Содержание статьи:

Всё, что мы должны знать о разводе

Многие ошибочно полагают, что, если муж с женой не живёт более 3 месяцев, то у них автоматически считается развод. А некоторые и вовсе не задумываются о том, когда произносят слова, приводящие их к разводу. И естественно, неизбежен тот факт, что от незнания своей религии супруги живут в браке и не подозревают о том, что в действительности их брака не существует, т. е., они живут в грехе, Да убережёт нас Всевышний Аллах от этого! О том, что значит развод в исламе, каким образом он осуществляется, и в каких случаях он считается действительным, на эти и многие другие интересующие нас вопросы ответит преподаватель по исламской юриспруденции (фикху) ИТиМО Мухаммад Мухаммадов.

Мухаммад, расскажите, пожалуйста, что значит развод в Исламе?

Лексическое значение развода это- «хиллюль акди», т.е., развязывать завязанное, каноническое значение «талак» -это разрыв брачных уз определёнными словами. Слово Талак использовалось ещё и во время джахилии (до ислама), но не было определено количества развода, которое предусмотрено в исламе (1-3), т.е., они имели право давать один развод за другим, возвращая своих жён до истечения срока идды (трёх очищений от менструального цикла), т.е., без ограничений.

Многие люди полагают, что развод ни в коем случае нельзя давать, так ли это, и в каких случаях развод давать желательно или обязательно?

Первое- развод бывает обязательным. В шариате есть такое понятие как «иляъ», когда муж даёт клятву, что не будет вступать с женой в половую близость всю жизнь или больше 4 месяцев. Допустим, муж говорит: «Я не буду вступать с тобой в половые отношения 5 месяцев». В этом случае, по истечению 4 месяцев, если жена потребует у мужа вступить с ней в половую близость, а муж это требование не удовлетворит, то он обязан дать ей развод. Если же он не даёт развод, имам говорит ему: «Или ты вступишь в половые отношения со своей женой, или я даю ей развод».

Второе- развод бывает желательным, т. е., сунна. Например, если муж не в состоянии обеспечивать свою жену по Шариату, а она требует этого. Также желательно дать развод, если муж не обеспечивает жену из-за того, что у него нет к ней влечения, и не может себя заставить обеспечивать её, в этом случае шариат отдаёт предпочтение разводу, чтобы не мучились оба. Желателен развод, если жена совершает большие грехи, к примеру, как прелюбодеяние, или что-либо порочащее достоинство мужа, но, если есть опасение, что после развода другие мужчины воспользуются ситуацией и будут принуждать её к прелюбодеянию, в этом случае лучше сохранить с ней брак с целью уберечь её от этого. Желательно давать развод, если у жены трудный характер, который муж не может терпеть, но если мужу не трудно выносить её характер, то лучше не давать ей развод. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Хорошая женщина среди женщин подобна вороне с белыми крыльями», т.е., их настолько мало, как в природе мало ворон с белыми крыльями. Может возникнуть вопрос, читая достоверный хадис: «Самое ненавистное из всего дозволенного Аллахом это развод»: как же нужно понимать эти слова, может ли быть так, что Аллах что-то дозволил и это ненавидит? Нет. Хадисоведы комментируют его следующим образом: Пророк (мир ему и благословение) сказал так, чтобы люди боялись этого и только в крайнем случае давали развод, тем самым предостерегая их от этого.

Третье- развод бывает не разрешённым, т.е., харам. Не разрешается давать развод во время менструального цикла жены, с которой у мужа до этого были половые отношения. Возникает вопрос, а почему харам? Шариат в этом случае не хочет ущемить права женщины, поскольку в этом случае срок идды (очищения) у неё значительно удлиняется, но, если жена требует у мужа развод в этот период, давать жене развод не запрещено, поскольку жена идет осознанно на этот шаг. Также не разрешается давать развод жене в период, когда у неё нет менструального цикла, но он в этот период вступал с ней в половые отношения. Допустим, муж дал три развода жене в этот период, а жена окажется беременной, возможно, он пожалеет об этом, тем самым он наносит вред и ей, и себе. Не разрешается давать развод жене, не восполнив ей её очередную ночь, т. е., если у мужчины две или более жён, ему не разрешается давать развод одной из них, пока не проведёт с ней ночь, которую провёл с другой, пока не будет равенства в этом. Также не разрешается смертельно больному мужу давать развод жене с целью лишить её наследства, если он умрёт. Во всех вышеперечисленных примерах, хоть и говорится, что давать развод не разрешается, а, если дать развод, он будет считаться действительным, но за это муж впадёт в грех.

И наконец, четвёртое- развод давать нежелательно (карахат) без какой-либо причины.

Можно ли сразу дать жене троекратный развод?

Дать сразу жене три развода это не харам, но желательно ограничиться только одним, чтобы позже не пожалеть об этом.

Считается ли развод действительным, если он был дан в состоянии опьянения? Если да, то имеются ли исключения, когда Шариат не считает его действительным?

Опьянение бывает разным, допустим, человеку делают операцию, ему сделали наркоз, он тоже пьяный, но в этом случае развод не считается. Если же человек, употребляя алкоголь, осознавал его запретность, то развод действителен, хотя при условии, что его насильно заставили выпить алкоголь и при этом он дал развод, он считается недействительным.

