Содержание статьи:

Статья 15.5 КоАП РФ. Нарушение сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам)

Новая редакция Ст. 15.5 КоАП РФ

Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Комментарий к Статье 15.5 КоАП РФ

Статья 80 Налогового кодекса устанавливает, что налоговая декларация — письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и о других данных, которые служат основанием для исчисления и уплаты налога.

Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и о других данных, которые служат основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом применительно к конкретному налогу.

Расчет сбора представляет собой письменное заявление плательщика сбора об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и о других данных, которые служат основанием для исчисления и уплаты сбора.

Каждый налогоплательщик обязан представлять налоговую декларацию по налогу, который подлежит уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Для каждого вида налога установлен свой срок подачи декларации.

Если налогоплательщик освобожден от обязанности по уплате налогов в связи с применением специальных налоговых режимов, то в этом случае налоговые декларации не представляются в налоговые органы.

При отсутствии финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщик представляет налоговую декларацию по упрощенной форме, которая утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде.

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых по состоянию на 1 января 2007 г. превышает 250 человек, обязаны представлять налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган в электронном виде.

Согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ вышеназванный порядок предоставления налоговой декларации будет действовать до 1 января 2008 г.
———————————
См.: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» (с изменениями от 30 декабря 2006 г.) // СЗ РФ. 2006. N 31 (часть 1).

Единые требования к форматам представления налоговой отчетности по региональным и местным налогам и сборам в электронном виде утверждены МНС РФ от 12 февраля 2003 г. N БГ-3-13/[email protected]

Бланки налоговых деклараций (расчетов) предоставляются налоговыми органами бесплатно.

Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

При разрешении дел указанной категории необходимо учитывать, что в соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП к составу должностных лиц коммерческих организаций относятся не только их руководители, но и другие работники, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. При выяснении субъективной стороны правонарушения следует изучать должностные инструкции работников, т.к. далеко не всегда руководитель предприятия является субъектом правонарушений, предусмотренных ст. 15.5 и 15.6 КоАП.

Наиболее часто встречающейся ошибкой, влияющей на вынесение законного и обоснованного решения, является определение момента совершения правонарушения и срока давности привлечения к административной ответственности.

Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков — со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся.

Таким образом, нарушение сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета (ст. 15.5 КоАП) и непредставление ее в установленный срок не являются длящимися правонарушениями. Срок для привлечения к административной ответственности по таким правонарушениям начинает течь со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности, а не со дня, следующего за днем фактического представления налоговой декларации или иных сведений. Подобная позиция нашла свое отражение и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в котором указано, что правонарушения, предусмотренные ст. 15.5, 15.6 КоАП, не являются длящимися, срок в размере одного года должен исчисляться со дня, следующего за днем совершения правонарушения. Зачастую при вынесении решения судом данные положения не всегда принимаются во внимание.

Указанная позиция нашла также отражение, например, в п. 4 Обзора результатов рассмотрения жалоб на решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц за второе полугодие 2003 г. — первое полугодие 2004 г., приведенного в письме Управления МНС России по г. Москве от 12 октября 2004 г. N 11-15/65542. Там, в частности, сказано: «. Направление декларации заказным письмом (с приложением квитанции почтовой связи и уведомления о вручении) не подтверждает факт отправки организацией декларации. Организацией не соблюден порядок направления деклараций почтовым отправлением, установленный пунктом 2 статьи 80 Налогового кодекса, а именно: отсутствует опись вложения».

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета) и обязан по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) проставить отметку на копии налоговой декларации (копии расчета) о принятии и дату ее получения. При получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронном виде.

При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

Единые требования к формированию и формализации налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, утверждены Приказом МНС РФ от 31 декабря 2002 г. N БГ-3-06/756 .
———————————
См.: Приказ МНС РФ от 31 декабря 2002 г. N БГ-3-06/756 «О порядке ввода в действие новых форм налоговых деклараций» (с изм. от 22 июня 2004 г.) // Учет. Налоги. Право. Официальные документы. 2003. 29 января; 2004. 7 июля.

