Плата за допуск транспортного средства к участию в дорожном движении

Актуальная информация о размере госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении после техосмотра в Беларуси.

С размер платы за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении составляет:

  • за легковой автомобиль с разрешенной максимальной массой:
  • до 1,5 тонны –
  • от 1,5 до 2 тонн –
  • от 2 до 3 тонн –
  • больше 3 тонн –
  • за прицеп с разрешенной максимальной массой:
  • до 0,75 тонны –
  • больше 0,75 тонны –
  • за прицеп-дачу (караван) –
  • за грузовой автомобиль, автомобиль-тягач, грузопассажирский автомобиль с разрешенной максимальной массой:
  • до 2,5 тонны –
  • от 2,5 до 3,5 тонны –
  • от 3,5 до 12 тонн –
  • больше 12 тонн –
  • за автобус с числом посадочных мест:
  • до 20 включительно –
  • от 21 до 40 включительно –
  • больше 40 –
  • за мотоцикл –
  • за седельный тягач –

Указанные выше суммы являются госпошлиной за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении после прохождения техосмотра. За проведение самого техосмотра (проведения контрольно-диагностических работ) плата взимается отдельно, согласно тарифам диагностической станции. Также дополнительно придется оплатить 0,3 базовых величины за идентификацию транспортного средства, за регистрацию и оформление разрешения.

К ставке госпошлины применяется: [∗] пункт 8 статьи 250 Налогового кодекса Республики Беларусь

  • повышающий коэффициент 2, в отношении транспортных средств, для которых срок действия разрешения на допуск к участию в дорожном движении установлен 2 года.
  • понижающий коэффициент 0,5, в отношении транспортного средства, собственником которого является ветеран Великой Отечественной войны, инвалид I или II группы, при наличии медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей их годность к управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами, маломерными судами (за исключением случаев, при которых предусмотрено их полное освобождение от госпошлины Такое освобождение предусмотрено в отношении транспортных средств, специально оборудованных для использования инвалидами, а также транспортных средств, полученных (приобретенных) через органы по труду, занятости и социальной защите ).
  • понижающий коэффициент 0,5, в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов.

Для проведения техосмотра на диагностическую станцию, имеющую разрешение на проведение техосмотра , представляется транспортное средство в чистом виде и подаются следующие документы: [∗] пункты 4 и 8 Положения о порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2008 № 630

  • водительское удостоверение;
  • свидетельство о регистрации транспортного средства (технический паспорт);
  • документ об оплате за техосмотр.

После проведения контрольно-диагностических работ, если транспортное средство соответствует необходимым техническим требованиям, диагностической станцией выдается диагностическая карта транспортного средства. Такая карта является основанием для выдачи разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. [∗] пункты 10 и 11 Положения о порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2008 N 630

Если диагностической станцией будет установлено, что транспортное средство не соответствует необходимым техническим требованиям, то для прохождения повторного техосмотра. При повторном проведении техосмотра проводятся контрольно-диагностические работы только в отношении узлов, систем, внешнего вида и комплектации транспортного средства, которые при предыдущем техосмотре признаны не соответствующими необходимым техническим требованиям.
Кроме того, стоимость повторного техосмотра ниже транспортное средство должно быть представлено не позже чем через 20 дней. В обратном случае техосмотр проводится в общем порядке. [∗] пункт 8 Положения о порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2008 № 630

Для получения разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении в УП «Белтехосмотр» по месту прохождения техосмотра предъявляются: [∗] подпункт 15.17 перечня административных процедур, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200

  • диагностическая карта транспортного средства;
  • водительское удостоверение;
  • свидетельство о регистрации транспортного средства (технический паспорт);
  • документ (сертификат) о прохождении техосмотра;
  • документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;
  • разрешение органа связи на право использования радиочастотного спектра при эксплуатации радиоэлектронных средств — при их наличии на транспортном средстве в случаях, предусмотренных законодательством;
  • медицинская справка о состоянии здоровья;
  • документы об оплате госпошлины.

