Статья 803. Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 настоящего Кодекса.

Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

Комментарий к Ст. 803 ГК РФ

1. Глава 3 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности посвящена ответственности как экспедитора, так и клиента и включает в себя шесть статей. При этом положения комментируемой статьи повторяются в первых абзацах ст. 6 названного Закона.

В обязанности экспедитора, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение которых предусмотрена настоящей статьей, входит прежде всего обязанность оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции.

В случае если отсутствует возможность предварительного запроса об отступлении от указаний клиента или если ответ на такой запрос не получен экспедитором в течение суток, экспедитор обязан уведомить клиента о допущенных отступлениях.

При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.

Обязанность предоставления информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, несет экспедитор, оказывающий услуги клиенту для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности.

2. Закон о транспортно-экспедиционной деятельности определяет особенности ответственности экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза (ст. 7), за нарушение срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции (ст. 9). При этом в договоре транспортной экспедиции может быть предусмотрена большая ответственность экспедитора по сравнению с установленной названным Законом или международным договором Российской Федерации. Устранение имущественной ответственности экспедитора или уменьшение ее размеров соглашением сторон не допускается, и такое соглашение является ничтожным.

Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, установлен специальный срок исковой давности, который в соответствии со ст. 13 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности составляет один год и исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска.

3. Комментируемая статья не предусматривает ограничений ответственности экспедитора и освобождения от нее при отсутствии вины, за исключением положений абз. 2. В то же время Закон о транспортно-экспедиционной деятельности устанавливает размеры ответственности экспедитора в зависимости от его вины.

Независимо от вины экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба. Экспедитор освобождается от ответственности, если докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Ответственность в размере упущенной выгоды наступает лишь при наличии вины экспедитора.

Размеры ответственности за утрату или повреждение груза аналогичны размерам ответственности перевозчика. Так, например, за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, ответственность ограничена размером объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза. За утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, экспедитор несет ответственность в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части и т.д. При этом действительная (документально подтвержденная) стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии — исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно удовлетворено не было, в день принятия судебного решения.

Кроме того, экспедитор возвращает клиенту уплаченное им вознаграждение в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если это предусмотрено договором экспедиции и если вознаграждение не входит в стоимость груза (п. 3 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

4. В случае нарушения срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции экспедитор несет полную ответственность в размере причиненных убытков, если иное не предусмотрено указанным договором и экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента. В последнем случае экспедитор освобождается от ответственности в связи с отсутствием вины.

В том случае, если в качестве клиента по договору транспортной экспедиции выступает потребитель, т.е. физическое лицо, использующее услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, экспедитор несет ответственность за просрочку (нарушение срока исполнения) в виде выплаты клиенту неустойки в размере 3%, но не более 80% суммы причитающегося экспедитору вознаграждения за каждые сутки (при этом неполные сутки считаются за полные) или час (если срок указан в часах) (п. 2 ст. 9 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности). Такая неустойка носит характер штрафной. Кроме того, потребителю должны быть возмещены причиненные убытки, если экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.

5. Абзац 2 комментируемой статьи предусматривает зависимость ответственности экспедитора от исполнения договора перевозки перевозчиком. Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик, ответственность которого ограниченна, а в некоторых случаях и вообще исключена. Так, например, экспедитор, как и перевозчик, будет отвечать в пределах стоимости груза при его утрате, повреждении и т.п. и при наличии вины, а при просрочке доставки груза перевозчиком ответственность будет ограничена уплатой неустойки, возмещение убытков не предусматривается (исключительная неустойка). Данные положения применяются в том случае, если экспедитор в рамках исполнения договора транспортной экспедиции от своего имени заключает договор перевозки. При этом перед клиентом несет ответственность экспедитор, а не перевозчик, который непосредственно осуществляет перевозку груза.

6. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора транспортной экспедиции (см. комментарий к ст. 805 ГК).

