Содержание статьи:

Пересмотр судебных решений определений вступивших в законную силу

Пересмотр вступивших в законную силу решений, определений, постановлений в порядке надзора — самостоятельная стадия гражданского процесса.

Пересмотр в порядке надзора, как стадии процесса, представляет собой совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постановлений, вступивших в законную силу, по протестам уполномоченных на это законом должностных лиц суда и прокуратуры.

Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность только тех решений и определений, которые были обжалованы лицами, участвующими в деле. Однако на некоторые решения могут быть не поданы по различным причинам кассационные жалобы. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение, оказывается незаконным. Наконец, рассмотрение дела судом кассационной инстанции не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки. Все это свидетельствует о том, что проверка вступивших в законную силу судебных решений в порядке надзора -дополнительная гарантия защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций.

Кроме того, в качестве задачи суда надзорной инстанции выступает обеспечение единообразия судебной практики.

Как и любая другая стадия, пересмотр вступивших в законную силу судебных решений имеет свои специфические черты, отличающие ее от других стадий процесса, в том числе и от производства в суде кассационной инстанции.

Пересмотр судебных решений в порядке надзора возможен только по протесту управомоченных на это законом должностных лиц суда и прокуратуры. Возбуждение же производства в суде кассационной инстанции осуществляется волеизъявлением сторон и других лиц, участвующих в деле, которым закон предоставил право обжалования (опротестования) решения суда.

Предметом пересмотра в порядке надзора являются такие постановления, которые вступили в законную силу. Ими могут быть не только решения и определения суда первой инстанции, но и определения судов кассационной инстанции, а также определения и постановления судов надзорной инстанции.

Специфичен в этой стадии и субъектный состав правоотношения. Пересмотр вступивших в законную силу решений могут осуществлять только указанные в законе суды надзорной инстанции, которые имеют более широкие полномочия, чем суды кассационной инстанции.

Закон не устанавливает никаких сроков для принесения протеста и пересмотра вступивших в законную силу судебных решений.

Указанные выше особенности пересмотра судебных решений в порядке надзора по сравнению с кассационной инстанцией обусловливают определенные различия в процессуальном порядке деятельности судов надзорной инстанции.

Пересмотр судебных решений определений вступивших в законную силу

Лекция № 15. Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений суда, вступивших в законную силу

1. Основания для пересмотра вступившего в законную силу акта по вновь открывшимся обстоятельствам

Предметом судебной деятельности при пересмотре судебного решения по вновь открывшимся основаниям являются не вступившие в законную силу судебные решения. Любые решения, определения, постановления могут быть пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам, если эти обстоятельства на момент разрешения дела не были известны ни лицам, участвующим в деле, ни суду. Основаниями для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решения, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции, вступивших в законную силу, являются:

1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;

2) заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, фальсификация доказательств, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного решения, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции и установленные вступившим в законную силу приговором суда;

3) преступления сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей, преступления судей, совершенные при рассмотрении и разрешении данного дела и установленные вступившим в законную силу приговором суда;

4) отмена решения, приговора, определения суда или постановления президиума суда надзорной инстанции либо постановления государственного органа или органа местного самоуправления, послуживших основанием для принятия решения, определения суда или постановления президиума суда надзорной инстанции.

Существенными для дела обстоятельствами будут являться те обстоятельства, которые способны повлиять на исход дела, т. е. эти обстоятельства в той или иной мере должны изменять, прекращать или способствовать возникновению материального либо процессуального права у лица, подавшего заявление. Таким образом, не могут рассматриваться в качестве вновь открывшихся обстоятельств те обстоятельства, которые возникли после вынесения судебного решения, даже если они влекут возникновение, изменение или прекращение материального либо процессуального права.

Вновь открывшимися обстоятельствами признаются обстоятельства, которые существовали на момент вынесения судебного решения, но о них не знали и не могли знать лица, участвующие в деле, или суд. Помимо существования вновь открывшихся обстоятельств, для обращения в суд необходимо определение суда, вступившее в законную силу, о том, что имеют место такие обстоятельства.