Разрешение выдается: [∗] подпункт 15.17 перечня административных процедур, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200

  • на 6 месяцев — для легковых автомобилей, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, автобусов и других транспортных средств, предназначенных и оборудованных для перевозок пассажиров, имеющих кроме места водителя больше 8 мест для сидения, транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов, транспортных средств, используемых для обучения управлению транспортным средством, с года выпуска которых прошло 5 и более лет (включая год выпуска);
  • на 1 год — для легковых автомобилей, с года выпуска которых прошло 10 и больше лет (включая год выпуска), специальных легковых автомобилей, грузовых автомобилей, автомобилей-тягачей и седельных тягачей, а также прицепов, разрешенная максимальная масса которых не превышает 0,75 тонны, с года выпуска которых прошло 10 и больше лет (включая год выпуска), прицепов, разрешенная максимальная масса которых превышает 0,75 тонны, и для транспортных средств, год выпуска которых не установлен (за исключением транспортных средств, периодичность проведения гостехосмотра которых установлена не позднее чем через 6 месяцев после прохождения последнего гостехосмотра);
  • на 2 года — для легковых автомобилей, с года выпуска которых прошло меньше 10 лет (включая год выпуска), прицепов, разрешенная максимальная масса которых не превышает 0,75 тонны, с года выпуска которых прошло меньше 10 лет (включая год выпуска), а также для квадрициклов, мотоциклов и мопедов (за исключением транспортных средств, периодичность проведения гостехосмотра которых установлена не позднее чем через 6 месяцев или 1 год после прохождения последнего гостехосмотра).

Размер государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении зависит от размера базовой величины и составляет: [∗] подпункт 112.2 приложения 22 к Налоговому кодексу Республики Беларусь

  • за легковой автомобиль с разрешенной максимальной массой:
  • до 1,5 тонны – 3 базовые величины;
  • от 1,5 до 2 тонн – 6 базовых величин;
  • от 2 до 3 тонн – 8 базовых величин;
  • больше 3 тонн – 11 базовых величин;
  • за прицеп с разрешенной максимальной массой:
  • до 0,75 тонны – 2 базовые величины;
  • больше 0,75 тонны – 11 базовых величин;
  • за прицеп-дачу (караван) – 2 базовые величины;
  • за грузовой автомобиль, автомобиль-тягач, грузопассажирский автомобиль с разрешенной максимальной массой:
  • до 2,5 тонны – 8 базовых величин;
  • от 2,5 до 3,5 тонны – 17 базовых величин;
  • от 3,5 до 12 тонн – 22 базовые величины;
  • больше 12 тонн – 25 базовых величин;
  • за автобус с числом посадочных мест:
  • до 20 включительно – 12 базовых величин;
  • от 21 до 40 включительно – 17 базовых величин;
  • свыше 40 – 22 базовые величины;
  • за мотоцикл – 2 базовые величины;
  • за седельный тягач – 20 базовых величин.

Автомобилистов избавят от зависимости. Когда техосмотр отвяжут от дорожного сбора

Говорят, к прохождению ТО допустят без уплаты дорожного сбора?

О необходимости отвязки техосмотра от уплаты транспортного налога говорили уже немало. И всякий раз спустя некоторое время ажиотаж утихал. Впрочем, понятно: профильные министерства пока разрабатывают соответствующие документы и деликатно стараются не вдаваться в излишние подробности. Но в редакции «Сельской газеты» раздался телефонный звонок от нашего постоянного читателя из Столбцовского района Василия Матусевича, который сообщил радостное известие: техосмотр больше не привязан к дорожному сбору. Мы решили узнать, так ли это.

На самом деле, получение допуска к участию в дорожном движении, а также размеры дорожного сбора – одна из наиболее обсуждаемых и наболевших тем среди белорусских автолюбителей. А после того как эти два понятия сделали взаимозависимыми, многим из них ничего не оставалось, как сознательно и добровольно пойти на нарушение ПДД.

Штраф за отсутствие техосмотра не так больно бьет по карману нашего читателя, как единовременная уплата дорожного сбора: мол, в сельской местности зарплата маленькая, а в семье четверо детей – не получается поднакопить. Правда, он нас уверил, что машину бережет как зеницу ока – благо сам автослесарь. Тем не менее Василий Иванович с нетерпением ожидает того момента, когда можно будет ездить без оглядки. Впрочем, таких, как он, немало: «Белтехосмотр» как-то подсчитал, что около трети автомобилистов ездят без ТО. Если в 2013 году 1,870 миллиона авто получили допуск к участию в дорожном движении, то в прошлом – 1,382 миллиона. А за семь месяцев текущего – на 8 процентов меньше по сравнению с аналогичным периодом 2017-го. Хотя больше всего читатель переживает за безопасность своей семьи: каждый месяц нет-нет да и проскользнет в хронике происшествий новость о ДТП по вине технически неисправного автомобиля.

