Содержание статьи:

Государственное бюджетное учреждение заключает договоры на предоставление коммунальных услуг в арендованных им помещениях. Отношения между сторонами фактически существуют с 01.01.2017, однако в связи с тем, что тарифы на коммунальные услуги устанавливаются региональной энергетической комиссией 30 декабря прошедшего года, а также в связи с длительностью процедуры согласования проекта контракта приходится включать информацию о закупке, размещать извещение о закупке в единой информационной системе и заключать контракт не раньше марта 2017 года. Может ли бюджетное учреждение в такой ситуации заключать государственные контракты в марте 2017 года с условием, что они распространяют свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2017, для того, чтобы оплатить оказанные с начала года услуги? Как поступить в данной ситуации, чтобы не нарушить требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и в то же время осуществить расчеты с контрагентами? Можно ли подписать контракт пораньше, а при изменении тарифа с 01.01.2017 подписать дополнительное соглашение к контрактам на теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение на увеличение цены, в том числе если тариф изменится более чем на 10%?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Указанные в вопросе контракты могут заключаться до начала года. Последующее заключение дополнительных соглашений к контрактам об увеличении цены в случае изменения регулируемых тарифов (в том числе более чем на 10%) не противоречит Закону N 44-ФЗ.
Включение в контракт условия о том, что он применяется к отношениям сторон, возникшим до его заключения, не соответствует требованиям Закона 44-ФЗ.