Министерство финансов Российской Федерации не вправе включать в форму налоговой декларации (расчета), а налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) включения в налоговую декларацию (расчет) сведений, не связанных с исчислением и (или) уплатой налогов и сборов, за исключением:

1) вида документа: первичный (корректирующий);

2) наименования налогового органа;

3) места нахождения организации (ее обособленного подразделения) или места жительства физического лица;

4) фамилии, имени, отчества физического лица или полного наименования организации (ее обособленного подразделения);

5) номера контактного телефона налогоплательщика.

Решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по статьям 15.5, 15.6 и 15.11 КоАП, необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» , в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) — за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
———————————
См.: Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» // СЗ РФ. 1996. N 48. Ст. 5369; 2006. N 45. Ст. 4635.

Другой комментарий к Ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом нарушения является порядок контроля за правильностью исчисления налогов и перечислением их в соответствующий бюджет, установленный Налоговым кодексом РФ, иными нормативными актами.

В соответствии со ст.80 НК РФ под налоговой декларацией понимается письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налогов.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика на бланке установленной формы.

Под представлением понимается как подача налоговой декларации лично налогоплательщиком, так и ее направление по почте. При отправке налоговой декларации по почте днем представления считается дата отправки заказного письма с описью вложения.

2. Объективная сторона данного состава правонарушения характеризуется бездействием и выражается в непредставлении налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.

Квалифицирующим признаком является несоблюдение срока подачи декларации. Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

3. Субъектами правонарушения являются должностные лица.

Анализ субъективной стороны свидетельствует о возможности совершения рассматриваемого правонарушения в форме умысла или неосторожности. По юридической конструкции данное правонарушение является формальным составом, поэтому интеллектуальный и волевой моменты, указывающие на отношение нарушителя к наступившим последствиям бездействия, не определяются.

4. Размер санкции зависит от срока, в течение которого непредставлялась налоговая декларация, а также от обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

Ответственность за налоговые правонарушения в 2017-2018 годах

Ответственность за налоговые правонарушения многоаспектна. Основная, налоговая, предусмотрена НК РФ. Но возможны и другие, например административная ответственность за налоговые правонарушения. Материалы данной рубрики нашего сайта посвящены именно ей.

Ответственность за налоговые правонарушения: чем грозит недисциплинированность в отношении налогов

Нарушения в налоговой сфере влекут за собой не одну только налоговую ответственность. Помимо нее действующее законодательство предусматривает следующие виды ответственности за налоговые правонарушения:

  • административную — согласно КоАП РФ;
  • уголовную — по Уголовному кодексу;
  • дисциплинарную — по правилам трудового законодательства.

В данной рубрике мы рассказываем об административной ответственности, причем только сферой налогов не ограничиваясь. Но начнем все же именно с них.

«Налоговые» особенности административной ответственности

Останавливаться на всех принципах адм. ответственности не будем. Отметим только ключевые для налоговой сферы.

1. Административная ответственность — дополнительная.

О том, что ответственность за налоговые правонарушения может следовать не только по НК РФ, непосредственно в нем и говорится. В ст. 108 есть положение, согласно которому наложенный на организацию налоговый штраф не снимает с ее должностных лиц иной ответственности, установленной законом, в том числе КоАП РФ.

Это значит, что за одно и то же нарушение из числа перечисленных в НК РФ штраф может следовать одновременно:

  • для организации — по соответствующей статье Налогового кодекса;
  • лично для кого-то из должностных лиц (директора, главбуха и др.) —уже по статье КоАП РФ.

2. Должностное лицо как субъект административной ответственности за налоговые правонарушения.