Отвязать техосмотр от уплаты дорожного сбора – дело непростое, но необходимое. Допустим, владелец хочет продать свою пятилетнюю машину – какой смысл уплачивать транспортный налог на два года вперед? Тем более сумма немалая: в зависимости от массы транспортного средства, от 73,5 до 269,5 рубля. А если возраст до 10 лет, то величину придется умножить на два. Единовременно тяжело, а если равными долями на протяжении года, то вполне терпимо. Но для этого нужно определить порядок, кратность и форму оплаты транспортного налога, а также предусмотреть размер понижающего коэффициента, если автовладелец захочет оплатить, допустим, на год вперед. Этим сейчас и озабочены в Министерстве по налогам и сборам.

Разработкой самого закона занимается Министерство финансов. Как пояснили в ведомстве, анализируются все возможные варианты. Но в каком виде документ предстанет перед автомобилистами, не берется сказать никто. По крайней мере, в проекте Налогового кодекса, вынесенного на общественное обсуждение, о каком-либо разделении ТО и дорожного сбора и речи нет. Так что, уважаемый Василий Иванович, ваша радость преждевременная, но отнюдь не напрасная. В Минфине пояснили, что сроки для проработки законодательства сжатые и уже в первых числах сентября будут озвучены грядущие изменения в системе оплаты транспортного налога.

Светлана Сырицкая, «Сельская газета», 11 августа 2018 г.

Подготовлен проект указа по изменению системы взимания госпошлины за прохождение техосмотра

Уже четыре года автовладельцы разделены на два лагеря: те, кто оплатил госпошлину и прошел техосмотр, и кто, боясь получить штраф за непройденный ТО, избегает встреч с сотрудниками Госавтоинспекции. У одной части негодование сменилось смирением, у другой – чувство несправедливости переросло в саботаж. Чего хотят белорусы и возможно ли это сделать?

Транспортный налог, дорожный сбор, дорожный налог, налог на дороги, налог на автомобили – так в народе прозвали государ­ственную пошлину за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, введенную с 1 января 2014 года.

Разрешение на допуск выдает УП «Белтехосмотр» по месту проведения технического осмотра автомобиля. Однако уже на тех­осмотр вы должны приехать с квитанцией об уплате госпошлины. Сделать это можно в банках, отделениях почтовой связи или через ЕРИП.

Как рассказала заместитель начальника инспекции – начальник управления налогообложения физических лиц инспекции МНС по Центральному району Гомеля Ева Зубрей, льготу по уплате госпошлины (читай – отмену уплаты) имеют:

  • перевозчики пассажиров транспортом общего пользования при включении их Минтрансом в перечень автомобильных перевозчиков;
  • транспортные сред­ства, специально оборудованные для использования инвалидами, а также если они получены через органы по труду, занятости и социальной защите.
  • От пошлины освобождены и автомобили скорой помощи, транспорт МВД, МЧС, КГБ, СК, Мин­обороны и Госпогранкомитета, а также авто с надписью «Социальная служба», предназначенные для социального обслуживания нетрудоспособных и находящихся в трудной жизненной ситуации граждан;
  • Инвалиды I или II группы, ветераны Великой Отечественной войны при наличии медсправки о состоянии здоровья, подтверждающей их годность к управлению;
  • транспортные средства, предназначенные для перевозки опасных грузов, уплачивают госпошлину по пониженной ставке.

Все меньше и меньше

Ева Зубрей отметила: размер платежа варьируется от 2 до 25 базовых величин и зависит от вида автомобиля, его владельца (физическое лицо, индивидуальный предприниматель или организация), а также разрешенной максимальной массы транспорт­ного средства.

К примеру, для физического лица с максимальной массой автомобиля от двух до трех тонн пошлина составит 8 базовых величин, или 196 рублей в год. А вот автовладельцу-организации придется заплатить 11 базовых, или 296 рублей 50 копеек. Также автомобилисты, чьи машины младше десяти лет, оплачивают госпошлину сразу за два года. Согласитесь, сумма немаленькая. Ведь помимо транспортного налога необходимо заплатить и за техосмотр. Поэтому некоторые автомобилисты постепенно игнорируют ТО, чтобы сохранить свои деньги.

Действительно, по информации «Белтехосмотра», количество автомобилей, которые регулярно проходят технический контроль, ежегодно уменьшается. Соответственно, сокращаются и поступления в бюджет. Например, в 2013 году, когда дорожного сбора еще не было, техосмотр стабильно проходило 60% всех автомобилей, зарегистрированных в Беларуси.

Информация к размышлению. В стране сегодня зарегистрировано около 3,5 миллиона авто. Если в 2015-м на станции техосмотра приехали 1,7 миллиона автомобилей, то в 2016 году – чуть более 1,5 миллиона, или 43% от общего числа. А в прошлом году в Беларуси выдано всего около 1,4 миллиона разрешений на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, сообщил начальник управления ОГТО УП «Белтехосмотр» Евгений Карпович.