7. Закон о транспортно-экспедиционной деятельности устанавливает особенности ответственности экспедитора в перевозках международного сообщения (п. п. 3, 4 ст. 6, п. 2 ст. 7).

8. Гражданский кодекс РФ не содержит специальных норм об ответственности клиента перед экспедитором по договору транспортной экспедиции. Основания и размер ответственности клиента перед экспедитором определены нормами ст. 10 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, в частности, ими предусмотрена ответственность за нарушение обязанностей по предоставлению необходимой информации, своевременной выплаты вознаграждения и др.

9. Как и в отношении договоров перевозки, в отношении договоров транспортной экспедиции применению мер ответственности в судебном порядке должно предшествовать соблюдение претензионного порядка рассмотрения спора. Так, в соответствии с п. 1 ст. 12 вышеназванного Закона до предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, ему же обязательно предъявление претензии, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности.

Претензии к экспедитору могут быть предъявлены в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии. Указанный срок исчисляется в отношении:

— возмещения убытков за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза со дня, следующего за днем, когда груз должен быть выдан;

— возмещения убытков, причиненных клиенту нарушением срока выполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, со дня, следующего за последним днем действия договора, если иное не определено сторонами;

— нарушения иных обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции, со дня, когда заинтересованные лица (клиент или уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации) узнали или должны были узнать о таких нарушениях.

Статья 801 ГК РФ. Договор транспортной экспедиции

Новая редакция Ст. 801 ГК РФ

1. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

2. Правила настоящей главы распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.

3. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.

Комментарий к Ст. 801 ГК РФ

1. Договор транспортной экспедиции впервые выделен в самостоятельный договор возмездного оказания услуг только в действующем Гражданском кодексе.

В настоящее время договор транспортной экспедиции регулируется кроме Гражданского кодекса и транспортных уставов и кодексов специальным Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Этот Закон распространяет правила осуществления транспортно-экспедиционной деятельности, в том числе иных экспедиционных услуг (оформление перевозочных документов, документов для таможенных целей, других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов), на организацию перевозок грузов любыми видами транспорта.

Договор транспортной экспедиции в силу профессионального статуса экспедитора и тесной связи с договором перевозки является публичным договором. По юридической природе договор транспортной экспедиции является:

В зависимости от объема действий экспедитора договор может быть реальным (заключается с момента передачи груза) или консенсуальным (экспедитор выполняет подготовительные к приему груза юридические и фактические действия).

2. Клиентом, т.е. грузополучателем или грузоотправителем, в пользу которого оказываются экспедиционные услуги, может выступать любое дееспособное лицо.

Экспедитором, т.е. лицом, оказывающим услуги, по общему правилу должны быть коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. Экспедитор и перевозчик могут совпадать в одном лице.

3. Предметом договора транспортной экспедиции являются юридические и фактические действия экспедитора, составляющие услуги по организации перевозки груза.

Содержание договора определяется правами и обязанностями сторон. Клиент обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную необходимую информацию. Экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента необходимые дополнительные данные.

Экспедитор вправе отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос.

Клиент имеет право выбирать маршрут следования груза и вид транспорта, требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза, а также давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.

Другой комментарий к Ст. 801 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Договор транспортной экспедиции по сути — посреднический договор, близкий к агентированию. Однако поскольку его целью является посредничество при заключении и исполнении договора перевозки, а также связанных с этим договором обязательств (по предъявлению груза к перевозке, его таможенному оформлению и т.д.), он относится к транспортным обязательствам.

Договор транспортной экспедиции — консенсуальный, двусторонне обязывающий, возмездный. Его предмет — оказание услуг, которые могут носить как фактический (организация погрузки-разгрузки, упаковка), так и юридический характер (заключение договора перевозки груза).