2. Порядок обращения в суд с заявлением о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам

Правом на подачу заявления, представления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции обладают стороны, прокурор, другие лица, участвующие в деле. Такие заявления подаются в суд, принявший решение, определение или постановление. Такие заявление, представление могут быть поданы в течение 3 месяцев со дня установления оснований для пересмотра (ст. 394 ГПК РФ). Срок подачи заявления, представления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам является процессуальным, поэтому в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, он может быть восстановлен. По данному виду производства установлены сроки подачи заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам ввиду существующих оснований для пересмотра. Сроки подачи заявления, если обнаружены существенные обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю, исчисляются со дня открытия существенных обстоятельств. Если выявлены заведомо ложные показания свидетелей, ложное заключение эксперта, неправильный перевод, фальсификация доказательств, преступления сторон, их представителей и другое, то срок подачи заявления исчисляется со дня вступления в законную силу приговора по уголовному делу. Если произошла отмена решения, приговора, определения суда или постановления президиума суда надзорной инстанции либо постановления государственного органа или органа местного самоуправления, послуживших основанием для принятия решения, определения суда или постановления президиума суда надзорной инстанции, то срок исчисляется со дня вступления в законную силу решения, определения, постановления.

3. Рассмотрение заявление (представления) по вновь открывшимся обстоятельствам

Суд, рассмотрев заявление о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам, либо удовлетворяет заявление и отменяет решение, определение, постановление суда, либо отказывает в пересмотре дела. Определение суда об удовлетворении и пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам обжалованию не подлежит. Производство в надзорной инстанции по заявлению о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам происходит согласно правилам гражданского производства. После рассмотрения и разрешения дела по существу суд выносит определение, которое должно содержать:

1) время и место вынесения определения;

2) наименование и состав суда;

3) сведения о лице, обратившемся с заявлением;

4) краткое содержание судебного акта, о пересмотре которого поставлен вопрос;

5) краткое содержание представленных материалов и объяснений лиц, участвующих в деле;

7) нормы права, которыми руководствовался суд при вынесении итогового определения.

Пересмотр судебных решений определений вступивших в законную силу

Глава 28. Пересмотр судебных решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу

§ 1. Социально-правовая потребность в пересмотре судебных актов в порядке надзора и его сущность
§ 2. Субъекты, управомоченные на подачу жалобы, представления в порядке надзора на вступившие в законную силу решения и определения. Судебные органы, осуществляющие пересмотр решений, определений, вступивших в законную силу
§ 3. Возбуждение судебно-надзорного производства. Процессуальные сроки и порядок рассмотрения жалоб (представлений) в президиумах судов субъектов Российской Федерации, Судебной коллегии по гражданским делам и Президиуме Верховного Суда РФ
§ 4. Основания к отмене и изменению решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу. Полномочия судебно-надзорных органов. Отличие судебно-надзорного пересмотра от апелляционного и кассационного (по объекту, субъектам, процессуальному порядку и полномочиям)

§ 1. Социально-правовая потребность в пересмотре судебных актов в порядке надзора и его сущность

