Права и свободы человека и гражданина

Естественно-человеческие права и обязанности — это права и обязанности человека как особого естественно-природного существа. Социальные права и обязанности — это права и обязанности человека в сфере социальной деятельности и социальных отношениях. Экономические права и обязанности — это права и обязанности человека в сфере хозяйственной деятельности и хозяйственных отношениях. Культурные (духовные) права и обязанности — это права и обязанности человека в сфере духовной деятельности и духовных отношениях. Властно-политические права и обязанности — это права и обязанности человека в сфере властно-политической деятельности и властно-политических отношениях. Различают также естественные права человека (сохраняемые и несохраняемые им в обществе или государстве) и его гражданские права[100].
К естественно-человеческим правам относятся, например, права на жизнь, личную свободу и неприкосновенность, вступление в брак, создание семьи, воспитание детей, личную тайну (включая тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых телеграфных и иных сообщений), защиту чести и достоинства, свободное передвижение, выбора места пребывания и жительства. К социальным правам относятся, например, права на определение и указание или не указание своей национальности, социальное обеспечение, жилище, отдых, охрану здоровья, медицинскую помощь, благоприятную окружающую среду, достаточный и достойный жизненный уровень. К экономическим правам относятся, например, права на частную собственность, владение, пользование и распоряжение своим имуществом
(как единолично, так и совместно с другими лицами, т. е. коллективно), предпринимательскую деятельность, участие в кооперативной, акционерной, муниципальной, государственной собственности, свободное распоряжение своими способностями к труду, свободный выбор рода деятельности и профессии, защиту своих экономических интересов. К духовным правам относятся, например, права на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, свободу мысли и слова, совести и вероисповедания, образование, художественное творчество, доступ к культурным ценностям, искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. К властно-политическим правам относятся, например, права на гражданство, участие в деятельности органов государственной власти и управлении государственными делами, создание политических организаций, проведение собраний, митингов, демонстраций, пикетов, избрание своих представителей в органы государственной власти, обращение в эти органы с жалобами и обращениями. При этом следует учитывать, что естественно-человеческие права индивида-личности как члена общества стоят выше прав индивида-гражданина или индивида-подданного как члена государства[101].
Б. Констан отвечая на свой собственный вопрос, какой смысл вкладывают в содержание понятия свободы его современники англичане, французы или североамериканцы, по сути дела сводит его к личной независимости членов государства, которая обеспечивается их личными правами и «есть первейшая из современных потребностей». В числе этих прав: право каждого подчиняться одним только законам, не быть подвергнутым ни дурному обращению, ни аресту, ни заключению, ни смертной казни вследствие произвола одного или нескольких индивидов; право каждого высказывать своё мнение, выбирать себе дело и заниматься им; право распоряжаться своей собственностью, даже злоупотребляя ею; право не испрашивать разрешения для своих передвижений и не отчитываться ни перед кем в мотивах своих поступков; право каждого объединяться с другими индивидами либо для обсуждения своих интересов, либо для отправления культа, избранного им и его единомышленниками, либо просто для того, чтобы заполнить свои дни и часы соответственно своим наклонностям и фантазиям; право каждого влиять на осуществление правления либо путём назначения всех или некоторых чиновников, либо посредством представительства, петиций, запросов, которые власть в той или иной мере принуждена учитывать. При этом никто не имеет права сослать гражданина, если он не осуждён обычным судом в соответствие с писаным законом, наказывающим ссылкой за действия, в котором данный гражданин виновен. Никто не имеет права изгнать гражданина с его родины, собственника — с его земель, оторвать торговца от его занятий, супруга — от супруги, отца — от детей, писателя от его глубоких размышлений, старика — от его привычек[102].
В. С. Соловьёв одним из первых в Европе формулирует идею «права на достойное существование»: «Чтобы всякий человек имел не только обеспеченные средства к существованию (т.е. одежду и жилище с теплом и воздухом) и доста
точный физический отдых, но чтобы он мог также пользоваться досугом для своего духовного совершенствования»[103]. Её подхватывают П. Н. Новгородцев (глава московской школы философии права), Л. Петражицкий (основатель влиятельной петербургской правовой школы), другие мыслители. Из этой идеи В. С. Соловьёв выводит также право на защиту естественной среды обитания человека, на запрет бесконтрольного «завоевания» природы энергичными, но бессовестными предпринимателями. Б. А. Кистяковский, С. И. Гессен выдвигают идею такого расширения прав человека, которое могло бы привести к «социалистическому правово-
3
му государству» .
Значительная часть этих прав закреплена в Конституции Российской Федерации (гл. 2)[104], конституциях других государств. Так, Билль о правах Конституции США, в основу которого была положена Вирджинская декларация (1776 г.), гарантирует гражданам США право на свободу исповедания, слова, печати, право мирно собираться и обращаться к правительству с жалобами, хранить и носить оружие, на охрану личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов, на скорый и публичный суд. При этом перечисление в Конституции определённых прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав. Конституция 1949 г. ФРГ определяет в качестве основных прав граждан право свободно выражать и распространять своё мнение устно, письменно и посредством изображений, беспрепятственно получать информацию из общедоступных источников. Все немцы имеют право мирно собираться без предварительного извещения или разрешения, создавать союзы и общества, свободно избирать профессию, место работы и учёбы[105].
Права граждан закреплены различными международными актами. Так, 10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. Она отличается от традиционных актов о правах человека, которые содержатся в различных законах XVIII, XIX и начала XX вв., поскольку в ней речь идёт не только о конституционных гражданских и политических правах, но и
группе прав, которые стали экономическими, социальными и культурными права-
6
ми .
Позднее, 4 ноября 1950 г. в Риме была принята Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ), к которой в 1996 г. присоединилась Россия. Согласно этой Конвенции, правительства должны обеспечить каждому лицу, находящемуся под их юрисдикцией, определённые права и свободы. В частности, они должны обеспечить право на свободу и личную неприкосновенность, свободу менять свою религию или убеждения, свободу выражения своего мнения, собраний и ассоциации с другими, право вступать в брак и создавать семью[106].

