Статья 16.1. Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации

Статья 16.1. Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации

1. Объектом административных правонарушений, предусмотренных в ст. 16.1, являются отношения в области таможенного дела. Для правильного применения норм ст. 16.1 и всех других норм гл. 16 КоАП нужно иметь в виду следующие обстоятельства:

1) в соответствии с Законом N 118 с 1 октября 2004 г. нормы главы 16 изложены в новой редакции;

2) товарами являются любые виды движимого имущества, в т.ч. валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства (за исключением указанных ниже);

3) транспортные средства — это любые средства, используемые для международных перевозок товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование. Перевозчиком признается лицо, фактически перемещающее товары либо являющееся ответственным за использование транспортного средства;

4) перемещение через таможенную границу Российской Федерации представляет собой прибытие на таможенную территорию РФ (или убытие с нее) товаров или транспортных средств. Иначе говоря, такое «перемещение» предполагает совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач. К указанным действиям относятся, например:

при ввозе товаров или транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации и при ввозе с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории Российской Федерации — фактическое пересечение таможенной границы Российской Федерации;

при вывозе товаров или транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации и при ввозе товаров или транспортных средств с остальной части таможенной территории Российской Федерации на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады — подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения соответственно вывезти либо ввести товары или транспортные средства.

2. Объективная сторона правонарушения предусмотренного в ч. 1 ст. 16.1 состоит в том, что виновный перемещает товары и (или) транспортные средства помимо пунктов пропуска (т.е. минуя их в обход этих пунктов) через Государственную границу Российской Федерации (либо иных установленных мест прибытия (убытия) товаров и транспортных средств). Сюда же относятся перемещение этих объектов вне времени работы таможенных органов. Наконец, объективная сторона данного правонарушения налицо и тогда, когда виновный совершает действия (например, переезжает на автомобиле, переходит пешком и переносит товары, переплывает на моторной лодке и т.п.) фактически направленные на пересечение таможенной границы РФ без разрешения таможенных органов.

Объективная сторона правонарушений предусмотренных в частях 2 и 3 ст. 16.1 характеризуется тем, что виновный не совершает указанное выше перемещение, прибегая при этом ко всякого рода ухищрениям, упомянутым в ст. 16.1, т.е. использует тайники (в одежде, в транспортном средств, в вещах), придает одним товарам вид других, представляет таможенному органу либо подложные документы (т.е. полностью или частично не соответствующие оригиналу), подлинные документы, но полученные незаконным путем, и т.п.). При этом неправомерные действия виновного выражаются:

1) в том, что товары перемещаются помимо или с сокрытием от таможенного контроля. Таможенный контроль — это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы (главы 34-38 Таможенного кодекса). Если виновный стремится вовсе проигнорировать таможенный контроль, перемещает товары вне постов таможенного контроля, утаивает от таможни, то налицо перемещение товаров помимо (с сокрытием) таможенного контроля;

2) в обманном использовании документов или средств таможенной идентификации. В соответствии с нормами Таможенного кодекса лица, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного контроля (например, контракт на импорт или экспорт товаров, паспорт сделки, выписки из уполномоченных банков об операциях по валютному счету). Перечень документов и порядок их представления определяются ФТС России.

В соответствии со ст. 390 Таможенного кодекса товары, транспортные средства, грузовые места (помещения) и другие места, где находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю, могут идентифицироваться таможенными органами. Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, взятия проб и образцов, описания товаров и транспортных средств, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации и других средств. Если виновный стремится обманным путем использовать идентификацию для незаконного перемещения товаров, то налицо состав данного административного правонарушения;

3) в том, что виновный использует поддельное (например, полностью изготовленное им самим) средство идентификации, или подлинное средство идентификации, но относящееся к другому товару (транспортному средству);

4) в предоставлении недействительных документов, в сообщении таможенному органу (в т.ч. в устной, в письменной форме) недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке и др. обстоятельствах перечисленных в ч. 3 ст. 16.1. Признаки «недействительного документа» (но только для целей главы 16 КоАП) указаны в примечании 2 к ст. 16.1.

