Глава 2. Горизонтальная дорожная разметка

Постоянная разметка имеет белый цвет, кроме линий разметки 1.4, 1.10, 1.17.1, 1.17.2, 1.26, имеющих желтый цвет. Линии разметки 1.1–1.3, 1.5, 1.6, 1.11 могут иметь желтый цвет в случаях, определенных настоящим приложением. Разметка 1.14.2 имеет элементы желтого цвета.

Временная разметка имеет оранжевый цвет и используется в местах производства ремонтных и других работ на дороге, в случаях оперативного изменения в организации дорожного движения, связанного с обеспечением его безопасности или проведением специальных мероприятий.

Если временная разметка противоречит постоянной, участники дорожного движения должны руководствоваться временной разметкой.

4. Линии разметки 1.1–1.3 пересекать запрещается, за исключением случаев применения линии разметки 1.1 для обозначения границ мест стоянки транспортных средств и линии разметки 1.2 белого цвета, располагающейся справа от водителя для остановки транспортного средства на обочине (слева от водителя для выезда транспортного средства с обочины после его остановки), а также в случаях разделения пешеходных и велосипедных потоков на тротуарах и в других местах, разделения велосипедных потоков на велосипедной дорожке с двусторонним движением велосипедов.

Линию разметки 1.1 разрешается пересекать также для обгона одиночного транспортного средства, движущегося со скоростью менее 30 км/ч, и для объезда неподвижного препятствия на дороге, создающего опасность для движения.

  • 5. Линии разметки 1.5–1.8 разрешается пересекать с любой стороны, кроме перекрестков, на которых не организовано круговое движение.
  • 6. Линию разметки 1.9 на участке дороги между реверсивными светофорами разрешается пересекать, если она расположена справа от водителя. При включенных зеленых сигналах реверсивных светофоров линию разметки 1.9 разрешается пересекать с любой стороны, если она разделяет полосы, по которым движение разрешено в одном направлении. При отключении реверсивных светофоров водитель должен немедленно перестроиться вправо за линию разметки 1.9. При выключенных реверсивных светофорах или запрещающем сигнале на них линию разметки 1.9, находящуюся слева, пересекать запрещается.
  • 7. Линию разметки 1.11 разрешается пересекать только со стороны прерывистой линии, а со стороны сплошной — только при завершении обгона или объезда препятствия.
  • 8. В случаях, когда значения линий разметки и дорожных знаков противоречат друг другу, участники дорожного движения должны руководствоваться дорожными знаками.
  • 9. Устанавливаются следующие виды и назначения разметки:
  • 1.1.

    — 1.18.1 — только прямо;

    — 1.18.2 — только направо;

    — 1.18.3 — налево, а также на разворот в случае нанесения разметки в крайней левой полосе движения в данном направлении;

    — 1.18.4 — прямо и направо;

    — 1.18.5 — прямо и налево, а также на разворот в случае нанесения разметки в крайней левой полосе движения в данном направлении;

    — 1.18.6 — направо и налево, а также на разворот из крайней левой полосы в данном направлении;

    — 1.18.7 — на ближайшую проезжую часть дороги поворот направо запрещен, на следующем пересечении – прямо и направо;

    — 1.18.8 — на ближайшую проезжую часть дороги поворот налево запрещен, на следующем пересечении — прямо и налево, а также на разворот в случае нанесения разметки в крайней левой полосе движения в данном направлении;

    — 1.18.9 — на ближайшую проезжую часть дороги поворот направо запрещен, на следующем пересечении — направо;

    — 1.18.10 — на ближайшую проезжую часть дороги поворот налево запрещен, на следующем пересечении — налево, а также на разворот в случае нанесения разметки в крайней левой полосе движения в данном направлении;

    — 1.18.11 — на разворот;

    — 1.18.12 — прямо и на разворот
    1.19.

    Обозначение приближения к школе.

    Примечание. Применение линий разметок 1.24.1–1.24.3, 1.27–1.34 не является обязательным, решение об их нанесении принимается владельцами дорог по согласованию с ГАИ.