Комплекс всех прав, которые перечисляются во Всеобщей Декларации и Европейской Конвенции, составляет идеал свободного человека. Не соблюдение указанных прав лишает его этой свободы, так как «человек, лишённый прав экономических, социальных и прав в области культуры (курсив наш.- И. Г.), не является более той личностью, которую Всеобщая декларация рассматривает в качестве идеала свободного человека»[107].

Законодательство большинства современных государств закрепляет за всеми гражданами равные права и обязанности независимо от их пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным группам, объединениям и организациям. Некоторые из этих прав, прежде всего, основные естественно-человеческие права признаются принадлежащими каждому от рождения и неотчуждаемыми[108]. На практике же, как известно, эти и многие другие установленные законодательством (в том числе, конституциями) положения нередко нарушаются. Поэтому во многих современных государствах предусматриваются определённые меры по защите прав граждан.
Важнейшим средством защиты прав граждан является судебная защита. В случае нарушения их прав, граждане могут обращаться в суд. М. Зандер, сопоставляя различные формы защиты прав граждан в Великобритании, пришёл к выводу, что судебная защита является наиболее эффективной, так как поданный в суд иск гражданина подлежит обязательному рассмотрению, а обращение к министру, депутату парламента или в прессу может быть проигнорировано. Кроме того, судебное разбирательство обычно проводится публично, открыто. Если решение суда вынесено в пользу гражданина, то оно должно выполняться. Даже проигрывая дело в суде, гражданин может получить поддержку других граждан, прессы, политической оппозиции или даже членов правительства[109]. Всё большую роль в защите прав человека начинают играть международные суды. Так, в 1959 г. был создан Европейский суд по правам человека. Его численность определяется числом государств-членов Совета Европы: по одному от каждого государства-члена. Судьи избираются Парламентской ассамблеей сроком на десять лет из списка, представленного правительствами государств-участников, и могут переизбираться. Суд разрешает споры, связанные с толкованием и применением Европейской Конвенции 1950 г., выносит консультативные заключения, рассматривает индивидуальные петиции после рассмотрения их Европейской комиссией по правам человека и Комитетом министров. Его решения обязательны для государств- участников. Однако в Российской Федерации, да и многих других государствах