Обоснование позиции:
1. Согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта (кроме случаев, установленных Правительством РФ, когда указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке). При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 (ч. 18) и ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Одним из таких исключений является изменение в соответствии с законодательством РФ регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги (п. 5 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). В этом случае условие контракта о цене допускается по соглашению сторон (ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Поскольку цены (тарифы) на указанные в вопросе услуги подлежат государственному регулированию, упомянутое исключение, предусмотренное п. 5 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, применимо и в приведенной ситуации: в случае изменения регулируемых цен (тарифов) условие контракта о цене может быть изменено путем подписания сторонами контракта соответствующего соглашения.
Подчеркнем, что Закон N 44-ФЗ не ограничивает каким-либо пределом сумму, на которую может быть увеличена в таком случае цена контракта. Эта сумма определяется исключительно уровнем повышения тарифов, исходя из которых определена цена контракта в соответствии с ч. 8 ст. 22 Закона N 44-ФЗ. Предусмотренное же пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 ограничение, согласно которому цена контракта может быть изменена лишь в пределах 10%, относится к иному, самостоятельному основанию для изменения цены контракта, которое предусмотрено указанной нормой и может применяться в случаях изменения по предложению заказчика предусмотренного контрактом количества товара (объема работы или услуги) не более чем на 10%, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного контрагента — контрактом.
2. Под контрактом, заключаемым в соответствии с Законом N 44-ФЗ, понимается гражданско-правовой договор (п. 3 ч. 1 ст. 1 этого Закона). Согласно ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях ГК РФ. Следовательно, к отношениям по контракту, который заключается в соответствии с Законом N 44-ФЗ, применяются нормы ГК РФ с учетом положений упомянутого федерального закона.
В соответствии с п. 1 ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. При этом стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений (п. 2 ст. 425 ГК РФ).
Таким образом, по общему правилу гражданско-правовым договором может быть предусмотрено, что его условия применяются к отношениям сторон, возникшим до заключения договора. Распространение условий договора на предшествующий его заключению период возможно в том случае, когда между сторонами фактически существовали соответствующие отношения (постановление Президиума ВАС РФ от 23.08.2005 N 1928/05). Запрета на включение такого условия в контракт нормы Закона N 44-ФЗ не содержат.
Вместе с тем необходимо также учитывать особенности регулирования отношений в сфере контрактной системы. Согласно п. 3 ст. 3 Закона N 44-ФЗ закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее — закупка) представляет собой совокупность действий, осуществляемых заказчиками в порядке, установленном этим федеральным законом. Закупка начинается с определения поставщика, подрядчика, исполнителя (далее — контрагент) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если Законом N 44-ФЗ не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении контрагента, закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Под определением контрагента понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта РФ) или муниципальных нужд либо в установленных этим Законом случаях с направления приглашения принять участие в определении контрагента, и завершаются заключением контракта (п. 2 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
Как видим, заключение контракта является частью процедуры определения контрагента, которая, в свою очередь, является частью закупки, и все эти действия должны совершаться в порядке, определенном Законом N 44-ФЗ. Так, например, заключению контрактов на основании п. 1 и п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ должно предшествовать размещение в единой информационной системе (далее — ЕИС) извещения об осуществлении закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта (ч. 2 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). При этом согласно ч. 11 ст. 21 Закона N 44-ФЗ заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики; закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
Решение о способе определения контрагента должно приниматься заказчиком в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ (ч. 5 ст. 24 этого закона). За нарушение этого требования (в том числе применительно к закупке у единственного контрагента) предусмотрена административная ответственность (ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ). Отсюда следует, что определению контрагента всегда должен предшествовать выбор способа (процедуры), посредством которого такое определение будет осуществляться. Сказанное относится и к закупке у единственного контрагента.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер, перечисленных в указанной норме (к ним, в частности, относятся приемка товаров, работ и услуг, их оплата, применение мер ответственности и прочее), реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством. Иными словами, по смыслу указанной нормы началу исполнения контракта должно предшествовать его заключение в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ. А по указанным в вопросе основаниям контракт с единственным контрагентом должен заключаться после размещения заказчиком извещения о закупке в ЕИС. Ситуация, когда заказчик и его контрагент вступают в фактические правоотношения, регулируемые определенным видом договора, не заключая контракт в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, противоречит требованиям этого Закона. Похожий подход отражен в решении Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 28.05.2014 N КС-116/2014. Несоответствие требованиям закона в такой ситуации заключается именно в наличии между сторонами отношений по поставке товара, работы или услуги без заключения контракта, а не в самом факте включения в контракт, который стороны заключат впоследствии, условия о распространении его действия на ранее возникшие отношения.
Отметим, что, по мнению контролирующих органов, положения п. 2 ст. 425 ГК РФ не могут применяться к отношениям, регулируемым Законом N 44-ФЗ, в связи с тем, что обязательственные правоотношения между заказчиком и поставщиком начинаются исключительно с момента заключения контракта (смотрите, например, решение УФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре от 03.02.2016 N 03/АМ, решение УФАС по Омской области от 15.09.2015 N 03-13.1/65-2015, решение УФАС по Мурманской области от 26.02.2015 N 06-09/РНП-51-20, решение УФАС по Калининградской области от 28.05.2014 N КС-116/2014)*(1). Аналогичной позиции придерживается и Минэкономразвития России (смотрите, например, ответ на вопрос N 4 в письме от 22.06.2015 N Д28и-1815, п. 8 письма от 22.01.2015 N Д28и-118, письмо от 05.11.2015 N Д28и-3300, письмо от 22.01.2015 N Д28и-103)*(2).
Аналогичные вопросы возникали и применительно к отношениям, регулировавшимся Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 94-ФЗ). Зачастую разрешались они с применением именно вышеописанного подхода. Так, Пятнадцатый ААС в постановлении от 16.08.2011 N 15АП-5107/11 указал на то, что заключению государственного или муниципального контракта предшествует выбор исполнителя в порядке, определенном Законом N 94-ФЗ, в связи с чем п. 2 ст. 425 ГК РФ к муниципальному контракту неприменим, так как названые отношения имеют специальное правовое регулирование. Должны заметить, что имеется судебная практика по вопросу применения положений Закона N 94-ФЗ, которая допускает применение в отношении контрактов п. 2 ст. 425 ГК РФ (смотрите, например, постановления Шестого ААС от 05.10.2012 N 06АП-4266/12, ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.05.2013 N Ф02-1732/13, Двенадцатого ААС от 08.04.2013 N 12АП-878/13). В настоящее время судебная практика по вопросу о правомерности включения в контракт условия о распространении его действия на ранее возникшие отношения не сложилась. Нам удалось найти лишь одно решение, косвенно подтверждающее такую возможность (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2016 N 18АП-12174/16). Однако само по себе наличие указанной практики, как нам представляется, указывает на то, что позицию о правомерности включения в контракт условия о распространении его действия на ранее возникшие отношения придется отстаивать в суде.
Таким образом, на наш взгляд, заказчик не вправе включать в контракт условия о распространении его действия на ранее возникшие отношения. Однако это не означает, что заказчик вправе не оплачивать фактически оказанные до момента заключения контракта услуги.
В ряде случаев, в том числе при заключении контракта на основании п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной ГК РФ для совершения сделок (ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). В соответствии с п. 3 ст. 434 ГК РФ письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 438 ГК РФ, согласно которому совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора по общему правилу считается акцептом оферты, что означает заключение договора (п. 1 ст. 433 ГК РФ).
Судебная практика (в том числе применительно к отношениям с участием государственных и муниципальных заказчиков) исходит из того, что фактическое начало пользования потребителем услугами обязанной стороны может рассматриваться акцептом абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (п. 3 ст. 438 ГК РФ). Поэтому такие отношения должны рассматриваться как договорные (п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.02.1998 N 30, п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 14, постановления АС Уральского округа от 15.06.2015 N Ф09-3857/15, ФАС Уральского округа от 07.02.2014 N Ф09-14488/13, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2012 N 19АП-166/12).
Соответственно, в случае оказания и принятия заказчиком услуг до момента заключения контрактов в период с 1 января по март 2017 года отношения сторон могут быть квалифицированы как договорные.
С одной стороны, это означает, что в указанный период у заказчика возникнет обязанность по оплате поставленных ему коммунальных ресурсов и услуг связи, несмотря на то, что отношения не будут регулироваться контрактом, оформленным путем подписания сторонами одного документа (смотрите, например, постановления АС Западно-Сибирского округа от 30.01.2015 N Ф04-14223/14, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2015 N 17АП-10473/15, Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2015 N 06АП-1007/15). Как представляется, отсутствие контракта, заключенного в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, не освободит заказчика и от ответственности за неисполнение денежного обязательства в случае просрочки в оплате поставленных ресурсов (п. 5 ст. 454, п. 5 ст. 486 ГК РФ).
С другой стороны, хотя Закон N 44-ФЗ и не содержит прямого запрета на заключение контракта в ряде случаев путем совершения конклюдентных действий (п. 3 ст. 438 ГК РФ), по смыслу положений этого Закона в большинстве случаев заключение контракта допустимо только путем составления одного документа, подписанного сторонами. В частности, согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. В большинстве случаев сведения о контракте должны быть внесены в реестр контрактов, заключаемых заказчиками (ч. 1 ст. 103 Закона N 44-ФЗ); между тем для внесения сведений в этот реестр заказчик направляет в Федеральное казначейство копию заключенного контракта, подписанную усиленной неквалифицированной электронной подписью заказчика (пп. «и» п. 2, п. 12 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084, смотрите в связи с этим также материал: Энциклопедия решений. Форма контракта по Закону N 44-ФЗ: исключения из правила). Контракты, информация о которых не включена в реестр контрактов, не подлежат оплате, за исключением договоров, заключенных в соответствии с п.п. 4, 5, 23, 42, 44, 45, п. 46 ч. 1 ст. 93 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) Закона N 44-ФЗ (ч. 8 ст. 103 Закона N 44-ФЗ).
Кроме того, еще раз напомним, что заключению контрактов на основании п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ должно предшествовать размещение в ЕИС извещения об осуществлении такой закупки (ч. 2 ст. 93 Закона N 44-ФЗ)*(3).
Таким образом, формально заказчик в рассматриваемой ситуации вправе выступать потребителем указанных в вопросе услуг только на основании контракта, заключенного в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ. Вместе с тем фактическое потребление заказчиком таких услуг без заключения контракта не освобождает его от обязанности оплатить их. Включение в контракт условия о том, что он применяется к отношениям сторон, возникшим до заключения такого контракта, прямо не запрещено Законом N 44-ФЗ, но по существу не соответствует ему, поскольку любые отношения, связанные с приобретением заказчиком товаров, работ или услуг, должны урегулироваться путем заключения контракта.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кошечкина Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

