Внешний и внутренний аудит: задачи и особенности процедур

Проведение ежегодного аудита обязательно только для ряда организаций, попадающих под требования законодательства, в том числе для кредитных и страховых фирм, фондов, бюро кредитных историй и некоторых других.

Проведение внутреннего аудита не регламентируется законодательством, поэтому перечень вопросов и объем задач определяет только заказчик.

Проведение аудита — это возможность получить независимую оценку хозяйственной деятельности, выявить и устранить недостатки финансовой системы организации, снизить налоговые риски и издержки.

Проводить обязательный аудит могут только сертифицированные аудиторские организации. Проведение инициативного аудита возможно с помощью любой выбранной организации, а также силами штатных специалистов.

Отчет по результатам проведенного аудита может содержать не только описание выявленных нарушений, но и рекомендации по их исключению и дальнейшей минимизации.

При выборе организации для аудита бухгалтерской отчетности стоит обратить внимание на репутацию компании, срок ее деятельности на рынке, наличие лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также на опыт специалистов.

В условиях экономической неопределенности и усиливающейся конкуренции возрастает роль объективного хозяйственного контроля — как со стороны собственников, так и надзорных органов. Достоверная финансовая отчетность обеспечивает возможность принятия осознанных экономических решений, оберегает от операций, связанных с повышенным риском. Мнение аудитора повышает доверие к финансовой деятельности компании и общую лояльность к бизнесу со стороны заинтересованных лиц — собственников, инвесторов, потенциальных клиентов, поставщиков, органов власти…

В связи с вышесказанным мы рассмотрим такие формы контроля, как внутренний и внешний аудит, задачи и механизмы этих видов проверки, а также факторы, влияющие на выбор независимого аудитора.

Внешний и внутренний аудит: задачи и особенности процедур

Аудитом называют независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности компании для формирования выводов о достоверности этой отчетности. Более широким является определение аудиторской деятельности — это независимая проверка бухгалтерских документов, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций, а также иные услуги: анализ финансово-хозяйственной деятельности, оценка активов/пассивов предприятия или организации, консультирование в вопросах законодательства и пр.

Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения учета нормам закона. Задачи аудита можно сформулировать следующим образом:

  1. Оценка уровня организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
  2. Оценка законности и правильности осуществления операций.
  3. Проверка соблюдения действующего законодательства в области налогообложения.
  4. Подтверждение достоверности или недостоверности отчетов.
  5. Разработка рекомендаций по устранению недостатков и нарушений.
  6. Ориентирование на будущие события, которые могут отразиться на хозяйственной деятельности компании.
  7. Определение резервов для наращивания ресурсов.

В Стандарте №1 постановления Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» отмечено, что мнение аудитора может способствовать формированию доверия к отчетности, однако оно не указывает на эффективность управления предприятием и не дает прогнозов на будущее. Иными словами, аудитор не оценивает, насколько соблюдены интересы акционеров и владельцев компании.

В современной экономической практике выделяют разные формы аудита. Общепринятым является его деление на внешний и внутренний.

Внешний аудит — это осуществление аудиторской деятельности независимым аудитором или специализированной организацией. Заказчиками могут выступать собственники, акционеры, инвесторы, кредитные учреждения и государственные органы.

Внутренний аудит — это элемент системы внутреннего контроля на предприятии. Внутренние аудиторские службы существуют, как правило, в компаниях с разветвленной сетью филиалов. Контроль изнутри помогает руководству осуществлять более грамотное управление, правильно оценивать использование активов, анализировать эффективность финансовых вложений и т.д.

По характеру заказа можно выделить инициативный (добровольный) и обязательный. В первом случае проверка происходит по решению руководства предприятия, учредителей или органов власти, как правило, для объективной оценки финансового состояния предприятия и достоверности отчетности. Обязательный аудит предусмотрен законодательством, проводят его только независимые аудиторские организации.

По виду деятельности экономического субъекта выделяют:

  • банковский аудит (касается банков и иных кредитных организаций);
  • страховой аудит (страховые компании);
  • аудит инвестиционных институтов и бирж;
  • общий аудит (организации прочих видов деятельности).

По стадии развития выделяют:

  • подтверждающий аудит, подразумевающий всеобъемлющую проверку и подтверждение достоверности финансовой информации;
  • аудит, базирующийся на риске, при котором проверку проводят выборочно, в основном в «критических точках» — там, где риски выше; области с низкими рисками исключаются из проверки, тем самым сокращается затраченное время.
  • системно-ориентированный аудит, основанный на изучении и анализе системы внутреннего контроля предприятия. Внешняя экспертиза проводится с учетом его результатов.

В зависимости от направления проверки выделяют:

  • горизонтальный аудит — касается одного процесса от начала до завершения без отвлечения на сопутствующие операции;
  • вертикальный аудит — затрагивает все взаимосвязанные процессы; если в результате проверки выясняется, что данная операция связана с другой, аудит распространяется и на нее;
  • аудит в прямом направлении — следует за естественным ходом процесса от начала и до конца (выпуск продукции, предоставление услуги и т.д.); проверка охватывает взаимосвязанные и параллельно выполняемые операции, позволяет оценить качество процесса в целом;
  • аудит в обратном направлении — начинается с оценки выполненной работы (момент приемки продукции или завершение оказания услуги) и движется в обратном направлении к началу; такая форма контроля позволяет выявить пропущенные операции и расхождения в документации.

