Содержание статьи:

К какому судебному исполнителю лучше обратиться: к частному или государственному?

Законодательство предусматривает альтернативный способ исполнения исполнительных документов посредством делегирования части полномочий частным судебным исполнителям. Рассмотрим основные отличия в статусе государственного и частного судебного исполнителя.

Подпунктом 1) статьи 1 Закона Республики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» дано определение государственного судебного исполнителя, которым признается должностное лицо, состоящее на государственной службе и выполняющее возложенные на него законом функции по исполнению исполнительных документов.

Частным судебным исполнителем, в соответствии с подпунктом 2) статьи 1 указанного Закона признается гражданин Республики Казахстан, занимающийся частной практикой по исполнению исполнительных документов без образования юридического лица на основании лицензии частного судебного исполнителя, выданной уполномоченным органом (Комитетом по исполнению судебных актов Министерства юстиции Республики Казахстан).

Отличия по объему полномочий

Частный судебный исполнитель также как и государственный вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные Законом «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», однако с некоторыми ограничениями, а в некоторых моментах и запретами.

Возможность применения мер по обеспечению

Так статьей 32 данного Закона предусмотрено право судебного исполнителя принимать меры по обеспечению исполнения исполнительных документов (налагать аресты на имущество должника, производить изъятие имущества должника, запрещать должнику совершать определенные действия и другие меры). При этом пунктом 4 названной статьи предусмотрено, что принятие обеспечительных мер частным судебным исполнителем допускается только после получения санкции суда.

Возможность привлечения должника к административной ответственности

В отличие от государственного судебного исполнителя, частный судебный исполнитель не вправе составлять протоколы об административных правонарушениях совершаемых в рамках исполнительного производства.

Реализация арестованного имущества

В соответствии с пунктом 1 статьи 74 Закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» реализация арестованного имущества, кроме имущества, изъятого по закону из оборота, независимо от оснований ареста и видов имущества производится судебным исполнителем через торговые организации на комиссионных началах, а также на торгах в форме аукциона. Торги в форме аукциона проводятся частными судебными исполнителями самостоятельно, тогда как государственным судебным исполнителем торги проводятся через специализированную торговую организацию. Данное право на самостоятельное проведение торгов безусловно способствует более быстрому исполнению исполнительных документов и удовлетворение требований взыскателей.

Отличия по видам исполнительных документов, которые могут быть приняты к исполнению

Статьей 9 Закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», предусмотрен перечень исполнительных документов, которые могут быть предъявлены на принудительное исполнение.

Основным отличием частного судебного исполнителя от государственного, в части исполнительных документов, которые могут быть приняты к исполнению, является то, что в соответствии с пунктом 1 статьи 138 Закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», частным судебным исполнителем не могут быть приняты к исполнению исполнительные документы, по которым в качестве одной из сторон выступает государство. Все остальные исполнительные документы могут быть приняты частным судебным исполнителем к исполнению без ограничений.

Особенности назначения на должность

Отличия между государственным и частным судебным исполнителем имеются также и в порядке назначения на должность.

Являясь государственным служащим, государственный судебный исполнитель, в соответствии с пунктом 2 статьи 130 Закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», назначается на должность и освобождается от нее руководителем территориального органа, в соответствии с положениями Закона Республики Казахстан «О государственной службе». Тогда как частный судебный исполнитель назначается на должность, в соответствии со статьей 145 Закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» на основании решения уполномоченного органа (Комитета по исполнению судебных актов Министерства юстиции Республики Казахстан) совместно с Республиканской коллегией частных судебных исполнителей.

Ответственность

Законом «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителе» установлена ответственность как государственного так и частного судебного исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей и должностных полномочий. В данном случае это может быть как административная ответственность судебного исполнителя, так и уголовная.

Отличительным моментом ответственности частного судебного исполнителя от государственного является то, что частный судебный исполнитель помимо предусмотренной законодательством ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей и должностных полномочий, обязан возместить причиненный участникам исполнительного производства и другим лицам ущерб, возникший вследствие совершения исполнительного действия, противоречащего законодательству Республики Казахстан. Таким образом, существенным отличительным признаком в деятельности частного судебного исполнителя является обязательное наличие договора страхования своей гражданско-правовой ответственности. Пунктом 1 статьи 146 Закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» установлено, что частный судебный исполнитель не вправе осуществлять свою деятельность в отсутствие договора страхования своей гражданско-правовой ответственности, условия которого определяются соглашением сторон.