10 февраля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Иной подход, как мы полагаем, возможен лишь применительно к контрактам, заключаемым на основании п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (Вопрос: Организация оказывала услуги по предоставлению доступа к сети Интернет с начала 2015 года, но контракт не был заключен. В настоящее время (июнь 2015 года) планируется заключить контракт текущей датой, но в сроках действия указать, что он вступает в силу с момента подписания и действует с 01.01.2015 по 31.12.2015. Данный контракт заключается на основании п. 4 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Правомерно ли заключение такого контракта? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2015 г.)).
*(2) Однако существуют и разъяснения, в которых Минэкономразвития России придерживается противоположной позиции (смотрите, например, письмо от 04.03.2015 N Д28и-506, ответ на вопрос N 3 письма от 21.07.2015 N Д28И-2185).
*(3) Отметим, что в случае заключения контракта на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ соблюдение указанных требований закона необязательно. При этом в приведенной ситуации заказчик не лишен возможности заключить контракты на приобретение услуг за период с 1 января по март 2017 года на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей (смотрите, например, Вопрос: Муниципальный заказчик является собственником нежилого помещения в многоквартирном жилом доме. В соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд муниципальный заказчик планирует заключить муниципальный контракт с управляющей компанией на ремонт имущества в многоквартирном доме. 31 декабря 2016 года истекает срок договора управления многоквартирным домом, который не был подписан заказчиком. Вправе ли заказчик, не дожидаясь проведения общего собрания собственников, заключить контракт с управляющей компанией? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2016 г.)). Однако представляется, что подобная закупка должна быть предусмотрена планом закупок и планом-графиком, утвержденными на 2017 год. Поэтому в приведенной ситуации правомерность осуществления указанной закупки по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, также небесспорна.