По периодичности аудит может быть первичным и повторяющимся. Проверка, организованная впервые, всегда более трудоемкая, ответственная и затратная по времени, поскольку сведения о компании собираются с нуля. При переводе аудиторских проверок на регулярную основу временные затраты сокращаются, процедура становится более простой, поскольку «сильные» и «слабые» стороны предприятия аудитору уже известны.

Вне зависимости от формы аудита, проверяющий должен достичь главной цели. А именно: сделать выводы о том, насколько отчетность соответствует требованиям, нет ли в ней расхождений с законом, полностью ли учтены активы и пассивы, все ли расчеты проведены правильно и обоснованно.

Внешний аудит

Проведение внешнего аудита, как было отмечено, предполагает участие привлеченных экспертов. Его проводят юридически и организационно независимые компании или физические лица, которые гарантируют объективность и отсутствие предвзятости. Внешнего аудитора с проверяемой компанией не должны связывать никакие обязательства, кроме тех, что указаны в договоре на проведение проверки. Подробнее понятие независимости раскрыто в статье 8 Федерального закона «Об аудиторской деятельности». В частности, указано, что аудиторы не могут быть близкими родственниками учредителям или руководителям проверяемых организаций, не могут входить в состав совета директоров и еще ряд ограничений.

В статье 3 данного закона отмечено, что аудиторская организация должна в обязательном порядке являться членом одной из саморегулируемых организаций (СРО) аудиторов. Это же требование касается и аудитора-физического лица, который, кроме того, должен обладать квалификационным аттестатом. За свои действия проверяющий ответственен перед законом, своим работодателем и профессиональным сообществом.

Задачи внешнего аудита следующие:

  1. Проверка достоверности сведений, представленных в отчетах, или доказательство их недостоверности.
  2. Контроль соблюдения законодательных требований в вопросах ведения учета и составления отчетности.
  3. Выявление возможностей для оптимизации ресурсов, в том числе более эффективного использования заемных средств.

Возможны и другие цели внешнего аудита: оптимизация налогооблагаемых баз, корректировка ведения бухгалтерского учета, анализ хозяйственной и финансовой деятельности, решение управленческих проблем путем предоставления профессиональных консультаций и др.

Как уже говорилось, основные виды внешнего аудита — это инициативный и обязательный. Добровольный аудит предполагает проверку финансово-хозяйственной деятельности по заданию заказчика, в котором обычно устанавливается объем, глубина, период, уровень точности проверки, а также наличие сопутствующих услуг. Причины могут быть разные: недостаточная квалификация бухгалтерских работников, высокая текучка, падение контрольных показателей, подготовка к сертификации и пр. Инициатива в этом случае, как правило, исходит от руководителей предприятий — они обращаются в аудиторские фирмы самостоятельно.

Обязательный аудит проводят в соответствии с законодательством. Он является комплексным и инициируется государственными органами. Цель такой проверки — подтвердить достоверность представленной отчетности. Случаи, в которых проводится обязательный аудит, перечислены в статье 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» для всех организаций, имеющих организационно-правовую форму акционерного общества, а также:

  • кредитных организаций;
  • бюро кредитных историй;
  • страховых компаний и обществ взаимного страхования;
  • негосударственных пенсионных и иных фондов;
  • паевых инвестиционных фондов;
  • компаний с объемом годовой выручки 400 млн руб. или суммой активов бухгалтерского баланса свыше 60 млн руб.

Уклонение от обязательного аудита или препятствие ему наказывается крупными штрафами. Обязательный аудит проводят ежегодно по итогам завершенного финансового года, он касается всей финансовой деятельности организации. По итогам составляется аудиторское заключение и информация о результатах проверки для руководителя компании. Результаты проверки заносят в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Аудиторская проверка состоит из ряда этапов.

Планирование. На этом этапе от предприятия поступает предложение о проведении аудита. Компания-аудитор знакомится с финансово-хозяйственной деятельностью потенциального клиента, составляет примерный план и направляет в ответ письмо-обязательство. В нем должны быть указаны условия проведения проверки и обязательства сторон. При условии взаимного согласия составляется официальный договор. Он содержит стандартные обязательные пункты: предмет договора, участники, права и обязанности, ответственность за нарушение условий. Параллельно разрабатывается детальный план будущей проверки. Он включает в себя:

  • описание предмета изучения и список объектов аудита;
  • вопросы, которым следует уделить особое внимание;
  • источники получения информации;
  • состав аудиторской группы;
  • сроки проверки;
  • сроки предоставления результатов.

Проведение аудита. Перед стартом проверки в компании проводят собрание, на котором руководителей подразделений знакомят с целью проверки, порядком ее проведения, согласуют условия. Важно, чтобы со стороны коллектива не возникало никаких препятствий для аудиторов, а те, в свою очередь, действовали строго в рамках плана. Аудиторы должны быть распределены по участкам проверки в соответствии с их профессиональной компетенцией. Внешний аудит может включать не только анализ документов, но и другие методы: беседы с сотрудниками, проверку работы на местах, анкетирование и т.д.

Заключение. По каждому разделу программы аудиторы делают выводы в письменной форме. На основании этих документов формируется аудиторское заключение. Требования к нему регламентирует статья 6 закона «Об аудиторской деятельности». Заключение, в частности, должно содержать полные сведения об аудиторе и объекте проверки, периоде, изученной бухгалтерской и финансовой отчетности, целях, методах и результатах аудита. Выдают аудиторское заключение лицу, подписавшему договор о проведении проверки. Отраженные в нем сведения впоследствии могут стать поводом для принятия ряда управленческих решений.