Частный судебный исполнитель не вправе совершать исполнительные действия, если сумма взыскания превышает размера страховой суммы по договору страхования его гражданско-правовой ответственности. Тогда как для государственного судебного исполнителя не требуется вовсе какого-либо договора страхования.

Так в соответствии с пунктом 3 статьи 146 Закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», если размер причиненного вреда превысит размер страховой выплаты по индивидуальному договору страхования гражданско-правовой ответственности частного судебного исполнителя, выплаты производятся по общему договору страхования гражданско-правовой ответственности частных судебных исполнителей. Если же размер причиненного вреда превысит размер страховой выплаты по общему договору страхования гражданско-правовой ответственности частных судебных исполнителей Республики Казахстан, частный судебный исполнитель отвечает за причиненный им вред лично принадлежащим ему имуществом и деньгами.

Таким образом, законодателем предусмотрена личная имущественная ответственность каждого частного судебного исполнителя за вред причиненный в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей и должностных полномочий.

Оплата услуг

Наиболее важным и существенным моментом в деятельности частного судебного исполнителя является оплата его услуг.

Так в соответствии с пунктом 2 статьи 138 Закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», исполнительные действия производятся частным судебным исполнителем на возмездной основе.

Согласно статье 118 указанного Закона сумма оплаты деятельности частного судебного исполнителя устанавливается в размере 10% от взысканной суммы или стоимости имущества или 10 МРП с физических лиц и 20 МРП с юридических лиц по исполнительным документам неимущественного характера. Указанная сумма выплачивается только после полного или частичного исполнения исполнительного документа. Если же исполнительный документ денежного характера исполнен частично, то частный судебный исполнитель взыскивает только часть вознаграждения, пропорционально взысканной сумме.

Таким образом, исходя из положений действующего законодательства об исполнительном производстве можно утверждать, что деятельность частного судебного исполнителя направлена на максимально быстрое, полное и эффективное исполнение исполнительного документа, поскольку от этого зависит и оплата деятельности самого частного судебного исполнителя.

Закон Республики Казахстан от 02.04.2010 N 261-IV
«Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей»

Раздел 3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СУДЕБНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Глава 16. Правовое положение частных судебных исполнителей

§ 2. Права, обязанности и ответственность частных судебных исполнителей

Статья 147. Права частного судебного исполнителя

Частный судебный исполнитель вправе:

1) совершать исполнительные действия, предусмотренные настоящим Законом, в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему;

2) открывать в любом банке банковские счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников конторы, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

3) пользоваться услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

4) получать сведения из электронных баз данных государственных регистрирующих органов и иных организаций;

5) осуществлять другие права, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан.

Статья 148. Обязанности частного судебного исполнителя

1. Частный судебный исполнитель обязан:

1) обратиться для регистрации в орган государственных доходов в течение трех рабочих дней после учетной регистрации в уполномоченном органе;

2) совершать исполнительные действия в соответствии с требованиями настоящего Закона и других нормативных правовых актов Республики Казахстан, регулирующих деятельность судебного исполнителя;

3) добросовестно выполнять свои профессиональные обязанности, сохранять конфиденциальность по отношению к обстоятельствам частной жизни физических лиц, не допускать разглашения сведений, составляющих коммерческую или иную охраняемую законом тайну, ставших ему известными в результате его деятельности.