Произойдёт ли развод, если сказать жене: «Ты кяфир»?

В арабском языке, слово куфру имеет два значения: вышедший из религии и неблагодарный. Если муж говорит жене: «Ты кяфир», и при этом имеет в виду «неблагодарная», развода не будет, но если он говорит: «Ты кяфир», или же на русском языке «Ты не мусульманка», т.е., «Ты ушла из религии», тогда развод будет. Здесь необходимо кое-что уточнить, в случае, если между мужем и женой ещё не было половой близости, то сразу же после этих слов произойдёт развод. Если же половая близость уже была, то тогда, если муж момента произнесения этих слова до истечения срока идды заново примет Ислам, развода не будет, но если он за этот период не примет заново Ислам, то его жена считается разведённой с момента, как он сказал эти слова. Необходимость принятия Ислама на этом примере заключается в том, что, говоря жене эти слова, муж сам становится не мусульманином.

Насколько известно, если у женатого мужчины спросить: «Ты развёлся со своей женой?» или «Ты дал развод своей жене?» и он ответит «Да», то это считается один развод. Так ли это на самом деле или же нужно учитывать его намерение?

Если мужчина, прежде, чем ответить на этот вопрос понимает, что спрашивающий провоцирует его на развод, и он ответит «Да», развод будет. А если он ответит: «Я дал ей развод», в этом случае учитывается его намерение.

Если муж необдуманно сказал слова развода, повторив 3 раза «я с тобой развожусь», при этом между ними близости ещё не было, но потом, очень пожалев об этом, хочет вернуть её, возможно ли это?

Обдуманно или необдуманно сказанные слова развода делают жену запретной для мужа. То есть, получается окончательный развод. Разницы нет, была интимная близость или нет. Если после трёх разводов мужчина желает вернуть обратно жену, то она не имеет права выйти снова за того же мужчину, который ей дал трёхкратный развод. Бывшие супруги могут пожениться заново только в том случае, если она выдержит срок идды (примерно три месяца), выйдет замуж за другого, вступит с ним в половой контакт, разведётся с ним, выдержит срок идды (примерно три месяца). Многие необдуманно произносят слова развода в шутку, считается ли при этом развод?

Да, развод считается, поэтому не стоит шутить на эту тему.

Когда муж даёт развод, всегда ли учитывается его намерения?

В арабском языке есть такие понятия как «сарих» и «кинаят», слова развода делятся на два вида. Первый вид – это форма слов, которая не нуждается в намерении, и вторая – кинаят, во время произношения слов, близких по смыслу иметь намерение на развод. К первому виду относятся слова талак- развод: «Ты разведена», «Я даю тебе развод», и здесь уже не важно, имел ли он намерения на развод, шутил ли он или произнёс в гневе. Ко второму виду относятся слова «Ты мне не жена», «Иди к маме», «Я отпускаю тебя» и т.д., в этом случае учитывается намерения во время произнесения этих слов.

Если муж отправил смс с текстом «я даю тебе три развода», а после он сказал, что у него при этом не было намерения на развод, остаются ли они мужем и женой в такой ситуации?

В этом случае учитывается намерение мужа при написании этих слов, будь то с помощью смс- сообщения, либо в виде письма. Может возникнуть вопрос почему, ведь это форма слов, которая не нуждается в намерении. На самом деле слова: «Я даю тебе развод» или «Я с тобой развожусь» не нуждаются в намерении при произнесении их вслух или шёпотом, т.е., главным условием является произнесение их языком.

Муж дал жене один развод, а после уехал на заработки на 6 месяцев, нужно ли им возобновить никях?

Если в течение срока идды он вернул её, то она остаётся его женой, если же по истечению этого срока он захочет её вернуть, то, естественно, необходимо возобновить никях.

А что будет, если жена по истечению срока идды выйдет замуж, а этот муж скажет, что он её вернул, как быть ей в этой ситуации? Вообще, возможно ли вернуть жену, не сообщив ей об этом, и какие есть условия возврата жены?

В случае, если муж приведёт двух свидетелей, которые слышали, что он её возвращал до истечения срока идды, его слова принимаются и жена к нему возвращается, если же нет свидетелей, жена остаётся со вторым мужем.

Обязан ли муж после развода дать жене что-либо?

Если муж дал один или два развода жене, до истечения срока идды он должен обеспечить её как законную жену. Если же муж дал три развода, он должен выплатить мутъат жене, с которой у него до развода были половые отношения. Жене, с которой не было половых отношений, после развода выплачивать мутъат не обязательно. Также мутъат не обязательно выплачивать жене, которая расторгла брак из-за недостатка мужа или муж расторгнул брак из-за её недостатка.

Имеет ли право жена дать себе развод?

Если муж даёт жене право на развод, то она имеет право дать себе развод, но должна она это сделать незамедлительно, сразу после слов разрешения мужа.

Мухаммад, спасибо Вам, что вы нашли время ответить на наши вопросы, столь актуальные для молодых пар и для семейных пар вообще, и в завершение нашего интервью пожелания нашим читателям.