Внутренний аудит

Определение внутреннего аудита компании закреплено в постановлении Правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности». Согласно документу внутренний аудит — это контрольная деятельность, которую проводит собственное подразделение предприятия — служба внутреннего аудита, выполняющая функции мониторинга адекватности и эффективности системы внутреннего контроля.

Проведение внутреннего аудита является добровольным. Его проводят, чтобы решить следующие задачи:

  • проверить правильность составления отчетности и достоверность указанных в отчетах сведений;
  • оценить правильность ведения бухгалтерского учета;
  • оценить эффективность использования ресурсов, своевременность и полноту налоговых отчислений, расчетно-платежную дисциплину в целом;
  • изучить достоверность учета затрат на производство, объемов выручки и иных показателей финансово-хозяйственной деятельности;
  • разработать предложения по улучшению расчетной дисциплины и бухгалтерского учета;

Аудиторы службы внутреннего контроля, как правило, консультируют руководителей подразделений и ответственных за конкретные участки работников по правовым, финансовым, организационным и иным вопросам, помогают устранить недочеты, выявленные в ходе проверки.

Инициировать организацию внутреннего аудита могут собственники компании с целью определить, насколько добросовестно привлеченные управленцы ведут дела фирмы. Заказать проверку может руководитель предприятия, например, при смене главного бухгалтера. Тот, в свою очередь, также вправе затребовать проведение проверки, особенно если разные направления учета закреплены за несколькими сотрудниками. Заказчиками аудита могут выступить потенциальные инвесторы для оценки финансового состояния будущего объекта для вложений.

Выделяют следующие виды внутреннего аудита на предприятии:

  • функциональный аудит систем управления;
  • организационно-технический аудит;
  • всесторонний аудит управления;
  • аудит видов деятельности;
  • аудит на соответствие (каким-либо требованиям);
  • аудит на предмет общей целесообразности.

Объектами проверки становятся материальные, трудовые, финансовые ресурсы и их источники, хозяйственные процессы, результаты хозяйственной деятельности и методы управления предприятием.

Порядок проведения внутреннего аудита и методы компания определяет самостоятельно. Проверка может быть комплексной или тематической (охват отдельных участков), выборочной или сплошной. При частичной проверке возрастает риск пропуска ошибок и недочетов, поэтому бухгалтерские документы, как правило, проверяются полностью.

Главные принципы аудиторской деятельности — независимость и объективность — касаются и внутренних проверок. Однако большинство экспертов признают: абсолютная независимость при проведении процедуры внутреннего аудита едва ли достижима. Как минимум потому, что аудиторы являются сотрудниками той же компании, их карьера и профессиональное благополучие напрямую зависит от решений руководства. Кроме того, отдел внутреннего аудита, как правило, находится в подчинении у руководителя подразделения или финансового директора. И это тоже накладывает отпечаток на отношение со стороны руководителей разных уровней к тем рекомендациям, которые появятся в ходе проверки. В таких условиях внутренним аудиторам крайне сложно свободно и объективно выполнять возложенные обязанности, выражать собственное мнение без оглядки на вышестоящих руководителей. У этой проблемы есть разные пути решения. Например, передать аудиторский отдел в подчинение непосредственно директору, который отчитывается перед советом директоров и аудиторским комитетом. В этом случае аудит окажется независимым от функционального руководства компании. Другой способ — поставить во главе аудиторского отдела финансового директора, который несет персональную ответственность за финансовую деятельность предприятия и результаты контроля.

Наличие выстроенной системы внутреннего аудита не отменяет аудит внешний, особенно в компаниях, которые попадают в обязательный список. Внешний и внутренний аудит выступают, как взаимосвязанные стороны одного процесса.

Задача внешнего и внутреннего аудита — не только подтвердить достоверность отчетных показателей, но и выявить пробелы в финансовой деятельности, позволив заказчику сделать вывод о качестве работы предприятия в целом. В этой ситуации крайне важна точность оценки, которая напрямую зависит от профессионализма аудиторов. Очевидно, что задачу лучше доверить опытным специалистам, которым под силу не просто сформировать объективную картину, но и беспристрастно высказать мнение, не прикрывая чужие ошибки.

Где можно заказать услуги по проведению аудита

Работать в сфере аудита разрешено только организациям — членам аудиторских СРО. Поэтому еще на стадии подбора у аудиторской компании рекомендуется запросить подтверждающие членство в СРО документы и проверить их актуальность. Но что намного сложнее — оценить профессионализм привлекаемых аудиторов. Как это сделать, нам рассказал Рустам Салаватов, к.э.н., руководитель практики «Аудит» аудиторско-консалтинговой компании КСК групп:

«Профессионализм — это прежде всего высокое качество результатов работы, получаемых квалифицированными специалистами при четком соблюдении сроков. Его прямым отражением является деловая репутация аудиторской организации. Этот неотчуждаемый актив проявляется в отношении со стороны внешнего окружения, в понимании и разделении партнерами аудиторской компании ее стратегии, целей, стиля и намерений деятельности. Репутационные показатели можно оценивать различными способами. Чтобы узнать уровень доверия клиентов и их готовность к дальнейшему сотрудничеству, следует получить у них отзывы о работе аудиторов, к которым вы планируете обратиться. Существуют рейтинги, публикуемые авторитетными независимыми агентствами, такими как «Эксперт РА». Длительное присутствие на рынке аудиторских услуг также свидетельствует в пользу высокой деловой репутации. Широкий пул клиентов, количество, сложность и отраслевое разнообразие выполненных проектов, крупный штат аудиторов — все это признаки того, что такому партнеру можно доверять. Но, кроме доверия, неплохо было бы, чтобы ответственность аудиторов была застрахована на приемлемую сумму.