Данные административные правонарушения следует отличать от:

а) административного правонарушения, предусмотренного в ст. 16.2, (в этом случае перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации сопровождается тем, что виновный не декларирует (либо недостоверно декларирует) товары и транспортные средств, см. об этом коммент. к ст. 16.2);

б) состава уголовного преступления, предусмотренного в ст. 188 УК «Контрабанда» (она устанавливает уголовную ответственность за перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием, недостоверным декларированием, совершенное в крупном размере, т.е. если стоимость перемещенных товаров превышает 250 000 руб., см. об этом в книге: Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (для предпринимателей). Изд. 5-е. М.: Изд-во «Экзамен», 2006).См. о судебной практике п. 27-29 Пост N 18. В частности ВС. разъяснил, что в ч. 1 ст. 16.1 имеется в виду нарушение порядка прибытия (убытия) не только товаров, но и ТС. Размер штрафа должен исчисляться исходя из стоимости и товаров, и ТС, на котором эти товары перемещены. Конфискация может быть применена и в отношении ТС. Если ТС было оборудовано специальными хранилищами для сокрытия товаров, то ТС должно рассматриваться в качестве орудия административного правонарушения. О практике применения ст. 16.1 таможенными органами см письмо ФТС от 30.08.06 N 18-12/30307.

Оконченными деяния, предусмотренные в ст. 16.1 считаются с момента совершения любого из действий, указанных в ст. 16.1 (путем бездействия они не могут быть совершены).

3. Субъектами данных административных правонарушений являются:

1) граждане (см. коммент. к ст. 2.3, 2.8) в т.ч. и ИП (последние несут такую же ответственность как ЮЛ);

2) должностные лица (см. коммент. к ст. 2.4, 2.5);

3) юридические лица (см. коммент. к ст. 2.1, 2.10).

4. Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется либо прямым, либо косвенным умыслом (см. коммент. к ст. 2.2).

5. Анализ мер административной ответственности, предусмотренных в ст. 16.1, показывает, что виновному назначается:

1) административный штраф;

2) одновременно с административным штрафом — конфискация товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями правонарушения (например, если товары перевозились на автомобиле виновного), либо конфискация предмета правонарушения (например, вещи, которые перевозятся в упомянутом автомобиле).

Что касается конфискации товаров, которые были предметом административного правонарушения, то это наказание может быть назначено как дополнительное — наряду со штрафом, и как основное (т.е. вместо штрафа). Безусловно, законодатель неудачно изложил свою волю (по поводу конфискации): в практике применения мер административной ответственности, предусмотренных в ст. 16.1, могут быть (в связи с этим) ошибки. Видимо, редакцию ст. 16.1 нужно уточнить, а Верховному Суду РФ и ВАС РФ — определить свою позицию по данному вопросу;

3) и административный штраф, и конфискация назначаются судьей (см. коммент. к ст. 3.5, 3.7, 23.1).

Конфискация товаров и транспортных средств это

Дело о проверке конституционности пунктов 4 и 6 статьи 242 и статьи 280 Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Новгородского областного суда

(о конфискации имущества таможней)

Дело рассматривалось 8 апреля 1997 года первой палатой КС (не участвовали — Т.Г.Морщакова, Ю.Д.Рудкин) Постановление N8-П от 20 мая 1997 года Особое мнение — А.Л.Кононов

В заседании участвовали: Представитель стороны, обратившейся с запросом в Конституционный Суд РФ, — председатель Новгородского областного суда В.Э.Недвецкий. Представители Федерального Собрания РФ — доктор юридических наук С.В.Запольский и кандидат юридических наук И.Н.Шумский.

Поводом к рассмотрению дела явился запрос Новгородского областного суда о проверке конституционности указанных норм Таможенного кодекса РФ. По мнению заявителя, эти нормы, допускающие конфискацию таможенными органами товаров и транспортных средств за нарушение таможенных правил, противоречат статье 35 (часть 3) Конституции РФ.