Прежде хотелось бы напомнить известную всем историю из жизни Праведного халифа Умара ибн Хаттаба, когда один мужчина пришёл к нему в дом, чтобы пожаловаться на свою жену. Дойдя до двери дома, он услышал, как жена Умара кричала и ругалась. Видя все это, он уже собрался было идти обратно, думая, что Умар сам в таком же положении, и поэтому едва ли может предложить ему какое-либо решение этой проблемы. Умар увидел, что человек развернулся и готовится уйти, позвал его и поинтересовался целью его визита. Гость сказал, что явился с жалобой на свою жену, но, увидев, что у халифа дела с женой обстоят точно так же, хотел уйти. Тогда Умар сказал ему, что терпит выходки своей жены, поскольку у неё есть на него ряд прав. Он сказал: «Неужели же она не готовит для меня еду, не стирает мне одежду или не вскармливает грудью моих детей, поэтому я могу не тратить лишних денег на повара, прачку и няню-кормилицу, хотя закон никак не обязывает её делать все то, что она делает. И, кроме того, она приносит умиротворение моей душе и не позволяет совершать неблагопристойные дела. Поэтому я и терплю её выходки. И в таких случаях для тебя будет правильнее относиться к своей жене также, как я отношусь к своей». Хочу пожелать мужчинам, чтоб они все-таки осознали, что не бывает женщин с совершенным характером, будьте крайне терпеливыми к недостаткам женщин, как это делали праведные халифы и не спешите с разводом.

Что же касается женщин, хотелось бы им пожелать, чтоб они понимали и принимали природу мужчины, что он вспыльчивый, и если задевать его мужское достоинство, мужчина, не моргнув глазом, может дать развод. Очень часто женщины, при ссоре прося у мужа развод и говоря, что он ей больше не нужен и что она уходит от него, могут спровоцировать мужа дать ей развод, не раздумывая, о чём в скором времени они оба могут пожалеть, но будет поздно. Поэтому понимайте друг друга и будьте терпимей!

Существует много серьёзных проблем, которые в данной статье невозможно обсудить во всех тонкостях. В каждом случае могут возникнуть свои сложности, и каждый такой случай нужно рассматривать отдельно. Всем терпения, и пусть Всевышний Аллах убережёт нас от необдуманных поступков, амин!

Беседовала: Мадина Гасанова

После первого развода в исламе

Как я знаю, человек, решившись жениться, просит у родителей одобрения и согласия. Однако, что делать, если супруги разошлись, а сейчас думают сойтись вновь? Нуждаются ли они в одобрении своих семей и проходом через всё, то же самое снова?

Если муж дал своей жене первый или второй развод, и если ещё не закончился период ‘идды (окончание трёх периодов менструаций или рождение ребенка для беременной женщины), то он может вернуть свою жену словами: «Я вернул тебя» или «Я удержал тебя». Этим возобновление брака будет считаться верным. Или же может совершить какое-либо дело, намереваясь вернуть жену. К примеру, совершить половой акт с намерением возобновить брак. Этим брак также возобновится.

Сунной в этом вопросе является свидетельствование о возобновлении брака, то есть призыв двух свидетелей-мужчин в соответствии со словами Всевышнего Аллаха:

فَإِذَا بَلَغْنَ أَجَلَهُنَّ فَأَمْسِكُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ أَوْ فَارِقُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ وَأَشْهِدُوا ذَوَيْ عَدْلٍ مِنْكُمْ

«Когда для них наступит установленный срок, оставьте их у себя по-хорошему или же отпустите по-хорошему. Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас» (сура «ат-Таляк», аят 2).

Этим осуществится возобновление брака.

Если же после первого или второго развода у жены прошёл период ‘идды, то необходимо заключить новый брак. В этом он подобен остальным мужчинам: он просит руку у опекуна женщины и у неё самой. Когда она и её опекун согласятся, то они договариваются о махре, который удовлетворит её, и в присутствии двух справедливых свидетелей-мужчин заключают брак.

Если же он дал ей окончательный – то есть третий – развод, то она становится запретной для него, пока не заключит брак, соответствующий Шариату, с другим мужчиной, и пока он не совершит с ней половой акт, а после расстанется с ней: или разведётся, или умрёт. Так как Всевышний Аллах сказал:

فَإِنْ طَلَّقَهَا فَلا تَحِلُّ لَهُ مِنْ بَعْدُ حَتَّى تَنْكِحَ زَوْجًا غَيْرَهُ

«Если он развелся с ней в третий раз, то ему недозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого» (сура «аль-Бакара», аят 230).

Мужу запрещено договариваться с другим мужчиной, чтобы тот женился на его бывшей жене, а потом покинул ее. Подобное является одним из больших грехов. Такой брак не делает её дозволенной для бывшего мужа, и даже более этого, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проклял как первого мужа, так и второго мужа, который своей женитьбой решил сделать женщину дозволенной для первого мужа.

После первого развода в исламе

Расставание супругов возможно одним из двух способов: таляк (развод) или фасх (аннулирование).

Таляк – это расторжение супружеских отношений со стороны мужа, которое осуществляется определенными известными словами.

Что касается фасха, то это аннулирование брака и основательный разрыв супружеских отношений, словно их совсем не было, и это возможно только посредством постановления судьи или постановления Шариата.