Рекомендую рассматривать компании, спектр услуг которых не ограничен только аудиторской деятельностью или узкой отраслевой направленностью — в этом случае по итогам сплошной аудиторской проверки, управленческого или экспресс-аудита вы сможете заключить договор на консультирование, например, в области ведения налогового учета, инвестиционного анализа, организации системы внутреннего контроля, автоматизации бизнес-процессов или юридического сопровождения бизнеса. Кроме того, иметь одного партнера сразу по нескольким направлениям экономически всегда более выгодно.

С большинством крупных клиентов компания КСК групп работает как раз по такому принципу. Наши эксперты проводят независимые проверки, в ходе которых удается выявить и устранить все нарушения, обнаружить угрозы и нереализованные возможности. При этом мы рассматриваем аудит как комплексное понятие, учитываем специфику компании и особенности управления. По итогам выдаем руководителю рекомендации для принятия ключевых решений. Мы помогаем оценить эффективность бизнеса и выявить приоритетные направления развития, что помогает оптимизировать ресурсы и максимально сократить риски».

Выбираем аудиторскую компанию

Интервью с генеральным директором ООО «Интерэкспертиза» Муртазалиевым Магомедрасулом Магомедовичем.

Содержание

1. Кому аудит обязателен?
2. Если аудит не обязателен, какая от него польза?
3. Какие проблемы могут возникнуть у организации при отсутствии аудиторского заключения?
4. От чего зависит стоимость аудиторских услуг для конкретной организации?
5. На что обратить внимание при выборе аудитора?
6. Как рано нужно начинать поиски аудитора: до конца года или после того, как отчетность уже будет составлена?
7. Какие сопутствующие услуги помимо аудита может оказать предприятию аудиторская фирма?

Кому аудит обязателен?

Перечень организаций, проведение аудита для которых является обязательным, установлен ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

В частности, обязательный аудит проводят следующие организации:

акционерные общества, а также организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;

кредитные организации и бюро кредитных историй;

профессиональные участники рынка ценных бумаг;

страховые и клиринговые организации ;

общества взаимного страхования и организаторы торговли;

различные фонды, такие как: негосударственные пенсионные или иные фонды, акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).

В независимости от организационно-правовой формы и вида деятельности организации проводят аудит в обязательном порядке в случае, если:

объем выручки от продажи продукции, товаров, выполнения работ и оказания услуг за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей;

сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

организация раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

в иных случаях, установленных федеральными законами.

Более подробная информация представлена на сайте Минфина (Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2017 год): https://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/basics/

Если аудит не обязателен, какая от него польза?

На рынке аудиторских услуг широкое распространение получила такая форма аудита как инициативный или добровольный аудит. Как следует из названия, обязанность по проведению данного аудита не предусмотрена действующим законодательством.

Добровольный аудит в состоянии инициировать собственники и руководство организации. При этом заказчики могут преследовать самые разнообразные цели, такие как:

получение объективной картины о финансовом состоянии и финансовом положении экономического субъекта;

выявление «слабых» мест бухгалтерского учета организации, установление причин ошибок в отчетности;

оценка компетентности главного бухгалтера и эффективности бухгалтерской службы;

проверка общей достоверности указанных в бухгалтерском учете и отчетности данных;

передача аудиторского заключения третьим лицам с целью подтверждения достоверности данных бухгалтерской (финансовой) отчетности в партнерских отношениях (как правило, кредитным учреждениям, иностранным партнерам).

В рамках добровольного аудита могут быть реализованы и другие дополнительные задачи, обычно не рассматриваемые в рамках стандартного аудиторского задания. К таким задачам могут относиться вопросы подготовки к налоговой проверке и выявления налоговых рисков, подготовка рекомендаций по оптимизации учетного процесса, подтверждение специальной отчетности (например, управленческой или комбинированной) или отдельных статей бухгалтерской (финансовой) отчетности и т.д. Это может быть реализовано в ходе проведения как классического или специального аудита, так и обзорной проверки. Поэтому не стоит недооценивать полезность инициативного аудита. Особенную актуальность инициативный аудит приобретает в случае требований независимого подтверждения отчетной информации со стороны контрагентов, а также когда руководитель или собственники сами не обладают достаточными компетенциями в области бухгалтерского учета и нуждаются в подтверждении достоверности информации о реальном финансовом состоянии организации.

Стоит добавить, что процедура проведения добровольного аудита не привязана к каким-либо конкретным датам или срокам и может быть инициирована в любое необходимое время и в любом необходимом объеме.

Какие проблемы могут возникнуть у организации при отсутствии аудиторского заключения?

Согласно п. 1 примечания к п.2 ст. 15.11 КоАП РФ отсутствие у экономического субъекта аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности в течение сроков хранения документов (как минимум, не менее 10 лет) в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным, представляет собой грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в т.ч. к бухгалтерской отчетности. К должностным лицам организации могут быть применены следующие санкции:

административный штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (при первом нарушении);

административный штраф в размере от 10 000 до 20 000 тысяч рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет (при повторном нарушении).