Конституционный Суд установил: 1. Постановлением начальника Новгородской таможни от 30 марта 1995 года гражданин А.В.Андреев за нарушение таможенных правил, выразившееся в пользовании недекларированной автомашиной ВАЗ-2109, был подвергнут штрафу с конфискацией автомашины как непосредственного объекта правонарушения на основании статьи 280 Таможенного кодекса РФ. Новгородский областной суд, придя к выводу, что примененные в деле А.В.Андреева нормы Таможенного кодекса РФ не соответствуют статье 35 (часть 3) Конституции РФ, обратился в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке их конституционности. 2. Предметом запроса являются нормы пунктов 4 и 6 статьи 242 и статьи 280 Таможенного кодекса РФ, предусматривающие право таможенных органов осуществлять наряду с другими видами взысканий конфискацию товаров и транспортных средств в качестве объектов нарушения таможенных правил. Конфискация указанного имущества осуществляется таможенными органами в целях защиты экономической безопасности Российской Федерации, а также прав граждан. Обеспечение экономической безопасности как одной из основ суверенитета Российской Федерации предполагает создание определенного правового режима, направленного в том числе на пресечение противоправных посягательств на экономические интересы государства. 3. По мнению заявителя, предоставление таможенным органам права конфисковывать имущество (товары и транспортные средства) в административном порядке у лиц, привлекаемых к ответственности за нарушение таможенных правил, посягает на право частной собственности и противоречит положению части 3 статьи 35 Конституции РФ, согласно которому «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда». Это положение необходимо рассматривать в системной связи с нормой части 1 статьи 35 Конституции РФ, в соответствии с которой право частной собственности охраняется законом. Конституционное положение о том, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, касается частных собственников — физических и юридических лиц и принадлежащего им имущества, если оно не изъято из оборота. Лишение лица принадлежащего ему имущества в виде конфискации есть принудительное прекращение права собственности. По смыслу приведенного положения части 3 статьи 35 Конституции РФ, конфискация имущества может быть применена к указанным частным собственникам — физическим и юридическим лицам лишь после того, как суд вынесет соответствующее решение. Акт суда является итогом решения вопроса о лишении лица его имущества. До вынесения судебного решения государственные органы могут осуществлять установленные законом меры административно-правового характера (изъятие, конфискация и т.п.). Если лицо не согласно с изъятием имущества в виде административного решения о конфискации, оно имеет возможность оспорить его правильность в суде. Возможность обжалования в суд решений и действий органов государственной власти и их должностных лиц есть общая гарантия, вытекающая из статьи 46 (часть 2) Конституции РФ. Для лиц, нарушивших таможенное законодательство и в отношении которых компетентные государственные органы применяют санкции за совершенное правонарушение, право на использование конституционной гарантии защиты частной собственности посредством суда сохраняется, но эта защита будет иметь место на основе последующего судебного контроля. 4. Изъятие имущества и принятие компетентными органами решения о его конфискации само по себе не является прекращением права собственности. Имущество, в отношении которого вынесено соответствующее постановление о конфискации, обращается в собственность государства лишь по истечении срока обжалования в вышестоящие таможенные органы или в суд. По смыслу статьи 378 Таможенного кодекса РФ, в случае подачи жалобы постановление о конфискации имущества может быть исполнено не ранее принятия судом решения об отклонении жалобы и признания вынесенного постановления законным и обоснованным. Следовательно, вынесение таможенными органами постановления о конфискации имущества в виде санкции за таможенное правонарушение при наличии гарантии последующего судебного контроля как способа защиты прав собственника не противоречит требованиям Конституции РФ.

Конституционный Суд признал пункты 4 и 6 статьи 242 и статью 280 Таможенного кодекса РФ в части, касающейся права таможенных органов выносить постановление о конфискации имущества как санкции за совершенное правонарушение, при наличии гарантии последующего судебного контроля за законностью и обоснованностью такого решения соответствующими Конституции РФ.