В качестве субъекта административной ответственности могут выступать и организации. Но только не в случае с налогами. Для данной категории нарушений санкции по КоАП РФ установлены только для должностных лиц. Что, впрочем, вполне объяснимо. Наложение дополнительного административного штрафа на организацию, которая уже подверглась налоговому штрафу, означало бы нарушение принципа однократности привлечения к ответственности. А это недопустимо.

3. Основная мера ответственности за налоговые правонарушения по КоАП РФ — денежный штраф.

КоАП РФ предусмотрен целый спектр административных наказаний, начиная с предупреждения и заканчивая обязательными работами и даже административным арестом. Но за налоговые проступки в большинстве случаев налагается штраф. За некоторые нарушения предусмотрено и предупреждение, но его на практике применяют редко.

4. Для административного штрафа обязателен налоговый состав.

В ситуации, когда есть действующее решение ИФНС о привлечении организации к ответственности за налоговое правонарушение, все достаточно ясно. Нарушение выявлено, решение принято, ответственность легла на организацию и, например, ее руководителя.

А как быть, если решение контролеров обжаловано и налоговый штраф снят? Административный при этом остается?

Ответ вы узнаете из данной публикации.

Когда применяют административную ответственность за налоговые правонарушения

Случаи, когда применяется административная ответственность за налоговые правонарушения, собраны в гл. 15 КоАП РФ.

Административные протоколы по таким проступкам составляют налоговики, а дела рассматриваются по правилам гл. 29 КоАП РФ.

Рассмотрим вкратце каждый из таких случаев. Начнем с самых частых. И сразу оговоримся, что все это касается только организаций. На ИП ответственность за налоговые правонарушения по указанным ниже административным статьям не налагается.

  1. Просрочка декларации. Это, пожалуй, самый распространенный случай применения административной ответственности за налоговые правонарушения.

Ответственность за налоговое правонарушение

Административные правонарушения в области налогов и сборов

Автор: Мария Юхаранова

Мария Юхаранова, Ведущий юрист — консультант ДКПО Группы компаний «Ю-Софт»

Административные правонарушения в области налогов и сборов

Вопрос 1. Общие положения об административной ответственности

Вопрос 2. Виды административных правонарушений в области налогов и сборов

Вопрос 3. Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях

Вопрос 4. Смягчающие и отягчающие обстоятельства

Административная ответственность является наиболее распространенным видом юридической ответственности.

В настоящее время административное законодательство состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации. Таким образом, привлечение к административной ответственности возможно как за нарушение федеральных норм, так и за нарушения, предусмотренные региональным законодательством.

Для справки: на рассмотрении Государственной думы РФ находится Законопроект № 246960-6, предусматривающий введение Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации — документа, регулирующего порядок осуществления судами общей юрисдикции административного судопроизводства. 21.05.2013 законопроект был принят в первом чтении, однако по сей день парламентарии не продвинулись в его принятии.

Нормы КоАП РФ имеют действие на всей территории РФ, привлечь к ответственности по закону субъекта РФ можно только лицо, совершившее правонарушение на территории соответствующего субъекта РФ (ст. 1.8 КоАП РФ).

Для справки: в г. Москве принят Закон г. Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях».

Следует отметить, что законами субъектов РФ об административных правонарушениях не могут устанавливаться виды административных наказаний, порядок производства по делам об административных правонарушениях и порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний — эти вопросы отнесены исключительно к ведению РФ и могут быть установлены только КоАП РФ. Также не может быть установлена административная ответственность за нарушение норм, имеющих федеральное значение (ст. 1.3 КоАП РФ).

На основании статьи 75 Конституции РФ общие принципы налогообложения в России устанавливаются федеральным законом. Таким законом является Налоговый кодекс РФ.

Таким образом, административные правонарушения в сфере налогов установлены только КоАП РФ. Ниже мы рассмотрим виды таких правонарушений, а также особенности привлечения к административной ответственности за совершение некоторых административных правонарушений в области налогов.

Однако для начала — общая информация.

Часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ дает определение административного правонарушения — противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. То есть для того, чтобы привлечь лицо к административной ответственности, необходимо наличие нескольких обстоятельств:

— совершенное деяние (действие либо бездействие) должно быть противоправным (т.е. нарушать норму закона, устанавливающее определенное правило);

— деяние должно быть совершенно виновно, т.е. лицо, совершившее противоправное деяние, должно осознавать противоправный характер своего деяния (умысел), либо предвидеть возможность наступления вредных последствий своего действия (неосторожность). Сразу оговоримся, что форма вины никак не влияет на квалификацию административного правонарушения, она только может быть принята к сведению при назначении административного наказания (ст. 4.2 КоАП РФ);

— за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ должна быть предусмотрена ответственность;

— в случае, если правонарушителем является физическое лицо, привлечь его к административной ответственности можно только если к моменту совершения административного правонарушения лицо достигло возраста шестнадцати лет (ст. 2.3 КоАП РФ);

— в случае, если правонарушителем является должностное лицо, привлечь его к административной ответственности можно только если правонарушение совершено в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением им своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ).

Именно по этому поводу часто возникают сомнения при привлечении должностных лиц к административной ответственности за совершение правонарушений в области налогов и сборов. По результатам налоговой проверки (выездной или камеральной) юридическое лицо (налогоплательщик) привлекается к налоговой ответственности, т.е. на организацию накладывается штраф, предусмотренный соответствующей статьей Налогового кодекса РФ. При этом должностное лицо организации привлекается к административной ответственности по соответствующей статье КоАП РФ. Чаще всего этим должностным лицом является бухгалтер (главный бухгалтер) организации — ведь именно его трудовая функция связана с исчислением налогов, и именно он больше всего взаимодействует с налоговыми органами как в ходе налоговых проверок, так и вне их.

Однако не все так однозначно. Ведь упомянутая статья 2.4 КоАП РФ четко определяет: должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности только в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. То есть если административное правонарушение совершено вследствие неисполнения (ненадлежащего исполнения) должностным лицом своих обязанностей, нужно прежде всего выяснить, действительно ли исполнение соответствующих обязанностей возложено именно на то лицо, которое предполагается привлечь к ответственности. К примеру, если обязанность по представлению налоговых деклараций в налоговый орган возложена на бухгалтера, привлечь к административной ответственности по статье 15.5 КоАП главного бухгалтера будет неправомерно.

Для справки: одновременное привлечение юридического лица к налоговой ответственности и её должностного лица к административной ответственности не противоречит нормам законодательства, так как не считается повторным привлечением к ответственности за одно и то же правонарушение. В указанных нарушениях разные субъекты — в одном случае это юридическое лицо (организация), в другом — физическое лицо (работник организации).

Административными правонарушениями в сфере налогов и сборов, совершаемыми должностными лицами организаций — налогоплательщиков, являются (для лучшего понимание приведем сразу нормы Налогового кодекса, которые предусматривают налоговую ответственность в отношении организации-налогоплательщика):

Статья 15.3 — нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (статья 116 Налогового кодекса);

Статья 15.4 — нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации.

Для справки: в отношении этого правонарушения следует отметить, что Федеральным законом от 02.04.2014 N 52-ФЗ в Налоговый кодекс внесены ряд изменений, в их числе отменена обязанность налогоплательщиков сообщать об открытии (закрытии) счетов в кредитных организаций. Однако норма об административной ответственности за несообщение пока осталась, вполне вероятно, что в скором времени и норма об административной ответственности будет упразднена.

Статья 15.5 — нарушение сроков представления налоговой декларации (статья 119 Налогового кодекса);

Статья 15.6 — непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (статья 126 Налогового кодекса);

Статья 15.11 — грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (статья 120 Налогового кодекса).

