Статья 31. Ограничительные мероприятия (карантин)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 31 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 31. Ограничительные мероприятия (карантин)

Об организации и контроле за введением и отменой ограничительных мероприятий (карантина) по предписанию территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор, см. постановление Правительства РФ от 19 августа 2005 г. N 529

1. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322 санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу РФ осуществляется Роспотребнадзором

2. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.

3. Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

См. комментарии к статье 31 настоящего Федерального закона

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ ст 31 (ред. от 03.08.2018)

Статья 31. Ограничительные мероприятия (карантин)

1. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

2. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.

3. Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.03.99 N 52-ФЗ «О САНИТАРНО — ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ»
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»,
  • «Российская газета», N 64-65, 06.04.99,
  • «Собрание законодательства РФ», 05.04.99, N 14, ст. 1650,

Статья 31. Ограничительные мероприятия (карантин)

1. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в городских и сельских поселениях, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

2. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты железнодорожного транспорта, обороны и иного специального назначения.

3. Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

52 фз статья 31

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий

Принят Государственной Думой 23 декабря 2005 года

Одобрен Советом Федерации 27 декабря 2005 года

Внести в Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2004, N 35, ст. 3607) следующие изменения:

1) статью 3 изложить в следующей редакции:

«Статья 3. Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее — санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.»;

2) статью 6 изложить в следующей редакции:

«Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся:

принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, контроль за их исполнением;

право разработки, утверждения и реализации региональных программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, согласованных с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей;

право осуществления мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения, пропаганде здорового образа жизни;

обеспечение своевременного информирования населения субъекта Российской Федерации о возникновении или об угрозе возникновения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), о состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;

участие в проведении социально-гигиенического мониторинга субъекта Российской Федерации.».

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2006 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления в силу.

2. Статья 1, абзац двенадцатый пункта 4 статьи 8, статья 10, пункты 1 и 2 статьи 15, пункт 1 статьи 31, пункты 1 и 2 статьи 34 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2007 года.

52 фз статья 31

Все документы, представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий

Принят Государственной Думой 23 декабря 2005 года

Одобрен Советом Федерации 27 декабря 2005 года

Внести в Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2004, N 35, ст. 3607) следующие изменения:

1) статью 3 изложить в следующей редакции:

«Статья 3. Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее — санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.»;

2) статью 6 изложить в следующей редакции:

«Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся:

принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, контроль за их исполнением;

право разработки, утверждения и реализации региональных программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, согласованных с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей;

право осуществления мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения, пропаганде здорового образа жизни;

обеспечение своевременного информирования населения субъекта Российской Федерации о возникновении или об угрозе возникновения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), о состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;

участие в проведении социально-гигиенического мониторинга субъекта Российской Федерации.».

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2006 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления в силу.

2. Статья 1, абзац двенадцатый пункта 4 статьи 8, статья 10, пункты 1 и 2 статьи 15, пункт 1 статьи 31, пункты 1 и 2 статьи 34 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2007 года.

Утратившие силу положения Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: отголоски в подзаконных актах

Один из базовых недостатков российского законотворчества — принятие нового федерального закона, который изменяет подзаконные акты, не сопровождается их корректировкой тут же, в тексте федерального закона (путем перечисления положений подзаконных актов, утративших силу, а в идеале — еще и изменения положений, которые не утрачивают силу, но требуют корректировки).

Сложившиеся обычаи законотворчества не предусматривают внесения федеральным законом изменений в подзаконные акты и признания их утратившими силу.

В результате при применении тех или иных подзаконных актов возникает вопрос: не противоречит ли данное конкретное положение тому или иному федеральному закону? И если да, то как нам доказать это при обращении в госорган, чтобы решить вопрос без проволочек?

К сожалению, министерства и ведомства не спешат проводить ревизию и «чистку» подзаконных актов. А изменения в федеральные законы часто вносятся путем признания отдельных требований утратившими силу.

То есть без изучения всех ранее действовавших редакций того или иного федерального закона мы не сможем понять: в подзаконном акте — «выдумка» работников конкретного министерства или всего лишь невычеркнутое положение закона, которое действовало на момент издания подзаконного акта, но позднее утратило силу.

Законодательные разночтения

Изменения в Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Федеральный закон № 52-ФЗ) вносились более чем 30 федеральными законами.

Рассмотрим некоторые изменения, внесенные в разные годы в Федеральный закон № 52-ФЗ, по которым подзаконные акты все еще хранят «старые» правила.

Содержащийся в п. 2 ст. 40 Федерального закона № 52-ФЗ перечень видов деятельности, для принятия решения о выдаче лицензии на осуществление которых требуется наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления данных видов деятельности

Данный перечень неоднократно изменялся. В настоящее время он выглядит так:

  • медицинская и фармацевтическая деятельность;
  • деятельность в области обращения с ядерными материалами и радиоактивными веществами;
  • деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности;
  • образовательная деятельность.