    • ПДД он-лайн
    • ПДР на Беларускай мове
    • Rules of the road
    • ПДД для Android
    • ПДД для iPhone
    • ПДД в формате FB2
    • Стаж водителя
    • Административная ответственность
    • Уголовная ответственность
    • История Правил
    • Последние изменения в ПДД
    • Правила дорожного движения
    • Приложение 1. Дорожные светофоры
    • Приложение 2. Дорожные знаки
    • Приложение 3. Дорожная разметка
      • Глава 1. Общие положения
      • Глава 2. Горизонтальная дорожная разметка
      • Глава 3. Вертикальная дорожная разметка
    • Приложение 4. Перечень неисправностей
    • Приложение 5. Опознавательные знаки транспортных средств

    © ООО «Новый поворот», 2007—2018. Обратная связь
    Перепечатка материалов сайта только после согласования

    Экзамен ПДД

    Линии горизонтальной разметки имеют белый цвет.

    Синий цвет имеет линия 1.1, если ею обозначаются площадки для парковки, отведенные на проезжей части.

    Желтый цвет имеют линии 1.4, 1.10.1, 1.10.2, 1.17, а также линия 1.2, если ею обозначаются границы полосы для движения маршрутных транспортных средств.

    Красно-белый цвет имеют линии 1.14.3-1.14.5, 1.15. Оранжевый цвет имеют линии временной разметки.

    Разметка 1.25-1.28 дублирует изображение знаков.

    Горизонтальная разметка имеет следующее значение:

    обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен;

    обозначает границы мест стоянки транспортных средств, площадок для парковки и край проезжей части дорог, не отнесенных по условиям движения к автомагистралям;

    В местах, где на полосу маршрутных транспортных средств разрешен заезд другим транспортным средствам, эта линия может быть прерывистой;

    Линии 1.1 и 1.3 пересекать запрещается. Если линией 1.1 обозначено место стоянки, площадка для парковки или край проезжей части, смежный с обочиной, эту линию пересекать разрешается.

    Как исключение, при условии обеспечения безопасности дорожного движения, разрешается пересекать линию 1.1 для объезда неподвижного препятствия, размеры которого не дают возможности осуществить его безопасный объезд, не пересекая эту линию, а также обгона одиночных транспортных средств, движущихся со скоростью менее 30 км/ч.

    Линию 1.2 разрешается пересекать в случае вынужденной остановки, если этой линией обозначен край проезжей части, смежный с обочиной.

    Линии 1.5-1.8 пересекать разрешается с любой стороны.

    На участке дороги между реверсивными светофорами линию 1.9 разрешается пересекать, если она расположена справа от водителя.

    При включенных сигналах зеленого цвета в реверсивных светофорах линию 1.9 разрешается пересекать с любой стороны, если она разделяет полосы, по которым движение разрешено в одном направлении. В случае выключения реверсивных светофоров водитель должен немедленно перестроиться направо за линию разметки 1.9.

    Линию 1.9, находящуюся слева, при выключенных реверсивных светофорах пересекать запрещается.

    Линию 1.11 разрешается пересекать только со стороны ее прерывистой части, а со стороны сплошной – только по завершении обгона или объезда препятствия.

    Полосы вертикальной разметки имеют черно-белый цвет.

    Красно-белый цвет имеют полосы 2.3.

    Желтый цвет имеет линия 2.7.

    Горизонтальная и вертикальная дорожная разметка

    Горизонтальная разметка

    Горизонтальная разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части) устанавливает определенные режимы и порядок движения либо содержит иную информацию для участников дорожного движения.

    Горизонтальная разметка может быть постоянной или временной. Постоянная разметка имеет белый цвет, кроме линий 1.4 , 1.10 , 1.17 и 1.26 желтого цвета, временная — оранжевый цвет.

    Неширокая сплошная линия

    • Разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах;
    • Обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен;
    • Обозначает границы стояночных мест транспортных средств.

    Обозначает край проезжей части.

    Двойная сплошная линия

    Разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах с четырьмя и более полосами для движения в обоих направлениях, с двумя или тремя полосами — при ширине полос более 3,75 м.

    Желтая сплошная линия

    Обозначает места, где запрещена остановка транспортных средств.

    Прерывистая линия белого цвета, с длиной штрихов втрое короче промежутков между ними

    • разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих две или три полосы;
    • обозначает границы полос движения при наличии двух и более полос, предназначенных для движения в одном направлении.

    Линия приближения прерывистая линия, у которой длина штрихов в 3 раза превышает промежутки между ними

    Предупреждает о приближении к разметке 1.1 или 1.11 , которая разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений.