В предмете договора транспортной экспедиции можно выделить основные и дополнительные услуги, оказываемые экспедитором. Основными являются услуги, непосредственно связанные с организацией перевозки, — заключение договора перевозки, погрузочно-разгрузочные работы. Дополнительные услуги не имеют неразрывной связи с процессом перевозки. К услугам такого рода относится оформление таможенных документов, организация хранения груза до предъявления к перевозке или до принятия груза получателем, проверка количества, качества и состояния груза. Если основные услуги по организации перевозки должны присутствовать в любом договоре транспортной экспедиции, то дополнительных услуг может не предусматриваться.

Если иное не установлено договором транспортной экспедиции, при организации перевозки груза экспедитор при необходимости осуществляет:

согласование с перевозчиками условий перевозки и хранения груза, времени перевалки груза с одного вида транспорта на другой и иных вопросов, необходимых для осуществления перевозки;

прохождение таможенных и иных процедур, необходимых при осуществлении перевозки;

расчеты за перевозку груза с перевозчиками как от имени клиента, так и от своего имени.

2. Экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции. Если не предусмотрено иное, экспедитор вправе выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента. Экспедитор должен незамедлительно уведомлять клиента в порядке, определенном договором, о произведенных изменениях.

Если клиентом экспедитору даны указания по поводу исполнения договора транспортной экспедиции, отступление от указаний клиента без предварительного запроса допустимо, если возможность такого запроса отсутствует или ответ на него не получен экспедитором в течение суток. Экспедитор обязан уведомить клиента о допущенных отступлениях, как только уведомление станет возможным, в порядке, определенном договором.

Экспедитор, оказывающий услуги клиенту для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, обязан представить по его требованию информацию, предусмотренную ст. 8 — 10 Закона о защите прав потребителей.

При приеме груза экспедитор должен выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить оригиналы договоров, заключенных им в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента.

Экспедитор не вправе заключать от имени клиента договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции.

Поскольку деятельность экспедитора осуществляется за счет клиента, последний обязан возместить понесенные при исполнении договора расходы. Кроме того, клиент обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение. Его размер и порядок уплаты определяются договором. Если стоимость услуг не установлена, она может быть определена в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК.

3. Стороны договора транспортной экспедиции — экспедитор — лицо, оказывающее соответствующие услуги, и клиент, в роли которого выступает грузоотправитель или грузополучатель. Экспедитором может быть юридическое лицо или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Действующее законодательство не предусматривает лицензирования экспедиционных услуг, однако лицензированию подлежат некоторые виды деятельности, которые могут входить в договор на экспедиционное обслуживание, например, погрузочно-разгрузочные работы на морском, внутреннем водном и железнодорожном транспорте, сюрвейерское обслуживание (деятельность по осмотру судов, грузов и иных объектов морского бизнеса и морского страхования и выдаче заключений об их техническом состоянии, размере повреждений при авариях, мореходности судна и т.д.).

Пункт 2 статьи 801 предусматривает возможность принятия на себя функций экспедитора непосредственно перевозчиком. При включении в договор перевозки условий об экспедиционном обслуживании договор приобретает смешанный характер (п. 3 ст. 421 ГК РФ) и к нему соответственно применяются положения гл. 40 и 41 ГК.

4. Отношения по оказанию экспедиционных услуг регулируются комментируемой главой, Законом о транспортно-экспедиционной деятельности, а также Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. N 554 (СЗ РФ. 2006. N 37. Ст. 3890).

Статья 804. Документы и другая информация, предоставляемые экспедитору

1. Клиент обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором транспортной экспедиции.

2. Экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента необходимые дополнительные данные.

3. В случае непредоставления клиентом необходимой информации экспедитор вправе не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации.

4. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с нарушением обязанности по предоставлению информации, указанной в пункте 1 настоящей статьи.

Комментарий к Ст. 804 ГК РФ

1. Взаимной обязанностью клиента и экспедитора является предоставление необходимых документов и информации.

Клиент обязан предоставить экспедитору документы и информацию:

— о свойствах груза;

— об условиях перевозки груза (например, о возможном маршруте, виде транспорта, сроках погрузки и т.д.);

— иную необходимую информацию (например, о грузополучателе).