Указанная обязанность остается в силе также после сложения полномочий частного судебного исполнителя. Требование о сохранении тайны обязаны соблюдать также работники конторы частного судебного исполнителя и другие лица, имеющие доступ к названным сведениям;

4) осуществлять своевременную регистрацию исполнительных производств, исполнительских действий и учет имущества в автоматизированной информационной системе по исполнительному производству;

5) соблюдать Кодекс профессиональной чести частных судебных исполнителей;

5-1) предоставлять своевременную и надлежащую информацию в уполномоченный и (или) территориальный органы;

5-2) ежеквартально оплачивать обязательные членские взносы;

6) иметь контору;

7) в случаях, предусмотренных законом, представлять сведения о совершенном исполнительном действии, иные копии документов, а в необходимых случаях — личные объяснения, в том числе по вопросам несоблюдения требований Кодекса профессиональной чести частных судебных исполнителей;

8) при наличии оснований направлять в территориальный орган (отдел) материалы для составления протокола об административном правонарушении;

9) постоянно повышать свою профессиональную квалификацию;

9-1) пройти обучение (повышение квалификации) по вопросам исполнительного производства в течение года после назначения на должность частного судебного исполнителя, в последующем проходить раз в три года;

9-2) в случае приостановления или прекращения действия лицензии либо длительного отсутствия (более одного месяца) известить соответствующую региональную палату частных судебных исполнителей с обязательной передачей материалов исполнительного производства по согласованию с взыскателем другому частному судебному исполнителю;

10) исполнять другие обязанности, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан.

2. Частный судебный исполнитель предоставляет информацию о своей деятельности:

1) региональной палате частных судебных исполнителей и уполномоченному органу и (или) его территориальному органу, форма и сроки которой утверждаются уполномоченным органом;

2) уполномоченному органу по правовой статистике и специальным учетам, форма и сроки которой утверждаются Генеральной прокуратурой Республики Казахстан.

Статья 149. Ограничения деятельности частного судебного исполнителя

Частный судебный исполнитель не вправе заниматься иными видами оплачиваемой деятельности, за исключением научной, преподавательской или творческой деятельности.

Статья 150. Ответственность частного судебного исполнителя

1. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение частным судебным исполнителем возложенных на него обязанностей и должностных полномочий влечет установленную законами Республики Казахстан ответственность.

2. Частный судебный исполнитель обязан возместить причиненный участникам исполнительного производства и другим лицам ущерб, возникший вследствие совершения исполнительного действия, противоречащего законодательству Республики Казахстан.

Частные судебные исполнители рк

57,7% частных судебных исполнителей в РК работают в убыток – эксперты

В Законе РК об исполнительном производстве отсутствует механизм регламентирования расходов частного судебного исполнителя (ЧСИ).

Такой законодательный пробел тормозит развитие института ЧСИ в Казахстане и вызывает волну недовольства со стороны общественности. Реализация 27-го шага пробуксовывает из-за законодательных пробелов. Об этом на встрече представителей Республиканской палаты частных судебных исполнителей РК и представителей частных судебных исполнителей в Астане сообщил судебный исполнитель Литвы, экс-председатель правления частных судебных приставов этой республики Александрас Селезниовас.

В частности, эксперт рассказал о дифференцированных тарифах ЧСИ и о практике вознаграждения судебного исполнителя.

К примеру, в Литве при взыскании суммы долга в 2,9 евро обязательные исполнительные расходы составляют 12 евро, вознаграждение судебного исполнителя 8 евро. В переводе на казахстанскую валюту тенге: при задолженности 1171 тенге расходы составляют 4866 тенге, оплата деятельности судебного исполнителя – 3244 тенге. Но в условиях казахстанской реальности при взыскании административного штрафа в размере 2269 тенге (1 МРП) ЧСИ получит вознаграждение в сумме 567 тенге. Зарубежный эксперт считает это катастрофически низкой суммой, которая не покрывает даже почтовые отправления. Также в странах Прибалтики судебные исполнители помимо исполнения судебных актов оказывают правовые услуги, такие как констатация фактов, банкротство физических и юридических лиц.

Мнение литовского эксперта разделяет главный частный судебный исполнитель Казахстана Сергей Ли. По его словам, ЧСИ, согласно нормам действующего законодательства, обязан направить постановление об истребовании информации о наличии счетов должника во все 32 банка второго уровня республики. При этом стоимость услуг АО «Казпочта» за одно почтовое отправление с уведомлением составляет 418 тенге. Таким образом, расходы только на почту для ЧСИ составят 13 376 тенге.

По этой причине многие ЧСИ не покрывают свои расходы и работают в убыток себе. Так, по информации органов государственных доходов за 2016 год, из 1347 ЧСИ 57,7% не покрывали свои расходы по содержанию конторы, работников.