Конституцией РФ предусмотрено, что Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126).
Этим обусловлено существование надзорной инстанции как самостоятельной стадии гражданского судопроизводства.
С момента присоединения Российской Федерации к Европейскому сообществу и добровольного признания юрисдикции Европейского суда по правам человека на территории России положения ГПК РСФСР, касавшиеся института пересмотра судебных решений, определений и постановлений, перестали соответствовать европейским стандартам. Раньше протесты в порядке надзора приносили должностные лица суда надзорной инстанции и должностные лица прокуратуры. Это положение вызывало возражения у европейского суда по правам человека, и надзорная инстанция не признавалась этим судом как судопроизводство по защите прав и законных интересов граждан.
Кроме того, следует учитывать, что судебные решения и определения, вынесенные судами первой, апелляционной инстанций, определения кассационной и надзорной инстанций, вступившие в законную силу, могут содержать ошибки в применении норм материального и процессуального права и, следовательно, нарушать субъективные права и законные интересы граждан и организаций. Поэтому законом предусмотрена еще одна возможность обратиться в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов путем подачи жалобы, представления в суд надзорной инстанции.
Пересмотр решений и определений, вступивших в законную силу — специфическая стадия гражданского судопроизводства. Она не связана с пересмотром судебных решений и определений в апелляционном или кассационном порядке. Судебные акты не всегда пересматриваются на этих стадиях процесса. Если решение, определение суда первой инстанции в свое время не были обжалованы в апелляционном или в кассационном порядке, после их вступления в законную силу, они пересматриваются в порядке надзора. В этой стадии участвующие в деле лица и другие субъекты, права и законные интересы которых затрагиваются судебными актами, пытаются еще раз обратиться к судебным органам в поисках защиты. Суды апелляционной и кассационной инстанций рассматривают судебные решения и определения, не вступившие в законную силу; срок обращения в эти суды очень короткий.
Суд надзорной инстанции, пересматривая ошибочные судебные акты, выполняет две задачи, вытекающие из положений ст. 126 Конституции РФ.
Во-первых, проверяя законность судебных актов, вступивших в законную силу, надзорная инстанция устраняет судебные ошибки, тем самым защищает нарушенные субъективные права и законные интересы граждан и организаций, что является еще одной из гарантий реализующий права на судебную защиту, закрепленного в ст. 46 Конституции РФ.
Во-вторых, после рассмотрения гражданских дел в порядке надзора, обобщая допущенные нижестоящими судами ошибки, суд надзорной инстанции формирует судебную практику с целью единообразного и правильного применения судами материального и процессуального законодательства. От того, как вышестоящие суды направляют судебную практику, во многом зависит качество работы нижестоящих судов.

66. Понятие и основания производства по пересмотру вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда

66. Понятие и основания производства по пересмотру вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда

Виды производств по пересмотру приговоров, определений и постановлений суда, вступивших в законную силу (гл. 48, 49 раздела 15 УПК): производство в надзорной инстанции; возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Производство ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств и надзорное производство имеют ряд общих черт. И в той и в другой процедурах осуществляется пересмотр решений суда, уже вступивших в законную силу. Общей является задача проверки законности и обоснованности приговоров, определений и постановлений с целью исключения судебных ошибок и обеспечения установления истины. Возобновление производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств и рассмотрение дел в порядке надзора осуществляется одними и тем же судебными инстанциями: президиумами областных и соответствующих им судов, Судебной коллегией по уголовным делам, Военной коллегией и Президиумом Верховного Суда РФ. Исключение касается только решений мировых судей. Вступивший в законную силу приговор (постановление) мирового судьи в порядке надзора рассматривается президиумом областного и соответствующего ему суда. Разрешение же вопроса о возобновлении дела мирового судьи отнесено к компетенции судьи районного суда. Однако между этими стадиями имеются и существенные различия, которые в своей совокупности обусловливают их самостоятельность.

Прежде всего они касаются оснований пересмотра вступивших в законную силу решений.

Основания к отмене или изменению вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений в надзорном порядке вытекают из имеющихся материалов уголовного дела (ст. 409, 410 УПК). Поэтому производство следственных действий для их установления недопустимо. Право обжалования вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда в соответствии со ст. 402 УПК имеют осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший, его представитель. Право обжалования реализуется в форме ходатайств этих участников, именуемых надзорными жалобами. Прокурор также вправе ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда. Процессуальной формой ходатайства прокурора является надзорное представление. Для возобновления же производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств основанием могут служить новые или вновь открывшиеся обстоятельства (факты, материалы), которые, как правило, не усматриваются из материалов проверяемого дела:

1) вновь открывшиеся обстоятельства – обстоятельства, которые существовали на момент вступления приговора или иного судебного решения в законную силу, но не были известны суду;

2) новые обстоятельства – обстоятельства, неизвестные суду на момент вынесения судебного решения, устраняющие преступность и наказуемость деяния.