    Прерывистая линия с короткими штрихами и равными им промежутками

    Обозначает полосы движения в пределах перекрестка.

    Широкая прерывистая линия

    Обозначает границу между полосой разгона или торможения и основной полосой проезжей части.

    Двойная прерывистая линия

    • Обозначает границы полос движения, на которых осуществляется реверсивное регулирование;
    • Разделяет транспортные потоки противоположных направлений (при выключенных реверсивных светофорах) на дорогах, где осуществляется реверсивное регулирование.

    Обозначает места, где запрещена стоянка.

    • Разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений на участках дорог, где перестроение разрешено только из одной полосы;
    • Обозначает места, где необходимо разрешить движение только со стороны прерывистой линии (в местах разворота, въезда и выезда с прилегающей территории).

    Указывает место, где водитель должен остановиться при наличии знака 2.5 или при запрещающем сигнале светофора (регулировщика).

    Указывает место, где водитель должен при необходимости остановиться, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге.

    Обозначает пешеходный переход. Стрелы разметки 1.14.2 указывают направление движения пешеходов.

    Обозначает место, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть.

    Обозначает островки, разделяющие транспортные потоки противоположных направлений.

    Обозначает островки, разделяющие транспортные потоки одного направления.

    Обозначает островки в местах слияния транспортных потоков.

    Обозначает места остановок маршрутных транспортных средств и стоянки такси.

    Указывает разрешенные на перекрестке направления движения по полосам.

    • Разметка с изображением тупика наносится для указания того, что поворот на ближайшую проезжую часть запрещен;
    • Разметка, разрешающая поворот налево из крайней левой полосы, разрешает и разворот.

    Предупреждает о приближении к сужению проезжей части (участку, где уменьшается количество полос движения в данном направлении) или к линиям разметки 1.1 или 1.11 , разделяющим транспортные потоки противоположных направлений.

    Предупреждает о приближении к разметке 1.13

    Предупреждает о приближении к разметке 1.12 , когда она применяется со знаком 2.5

    Обозначает номер дороги.

    Полоса для маршрутных транспортных средств

    Обозначает специальную полосу для маршрутных транспортных средств.

    Обозначение пешеходной дорожки или пешеходной части дорожки, предназначенной для совместного движения пешеходов и велосипедов.

    Обозначение велосипедной дорожки (части дорожки) или полосы.

    Дублирование предупреждающих дорожных знаков.

    Дублирование запрещающих дорожных знаков.

    Дублирование дорожного знака «Инвалиды».

    • дублирование дорожного знака «Фотовидеофиксация» и (или) обозначение участков дороги, на которых может осуществляться фотовидеофиксация;
    • разметка 1.24.4 может применяться самостоятельно.

    • дублирование таблички 8.4.3.1 ;
    • разметка 1.24.5 может применяться самостоятельно.

    Обозначение искусственных неровностей по ГОСТу Р 52605-2006.

    Обозначает участок перекрестка, на который запрещается выезжать, если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, за исключением поворота направо или налево в случаях, установленных настоящими Правилами. Разметка может применяться самостоятельно либо совместно с дорожным знаком 1.35 .

    Линии 1.1 , 1.2 и 1.3 пересекать запрещается.

    Линию 1.2 допускается пересекать для остановки транспортного средства на обочине и при выезде с нее в местах, где разрешена остановка или стоянка.

    Линии 1.5 , 1.6 , 1.7 , 1.8 пересекать разрешается с любой стороны.

    Линию 1.9 при отсутствии реверсивных светофоров или когда они отключены разрешается пересекать, если она расположена справа от водителя; при включенных реверсивных светофорах — с любой стороны, если она разделяет полосы, по которым движение разрешено в одном направлении. При отключении реверсивных светофоров водитель должен немедленно перестроиться вправо за линию разметки 1.9 .

    Линию 1.9 , разделяющую транспортные потоки противоположных направлений, при выключенных реверсивных светофорах пересекать запрещается.

    Линию 1.11 разрешается пересекать со стороны прерывистой линии, а также и со стороны сплошной линии, но только при завершении обгона или объезда.

    В случаях если значения дорожных знаков, в том числе временных, и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками. В случаях если линии временной разметки и линии постоянной разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться линиями временной разметки.