Частные судебные исполнители рк

К вам пришел судебный исполнитель

В последнее время участились жалобы на работу частных судебных исполнителей. В социальных сетях люди жалуются, что у них арестовывают банковские счета, сообщают о заочных судебных решениях о взыскании штрафов, при этом сами граждане часто оказываются попросту поставлены перед фактом. При этом частный судебный исполнитель еще и требует оплату за свои услуги. Аbctv.kz вместе с Министерством юстиции объясняет, какие полномочия есть у частного судебного исполнителя и что делать людям, если судебный исполнитель превысил свои полномочия.

– По каким делам может работать частный судебный исполнитель? Кто вообще к ним обращается?

– Вся деятельность частных судебных исполнителей четко регламентирована Законом «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей». Пункт 1 статьи 138 этого закона гласит, что к исполнению частным судебным исполнителем принимаются все исполнительные документы, за исключением тех, где одной из сторон является государство. Закон четко оговаривает весь перечень таких документов:

1) о взыскании с государства;

2) о взыскании с юридического лица, 50% и более голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству и аффилированным с ним юридическим лицам;

3) о взыскании с субъектов естественных монополий или субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке товаров и услуг;

4) о взыскании в пользу государства, по которым размер взыскания превышает тысячу месячных расчетных показателей (в 2018 году 1 МРП составляет 2405 тенге);

5) о конфискации имущества либо о передаче имущества государству;

6) о выселении, вселении, сносах, изъятиях земельных участков и других категорий дел, производимых в интересах государства.

Таким образом, если исполнительное производство не относится к этим шести пунктам, частный судебный исполнитель может его принять как от физического, так и от юридического лица.

– Как вообще работает этот механизм? Почему судебный исполнитель просто ставит «перед фактом» и начинает требовать деньги?

– Просто «ставить перед фактом» вас не должны, объясняют в Министерстве юстиции. Порядок действий как органа, налагающего штраф, так и судебного исполнителя, к которому обратились за принудительным взысканием, четко прописан в законодательстве.

Так, в соответствии с требованиями Закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» и Кодекса РК об административных правонарушениях, судебный исполнитель принимает постановления на принудительное исполнение от уполномоченного органа. Постановлению о принудительном исполнении должна предшествовать работа госоргана, наложившего штраф, с самим нарушителем – по добровольному исполнению взыскания. И только в случае отказа правонарушителя исполнить взыскание в добровольном порядке принимается решение о принудительном исполнении.

При этом сам правонарушитель обязан предоставить в уполномоченный орган подтверждающие документы об уплате административного штрафа. Если документы не предоставлены, госорган может и не узнать, что штраф оплачен, и принять меры по принудительному взысканию.

Таким образом, государственный орган, наложивший административный штраф, обязан принять все меры для взыскания данного штрафа в добровольном порядке в течение 30 дней либо до трех месяцев путем взыскания наличными денежными средствами, уплаченными должником в добровольном порядке, либо путем направления постановления по месту работы должника, либо по месту получения пенсии, стипендии, либо по месту, где должник имеет источник дохода.

Только по истечении срока добровольного исполнения в случае если должник уклоняется от добровольной уплаты и не работает, не является получателем пенсии и стипендии, не имеет других источников дохода, то орган, наложивший административный штраф, выносит мотивированное постановление о принудительном исполнении и направляет региональную палату частных судебных исполнителей. К постановлению о взыскании штрафа на принудительное исполнение обязательно прилагается копия документа, подтверждающего факт надлежащего извещения лица о добровольной уплате штрафа и справка налогового органа о непоступлении суммы штрафа.

– Может ли частный судебный исполнитель наложить арест на банковские счета?

– Да, может. Согласно статье 31 Закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», основанием для применения мер принудительного исполнения является исполнительный документ, принятый судебным исполнителем к своему производству. В соответствии со статьей 32 закона судебный исполнитель обязан принять меры по обеспечению исполнения исполнительных документов.

Мерами по обеспечению исполнения исполнительных документов являются наложение ареста на имущество должника, включая деньги и ценные бумаги, находящиеся у него либо у иных физических или юридических лиц (в том числе в банках и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, а также в страховых организациях).

