегулировать ситуацию с дикой платой за ОДН

Поэтому я полагаю, что Вам нужно обратиться за разъяснением (с запросом-жалобой – письмом или по эл.почте) по поводу дикой платы за ОДН В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ К ГУБЕРНАТОРУ ВАШЕЙ ОБЛАСТИ (КРАЯ) и одновременно – в Управление Государственной жилищной инспекции по области — от них во МНОГОМ зависит ситуация с ОДН в регионе.

Напишете Вы, я, третий, тысячный потребитель – может быть, губернатор и его челядь не проигнорируют, как всегда, указание президента, а почешут затылки, еще раз напрягут извилины своих мозгов, придумают что-нибудь путное и в ближайшее время изменят эту дурь с ОДН!

Также в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года, где в пункте 3 сказано «…Установить, что разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации», Вам нужно обратиться за разъяснением (с запросом-жалобой) в названное Минрегионразвития РФ.

Его сайт — www.minregion.ru, на нем Вы легко найдете «Общественную приемную» и увидите, как отправить электронное или обычное письмо). В своем запросе-жалобе можете потребовать внести соответствующие поправки в «Правила № 354», чтобы исключить плату за коммунальные ресурсы, которые граждане РФ не потребили.

Если Вы твердо решите вступить в ряды борцов с ЖКХ за свои права, Вам целесообразно, я считаю, обратиться с замечаниями и предложениями в «Рабочую группу Экспертного совета при Правительстве РФ по развитию ЖКХ» — есть такая структура, созданная недавно, которая занимается, в числе других, устранением выявившихся «дуростей» и недостатков Правил № 354, установивших плату за ОДН.

354 статья по одн

С 1 января 2017 года вступили в силу поправки в законодательство, в связи с принятием постановления Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме». Это постановление внесло изменения во многие законодательные акты РФ, в частности, в:

— постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (ред. от 26.12.2016) «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее — Правила № 306);
— постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 26.12.2016) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее — Правила № 491);
— постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 26.12.2016) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») (далее — Правила № 354).

Принятый закон повлек за собой существенные изменения в системе оплаты за жилищно-коммунальные услуги в России. Сегодняшняя статья посвящена первой теме — новшествам в оплате за общедомовые нужды.

Что такое норматив на ОДН, и что в него входит?
Прежде всего, привычное наименование «норматив на общедомовые нужды» теперь отменено. В Правилах № 306 вместо данного понятия появилось новое: «норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» (для краткости далее обозначим это как норматив СОИ в МКД).

Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях СОИ в МКД включают в себя:
1) нормативные технологические потери коммунальных ресурсов. Это технически неизбежные и обоснованные потери холодной (далее ХВС), горячей воды (далее ГВС), электрической энергии (далее ЭЛ.ЭН.) во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании МКД;
2) объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего СОИ МКД.

Что же имеется в виду под потерями при выполнении минимального перечня услуг и работ? Например, слив воды из стояков при установке счетчиков, промывке систем водоснабжения, выполнении плановых ремонтов, мытье подъездов и так далее. Эти виды работ перечислены в Постановлении Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (ред. от 09.07.2016) «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» (вместе с «Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме»).
Проанализировав опыт их выполнения, специалисты вывели средние цифры ресурсов, которые требуются, если выполнять все необходимые работы в достаточном количестве, но качественно и экономно. Эти-то цифры и легли в основу нормативов. Именно поэтому нормативы потребления коммунальных ресурсов не включают в себя расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных систем. (п.9 Правила №306). То есть теперь нельзя автоматически списать на общедомовые нужды, например, воду, которая вытекла в подвал из-за того, что коммунальщики вовремя не отремонтировали трубы, или если кто-то из жильцов нарушил исправность оборудования в своей квартире.

Размеры нормативов и кто их устанавливает?
Нормативы потребления коммунальных услуг на СОИ и МКД на сегодняшний день составляют :
Данные нормативы утверждены Постановлением Правительства Красноярского края от 30.07.2013 №370-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению в жилых помещениях и на общедомовые нужды при использовании земельного участка и надворных построек на территории Красноярского края»;

0,0319 м3 на м2 общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД.