    Вертикальная разметка

    Вертикальная разметка в виде сочетания черных и белых полос на дорожных сооружениях и элементах оборудования дорог показывает их габариты и служит средством зрительного ориентирования.

    Разметка 1.2.1

    В прошлом комментарии мы затронули самую коварную линию горизонтальной дорожной разметки, назвав ее «одинарная сплошная». Но в богатом арсенале средств регулирования дорожного движения существует еще одна «одинарная сплошная» линия разметки. Однако ее цифровое обозначение не 1.1, а 1.2.1.

    К сожалению, бывает, что водители путают эти две абсолютно разные по значению и принципам действия горизонтальные разметки. Давайте попробуем разобраться. А для этого приведем конкретный пример одновременного применения этих двух видов разметки.

    Как видно из рисунка, первым явным отличием, видимым даже невооруженным глазом, является место применения разметки.

    Разметка 1.1 разграничивает полосы движения (в данном случае – для движения в противоположных направлениях). Поэтому «одинарная сплошная» разметка 1.1 используется «ВНУТРИ» проезжей части.

    А вот разметка 1.2.1 наносится «СНАРУЖИ» — по краю проезжей части — и обозначает место, где собственно и заканчивается проезжая часть дороги. Чаще всего эта разметка разделяет проезжую часть и обочину. (Кстати, именно поэтому разметку 1.2.1 называют «краевая линия»).

    Весьма принципиальным для водителя является еще один вопрос: МОЖНО ЛИ ПЕРЕСЕКАТЬ «одинарную сплошную» линию разметки 1.2.1?

    В принципе, Правила запрещают пересекать эту линию разметки. Однако «одинарную сплошную» 1.2.1 можно пересечь для совершения остановки и стоянки транспортного средства, а также для выезда с обочины на проезжую часть после их совершения.

    Единственное условие – это отсутствие запрета на совершение остановки и стоянки на данном участке дороги.

    Обратимся к конкретному примеру.

    Правомерность совершения остановки (или стоянки) в местечке Б не вызывает сомнений. В соответствии с требованиями Правил (раздел 12) остановка и стоянка могут быть совершены на правой стороне дороги – на обочине.

    Именно поэтому водитель транспортного средства имеет полное право пересечь сплошную линию разметки 1.2.1 и остановиться в позиции Б.

    А вот в случае А – так же за сплошной линией разметки, но на разделительной полосе – остановка и стоянка строго запрещены. Именно поэтому водителю в данном случае запрещается пересекать данную «одинарную сплошную».

    Подведем итог. «Одинарная сплошная» линия разметки 1.2.1 используется для того, чтобы обозначить край проезжей части дороги. Ее категорически запрещается пересекать при движении, но разрешается для осуществления остановки и стоянки, если они на данном участке дороги не запрещены Правилами.

    Если данная информация была для вас полезна, напишите, пожалуйста, об этом в комментариях. Если возникнут вопросы, пишите, обязательно постараюсь вам помочь.

    Пдд онлайн от команды autoass!

    Содержание статьи:

    • разметка 1 2 1
    • разметка 1 2
    • можно ли пересекать сплошную линию на обочине
    • дорожная разметка 2015 с пояснениями

    Есть ли понятие края проезжей части? Разметка 1.2.1 может проходить по самому краю проезжей части (твердого покрытия), но бывает ее наносят от края проезжей части на расстоянии метра и более.При этом грунтовая обочина тоже есть.

    Таким образом уменьшается полоса движения.Водители вынужденно принимают вправо, идя на нарушение, чтобы не создавать затор на дороге. Делается это специально или все таки так и должно быть? Как отправить вам фото такой разметки? Спасибо.

    Понятие «край проезжей части» действительно отсутствует. Просто в нем нет надобности.

    Край проезжей части — это не край асфальтового покрытия.

    Край проезжей части — это граница собственно проезжей части и обочины (или тротуара).

    Разметка 1.2.1 именно показывает место, где заканчивается проезжая часть и начинается обочина.

    Дело еще в том, что, согласно ПДД, обочина может отличаться по характеру покрытия от проезжей части, а может и не отличаться.