Между ними также есть перечисленные ниже различия.

1. Развод может состояться словами мужа, по его выбору и по его желанию, а аннулирование брака происходит без слов со стороны мужа, и здесь его выбор и желание значения не имеют. Имам аш-Шафи‘и сказал: «Любое постановление о расставании (супругов), в котором муж не произнес слова, и которое он не желал… Это расставание не называется таляк (разводом)»[1].

2. Причин развода много, развод может случиться и без повода, а только из желания мужа расстаться с женой. Для аннулирования брака существуют причины, и без причин, которые обязывают /уаджиб/ аннулировать брак или делают это дозволенным /мубах/, аннулирование невозможно.

Примеры, при которых аннулирование брака будет верным, следующие:

— неравенство супругов, если равенство супругов было обязательным условием брака;

— один из супругов стал вероотступником и не вернулся вновь в ислам;

— если мужчина принял Ислам, а женщина, будучи многобожницей, не христианкой или иудейкой, Ислам принимать отказалась;

— если супруги обоюдно прокляли себя /ли‘ан/;

— сильная бедность мужа и его несостоятельность обеспечивать семью, если жена потребует аннулирование брака;

— наличие болезни или чего-то неприятного в/на теле супруга/супруги, которые препятствуют другому супругу получать наслаждение или вызывают у другого супруга отвращение.

3. После аннулирования муж не может вернуть свою жену, он может сделать ее своей женой вновь только после нового брака и только с ее согласия. При разводе /таляк/ жена все еще остается женой своего мужа, если только это не окончательный развод. Он может вернуть свою жену после первого и второго развода, не заключая при этом нового брака, и здесь не учитывается согласие жены.

4. Аннулирование брака не считается одним из трех разводов, которые может сказать муж. Имам аш-Шафи‘и сказал: «Любое аннулирование (брака), состоявшееся между супругами, не считается разводом: ни первое, ни последующее»[2].

Ибн ‘Абд аль-Барр сказал: «Различие между аннулированием и разводом в том, что, несмотря на то, что каждый из них означает расставание супругов, если после аннулирования бывшие супруги вернутся друг к другу (женятся), то первое их расставание считаться не будет, и у мужа все еще останется три возможности развести жену. Если же супруги расстались посредством развода, после которого муж вернул свою жену, то ему останется только две возможности развода»[3].

5. Развод является правом мужа. Условием верности развода не является решение судьи, и развод возможен по соглашению супругов. Что же касается аннулирования брака, то оно возможно только посредством решения Шариата или постановления шариатского судьи. Аннулирование брака невозможно только из-за договоренности супругов, если только это не хуль‘. Ибн аль-Кайим сказал: «Супруги не могут договориться об аннулировании брака без возмещения (то есть не хуль‘), как гласит единодушное мнение ученых»[4].

6. Аннулирование брака до брачной ночи не обязывает мужа отдать жене какую-то часть свадебного дара. Что же касается развода до брачной ночи, то это обязывает отдать жене половину брачного дара, который был оговорен при заключении брака.

Что касается хуль‘, то это расставание супругов, которое инициируется женой, когда жена просит своего супруга расстаться с ней за материальное возмещение, или взамен ее свадебного дара в полном объеме или его части.

Ученые разногласили, считать ли его аннулированием брака или разводом. И предпочтительное мнение гласит, что хуль‘ является аннулированием брака. Подробнее об этом смотрите в ответе на вопрос № 126444.

При перечислении различий использовались «аль-Мансур фи-ль-кауа‘ид» (Т. 3. С. 24), «аль-Фикху-ль-ислями уа адилляту-ху» (Т. 4. С. 595), «аль-Маусу‘ату-ль-фикхийату-ль-кувейтийату» (Т. 32. С. 107-113, 137), «Фикху-с-Сунна» (Т. 2. С. 314).

А Аллах знает лучше.

[1] Аш-Шафи‘и. Аль-Умм. Т. 5. С. 128.

[2] Аш-Шафи‘и. Аль-Умм. Т. 5. С. 199.

[3] Ибн ‘Абд аль-Барр. Аль-Истизкяр. Т. 6. С. 181.

[4] Ибн аль-Кайим. Заду-ль-ма‘ад. Т. 5. С. 598.

После первого развода в исламе

Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод

Существует множество причин, почему супруги могут прийти к решению развестись. Но, что бы не случилось в жизни мусульманина, первое, что ему следует делать, –размышлять, исходя из Корана, и искать решение в соответствии со своей верой. Что говорит ислам о разводе?

1. Ислам с неодобрением относится к разводу. Для Аллаха радостнее всего, когда его рабы, сплоченные однажды узами брака, живут в мире и любви. И даже при возникновении трудностей и разногласий, наша вера призывает нас к терпению, размышлению и стремлению сохранить брак. Тем не менее, если не остается другого выхода, развод не является грехом. В хадисе сказано: «Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод».

2. Аллах предписывает мужу и жене назначить судей с обоих сторон на первом шаге к примирению в процессе развода.

3. Если же примирение не состоялось, как мужчина, так и женщина, согласно Корану, имеют право развестись.