Похожие главы из других книг

Глава 42. Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, вступивших в законную силу

Глава 42. Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, вступивших в законную силу (в ред. Федерального закона от 28.07.2004

Статья 392. Основания для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, вступивших в законную силу

Статья 392. Основания для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, вступивших в законную силу (в ред. Федерального закона от 28.07.2004 №94-ФЗ)1. Решения, определения суда, постановления

Глава 42. ПЕРЕСМОТР ПО ВНОВЬ ОТКРЫВШИМСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ РЕШЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ СУДА, ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПРЕЗИДИУМА СУДА НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ, ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ

Глава 42. ПЕРЕСМОТР ПО ВНОВЬ ОТКРЫВШИМСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ РЕШЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ СУДА, ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПРЕЗИДИУМА СУДА НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ, ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ (в ред. Федерального закона от 28.07.2004

СТАТЬЯ 392. Основания для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, вступивших в законную силу

СТАТЬЯ 392. Основания для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, вступивших в законную силу (в ред. Федерального закона от 28.07.2004 № 94-ФЗ)1. Решения, определения суда, постановлений

Лекция № 13. Пересмотр решений, постановлений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу

Лекция № 13. Пересмотр решений, постановлений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу 1. Производство в суде апелляционной инстанции В апелляционном порядке могут быть обжалованы только не вступившие в законную силу определения и судебные решения мировых

Раздел XV. ПЕРЕСМОТР ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ ПРИГОВОРОВ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПОСТАНОВЛЕНИЙ СУДА

Раздел XV. ПЕРЕСМОТР ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ ПРИГОВОРОВ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПОСТАНОВЛЕНИЙ

Глава 28 Пересмотр судебных решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу

Раздел XV. Пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда

Раздел XV. Пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда О применении судами норм главы 48 УПК РФ см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 N

ТЕМА 20. ПЕРЕСМОТР ПО ВНОВЬ ОТКРЫВШИМСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ РЕШЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ СУДА, ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПРЕЗИДИУМА СУДА НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ, ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ

ТЕМА 20. ПЕРЕСМОТР ПО ВНОВЬ ОТКРЫВШИМСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ РЕШЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ СУДА, ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПРЕЗИДИУМА СУДА НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ, ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ 20.1. Понятие, значение и основания пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений и

20.1. Понятие, значение и основания пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу

20.1. Понятие, значение и основания пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу Пересмотр решений и определений по вновь открывшимся обстоятельствам – самостоятельная стадия гражданского

§ 2 Основания для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений суда, вступивших в законную силу

§ 2 Основания для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений суда, вступивших в законную силу В соответствии с ч. 2 ст. 392 ГПК основаниями для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений суда, вступивших в законную силу,

67. Порядок производства по пересмотру вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда

67. Порядок производства по пересмотру вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда Производство в надзорной инстанции состоит из следующих этапов: 1. Подача надзорной жалобы или надзорного представления. 2. Рассмотрение судом надзорной

Глава 19. Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений суда, вступивших в законную силу Каково понятие пересмотра судебных решений и определений по вновь открывшимся обстоятельствам?

Глава 19. Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений суда, вступивших в законную силу Каково понятие пересмотра судебных решений и определений по вновь открывшимся обстоятельствам? В гражданском судопроизводстве после вступления суда в

Каковы основания для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений суда, вступивших в законную силу?

Каковы основания для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений суда, вступивших в законную силу? В соответствии с ч. 2 ст. 392 ГПК основаниями для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений суда, вступивших в законную

117. Пересмотр в порядке надзора судебных решений, определений, постановлений, вступивших в законную силу

117. Пересмотр в порядке надзора судебных решений, определений, постановлений, вступивших в законную силу Проверка решений, определений, постановлений суда в порядке надзора является самостоятельным способом контроля за законностью осуществления правосудия. В отличие

Вопрос 410. Производство по уголовному делу у мирового судьи. Пересмотр приговоров и постановлений мирового судьи, не вступивших в законную силу: основания, процессуальный порядок и виды решений.