    Все-таки так и остается важным вопрос — на каком расстоянии от края обочины должна быть нанесена данная разметка? При условиях дороги — дорога поворачивает на 180 градусов — разворот, две полосы движения в 2-х направлениях, разделенные между собой центральной сплошной линией разметки 1.1 и по краю нанесена разметка 1.2.1 за ней металлический отбойник, но расстояние между ними НЕПОНЯТНО какое и в этом основной вопрос. Дайте разъяснение — какое должно быть по ГОСТ это расстояние? Спасибо!

    Мария, спешу Вам сказать, что данная разметка не может наносится на каком-то расстоянии от края проезжей части. Она сама и есть этот самый край.

    При повороте налево или развороте, разрешено пересекать трамвайные пути, выделенные разметкой 1.2.1? (перекресток нерегулируемый, знаков 5.15.1 или 5.15. нет)

    Если разрыва разметки на перекрестке нет, то пересекать запрещено. Линию 1.2.1 допускается пересекать для остановки транспортного средства на обочине и при выезде с нее в местах, где разрешена остановка или стоянка.

    А кто подскажет. в населенных пунктах на участках дорог с искусственным освещением с бордюром по краям нужна она или нет?

    Приложение 2. Дорожная разметка и ее характеристики

    к Правилам дорожного движения

    1. Горизонтальная разметка

    Дорожная разметка — важное средство организации дорожного движения. К разметке относятся линии, надписи и иные обозначения на проезжей части, бордюрах, элементах дорожных сооружений и обстановки дорог, устанавливающие порядок дорожного движения, показывающие габариты дорожных сооружений или указывающие направление дороги.

    Разметку выполняют красками, термопластиком, холодным пластиком, полимерными или другими материалами, обеспечивающими хорошую видимость. Разметка делится на горизонтальную и вертикальную. Она применяется самостоятельно и в сочетании с дорожными знаками или светофорами. Каждому виду разметки присвоен номер, состоящий из цифр: первая цифра означает номер группы, к которой принадлежит разметка (1 — горизонтальная, 2 — вертикальная); вторая — порядковый номер разметки в группе; третья — разновидность разметки.

    При разметке дорог ширина полосы движения должна приниматься с учетом категорий дорог согласно требованиям действующих строительных норм и правил. На дорогах, элементы поперечного профиля которых не соответствуют требованиям действующих строительных норм и правил, ширина размечаемой полосы движения не должна быть менее 3,0 метра; допускается уменьшение ширины полосы, предназначенной для движения легковых автомобилей, до 2,75 метра при условии введения необходимых ограничений на режим движения.

    На цементобетонных покрытиях при попадании продольной линии разметки, разделяющей потоки попутного направления, на продольный шов допускается ее нанесение рядом со швом с левой стороны по ходу движения, а разделяющей потоки встречного направления — с любой стороны.

    Горизонтальная разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части) устанавливает определенные режимы и порядок движения.

    Горизонтальная разметка может быть постоянной и временной. Постоянная разметка имеет белый цвет, кроме линий 1.4, 1.10 и 1.17 желтого цвета, временная — оранжевый цвет.

    1.1 — разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств;

    1.2.1 (сплошная линия) — обозначает край проезжей части;

    1.2.2 (прерывистая линия, у которой длина штрихов в 2 раза короче промежутков между ними) — обозначает край проезжей части на двухполосных дорогах;

    1.3 — разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих четыре полосы движения и более;

    1.4 — обозначает места, где запрещена остановка. Применяется самостоятельно или в сочетании со знаком 3.27 и наносится у края проезжей части или по верху бордюра;

    1.5 — разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих две или три полосы; обозначает границы полос движения при наличии двух и более полос, предназначенных для движения в одном направлении;

    1.6 (линия приближения — прерывистая линия, у которой длина штрихов в 3 раза превышает промежутки между ними) — предупреждает о приближении к разметке 1.1 или 1.11, которая разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений;

    1.7 (прерывистая линия с короткими штрихами и равными им промежутками) — обозначает полосы движения в пределах перекрестка;

    1.8 (широкая прерывистая линия) — обозначает границу между полосой разгона или торможения и основной полосой проезжей части (на перекрестках, пересечениях дорог на разных уровнях, в зоне автобусных остановок и тому подобное);

    1.9 — обозначает границы полос движения, на которых осуществляется реверсивное регулирование; разделяет транспортные потоки противоположных направлений (при выключенных реверсивных светофорах) на дорогах, где осуществляется реверсивное регулирование;