Как отмечается в п. 8 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, для оказания транспортно-экспедиционных услуг экспедитору клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение. Оформленное в установленном порядке поручение экспедитору должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме, а также о количестве грузовых мест.

Поручение экспедитору представляется ему клиентом на бумажном носителе, если иной способ не предусмотрен договором транспортной экспедиции.

Опасные, скоропортящиеся и иные грузы, требующие специальных условий перевозки, принимаются экспедитором только при предоставлении клиентом в письменной форме информации об условиях их транспортировки.

Так, например, Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 2 сентября 2010 г. по делу N А53-28326/2009 было отказано в удовлетворении иска о возмещении реального ущерба, так как клиент не предоставил необходимую информацию об особых характеристиках груза, не предпринял меры к дополнительной упаковке груза, тем самым не исполнил свою обязанность предоставить экспедитору груз в упаковке, обеспечивающей полную сохранность. Обязанность экспедитора по проверке внутренних вложений груза договором не предусмотрена, в связи с чем последний освобождается от ответственности за целостность принятого к перевозке груза.

При реализации соответствующего права на получение информации экспедитор вправе проверять достоверность предоставленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции.

Экспедитор в свою очередь должен:

— сообщить о недостатках полученной информации, например, информация о свойствах груза не соответствует требованиям, предъявляемым при перевозки определенным видом транспорта, недостоверна информация о несоответствии грузу тары и упаковки, необходимых для безопасной перевозки, и т.д.;

— в случае неполноты информации — запросить дополнительные данные.

Кроме того, согласно п. 6 ст. 3 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности клиент вправе требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза.

В обязанности экспедитора входит предоставление информации о допущенных отступлениях от указаний клиента. В случае если отсутствует возможность предварительного запроса об отступлении от указаний клиента или если ответ на такой запрос не получен экспедитором в течение суток, экспедитор обязан уведомить клиента о допущенных отступлениях, как только уведомление станет возможным, в порядке, определенном договором.

Экспедитор, оказывающий услуги клиенту для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, обязан предоставить по его требованию информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.

По требованию клиента экспедитор предоставляет ему следующую информацию:

— полное фирменное наименование и адрес места нахождения (для юридического лица), имя и адрес места жительства (для индивидуального предпринимателя);

— сведения о подтверждении соответствия транспортно-экспедиционных услуг установленным требованиям;

— перечень транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором, и их стоимость;

— сведения о форме и порядке оплаты транспортно-экспедиционных услуг;

— сведения о тарифах на перевозку грузов различными видами транспорта, о правилах и об условиях выполнения таких перевозок;

— другие сведения, относящиеся к организации и осуществлению перевозки конкретных видов груза различными видами транспорта.

В части предоставления документов при приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить ему оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.

2. Нормами ГК РФ и Закона о транспортно-экспедиционной деятельности предусматриваются последствия нарушения обязанностей как клиента, так и экспедитора по предоставлению соответствующей информации и документов.

Экспедитор вправе не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до представления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей. В случае предоставления неполной информации экспедитор обязан запросить у клиента необходимые дополнительные данные в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.

Статья 10 вышеназванного Закона устанавливает основания и размер ответственности клиента перед экспедитором в связи с неисполнением обязанности по предоставлению информации, в том числе за непредоставление информации, предоставление неполной, недостоверной информации, несвоевременное предоставление информации.

Клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с неисполнением такой обязанности. Так, Постановлением ФАС Московского округа от 22 сентября 2010 г. N КГ-А40/10767-10 по делу N А40-127194/09-24- 1030 экспедитору были возмещены убытки, возникшие вследствие предоставленной клиентом недостоверной информации о весе груза, в виде расходов по оплате хранения груза.