Вопрос 410. Производство по уголовному делу у мирового судьи. Пересмотр приговоров и постановлений мирового судьи, не вступивших в законную силу: основания, процессуальный порядок и виды решений. Мировой судья рассматривает уголовные дела частного обвинения, которые

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

Калиновский К.Б. Уголовный процесс. Конспект лекций
// Уголовный процесс. Сайт. К.Калиновского [Электронный ресурс]. URL: http://kalinovsky-k.narod.ru/p/lecture_notes/

Раздел III. Особенная часть: судебное производство

Тема 25. Пересмотр вступивших в законную силу судебных решений

1. Кассация в российском уголовном процессе: понятие, порядок и пределы обжалования и рассмотрения дела.

Кассация – это пересмотр вышестоящей судебной инстанцией в пределах жалоб сторон, не вступивших в законную силу решений нижестоящего суда, лишь по юридическим основаниям, то есть с точки зрения нарушений нижестоящим судом норм материального и процессуального права (так называемая чистая кассация).

Признаки чистой кассации:

* Проверяются только вопросы права, но не факта;

* Проверка производится по письменным материалам дела без судебного следствия и следственных действий;

* Итоговым решением является отмена или оставление в силе проверяемого решения.

В российском уголовном процессе кассация применяется лишь для проверки законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных решений.

Субъекты кассационного обжалования – это стороны, а также иные лица в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы. С представлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения вправе обратиться также Генеральный прокурор РФ и его заместители либо прокурор субъекта РФ, приравненный к нему военный прокурор и их заместители. Субъектами пересмотра решений в кассационном порядке являются:

• президиумы верховных судов республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;

• президиумы окружных (флотских) военных судов; Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ; Военная коллегия Верховного Суда РФ

Процедура кассационного пересмотра включает в себя следующие этапы:

1) Подача кассационных жалоб и представлений в вышестоящий суд в течение 1 года со дня вступления приговора в законную силу;

2) Возбуждение процедуры кассационного пересмотра (рассмотрение жалобы или представления в судебном заседании) зависит от дискреционного усмотрения судьи, который в предварительном порядке изучает жалобу или представление;

3) Уголовное дело рассматривается в судебном заседании суда кассационной инстанции в течение 1 месяца, а в судебном заседании Верховного Суда РФ — в течение 2-х месяцев со дня вынесения судьей по результатам предварительного изучения им жалобы или представления постановления (ст. 401.13 УПК РФ).

Судья-докладчик кратко излагает содержание приговора или иного обжалуемого судебного решения, а также кассационных жалоб или представлений. Суд заслушивает выступления стороны, подавшей жалобу или представление, и возражения другой стороны.

4) Решение в форме определения принимается кассационным судом в совещательной комнате и может состоять:

* в оставлении обжалуемого решения без изменения, а жалобы без удовлетворения;

* в отмене обжалуемого решения и прекращении дела, или направлении его на любую предыдущую судебную стадию;

* в изменении приговора или иного обжалуемого решения.

В отличие от оснований для апелляционного пересмотра судебных решений кассационные основания — это такие существенные нарушения уголовного или уголовно-процессуального закона, которые повлияли на исход дела (ст. 401.15 УПК РФ).

2. Понятие, порядок и пределы производства в надзорной инстанции

Пересмотр судебных решений в порядке судебного надзора – это такая стадия судопроизводства, в которой по материалам уголовного дела Верховным Судом РФ осуществляется ревизионная проверка и пересмотр вступивших в законную силу судебных решений с точки зрения ошибок, допущенных при их принятии нижестоящим судом. Данная стадия является исключительной, поскольку пересмотр производится в ней в отношении окончательных (вступивших в законную силу) судебных решений, которые уже подвергались прежде серьезной проверке в апелляционном и (или) кассационном порядке, и, кроме того, осуществляется высшей и конечной судебной инстанцией страны — Верховным Судом РФ.

