Содержание статьи:

Парламентско-президентская республика

Смешанная республика (также может называться полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) — форма государственного правления, которую нельзя считать ни президентской, ни парламентарной республикой.

Содержание

Характеристика смешанной республиканской формы правления

С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (вновь избранный парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

Если в новом составе парламента партия президента получит большинство, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же победят противники президента, то как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.

Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской.

Смешанные республики

Первой республикой с подобной формой правления была Веймарская республика в Германии (1919—1933 годы). Из современных государств к смешанным республикам относятся пятая республика во Франции (после 1962 года), Португалия, Армения, Литва, Украина, Словакия и Россия.

Российская Федерация как смешанная республика

Баланс властей организован так, что ни президенту, ни парламенту не принадлежит монополия в вопросе формирования правительства. Само наличие подробных процедур решения этого вопроса в Конституции говорит о смешанной республике. Поскольку приоритет в большинстве случаев принадлежит президенту, исследователями российская республика обозначается либо как президентско-парламентская либо как полупрезидентская — данная дилемма является дискуссионной в науке российского конституционного права.

Президент РФ формирует Правительство России и решает вопрос о его отставке (ч.2 ст.117). Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства (ч.1 ст.111) и вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии (ч.3 ст.117).

Однако, в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст.111). Также когда Президент не согласен с решением Государственной Думы о вотуме недоверия Правительству, если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч.3 ст.117).

Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после её избрания (ч.3 ст.109), в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (ч.5 ст. 109), а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч.4 ст.109).

Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

В конце 2008 года в российскую конституцию была внесена поправка, усилившая подотчётность правительства парламенту [2] . Согласно ей Правительство России обязано представлять Государственной Думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

Мороз: Нам нужна не парламентско-президентская форма правления, а парламентская. Без президента

В Украине сегодня исключительно президентское правление, что противоречит Конституции страны, заявил в комментарии изданию «ГОРДОН» экс-спикер Верховной Рады Украины Александр Мороз.

Инициатива премьер-министра Украины Владимира Гройсмана о необходимости определиться с формой правления государства должна быть реализована в соответствии с требованием Конституции, согласно которому представители бизнеса не могут находиться у власти, заявил в комментарии изданию «ГОРДОН» экс-спикер Верховной Рады Украины Александр Мороз.

«В Украине сегодня чисто президентское правление, что противоречит Конституции. Ведь у нас парламентско-президентская республика. Чтобы исправить ситуацию, необходимо принять новый избирательный закон. Там должна разъясняться система подсчета голосов и контроля. Есть прекрасный проект закона, подготовленный специалистами, в частности экс-нардепом Александром Барабашом. Инициативу Гройсмана нужно воплощать в жизнь в соответствии с требованием Конституции: бизнес не может быть у власти. Эту идею можно реализовать, внеся изменения в Конституцию. А для этого необходимо провести референдум, так как парламент никогда не наберет необходимые 300 голосов», – подчеркнул Мороз.

По его мнению, в Украине должна быть парламентская форма правления.

«Нам нужна не парламентско-президентская форма правления, а парламентская. Без президента. Вертикаль власти, существующая в Украине, и порождает коррупцию. Парламентско-президентскую форму правления можно было бы оставить на переходный период. А президента избирать всего на два года для изменения системы власти. Человек должен чувствовать себя гражданином, ответственным за свою страну. А у нас человек – не гражданин, а просто представитель населения. Власть нарушает основную норму демократии: народ есть власть. Наши граждане абсолютно бесправные, ведь результаты выборов не соответствуют настроению общества», – отметил Мороз.

Премьер-министр Украины Владимир Гройсман в ходе часа вопросов к правительству заявил о необходимости определить сферы ответственности и компетенции на всех уровнях власти.

«Нам надо наконец принять решение: мы все же парламентско-президентская страна или президентско-парламентская», – сказал глава Кабмина.

Украина является парламентско-президентской республикой.

Последний раз Конституция изменялась по итогам Революции достоинства: 21 февраля 2014 года тогдашний президент Виктор Янукович и лидеры оппозиции подписали соглашение, в котором был прописан возврат к Конституции 2004 года, уравновешены полномочия Кабмина, президента и парламента. В тот же день Верховная Рада проголосовала за эту редакцию.