Дело об административном правонарушении начинается с составления протокола об административном правонарушении. Правом на составление протокола обладают должностные лица налоговых органов (пункт 5 части 2 статьи 28.3 КоАП), а также судьи (части 1, 3 статьи 28.3, часть 1 статьи 23.1 КоАП). Конечно, чаще протоколы составляют должностные лица налоговых органов, поскольку чаще всего именно они и выявляют правонарушения в области налогов (сборов). Обязанность составить протокол об административном правонарушении при выявлении нарушений, за которые должностные лица организаций подлежат привлечению к административной ответственности, установлена пунктом 15 статьи 101 Налогового кодекса.

Как правило, протокол составляется немедленно при обнаружении факта совершения правонарушения, однако часть 2 статьи 28.5 КоАП позволяет отложить срок составления протокола до двух суток с момента обнаружения правонарушения.

Какой момент следует считать моментом обнаружения административного правонарушения? долгое время налоговики составляли протокол об административном правонарушении одновременно с актом налоговой проверки — тогда, когда фактически обнаружено правонарушение. Однако такой подход не согласуется с нормами Налогового кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 100 Налогового кодекса акт налоговой проверки (неважно — камеральной или выездной) — это документ, в котором зафиксированы нарушения, выявленные проверяющим инспектором (проверяющей группой). То есть в акте изложены факты, которые по мнению проверяющих, представляют собой нарушение норм законодательства о бухгалтерском учете, о налогах и сборах. Акт налоговой проверки вручается налогоплательщику (его представителю), и тот в течение месяца вправе изложить свое мнение по фактам, изложенным в акте. То есть налогоплательщик до момента привлечения его к налоговой ответственности вправе возразить против доводов налоговых инспекторов, представить свою точку зрения и подкрепить её доказательствами (приложить дополнительные документы к материалам проверки).

Только после рассмотрения материалов проверки (как полученных в ходе непосредственно проверки, так и после её завершения — в ходе рассмотрения дела о налоговом правонарушении) лицо, рассматривающее материалы проверки (как правило, это руководитель или заместитель руководителя налоговой инспекции) принимает решение о привлечении налогоплательщика-организации к налоговой ответственности. Другими словами, только в момент привлечения организации к налоговой ответственности налоговый орган делает вывод о наличии либо отсутствии оснований для привлечения юридического лица к налоговой ответственности. И только в случае подтверждения фактов нарушения налогового законодательства и отсутствии обстоятельств, препятствующих привлечению к налоговой ответственности, в отношении юридического лица выносится решение о привлечении к налоговой ответственности (порядок вынесения решения регламентирован статьей 101 Налогового кодекса).

Соответственно, после установления факта налогового правонарушения, виновное должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности. Иной подход просто нелогичен — привлекать к административной ответственности должностное лицо до установления самого факта наличия налогового правонарушения …

В любом случае протокол должен быть составлен в присутствии нарушителя, поскольку согласно части 3 статьи 28.2 КоАП лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе.

Однако часть 4.1 указанной статьи позволяет должностному лицу налогового органа не ждать присутствия предполагаемого нарушителя — в случае неявки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Надо сказать, что этим исключением налоговые органы достаточно активно пользуются, что понятно — не нужно ждать, пока лицо, в отношении которого должен быть составлен протокол, явится в налоговый орган для его составления. Кроме того, если известить нарушителя о необходимости явки для составления протокола почтой, вряд ли он получит уведомление за 2 дня, следовательно, все равно не успеет явиться по приглашению.

Протокол, подписанный лицом, составившим его, и с подписью лица, в отношении которого он составлен, направляется лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении для вынесения решения. Дела об административных правонарушениях в сфере налогов и сборов (статьи 15.3 — 15.6, 15.11) рассматриваются судьями — это установлено частями 1 и 3 статьи 23.1 КоАП. Должностное лицо налогового органа должен направить протокол и другие материалы дела судье в течение трех суток с момента составления протокола (часть 1 статьи 28.8 КоАП).