Отношения, возникшие до заключения контракта

Вопрос-ответ по теме

Прошу разъяснить, возможно ли при размещении извещения о заключении контракта с единственным поставщиком по п.2 ч.1 ст. 93 44-ФЗ указать условие, предусмотренное ст. 425 ГК РФ, а именно, что условия контракта распространяют свое действие на отношения, возникшие до его заключения?

Минэкономразвития России придерживается позиции, что применение отлагательного условия невозможно в рамках действия Закона № 44-ФЗ в связи с тем, что обязательства между заказчиком и поставщиком начинаются исключительно с момента заключения контракта, такой же позиции придерживается и ФАС России.

Поэтому, в данном случае, не рекомендовали бы вам при размещении извещение о заключении контракта с единственным поставщиком по п.2 ч.1 ст. 93 44-ФЗ в контракте указывать условие, что данный контракт распространяет свое действие на отношения, возникшие до его заключения, также как и не рекомендовали бы вам заключать дополнительное соглашение к контракту, предусматривающее данное условие.

Распространение контракта на отношения, возникшие до его заключения

Заказчик вправе прописать в контракте, что он распространяется на отношения, возникшие до его заключения. Однако в таком случае будьте готовы отстаивать правоту своих действий в контролирующих органах.

В процессе применения законодательства в сфере закупок по данному вопросу сложилось несколько позиций.

1. Минэкономразвития России придерживается позиции, что применение отлагательного условия невозможно в рамках действия Закона № 44-ФЗ в связи с тем, что обязательства между заказчиком и поставщиком начинаются исключительно с момента заключения договора. В качестве обоснования приводят положения пунктов 2 и 3 статьи 3 Закона № 44-ФЗ, а именно:

  • закупка начинается с определения исполнителя либо с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;
  • определение исполнителя начинается с размещения извещения либо с направления приглашения принять участие в определении исполнителя и завершается заключением контракта.

Это указано в письмах от 6 мая 2016 г. № ОГ-Д28-6292 и от 3 августа 2016 г. № ОГ-Д28-9288.

Однако данная позиция прямо противоречит той, что была изложена ранее в письме от 4 марта 2015 г. № Д28И-506, где Минэкономразвития России допускает возможность применения отлагательного условия.

2. ФАС России считает, что заказчики не вправе устанавливать отлагательное условие в случаях, когда определение поставщика начинается с размещения извещения. Такой вывод следует из решения ФАС России от 28 июля 2015 г. по делу № П-503/15. В качестве основания ФАС России ссылается на пункт 2 статьи 158 Гражданского кодекса РФ, где указано: «Сделка, которая может быть совершена устно, считается совершенной и в том случае, когда из поведения лица явствует его воля совершить сделку». Данная позиция ФАС России находит свое отражение в письме Минэкономразвития России от 28 октября 2014 г. № ОГ-Д28-8381.

3. Суды не разделяют позицию Минэкономразвития России и ФАС России. В решении Арбитражного суда Кировской области от 14 июля 2015 г. по делу № А28-4836/2015 указано, что распространение условий договора на отношения сторон, возникшие до его заключения, допускается по взаимному согласию сторон в случае, если договор сторонами фактически исполнялся ранее даты его подписания. Как основание приводят положения статьи 421 Гражданского кодекса РФ о свободе договора. Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Сверо-Западного округа от 2 сентября 2015 г. по делу № А21-3989/2014 и решении Арбитражного суда Челябинской области от 25 марта 2015 г. по делу № А76-17564/2014.

Учитывая вышеизложенное, применение отлагательного условия без каких-либо последствий к заказчику возможно при заключении контракта с единственным поставщиком без размещения извещения. При этом условие о распространении действия контракта на отношения, возникшие до заключения контракта, должно быть прямо отражено в условиях контракта. Если проводите закупку с размещением извещения, то во избежание проверок контрольных органов и судебных тяжб не устанавливайте отлагательное условие в контракте.