судебная система, как правило, настолько громоздка и длительна, что существенно снижает возможность граждан защищать через неё свои права.
Гражданином в полном объёме своих прав и обязанностей человек, как правило, становится по достижении определённого установленного законом возрас- та[110], когда его дееспособность признаётся государством также в полном объёме. Правоспособность же гражданина возникает с момента его рождения. Иногда закон признаёт возможность иметь гражданские права за ещё не родившимся человеком. Так, ребёнок наследователя, родившийся после его смерти, признаётся наследником по закону. Наследником по закону может быть любое лицо, зачатое до смерти наследователя и родившееся после его смерти. Момент рождения определяется в соответствии с данными медицинской науки и регистрируется как акт гражданского состояния[111]. Человека нельзя лишить гражданства иначе как по закону. Например, Конституция ФРГ гласит: «Никого нельзя лишить германского гражданства. Утрата гражданства может последовать только на основании закона, а против воли заинтересованного лица — лишь в том случае, если оно тем самым не становится лицом без гражданства»[112]. Ограничения гражданства, то есть правосубъектности (в том числе, правоспособности и дееспособности), допустимы исключительно только в случаях и порядке, предусмотренных законом.
В определённых законом случаях тот или иной индивид имеет право отказаться от гражданства одного государства и тем самым выйти из него, либо приняв гражданство или подданство другого государства и войдя в его состав, либо став лицом без гражданства. В отдельных государствах, в частности в Российской Федерации, допускается двойное гражданство, когда гражданин одного государства может иметь ещё и гражданство другого государства. Здесь иностранные граждане и лица без гражданства пользуются гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, но она может быть ограничена в установленном законом объёме и порядке, например, они не имеют избирательных прав. Во всех этих случаях индивиды действуют более или менее добровольно. Тем не менее, они, как правило, не могут быть вне государства и всегда несут перед ним соответствующие обязанности, даже не будучи его гражданином или подданным. Не добровольность индивидов и их множеств (общностей, объединений, организаций) по отношению к тому или иному государству, а их обязательность перед ним, зависимость от него определяет его особенность как организации.
Все граждане или подданные, а также находящиеся на территории данного государства иностранцы, т. е. граждане других государств, и лица без гражданства выступают в качестве контрсубъектов государственной власти. Все они определённым образом соотнесены с властными органами государства, имеют с ними и их субъектами достаточно устойчивые отношения. Все они имеют по отношению

к ним определённые обязанности. Среди обязанностей, которые имеют индивиды в государстве, особое место занимает их обязанность подчиняться субъектам государственной власти, её органам, учреждениям, отдельным представителям. Это важнейший признак государственности, гражданства и подданства, важнейшее условие функционирования людей в качестве членов государства, его граждан или подданных[113]. Именно обязанность граждан или подданных подчиняться государственной власти обеспечивает мир между ними[114].
Кроме того, граждане или подданные обязаны платить налоги. На них, как считает Т. Гоббс, возлагается «бремя государственных расходов», «общественных повинностей» или налогов, которые «есть не что иное, как плата за предоставляемый им мир» и другие получаемые ими от государства преимущества[115]. В подавляющем большинстве государств граждане, достигшие определённого возраста, обязаны нести воинскую повинность. Так, в ФРГ мужчины, достигшие 18-летнего возраста, могут призываться на службу в Вооружённые силы, федеральную пограничную охрану или части гражданской обороны. Лица, отказавшиеся нести военную службу с оружием по мотивам вероисповедания, обязаны нести службу, её заменяющую[116]. В Конституции Российской Федерации (ст. 59) записано, что защита Отечества является долгом и обязанностью граждан, которые имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой. В ней также закреплено, что каждый гражданин обязан не нарушать права других лиц (ст. 17), платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58), заботиться о детях и их воспитании (ст. 38), сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44). Конституция Японии устанавливает обязанность трудиться (ст. 27). К естественно-человеческим обязанностям, законодательно закреплённым и обеспеченным государством, относятся также, например, обязанности не убивать, не ущемлять личную свободу и неприкосновенность других людей, не красть и другие.
По И. Канту, обязанности подразделяются на «правовые обязанности, т. е. такие, для которых возможно внешнее законодательство, либо обязанности добродетели, для которых такое законодательство невозможно; обязанности добродетели лишь потому не могут быть подчинены никакому внешнему законодательству, что не преследуют цель; а ставить перед собой цель — это нечто такое, что не может быть вызвано каким-либо внешним законодательством (потому что это —
внутренний духовный акт)»[117]. Всеобщий, целенаправленный и принудительный характер правовых обязанностей — главное их отличие от обязанностей добродетели (нравственности).

Личность и политика права и свободы человека

ЧЕЛОВЕК И ПОЛИТИКА.

Сложный и во многом трагический опыт развития человечества в ХХ веке определил в качестве важнейшего императива современной политической жизни необходимость ее гуманизации. Осознание этой необходимости нашло свое выражение в понятии «человеческое измерение политики», утвердившемся в политическом лексиконе конца ХХ века. Важнейшим критерием оценки внутренней и внешней политики государственной деятельности политических и общественных организаций, движений стали реальные достижения в деле гарантированности прав и свобод личности, обеспечения человеку достойных условий жизни и возможности самореализации, в том числе и в общественно-политической сфере. Поиск путей к общественному идеалу в этом плане включает в себя решение и ряда теоретических проблем.

Первая и наиболее общая из них — это проблема соотношения личности, общества и государства.

В истории политической мысли сложились две главные традиции постановки и концептуального решения этой проблемы – коллективистская и индивидуалистическая (либеральная). В современных политических доктринах эти традиции выражены не только и не столько в чистом виде, сколько в различных вариантах их сочетания.