По общему правилу, дело подлежит рассмотрению по месту совершения правонарушения (часть 1 статьи 29.5 КоАП). Однако по ходатайству лица, в отношении которого составлен протокол, дело может быть рассмотрено по месту жительства нарушителя. Законодательство не определяет, в какой форме может быть выражено такое желание — поэтому вполне правомерно зафиксировать его прямо в протоколе.

Для рассмотрения дела об административном правонарушении и вынесения постановления у судьи есть 2 месяца со дня получения материалов дела (часть 1.1 статьи 29.6 КоАП), и этот срок при необходимости может быть продлен на месяц (часть 2 этой же статьи).

По итогам рассмотрения дела судья вынесет постановление либо о привлечении к административной ответственности (назначит наказание), либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Последнее может быть вынесено (часть 1.1 статьи 29.9 КоАП):

— при наличии наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении ( статья 24.5 КоАП):

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения;

3) действия лица в состоянии крайней необходимости ;

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

5) отмена закона, установившего административную ответственность;

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

— при объявлении устного замечания ( статья 2.9 КоАП);

— при прекращении производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.

Сроки давности привлечения к административной ответственности установлены статьей 4.5 КоАП. Для правонарушений в области налогов и сборов этот срок составляет 2 года, т.е. постановление по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов не может быть вынесено по истечении двух лет со дня его совершения.

Статья 2.9 КоАП позволяет при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Следует отметить, что в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, судьи нечасто применяю такую возможность. Можно предположить, что основанием к этому служит небольшая сумма штрафа, предусмотренного для должностных лиц статьями КоАП за нарушения в области налогов (сборов) — 300-500 рублей. Исключение составляет норма статьи 15.11 — грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов — за такое правонарушение бухгалтеру или руководителю организации-налогоплательщика грозит штраф в размере 2 000 — 3 000 рублей.

Как правило, по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении в области налогов и сборов выносится постановление о привлечении к административной ответственности, и на виновное должностное лицо накладывается штраф, который необходимо уплатить в срок позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу (часть 1 статьи 32.2 КоАП).

Вступает в силу постановление по истечении срока на его обжалование (статья 31.1 КоАП). А обжаловать постановление по делу об административном правонарушении можно в течение 10 суток со дня его получения — часть 1 статьи 30.3 КоАП.

Довольно часто обстоятельства, при которых было совершено административное правонарушение, способствуют его нарушению, или, как минимум, не способствуют тому, чтобы правонарушение не было совершено. Законодатель предусмотрел для таких случаев обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (статьи 4.2 и 4.3 КоАП соответственно).

Обстоятельства эти никак не влияют на квалификацию правонарушения, но могут иметь значение при назначении судьей административного наказания. Вот какие обстоятельства законодатель считает возможным расценивать как смягчающие административную ответственность:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;

4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;

7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);

8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Для справки: перечень не является исчерпывающими, и судья вправе счесть то или иной обстоятельство смягчающим вину по своему внутреннему убеждению (часть 2 статьи 4.2 КоАП).

А вот какие — отягчающими административную ответственность:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Для справки: применение этого перечня также не обязательно — судья вправе по своему убеждению с учетом обстоятельств дела не счесть то или иное обстоятельство отягчающим вину (часть 1 статьи 4.3).

Какая ответственность за уклонение от уплаты налогов?

Уклонение от уплаты налогов, которое было обнаружено, влечет для виновного крайне неприятные последствия. Причем чем крупнее неуплаченные суммы, тем строже ответственность. В данном случае могут налагаться штрафные санкции, а к физическим лицам, принимавшим решения о нарушении налогового законодательства, применяются меры административной и уголовной ответственности.

Виды ответственности за уклонение от уплаты налогов

Уклонение от уплаты налогов может рассматриваться в качестве налогового, административного правонарушения или уголовного преступления. Соответственно, и санкции за совершение такого деяния прописаны в трех законодательных актах: Налоговом и Уголовном кодексах и в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

Привлечение к ответственности возможно параллельно по нормам НК РФ и УК РФ или КоАП РФ. Например, если компания была уличена в уклонении от уплаты налогов, на нее будет наложен штраф, а вот должностные лица этой компании могут подвергнуться уголовному преследованию, если в их действиях заподозрят признаки преступления.