Субъектами обжалования в порядке надзора являются те же лица, что и в кассационной стадии, т.е. названные в ч. 1 и 2 ст. 401.2 УПК РФ. Однако надзорное представление должно быть подписано только Генеральным прокурором РФ или его заместителем (ч. 3 ст. 412.3 УПК РФ).

Процедура рассмотрения уголовного дела в надзорном порядке складывается из следующих этапов:

1) Надзорные жалобы и представления подаются непосредственно в Верховный Суд РФ. Судебные решения могут быть обжалованы в этот орган в порядке надзора лишь в течение одного года со дня их вступления в законную силу (ст. 412.2 УПК РФ).

2) надзорные жалобы или представления предварительно рассматриваются в Верховном Суде РФ в течение одного месяца со дня их поступления, если уголовное дело не было истребовано, или в течение двух месяцев со дня их поступления, если уголовное дело было истребовано.

3) Рассмотрение дела Президиумом Верховного Суда РФ производится не позднее двух месяцев со дня вынесения постановления о передаче уголовного дела в суд надзорной инстанции.

В судебном заседании участвуют прокурор. Подозреваемый, осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой или представлением, вправе принимать участие в судебном заседании при условии, если они заявили об этом ходатайства. Дело докладывается членом суда надзорной инстанции, ранее не участвовавшим в его рассмотрении. Докладчику могут быть заданы вопросы судьями и участниками судебного заседания. После окончания выступления судьи-докладчика первым выступает лицо, подавшее надзорные жалобу или представление, если оно принимает участие в судебном заседании. Решение принимается судьями большинством голосов.

3) Суд надзорной инстанции принимает решение:

* об оставлении жалобы или представления без удовлетворения, а обжалуемого решения без изменения;

* об отмене обжалуемого решения с прекращением дела или передачей его на новое судебное разбирательство в суд первой или второй инстанции, или возвратить прокурору;

* о внесении изменений в проверяемое решение.

Основания отмены или изменения судебного решения судом надзорной инстанции в основном аналогичны тем, которые применяются при кассационном пересмотре

При отмене приговора, определения, постановления с направлением дела на новое расследование или судебное рассмотрение суд надзорной инстанции, в силу ч. 3 ст. 412.12 УПК, не вправе:

* устанавливать или считать доказанными факты, которые не были установлены или отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции;

* предрешать вопросы: о достоверности или недостоверности того или иного доказательства и о преимуществах одних доказательств перед другими;

* определять, какое судебное решение должно быть принято при новом рассмотрении дела, т.ч. о применении того или иного уголовного закона и о мере наказания.

3. Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств: понятие, основания, субъекты, порядок и сроки.

Возобновление дел по новым или вновь открывшимся обстоятельствам – это исключительная стадия уголовного процесса, которая состоит в проверке вышестоящим судом правосудности вступивших в законную силу решений нижестоящего суда по обстоятельствам, которые не нашли отражения в материалах дела.

Признаки данной стадии состоят в следующем:

* Предметом проверки является законность, обоснованность и справедливость вступивших в силу судебных решений первой, второй и надзорной инстанции;

* Проверка производится в соответствии с ревизионным началом, когда суд не связан жалобами или заключением прокурора и проверяет дело в полном объеме;

* Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам допускается и в сторону, ухудшающую положение обвиняемого;

* Проверка проводится по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, устанавливаемым путем получения доказательств;

* Проверяемый приговор не может быть изменен.

Основаниями для возобновления дела являются такие обстоятельства, которые при их своевременном обнаружении повлекли бы постановление совсем другого приговора. Основания делятся на две группы:

1) Вновь открывшиеся обстоятельства – как преступные злоупотребления участников процесса, не известные правосудию на момент вступления приговора в законную силу, делятся на виды:

* Преступления, связанные с подложностью доказательств.

* Преступления дознавателя, следователя или прокурора.

Вновь открывшиеся обстоятельства устанавливаются вступившим в законную силу приговором суда или решением о прекращении дела по нереабилитирующим основаниям.