Кроме того, в соответствии с пп. 1-2 ст. 18 Закона «О бухгалтерском учете» экономическим субъектам при представлении в орган государственной статистики годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащей обязательному аудиту, необходимо также предоставить аудиторское заключение вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

За непредставление или несвоевременное представление в государственный орган требуемой законодательством информации в неполном или искаженном виде статьей 19.7 КоАП РФ предусматриваются предупреждение или наложение административного штрафа в размере:

от 300 до 500 рублей (для должностных лиц);

от 3000 до 5000 рублей (для юридических лиц).

При этом назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности по предоставлению аудиторского заключения (п.4 ст. 4.1 КоАП РФ).

Особое внимание следует уделить последствиям отсутствия обязательного аудиторского заключения, установленным Банком России в Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг от 30.12.2014 г. № 454-П.

Так, согласно п. 2.13 отсутствие обязательной к раскрытию информации является основанием для привлечения эмитента к ответственности вплоть до введения ограничений на обращение ценных бумаг. Публикация отчетности акционерного общества является обязательной процедурой в соответствии с п. 71.4, и, как известно, предполагает включение в состав аудиторского заключения.

Нераскрытие или раскрытие в неполном объеме обязательной информации грозит акционерным обществам значительными штрафами, размеры которых устанавливаются в ст. 15.19 КоАП РФ:

от 30 000 до 50 000 рублей (для должностных лиц);

от 700 000 до 1 000 000 рублей (для юридических лиц).

Также возможна дисквалификация должностных лиц на срок от 1 года до 2 лет.

Более того, в соответствии с п. 3 ст. 52 Закона «Об акционерных обществах» аудиторское заключение входит в состав информации, подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров. Соответственно, в отсутствии аудиторского заключения на основании ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ на должностных лиц может быть наложен штраф в размере штрафа от 20 000 до 30 000 руб. (или дисквалификация на срок до одного года), на юридических лиц — от 500 000 до 700 000 руб.

Таким образом, организациям, подпадающим под критерии обязательного аудита, стоит со всей серьезностью и ответственностью отнестись к процедуре его проведения .

От чего зависит стоимость аудиторских услуг для конкретной организации?

Стоимость проведения аудиторской проверки определяется множеством различных факторов, однако ключевым параметром является общий объем трудозатрат на осуществление аудиторской проверки. Человеческий капитал представляет собой важнейший актив любой аудиторской организации, вследствие чего существенную долю в структуре себестоимости аудиторской услуги формируют заработная плата сотрудников организации, а также специфические затраты, такие как членские взносы в СРО или затраты на повышение квалификации аудиторов.

На формирование стоимости аудита оказывают влияние масштабы, вид деятельности, организационная структура и иные показатели деятельности аудируемой организации, определяющие продолжительность, объем аудиторских процедур и специфику аудиторского задания. Таким образом, стоимость аудита не является фиксированной величиной, может значительно варьироваться для разных компаний.

В дополнение следует добавить, что законодательно определенные периоды представления аудиторского заключения определяют сезонную активность в аудиторской среде. Так, наибольший поток аудиторских проверок приходится на январь – март, а наименьший – на летние периоды, в которые аудиторские организации, как правило, предоставляют существенные скидки.

На что обратить внимание при выборе аудитора?

В первую очередь следует убедиться, что аудиторская организация соответствует законодательно установленным требованиям.

Согласно положениям Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (далее, Закон) аудиторская организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов.

Кроме того, в аудиторской организации должно быть достаточное количество аудиторов, сведения о которых внесены в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, с соответствующим типом действующих квалификационных аттестатов (для аудита общественно-значимых организаций, перечень которых приведен в п. 3 ст. 5 Закона необходим единый аттестат, выданный после 01.01.2011 г.).

Также аудиторская организация обязана проходить внешний контроль качества работы:

аудиторские организации, проводящие аудит, в том числе общественно-значимых организаций, перечень которых приведен в п. 3 ст. 5 Закона, обязаны проходить внешнюю проверку, проводимую саморегулируемой организацией аудиторов не реже одного раза в три года, а также проверку по требованию уполномоченного федерального органа по контролю и надзору (Федеральное казначейство), проводимую данным органом.

иные аудиторские организации обязаны проходить внешнюю проверку, проводимую саморегулируемой организацией аудиторов, не реже одного раза в пять лет.

Аудиторская организация обязана своевременно проходить внешний контроль качества, не уклоняться от его проведения. По итогам внешней проверки аудиторская ор-ганизация может получить предупреждение о недопустимости в дальнейшем нарушений или предписание об устранении выявленных нарушений. В некоторых случаях аудиторская организация может быть и вовсе исключена из реестра аудиторских организаций, или ее деятельность может быть приостановлена на определенный проверяющим органом срок. Также результатом проверки может быть отсутствие каких-либо замечаний.

Для организации – аудируемого лица важно проверить, включена ли аудиторская организация или аудиторы в реестр, а также установить факт своевременного прохож-дения аудиторской организацией внешнего контроля качества и изучить результаты проверки. Сделать это можно на сайте Минфина РФ: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/reestr_audit/.

Если аудиторская организация не отвечает какому-либо из приведенных выше требований, то такая организация не вправе осуществлять аудиторскую деятельность. Даже если по итогам оказания услуг указанной организацией будет выдано аудиторское заключение, аудит будет считаться непроведенным.