Как обстоят дела в области? В гомельском филиале УП «Белтехосмотр» сообщили: в регионе в 2017 году около 185 тысяч автомобилей прошли техосмотр и получили разрешение на допуск к участию в дорожном движении, что практически на 10 тысяч авто меньше, чем в 2016-м, и минус в 20 тысяч в сравнении с 2015 годом.

Конечно, не учитываются автомобили-«подснежники», которые давно сгнили во дворах, но не сняты с учета. Ведь за утилизацию авто нужно платить, поэтому некоторым владельцам проще подождать, пока за них это сделает государство.

Куда идут деньги

Основной целью введения госпошлины был заявлен капитальный ремонт и расширение дорожной сети Беларуси. В 2014 году половина суммы поступила в республиканский бюджет, вторая часть использовалась для обслуживания местных дорог. Однако с 2015-го вся сумма идет в бюджет страны, а потом распределяется.

В этом году республиканский дорожный фонд сформирован в сумме 561,9 миллиона рублей. Кстати, средства госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении – основной источник формирования фонда (319,2 миллиона рублей, или 56,8% в его общих доходах).

Средства дорожного фонда в этом году пойдут на ремонт Минской кольцевой, местные автодороги и строительство Западного обхода Бреста. Соответствующая информация содержится в законе о республиканском бюджете на 2018 год, опубликованном на Национальном правовом портале.

Из республиканского дорожного фонда в консолидированные бюджеты областей и бюджет Минска в этом году выделено более 140 миллионов рублей, в том числе Брестской области – 23,8, Витебской – 21,98, Гомельской – 22,4, Гродненской – 22,1, Минской – 33,9, Могилевской области – 15,6 и Минску – 3,7. Эти сред­ства будут направлены областными, городскими и районными Советами депутатов на строительство, реконструкцию, капитальный и текущий ремонт местных автодорог и уплату процентов по кредитам, полученным на указанные цели, а также строительство, реконструкцию и капремонт улиц, являющихся продолжением республиканских и местных автодорог с асфальто- и цементобетонным покрытием, в населенных пунктах, сообщает БелТА.

Отменить нельзя доработать

В связи с тем, что уплата госпошлины привязана к техосмотру, существует ряд проблем. Автовладельцы, как правило, проходят ТО раз в год и пошлину платят сразу на год вперед. А что если человек пользуется машиной только летом? Или не может за один раз уплатить всю сумму? Или вообще не платит потому, что качество дорог все равно не меняется? Или в течение года планирует продать машину?

Между тем с наступлением нового года последний вопрос решился: теперь автовладельцу не нужно проходить техосмотр на вновь приобретенном автомобиле, если у него уже был действующий сертификат о ТО.

Бесконечные жалобы и недовольство автомобилистов, игнорирование техосмотра привели к тому, что в апреле 2017 года во время обращения Главы государства с ежегодным Посланием белорусскому народу и Национальному собранию Беларуси от депутата Валерия Курсевича прозвучал вопрос о взимании госпошлины. Президент поручил депутатам вместе с правительством проработать этот вопрос. Депутаты Палаты представителей Национального собрания Беларуси вместе с коллегами из профильных министерств в течение лета составили единый план по изменению действующей системы уплаты госпошлины. В частности, было предложение включить ее стоимость в страховку. Но тогда автовладельцы перестанут заключать договоры страхования. Получится аналогичная с прохождением тех­осмотра ситуация.

Рассматривался вариант включения госпошлины в стоимость бензина. Казалось бы, справедливо: больше ездишь – больше платишь. Однако в таком случае стоимость топлива придется увеличить как минимум на 10%, отметили депутаты. В результате бензин в Беларуси станет дороже, чем у наших соседей. Страна будет непривлекательной для транзитных грузоперевозчиков.

Обсуждали возможность преобразования госпошлины в налог. Однако если налоговые органы начнут рассылать извещения всем тем, у кого авто зарегистрированы, но простаивают в гаражах, во дворах и догнивают на свалках, сложно представить, какую реакцию это вызовет в обществе.

Как сообщил председатель Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей Национального собрания Беларуси Андрей Рыбак, самым оптимальным видится следующий вариант: отвязать уплату госпошлины от процедуры прохождения техосмотра и взимать за фактическое пользование дорожной сетью отдельным платежом. Если человек пользуется машиной конкретный промежуток времени, например, летом, он будет оплачивать сбор только за этот период. Контролировать уплату предлагается с помощью ГАИ или камер фотовидеофиксации скорости. Специалисты утверждают, что технически это возможно.