2) Новые обстоятельства – как факты, неизвестные суду на момент вынесения судебного решения, свидетельствующие о незаконности или необоснованности (ошибочности) приговора или иного судебного решения по существу и требующие улучшения положения обвиняемого, делятся на виды:

* Юридические новые обстоятельства – это признание Конституционным Судом РФ или Европейским Судом по правам человека факта нарушения по данному делу Конституции РФ или Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод;

* Фактические или иные новые обстоятельства, – это факты, неизвестные суду при постановлении судебного решения в виду неполноты доказывания обстоятельств уголовного дела, или наступившие в период рассмотрения уголовного дела судом либо после вынесения судебного решения новые общественно опасные последствия инкриминируемого обвиняемому деяния, являющихся основанием для предъявления ему обвинения в совершении более тяжкого преступления, которые сами по себе или вместе с обстоятельствами, ранее установленными, свидетельствуют о неправосудности приговора или иного судебного решения. Эти обстоятельства устанавливаются с помощью собирания новых доказательств.

Субъектами производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств являются:

* Прокурор, которому принадлежит право возбуждать производство по всем вновь открывшимся, а также по новым фактическим («иным») обстоятельствам;

* Председатель Верховного Суда РФ, имеющий исключительное право возбуждать производство по новым юридическим обстоятельствам;

* Судебные инстанции, разрешающие вопрос о возобновлении производства по уголовному делу.

Порядок производства в данной стадии складывается из этапов:

1) Возбуждение производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам прокурором или председателем Верховного Суда РФ. Если прокурор возбуждает производство в виду новых фактических (иных) обстоятельств, то проводится расследование следователем с выполнением необходимых следственных и иных процессуальных действий. По результатам расследования прокурор составляет заключение о необходимости возобновления дела и направляет его в суд.

2) Разрешение соответствующим судом вопроса о возобновлении производства по делу производится в судебном заседании по правилам, предусмотренным для надзорной инстанции. Суд принимает решение: об отмене приговора с прекращением дела или направлением на любую предыдущую судебную стадию, либо от отклонении заключения прокурора.

Сроки производства. Пересмотр приговора не в пользу осужденного допускается лишь в течение сроков давности и не позднее одного года со дня вступления в силу решения суда, устанавливающего вновь открывшиеся обстоятельства.

Глава 19. ПЕРЕСМОТР В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ РЕШЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ, ПОСТАНОВЛЕНИЙ

Сущность стадии надзора и ее значение

Стадия надзора – одна из стадии гражданского процесса. В соответствии со ст. 319 ГПК ее задача состоит в том, чтобы осуществить проверку законности и обоснованности судебных решений, определений и постановлений любых судов Российской Федерации, кроме постановлений Президиума Верховного Суда РФ.

Отличия надзорной инстанции от кассационной инстанции

В отличие от кассационной инстанции, к компетенции которой отнесено возбуждение производства и рассмотрение дел в отношении решений и определений судов первой инстанции, не вступивших в законную силу, по кассационным жалобам (протестам) лиц, участвующих в деле, то суды в надзорном порядке осуществляют пересмотр решений и определений судов первой инстанции и определений судов второй инстанции, вступивших в законную силу и только по протестам вышеуказанных должностных лип.

В кассационной инстанции подача жалобы (протеста) ограничена конкретным сроком, принесение же протеста должностным лицом в порядке надзора не ограничено каким-либо сроком.

Если кассационные суды при рассмотрении дела руководствуются в основном общими нормами гражданского законодательства, то надзорные имеют свои специфические особенности

Лица, имеющие право принесения протеста

В соответствии со ст. 320 ГПК правом принесения протеста в порядке надзора наделены: Генеральный Прокурор Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации и их заместители – на решения, определения и постановления любого суда Российской Федерации, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда РФ; Председатель Верховного Суда республики в составе Российской федерации, краевого, областного суда, городского суда городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, суда автономной области и суда автономного округа, прокурор республики в составе Российской Федерации, края, области, города, автономной области и автономного округа – на решения и определения районных (городских) судов, определения судебных коллегий по гражданским делам соответственно Верховного Суда республики, краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа, рассматривавших дело в кассационном порядке.