В том случае, если клиент требует возмещения убытков, возникших в связи с исполнением договора транспортной экспедиции при отсутствии необходимой у экспедитора информации по вине клиента, такое требование не подлежит удовлетворению. Так, Постановлением ФАС Московского округа от 2 сентября 2009 г. N КГ-А40/8422-09 по делу N А40-90695/08-61-809 отказ в удовлетворении исковых требований о взыскании убытков и процентов за пользование чужими денежными средствами был признан правомерным, так как вследствие отсутствия у ответчика информации о необходимости перевозки груза с соблюдением специального температурного режима на него не может быть возложена ответственность за порчу перевозимого груза.

Клиент должен быть освобожден от ответственности за предоставление неполной информации, если экспедитор не выполнил своей обязанности запросить в этом случае необходимые дополнительные данные.

Экспедиторы — кто это?

Вы наверняка часто встречали понятие транспортно-экспедиционной компании. Если с «транспортно-» всё понятно, то что такое «-экспедиционная»? Кто такой экспедитор? Имеют ли право диспетчеры называть себя экспедиторами? Попытаемся ответить, используя законы Российской Федерации.

Экспедиторская деятельность в Российской Федерации регулируется, в основном, тремя законами: это Федеральный закон №87-ФЗ от 30.06.2003 «О транспортно-экспедиционной деятельности», Постановление правительства №554 от 8 сентября 2006 года «Об утверждении правил транспортно-экспедиционной деятельности» и глава №41 части 2 Гражданского кодекса РФ (документы доступны для скачивания в формате Microsoft Word).

Гражданский кодекс устанавливает в основном только само понятие транспортной экспедиции, вводит понятие договора транспортной экспедиции и указывает на презумпцию виновности экспедитора (то есть, не клиент доказывает вину экспедитора, а экспедитор обязан доказывать свою невиновность).

Постановление правительства №554 от 8 сентября 2006 года определяет само понятие экспедитора — это лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг. Кроме того, даётся определение транспортно-экспедиционным услугам, под ними понимаются услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза. Кроме того, устанавливаются основные экспедиторские документы: это поручение экспедитору, экспедиторская расписка и, если оказываются складские услуги, складская расписка. Согласно Постановления, экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции и составляются они в письменном виде. С полным списком экспедиторских документов и требованиями к их оформлению вы может ознакомиться, прочитав приказ Минтранса от 11 февраля 2008 года №23 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов» (документ в формате Microsoft Word).

Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» устанавливает обязанности экспедитора и клиента. В частности, статья 4, пункт 4 гласит: «При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности».

Что вытекает из данного утверждения? Если разбить по пунктам, то:

  • экспедитор обязан принимать груз;
  • экспедитор выдаёт экспедиторский документ (экспедиторская расписка);
  • экспедитор обязан предоставлять клиенту оригиналы договоров (например, договора перевозки груза, заключённого с транспортной компанией).

Разумеется, всего этого диспетчер, на погрузке не присутствующий, не делает. Следовательно, называться экспедитором он не может в соответствии с Федеральным законом и Постановление правительства. Но благодаря отмене лицензирования в сфере грузовых перевозок (Федеральный закон №80-ФЗ от 2 июля 2005 года) никто не проверяет соответствие названия действительно ведущейся деятельности. Впрочем, после принятия Федерального закона №272-ФЗ, диспетчеры стали чаще именовать себя в заявках и договорах с перевозчиками «клиентами» или «заказчиками».

В сфере автоперевозок практически отсутствует контроль со стороны государства, из-за чего и происходит подобная путаница в названиях и терминологии. В действительности, те услуги, которые оказывают диспетчеры — это агентские или информационные услуги, но никак не экспедиторские и тем более не услуги по перевозке груза. Помните об этом.

Резюмируя вышесказанное: экспедитором может называться физическое или юридическое лицо, которое осуществляет приём и сдачу груза, контролирует погрузочно-разгрузочные работы, ведёт подсчёт количества мест, осуществляет визуальный или иной контроль загружаемого товара, а также производит иные действия во исполнение договора транспортной экспедиции.