Кто привлекается к ответственности по налоговому законодательству

За уклонение от уплаты налогов наказываются налогоплательщики. А ими могут выступать:

  • юрлица;
  • индивидуальные предприниматели;
  • физлица.

Наказания для физлиц и организаций не отличаются по своей строгости. Все зависит от суммы неуплаты в бюджет.

Чтобы лицо можно было наказать за уклонение от уплаты налогов, этот факт должен быть официально установлен, а значит, налоговый орган должен принять соответствующее решение. И только после вступления такого решения в силу можно применять к правонарушителю санкции.

Лица, которые могут быть привлечены к ответственности по КоАП РФ и УК РФ

Если налоговые преступления совершают налогоплательщики, к которым относятся как юридические, так и физлица, то к административной и уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов привлекают только физлиц.

Но в УК РФ есть две статьи — 198 и 199, согласно которым состав преступления заключается в уклонении от уплаты налогов. Только в первом случае уклоняется физлицо, а во втором — организация. Так вот если физлицо уклонилось от уплаты налога, то с него и спрос. А в организации такие решения принимают тоже люди, только имеющие соответствующие полномочия, — их и наказывают.

Для привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления физлицу не нужно быть совершеннолетним, достаточно достичь 16 лет. Такие же рамки установлены в КоАП РФ. Для налоговых правонарушений это актуально, потому что согласно нормам ст. 27 ГК РФ несовершеннолетний может заниматься предпринимательской деятельностью с 16 лет, если будет объявлен дееспособным.

Санкции за уклонение от уплаты налогов

Налоговый кодекс РФ

Налоговые санкции устанавливаются в виде штрафов. Такое наказание увеличивает поступления в бюджет, а это важно для государства. Если же налогоплательщик уклонялся от уплаты налогов по-крупному, ему также грозит уголовная ответственность. Но это не означает, что он освобождается от перечисления необходимых средств в бюджет и уплаты штрафа.

В НК РФ есть две статьи, где речь идет об уклонении от уплаты налогов:

  • Размер штрафа за непредставление декларации (ст. 119 НК РФ) равен 5 % суммы, которую нужно было уплатить в бюджет в качестве налога. При этом есть ограничение: штраф не может быть меньше 1 000 руб. и больше 30 % от неуплаченного налога.
  • Если налогоплательщик занизил налоговую базу или неправильно рассчитал сумму налога (ст. 122 НК РФ), с него будет взыскан штраф в размере 20 % от неуплаченной суммы. Если же это было сделано умышленно, то штраф увеличится до 40 %.

Кодекс РФ об административных правонарушениях

КоАП РФ предусмотрена ответственность только за несвоевременную подачу декларации. А наказано может быть только должностное лицо. Согласно ст. 15.5 КоАП РФ на него налагается штраф в размере 300–500 руб.

Уголовный кодекс РФ

Под уклонением от уплаты налогов в уголовном праве подразумевается неподача декларации или включение в декларацию заведомо ложных сведений. За такое преступление физлица-налогоплательщики и физлица — уполномоченные работники организаций несут разную ответственность.

Причем состав преступления при уклонении от уплаты налогов возникает только в том случае, если неуплата была зафиксирована в крупном и особо крупном размере.

Сами санкции выглядят следующим образом:

  • Если уклонение от уплаты налогов совершено физлицом, а неуплата в бюджет квалифицируется как совершенная в крупном размере, физлицо могут оштрафовать на сумму до 300 000 руб. или лишить свободы на срок до 1 года.
  • При неуплате в особо крупном размере предельная сумма штрафа увеличивается до 500 000 руб., а срок лишения свободы — до 3 лет.
  • Если уклонение от уплаты налогов совершено организацией в крупном размере, то ответственное лицо могут оштрафовать на сумму до 300 000 руб. Срок лишения свободы в данном случае может составить до 2 лет. Плюс к этому виновному лицу могут запретить занимать определенные должности или вести определенную деятельность.
  • При неуплате налогов в особо крупном размере или группой лиц по сговору штраф вырастает до 500 000 руб., а срок лишения свободы — до 3 лет.