Таможенная «амнистия»

Срок давности по таможенным нарушениям

Основной момент в решении — установление срока давности привлечения к ответственности за нарушения таможенных правил. Рассматривая установленные статьей 247 ТК РФ сроки наложения взысканий за нарушения таможенных правил, и, в частности, отсутствие предельного срока для наложения взысканий в виде конфискации или взыскания стоимости товаров и транспортных средств, КС РФ выявил внутреннее противоречие части 2 статьи 247 ТК РФ (бессрочное наложение названных взысканий) статье 182 ТК РФ (хранение документов, необходимые для таможенного контроля, не менее трех лет). Противоречие разрешено КС РФ по аналогии с гражданско-правовыми отношениями – впредь до установления ограничительных сроков наложения названных выше взысканий, по смыслу статьи 196 ГК РФ и статьи 182 ТК РФ, будет действовать трехлетний срок, в течение которого допускается наложение взыскания в виде конфискации (взыскания стоимости) товара и транспортных средств, явившихся непосредственными объектами (предметами) нарушения таможенных правил.

Кроме того, изменится и момент, с которого начинается отсчет срока для наложения взыскания. В гражданско-правовых отношениях срок исковой давности в соответствии со статьей 200 ГК РФ исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, а в таможенных правоотношениях срок для наложения взыскания рассчитывается с момента обнаружения нарушения таможенных правил. По мнению КС РФ, применение к оконченному правонарушению правил об исчислении срока наложения взыскания со дня обнаружения не обеспечивает разумное соотношение между интересами государства и интересами субъектов внешнеэкономической деятельности. В данном случае исчисление срока для наложения взыскания за нарушение таможенных правил в виде конфискации (взыскания стоимости) товаров, явившихся непосредственными объектами правонарушения, должно производиться с момента совершения правонарушения.

Единственным исключением будут являться сроки для длящихся правонарушений, по которым исчисление срока будет начинаться с даты обнаружения правонарушения.

Сотрудники таможенных органов различного уровня, с которыми мы связались по поводу постановления КС РФ, выразили радость по поводу принятого решения. Теперь, наконец, будут закрыты десятки тысяч дел о нарушениях таможенных правил по недоставке товаров и транспортных средств, заведенных на заре таможенной эпохи России в отношении белорусских, прибалтийских и многих других (как правило, иностранных) перевозчиков. Только в одной из московских таможен таких “висяков”, заведенных до рубежа 1997/1998 годов, по самым скромным подсчетам до сих пор остается более десяти тысяч. В дополнение к этому, таможенники будут закрывать и все остальные дела, заведенные ранее апреля 1998 года.

Без вины виноватые

Все административное законодательство, к которому относится и таможенная ответственность, на данный момент построено на своеобразном принципе вменённой вины. Ранее, если правонарушение совершено предприятием, учреждением, организацией или лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, ответственность наступала за сам факт нарушения таможенных правил, безотносительно к наличию их вины. Теперь же КС РФ, основываясь на ряде норм российского законодательства и нормах международного законодательства, сделал ряд теоретических выводов, на основании которых теперь будет изменен подход к ответственности названных выше лиц за административные правонарушения и, в частности, нарушения таможенных правил.

По мнению КС РФ суд, обеспечивающий в связи с привлечением к ответственности за нарушение таможенных правил защиту прав и свобод физических и юридических лиц посредством судопроизводства, основанного на состязательности и равноправии сторон (статья 123 Конституции РФ), не может ограничиваться лишь формальной констатацией факта нарушения таможенных правил, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины соответствующих субъектов.

КС РФ выявил противоречие норм ТК РФ и российского уголовного и гражданского законодательства, а также норм международных актов, в части подхода к понятию вины, содержанию состава правонарушения, распределения бремени доказывания вины между государственными органами и наличия у лиц возможности осуществлять доказывание своей невиновности. На основании этого КС РФ обязал таможенные органы и суды применять нормы ТК РФ о вине и ответственности названных выше лиц с учетом толкований, изложенных в своем Постановлении. И как следствие этого — исключить имеющий место в практике таможенных органов и судов отказ от оценки представляемых юридическими лицами и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, доказательств их невиновности в нарушениях таможенных правил.