Кроме того, чтобы исключить риск последующей внезапной приостановки деятельности выбранной вами аудиторской организации, целесообразно проанализировать также наличие/отсутствие и тяжесть нарушений, выявленных при внешнем контроле качества (в том числе исправленных и не исправленных).

Из числа необязательных критериев при выборе аудитора, одним из самых важных является позиция аудиторской организации в рейтингах (наиболее надежный и показательный рекинг «Эксперт РА»).

Также крайне целесообразно обратить внимание на опыт аудиторской организации, в том числе на продолжительность ее деятельности на рынке аудиторских услуг и на «портфель» клиентов, достоверность отчетности которых данной организацией подтверждена.

Стоит оценить и количество сотрудников, в том числе сертифицированных специа-листов. Как правило, чем крупнее аудиторская организация, тем проще ей устанавливать достаточные правила внутреннего контроля качества оказания услуг и придерживаться их на должном уровне.

Дополнительной гарантией качества услуг аудиторской организации является ее принадлежность к международным сетям и ассоциациям, которые предъявляют строгие требования к качеству услуг аудиторских организаций — своих членов.

Как рано нужно начинать поиски аудитора: до конца года или после того, как отчетность уже будет составлена?

Чтобы успеть взвешенно, без спешки выбрать аудиторскую организацию, стоит начать поиск заблаговременно, желательно не позднее 2-го квартала аудируемого года. Кроме того, такая предусмотрительность позволит организации выбрать наиболее удобные для себя сроки проверки, так как аудиторская организация, как правило, формирует график проверок в хронологическом порядке – по мере поступления заявок от аудируемых лиц (заключения с ними договоров).

Как правило, к октябрю графики уже составлены на январь – март следующего года.

Какие сопутствующие услуги помимо аудита может оказать предприятию аудиторская фирма?

Помимо непосредственного оказания услуг по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (обязательного и инициативного аудита) нормами Закона «Об аудиторской деятельности» предусматривается возможность оказания так называемых сопутствующих аудиту услуг. Приказом Минфина № 33 от 9 марта 2017 года установлены следующие основные виды сопутствующих аудиту услуг (для ознакомления с полным текстом нормативного документа можно обратиться к сайту Минфина РФ, https://www.minfin.ru/ru/document/orders/):

услуги, обеспечивающие разумную уверенность ;

услуги, обеспечивающие ограниченную уверенность ;

услуги, не обеспечивающие уверенность .

Каждая из указанных групп содержит многообразие вариантов аудиторских заданий, отличающихся порядком оформления, целями и задачами их выполнения. Так, услуги по обзорной проверке годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности или ее части, консолидированной финансовой отчетности относятся к услугам, обеспечивающим ограниченную уверенность; выполнение компиляции информации относится к услугам, не обеспечивающим уверенность.

Порядок оказания сопутствующих услуг регламентируется законом «Об аудиторской деятельности», а также международными стандартами аудита.

Глава XV. Аудит Банка России

Статья 93
1. Часть 1 комментируемой статьи предписывает Национальному банковскому совету до завершения отчетного года принять решение об аудиторской проверке годовой финансовой отчетности Банка России и определить аудиторскую организацию, имеющую лицензию на осуществление аудита на территории РФ.

Иначе говоря, в данной норме установлен обязательный аудит годовой финансовой отчетности Банка России. Такая же норма ранее содержалась в ст. 93 Закона 1990 г. о Банке России (в ред. Федерального закона от 27 декабря 1995 г. N 210-ФЗ), но решение указанных вопросов — принятие решения об аудите и определение аудиторской фирмы — было отнесено к компетенции Государственной Думы. То, что в настоящее время определение аудиторской организации — аудитора годовой финансовой отчетности Банка России относится к компетенции Национального банковского совета, закреплено в п. 9 ст. 13 комментируемого Закона. Аудиторское заключение по годовой финансовой отчетности Банка России согласно ч. 2 ст. 25 данного Закона входит в состав годового отчета Банка России, представляемого в Государственную Думу. Рассматривает аудиторское заключение по годовой финансовой отчетности Банка России и представляет его в составе годового отчета Банка России в Национальный банковский совет и Государственную Думу в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 18 Закона Совет директоров (см. указанные статьи и комментарии к ним).
Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в России определяет Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», что и указано в ч. 1 его ст. 1. В определенном в ч. 1 ст. 5 названного Закона перечне случаев проведения обязательного аудита непосредственно на Банк России не указано (но содержится указание на кредитные организации, а также на организации, объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) которых за предшествовавший отчетному год превышает 50 млн рублей или сумма активов бухгалтерского баланса которых по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 млн рублей), но предусмотрено, что обязательный аудит проводится и в иных случаях, установленных федеральными законами.
Правило ч. 1 комментируемой статьи о необходимости выбора аудиторской организации (а не аудиторской организации или индивидуального аудитора), как представляется, согласуется с ч. 3 ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», в соответствии с которой обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.
В части 4 указанной статьи установлено, что договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также на проведение бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Учитывая, что согласно ч. 1 ст. 2 комментируемого Закона уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, возникает вопрос о необходимости применения ч. 4 ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» при проведении аудита годовой финансовой отчетности Банка России.
Для определения аудиторской организации — аудитора годовой финансовой отчетности Банка России Национальный банковский совет проводит конкурс. Для непосредственных организации и проведения конкурса Национальный банковский совет образует Конкурсную комиссию по отбору аудиторской организации — аудитора годовой финансовой отчетности Банка России.
Утвержденный Национальным банковским советом Порядок проведения конкурса по определению аудиторской организации — аудитора годовой финансовой отчетности Банка России приведен в приложении к информационному сообщению Банка России от 31 октября 2007 г. «О проведении конкурса по определению аудиторской организации — аудитора годовой финансовой отчетности Банка России»*(314).
Указание в ч. 1 комментируемой статьи на то, что аудиторская организация должна иметь лицензию на осуществление аудита на территории России, устарело. В соответствии с нормами ст. 3 и 4 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» условием осуществление аудиторской деятельности аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами является их членство в одной из саморегулируемых организаций аудиторов (соответственно, наличие сведений в реестре аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, членом которой организация или предприниматель является). Согласно ч. 2 ст. 23 названного Закона с 1 января 2010 г. лицензии на осуществление аудиторской деятельности утрачивают силу и аудиторские организации, индивидуальные аудиторы, не вступившие в саморегулируемые организации аудиторов, не вправе проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги.
2. В части 2 комментируемой статьи предусмотрена особенность взаимоотношения Национального банковского совета (т.е. лица, заключающего договор оказания аудиторских услуг на стороне заказчика) и аудитора Банка России (т.е. аудиторской организации, выступающей исполнителем в указанном договоре): предусмотрено право Национального банковского совета давать рекомендации аудитору Банка России по вопросам аудиторской проверки годовой финансовой отчетности Банка России, а также закреплена корреспондирующая этому праву обязанность аудитора Банка России обеспечить выполнение данных рекомендаций. Закон 1990 г. о Банке России подобного регулирования не содержал. Иные вопросы взаимоотношений по договору оказания аудиторских услуг в отношении годовой финансовой отчетности Банка России регулируются нормами ст. 94 комментируемого Закона (см. указанную статью и комментарий к ней).