Подготовлен проект указа по изменению системы взимания государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Однако прогнозировать, будут ли одобрены эти изменения и в какие сроки, Андрей Рыбак не берется.

О неясности в сроках

На прямой телефонной линии заместитель Министра финансов Владислав Татаринович в ноябре прошлого года отметил, что изменения в системе дорожного сбора будут возможны не раньше 2019 года – к этому времени Беларусь пройдет очередной пик выплат по внешнему долгу.

В других странах

Дорожный налог – довольно привычное во многих государствах явление.

В России транспортный налог привязан к мощности автомобиля.

В Грузии налог на автомобили введен 1 января 2017 года, но коснулся он только физических лиц, годовой семейный доход которых составляет более 28 711 белорусских рублей в эквиваленте.

В США владелец авто не может не уплатить транспортный налог: он включен в стоимость топлива (примерно 15% от стоимости), а также взимается при покупке автомобиля.

В Дании поддерживают экологичные виды транспорта (велосипеды и мопеды), поэтому при регистрации автомобиля с водителя берут 105% стоимости машины. При этом большим акцизом облагается и бензин.

Транспортный налог в Германии уплачивается, как правило, в начале года единым платежом либо в рассрочку по запросу мест­ной налоговой службы. Здесь учитываются объем двигателя и объем выбросов углекислого газа.

В Израиле все автомобили условно поделены на 15 групп по уровню загрязнения окружающей среды. Покупатели самых «вредных» машин платят в казну 92% от стои­мости авто. Минимальный же налог отдают государству владельцы электромобилей.

Госпошлина или штраф?

Кстати, большую роль в том, что автовладельцам проще заплатить штраф, чем пройти техосмотр, играет и размер ответственности за такое нарушение. Как рассказала начальник отделения по агитации и пропаганде ГАИ УВД облисполкома Ирина Блашкевич, наказание за езду без техосмотра предусмотрено частью 5 статьи 18.12 Кодекса об административных правонарушениях. За управление транспортным средством, не прошедшим гостехосмотр, штраф составляет от 1 до 3 базовых величин. В случае повторного в течение года нарушения – до 5 базовых. Получается, за первое «попадание» без техосмотра нужно заплатить 24,5 рубля. Выгоднее, чем уплатить госпошлину и пройти техосмотр. Если верить многочисленным отзывам в интернете, к такому выводу пришли те автовладельцы, кому «везет».

Знаю человека, который с осени ездит без техосмотра и проходить его в ближайшем будущем не планирует. Платить госпошлину частями он согласен, а вот целиком сумму заплатить сразу не готов, поэтому ждет соответствующих изменений в законодательстве. На всякий случай всегда имеет при себе 25 рублей, чтобы оплатить штраф, если попадется. Другие автомобилисты ратуют за то, чтобы сначала отремонтировали дороги, а потом они уже за них платили. Кто-то считает нужным отвязать тарифы от максимально разрешенной массы автомобиля и сделать упор на реальной массе.

Однако Ирина Блашкевич не понаслышке знает о другой стороне медали: есть водители, которые три раза за месяц (!) попадались без техосмотра. Скупой платит дважды, а в данном случае – трижды. Вряд ли после очередной встречи с сотрудниками ГАИ эти автомобилисты объедут стороной станцию техосмотра. И, например, в Гомеле не так много машин, чтобы всегда надеяться на удачу. Без особого труда запоминаются автомобили-нарушители, особенно если водители хамят и ведут себя вызывающе.

В интернете в очередной раз пошел слух, что ГАИ и УП «Белтехосмотр» планируют создать общую базу данных. Однако эту информацию в отделении по агитации и пропаганде ГАИ УВД облисполкома не подтвердили.

Возможно, в будущем штрафы за отсутствие ТО будут выписываться автоматически, тогда и «забывать» документы станет бессмысленно. А пока остается верить, что дороги в стране станут лучше, вопрос с размером и уплатой госпошлины решится и белорусам не нужно будет избегать техосмотра.

Кристина Ворона, «Гомельская праўда», 21 января 2018 г.
(инфографика – «Гомельская праўда»)

Дорожный налог в Беларуси

Таблица ставок дорожного налога в Беларуси в 2018 году. Размер утилизационного сбора и какие автомобили попадают под этот налог.

Выплачивая транспортный налог в Беларуси, автовладелец получает право стать участником дорожного движения страны. Ни физические, ни юридические лица государства не вправе выезжать на транспортных средствах, если не был уплачен дорожный сбор. В зависимости от особенностей автомобиля, отчисляемая сумма может разниться. В некоторых ситуациях предусмотрены льготы.