Возможно ли в контракт включать условие о том, что его действие распространяется на текущий год?

Возможно ли в контракт с единственным поставщиком, заключенный в феврале, включать условие о том, что его действие распространяется на период с января текущего года?

Включение в контракт с единственным поставщиком, заключенный, например, в феврале текущего года в соответствии с пунктами 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45 и 46 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, условия о том, что его действие распространяется на предыдущий период, т.е. на январь текущего года, не противоречит.

Согласно ч.1 ст.425 Гражданского кодекса РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

Согласно правилу, изложенному в ч.2 данной нормы, стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 09.11.2010 № 7552/10 по делу № А41-12178/0 отмечено, что действие договора распространяется на предшествующий его заключению период, если между сторонами в этот период фактически существовали отношения.

Как разъяснено в Письме Минфина России от 07.08.2017 № 24-06-01/50455 «к отношениям по контрактам, которые заключаются в соответствии с Законом № 44-ФЗ, применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом положений Закона № 44-ФЗ.

Согласно пункту 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.»

В Письме Минфина России от 21.06.2017 № 24-04-06/38896 о возможности включения в контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) пункта о применении условий заключенного договора к отношениям, возникшим до его заключения, разъяснено, что согласно пункту 2 статьи 3 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) – совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом о контрактной системе, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом о контрактной системе случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

При этом, дополнительно Минфин России сообщает, что в соответствии с частью 15 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45 и 46 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, требования частей 4 – 9, 11 – 13 статьи 34 Закона о контрактной системе заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.

Как установлено п. 1 ст. 434 ГК РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма. При этом, сделки согласно п. 1 ст. 158 ГК РФ совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной).

Причем, согласно п.2 ст.434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен как путем составления одного документа, подписанного сторонами, так и путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, в том числе электронными документами, передаваемыми по каналам связи, позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

Положения ст. 434 ГК РФ не исключают того, сделка фактически заключенная путем обмена соответствующими документами впоследствии может быть оформлена письменным договором, т.е. одним обобщающим документом, распространяющим свои условия на предыдущие действия сторон по данной сделке.

Поскольку Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает возможность заключать контракты с единственным поставщиком в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45 и 46 части 1 статьи 93 данного Закона в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок, то правомерно при составлении письменного документа (п.2 ст.434 ГК РФ) предусмотреть, что его условия, распространяются и на действия сторон по данной закупке, совершенные до составления этого документа, тем более, если эти действия зафиксированы в первичных бухгалтерских документах.

На основании вышеизложенного, включение в контракт с единственным поставщиком, заключенный в соответствии с пунктами 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45 и 46 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, условия о том, что его действие распространяется на предыдущий период, является правомерным.

Разбираемся в сроках действия госконтракта

Определение

Закон № 44 ФЗ не дает здесь определения тому, что считается сроком действия контракта по 44 ФЗ, толкование можно найти в ст. 425 ГК РФ, где сказано, что договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до полного исполнения указанных в нем обязательств либо до даты, установленной в тексте документа. Стоит учесть, что госконтракт, согласно ч. 5 ст. 161 БК РФ, не может действовать дольше, чем утвержденные лимиты бюджетных обязательств.

Договор также имеет несколько нетождественных между собой периодов:

  1. Исполнения.
  2. Оплаты.
  3. Исковой давности.
  4. Гарантийных обязательств.

В чем же их отличия от рассматриваемого термина? Давайте рассмотрим подробнее.

Как определить срок действия

Порядок расчета этого показателя в № 44 ФЗ отсутствует. Поэтому заказчик устанавливает его сам, но так, чтобы он не противоречил нормативным актам РФ (письмо Минэкономразвития № ОГ-Д28-11665 от 27.09.2016).

Изменение срока действия контракта по 44 ФЗ не предусмотрено. Пролонгировать сделку с госзаказчиком, равно как и увеличить сроки выполнения работ нельзя. На практике встречаются случаи, когда в документе было прописано условие о продлении сделки в связи с наступлением форс-мажорных обстоятельств (Решение Свердловского УФАС России от 02.06.2016 по жалобе № 724-З). Однако такой подход может быть признан и нарушением ч. 2 ст. 34, ст. 95 Закона № 44-ФЗ (Решение Омского УФАС России от 29.02.2016 по делу № 03-10.1/38-2016).

Отличия от других периодов

В первом случае подразумевается промежуток, в течение которого осуществляется приемка и экспертиза поставленной продукции, оплата, взаимодействие сторон при изменении, расторжении соглашения.