– Если я уже давно оплатил штраф, но судебный исполнитель почему-то не в курсе этого и требует повторной уплаты не только штрафа, но еще и его работы?

– Видимо, штраф вы оплатили, но не предоставили подтверждающие документы в уполномоченный орган (который наложил на вас штраф). Поэтому вам необходимо предоставить частному судебному исполнителю подтверждающий оплату документ, после чего частным судебным исполнителем будут приняты меры по прекращению исполнительного производства и отмене всех принятых мер обеспечения исполнения. При таких обстоятельствах оплата деятельности частного судебного исполнителя не производится, поскольку сумма штрафа оплачена до возбуждения исполнительного производства.

– Получается, я все оплатил, они платеж потеряли где-то, и мне теперь снова бегать и доказывать, что ничего не должен?

– К сожалению, такие сбои в системах случаются. Поэтому, если, к примеру, вам оформили штраф за нарушение ПДД, лучше самому проехать после уплаты штрафа в дорожную полицию и зарегистрировать квитанцию об оплате.

Над налаживанием системы информационного взаимодействия госорганы активно работают. В Министерстве юстиции рассказали, что для решения задач по получению от всех государственных органов, являющихся субъектами административной практики, исполнительных документов в форме электронного документа уже прорабатывается вопрос по информационному взаимодействию двух систем – Автоматизированной информационной системы органов исполнительного производства (АИС ОИП) с Единым реестром административных производств (ЕРАП). Запланированы разработка и тестирование информационного взаимодействия, ввод в промышленную эксплуатацию запланирован на 2018 года. С введением этой системы в действие в электронном формате будет отражена информация об отсутствии оплаты суммы административного штрафа.

– Если частный судебный исполнитель явно превышает свои полномочия, что делать и куда жаловаться?

– Полномочия частных судебных исполнителей четко определены Законом «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», и за их превышение предусмотрена ответственность.

Так, ответственность частного судебного исполнителя предусмотрена статьей 150 закона, согласно которой неисполнение либо ненадлежащее исполнение частным судебным исполнителем возложенных на него обязанностей и должностных полномочий влечет установленную законами Республики Казахстан ответственность. А именно: частный судебный исполнитель обязан возместить причиненный участникам исполнительного производства и другим лицам ущерб, возникший вследствие совершения исполнительного действия, противоречащего законодательству Республики Казахстан.

В соответствии со статьей 127 закона решение и действие (бездействие) судебного исполнителя по исполнению исполнительного документа или отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы в суде в порядке и сроки, предусмотренные гражданским законодательством Республики Казахстан.

Также контроль над законностью совершаемых исполнительных действий и соблюдением правил делопроизводства частным судебным исполнителем осуществляется уполномоченным органом, его территориальными органами, Республиканской палатой и региональными палатами частных судебных исполнителей, в связи с чем стороны исполнительного производства имеют право обратиться с соответствующим заявлением по своему усмотрению в указанные органы осуществляющий контроль.

– Эти жалобы вообще рассматривают?

– Обязательно. По данным Министерства юстиции, в 2017 году поступило 2668 жалоб, за I квартал 2018 года – 680 жалоб. За нарушение законодательства в отношении частных судебных исполнителей принимаются меры дисциплинарной ответственности, а также по приостановлению и прекращению действия лицензии.

Так, в прошлом году 1071 частный судебный исполнитель привлечен к дисциплинарной ответственности, 85 лицензий приостановлено, 28 лицензий прекращено. За I квартал 2018 года 139 ЧСИ привлечены к дисциплинарной ответственности, 35 лицензий приостановлено, девять лицензий прекращено.

В Минюсте приводят такой пример: у частного судебного исполнителя находилось исполнительное производство о взыскании с физлица задолженности в размере 527220 тенге. Частный судебный исполнитель начал производить действия по проникновению в жилье должника и описи и ареста его имущества. Тогда как, согласно статье 25 Конституции, жилище является неприкосновенным объектом. Действия судебного исполнителя были признаны незаконными, и, принимая во внимание факты неоднократного нарушения требований действующего законодательства, действие лицензии на право занятия деятельностью частного судебного исполнителя было прекращено.