Панорамный вечерний вид на площадь Независимости в Минске

Платить дорожный налог в Беларуси обязаны все, кто использует транспортные средства. Этот вид налогообложения создан для того, чтобы содержать трассы страны в хорошем состоянии. Не заплатив налог на авто, вы не сможете пройти ещё один обязательный этап допуска к передвижению по трассам государства — государственный технический осмотр. Проведут его только после предъявления документа об уплате налога.

От чего зависит налоговая ставка

Сумма к оплате может колебаться в довольно широком диапазоне. На неё оказывают влияние:

  • максимально разрешённая масса авто;
  • возраст транспортного средства (ТС);
  • количества посадочных мест (если речь идёт об автобусах);
  • других важных параметров.

Размер выплаты также зависит от фиксированной базовой ставки, которая устанавливается государством.

О налогах в Беларуси подробнее можно узнать из видео, представленном ниже.

Этот вид налогообложения был введён с 1 января 2014 года. С тех пор базовая ставка РБ неоднократно менялась в сторону увеличения.

По закону, в некоторых случаях к отдельным категориям граждан и юридических лиц может быть применена льготная ставка в размере 50%. За основы для начисления льготы берётся основной тариф.

Кому предоставляется льгота

Физические лица Беларуси, к которым относится данная льгота, это:

  1. Инвалиды I-й группы.
  2. Инвалиды II-й группы.

Не относящиеся к названным выше категориям граждане должны платить дорожный налог в полном объёме.

У юридических лиц также есть возможность платить половину суммы от положенной. Это относится к предприятиям, в собственности которых имеются:

  • ТС для перевозки инвалидов;
  • пассажирские автобусы и троллейбусы;
  • машины скорой помощи;
  • машины КГБ, МЧС, МВД и прочих ведомств силовой направленности.

Регионы вводят новые ставки единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физлиц.

До 2016 года в категорию льготников входили и пенсионеры. Им, как и инвалидам, нужно было платить всего 50% от назначенной суммы. На сегодняшний день эта преференция осталась закреплённой только за ветеранами Великой Отечественной войны. Водить ТС они имеют право лишь, если есть разрешающий медицинский документ.

Предусмотрены правила внесения налога на автомобили.

Когда и каким образом платить?

В 2018 году налог на дороги в Республике Беларусь следует уплачивать вместе с техосмотром. Это означает, что его можно перечислять 1 или 2 раза в год, в зависимости от того, как часто нужно подвергать техосмотру транспортное средство. Если машина проверяется 1 раз в 2 года, налог платится также, но в двойном размере за оба года.

Есть категория, которой вменяется дважды в году подвергаться техосмотру и дважды в году платить государственную пошлину. Это такси.

Сколько нужно платить в 2018 году?

С 1 января 2018 года базовая ставка равна 24.50 белорусским рублям. Предыдущая ставка равнялась 23.00 рублям. Количество ставок для физических и юридических лиц отличается, что видно в приведённой ниже таблице:

Как отмечалось выше, при применении ставки к общественному транспорту, за основу берётся количество посадочных мест.

Отдельная категория — грузовые автомобили, как и легковые ТС, рассматриваются, с точки зрения, максимально допустимой массы.

За мотоцикл юридические лица обязаны в год заплатить размер 3-х базовых ставок, то есть 73,50 руб., физические лица — 2 базовые ставки, то есть 49.00 рублей. За тягач и физические, и юридические лица платят ежегодно 20 базовых ставок, то есть 490.00 рублей.

В Беларуси налогов с зарплаты платят больше, чем в США, но меньше, чем в Германии

К примеру, если нужно уплатить транспортный налог на трактор, расчёт будет делаться от массы этого вида ТС. Рассчитать размер налога можно с помощью калькулятора, который можно найти в интернете на сайте налоговой инспекции и смежных ресурсах.

Утилизационный сбор

Так как в Республику Беларусь ежегодно ввозятся тысячи транспортных средств из-за рубежа, стоит вспомнить о том, что есть и утилизационный сбор в Беларуси.

Не имеет значения, из какой страны ввозится транспортное средство, тем, кто его ввозит, необходимо заплатить сбор за утиль, который пойдёт в казну государства. В дальнейшем его используют на утилизацию машин, которые более не используются.

Утилизационный сбор был введён в 2014 году. Не платят его при ввозе:

  • машин, которым более 30 лет и все их основные запчасти оригинальные;
  • ТС белорусского производства.