Президентская республика

Характеризуется следующими признаками: президент обычно избирается независимо от парламента (прямым или косвенным голосованием) и совмещает полномочия главы государства и главы правительства, который формирует лично или с последующим одобрением верхней палаты парламента. В руках парламента сосредоточена законодательная власть. Правительство, как правило, слабо влияет на парламент, не зависит от него (парламент не может провозгласить недоверие правительству или досрочно прекратить его полномочия), несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом (возможен парламентский контроль). Должность премьер-министра либо отсутствует, либо играет вспомогательную, координационную роль (так называемый «административный» премьер — Аргентина, Бразилия). Президент олицетворяет всю исполнительную власть (осуществляет активную исполнительную политику, применяет право на издание исполнительных актов, инициирует создание законов, применяет право вето на принятие законов, разнообразные средства воздействия на законодательную власть). Полномочия президента позволяют ему контролировать деятельность парламента (право роспуска, право вето и др.), что не исключает возможности изменения переменной его доминирование доминированием парламента. Гарантией от узурпации власти президентом служат развитые институты гражданского общества; судебная система; стабильная партийная система. При исполнении своих полномочий президент опирается на собственную партию и финансово-промышленные круги, которые финансово поддержали его предвыборную программу. Президентом в этих государствах становится обычно лидер партии, победившей на президентских выборах, из числа членов которой в основном и формируется правительство.

Президент в президентских республиках избирается внепарламентским способом — прямыми выборами населения. (Аргентина, Мексика, Бразилия, Швейцария, Иран, Ирак) или косвенными выборами, т. е. коллегией выборщиков, избранных избирателями (СЕНА).

Смешанная форма правления

Имеет такую особенность: парламент и президент осуществляют контроль за деятельностью правительства (двойной контроль). В парламентско-президентской республике (Польша, Франция) полномочий у президента меньше, чем у парламента, а в президентско-парламентской — наоборот. Но и в той, и в другой глава государства (президент) является верховным главнокомандующим (как в президентской республике), иногда может распустить парламент. В президентско-парламентских республиках свои полномочия президент осуществляет непосредственно, назначает премьер-министра, как правило, из числа лидеров наиболее влиятельных партийных политических фракций в парламенте, а также членов правительства с согласия парламента. В парламентско-президентских республиках президент осуществляет полномочия через правительство; премьер-министр назначается парламентом по представлению президента; по рекомендации главы правительства президент назначает других членов правительства. Власть президента ограничена тем, что: 1) он не обладает всей полнотой исполнительной власти, то есть, как правило, не является главой правительства; 2) само правительство фактически формируется в зависимости от соотношения партийных фракций в парламенте, опирается на парламентское большинство; 3) правительство ответственно не перед президентом, а перед парламентом. В смешанной форме правления нет должности вице-премьера (как в парламентской республике). Президент избирается внепарламентским способом.

Разновидности смешанной формы правления:

парламентско-президентская (Австрия, Болгария, Ирландия, Исландия, Монголия, Хорватия, Финляндия и др), президентско-парламентская (Беларусь, Венесуэла, Греция, Казахстан, Южная Корея, Россия и др.), напівпрезидентсько-напівпарламентська (Армения, Франция), напівпарламентсько-полупрезидентская (Литва, Македония, Польша, Португалия, Румыния).

С трех республиканских моделей наиболее приемлемой для Украины является парламентско-президентская, где президент как единоличный государственный орган не дублирует функции других органов власти (правительства, парламента), а координирует, согласовывает, консолидирует, уравновешивает их деятельность, направляет на исполнение Конституции, основ внутренней и внешней политики, определенных парламентом.

Существуют нетипичные республики с пожизненным президентством (Индонезия, Корейская народно-демократическая республика, Уганда); без официального главы государства-президента (Китай, Куба, бывший СССР); с правительством, которое формируется парламентом, но не отвечает перед ним («директоріальна» республика в Швейцарии). В РФ возникла такая тенденция: президент, срок пребывания которого истекает, вносит кандидатуру следующего президента для избрания народом.

Типы государственного правления по принципу разделения властей:

2) «жесткий» (президентский) — полномочия органов различных ветвей (отраслей) власти (в частности, парламента, правительства и главы государства) формально четко отграничены друг от друга, между ними нет тесных функциональных отношений; ведущую роль в осуществлении государственного правления играет выбранный внепарламентским способом президент, который формирует и возглавляет исполнительную власть, ответственную только перед ним (американский тип);

3) ((смешанный» (сегментарный) — объединяет элементы «мягкого» и «жесткого» типов государственного правления; полномочия органов различных ветвей (отраслей) власти (в частности, парламента, правительства и главы государства) умеренно разделены, а исполнительная власть (правительство) формируется совместным участием президента и парламента и несет ответственность перед ними (французский тип и др.).

В Украине необходимо изменить форму правления – Аваков

По мнению министра иностранных дел, сейчас в стране есть проблема дуализма власти

На предстоящих выборах Петр Порошенко может быть одним из реальных кандидатов в президенты, но в Украине необходимо ввести парламентскую республику, чтобы устранить нынешний дуализм власти. Об этом в интервью «Лига.net» заявил министр внутренних дел Арсен Аваков.