    1.10 — обозначает места, где запрещена стоянка. Применяется самостоятельно или в сочетании со знаком 3.28 и наносится у края проезжей части или по верху бордюра;

    1.11 — разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений на участках дорог, где перестроение разрешено только из одной полосы; обозначает места, предназначенные для разворота, въезда и выезда со стояночных площадок и тому подобного, где движение разрешено только в одну сторону;

    1.12 (стоп-линия) — указывает место, где водитель должен остановиться при наличии знака 2.5 или при запрещающем сигнале светофора (регулировщика);

    1.13 — указывает место, где водитель должен при необходимости остановиться, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге;

    1.14.1, 1.14.2 («зебра») — обозначает пешеходный переход; стрелы разметки 1.14.2 указывают направление движения пешеходов;

    1.15 — обозначает место, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть;

    1.16.1-1.16.3 — обозначает направляющие островки в местах разделения или слияния транспортных потоков;

    1.17 — обозначает места остановок маршрутных транспортных средств и стоянки такси;

    1.18 — указывает разрешенные на перекрестке направления движения по полосам. Применяется самостоятельно или в сочетании со знаками 5.15.1, 5.15.2; разметка с изображением тупика наносится для указания того, что поворот на ближайшую проезжую часть запрещен; разметка, разрешающая поворот налево из крайней левой полосы, разрешает и разворот;

    1.19 — предупреждает о приближении к сужению проезжей части (участку, где уменьшается количество полос движения в данном направлении) или к линиям разметки 1.1 или 1.11, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений. В первом случае разметка 1.19 может применяться в сочетании со знаками 1.20.1-1.20.3;

    1.20 — предупреждает о приближении к разметке 1.13;

    1.21 (надпись «СТОП») — предупреждает о приближении к разметке 1.12, когда она применяется в сочетании со знаком 2.5;

    1.22 — указывает номер дороги (маршрута);

    1.23 — обозначает специальную полосу для маршрутных транспортных средств;

    1.24.1-1.24.3 — дублирует соответствующие дорожные знаки и применяется совместно с ними;

    1.25 — обозначает искусственную неровность на проезжей части.

    Вне населенных пунктов горизонтальную разметку наносят на дорогах с шириной проезжей части шесть метров и более при интенсивности движения 1000 автомобилей в сутки и более.

    В других случаях горизонтальную разметку наносят, если это необходимо для обеспечения безопасности движения.

    Ширину размечаемого пешеходного перехода (разметка 1.14.1 или 1.14.2) устанавливают с учетом интенсивности пешеходного движения из расчета 1 метра ширины перехода на каждые 500 пешеходов в час (при минимальной ширине перехода 4 м.).

    Переезд для велосипедистов обозначается поперечными прерывистыми линиями, образуемыми из квадратов размером 0,4 х 0,4 метра (разметка 1.15).

    Островки применяются для разделения транспортных потоков противоположных направлений (1.16.1), в местах разделения транспортных потоков одного направления (1.16.2), в местах слияния транспортных потоков (1.16.3). При большой площади островка допускается наносить наклонные линии только по внутреннему контуру островка, ограниченного разметкой 1.1, на ширину не менее 1 метра.

    Разметку 1.17 наносят, в основном, в населенных пунктах для обозначения мест остановки маршрутных автобусов, троллейбусов и стоянок легковых такси. Протяженность размечаемой зоны определяется числом одновременно останавливающихся или стоящих транспортных средств, но не менее длины посадочной площадки.

    Стрелы 1.18 применяют для указания разрешенных направлений движения по полосам. Стрела, указывающая поворот налево, разрешает и разворот (если нет знака «Разворот запрещен»).

    Стрелу с изображением тупика наносят перед пересечением дорог с проезжими частями, разделенными бульваром, или перед широкой разделительной полосой, когда запрещен поворот на ближайшую проезжую часть.

    Разметку 1.19 применяют для указания о необходимости покинуть данную полосу движения (когда уменьшается число полос в данном направлении) или в качестве предупреждения о приближении к сплошной линии разметки 1.1. Обычно наносят 2-3 таких стрелы.

    Треугольник приближения 1.20 применяют для обозначения приближения к разметке 1.13. Этот треугольник с шириной основания 2 метра и высотой 6 метров наносят на расстоянии от 2 до 25 метра до линии 1.13 (по форме разметка 1.20 повторяет знак 2.4 «Уступите дорогу»).