Вернуться к оглавлению

Кто не платит утилизационный сбор

Этот вид налогообложения обязателен для всех физических и юридических лиц. Исключение делается для:

  • граждан со статусом беженцев;
  • сотрудников Консульств;
  • сотрудников дипломатических организаций;
  • некоторых иностранных граждан.

Подробнее об утилизационном сборе узнайте из видео, представленном ниже.

За утилизацию платится единожды на таможне при въезде в страну. Оплачивать сбор следует вместе с другими таможенными сборами. Оплата подтверждается выданной таможенным сотрудником квитанцией.

При ввозе авто, физические лица должны заплатить:

  • 00 рублей, если машина не старше 3-х лет;
  • 50 рублей, если ТС более 3-х лет.

Если транспортные средства ввозятся как гуманитарная или международная тех. помощь, сбор за них не платится.

Если ввозятся ТС с электродвигателями, стоимость будет больше: от 851.40 до 5 247.00 рублей. Последняя цифра для ТС, старше 3-х лет. Если объём двигателя превышает 1 тыс. см 3 , вырастет и цена:

Транспортный налог

«Транспортный налог», «Налог на авто» – так Беларуси называют обязанность собственников автотранспортных средств оплачивать государственную пошлину за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

Юридически такое положение было оформлено Законом Республики Беларусь № 96-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения» от 31 декабря 2013 года. В этой связи в республике появился новый объект обложения госпошлиной. Соответствующие изменения были внесены в статью 249 Налогового кодекса.

Целью нововведения было заявлено финансирование строительства новых и ремонта существующих дорог. 50% суммы от госпошлины поступают в республиканский бюджет, 50% – в местные бюджеты.

Уплата пошлины является обязательным условием выдачи разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

Физлица уплачивают пошлину через банки или почтовые отделения, организации – в отделениях банков. Индивидуальные предприниматели пользуются ставками для физлиц.

Пошлина за каждое транспортное средство оформляется отдельным платежным документом. Документ, подтверждающий факт оплаты предъявляется сотрудникам УП «Белтехосмотр», оформляющим выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

Следует помнить, что оплата госпошлины не является платой за прохождение техосмотра, за него придется платить отдельно.

За автомобили проходящие техосмотр раз в два года пошлина уплачивается однократно двойной суммой. Для авто проходящих техосмотр два раза в год – госпошлина уплачивается дважды и в полном объеме.

С 1 января 2015 года размеры госпошлин, для граждан и организаций увеличились на 1-2 базовые величины. Исключением стали легкие авто до 1,5 тонн, прицепы и некоторые грузовики.

С другой стороны для пенсионеров по возрасту, инвалидов первой и второй группы введена льгота в размере 50% от основной ставки.

Также льготами пользуются следующие категории транспорта:

  • предназначенные для передвижения инвалидов;
  • транспортные средства медицинской помощи;
  • транспорт Минобороны, МЧС, МВД, КГБ и Госпогранкомитета;
  • троллейбусы и автобусы общего пользования.

Действующие в настоящий момент ставки можно узнать из таблицы:

Говорят, транспортный налог, попортивший автовладельцам немало крови, вот-вот отменят?

ТЕМА действительно на слуху. О ней говорят и автолюбители между собой, и чиновники в кабинетах самого разного уровня. Дебатируется, и уже не первый год, форма его уплаты. Кто-то предлагает его к страховке привязать, кто-то в цену топлива включить или вообще платить пропорционально времени, которое автомобиль передвигался по дорогам. А не далее как вчера в редакцию дозвонился постоянный читатель из Слонима с радостной вестью: все, налога больше нет, решение о его отмене принято. «СГ» немедля включилась в поиски истины.

ТРАНСПОРТНЫЙ налог введен в 2014 году и, скажем честно, сразу был воспринят неоднозначно, популярности у населения не сыскал. Хотя в подавляющем большинстве мы добросовестные налогоплательщики. И тому есть ряд причин. С одной стороны, форма его уплаты: сумма, размеры которой варьируются от трех до одиннадцати базовых величин, оплачивается единовременно. С другой стороны, целевое использование. Дорожный сбор, казалось бы, предназначался для весьма благих целей: финансирование ремонта дорог. Алгоритм прописывался такой: изначально деньги поступают в дорожный фонд, откуда и распределяются по местным бюджетам. Реальный эффект этих действий мы видим не всегда, да и работники местных исполкомов признаются: иногда эти средства могут перенаправляться на другие нужды, ведь собственных в местном бюджете не хватает. Возмущение автомобилистов вполне можно понять: они платят свои кровные, которые якобы должны уходить на восстановление дорог, а ездить по-прежнему приходится по ямам и ухабам.