4. Развод, инициированный мужчиной, – талак. Произнесение талака мужчиной может быть устным и письменным, но, сделав его однажды, он должен соблюсти период ожидания идда (3 месяца), во время которого запрещены интимные отношения, даже при условии, что супруги живут в одном доме.

5. Развод, инициированный женой, – хуль. Женщина может требовать развод или хуль, если есть на то причина. В этом случае женщина возвращает свой махр, так как расценивается как нарушитель брачного договора.

6. В случае талака, когда муж является нарушителем брачного соглашения, он должен заплатить махр в полном объеме, если он был отсрочен, или же оставляет его полностью женщине, если уже был вручен.

7. В случае, если провинился мужчина, и женщина хочет развода, она может обратиться к судье с такой просьбой. Она должна будет предоставить доказательство и доводы, свидетельствующие, что ее муж не выполнил свои супружеские обязанности.

8. Единственной оправданной и законной причиной для развода считается аморальное и противоречащее исламу поведение супруга. Например, если один из супругов занимается прелюбодейством.

9. Еще одной веской причиной для развода является отречение от ислама. Если мусульманин или мусульманка оставляет ислам, брак аннулируется.

10. Пророк (мир ему) сказал: «Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод». Супругам следует избегать развода. При возможности супруги должны стремиться избежать бракоразводного процесса. Если имеются проблемы и трудности, им следует работать над собой и над трудностями, обратиться к помощи родственников и близких друзей.

§4. Развод. ‘Идда

В первую очередь, следует отметить, что развод (по-арабски « талак ») наносит удар по душевному состоянию супругов и в последующем сильно сказывается на воспитании детей, подвергающихся натиску нравственных болезней и психологических травм, от которых семья защищала их.

Согласно мусульманскому вероучению самым ненавистным для Господа из дозволенного человеку является развод. Он разрешен в том случае, когда нет другого выхода, как меньшее из двух зол. Развод применяется в ситуации, когда брак не функционирует должным образом. Он возможен при веских причинах, которые никак невозможно уладить. До того, как решиться на этот окончательный и отчаянный шаг, необходимо предпринять несколько попыток в следующей последовательности:

1. Две вовлеченные стороны должны попытаться урегулировать споры и сами разрешить свои проблемы.

2. Если это не удастся, два представителя, один со стороны родственников мужа, другой – жены, должны попытаться примирить их и уладить разногласия.

Супругам не рекомендуется спешить в решении этого вопроса. Им необходимо еще и еще раз подумать, посоветоваться со старшими и родственниками, обратиться к местному имаму за советом. Из практики видно, что в большинстве случаев супруги жалеют о том, что разошлись и хотят заново воссоединиться, но в некоторых случаях это бывает уже невозможно с канонической точки зрения. Сколько семей разводится, мотивируя свой развод неимением сердечной тяги, любви к друг другу, но когда бывшие супруги остаются одни, случаются и самоубийства. Поэтому они должны избегать слова «развод» и вообще забыть о нем.

Однако, если эти попытки не удались, то следует учесть следующее. Поскольку существуют различные виды разводов и определенное время, в течение которого развод разрешен или запрещен, то по этим вопросам необходимо строго обращаться к имаму. А мы же рассмотрим здесь некоторые случаи и условия, когда и при каких обстоятельствах происходит развод, чтобы супруги остерегались их.

В никях или же в ‘акду-з-завадж входит три талака (т.е. первый, второй и третий) и мужчина соответственно не имеет право разводиться с одной женщиной более трех раз подряд. Разводы могут производиться как в различное время, так и одновременно.

С точки зрения последствий, развод можно разделить на два вида: «талак радж‘ий» и «талак баин».

1. Талак радж‘ий. Первый и второй разводы являются талаком радж‘ий, после которого муж во время периода, называемого ‘идда, имеет право вернуть к себе жену без заключения нового брачного договора. Он происходит, например, когда муж говорит жене (в прошедшем времени): «Я разошелся с тобой» или: «Ты разведена». В этом случае развод производится независимо от того, какое намерение было у мужчины, т.е., независимо от того, хотел ли он разводиться или сказал это просто так. Нельзя говорить эти выражения даже в шутку. При таком разводе обязанности по браку все еще имеют силу, и если муж произнес эти слова, а затем захотел вернуть ее к себе, то в течении периода ‘идда он должен отступиться от своих слов и аннулировать развод.

2. Талак баин — окончательный развод. Третий талак уже засчитывается как окончательный развод. И в случае, когда мужчина говорит жене «Я развелся с тобой троекратно», т.е., производя все три развода вместе, то это также засчитывается как окончательный развод. Да убережет Всевышний Аллах каждую мусульманскую семью от попадания в такую ситуацию! Потому что, при всем желании, супруги в дальнейшем не смогут быть больше вместе без выполнения ими очень строгих условий, предъявляемых к ним Шариатом за проявленную беспечность к предписаниям Аллаха Всевышнего и непокорность Его закону. Поэтому супругу следует быть очень внимательным и избегать таких слов, даже если он желает развестись, так как троекратный развод вообще не поощряется Шариатом. При таком разводе жена должна выждать срок ‘идда, при котором обязанности по браку уже недействительны. Однако муж, если жена оказалась беременной, должен обеспечивать ее до рождения ребенка, а если она не беременна, то до конца срока ‘идда и только жильем.