Однако в п. 6 Порядка выдачи санитарно-эпидемиологических заключений, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224 (в ред. от 12.08.2010), в подобном перечне названы исключенные из п. 2 ст. 40 Федерального закона № 52-ФЗ виды деятельности:

  • производство лекарственных средств;
  • деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;
  • производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • деятельность, связанная с использованием источников ионизирующего излучения.

Кроме того, наименование лицензируемой деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности в п. 6 данного Порядка также указано в устаревшей редакции: «деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I–IV классов опасности» (без «утилизации» и «обработки», но с «использованием»). Но это еще полбеды.

Дело в том, что до 24.11.2007 (включительно) в п. 2 ст. 40 Федерального закона № 52-ФЗ предусматривалась выдача (для целей лицензирования) санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии санитарным правилам не «имущества» (как это предусмотрено с 25.11.2007), а «видов деятельности».

Однако до сих пор не приведена в соответствие с этими изменениями форма санитарно-эпидемиологического заключения на производство (виды деятельности, работы, услуги) № 303-00-5/у, утвержденная Приказом Минздрава РФ от 27.10.2000 № 381 «О бланках типовых документов, используемых центрами госсанэпиднадзора».

К сведению

Данный приказ был зарегистрирован в Минюсте России и с 2000 г. не корректировался.

Форма санитарно-эпидемиологического заключения № 303-00-5/у по-прежнему предусматривает указание в нем вывода о соответствии либо несоответствии санитарным правилам не «имущества», а «деятельности».

Утратившее силу требование о получении санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам

Пунктом 3 ст. 12 Федерального закона № 52-ФЗ (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») ранее было предусмотрено:

Предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам.

На основании Федерального закона от 19.07.2011 № 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании»» (далее — Федеральный закон № 248-ФЗ) п. 3 ст. 12 Федерального закона № 52-ФЗ признан утратившим силу с 21.10.2011. Тем не менее в подзаконных актах еще сохранились требования, прямо противоречащие Федеральному закону № 248-ФЗ.

Например, согласно п. 4.11 СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы»:

Не разрешается предоставление земельных участков под строительство без заключения органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, или при наличии в нем замечаний о нарушении санитарных норм и правил.

Согласно п. 2.2 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» (далее — СП 2.1.7.1038-01):

Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.

В соответствии с п. 2.10 СП 2.1.7.1038-01:

Территориальный ЦГСЭН […] дает заключение об использовании территории бывшего полигона.

Приведенные положения санитарных правил вполне могут быть восприняты исполнителями на местах как по-прежнему действующие.

Обратите внимание!

Возможно, по этой причине законодатель, не имея возможности править санитарные правила, предпринял еще одну попытку доведения своей воли до санитарных врачей.

На основании Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» из предусмотренного п. 2 ст. 12 Федерального закона № 52-ФЗ перечня действий в сфере строительства, когда «должны соблюдаться санитарные правила», исключены слова: «[при] выборе земельных участков под строительство».

Утратившее силу требование о наличии у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания

Согласно абз. 8 ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ (в редакции, действовавшей с 05.04.1999 по 31.07.2011 включительно):

Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания.

На основании подп. «в» п. 7 ст. 31 Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с 01.08.2011 абз. 8 ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ утратил силу.

Однако данное утратившее силу требование продолжает сохраняться в п. 12 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 № 554, согласно которому:

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны иметь официально изданные санитарные правила и методики контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.

29.12.2015 вступило в силу Определение Верховного Суда РФ от 11.12.2015 по делу № АКПИ15-1251 по административному исковому заявлению о признании недействующим п. 12 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 № 554.

Указанным Определением производство по делу прекращено. Верховный Суд РФ поставил спорному пункту следующий «диагноз»:

Оспаривается недействующая часть нормативного правового акта, формально не отмененная, но фактически не действующая в силу издания более позднего акта.

Как действовать?

Очевидно, при продолжающемся бездействии Роспотребнадзора по «расчистке» санитарных правил остаются только 3 способа «подсвечивания» проблемных положений подзаконных актов:

1) направление обращений в Роспотребнадзор;

2) направление обращений в Минюст России;

3) обращение в Верховный Суд РФ с целью получить:

  • решение о признании спорного положения подзаконного акта недействующим;
  • либо определение о прекращении производства по делу в связи с тем, что «оспаривается недействующая часть нормативного правового акта, формально не отмененная, но фактически не действующая в силу издания более позднего акта».

Если заранее не предпринимать мер по расчистке пути от «завалов» прошлых лет, то выход в суд с оспариванием незаконных действий и решений органов санэпиднадзора может обернуться не только потерей времени, но и конфликтом с санитарными врачами в конкретном регионе.

А при нежелании судьи вникать в коллизии закона и подзаконных актов существует риск принять формальное решение: имеется никем не отмененный подзаконный нормативный правовой акт — будем его применять; признание его недействующим — компетенция не наша, а Верховного Суда РФ.

А. В. Кретов,
генеральный директор ООО «Центр правовой экологии»