0,0319 м3 на м2 общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД

2,14 кВт/ч на м2 общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, для МКД, не оборудованных лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения;

2,55 кВт/ч на м2 общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, для МКД, оборудованных лифтами и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения.

Нормативы по электроэнергии утверждены Постановлением Правительства Красноярского края от 11.10.2016 №518-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории Красноярского края».

Важность способа управления многоквартирным домом (МКД)
При начислении оплаты за СОИ в МКД решающее значение имеет способ управления, выбранный жильцами дома.
Рассмотрит сначала вариант, когда дом управляется управляющей компанией (УК), или ТСЖ, или ЖСК. Далее, до особой оговорки, все написанное относится лишь к домам с этим вариантом управления.
В этом случае размер начисляемой гражданам платы за СОИ в МКД не может превышать суммы, начисляемой по вышеуказанным нормативам! И с 1 января 2017 года начисления за СОИ в МКД перенесены из платы за коммунальные услуги в квитанцию за услуги жилищные.

ВНИМАНИЕ! Сегодня многие жильцы, увидев в квитанциях за жилищную услугу новые строки и начисления, решили, что таким образом подорожала сама жилищная услуга. Это не так. Данные начисления перенесены в жилищную услугу, но зато изъяты из платежей за коммунальные услуги. Ведь до конца декабря в платежках за холодную и горячую воду и электричество значилось два начисления – по индивидуальным счетчикам и за общедомовые нужды. Теперь в квитанциях за коммунальные услуги должны остаться только начисления по вашим индивидуальным счетчикам!

Еще одно распространенное заблуждение создано недобросовестными информационными заголовками. Вроде: «С 1 января плата за ОДН исчезнет из коммунальных платежей», или «С начала года за коммунальные услуги россияне будут платить без ОДН». У многих людей создалось впечатление, что платежи за ОДН отменяются совсем. Но это не так. Они действительно изъяты из структуры КОММУНАЛЬНЫХ платежей. Но переведены в ЖИЛИЩНЫЕ.

В чем же основной смысл изменений?
Смысл в том, чтобы рублем заинтересовать управляющие компании заниматься снижением разницы между фактическим потреблением домом коммунальных ресурсов и теми начислениями, которые за эти коммунальные ресурсы производятся.
Не секрет, что между этими цифрами нередко есть разрыв. Он образуется в результате неучтенного потребления коммунальных ресурсов незарегистрированными в доме жильцами, неисправности сантехники в квартирах или подвалах, нерегулярностью в подаче данных с индивидуальных счетчиков и еще множеством причин. Раньше все это выливалось в так называемый «небаланс» и просто распределялось дополнительными начислениями на всех жильцов. И потому у управленцев не было стимула разбираться в проблемах и заниматься их устранением.
Теперь этот стимул есть. Потому что обоснованные расходы на общедомовые нужды теперь включены в норматив. А все ресурсы, которые израсходованы сверх норматива, теперь ложатся на убытки управляющих компаний.
Понятно, что многие из существующих проблем напрямую от управляющих компаний не зависят. И работать над их устранением им будет сложно. Но государство определило их в качестве заинтересованных лиц, которые волей неволей будут стучаться во все двери, организовывать работу, инициировать изменения в законах и так далее.
Хотя перспектива быть такими «толкачами» жилищников нисколько не радует. Поэтому они применяли самые разные способы ухода от этой роли. С целью продолжать разбрасывать сверхнормативное потребление на жильцов последовательно применялся сначала перевод домов на «непосредственный способ управления». А когда использование «непосредственного способа» государство резко ограничило, началась эпопея с получением от жильцов согласия на то, чтобы сверхнормативный расход распределялся между ними, а не ложился на УК.
Но теперь все эти согласия, даже если они и давались, утратили актуальность.
«Расходы на оплату коммунальных услуг, потребляемых при СОИ в МКД, которые управляются УК, ТСЖ или ЖСК, не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, который установлен субъектом РФ» — гласят «Правила оказания коммунальных услуг». (ст.12 п.10 ФЗ-176 от 29.06.2015 «О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты РФ»).