Сделанное КС РФ указание таможенным органам и судам изменит как подход к привлечению к ответственности в принципе, так и количество дел, которые будут доведены до наложения взысканий. В первую очередь это обусловлено тем, что большинству участников ВЭД есть что сказать в оправдание собственных действий или бездействия, которые привели к нарушению таможенных правил.

ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Таможенный контроль — это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации (согласно подпункту 19 пункта 1 ст. 11 ТК РФ).

Под совокупностью осуществляемых таможенными органами мер понимаются формы, способы и средства производства таможенного контроля.

Формы производства таможенного контроля это отдельные разновидности проверочных мероприятий (проверка документов, таможенный досмотр товаров и транспортных средств, таможенное наблюдение и другие формы).

Способы производства таможенного контроля представляют собой меры, применяемые таможенными органами для наиболее эффективной реализации избранной формы (форм) таможенного контроля.
К способам производства таможенного контроля можно отнести, например, идентификацию товаров и транспортных средств, назначение экспертизы, привлечение специалиста, наложение ареста на товары или изъятие товаров, создание зон таможенного контроля.

В качестве средств производства таможенного контроля следует рассматривать:
— технические средства таможенного контроля;
морские (речные) и воздушные суда таможенных органов;
— информационные ресурсы таможенных органов;
— поисковых собак.

Таможенный контроль может проводиться исключительно таможенными органами в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Если таможенные органы проводят проверку товаров, на ввоз которых в Российскую Федерацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности установлены запреты и ограничения , обеспечение соблюдения которых находится также в компетенции других государственных органов, таможенные органы обеспечивают координацию таких действий и их одновременное проведение.

Пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, берутся сотрудниками других государственных органов с письменного разрешения таможенного органа. Должностные лица таможенных органов вправе присутствовать при взятии проб и образцов товаров сотрудниками других государственных органов. Таможенные органы должны быть поставлены в известность о результатах проведенного исследования проб и образцов товаров, взятых другими государственными органами.

Окончательное решение о выпуске товаров принимается таможенным органом по результатам проведенного таможенного контроля. При этом неотъемлемой частью таможенного контроля является проверка документов и сведений, в том числе и разрешительных документов, оформляемых иными государственными органами (органами санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного контроля), по результатам проведенных контрольных действий.

В отношении транспортных средств, на которых перевозятся товары, находящиеся под таможенным контролем, самостоятельные полномочия таможенных органов ограничены территориями зон таможенного контроля. В иных местах остановка транспортных средств осуществляется органами внутренних дел, уполномоченными в области обеспечения безопасности дорожного движения, при их взаимодействии с таможенными органами (пункт 1 ст. 410 ТК РФ).

Таможенный контроль товаров и транспортных средств не ограничивается только проверкой (формами контроля). Таможенный контроль это еще и статус товаров (транспортных средств). Например, в соответствии с абзацем 2 пункта 1 ст. 360 ТК РФ пользование и распоряжение ввезенными товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем, допускаются в порядке и на условиях, которые определены ТК РФ.

При ввозе на таможенную территорию РФ товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы и до момента (абзац 1 пункта 1 ст. 360 ТК РФ):
— выпуска для свободного обращения;
— уничтожения;
— обращения в федеральную собственность (например, в результате конфискации, отказа в пользу государства);
— реализации как невостребованных (например, в случаях превышения сроков хранения на складе временного хранения или на таможенном складе);
— реализации, как незаконно ввезенных на таможенную территорию РФ (в случае отказа лиц, приобретших товары, незаконно ввезенные на таможенную территорию РФ, от уплаты таможенных платежей и совершения таможенных операций);
— фактического вывоза с таможенной территории РФ (например, как запрещенных к ввозу в РФ или вывезенных в соответствии с таможенным режимом реэкспорта);

Российские товары (транспортные средства) считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории РФ с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории РФ, и до пересечения таможенной границы (фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ).