Исходным моментом для коллективистской традиции служит признание безусловного приоритета интересов и воли общества над интересами и волей личности. Общество рассматривается как некая органическая целостность, интересы которой превалируют над интересами ее частей, т.е. индивидов. Эта традиция сложилась еще в древнем мире. Она прослеживается в учениях Сократа, Платона, Аристотеля. В новое время коллективистская концепция использовалась в различных по своему содержанию политических доктринах – от буржуазного радикализма Ж-Ж.Руссо до утопического социализма и марксизма. Крайняя форма коллективизма представлена в идеологии тоталитарных режимов ХХ века. В ней происходит полное растворение и подчинение личности обществу при фактически полном огосударствлении последнего. При тоталитарном режиме пределы деятельности государства и его компетенция не ограничены, человек превращается в винтик единого политического механизма, полностью снимается вопрос о его автономности и политической субъектности.

Индивидуализм также имеет исторические корни в античности, в частности в учениях Эпикура, греческих и римских стоиков. В новое время индивидуализм стал стержнем либерального мировоззрения, сформировавшемся в период буржуазных революций XVII – первой половины XIX в. Центральное место среди лозунгов этих революций занимали требования свободы и равенства граждан перед законом. Классический либерализм, опираясь на естественно-правовую теорию, обосновывал независимость основных прав человека – на жизнь, свободу и собственность – от государства, их прирожденный и неотчуждаемый характер. Личность рассматривалась в либеральной теории как источник власти, а сфера компетенции государства ограничивалась задачами обеспечения общественного порядка и охраны прав и свобод граждан. Безусловный приоритет отдавался индивидуальной свободе, которая ограждалась от вмешательства не только со стороны государства, но и со стороны общества в целом. Многие либералы критиковали революционные теории народного суверенитета, считая, что неограниченная власть народа не менее опасна для индивидуальной свободы, чем неограниченная власть абсолютного монарха.

Борьба общественных сил под либеральными лозунгами за утверждение гражданских прав и свобод сыграла положительную роль, способствовала демократизации политической жизни, развитию институтов представительной демократии.

Однако вскоре обнаружилась и ограниченность классического индивидуализма. Он вел к своеобразной социальной атомистике, рассматривая общество лишь как механическую совокупность автономных личностей. К тому же изменившиеся экономические условия требовали отхода от концепции строгого невмешательства государства в экономику и социальную сферу. Трансформируясь под воздействием этих и других факторов, либерализм пришел к идеям государственного регулирования экономики и социальной сферы. Либеральноиндивидуалистическая концепция личности обогатилась некоторыми традиционными для коллективизма понятиями, такими как «социальные права», социальная справедливость и солидарность.

В послевоенный период усилилась тенденция к синтезу индивидуалистических и коллективистских концепций личности. Эта тенденция особенно отчетливо проявляется в различных концепциях социального государства, в частности в политических доктринах социал-демократов и христианских демократов. В них подчеркивается необходимость сочетания принципов индивидуальной свободы, справедливости, солидарности и общего блага. При сохранении свободнорыночных механизмов и индивидуальной свободы большое внимание уделяется достижению общезначимых целей, государственной поддержке гражданскому обществу в решении наиболее острых и трудных социальных проблем.

Что же касается политического и правового статуса личности, то в этом вопросе отмечается фактическое согласие между основными политическими силами демократических государств, основанное на международно-правовых документах по правам человека, признание человека в качестве источника власти, первичного и главного субъекта политики и всей общественной жизни.

Фактическая реализация личностью своей роли субъекта политики связана с рядом факторов и условий:

  • с политической социализацией личности,
  • с уровнем мотивации политической активности личности, который непосредственно связан с результатами политической социализации,
  • с внешними условиями политической активности личности, что подразумевает демократичность политической системы и гарантированность политических прав и свобод.

Политическая социализация – это процесс усвоения человеком опыта, норм и традиций политической культуры. Это часть общей социализации личности, ее приобщения к социальному опыту, становления членом общества. В процессе политической социализации формируется политическое сознание личности, ее установки, вкусы, предпочтения в сфере политической жизни.

На политическую социализацию личности оказывают влияние разнообразные факторы. В качестве основных среди них можно выделить следующие:

  • усилия политической системы по политическому просвещению и вовлечению граждан в политическую жизнь; это – социализирующее воздействие образовательных учреждений, влияние официальной пропаганды, пропаганды политических партий и движений, влияние средств массовой информации;
  • стихийное влияние на политическое сознание и поведение личности социальной и политической практики на макроуровне – международных и внутриполитических реальностей, глобальных проблем современности, экономической и социальной ситуации, отдельных политических событий;
  • влияние микросреды – семьи, школы, круга формального и неформального общения, отдельных личностей; в молодежной среде существенное значение имеют неформальные группы и молодежная субкультура в целом;
  • личное участие индивида в общественно-политической жизни, его собственный социальный опыт. В процессе практической политической активности происходит переход полученных знаний в убеждения, их проверка личным опытом.