«Я считаю, что Порошенко может быть одним из реальных кандидатов в президенты – наряду с другими. И пусть каждый гражданин сам себе выбирает, кого он считает достойным. Я, например, считаю, что очень правильно будет сделать парламентскую республику. Это бы остудило многие головы, которые борются за власть в стране. Устранило бы дуализм власти. Уменьшило количество группировок, которые борются друг с другом», – сказал он.

Напомним, в июне 2015 года президент Петр Порошенко заявил, что считает оптимальной для Украины парламентско-президентскую форму правления.

«Действующая форма правления, которая у нас сложилась, для Украины является оптимальной», – сказал он.

Напомним, в 2004 году Верховная Рада приняла изменения в Конституцию, в результате которых Украина из президентско-парламентской стала парламентско-президентской республикой. В 2010 году Конституционный суд Украины вернул страну к президентско-парламентской форме правления, вернув президенту часть утраченных после конституционной реформы 2004 года полномочий. После Революции достоинства Украина вновь перешла к парламентско-президентской форме правления.

Парламентско-президентская форма правления обеспечивает подотчетность власти перед народом, — Яценюк

Он напомнил, что по нынешнему законодательству глава правительства имеет право самостоятельно подписать только одно распоряжение – о своем руководителе аппарата

Европейская парламентско-президентская форма правления обеспечит подотчетность власти перед народом. Об этом заявил лидер партии “Народный фронт” Арсений Яценюк в эфире программы “ТСН Тиждень” на канале “1+1” в воскресенье, 12 ноября, сообщает пресс-служба партии.

“В Украине монополия власти завершается революциями, как это было в 2014 и 2004 году. Украина – европейская страна. Поэтому это не борьба за власть — это борьба за европейскую демократию. Ведь это европейская парламентско-президентская форма правления, подотчетность власти перед народом”, — подчеркнул Яценюк.

“Президент должен выполнять исключительно свои конституционные функции. Как Гарант Конституции, Глава государства. международная политика и национальная безопасность и оборона, как Верховный главнокомандующий”, — подчеркнул лидер «Народного фронта».

“Если, например, директор предприятия выполняет функции и директора, и главного инженера, и главного бухгалтера, и даже еще начальника охраны на этом предприятии. Как это предприятие будет работать? Оно обанкротится”, — отметил он.

Он напомнил, что по нынешнему законодательству глава правительства имеет право самостоятельно подписать только одно распоряжение – о своем руководителе аппарата. “Это, в принципе, очень удобная мишень для того, чтобы на него повесить всех собак. Но премьер-министр должен быть главой исполнительной власти. Вся экономика должна быть в правительстве”, — сказал Яценюк.

“Парламент – независимый, который творит законы. Судебная ветвь вообще лишена каких-либо политических влияний. И это надо привести, наконец, к соответствию, чтобы люди знали, кто за что отвечает в стране. А те, которых назначили люди, знали, что они должны делать и каким образом должны отвечать перед своим народом за свои обязанности”, — сказал лидер “Народного фронта”.

Парламентско-президентская республика

Смешанная республика (также может называться полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) — форма государственного правления, которую нельзя считать ни президентской, ни парламентарной республикой.

Содержание

Характеристика смешанной республиканской формы правления

С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (вновь избранный парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

Если в новом составе парламента партия президента получит большинство, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же победят противники президента, то как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.

Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской.

Смешанные республики

Первой республикой с подобной формой правления была Веймарская республика в Германии (1919—1933 годы). Из современных государств к смешанным республикам относятся пятая республика во Франции (после 1962 года), Португалия, Армения, Литва, Украина, Словакия и Россия.

Российская Федерация как смешанная республика

Баланс властей организован так, что ни президенту, ни парламенту не принадлежит монополия в вопросе формирования правительства. Само наличие подробных процедур решения этого вопроса в Конституции говорит о смешанной республике. Поскольку приоритет в большинстве случаев принадлежит президенту, исследователями российская республика обозначается либо как президентско-парламентская либо как полупрезидентская — данная дилемма является дискуссионной в науке российского конституционного права.

Президент РФ формирует Правительство России и решает вопрос о его отставке (ч.2 ст.117). Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства (ч.1 ст.111) и вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии (ч.3 ст.117).

Однако, в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст.111). Также когда Президент не согласен с решением Государственной Думы о вотуме недоверия Правительству, если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч.3 ст.117).

Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после её избрания (ч.3 ст.109), в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (ч.5 ст. 109), а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч.4 ст.109).

Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

В конце 2008 года в российскую конституцию была внесена поправка, усилившая подотчётность правительства парламенту [2] . Согласно ей Правительство России обязано представлять Государственной Думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.