Между тем транспортный налог — это не белорусская новинка, а общемировая практика. Но с некоторыми отличиями: и уплачивается по частям, и даже рассчитывается по-разному. В России, например, основной показатель для определения размера не максимально допустимая масса автомобиля, как у нас, а количество лошадиных сил. При этом в каждом регионе свои расценки. В Москве, например, за одну лошадиную силу придется заплатить 0,9 белорусского рубля. В некоторых регионах дополнительно учитывают возраст машины – чем старше, тем налог меньше. В соседней Польше автолюбители освобождены от уплаты транспортного налога. Его в два этапа

уплачивают грузовой транспорт и автобусы. В Германии для расчета налога учитывают возраст машины, вид топлива, объем двигателя, выброс СО2. К примеру, за мой автомобиль с бензиновым двигателем объемом 1,6 литра и выбросом СО2 160 гр/км пришлось бы заплатить 162 евро. Но самый дорогой транспортный налог, пожалуй, в Дании. Он уплачивается дважды: при покупке машины в пользу государства удерживается от 105 до 180 процентов от его стоимости (моя покупка мне бы обошлась дополнительно в 3,5 тысячи долларов), да еще и топливо облагается акцизом. Кстати, в Дании все собранные налоги в основном уходят на финансирование социальной сферы.

Но если за рубежом транспортный налог был введен не сегодня и не вчера, поэтому работает, как мерседесовский движок, то в Беларуси, похоже, вопрос зашел в тупик. Самое интересное, что больше всего автомобилистов возмущает отнюдь не использование денег по назначению: дороги все-таки ремонтируются, строятся.

НАЛОГ вводит в ступор единовременным платежом. Если машина младше 10 лет, платить нужно двойную сумму, потому что техосмотр в таком случае проходят раз в два года. Цена вопроса – 138—506 рублей.

Решение привязать пошлину к прохождению ТО, мягко скажем, непопулярное. И оно привело к тому, что люди перестали не только пошлину платить, но и техосмотр проходить. По статистике УП «Белтехосмотр» на конец 2016 года, ТО проигнорировали где-то 30 процентов автомобилистов, а за десять месяцев текущего – уже 35 процентов. Помните, как дискутировали в 2014-м автовладельцы по поводу нововведения, грозясь не проходить техосмотр. А ведь слово свое многие сдержали – бойкотируют по нарастающей.

Пошлина на мой автомобиль составляет 276 рублей на два года. Добавьте сюда стоимость самого техосмотра. Для единовременного платежа слишком накладно даже мне, работающей, но имеющей двоих детей. А если это пенсионер, который получает на руки немногим более 300 рублей? Для них раньше была скидка на уплату пошлины в размере 50 процентов. Теперь — нет.

Неужели, озадачилась я, не проходить техосмотр и платить штрафы дешевле, чем налог? Ведь куда проще поставить заветный штамп и спать спокойно. Ездить-то, может, и спокойнее, а вот дешевле все-таки со штрафом, говорит сосед, который уже три года ездит без ТО. За это время штраф заплатил лишь единожды – 23 рубля. Выгодно? Получается, да. И даже если в течение года вы попадаете на штраф повторно, он вырастет до 46—115 рублей. Водители, которые ездят без техосмотра, утверждают: если не гнуть пальцы перед инспекторами ГАИ и признать свою вину, можно отделаться минимальным наказанием.

Транспортный налог в таком виде, в каком он действует сегодня, никак не учитывает интересы многих категорий граждан и уж тем более тех, кто автомобилем пользуется лишь в дачный сезон или планирует и вовсе продать

машину. Несправедливо платить за то, чем не пользуешься. Неправильно привязывать налог к страховке и даже к стоимости топлива. Тем более что в следующем году концерн «Белнефтехим» и без этого планирует повышение цены. А если еще добавить госпошлину, то удорожание превысит 10 процентов. Это создаст очередную головную боль: специалисты предрекают снижение транзитных потоков, появление «серых» схем, так как в той же России топливо будет стоить гораздо дешевле.

ПРОБЛЕМ, согласитесь, много. Но налог, спешу расстроить нашего читателя из Слонима, отменять никто не станет. Только вот до сих пор нет однозначного решения, в каком виде он будет существовать. Большинство депутатов Палаты представителей, например, склоняется к тому, чтобы отвязать его от техосмотра, сделать самостоятельным платежом с возможностью вносить деньги по частям. Правда, и это нескорое дело: если и будут изменения в системе дорожного сбора, то не раньше 2019 года. А пока что придется либо платить, либо полагаться на везение.