Применяются же нормативы СОИ в МКД следующим образом.
Значение норматива умножается на цифру общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД. Затем это произведение умножается на тариф за данную коммунальную услугу (стоимость кубометра ХВС или ГВС или киловатт/часа электроэнергии). Полученное в результате второе произведение делится на общую площадь жилых и нежилых помещений МКД. В итоге получается разница, которая называется «тариф за единицу измерения» по данной коммунальной услуге (кубометр ХВС или ГВС или киловатт/час электроэнергии на квадратный метр площади помещений, входящих в состав общего имущества). Вот этот «тариф за единицу измерения» нужно умножить на общую площадь вашей квартиры. И вы получите вашу сумму начисления по нормативу за СОИ в МКД по данной коммунальной услуге.
Чтобы облегчить жизнь простым гражданам, по закону «тариф за единицу измерения» высчитывают сами коммунальщики и указывают его в квитанциях. Так что, если вы не доверяете своим управленцам, то можете просто перемножить его на площадь своей квартиры. Но чтобы дать возможность сомневающимся гражданам контролировать все до конца, МКУ «Служба городского хозяйства» рекомендовала управляющим компаниям города указывать в квитанциях все недостающие исходные данные для расчетов. То есть к обязательным (и уже указываемым в квитанциях) стоимости за кубометры или киловатт/час, площади квартиры и «тарифу за единицу измерения», указывать еще и размер норматива СОИ в МКД по данной услуге, общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, а также общую площадь жилых и нежилых помещений МКД. Если вашей УК нечего скрывать, то эти данные вы вскоре найдете в своих квитанциях.
Их всего этого следует важный вывод – сумма начислений на СОИ в МКД для жильцов домов под управлением УК, ТСЖ или ЖСК, перестанет, наконец, быть «плавающей», то есть преподносить жильцам «сюрпризы» в виде резких, непонятно от чего зависящих скачков. Площадь в МКД, тарифы за кубометр и киловатт/час, а также размеры нормативов – величины относительно постоянные. Тарифы и нормативы устанавливаются и контролируются краевыми структурами власти. Так что ситуации, когда коммунальные организации производят начисления, руководствуясь собственными, снимаемыми с общедомовых счетчиков данными, которые сложно проверить, больше нет.
Если мой дом не имеет своих «управленцев»?
На сегодня абсолютное большинство домов в нашем городе управляются именно управляющими компаниями. Столь популярный в свое время «непосредственный способ управления» сейчас остался лишь в единичных домах. Очень редко также встречаются ситуации, когда способ управления МКД не выбран или выбранный способ не реализован. Однако рассмотрим и этот вариант.
В этих домах остается прежний порядок начисления за СОИ в МКД. То есть они не переносятся в квитанции за жилищную услугу, а остаются в составе платы за коммунальные услуги. С жильцов этих домов по-прежнему взымается как плата за индивидуально потребленные объемы коммунальных услуг, так и расходы на оплату коммунальных услуг, потребляемых при СОИ в МКД. При расчете последних также применяются нормативы на СОИ в МКД, о которых рассказывалось выше, и объем услуг не может превышать этот норматив потребления.
Но для таких домов остается возможность распределять сверхнормативное потребление среди жильцов, если жилищники заручатся решением общего собрания собственников помещений дома с согласием на это.
При этом с 01.01.2017 г. исключён возврат потребителям жилых помещений объема коммунальных услуг, в том случае, когда суммарный объём, потребляемый в помещениях МКД, был больше объема, определенного по показаниям ОДПУ. Это ситуация так называемого «минусового небаланса». Когда то, что насчитал общедомовой прибор учета, оказывается не больше, а меньше начисления с применением нормативов. То есть, когда дом управляется так эффективно, что фактически расходует меньше ресурсов, чем предусматривают нормативы. Теперь эту разницу управленцам разрешается оставлять себе. Что логично. Если они берут на свои убытки перерасход, то экономия должна стать их прибылью.
Продолжение следует. Темой следующего материала об изменениях, внесенных в систему оплаты за ЖКУ постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме», станут начисления по индивидуальным приборам учета.