Статья 801 ГК РФ. Договор транспортной экспедиции (действующая редакция)

1. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

2. Правила настоящей главы распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.

3. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 801 ГК РФ

1. Договор транспортной экспедиции является консенсуальным, двусторонним, взаимообязывающим и возмездным.

Предметом договора является выполнение или организация выполнения услуг, связанных с перевозкой груза. ГК РФ не содержит закрытого перечня услуг, которые могут включаться в предмет договора транспортной экспедиции. Подробный перечень услуг, определяемых по договору транспортной экспедиции, устанавливается по соглашению сторон исходя из особенностей груза, требований к его перевозке, вида транспорта, которым будет осуществляться перевозка.

К числу услуг, оказываемых экспедитором, могут быть отнесены: услуги по ведению переговорного процесса, связанного с перевозкой грузов; услуги по оформлению груза; услуги по завозу-вывозу груза между станциями и портами; услуги по оказанию погрузочно-разгрузочных, упаковочных складских работ и по хранению груза; услуги по подготовке транспортных средств к перевозке; услуги по отслеживанию перемещения груза и направлению уведомлений относительно графика перемещения груза; услуги по страхованию и таможенному оформлению груза; услуги по уплате платежей, пошлин, ведению расчетов, связанных с перевозкой грузов.

Сторонами договора являются экспедитор и клиент. Экспедитор — это лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг. В качестве такого лица могут выступать юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.

В соответствии с ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» транспортно-экспедиционная деятельность лицензированию не подлежит. В то же время для оказания ряда услуг в рамках договора транспортной экспедиции экспедитор должен иметь соответствующую лицензию. Например, в том случае, если экспедитор самостоятельно оказывает услуги по воздушной перевозке грузов.

Клиентом по договору транспортной экспедиции может являться любое лицо, заключившее с экспедитором договор транспортной экспедиции и принявшее на себя обязательство оплатить выполнение транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором. В качестве таковых лиц могут выступать как лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, так и некоммерческие организации, а также физические лица, использующие услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд.

Содержание договора транспортной экспедиции составляют права и обязанности экспедитора и клиента. Их конкретный перечень зависит от предмета договора, то есть от содержания оказываемых экспедитором клиенту услуг.

Основной обязанностью экспедитора, без которой заключение договора будет считаться недействительным, является обязанность по организации перевозки груза. Вид транспорта, необходимого для осуществления перевозки, а также маршрут перевозки могут определяться в соответствии с соглашением сторон (как экспедитором самостоятельно, так и с учетом пожеланий клиента). На экспедитора также может быть возложена обязанность по заключению договора перевозки (как от своего имени, так и от имени клиента), а также обязанность по организации либо непосредственному осуществлению отправки и получения груза, либо выполнению перевозки непосредственно самим экспедитором.

Независимо от перечня оказываемых по договору экспедиции услуг экспедитор наделяется также рядом общих прав и обязанностей. К числу таких обязанностей экспедитора относятся:

— обязанность по выдаче клиенту экспедиторских документов (см. ст. 802 ГК РФ);

— обязанность уведомлять клиента об отступлениях от его указаний, если нет возможности предварительного запроса о таком отступлении;

— обязанность предоставлять клиенту необходимую информацию, а в случае оказания услуг для личных, семейных домашних и иных нужд также информацию в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».

К числу прав экспедитора относятся:

— право на вознаграждение;

— право на получение от клиента документов и информации, необходимой для выполнения его обязанностей по договору (см. ст. 804 ГК РФ);

— право на отступление в предусмотренных законом случаях от указаний клиента;

— право на удержание груза до уплаты вознаграждения.

С правами и обязанностями экспедитора корреспондируют права и обязанности клиента. К общим не зависящим от предмета конкретного договора транспортной экспедиции обязанностям клиента относятся:

— обязанность по предоставлению экспедитору необходимой информации;

— обязанность по уплате вознаграждения экспедитору.

К числу прав клиента относятся:

— право выбирать маршрут следования груза и вид транспорта;

— право требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза;

— право давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.