Как осуществляется возобновление брака и возвращение бывшей жены в обоих случаях, мы расскажем в следующем параграфе.

Если мужчина дважды повторяет жене «Ты разведена» с намерением, что подтверждает один развод, то это – один развод. А если после этого и третий раз повторит данные слова, то уже произойдет два талака.

Развод, как простой, так и троекратный может быть и условным (т.е. развод, обусловленный чем-либо). Если такой развод будет объявлен посредством слов типа «если», «когда», «в тот момент» и т.п., то он будет действительным при выполнении или невыполнении поставленного условия. Например, муж говорит: «Ты разведена (троекратно), если пойдешь в дом соседа» или же: «Если не сделаешь то-то и то-то, ты (троекратно) разведена». В этом случае, к примеру, если жена пойдет к соседу или не выполнит другое поставленное условие, ее действия приравниваются к (троекратному) разводу.

Подобно талаку радж‘ий, талак баин является действительным, если на него указывают намеком (кинайа). Он зависит от намерения супруга. Например, мужчина говорит: «Я не хочу видеть тебя больше» или «Ты мне больше не нужна». Если при этом он был намерен (троекратно) развестись, то данные слова приравниваются к (троекратному) разводу.

Очень часто имеют место разводы, когда муж, находясь в нетрезвом состоянии, произносит подобные слова. Это лишний раз подтверждает, что от употребления опьяняющих веществ происходит множество бед.

Поскольку развод – это проблема, требующая глубокого и всестороннего изучения, мы здесь не можем рассматривать детально все возможные ситуации, и потому ограничимся лишь ознакомлением с некоторыми случаями и условиями. По конкретным вопросам относительно развода необходимо обращаться к местному имаму. Цель рассмотрения в этой книге вышеназванных пунктов заключается лишь в том, чтобы дать супругам необходимые первоначальные знания о разводе. Отсутствие хотя бы этих знаний о разводе может привести к тому, что мужчина, сам того не подозревая и не желая, разведется с женой и будет продолжать жить с ней, считая, что его отношения – законны по Шариату, а, на самом деле, он совершает большой грех. И впоследствии дети могут быть рождены в результате прелюбодеяния.

Зихар. Обет. Развод со стороны супруги

С целью предохранения супругов мы рассмотрим некоторые близкие к разводу действия.

Зихар – это сравнение мужем своей жены с частями тела женщины, с которой он не имеет право заключать брак. Зихар происходит, к примеру, когда муж скажет супруге: «Ты для меня как спина моей матери (или сестры и т.п.)» . Однако зихар не произойдет тогда, когда муж сравнивает жену с частями тела женщины, с которой он временно не имеет право заключать брак (например, если приравнивает к сестре жены). Если же муж скажет жене: «Ты мне как мать», с намерением оказать жене почтение, то это не будет считаться зихаром. Но лучше избегать такие выражения.

Ислам обязал мужа выдать выкуп (каффара) за зихар и до его выплаты сделал жену запретной ему. Однако он не приравнивается к разводу.

В настоящее время в качестве выкупа супруг должен соблюдать пост два месяца подряд. Если человек по болезни или из-за старости не может соблюдать пост, то он должен раздать еду шестидесяти нуждающимся в количестве одного мудда (прибл. 600 гр. пшеницы) каждому.

Обет – это означает, что муж дает обет (клянется) в том, что не будет совершать половой акт с женой. Если, к примеру, муж говорит жене: «Не буду приближаться к тебе», то этот обет действителен в течение 4-х месяцев. В таком случае супруг должен вернуться к законному браку, если не желает разводиться или сказал это по незнанию. Если он совершит половой акт с женой в это время, то данный им обет утрачивает силу, однако супруг должен будет совершить искупление (каффара). Если же в течение вышеназванного срока, супруг не аннулирует свой обет и отказывается сделать это, то жена может потребовать, чтобы муж совершил с ней половой акт или через имама потребовать развод. Если имам осуществит развод, то обет утрачивает силу, при этом муж опять таки совершает искупление (каффара). В данном случае произойдет один талак радж‘ий.

Равод со стороны супруги

Жена имеет право требовать у супруга развод, если он не выполняет свои супружеские обязанности, которые налагает на него шариат. Она при этом возвращает полученный от мужа махр. Подробности этого процесса можно узнать у местного имама.

Однако следует отметить, что в хадисе, переданном ат-Тирмизи, сказано, что если жена потребует у супруга развод безосновательно, то она даже не почует запах Рая.

‘Идда. Возобновление брака и возвращение бывшей жены к мужу

‘Идда – это период времени, в течение которого женщина после смерти мужа или развода не имеет права снова выйти замуж. Период ‘идда необходим для определения возможной беременности женщины и установления последующего отцовства ребенка. Он установлен Всевышним Аллахом для защиты прав женщины и ребенка. В двух случаях женщина соблюдает ‘идду:

1) После смерти мужа.

Если у женщины умер муж и она была беременной, ‘идда заканчивается после родов. Если женщина не была беременной, то должна ждать 4 месяца и 10 дней (по лунному календарю). Столько же дней жена соблюдает и траур по мужу. Вдове во время ‘идды разрешается выходить из дома только по насущным вопросам.