Период оплаты не должен превышать 30 дней с даты подписания документа о приемке (ч. 13.1 ст. 34 № 44-ФЗ). Если соглашение заключено с субъектом малого предпринимательства, то этот отрезок времени сокращается до 15 рабочих дней (ч. 8 ст. 30 № 44-ФЗ).

Общий срок исковой давности равен 3 годам (ст. 196 ГК РФ). Он берет начало с момента окончания исполнения обязательств по контракту и не может превышать 10 лет.

К периоду предоставления гарантийных обязательств в Законе № 44 ФЗ нет четких требований. Поэтому в договоре могут быть указаны разные значения, в зависимости от предмета сделки. Для товара можно указать так:

А на работы так:

На что обратить внимание

В рамках данного временного промежутка заказчик и поставщик должны выполнить все обязательства друг перед другом. Иначе договор может быть расторгнут по инициативе одной из сторон либо в судебном порядке.

Если поставщик в качестве обеспечения исполнения контракта предоставляет заказчику банковскую гарантию, она должна быть актуальна еще минимум месяц после завершения соглашения (ч. 3 ст. 96).

Здесь также можно отметить государственный инвестиционный контракт. В случае если товар, созданный на его условиях, был экспортирован в количестве не менее 10 % его общего объема в течение года, то период, когда можно делать закупки у поставщика такой продукции, может быть продлен еще на 12 месяцев после истечения действия (п. 2 ч. 4 ст. 111.3 № 44 ФЗ).

Условия заключенного муниципального контракта

Вопрос-ответ по теме

В силу нормы пункта 1 статьи 425 ГК РФ, договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. В соответствии с пунктом 2 статьи 425 ГК РФ, стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений. На основании вышеизложенного, учитывая тот факт, что отношения между сторонами муниципального контракта фактически уже существовали, просим разъяснить в праве ли организация при заключении муниципального контракта на оказание услуг по теплоснабжению по п.8 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ установить, что условия заключенного нами муниципального контракта применяются к отношениям, возникшим до его заключения и будет ли это нарушением Федерального закона № 44-ФЗ?

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ, что законодательство о контрактной системе основывается, в том числе, на положениях Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ).

Так, в соответствии с п. 2 ст. 425 ГК РФ при заключении договора стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.

О возможности включения в контракт условия о распространении его действия на отношения, возникшие до заключения контракта, указывалось и в письме Минэкономразвития России от 21.07.2015 № Д28и-2185.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Вместе с тем, Минэкономразвития России неоднократно высказывало неоднозначную позицию по данному вопросу. Так в письмах от 05.11.2015 № Д28и-3300, от 30.05.2016 № Д28и-1399 указывается на невозможность применения положений п. 2 ст. 425 ГК РФ при заключении контрактов в рамках Закона № 44-ФЗ («…применение положений п.2 ст. 425 ГК РФ не представляется возможным к отношениям, регулируемым Законом № 44-ФЗ, в связи с тем что обязательственные правоотношения между заказчиком и поставщиком начинаются исключительно с момента заключения контракта…»).

Однако Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, о чем указывается практически в каждом письме данного органа исполнительной власти. В связи с изложенным, указанные разъяснения никакой юридической силы не имеют.

Полагаем, что включение в контракт подобного условия допустимо только при осуществлении закупки у единственного исполнителя, а в том случае, если ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ предусмотрено обязательное размещение извещения об осуществлении закупки, такое условие может применяться к отношениям, возникшим не ранее даты публикации извещения об осуществлении закупки.

Включение в контракт, заключаемый с единственным исполнителем, условия о том, что его действие распространяется на отношения, возникшие до его заключения, в случае, когда Законом № 44-ФЗ перед заключением контракта предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки, может быть расценено контролирующими органами как нарушение ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (решение ФАС России от 28.07.2015 по делу № П-503/15)..

При этом в случае заключения контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) конкурентными способами включать в контракт отлагательное условие, предусмотренное п. 2 ст. 425 ГК РФ, недопустимо.

Напоминаем, что при осуществлении закупки коммунальных услуг у единственного поставщика на основании п. 8 ч. 1 ст.93 Закона № 44-ФЗ, заказчик размещает в ЕИС извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за 5 дней до даты заключения контракта (ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Следовательно, в данном случае действие контракта не может распространяться на отношения, возникшие до даты публикации извещения об осуществлении закупки.