    Разметку 1.21 (надпись «Стоп») применяют только при наличии стоп-линии и при условии, что перед перекрестком установлен знак 2.5 «Движение без остановки запрещено». Высота надписи «Стоп» — 1,6 метра при общей ширине, равной 2,32 метра. Наносят ее на каждой полосе движения на расстоянии от 2 до 25 метров до стоп-линии.

    Разметку 1.22 применяют в сочетании с разметкой 1.18 для обозначения номера дороги или маршрута в тех случаях, когда данная дорога пересекается с другой дорогой, равной или более высокой категории, или когда маршрут в месте пересечения с другой дорогой меняет свое направление.

    Разметку 1.23 (ширина буквы «А» — 1,4 м., высота — 3 м.) наносят на полосы, предназначенные для движения только маршрутных транспортных средств и обозначенные знаком 5.9. С помощью разметки 1.23 можно обозначить полосы разгона и торможения у автобусных остановок. Разметку повторяют через каждые 200 метров полосы, на которой она нанесена.

    Если по условиям организации движения необходимо применять какие-либо иные надписи (например, названия населенных пунктов или маршрутов), должны применяться буквы высотой 1,6 метра при разрешенной скорости до 60 км/ч и 4 метра — при большей скорости.

    Для обеспечения безопасности движения разметка, выполненная из термопластика или других материалов, не должна возвышаться над проезжей частью более чем на шесть миллиметров. В целях лучшей видимости в свете фар автомобиля ее выполняют из материалов со световозвращающими свойствами (для этого в краску или другие материалы для разметки добавляют мелкие стеклянные шарики, которые и создают эффект отражения падающего на них света).

    Если в сочетании с разметкой применяют различного рода световозвращающие элементы, используемые для оптической ориентации водителей в темное время суток, то они не должны возвышаться над проезжей частью более чем на 20 мм.

    Линии 1.1, 1.2.1 и 1.3 пересекать запрещается. Допускается пересечение линии 1.2.1, обозначающей край проезжей части и располагающейся справа от водителя, для остановки транспортного средства на обочине.

    Линии 1.2.2, 1.5-1.8 пересекать разрешается с любой стороны.

    Линию 1.9 при отсутствии реверсивных светофоров или когда они отключены разрешается пересекать, если она расположена справа от водителя; при включенных реверсивных светофорах — с любой стороны, если она разделяет полосы, по которым движение разрешено в одном направлении. При отключении реверсивных светофоров водитель должен немедленно перестроиться вправо за линию разметки 1.9.

    Линию 1.9, разделяющую транспортные потоки противоположных направлений, при выключенных реверсивных светофорах пересекать запрещается.

    Линию 1.11 разрешается пересекать со стороны прерывистой, а также и со стороны сплошной, но только при завершении обгона или объезда.

    В случаях, когда значения временных дорожных знаков, размещаемых на переносной стойке, и линий разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться знаками. В случаях, когда линии временной разметки и линии постоянной разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться линиями временной разметки.

    Разметка 1.1 применяется для разделения транспортных потоков противоположных направлений. Кроме того, с помощью разметки 1.1 на проезжей части могут быть выделены зоны или участки, по которым запрещено движение (резервные зоны, островки безопасности для пешеходов, места стоянки и т.п.).

    Линия 1.2.1, ширина которой практически совпадает с шириной линии 1.1, используется в некоторых случаях для обозначения края проезжей части. Если она расположена справа по ходу движения от водителя, то пересекать ее разрешается как для остановки на обочине, так и при возвращении на проезжую часть.

    Линии 1.2.2, 1.5-1.8 являются прерывистыми, поэтому их можно пересекать с любой стороны с учетом требований Правил, определяющих действия водителя в конкретной ситуации.

    Линию 1.9 применяют на дорогах с реверсивным движением, где отдельные полосы проезжей части используются для попеременного пропуска транспортных потоков в противоположных направлениях.

    На таких дорогах безопасность движения обеспечивается комплексной системой светофорной сигнализации, знаками и разметкой. К сожалению, дорог с реверсивным движением у нас в стране мало. Поэтому не накоплен опыт организации движения в таких условиях, а действующие Правила содержат лишь общие указания, касающиеся обеспечения безопасности движения на таких дорогах.