Данный перечень лиц, могущих возбудить надзорное производство, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Суды, рассматривающие дела по протестам в порядке надзора

В соответствии со ст. 321 ГПК право пересмотра дел в порядке судебного надзора принадлежит:

— Президиумам Верховных судов республик, краевых, областных и городских (Москвы и Санкт-Петербурга) судов, суда автономной области и автономного округа;

— Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ;

— Президиуму Верховного Суда РФ.

Каждый из этих судебно-надзорных органов имеет свою предметную компетенцию. Так, Президиумы Верховных судов республик, краевых, городских (Москвы и Санкт-Петербурга), областных судов, суда автономной области и автономного округа имеют право проверки решений и определений районных (городских) судов; кассационных определений судебных коллегий по гражданским делам соответственно Верховных судов республик, краевых, городских (Москвы и Санкт-Петербурга) областных судов, судов автономной области и автономного округа.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ имеет право проверки постановлений президиумов областных и равных им по компетенции судов; решений и определений, вынесенных всеми судами Российской Федерации, если они не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ.

Президиум Верховного Суда РФ имеет право проверки решений и определений Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ.

Повод для возможного принесения протеста

Поводом для возможного принесения протеста могут явиться жалобы лиц, участвующих в деле и их представителей, заявлении граждан и организаций, материалы проверок проводимых финансовыми и налоговыми органами, различные публикации в средствах массовой информации, сообщения по радио или телевидению и т.п.

Кроме того, в соответствии со ст. 3221 ГПК просьба о проверке законности и обоснованности судебного решения может поступить от уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

С целью проверки поступивших сообщений соответствующее должностное лицо, указанное в ст. 320 ГПК, а также районные и городские прокуроры в пределах своей компетенции истребуют дело из конкретного суда для решения вопроса о наличии оснований для принесения протеста. По результатам проверки может быть принесен протест либо отказано в его принесении, о чем сообщается лицу, подавшему заявление, с указанием мотивов отказа.

В силу ст. 323 ГПК должностные лица, которые могут приносить протесты, вправе приостановить исполнение решения до окончания производства в порядке надзора. Однако приостановлению не подлежат судебные решения, которые в соответствии со ст. 210 ГПК подлежат немедленному исполнению (например, о присуждении алиментов) либо в силу ст. 211 ГПК судом или судье могут быть обращены к немедленному исполнению (например, о присуждении платежей в возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца).

При отказе в принесении протеста или его отзыве должностное лицо обязано отменить свое указание о приостановлении исполнения решения.

Возбуждение надзорного производства

Основанием для возбуждения надзорного производства могут являться только протесты, принесенные уполномоченными на то должностными лицами.

Извещение лиц, участвующих в деле, и направление им копий протестов

Защищая права и охраняемые законом интересы лиц, участвующих в деле, ст. 325 ГПК установила правило, согласно которому они уведомляются о принесенном протесте и им направляется его копия. Кроме того, их обязаны известить о месте и времени рассмотрения дела по принесенному протесту.

Следует отметить, что невыполнение данного правила может явиться основанием для отмены постановления суда надзорной инстанции.

Если должностное лицо по каким-либо мотивам считает принесенный протест необоснованным, то оно в силу ст. 326 ГПК вправе до начала судебного заседания отозвать его. Об отзыве протеста суд должен известить лиц, участвующих в деле.

Пределы рассмотрения дела

При рассмотрении дела в порядке надзора суд разрешает его в пределах поданного протеста и имеющихся в деле материалов. Он проверяет только правильность применения и толкования судом первой и кассационной инстанций норм материального и процессуального права и не вправе приобщать к делу новые материалы, которые не были исследованы судом первой инстанции.

Однако в интересах соблюдения законности он может выйти за пределы протеста (ст. 327 ГПК).