Коротко и самое главное:

1) Расходы на общедомовые нужды переименованы. Теперь они называются: «Норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» (для краткости далее обозначим его как «норматив СОИ в МКД»).
2) Если ваш дом имеет управляющую компанию, а не управляется непосредственно, то начисления за СОИ в МКД теперь отражаются в квитанциях вашей УК за жилищную услугу. (Соответственно в квитанциях за коммунальные ресурсы, где ранее была строка за расходы на общедомовые нужды, этот расход должен быть исключен! И начисления за коммунальные ресурсы (горячая и холодная вода, электроэнергия) должны снизиться на соответствующие суммы).
3) Если ваш дом имеет управляющую компанию, а не управляется непосредственно, то суммы начислений за СОИ в МКД теперь не будут «плавающими», то есть меняющимися каждый месяц. Теперь они зависят только от тарифов, утвержденного норматива и площади вашего дома и квартиры. Если сумма на дом, начисленная по общедомовому счетчику, больше, чем начисления с учетом нормативов, – это ляжет на убытки вашей управляющей компании.
4) Узнать, управляется ваш дом непосредственно или ответственность за него несет управляющая компания, можно в организации, которая обслуживает ваш дом и выставляет вам счета за жилищные услуги. Домов с непосредственным способом управления в городе остались единицы.

ОДН ввели в нормативные рамки

Принято долгожданное постановление, благодаря которому жители многоквартирных домов, в которых был высокий ОДН на водо- и электроснабжение, смогут не переплачивать по этой статье расходов на жилищно-коммунальные услуги. Первые платежки (за июль)
они получат в августе.

30 июня 2016 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 29.06.2016г. №603, которым внесены изменения в Постановление Правительства №354. Их суть в том, что расходы на общедомовые нужды (ОДН) теперь ограничены нормативом, действующим и для управляющих компаний, и для ресурсоснабжающих организаций.

«Это важная мера, которая касается всех потребителей услуг ЖКХ, и которую давно ждали жилищные активисты, – рассказал Александр Евсеев, председатель Общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов УР». – Представители Объединения советов домов УР в Рабочей группе, организованной при Администрации города Ижевска специально для решения проблемы ОДН, также предлагали ограничить нормативом ресурсоснабжающие организации. А сейчас такое решение принято на уровне Правительства Российской Федерации».

Что такое норматив на ОДН?

Плата за ОДН для жителей домов, имеющих общедомовые приборы учета, рассчитывается как разница объемов общедомового и поквартирного потребления, распределенная между всеми помещениями в многоквартирном доме. В тех домах, где нет общедомовых приборов, используются нормативы на ОДН, утвержденные постановлением Правительства УР в 2013 году, которые умножаются на площадь мест общего пользования и распределяются между всеми помещениями в доме.

Зачастую жители получали платежки с расчетами, по которым получалось так, что разница между общедомовым и индивидуальными приборами учета была слишком большой, превышающей нормативную в несколько раз. В Правилах №354 было указано, что в случаях, когда исполнителем коммунальных услуг является управляющая компания, начисляющая плату собственникам, она не имеет права устанавливать ОДН выше нормативного. Но если исполнителем коммунальных услуг была ресурсоснабжающая организация, то на нее нормативное ограничение не распространялось. Теперь, с июля 2016 года, такое ограничение действует и для УК, и для РСО.

Ограничение будет применяться по начислению платы за июль за такие коммунальные услуги, как горячее и холодное водоснабжение, электроэнергия. Первые платежки с ограниченным ОДН должны прийти в августе за июль.

Александр Евсеев подчеркнул, что если даже потребление на ОДН будет очень высоким исходя из показаний общедомового и индивидуальных счетчиков, то начислена может быть только сумма, соответствующая нормативу, но не больше него, а если потребление меньше нормативного, то — по фактическому потреблению.