Институты политической социализации принято подразделять на политические и неполитические. К первым относят государственные и специализированные политические институты, партии, организации и движения. Ко вторым – семью, систему образования, работу, круг неформального общения, церковь, средства массовой информации.

Политическая социализация личности начинается в раннем детстве и продолжается всю жизнь. В самом общем виде в ней можно выделить два этапа. Первый этап – это становление личности, ее формирование в качестве гражданина и получение права участия в выборах. На этом этапе происходит накопление политических знаний, усвоение основных политических ценностей и ориентаций. На втором этапе политическая социализация продолжается уже с подключением опыта собственной политической практики, освоением новых социальных и политических ролей. В дальнейшем для разных индивидов этапное значение могут иметь переломные моменты в динамике общественно-политических изменений, повороты собственной политической судьбы и т.п.

С результатами политической социализации тесно связано политическое участие граждан. Под этим понятием подразумевается участие в политике автономных, частных граждан, не являющихся политическими лидерами или функционерами властных или партийных структур. Политическое участие предполагает преодоление отчуждения личности от власти и политики, ее активное вовлечение в политический процесс. Развитие добровольных, демократических, законных форм политического участия считается важным показателем демократичности политической системы.

Вместе с тем проблема оптимальной меры участия рядовых граждан в политической жизни (особенно в сфере политико-властных решений) по-разному решается в современных концепциях демократии. Сторонники элитарной демократии исходят из того, что управление современным обществом требует высокого профессионализма и компетентности, поэтому необходимо свести к минимуму давление рядовых граждан и их организаций при принятии решений органами власти. Сторонники расширения демократического политического участия рассматривают его как одну из основных ценностей демократического общества, как способ самовыражения и самореализации личности, как средство легитимации политической власти, защиты от бюрократизма и чрезмерного централизма.

Политическая активность граждан в демократическом обществе проявляется в основном в участии в голосовании на выборах представительных органов государственной власти и выборных должностных лиц на местном и общенациональном уровнях, в референдумах, в участии в местном самоуправлении. В ходе предвыборных кампаний большое число граждан вовлекается в различные формы практической активности – сбор подписей, встречи с кандидатами, митинги и т.д. Демократические конституции предусматривают и различные формы прямого давления граждан на органы власти при принятии решений, в частности, законные формы демонстраций, митингов, сбора подписей под петициями, непосредственные контакты с официальными лицами.

Политическая активность граждан различна. В стабильном демократическом обществе она в наибольшей степени проявляется в деятельности политических лидеров, функционеров и активистов политических партий. Основная масса населения проявляет умеренный интерес к политике и ограничивается голосованием на выборах и эпизодическим участием в мероприятиях местных органов. Определенная часть граждан по различным причинам проявляет политическую апатию и, как правило, не участвует в политической жизни.

Резкое повышение политической активности происходит в периоды политической нестабильности. Однако такая активность носит нередко деструктивный характер и может быть признаком общественного кризиса.
(к содержанию)

Особую роль в политической жизни страны играют политические лидеры. Это люди, выдвинувшиеся на позиции руководителя в масштабах политической организации или всего общества благодаря личным качествам, поддержке сторонников и логике развития политического процесса.

Различные концепции политического лидерства, раскрывающие те или иные грани этого сложного явления, сходятся в признании значительного влияния личных качеств политических лидеров на политические процессы.

Политический лидер общенационального масштаба призван вносить объединяющее начало в политический процесс, способствовать общенациональной интеграции, выдвижению и реализации приоритетных целей общественного развития, мобилизации масс для их достижения. От него ждут решительной защиты законности и порядка, социальной справедливости, обеспечения эффективности государственного управления.

Общеизвестная классификация М.Вебера делит политических лидеров на традиционных (вожди племен, монархи), рационально-легитимных (т.е. разумно узаконенных, избранных демократическим путем) и харизматических, наделенных по мнению масс выдающимися качествами и способностью к руководству. Авторитет первых основан на обычае, традиции, вторых – на признании законности их избрания, третьих – на вере в особые качества руководителя.
(к содержанию)

Взаимоотношения человека с государством, возможность личности участвовать в политической, социально-экономической и культурной жизни регулируются системой конституционных норм, определяющих права и свободы человека и гражданина.

Современное понимание этих прав продолжает во многом естественно-правовую традицию и исходит из признания прирожденного (естественного), неотчуждаемого и священного характера фундаментальных прав человека, охраняемых государством. В свое время юридическое воплощение эти нормы получили во Французской Декларации прав человека и гражданина (1789 г.), в Билле о правах Конституции США (1789 г.), во Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. В последующем права человека получили развитие и конкретизацию в других международно-правовых документах. Были созданы и механизмы международного контроля за их соблюдением. В Конституции РФ 1993 г. им посвящена вторая глава, составленная с соответствии с общепризнанными международно-правовыми документами.