2. Положения комментируемой статьи допускают осуществление экспедиционных услуг непосредственно перевозчиком. В таком случае возможно заключение как отдельных договоров перевозки и транспортной экспедиции, так и одного смешанного гражданско-правового договора, охватывающего отношения, связанные с экспедицией грузов и их непосредственной перевозкой.

В случае заключения подобных договоров к отношениям, связанным с транспортной экспедицией, будут применяться нормы гл. 41 ГК РФ (в том числе по вопросу ответственности сторон договора).

3. Нормы гл. 41 ГК РФ носят достаточно общий характер, в силу чего большое значение приобретают специальные законодательные и подзаконные акты, регламентирующие отношения, связанные с транспортной экспедицией. Помимо специальных нормативных актов, нормы, устанавливающие особенности различных видов договоров транспортной экспедиции, содержатся также в положениях транспортных уставов и кодексов, регламентирующих отдельные виды перевозки грузов.

При заключении договоров транспортной экспедиции необходимо учитывать тот факт, что в настоящее время действуют национальные стандарты ГОСТ Р 52298-2004 (содержит подробный перечень требований, предъявляемых при оказании экспедиционных услуг) и ГОСТ Р 51133-98. В соответствии со ст. 46 ФЗ от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» соблюдение данных стандартов носит добровольный характер, кроме положений, устанавливающих требования в целях защиты жизни или здоровья граждан; имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.

4. Применимое законодательство:

— ФЗ от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»;

— ФЗ от 07.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

— Постановление Правительства РФ от 08.09.2006 N 554;

— ГОСТ Р 52298-2004 «Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст);

— ГОСТ Р 51133-98 «Экспедиторские услуги на железнодорожном транспорте. Общие требования» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 23.01.1998 N 14).

5. Судебная практика:

— информационное письмо ВАС РФ от 05.08.2003 N С5-7/УЗ-886;

— Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2014 N 15АП-14485/14;

— Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2014 N 15АП-11194/14;

— Постановление ФАС Дальневосточного округа от 03.07.2012 N Ф03-2200/12 по делу N А51-12915/2011;

— Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2009 N 17АП-8982/09.

Ст. 801 ГК РФ — Гражданский кодекс

Статья 801. Договор транспортной экспедиции.

9 ноября 2017

30 октября 2017

6 сентября 2012

30 августа 2012

15 марта 2012

Обсуждение статьи

Вопросы по статье

Налог на прибыль организаций: документы, подтверждающие договор транспортной экспедиции

О представлении иностранной организацией налоговому агенту — российской организации подтверждения постоянного местонахождения в иностранном государстве для целей налогообложения налогом на прибыль доходов от оказания экспедиторских услуг.

О включении экспедитором в доходы при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, суммы вознаграждения, полученного по договору транспортной экспедиции.

Необходимо ли для целей исчисления налога на прибыль учитывать расходы по доставке товаров автомобильным и иным транспортом по договору транспортной экспедиции на основании транспортных и товарно-транспортных накладных? Порядок оформления и формы экспедиторских документов утверждены Приказом Минтранса России от 11.02.2008 N 23. Для признания расходов в целях исчисления налога на прибыль в соответствии с требованиями налогового законодательства необходимо наличие соответствующих первичных документов, подтверждающих факт оказания услуг по договору транспортной экспедиции и факт принятия данных услуг на учет. Достаточно ли для целей исчисления налога на прибыль документов, представляемых по договору транспортной экспедиции (поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка, акт выполненных работ)?

Оформлено И.П. по перевозке грузов по России,в какой форме можно привлекать иных владельцев траснспорта и возможно ли это?

Организация, применяющая УСН, исполняет обязанности экспедитора по договору транспортной экспедиции. Следует ли ей учитывать в составе доходов только сумму полученного вознаграждения или же нужно учитывать все суммы, поступившие от заказчика, в том числе суммы возмещения затрат, осуществленных экспедитором?