В Министерстве юстиции подчеркивают: для исключения возникновения проблемных вопросов при исполнении судебных актов самим гражданам необходимо своевременно принимать меры по погашению имеющейся задолженности, а также своевременно судебных и иных актов, до предъявления исполнительных документов к исполнению.

Об утверждении Правил делопроизводства в конторе частного судебного исполнителя

Приказ и.о. Министра юстиции Республики Казахстан от 3 ноября 2010 года № 306. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 9 ноября 2010 года № 6628. Утратил силу приказом и.о. Министра юстиции Республики Казахстан от 7 марта 2014 года № 97

Сноска. Утратил силу приказом и.о. Министра юстиции РК от 07.03.2014 № 97 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Примечание РЦПИ!
Порядок введения в действие приказа см. п. 3

В соответствии с подпунктом 7) пункта 2 статьи 167, статьей 174 Закона Республики Казахстан от 2 апреля 2010 года «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила делопроизводства в конторе частного судебного исполнителя.
2. Признать утратившим силу приказ Председателя Комитета по судебному администрированию при Верховном Суде Республики Казахстан от 26 апреля 2010 года № 01-01-31/140 «Об утверждении Правил делопроизводства в конторе частного судебного исполнителя» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 6252).
3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

И.о. Министра Д. Куставлетов

Утверждены
приказом и.о. Министра юстиции
Республики Казахстан
от 3 ноября 2010 года № 306

Правила
делопроизводства в конторе частного судебного исполнителя

1. Общие положения

1. Правила делопроизводства в конторе частного судебного исполнителя (далее — Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 7) пункта 2 статьи 167, статьей 174 Закона Республики Казахстан от 2 апреля 2010 года «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» (далее — Закон) и устанавливают единый порядок ведения делопроизводства в частном исполнении.
2. В соответствии со статьей 8 Закона язык исполнительного производства и делопроизводства, связанного с его ведением, устанавливается с учетом языка судебного решения или иного документа, подлежащего исполнению.
При совершении исполнительных действий участники исполнительного производства в случае, если они не владеют языком, на котором ведется исполнительное производство, могут по собственной инициативе или по предложению судебного исполнителя пригласить переводчика.
3. Организация и правильное ведение делопроизводства и архива судебного исполнителя, занимающегося частной практикой, лежит на частном судебном исполнителе.
4. При прекращении действия лицензии частного судебного исполнителя региональная коллегия частных судебных исполнителей по поручению уполномоченного органа принимает меры по передаче архива, средств текущего счета частного судебного исполнителя, у которого прекращено действие лицензии, другому частному судебному исполнителю, а также по изъятию лицензии судебного исполнителя для передачи ее уполномоченному органу и уничтожению личной печати частного судебного исполнителя.

2. Подготовка служебных документов

5. В документах организационно-распорядительного характера, исходящих от частных судебных исполнителей, следует указывать наименование конторы частного судебного исполнителя или фамилию, имя, отчество частного судебного исполнителя, занимающегося частной практикой, почтовый адрес и территорию деятельности частного судебного исполнителя, по которому частным судебным исполнителем осуществляется исполнительная деятельность. Наименование вида документа (протокол, постановление, акт, представление, запрос) печатается прописными буквами и указывается заголовок документа.
Заголовок должен быть предельно кратким и точно отражать содержание документа.
6. При написании адреса на документе необходимо соблюдать следующие реквизиты:
документ адресуется организации (организациям), ее структурному подразделению или конкретному лицу;
почтовый адрес корреспондента указывается полностью после названия организации (организаций), которой направляется документ. В том случае, когда документ направляется гражданам, сначала указывается почтовый адрес, а затем фамилия и инициалы получателя.
7. Датирование документов производится двумя способами:
путем написания числа, месяца и года, например: 15 сентября 2008 года;
тремя парами арабских цифр, например: 15.09.08 г.
Если документ составлен не на бланке, дата проставляется ниже подписи с левой стороны документа.
8. Все экземпляры служебных документов должны быть подписаны.
В состав подписи документа должны входить: наименование должности лица, подписавшего документ, личная подпись и его расшифровка, например: «частный судебный исполнитель (подпись) Е.Ж. Жунусов».
9. Приложения к документу перечисляются после текста документа с указанием количества листов в каждом приложении и числа их экземпляров.
Если документ имеет приложения, упоминаемые в тексте, то в приложении следует указать лишь количество листов и число экземпляров.
10. При ответе на запрос необходимо делать ссылку на номер и дату документа — запроса.