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 ст. 391 ТК РФ при обнаружении таможенными органами товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, у лиц, приобретших товары на таможенной территории РФ в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, на такие товары налагается арест либо товары подлежат изъятию и помещению на временное хранение. Указанные товары для таможенных целей рассматриваются как находящиеся под таможенным контролем.

Важная особенность таможенного контроля заключается в том, что его проведение допускается и после выпуска товаров в свободное обращение.

В соответствии с пунктом 2 ст. 361 ТК РФ проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем. При этом, таможенные органы вправе применять такую форму таможенного контроля как, например, таможенная ревизия.

Кроме того, таможенные органы вправе проводить таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, путем проверки сведений, подтверждающих выпуск таких товаров, а также путем проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Возможность проведения данных проверок уже не ограничивается какими-либо сроками. В этом случае таможенные органы реализуют такие формы таможенного контроля как специальная таможенная ревизия, проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков, осмотр помещений и территорий.

Проведение таможенного контроля может сопровождаться временным ограничением прав собственности на товары в форме их ареста или изъятия.

ТК РФ позволяет таможенным органам применять данные меры как после утраты товарами статуса, находящихся под таможенным контролем (выпущенных в свободное обращение), так и во всех иных случаях, когда:
— обнаруживаются товары, ввезенные в РФ с нарушением таможенных правил (без наличия на них специальных марок, идентификационных знаков, без уплаты таможенных пошлин, налогов или без соблюдения запретов и ограничений, предусмотренных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности);
— обнаруживается отсутствие в коммерческих документах сведений о выпуске товаров либо недостоверность таких сведений, а равно отсутствие коммерческих документов, в которых должны быть указаны такие сведения;
— обнаруживаются факты пользования и (или) распоряжения условно выпущенными товарами в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлено полное или частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

Глава 56. Нарушение таможенный правил и ответственность за них. Общие положения.

Статья 319. Понятие нарушения таможенных правил.
Нарушение таможенных правил является административным правонарушением, представляющим собой противоправные, виновные (умышленные или по неосторожности) действия или бездействие, посягающие на установленный законодательством Украины порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Украины, за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность.
Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные настоящим Кодексом, наступает в случае, если эти правонарушения не влекут за собой уголовную ответственность.

Статья 320. Ответственность за нарушение таможенных правил.
Ответственность за нарушение таможенных правил устанавливается настоящим Кодексом.
Субъектами ответственности за нарушение таможенных правил могут быть граждане, которые на момент совершения такого правонарушения достигли 16-летнего возраста, а также должностные лица предприятий.
Привлечение к ответственности за нарушение таможенных правил не освобождает указанных лиц от обязанности уплаты пошлины и других налогов и сборов.

Статья 321. Особенности ответственности за некоторые виды нарушений таможенных правил.
Совершение правонарушений, предусмотренных статьями 331, 332, 348-350 настоящего Кодекса, вследствие аварии или действия непреодолимой силы, что подтверждается соответствующими документами, не влечет за собой ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом.

Статья 322. Виды взысканий за нарушение таможенных правил.
За нарушение таможенных правил могут быть наложены следующие взыскания:
1) предупреждение;
2) штраф;
3) конфискация товаров — непосредственных предметов нарушения таможенных правил, товаров со специально изготовленными хранилищами (тайниками), которые использовались для сокрытия непосредственных предметов нарушения таможенных правил от таможенного контроля, транспортных средств, которые использовались для перемещения непосредственных предметов нарушения таможенных правил через таможенную границу Украины.

Статья 323. Основные и дополнительные виды взыскания.
Предупреждение или штраф могут применяться только как основной вид взыскания за совершенное правонарушение.
Конфискация товаров — непосредственных предметов нарушения таможенных правил, товаров со специально изготовленными хранилищами (тайниками), которые использовались для сокрытия непосредственных предметов нарушения таможенных правил от таможенного контроля, транспортных средств, которые использовались для перемещения непосредственных предметов нарушения таможенных правил через таможенную границу Украины, может применяться как основной и как дополнительный вид взыскания.
За одно и то же нарушение таможенных правил может налагаться только основное или основное и дополнительное взыскание. Если статьей, которой устанавливается ответственность за нарушение таможенных правил, предусматривается основное и дополнительное взыскание, применение лишь дополнительного взыскания без основного не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 328 настоящего Кодекса.