2) После развода или прерывания никяха.

Если женщина разведена (или же был прерван брак) и при этом она оказалась беременной, для нее срок ‘идда – до родов. Однако если она не оказалась беременной, то ‘идда составляет три межменструальных очищения (тухр) в том случае, если женщина в возрасте, в котором может иметь менструацию. Если женщина была разведена во время очищения, оно считается за пер вый тухр. Отсчет начинается с этого очищения и заканчивается с началом третьей менструации. В подобном случае в течении ‘идда муж должен содержать ее, а жена должна оставаться дома, если нет особой причины для выхода.

Если во время брака жена не имела с мужем половых отношений, она вообще не должна ждать срока ‘идда. Если же (по возрасту) женщина еще (уже) не может иметь менструации, для нее ‘идда – три лунных месяца.

До истечения срока ‘идда женщина должна проживать в том месте, где жила до развода или смерти мужа, только при веских причинах она может переселиться в другое место.

Во время периода ‘идда после первого и второго разводов муж имеет право возобновить брак и вернуть бывшую жену. В этом случае муж может вернуть жену, даже без ее согласия, сказав ей: « Я вернул тебя » или в ее отсутствие: « Я вернул свою жену ». Возвращение жены может совершаться и без свидетелей, но лучше, если таковые будут. После произнесения этих выражений муж может страстно обнять или поцеловать супругу, или совершить с ней половой акт, чем ознаменуется возврат к браку. Также он может сделать ей подарок.

Если время ‘идда закончилось, то в этом случае необходимо совершить новый акт бракосоче тания. Здесь супруг уже не обладает правом на заключение брачного договора без ее согласия.

Женщину, с которой был произведен талак-баин, нельзя вернуть ни во время срока ‘идда, ни после него, если не выполнены следующие пять условий:

— должен пройти срок ‘идда после первого мужа;
— затем женщина должна выйти замуж за другого;
— иметь с новым мужем половые отношения;
— развестись со вторым мужем;
— пройти срок ‘идда после второго мужа.

После этого, если бывшие супруги желают примирения, то могут вновь соединится, заключив новый акт бракосочетания.

Таким образом ,‘идда установлена Шариатом и разрешает многие проблемы, от которых зависит будущая жизнь супругов. Подчас само расставание в течение ‘идда снимает причину раздражительности между бывшими супругами, так как промежуток времени, проведенный в разлуке, смягчает сердца и воскрешает в памяти то хорошее, что было утеряно в результате раздоров. В итоге такая пара во время ‘идды пытается найти путь к примирению и в некоторых случаях, действительно, возобновляет супружество в прощении и радости. Таким образом, человек получает шанс после некоторых размышлений и сожалений о совершенных поступках вернуть свою жену обратно законным путем.

Развод по Исламу. Часть 2: Всего три возможности

В одном из предыдущих номеров мы начали тему развода, о том, как этот процесс провести в соответствии с учением Ислама. Как оказалось, эта тема довольно актуальна для сегодняшних мусульман, многие разводятся, не зная при этом правил, и попадают при этом в сложные ситуации, затрудняя жизнь самим себе и другим людям. По этой причине мы решили продолжить эту тему, посвятив ей еще несколько статей.

Счастливая семейная жизнь возможна лишь при условии взаимной любви и уважении. Семья, где каждый пытается доказать собственную правоту, не признавая мнения другого, не может долго сохранять свою целостность.

Развод означает окончание семейной жизни. В исламском праве развод (талак) – это прекращение семейных отношений мужем или решением суда по причине невозможности наладить отношения или из-за какой-то другой проблемы.

Как мы говорили в предыдущей части, развод в Исламе разрешен в крайних случаях, а без веской причины разводиться неправильно. Хадис, в котором говорится «Самое ненавистное Аллаху разрешенное действие – это развод», является недостоверным.

Как объявляется развод

Сперва нужно сказать, что объявлять развод может только муж. Жена не объявляет развод, но она может обратиться к своему «уали» (опекуну – отцу, брату или некоторым другим родственникам-мужчинам) защитить ее интересы в разногласиях с мужем. Если выясняется, что муж не соблюдает права жены, обращаются к мусульманскому судье (имаму), который своим решением может развести супругов.

Развод должен объявляться прямыми (явными) словами. Таким словом является арабское слово «талак» и его переводы на остальные языки. Например, выражение: «Я с тобой развелся» есть прямая фраза, означающая развод. Такой же прямой фразой являются слова «Тебе талак», то есть когда муж произносит это слово на арабском языке.

Но и косвенные фразы также могут быть приняты за развод, однако в таком случае требуется, чтобы у мужчины было соответствующее намерение, то есть желание развестись. Например, такие выражения как: «Ты свободна», «Ступай куда хочешь», «Теперь ты сама себе голова», хотя прямо и не означают развод, но в случае, если они выражают желание порвать отношения, развод будет действительным.

Два основных вида разводов

В Исламе существует два вида развода: развод с правом возврата (в терминологии Ислама он называется «талак раджгий») и развод без права возврата («талак баин»).