3. Прием, регистрация и отправление документов

11. Регистрации подлежат документы (в том числе заявления), поступившие в контору частного судебного исполнителя.
12. При приеме поступивших документов, прежде всего, отбираются документы, доставленные не по назначению, а также проверяется целостность вложения. Ошибочно доставленные документы пересылаются по принадлежности.
В том случае, если обнаружено отсутствие документов или приложений к ним, об этом делается сообщение отправителю (в письменной, либо устной форме).
13. Для учета документов и контроля за их исполнением частные судебные исполнители ведут следующие журналы, которые должны быть прошнурованы, пронумерованы и скреплены подписью и печатью частного судебного исполнителя:
журнал входящей корреспонденции (приложение 1);
журнал исходящей корреспонденции (приложение 2);
журнал учета исполнительных документов (приложение 3);
книга учета сумм на текущем счете (депозитная книга) (приложение 4).
Учет также ведется в автоматизированной системе учета и контроля исполнительного производства.
Документы, поступающие к частному судебному исполнителю проходят регистрацию в журнале входящей корреспонденции.
На полученном документе на нижнем поле первого листа справа проставляется дата и номер его регистрации (приложение 5), который соответствует порядковому номеру в журнале входящей корреспонденции, а также номер наряда, в который документ будет подшиваться.
Сноска. Пункт 13 с изменениями, внесенными приказом Министра юстиции РК от 28.06.2012 № 238 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
14. Исполнительные документы регистрируются в книге учета исполнительных документов и вносятся в автоматизированную систему учета и контроля исполнительного производства.
15. Исходящие документы регистрируются в журнале исходящей корреспонденции.
На документе проставляется регистрационный номер, который соответствует порядковому номеру в журнале исходящей корреспонденции, а также номер наряда, в котором будет храниться его копия.
16. Корреспонденция направляется адресатам по почте или нарочно.

4. Составление номенклатуры дел

17. Документы судебного исполнителя, занимающегося частной практикой, после их исполнения группируются в дела, представляющие собой совокупность документов, относящихся к определенному вопросу.
Классификация документов закрепляется в номенклатуре дел, которая представляет собой систематизированный перечень заголовков дел, заводимых в делопроизводстве с указанием сроков их хранения.
18. Номенклатура дел частных судебных исполнителей составляется территориальными органами уполномоченного органа совместно с региональными коллегиями частных судебных исполнителей.
Номенклатура дел печатается в 4-х экземплярах и вводится в действие с 1 января соответствующего года.
Первый экземпляр номенклатуры дел хранится у частного судебного исполнителя, второй используется в качестве рабочего, третий передается в архив региональной коллегии частных судебных исполнителей, четвертый в государственный архив.
19. В номенклатуре дел предусматриваются резервные номера, с тем, чтобы в случае необходимости в течение года завести дополнительные наряды, не предусмотренные ранее.
20. По окончании года в номенклатуру дел вносится итоговая запись о количестве заведенных нарядов.
Экземпляр номенклатуры дел, как учетный документ для дел временного хранения, остается в архиве судебного исполнителя, занимающегося частной практикой, постоянно.
21. В наряды группируются документы одного года. Внутри наряда они систематизируются в хронологическом порядке, причем документ-ответ должен располагаться после документа-запроса.
22. Статистические отчеты должны подшиваться в наряде того года, к которому они относятся по содержанию независимо от времени их составления.