Вместе с тем, если заказчик пользуется нежилым помещением, переданным ему в безвозмездное пользование или оперативное управление, такой заказчик вправе заключить контракт на основании п. 23 ч. 1 ст. 23 Закона № 44-ФЗ на оказание услуг теплоснабжению в случае, когда данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположено помещение, переданное заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление.

В свою очередь, согласно ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта в случае, предусмотренном п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ требования ч. 4 — 9, 11 — 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ заказчиком могут не применяться к указанному контракту, а сам может быть заключен в любой форме, предусмотренной ГК РФ для совершения сделок.

Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (п. 2 ст. 432 ГК РФ)

В соответствии с п. 1 ст. 434 ГК РФ договор заключается в любой форме, предусмотренной для совершения сделок (если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма).

Следовательно, в случае заключения контракта на оказание услуг теплоснабжения на основании п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе осуществлять оплату данных услуг на основании выставленных счетов (т.е. без оформления договора в письменной форме).

Кроме того, таким же образом заказчик может осуществить закупку услуг теплоснабжения на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (например, на первый месяц или несколько недель первого месяца 2017 года).

Также отмечаем, что в силу ч. 1 ст. 103 Закона № 44-ФЗ информацию о контрактах, заключенных в соответствии с п. 4, п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, заказчику в реестр контрактом вносить не требуется (т.е. заказчику не нужно будет сообщать дату заключения контракта).

Заключение контракта (договора), если закупки проводились по правилам Закона № 223-ФЗ

Вопрос-ответ по теме

Договор на поставку тепловой энергии на 2017 год принесли 03.02.2017. (Сумма 400 000 руб. с единственным поставщиком, мы не являемся образовательным учреждением, работаем по 223-ФЗ). В плане закупок стоит дата извещения январь. В план закупок внесли изменения 07.02.17. на февраль. Какую дату ставить в договоре и какие вообще должны быть действия в данном случае?

Однозначного ответа на данный вопрос нет. По общему правилу в соответствии с нормами статьи 425 ГК РФ установлено, что договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора. Следовательно, если в Положении о закупке нет ограничений на заключение контракта со сроком действия ранее, чем дата его подписания, то вы можете заключить договор сразу после внесения изменений в пан закупок со сроком действия более ранним.

Обратите внимание, что на конкурентные закупки этот порядок применить нельзя. Разъяснения, данные для закупок по закону 44-ФЗ (см. рекомендацию 2), вполне применимы и вами.

Обоснование

1.Из рекомендации Максима Чемерисова, директора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

Как заключить контракт (договор), если закупки проводились по правилам Закона № 223-ФЗ

Требования к договору в Положении о закупке

В Положении о закупке нужно установить порядок заключения и исполнения договоров, а также требования к содержанию договора, которые должны будут соблюдаться при его заключении и которые актуальны именно для вашего учреждения. Например:

  • сроки заключения;
  • способы заключения;
  • обязательные условия, которые должен содержать договор, порядок их изменения;
  • случаи расторжения;
  • порядок приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг;
  • ответственность поставщика и заказчика;
  • другие условия заключения и исполнения договоров.

Пример включения в Положение о закупке условий о заключении и исполнении договора по итогам закупки

Автономное учреждение приняло решение проводить закупки по Закону от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ. Для этого оно разработало Положение о закупке, в котором прописало также порядок заключения договоров. Положение размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в течение 15 дней со дня утверждения.

Если Положением о закупке требования к содержанию договоров не установлены, то при составлении договора руководствуйтесь Гражданским кодексом.

Срок заключения договора

Законодательством конкретный срок для заключения договора после торгов не установлен. Поэтому пропишите его в Положении о закупке. В том числе установите:

  • в какой срок нужно направлять проект договора победителю;
  • порядок и срок подписания договора, если участники обжалуют действия (бездействие) заказчика. Важно: не прописывайте, что договор можно заключить до того, как будет рассмотрена жалоба. Это нарушит права участников и снизит эффективность защиты их гражданских прав. Такую точку зрения высказал Верховный суд РФ в определении от 2 февраля 2016 г. № 309-КГ15-14384;
  • срок подписания договора уполномоченными лицами обеих сторон закупки.

Точные сроки помогут избежать конфликтов между сторонами. Учреждение может взять на вооружение сроки заключения договоров, предусмотренные законодательством о контрактной системе закупок. О том, какой день считается датой заключения договора, см. здесь.

Аналогичной точки зрения придерживается ФАС России в стандарте закупочной деятельности от 21 июля 2015 г.