Статья 324. Предупреждение.
Предупреждение как взыскание за нарушение таможенных правил является официальным предупреждением правонарушителя о недопустимости таких деяний в будущем. Решение о предупреждении принимается руководителем таможенного органа или его заместителем в форме постановления о наложении административного взыскания в соответствии со статьей 391 настоящего Кодекса. Постановление объявляется правонарушителю.

Статья 325. Штраф.
Штраф является денежным взысканием, налагаемым на лиц за нарушение таможенных правил в случаях и пределах, установленных настоящим Кодексом.

Статья 326. Конфискация.
Конфискация как взыскание за нарушение таможенных правил состоит в принудительном изъятии товаров, транспортных средств, указанных в пункте 3 статьи 322 настоящего Кодекса, и безвозмездной передаче их в собственность государства.
Конфискация товаров, транспортных средств, указанных в пункте 3 статьи 322 настоящего Кодекса, применяется независимо от того, являются ли эти товары, транспортные средства собственностью лица, совершившего правонарушение.
Конфискация может быть применена исключительно по решению суда в случаях, объеме и порядке, определяемым настоящим Кодексом и другими законами Украины.

Статья 327. Обеспечение законности в случае применения взысканий к нарушителям таможенных правил.
Взыскание за нарушение таможенных правил не может быть применено иначе, как на основании и в порядке, установленном настоящим Кодексом и другими законами Украины.
Соблюдение требований законодательства в случае применения взысканий за нарушение таможенных правил обеспечивается осуществлением систематического контроля со стороны таможенных органов высшего уровня и их должностных лиц, права обжалования и других установленных законодательством Украины мер.

Статья 328. Сроки наложения взысканий по делам о нарушении таможенных правил.
Административные взыскания в виде предупреждения, штрафа могут быть наложены не позднее чем через два месяца со дня совершения правонарушения, а при продолжающемся правонарушении — два месяца со дня его выявления.
В случае отказа в возбуждении уголовного дела или закрытия уголовного дела, но при наличии в действиях правонарушителя признаков нарушения таможенных правил, взыскание в виде предупреждения, штрафа может быть наложено не позднее чем через месяц со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его закрытии. Предметы, указанные в пункте 3 статьи 322 настоящего Кодекса, подлежат конфискации независимо от времени совершения или выявления нарушения таможенных правил.

Конфискация товаров и транспортных средств это

1. Товары и транспортные средства обращаются в федеральную собственность:

  • на основании решения суда (арбитражного суда) при применении конфискации по делам об административном правонарушении или уголовном преступлении — со дня вступления в силу решения суда (арбитражного суда)
  • на основании решения суда (арбитражного суда) при обращении товаров в федеральную собственность в соответствии с пунктом 9 статьи 377 и пунктом 5 статьи 391 настоящего Кодекса — со дня вступления в силу решения суда (арбитражного суда)
  • на основании отказа лица в пользу государства — со дня передачи таможенным органам товаров или транспортных средств по акту приема-передачи

2. Распоряжение товарами и транспортными средствами, обращенными в федеральную собственность по решению суда, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве с учетом положений статьи 433 настоящего Кодекса.

Распоряжение товарами, срок временного хранения которых или срок хранения которых на таможенном складе истек, осуществляется на основании акта таможенного органа, фиксирующего факт истечения срока временного хранения или срока хранения на таможенном складе и составляемого по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Второй экземпляр такого акта подлежит вручению законному владельцу товаров, если это лицо установлено таможенным органом. Копия акта вручается владельцу склада временного хранения или владельцу таможенного склада.

1. Таможенные органы могут распоряжаться товарами и транспортными средствами, являющимися вещественными доказательствами по делам об административных правонарушениях, в случае, если фактические расходы на их хранение превышают стоимость товаров, а также в иных случаях, определяемых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

2. Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет принято решение о конфискации товаров и транспортных средств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, суммы, вырученные от реализации таких товаров и транспортных средств, перечисляются в федеральный бюджет.