Здесь нужно отвлечься и сказать, что до прихода Ислама многие народы (в том числе и арабы) унизительно относились к женщинам, и развод был одним из способов унизить супругу: мужчина мог развести свою жену и забрать ее имущество, потом вернуть ее обратно и ничего не дать ей, а потом снова прогонять и возвращать ее неограниченное количество раз. Но в Коране Аллах запретил поступать так с женщинами. Всевышний сказал: «Разводиться (с правом возврата) можно лишь два раза, а после этого либо живите с женами порядочным образом, либо окончательно расставайтесь» (сура 2, аят 229).

Таким образом, мужчинам больше не разрешалось бездумно прогонять своих супруг и разводиться с ними сколько угодно раз. Отныне мужчинам было даровано только три возможности развестись, причем после первых двух разводов он еще может вернуть свою жену, а после третьего развода они становятся окончательно разведенными людьми.

Итак, первый вид развода – с правом возврата жены («талак раджгий»).

Объявив жене развод, супругам дается выжидательный срок – время трех месячных циклов. До тех пор, пока у женщины не пройдут три менструации, она все еще будет считаться полноправной женой, ей не нужно уходить из дома мужа, а муж обязан полностью обеспечивать ее. Период трех менструаций называется «идда».

Развод с правом возврата – это вид развода, который дает право мужчине вернуть жену до окончания идды. В таком случае не требуется нового заключения брака и выплаты махра. Желание или нежелание женщины в этом случае также роли не играет, достаточно желания мужчины.

О том, что мужчина, совершивший развод с возвратом, может вернуть жену в течении идды, говорится в аяте: «Разведенные должны выжидать, [не выходя замуж], три срока месячных. Не дозволено им, если они веруют в Аллаха и в Судный день, утаивать то, что сотворил Аллах в их лонах. А мужья в течение этого периода вправе вернуть их, если захотят примирения» (сура 2:228).

«Утаивать то, что сотворил Аллах в их лонах» — имеется в виду, что, возможно, в течение этого срока выяснится, что жена беременна, и тогда супруги станут сожалеть о разводе и пожелают продолжить супружеские отношения.

В течение этого периода жена не должна укрываться от мужа хиджабом, они могут общаться как обычно общались прежде, а жене можно украшаться для мужа, если она желает вернуть его. Мудрость этого развода в том, что он позволяет супругам, разведшимся в состоянии гнева или по ошибке, вернуться друг к другу. Но если между ними в этот период произойдет супружеская близость, она будет означать возвращение к семейной жизни.

Положения, связанные с разводом с правом возврата (талак раджги):

а) Общее количество разводов, которое муж может дать жене, уменьшится.

Мы сказали, что первоначально мужчине дается три возможности развестись. После первого развода у него есть право вернуть жену, но общее количество допустимых разводов уменьшается на один. Если же он уже разводился раньше и теперь во второй раз объявил развод своей жене, то у него остается лишь одно неиспользованное право. После третьего развода муж теряет право вернуть жену.

б) Мужчина может вернуть жену в течение идды.

В этом случае ему не нужно заключать никах еще раз и выплачивать махр. Мужчина может сказать жене: «Я вернул тебя», и это будет возвращением к семейной жизни, а может вступить с женой в интимную близость, и это также станет считаться прекращением развода.

в) При таком разводе в случае смерти одной из сторон другая сторона имеет право наследования.

Второй вид развода – без права возврата жены (талак баин, окончательный развод)

Как мы сказали, после третьего развода муж теряет право вернуть жену, отныне супруги расстаются окончательно.

Как только было объявлено о третьем разводе, эти супруги становятся посторонними людьми, и поэтому даже «идду» (выжидательный срок в 3 менструальных цикла) женщина должна проводить не в доме мужа, а отдельно от него.

Могут ли супруги после окончательного развода вновь вступить в брак? Они не могут вернуться к совместной супружеской жизни. Если бывшие супруги все же хотят воссоединиться, то они обязаны выполнить условия, которые ставит Ислам в подобных случаях.

Условия, необходимые для воссоединения супругов после окончательного развода:

1. Женщина должна выйти замуж за другого.

2. Ее новый брак должен быть реальным, а не фиктивным.

3. Женщина, вступающая в брак, не должна вступать в него с намерением развестись.

4. В новом браке должны быть полноценные семейные отношения, включая интимную близость.

Доказательством этому служит случай, когда бывшая жена Рифаа аль Курази после трех разводов захотела вернуться к прежнему мужу и обратилась к Пророку (мир ему и благословение Аллаха). Он же сказал: «Ты хочешь вернуться к Рифаа? Нет! Пока у тебя не будет связи с твоим нынешним мужем, и у него не будет связи с тобой!» (Бухари).

Как мы видим, Ислам ставит тяжелые условия для мужчины, который окончательно развелся с женой, но все еще хочет вернуть свою прежнюю супругу. Тем самым Ислам дает понять людям, что брак – серьезное и святое дело. Наверное, самым тяжелым испытанием для мужчины, который окончательно развелся со своей женой и желает вернуть ее, является то, что его бывшая супруга выходит за другого и живет с ним семейной жизнью.

Поэтому нужно помнить, что развод – это очень серьезный вопрос, и ошибка, сделанная под влиянием эмоций, может испортить жизнь и супругов, и детей.