«Чтобы добиться уровня фактического потребления на ОДН, которое ниже нормативов, необходимо вести и выстраивать надлежащий учет потребления коммунальных ресурсов, – советует Александр Евсеев. – Это значит, что необходимо в ежемесячном режиме собирать и передавать показания индивидуальных и общедомовых приборов учета. Такая работа может выстраиваться через председателей советов домов, или заказываться у управляющей организации».

Практика одномоментного сбора и передачи показаний всех приборов учета хорошо зарекомендовала себя в Удмуртской Республике. В настоящее время многие председатели советов домов стараются снимать все показания в своем доме в один день и сразу передавать их в ресурсоснабжающую организацию. Эти меры к июню 2016 года позволили уменьшить размер ОДН на 20%. При этом важно, чтобы ресурсоснабжающие организации и управляющие компании применяли в своей работе клиентоориентированный подход и всячески способствовали жилищным активистам в учете показаний приборов, развивая территориально доступный и качественный клиентский сервис, принимая реестры показаний в бумажном виде и развивая возможности дистанционного учета ресурсов. Кроме того, исполнители коммунальных услуг должны качественно исполнять свою обязанность по контрольной проверке показаний приборов учета (1 раз в 6 месяцев), выявлять и исключать несанкционированные подключения, а также применять меры к тем, кто допускает вмешательство в работу счетчиков.

Для справки

В Ижевске на прямых расчетах с ресурсоснабжающими организациями находятся около 80% потребителей услуги горячего водоснабжению и почти 90% потребителей услуги электроснабжения.

В начале 2016 года порядка 70% обращений в Общественную организацию потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов УР», а также в контрольные и надзорные органы, составляли жалобы на высокий ОДН, начисляемый именно ресурсоснабжающими организациями.

В Общественной организации работает номер Горячей телефонной линии по вопросам ЖКХ (3412) 97-07-93, по которому можно сообщить о проблеме и получить консультацию по жилищно-коммунальному законодательству.

Конституционный суд РФ признал абзац 3 п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг № 354 не соответствующим Конституции РФ

С 01 января 2017 года вместо понятия «общедомовые нужды» (ОДН) в жилищном законодательстве появилось понятие «коммунального ресурса на содержание общего имущества многоквартирного дома» (КРСОИ). Но ни раньше, ни сейчас ОДН или КРСОИ по отоплению в нормах закона не было предусмотрено.

С учётом этого и закреплены в Приложении № 2 Правил предоставления коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г. (далее по тексту — Правила 354), формулы расчёта коммунальной услуги по отоплению.

В соответствии с пунктом 40 Правил 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Порядок расчёта платы за коммунальную услугу по отоплению указан в пункте 42 (1) Правил 354 и зависит от наличия или отсутствия индивидуальных (поквартирных) приборов учёта (ИПУ) во всех жилых помещениях МКД и общедомового прибора учёта (ОДПУ).

Но, по всей видимости, в дальнейшем нам предстоят большие изменения в действующем жилищном законодательстве по этому вопросу и, вполне возможно, что будет введено понятие КРСОИ по отоплению, благодаря принятому 10 июля 2018 года решению Конституционного суда Российской Федерации (КС РФ) № 30/П-18 «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацев третьего и четвёртого пункта 421 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданина С.Н. Деминца».

Хотя, как показывает практика, выполнение решений КС РФ законодатели могут растянуть и на несколько лет. Да и каким образом оно будет изменено – ведомо только высшим силам, вернее, Минстрою РФ и другим разработчикам наших не всегда адекватных нормативно-правовых актов. Но в данном случае, хочется надеяться на не слишком долгое разрешение ситуации с внесением изменений в НПА по начислениям платежей по отоплению в многоквартирных домах, так как вопрос не терпит отлагательства и от его разрешения зависит работа многих управляющих организаций. Хотя когда разработчикам законов и власти было дело до их проблем…

Собственник квартиры в многоквартирном доме в г. Пушкино Московской области обратился в свою управляющую организацию за перерасчётом по коммунальной услуге по отоплению ввиду несогласия с тем, как она рассчитана. Соответственно, управляющая организация отказала в перерасчёте, вследствие чего недовольный собственник обратился в Пушкинский городской суд Московской области.