Статья 94
1-2. В части 1 комментируемой статьи закреплена обязанность Банка России в соответствии с заключенным с аудиторской организацией договором оказания аудиторских услуг предоставлять ей отчетность и информацию, которые необходимы для проведения аудиторской проверки Банка России. Соответственно, часть 2 данной статьи устанавливает, что в договоре оказания аудиторских услуг должен быть указан состав передаваемой аудиторской организации информации, а также предусмотрена ответственность аудиторской организации за передачу полученной информации третьим лицам. Точно такие же положения ранее содержались в ч. 1 и 2 ст. 94 Закона 1990 г. о Банке России.
Во всем ином права и обязанности сторон по договору оказания аудиторских услуг определяются согласно нормам Федерального закона «Об аудиторской деятельности», который, как говорилось в комментарии к предыдущей статье, определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в России.
Права и обязанности аудиторской организации, индивидуального аудитора указаны в ст. 13 названного Закона. В соответствии с ч. 1 этой статьи при проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе: 1) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита на основе федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также количественный и персональный состав аудиторской группы, проводящей аудит; 2) исследовать в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также проверять фактическое наличие любого имущества, отраженного в этой документации; 3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме по возникшим в ходе аудита вопросам; 4) отказаться от проведения аудита или от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в аудиторском заключении в случаях: а) непредоставления аудируемым лицом всей необходимой документации; б) выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих либо способных оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица; 5) осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.
В части 2 указанной статьи установлено, что при проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны: 1) предоставлять по требованию аудируемого лица обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о своем членстве в саморегулируемой организации аудиторов; 2) передавать в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, аудиторское заключение аудируемому лицу, лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг; 3) обеспечивать хранение документов (копий документов), получаемых и составляемых в ходе проведения аудита, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены и (или) составлены; 4) исполнять иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.
Статья 14 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» определяет права и обязанности аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг.

Согласно ч. 1 данной статьи при проведении аудита аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе: 1) требовать и получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о членстве аудиторской организации, индивидуального аудитора в саморегулируемой организации аудиторов; 2) получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг; 3) осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.
Как установлено в ч. 2 указанной статьи, при проведении аудита аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано: 1) содействовать аудиторской организации, индивидуальному аудитору в своевременном и полном проведении аудита, создавать для этого соответствующие условия, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по устному или письменному запросу аудиторской организации, индивидуального аудитора исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме, а также запрашивать необходимые для проведения аудита сведения у третьих лиц; 2) не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита, а также на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором. Наличие в запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для проведения аудита информации и документации сведений, содержащих коммерческую тайну, не может являться основанием для отказа в их предоставлении; 3) своевременно оплачивать услуги аудиторской организации, индивидуального аудитора в соответствии с договором оказания аудиторских услуг, в том числе в случае, когда аудиторское заключение не согласуется с позицией аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг; 4) исполнять иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.
3. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи оплата услуг аудиторской организации по договору оказания аудиторских услуг может осуществляться только за счет собственных средств Банка России. Точно такое же правило ранее содержалось в ч. 3 ст. 94 Закона 1990 г. о Банке России. Следует отметить, что согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам за проведение аудита (в том числе обязательного) и оказание сопутствующих ему услуг определяются договорами оказания аудиторских услуг и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита. Данная норма закреплена в рамках регламентации независимости аудиторских организаций, аудиторов.