Какие именно применить санкции, решает суд. При этом играет роль размер ущерба, причиненного бюджету, наличие смягчающих или отягчающих обстоятельств и степень вины обвиняемого.

Сроки давности

В НК РФ при рассмотрении вопроса о возможности применения наказания используются два вида срока давности:

  • для привлечения к ответственности (ст. 113 НК РФ);
  • для взыскания штрафов (ст. 115 НК РФ).

Привлечь к ответственности за уклонение от уплаты налогов можно только на протяжении 3 лет после окончания налогового периода, в котором было совершено правонарушение. Получается, что и проверка, в ходе которой устанавливается факт правонарушения, может охватывать только последние 3 года.

Однако у налоговой инспекции есть способ приостановить течение срока давности. Он может быть задействован, если есть данные, что налогоплательщик уклонялся от уплаты налогов, а срок давности подходит к концу. Когда налогоплательщик тянет время и активно противится проведению проверки, в налоговой могут просто составить акт (форма по КНД 1160074, утвержденная приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected]) и тем самым приостановить течение срока давности.

Как только налоговая инспекция вынесла решение о привлечении правонарушителя к ответственности за уклонение от уплаты налогов, начинается отсчет срока давности взыскания штрафов. Изначально налогоплательщику направляется требование об уплате штрафа, в котором прописаны сроки его исполнения.

Если налогоплательщик добровольно не исполняет требование, у налоговой службы есть 2 варианта:

  • на протяжении 2 месяцев самостоятельно принять решение о взыскании штрафа;
  • на протяжении полугода обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафа.

Оба эти срока начинают течь с момента истечения срока, выставленного в требовании об уплате штрафа.

Вина и обстоятельства, влияющие на строгость санкций

Уклонение от уплаты налогов, как и другие виды налоговых правонарушений, может совершаться умышленно или по неосторожности. Разница заключается в том, что в первом случае лицо осознавало, что действует противозаконно, а во втором случае правонарушитель не понимал, что нарушает закон, хотя должен был.

В НК РФ перечислены обстоятельства, на основании которых можно исключить вину правонарушителя, а именно:

  • уклонение от уплаты налогов произошло из-за стихийного бедствия или чрезвычайной ситуации;
  • физлицо допустило уклонение от уплаты налогов из-за своего болезненного состояния;
  • налогоплательщик следовал разъяснениям, действовал по инструкциям налоговых или иных компетентных органов, что в итоге привело к уклонению от уплаты налогов.

При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств налогоплательщика не могут привлечь к ответственности.

Но если налогоплательщик все же был привлечен к ответственности, остается еще вопрос о назначении наказания. И тут могут оказывать влияние смягчающие и отягчающие обстоятельства. Для тех, кто совершил действия, приведшие к уклонению от уплаты налогов, вследствие тяжелых личных обстоятельств, под угрозой или из-за принуждения, возможно уменьшение размера штрафа как минимум в 2 раза. А вот для тех лиц, которые совершили подобное правонарушение повторно, штраф может быть увеличен на 100 %.

При выявлении фактов уклонения от уплаты налогов государство заинтересовано не только наказать правонарушителя, но и вернуть недоплаченные суммы в бюджет. Кроме того, нарушителя обязывают уплатить штрафы, возникающие из-за неуплаты налогов, что также увеличивает поток поступлений в бюджет.

С другой стороны, наказание должно быть таким, чтобы предотвратить повторное уклонение от уплаты налогов правонарушителем, поэтому налогоплательщиков, укрывающих доходы в крупных и особо крупных размерах, могут даже лишить свободы на 3 года.