    Основное правило заключается в том, что при отсутствии реверсивных светофоров (или когда они отключены или не работают), пересекать линию 1.9 можно только для съезда с полосы вправо. Это делается для исключения возможного столкновения на этой полосе. Если же на многополосной проезжей части постоянно организовано реверсивное движение с помощью специальных светофоров, то не возникает опасности встречного столкновения, поэтому водитель вправе перестраиваться с одной полосы на другую в пределах проезжей части, когда по этим полосам открыто движение в данном направлении.

    Линию 1.11 применяют для разделения транспортных потоков противоположных или попутных направлений при необходимости запретить перестроение транспортных средств из одной полосы в другую. Разметка 1.11, применяемая для разделения потоков противоположных направлений, должна наноситься на участках дорог с ограниченной видимостью. В таких местах сплошной линией она должна быть обращена в сторону полосы, из которой необходимо запретить выезд на полосу встречного движения, эта разметка применяется также в случаях, когда необходимо разрешить въезд на какой-либо участок (на стоянку, территорию автозаправочной станции и т.п.) со стороны прерывистой линии.

    Линию 1.11 можно пересекать и со стороны сплошной, но только при завершении обгона или объезда.

    В случае необходимости временно изменить организацию движения при проведении каких-либо массовых мероприятий или при производстве работ на проезжей части используют переносные дорожные знаки и временную разметку оранжевого цвета. Участники дорожного движения должны при этом руководствоваться временными знаками и разметкой, даже если их требования противоречат требованиям стационарных знаков и постоянной разметки.

    2. Вертикальная разметка

    Вертикальная разметка в виде сочетания черных и белых полос на дорожных сооружениях и элементах оборудования дорог показывает их габариты и служит средством зрительного ориентирования.

    2.1.1-2.1.3 — обозначают элементы дорожных сооружений (опор мостов, путепроводов, торцовых частей парапетов и тому подобного), когда эти элементы представляют опасность для движущихся транспортных средств;

    2.2 — обозначает нижний край пролетного строения тоннелей, мостов и путепроводов;

    2.3 — обозначает круглые тумбы, установленные на разделительных полосах или островках безопасности;

    2.4 — обозначает направляющие столбики, надолбы, опоры ограждений и тому подобное;

    2.5 — обозначает боковые поверхности ограждений дорог на закруглениях малого радиуса, крутых спусках, других опасных участках;

    2.6 — обозначает боковые поверхности ограждений дорог на других участках;

    2.7 — обозначает бордюры на опасных участках и возвышающиеся островки безопасности.

    В вертикальную разметку входят линии и обозначения, наносимые на элементы опор мостов, путепроводов, торцевые поверхности порталов тоннелей, на парапеты, ограждения, бордюры и т.п. Разметку 2.1.1, 2.1.2 и 2.1.3 наносят так, чтобы наклон полос был направлен в сторону проезжей части, по которой осуществляется движение.

    При большой ширине вертикальной поверхности размечают только ближний к проезжей части край на ширину 0,5 метров, а при большой высоте — на высоту два метра.

    Разметку 2.2 применяют для обозначения нижнего края пролетного строения мостов, путепроводов, тоннелей при расстоянии от него до покрытия менее пяти метров и наносят над серединой каждой полосы или по всей ширине проезжей части, по которой осуществляется движение в сторону дорожного сооружения.

    Если разметку 2.1.1-2.1.3 невозможно нанести на поверхность самого сооружения, то ее выполняют на щитах, которые устанавливают перед сооружением (прикрепляют к нему).

    Вертикальная разметка не вводит каких-либо ограничений в движение и служит лишь средством дополнительной информации и ориентирования водителей.

    В целях лучшей видимости в темное время суток на участках дорог без искусственного освещения белые полосы вертикальной разметки 2.1-2.3 должны быть выполнены из световозвращающих материалов (кроме тумб с внутренней подсветкой), а разметка 2.4-2.6, наносимая на сигнальных столбиках, надолбах, опорах ограждений и на боковых поверхностях самих ограждений, должна дополняться световозвращающими элементами. Разметка 2.7 применяется для обозначения боковых поверхностей возвышающихся островков безопасности, бордюров в местах сужения дороги и на других участках.