Статья 95
В комментируемой статье регламентирован внутренний аудит Банка России: таковой осуществляется службой главного аудитора Банка России, непосредственно подчиненной Председателю Банка России. Точно такое же положение содержалось и в ст. 95 Закона 1990 г. о Банке России. На основании этой нормы издан приказ Банка России от 31 марта 1997 г. N 02-140 «О службе главного аудитора Банка России», которым утверждено Положение об организации внутреннего аудита в Центральном банке Российской Федерации, а также установлено считать одной из важнейших задач службы главного аудитора Банка России оказание помощи руководству Банка России в обеспечении выполнения его функций путем независимой оценки информации о финансовом состоянии Банка России в целом и по его отдельным учреждениям, анализа эффективности организации выполнения отдельных операций и функций Банка России, участие в оценке достоверности публикуемой Банком России бухгалтерской отчетности и другой финансовой информации.
Разделом 1 «Общие положения» названного Положения об организации внутреннего аудита в Центральном банке Российской Федерации (в ред. Указания ЦБ РФ Банка России от 25 декабря 2002 г. N 1228-У*(315)) предусмотрено следующее: названным Положением определяется общая организация системы внутреннего аудита в Банке России. При этом под внутренним аудитом понимается контроль, осуществляемый путем проведения регулярных документальных ревизий финансово-хозяйственной стороны деятельности отдельно взятых подразделений и учреждений Банка России, имеющих самостоятельный бухгалтерский баланс, а также путем целевых аудиторских проверок организации выполнения Банком России отдельных функций или отдельных операций и проверок выполнения подразделениями Банка России и учреждениями Банка России законодательных и других нормативных актов (включая внутренние инструкции и положения), регулирующих их деятельность (п. 1.1); внутренний аудит в Банке России обеспечивается службой главного аудитора Банка России, состоящей из следующих структурных подразделений Банка России и его учреждений: а) департамент внутреннего аудита и ревизий Банка России, б) ревизионные отделы (управления, секторы) территориальных учреждений Банка России, Департамента полевых учреждений и Дирекции Центрального хранилища (п. 1.2); главной задачей службы главного аудитора Банка России являются: обеспечение наблюдения за соответствием совершенных в Банке России финансовых и хозяйственных операций законодательству Российской Федерации и нормативным актам Банка России; независимая оценка информации о финансовом состоянии Банка России в целом и по его отдельным учреждениям; проверка организации выполнения учреждениями и организациями системы Банка России отдельных функций и отдельных операций Банка России; проверка выполнения подразделениями Банка России и учреждениями Банка России законодательных и других нормативных актов (включая внутренние инструкции и положения), регулирующих их деятельность (п. 1.3); общая организация работы по осуществлению внутреннего аудита в Банке России возлагается на главного аудитора Банка России, который назначается на должность и освобождается от должности Национальным банковским советом по представлению Совета директоров Банка России и по вопросам, связанным с осуществлением аудита, подчиняется непосредственно Председателю Банка России (п. 1.4);
Департамент внутреннего аудита и ревизий Банка России осуществляет общую организацию и методическое обеспечение проведения ревизий и аудиторских проверок в системе Банка России, а также осуществляет проведение ревизий и целевых проверок работы учреждений и организаций, подчиненных непосредственно Банку России. Численность и структура Департамента, а также положение о нем утверждаются в установленном порядке (п. 1.5);
ревизионные отделы (управления, секторы) территориальных учреждений Банка России, Департамента полевых учреждений Банка России и Дирекции Центрального хранилища являются структурными подразделениями соответствующих учреждений Банка России, а по своим функциональным обязанностям подотчетны Департаменту внутреннего аудита и ревизий Банка России. Ревизионные отделы (управления, секторы) призваны обеспечивать проведение ревизий и целевых проверок работы структурных подразделений, подчиненных непосредственно тем учреждениям Банка России, в составе которых созданы эти ревизионные отделы (управления, секторы). Работники ревизионных отделов (управлений, секторов) учреждений Банка России могут привлекаться к участию в проведении ревизий и аудиторских проверок иных учреждений и организаций Банка России. Такое привлечение осуществляется на основании распоряжений руководства Департамента внутреннего аудита и ревизий Банка России, согласованных с руководством соответствующих учреждений Банка России. Численность и структура ревизионных отделов (управлений, секторов) определяются в общеустановленном порядке по согласованию с Департаментом внутреннего аудита и ревизий Банка России. Комплексные ревизии и тематические аудиторские проверки планируются таким образом, чтобы обеспечивалось ежегодное посещение сотрудниками службы внутреннего аудита всех подведомственных Банку России учреждений и организаций (п. 1.6);
специалисты Департамента внутреннего аудита и ревизий Банка России и ревизионных отделов (управлений, секторов) при выполнении своих функциональных обязанностей независимы от руководителей тех учреждений и подразделений Банка России, деятельность которых подвергается ревизии или аудиторской проверке (п. 1.7);
текущий контроль за соблюдением исполнительской и служебной дисциплины является прямой служебной обязанностью руководителей учреждений системы Банка России и их структурных подразделений; текущий контроль не может возлагаться на службу внутреннего аудита, осуществляющую проверку организации контроля за исполнительской и служебной дисциплиной только в рамках проводимых ревизий и аудиторских проверок (п. 1.8).
Назначение главного аудитора Банка России и рассмотрение его докладов в соответствии с п. 7 ст. 13 комментируемого Закона относится к компетенции Национального банковского совета. Кандидатуру главного аудитора Банка России в Национальный банковский совет для назначения согласно п. 12 ч. 1 ст. 18 данного Закона представляет Совет директоров (см. комментарии к указанным статьям).