В исковом заявлении он просил суд обязать ответчика произвести перерасчёт за коммунальную услугу по отоплению с учётом показаний индивидуальных приборов учёта за октябрь, ноябрь и декабрь 2016 г., при этом расчёт по отоплению произвести по формулам 3 (3) и 3 (4) приложения № 2 Правил 354.

Суд в удовлетворении требований отказал. В решении по делу № 2-1406/2017 от 06.04.2017 г. указал: «…Требование истца о проведении расчётов за коммунальные услуги только по показаниям индивидуальных приборов учёта исключит оплату собственником расходов на отопление на общедомовые нужды, что противоречит пункту 40 Правил. Также безосновательно требование иска о перерасчёте услуги за отопление формулам 3 (3) и 3(4) Приложения № 2 Правил 354.

Довод истца о «более справедливом и законном расчёте за коммунальную услуги по отоплению» по формулам 3 (3) и 3 (4) приложения № 2 Правил 354 безоснователен».

Московский областной суд в Апелляционном определении Судебной коллегии по гражданским делам № 33-18852/2017 от 26.06.2017 г. согласился с решением суда первой инстанции и отказал в удовлетворении апелляционной жалобы собственника жилого помещения в МКД.

Определением судьи Московского областного суда от 29.09.2017 года отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Однако неугомонный собственник обратился за доказательствами своей правоты в Конституционный суд РФ, куда подал заявление о признании части 1 ст. 157 ЖК РФ, третьего и четвёртого абзацев пункта 42(1) Правил 354 недействующими, который 31 мая 2017 г., 05 сентября 2017 г., 25 декабря 2017 г. отказал ему в этом во всех инстанциях. Затем последовало обращение о признании указанных норм неконституционными в Конституционный суд РФ, который и принял вышеуказанное Постановление о несоответствии Конституции РФ части 1 ст. 157 ЖК РФ, третьего абзаца пункта 42(1) Правил 354.

В Постановлении КС РФ по вопросу о соответствии Конституции РФ абзаца 4 пункта 42 (1) Правил 354 указано о том, что «…между тем абзац четвёртый пункта 42(1) названных Правил прямо предписывает учитывать показания индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в помещениях многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета тепла, и потому сам по себе не может расцениваться как нарушающий конституционные права заявителя в указанном им аспекте. Следовательно, в этой части его жалоба в силу пункта 2 статьи 43 и статьи 68 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» не является допустимой, а производство по настоящему делу в этой части подлежит прекращению…»

Таким образом, в Постановлении КС РФ рассмотрен вопрос о соответствии Конституции РФ части 1 ст. 157 ЖК РФ и третьего абзаца пункта 42(1) Правил 354.

Конституционным судом РФ установлено следующее:

Нормативное регулирование отношений в сфере снабжения энергетическими ресурсами –должно основываться на вытекающих из Конституции РФ принципах определенности, справедливости и соразмерности (пропорциональности) вводимых ограничений конституционно значимым целям, с тем чтобы достигался разумный баланс имущественных интересов участников этих отношений, в том числе применительно к порядку определения объема потребляемого собственниками и пользователями помещений в МКД коммунальной услуги и взимаемой за неё платы;

Одним из действенных правовых механизмов, стимулирующих потребителей коммунальных ресурсов к эффективному и рациональному их использованию и тем самым к бережному отношению к окружающей среде, является регламентация порядка определения платы за коммунальные услуги, общие принципы определения объема потребляемых коммунальных услуг для исчисления размера платы за них, к числу которых часть 1 ст. 157 ЖК РФ относит учёт потребленного коммунального ресурса, прежде всего, исходя из показаний приборов учёта, отсутствие которых восполняется применением расчётного способа определения количества энергетических ресурсов, использованием нормативов потребления коммунальных услуг;

Спецификой МКД как целостной строительной системы, в которой отдельное помещение представляет собой лишь некоторую часть объёма здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, в частности помещениями служебного назначения, обусловливается, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым – невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии;