Общепринятая классификация прав и свобод личности в соответствии со сферами реализации подразделяет их на гражданские (личные), политические, экономические, социальные и культурные.

Гражданские права и свободы включают в себя фундаментальные аспекты свободы личности. К ним обычно относят право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, защиту чести и доброго имени, свободу передвижения и выбора места жительства, право на справедливый, независимый и публичный суд, предполагающий защиту обвиняемого и т.д.

Политические права и свободы близки к гражданским. Они предусматривают свободное самоопределение личности в политической жизни, его возможность участия в управлении государством и обществом. Это избирательные права, свобода союзов, ассоциаций, демонстраций и собраний, свобода слова, мнений, право на информацию, свобода печати, радио и телевидения, свобода совести и др.

Важное значение имеют экономические, социальные и культурные права. Они включают право на собственность, предпринимательство, право на труд и свободное распоряжение своими способностями к труду, социальное обеспечение, достойный уровень жизни, охрану здоровья, на образование, доступ к культурным ценностям и т.д.

Международно-правовые документы предусматривают и обязанности человека перед обществом. Конституция РФ закрепляет ряд основных обязанностей: уплата законно установленных налогов и сборов, сохранение природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам. Конституция устанавливает заботу о детях, их воспитание как равное право и обязанность родителей. Обязанность и долг гражданина РФ защищать Отечество.

Среди гарантий прав и свобод личности выделяют экономические и политические. Если первые из них зависят от экономических ресурсов страны, то остальные связаны с политическим режимом и правопорядком, а также уровнем общей и политической культуры, с реальной способностью демократических сил и отдельных граждан отстаивать их при возможных нарушениях.

Защита прав и свобод является как необходимым условием, так и важнейшим мотивом и направлением политической активности личности.
(к содержанию)

Права и свободы личности как приоритеты правовой политики Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Тимонова Елена Юрьевна

В статье рассматриваются проблемы защиты прав и свобод личности в контексте основных направлений современной правовой политики Российской Федерации.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Тимонова Елена Юрьевна,

Текст научной работы на тему «Права и свободы личности как приоритеты правовой политики»

Тимонова Елена Юрьевна

аспирант кафедры политологии МГТУ им.Н.Э.Баумана

Права и свободы личности как приоритеты правовой политики

В статье рассматриваются проблемы защиты прав и свобод личности в контексте основных направлений современной правовой политики Российской Федерации.

In article are considered problems of protection of the rights and liberties to personalities in context of the main trends modern legal politicians to Russian Federation.

Ключевые слова: политика, правовая политика, права и свободы граждан, защита прав личности, правозащитная функция государства.

toy words: the policy, legal policy, right and liberties of the people, protection of the rights to personalities, legal security function state.

В правовой политики может выступать доста-точно обобщенный ориентир, такой как права и свободы личности. Проблема личности как человека, обладающего персональными свойствами, позволяющими говорить об общих и специфических чертах его со-циальности, развитости определенных качеств и обязательном наличии сум-мы биосоциальных свойств, позволяющих констатировать ее универсальный характер достаточно полно раскрыто в научных публикациях.

Если говорить о правах личности то — это отраженные в законодатель-стве ее правовые притязания по отношению к другим гражданам, государст-ву, его органам, должностным лицам, основывающиеся на принятом в дан-ном обществе гуманистическом понимании права.

А свободы личности — это закрепленные в правах личности возмож-ности ее поведения. Защита прав и свобод личности означает защиту ее спо-собности реализовать свои права, закрепленные в законодательстве. В отно-шении прав и свобод должна проводиться определенная политика (правовая политика), которая основывается на системности существующих проблем и, что самое главное, указывает пути их решения.

Подтверждением важности прав и свобод личности как приоритетов правовой политики является постановление Государственной Думы РФ «О пятидесятой годовщине принятия Всеобщей декларации прав человека».

Правовая политика, права и свободы личности соотносятся между со-бой как деятельность и цель этой деятельности. Правовая политика должна служить личности, и в этом заключается ее основное предназначение. Лич-ность есть главная цель правовой политики. Утверждение личности как ос-новного критерия правовой политики должно учитывать то обстоятельство, что личность не существует изолировано в политической и правовой системе общества. Это означает, что сама политика создает условия для реализации личности, осуществления ее прав и свобод, и, прежде всего, правовыми средствами.

Приоритеты правовой политики представляют собой определенные со-циальные ценности, которые человечество приобрело в процессе своей эво-люции и охраняет с помощью правовых средств. Эти ценности являются дос-тоянием всего человечества и поэтому носят универсальный характер.