5. Формирование, хранение документов и подготовка их в архив

23. При формировании нарядов необходимо соблюдать следующие требования:
помещать в наряды исполненные, правильно оформленные документы в соответствии с утвержденной номенклатурой дел;
помещать вместе все документы, относящиеся к разрешению одного вопроса;
группировать в наряды документы одного года, за исключением переходящих дел;
раздельно формировать в наряды документы постоянного и временного хранения;
в наряды не подшиваются не относящиеся к ним документы, подлежащие возврату, лишние экземпляры, черновики;
количество листов в наряде не должно превышать двести пятьдесят.
24. Письма, обращения и жалобы граждан по вопросам работы частного судебного исполнителя и все документы по их рассмотрению и исполнению группируются отдельно от заявлений граждан по личным вопросам.
25. В зависимости от сроков хранения проводится полное или частичное оформление дел. Полному оформлению подлежат дела постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу. Полное оформление дела предусматривает: оформление реквизитов обложки дела; нумерацию листов в деле; составление листа-заверителя дела; составление в необходимых случаях внутренней описи документов дела.
26. Обложки нарядов оформляются:
наряды постоянного и временного хранения заключаются в твердую обложку и прошиваются прочными нитками в четыре прокола, надписи на обложках производятся чернилами, в конце на отдельном листе ставится заверительная надпись по форме, например: «в наряде прошнуровано и пронумеровано на 250 (двести пятидесяти) листах. Ответственный за архив — подпись, дата»;
наряды временного (до десяти лет включительно) хранения подлежат частичному оформлению — допускается хранение в скоросшивателях, листы не нумеруются, заверительные надписи не составляются.
27. На завершенные в делопроизводстве частного судебного исполнителя наряды постоянного и временного хранения и наряды по личному составу, прошедшие экспертизу ценностей, сформированные и оформленные в соответствии с Типовыми правилами документирования и управления документацией в государственных и негосударственных организациях, утвержденных приказом и.о. Министра культуры и информации Республики Казахстан от 25 сентября 2009 года № 128 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 5834), составляются описи нарядов.
Опись нарядов — это систематизированный перечень заголовков нарядов, раскрывающий состав и содержание нарядов.
Опись нарядов составляется в двух экземплярах, один из которых передается вместе с делами в архив, а второй остается в качестве контрольного у частного судебного исполнителя.
На документы, отобранные к уничтожению, составляется акт в двух экземплярах (приложение 6), который рассматривается одновременно с описями нарядов и утверждается частным судебным исполнителем, после чего наряды, выделенные к уничтожению, уничтожаются.

6. Печать частного судебного исполнителя

28. Частный судебный исполнитель имеет личную печать (далее — печать) с указанием своей фамилии, имени, отчества, а также наименования региональной коллегии частных судебных исполнителей, исполнительного округа, номера лицензии.
Печать изготавливается из металла (металлических сплавов), характеризуется высоким качеством изготовления защищенностью от подделок, долговечностью и стойкостью к красителям, с надписью на государственном языке. Также частный судебный исполнитель имеет штампы и личные бланки.
29. Написание фамилии, имени и отчества частного судебного исполнителя в тексте печати производится согласно документу, удостоверяющему личность.
30. Заказ на изготовление печатей частных судебных исполнителей осуществляется в централизованном порядке, по письменному заказу региональной коллегии.
Выдача печатей производится под роспись в специально заведенном журнале, пронумерованном, прошнурованном и скрепленным печатью соответствующего органа.
Журнал является документом строгой отчетности и постоянного хранения.
31. Печать частного судебного исполнителя используется им для скрепления своей подписи на тексте (удостоверительной надписи), на постановлении или поручении. Не допускается проставление печати на документах, не связанных с деятельностью частного судебного исполнения.
32. При утрате или хищении печати, частный судебный исполнитель незамедлительно сообщает в территориальный орган уполномоченного органа и в региональную коллегию частных судебных исполнителей.
33. При прекращении лицензии частного судебного исполнителя территориальный орган и региональная коллегия частных судебных исполнителей принимают меры по изъятию и комиссионному уничтожению печати частного судебного исполнителя путем деформирования, не позволяющим использовать ее по назначению, о чем составляется соответствующий акт.
34. В случае приостановления действия лицензии частного судебного исполнителя, печать упаковывается и пломбируется, сдается на временное хранение в территориальный орган.
35. При пользовании личными печатями применяется только синий и фиолетовый красители, не допуская применения черного или многоцветного красителей.
36. Информация об утрате действия и недействительности уничтоженных печатей публикуется уполномоченным или территориальным органом в республиканских или местных печатных изданиях.

Приложение 1
к Правилам делопроизводства
в конторе частного судебного исполнителя