Положения Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дают рачительно расходующим тепловую энергию потребителям коммунальных слуг, несущим расходы на обеспечение сохранности индивидуальных приборов учёта тепловой энергии, их надлежащую эксплуатацию и своевременную замену, основания для законных ожиданий соразмерного снижения платы за отопление;

Приведённое нормативное положение абзаца 3 пункта 42(1) Правил 354, в силу которого плата за коммунальную услугу по отоплению определяется по принципу распределения поступающего в МКД в целом коммунального ресурса между собственниками (владельцами) отдельных помещений с учётом площади этих помещений, т.е. не принимая во внимание показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии, фактически, вопреки предписанию статьи 17 (часть 3) Конституции РФ, создает – в ущерб интересам законопослушных собственников и пользователей помещений в конкретном МКД – условия, поощряющие недобросовестное поведение потребителей данной коммунальной услуги, позволяя им расходовать тепловую энергию за счет отнесения части платы за нее на иных потребителей (в том числе экономно расходующих тепловую энергию);

Возможность учёта фактического потребления тепловой энергии в помещениях МКД, оснащенных соответствующими индивидуальными приборами учета, обусловливается наличием исправных приборов во всех иных помещениях многоквартирного дома. Тем самым нарушается конституционный принцип равенства, требующий, создания равных условий для реализации своих прав и законных интересов лицами, относящимися к одной категории (собственниками и пользователями помещений, оборудованных ИПУ тепловой энергии, в МКД, в котором не во всех помещениях имеются такие приборы, с одной стороны, и собственниками и пользователями помещений в МКД, все помещения которого имеют соответствующее оснащение, – с другой), и не допускающий различий, не имеющих объективного и разумного оправдания.

При этом часть 1 статьи 157 ЖК РФ, позволяя рассчитывать размер платы за потребляемые коммунальные услуги исходя из их объёма, который определяется по показаниям приборов учёта, не разделяет значение коллективных (общедомовых) приборов и индивидуальных приборов учета и тем самым порождает неопределённость, создающую возможность нарушения конституционных параметров в регулировании данного вопроса Правительством Российской Федерации.

В результате КС РФ сделаны итоговые выводы о том, что «…часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и абзац третий пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 и 55 (часть 3), в той мере, в какой 22 содержащиеся в них взаимосвязанные нормативные положения – по смыслу, придаваемому им в системе действующего правового регулирования правоприменительной практикой, – не предусматривают возможность учёта при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению показаний индивидуальных приборов учёта тепловой энергии в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащён коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена, что ведет к нарушению принципов правовой определенности, справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод, а также баланса конституционно значимых ценностей, публичных и частных интересов».

В Постановлении КС РФ указано, что Федеральному Собранию и Правительству РФ надлежит внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, которые оснащены коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний последних.

А до внесения изменений в действующее законодательство расчёт платы за отопление в МКД, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащён общедомовым прибором учёта тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учёта тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена, надлежит производить по модели, установленной абзацем четвёртым пункта 42(1) Правил 354.

Теперь «богатейшим участникам рыночных отношений» — управляющим организациям остаётся только ждать этих самых изменений, снова беря на себя бремя дополнительных финансовых расходов, которые наше государство не хочет возлагать на себя, «беднейшие» африканские страны ресурсоснабжающие организации либо на самих пользователей коммунальными ресурсами (ведь – электорат же. ).

Почему-то, к сожалению, справедливость, соразмерность, разумность и баланс имущественных интересов в нашей стране по отношению к управляющим организациям в сфере ЖКХ не действует. По крайней мере, в рассмотренном Постановлении Конституционного суда РФ об этом ни слова…

Отметим, что компания «Бурмистр.ру» предоставляет своим клиентам юридическое обслуживание. Наша команда опытных юристов, которые уже «собаку съели», работая в российской сфере ЖКХ, помогут с подготовкой писем, ходатайств, претензий, исков, заявлений, жалоб и пр. Мы можем подготовить правовую экспертизу документов с выдачей рекомендаций по корректировке документа, исходя из информации о цели его использования. И, конечно, консультировать вас по текущей деятельности по управлению МКД. Более подробная информация об юридическом обслуживании находится здесь.