Содержание договора

В преамбуле договора пропишите:

  • кто заключает договор (стороны договора);
  • документы, на основании которых заключается договор (например, протокол подведения итогов аукциона и т. п.). Это предусматривает сложившаяся практика заключения договоров. Если договор был заключен без проведения торгов (с единственным поставщиком), можно дать ссылку на конкретный пункт Положения о закупке, который послужил основанием для заключения такого договора. Так целесообразно поступить и в том случае, если согласно Положению о закупке учреждение проводит все закупки у единственного поставщика.

Обязательно нужно прописать также существенные условия договора. К ним относятся:

  • предмет договора;
  • условия, которые названы в законе или других правовых актах как существенные или необходимые для договоров определенного вида (в частности, срок исполнения обязательств сторонами);
  • условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение;
  • качество товаров (работ, услуг), поставляемых (выполняемых, оказываемых) по договору;
  • цена договора;
  • порядок расчетов;
  • условия поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг);
  • гарантийные обязательства;
  • порядок приемки товаров (работ, услуг);
  • ответственность заказчика;
  • ответственность поставщика (исполнителя, подрядчика);
  • особые условия исполнения обязательств;
  • обстоятельства непреодолимой силы;
  • обеспечение исполнения договора;
  • порядок разрешения разногласий;
  • условия изменения и расторжения договора;
  • реквизиты сторон.

Порядок расчетов

Как правило, в разделе, посвященном порядку расчетов между заказчиком и исполнителем, указывают:

  • форму оплаты: наличный, безналичный расчет;
  • наличие или отсутствие авансовых платежей, их объем;
  • сроки оплаты.

Сроки оплаты товара (работы, услуги) вы можете прописать по своему усмотрению. Но если проводите закупку только у социально ориентированных некоммерческих организаций или у субъектов малого предпринимательства, то в проекте контракта и далее в самом контракте обязательно установите условие, что оплатить поставленный товар (выполненную работу, оказанную услугу) нужно в течение 30 дней со дня подписания документов о приемке. Об этом сказано в пункте 28 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352, и разъяснено в письме Минэкономразвития России от 13 марта 2015 г. № ОГ-Д28-3604.

Если договор заключен по результатам торгов, то условия договора должны полностью соответствовать требованиям извещения и документации о закупке. Это объясняется тем, что проект договора является приложением к документации о закупке и, следовательно, не должен ей противоречить. Такой вывод следует из части 5 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.

2. Из рекомендации Системы Госзаказ
Правомерно ли осуществление части работ и оплата выполненной части работ до заключения контракта по результатам электронного аукциона, если в контракте прописать, что условия заключенного контракта применяются к отношениям сторон, возникшим до заключения контракта?

Данные действия не правомерны как со стороны заказчика, так и со стороны участника закупки.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 данного закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.

В соответствии со ст. 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

При этом в соответствии с п. 1 ст. 425 ГК РФ установлено, что договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

В соответствии с ч. 2 ст. 425 ГК РФ стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.

В тоже время, согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Согласно ч. 1 ст. 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных указанной статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со ст. 69 Закона о контрактной системе признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

В соответствии с ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем

С учетом изложенного, в условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона, а также иными конкурентными способами отношения между поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и заказчиком, до завершения процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), по нашему мнению, существовать не могут. Такое положение вещей противоречит целям определения поставщика (подрядчика, исполнителя), определенным в ст. 6 Закона о контрактной системе, а также положениям ст. 8 Закона о контрактной системе.

Таким образом, возможность применения положений п. 2 ст. 425 ГК РФ ГК РФ к отношениям, связанным с определением поставщика (подрядчика, исполнителя) конкурентными способами отсутствует.

Обращаем внимание, что данная позиция находит свое отражение в Письме Министерства экономического развития РФ от 28 октября 2014 года № ОГ-Д28-8381 «О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», где также указывается, что «выполнение и оплата части работ, произведенных до даты подписания контракта, недопустимы» (в Письме проводится анализ ситуации по контрактам, заключаемым по результатам электронного аукциона).

Поэтому не следует осуществлять работы и производить их оплату до проведения и завершения результатов закупки (электронного аукциона), а также включать в контракт положение, что условия заключенного контракта применяются к отношениям сторон, возникшим до заключения контракта.

Полезные актуальные материалы для бухгалтеров:

Скачать образец заполнения 4-ФСС за 9 месяцев с подсказками

Скачать образец заполнения РСВ за 9 месяцев с подсказками

Скачать 10 примеров 6-НДФЛ за 9 месяцев

Какие ловушки может приготовить уволенный сотрудник для учреждения