Реализация правовой политики в сфере обеспечения прав и свобод личности базируется на принципах гуманизма, которые представляют собой основополагающие требования к содержанию и форме правовой политики. К таким принципам относятся: соответствие правовой политики интересам личности, семьи, общества и государства; направленность на развитие законодательства в сфере обеспечения прав и свобод; связь с идеями и духом конституционализма; использование возможностей государственного воз-действия, осуществляемого исключительно на основе права; открытость.

Немаловажным является механизм реализации прав и свобод личности в правовой политике государства. Как правило, он реализуется через сле-дующие направления правовой политики.

Правовая политика, опираясь на государство, используя юридические средства, формирует необходимые и приемлемые для граждан формы их социальной жизни. Здесь правовая политика выступает как существенный компонент, способ цивилизованных методов решения важнейших проблем личности и общества. Правовая политика формирует отношения справедли-вости в политической жизни личности. В данном аспекте, правовая полити-ка проявляется в качестве одной из социальных ценностей.

Для личности правовая политика может также осуществляться и как вид служебной деятельности. В этом случае субъекты данной деятельности в зависимости от своего положения в иерархии аппарата власти оказывают различное влияние на формирование и реализацию правовой политики. В политических кругах обращается множество субъектов, для которых поли-тика является жизненной средой и сферой деятельности. В данном случае имеется в виду правовая деятельность органов государственной власти: законодательных, исполнительных, судебных.

Правовая политика выступает средством, позволяющим отчасти пре-одолеть отчуждение индивидов от власти. Ни одна форма политической ор-ганизации общества не избавляет полностью от факта политического отчуждения. Как известно, не всем выпадает судьба лидеров, но участвовать в этой борьбе могут все. Таким образом, следует отметить такое свойство правовой политики, как создание одинаковых стартовых условий для реали-зации личности в правовой сфере. Подобная функция правовой политики подчеркивает ее особую социальную значимость при формировании изна-чально справедливых условий для развития индивидов.

Условно принято выделять два уровня в правовой политике в сфере защиты прав и свобод личности. Первый уровень отражает государственно-правовую политику и базируется на использовании власти. Второй уровень выражается в инициативной деятельности общественных объединений и/или личности. Вне данного уровня правовая политика в указанной сфере может остаться декларацией.

Основными средствами реализации правовой политики в рассматри-ваемой сфере являются: правовые акты, содержащие нормы, направленные на защиту прав и свобод личности;

правовые знания; стимулы и ограничения.

В современной правовой политике в сфере защиты прав и свобод личности следует выделить основополагающую составляющую — комплекс идей, концепций, учений, ценностей и их выражение в виде программы кон-кретных действий. Организационно-формальная составляющая правовой по-литики в сфере защиты прав и свобод личности — это все то, что позволяет суммировать потребности и интересы человека и гражданина и непосредст-венно их осуществлять в политической и правовой жизни. Это конкретные формы, виды, приоритеты правовой политики в сфере защиты прав и свобод личности.

Важнейшими условиями обеспечения прав и свобод личности является наличие «высокого, достойного» частного права и верховенства правосудия, которые относят к приоритетам права и всей российской правовой политики.

Главное предназначение правосудия заключается в защите прав и сво-бод человека и гражданина. Возможность беспрепятственного обращения за судебной защитой с целью их восстановления в случае нарушения — важнейшая гарантия соблюдения прав и свобод индивида со стороны государства. Поэтому верховенство правосудия является первым условием для реализации прав и свобод личности.

Вторым очень важным условием реализации прав человека является частное право. Частное право — это право личности. Его становление и даль-нейшее развитие является необходимой предпосылкой для реализации личностью принадлежащих ей от рождения прав и свобод.

Однако права и свободы личности не должны быть абсолютизированы, так как это неизбежно приведет к произволу и подготовит благодатную поч-ву для возникновения социальных конфликтов. Индивидуальная свобода должна быть ограничена определенными рамками, за которыми простирается либо свободы другого человека, либо общественный интерес. Другими сло-вами: «Свобода одного человека кончается там, где начинается свобода дру-гого человека». Умеренное ограничение прав и свобод личности достигается посредством возложения на него определенных обязанностей. Прежде всего, это относится к обязанности любого гражданина не нарушать прав других граждан. Это необходимо для устранения злоупотребления правом. Важно то, что эти положения относятся ко всем, включая органы государственной власти и должностных лиц. Данные положения закрепляются в Конституции РФ. Например, ч.2 ст. 15 Конституции РФ предписывает: «Органы государ-ственной

ОБЩЕСТВО И ПРАВО 2010 №1 (28)

власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». Таким образом, в Конституции закреплен важнейший принцип, что закон един для всех.