3. Распоряжение товарами и транспортными средствами, которые являются вещественными доказательствами по делам об административных правонарушениях, в отношении которых принято решение о возврате их законным владельцам и которые не востребованы ими в течение одного месяца со дня вступления в силу решения по делу об административном правонарушении, осуществляется в соответствии с настоящей главой, если их хранение осуществлялось таможенными органами или под их контролем.

Распоряжение указанными товарами и транспортными средствами осуществляется на основании акта таможенного органа, фиксирующего факт истечения срока для их востребования, по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

1. Распоряжение товарами и транспортными средствами осуществляется организацией, уполномоченной Правительством Российской Федерации, путем их реализации, уничтожения или утилизации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2. Таможенный орган заблаговременно, но не позднее чем за 15 дней, в письменной форме уведомляет законного владельца или лицо, указанное в статье 16 настоящего Кодекса (если эти лица установлены таможенным органом), о предстоящей передаче уполномоченной организации товаров и транспортных средств.

3. Реализация товаров и транспортных средств производится по ценам, определяемым в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

4. Товары и транспортные средства, подлежащие реализации, не могут приобретаться должностными лицами таможенных органов, работниками уполномоченной организации, а также членами их семей.

5. Если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, товары и транспортные средства, оборот которых запрещен в Российской Федерации, а также товары, расходы на хранение и реализацию которых превышают их стоимость, подлежат уничтожению или утилизации в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

6. Уничтожение или утилизация товаров и транспортных средств осуществляются за счет лица, указанного в статье 16 настоящего Кодекса, если это лицо не установлено, — за счет их законного владельца, а если отсутствует законный владелец, — за счет средств федерального бюджета, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации в отношении отдельных видов товаров.

1. Суммы, вырученные от реализации товаров и транспортных средств, не обращенных в федеральную собственность, выплачиваются их законному владельцу в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, в течение трех лет со дня их реализации. Из указанных сумм удерживаются суммы ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, которые подлежали бы уплате, если бы они были выпущены для свободного обращения, а также расходы на перевозку (транспортировку), хранение товаров и их реализацию (включая экспертизу и оценку), понесенные таможенными органами и иными лицами.

2. Если сумм, вырученных от реализации товаров, недостаточно для взыскания таможенных пошлин, налогов и покрытия всех расходов таможенных органов и иных лиц, которые в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации вправе претендовать на возмещение своих расходов за счет указанных сумм, их распределение осуществляется в следующей очередности:

  • в первую очередь производится перечисление в федеральный бюджет сумм таможенных пошлин, налогов
  • во вторую очередь производится возмещение расходов на перевозку (транспортировку), хранение и реализацию товаров

3. Возмещение расходов производится в порядке календарной очередности поступления документов, подтверждающих право на возмещение расходов в соответствии с гражданским, транспортным и иным законодательством Российской Федерации, а также расчет таких расходов.

4. По истечении срока, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, суммы, вырученные от реализации товаров и транспортных средств, перечисляются в федеральный бюджет.

5. Суммы, вырученные от реализации товаров и транспортных средств, обращенных в федеральную собственность, перечисляются в федеральный бюджет, за исключением сумм расходов на перевозку (транспортировку), хранение и реализацию, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе безвозмездно передавать обращенные в федеральную собственность лекарственные средства, подвергающиеся быстрой порче продукты питания, продукты детского питания, а также одежду, обувь и другие предметы первой необходимости учреждениям сферы социального обеспечения, здравоохранения, образования, детским учреждениям, органам социальной защиты населения, предметы истории, объекты науки и произведения искусства, не представляющие культурной ценности, — музеям, предметы флоры и фауны — зоологическим паркам, заповедникам, музеям, предметы культа — религиозным организациям.

Распоряжение драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями из них, культурными ценностями, товарами, подлежащими маркировке, и иными товарами, оборот которых ограничен на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.