П р а в о в а я п ол и т и к а Рос с ии д ол жн а ориентироваться на обретение чело-веком полноты своих социальных характеристик, которая достижима при следующих условиях.

Во-первых, лишь при условии признания того факта, что полноценное обеспечение прав личности возможно только в рамках конкретного общества и культурного пространства, с которыми эта личность идентифицируется. Индивидуальность каждого человека проявляется посредством той роли, ко-торую он играет в обществе. Поэтому не может быть и речи об отделении личности от общества, обретении юридических средств борьбы людей с социальностью, государством, друг с другом. Эти средства требуют колос-сальных материальных затрат и, как правило, недоступны значительной час-ти населения, расслаивая общество еще и по признаку «юридической обеспе-ченности». Начавшуюся в эпоху Просвещения своеобразную гонку обеспе-чения населения правовыми механизмами защиты своих прав и свобод, кото-рая разрушает функционирование традиционных моральных и религиозных ценностей, необходимо ввести в социально обоснованные рамки. Такая «гон-ка» не ведет, в конечном итоге, к повышению уровня безопасности граждан, а лишь стимулирует новое отчуждение человека от государства, власти, демократии, от смысла человеческой жизни.

Во-вторых, необходимо признать, что индивидуальность личности неделима от общественной сущности человека. Индивидуальность возможна только через социальность, и, наоборот, коллективизм немыслим без индивидуальности его членов. Защита индивидуальности — это важный приоритет правовой политики, но возможна эта защита только в пределах и целях достижения человеком подлинного общественного статуса. На пути противопос-тавления индивидуального общественному правовая политика неизбежно заходит в тупик именно в сфере обеспечения прав человека. России необходим такой тип правового статуса личности, который имеет социальную направ-ленность, а не составляет только набор формальных прав.

Кроме того, современной политике присуще свойство захвата личного пространства человека. Это можно наглядно проследить в истории, например советского государства. Чтобы не

допустить вмешательства в личное про-странство человека правовая политика должна создавать юридические барье-ры и ограничения, более точные и полные, понятные простым гражданам.

Надо заметить, что за годы проведения реформ в России, образовался чудовищный разрыв между теорией и практикой прав человека. Устранение этого разрыва — важнейшая задача российской правовой политики сегодня. Страна столкнулась с массовыми нарушениями элементарных прав личности, прежде всего таких, как право на жизнь, безопасность, оплату труда, соци-альную защиту, медицинскую помощь.

Известно, что мало провозгласить определенные права и свободы — главное претворить их в жизнь. А это более трудоемкая и сложная задача. В условиях возникшего в России глубокого социально-экономического, поли-тического и духовного кризиса институт прав и свобод личности подвергает-ся серьезным испытаниям. С одной стороны общество осознало необходи-мость и ценность естественных и неотъемлемых прав человека. Например, был создан институт уполномоченного по правам человека, открывающий перспективы развития правовой политики в области прав и свобод личности. А с другой стороны, общество пока не в состоянии обеспечить полное и гарантированное осуществление прав и свобод. Данное противоречие стано-вится все более острым и болезненным, и выступает одним из сильнейших социальных раздражителей, источником недовольства и протестов людей.

По мнению В. В. Соловьева, приоритеты правовой политики можно рассматривать как тактику, создающую благоприятные условия для реализа-ции государством правовой политики, как решение им тактических (проме-жуточных) задач, направленных на достижение стратегических целей.

С этих позиций стратегическое направление всей правовой политики сегодня — это перевод общества с помощью права в качественно иное со-стояние: формирование гражданского общества, правового государства, обеспечение их устойчивого поступательного развития. А приоритет правовой реформы состоит в том, чтобы поставить в центр правовой системы личность как высшую социальную ценность с ее многосторонними духовными и материальными интересами. Соответственно приоритеты современной правовой политики — личность, семья, общество, государство. Данные приоритеты должны реализовываться с помощью всех отраслей права как объединяющее, системообразующее начало правовой системы.

ОБЩЕСТВО: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА На этой базе и должны осуществляться ныне правотворчество, правоприменение и другие формы реализации права в конкретных сферах правового регулирования. Без комплексного взаимодействия всех компонентов правовой системы не могут быть реализованы цели правовой политики.

Итак, принимая во внимание все вышеперечисленное, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития российского общества правовая политика государства должна ориентироваться, прежде всего, на со-блюдение и защиту прирожденных и неотъемлемых прав и свобод личности. Это закрепляется и в Основной

Законе страны. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Правовая политика способствует становлению правового государства, которое является целью существования практически любого общества. Глав-ным базисом и высшей ценностью правового государства являются права и свободы личности. Другими словами, правовая политика в современном Российском государстве -универсальное и комплексное средство для защиты прав и свобод личности.