§ 5. Система предварительного следствия

При расследовании уголовных дел следователь производит множество следственных и других процессуальных действий. Выполнять или не выполнять те или иные из этих действий — в большинстве случаев зависит от личного усмотрения следователя. Но ряд процессуальных действий закон относит к числу обязательных. Таковыми являются: а) принятие следователем дела к своему производству;

б) привлечение в качестве обвиняемого и предъявление обвинения;

в) допрос обвиняемого; г) применение меры пресечения или отобрание обязательства являться по вызовам и сообщать о перемене места жительства; д) ознакомление обвиняемого, а также потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей с материалами дела. При производстве дознания знакомится с материалами дела лишь обвиняемый; ж) составление обвинительного заключения или постановления о прекращении уголовного дела либо постановления о применении принудительных мер медицинского характера.

Процессуальные действия осуществляются в определенной последовательности. Например, производству следственных действий предшествует возбуждение уголовного дела; допросу лица в качестве обвиняемого — предъявление обвинения. Предъявлению следственного производства обвиняемому и его защитнику должно предшествовать принятие следователем решения об окончании предварительного следствия. Обвинительное заключение составляется только после окончания расследования. Строгая последовательность производства процессуальных действий является одной из важнейших гарантий успешного их осуществления и установления объективной истины по делу.

Что же касается производства неотложных следственных действий, т.е. действий по собиранию, проверке и оценке доказательств в процессе расследования, то они могут выполняться в различной последовательности, эти вариации избирает следователь, исходя из конкретных обстоятельств расследуемого преступления. Например, допрос свидетелей может быть произведен как в начале расследования, так и на более позднем его этапе. То же самое можно сказать о производстве обыска или выемки, предъявления для опознания или производства очной ставки.

Исходя из вышеизложенного, предварительное расследование представляет собой определенную систему деятельности. Она может быть представлена как единое целое, состоящее из относительно самостоятельных и вместе с тем тесно взаимосвязанных частей.

Предварительное расследование включает в себя девять частей. Такой подход наиболее полно раскрывает содержание и структуру рассматриваемой стадии. При тщательном анализе в ней действительно можно выделить следующие части:

1. Решение о принятии дела к своему производству.

2. Производство комплекса следственных и процессуальных действий, направленных на доказывания состава преступления и виновности конкретного лица.

3. Решение вопроса о привлечении лица в качестве обвиняемого, предъявление обвинения и допрос обвиняемого.

4. Решение вопроса о мере пресечения.

5. Производство комплекса процессуальных действий, направленных на проверку показаний обвиняемого и окончательное установление всех фактических обстоятельств, имеющих значение для дела.

6. Принятие решения об окончании расследования и предъявление следственного производства участникам процесса для ознакомления.

7. Разрешение ходатайств участников процесса и производства дополнительного расследования.

8. Составление обвинительного заключения и направления дела прокурору.

9. Рассмотрение дела прокурором, принятие по нему решения и направление дела в суд.

Такова система предварительного следствия по делам, направляемым в суд с обвинительным заключением.

Вместе с тем в отдельных случаях вполне закономерным может быть и иное решение уголовного дела. Так, оно может быть прекращено на любом из названных этапов после принятия его к своему производству. Подобное, однако, не означает, что стадии предварительного расследования здесь нет. Она имеется и в данном случае.

Органы предварительного следствия РФ: задачи и компетенция

Следствие в уголовном процессе – собирание и проверка доказательств, необходимых для выяснения обстоятельств, входящих в предмет доказывания. Следствие – собирательное понятие, включающее предварительное следствие и судебное следствие.

Предварительное следствие – выяснение следователем совокупности обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения уголовного дела. Оно начинается после возбуждения уголовного дела и заканчивается направлением дела прокурору с обвинительным заключением или прекращением уголовного дела. Судебное следствие – составная часть судебного разбирательства в суде первой инстанции.

Систему органов предварительного следствия составляют следственные подразделения прокуратуры, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов Госнаркоконтроля России. В исключительных случаях следствие могут осуществлять начальники следственных отделов и иных подобных им подразделений, прокуроры.

Задачи органов предварительного следствия:

  • быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;
  • всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела;
  • обеспечение правильного применения закона, способствование укреплению законности и правопорядка;
  • обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства;
  • обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовному делу;
  • установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятия мер по обеспечению его возмещения;
  • выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.

Осуществление предварительного следствия является основной, главной функцией следователей всей системы органов предварительного следствия. Следователи не вправе производить оперативно-розыскные мероприятия.

Независимо от ведомственной принадлежности все следователи имеют одинаковые процессуальные права, ведут предварительное следствие в одном и том же процессуальном порядке; надзор за исполнением ими законов осуществляется в одинаковом объеме.

Для лучшей организации работы следователей в соответствующих ведомствах образованы следственные аппараты (системы структурных подразделений).

Надзор за законностью действий и решений следователей осуществляет прокуратура.

Правом процессуального контроля обладают и начальники следственных отделов. Они вправе проверять материалы уголовного дела, давать следователю указания о направлении расследования, производстве следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Ведомственный контроль осуществляют и следователи контрольно-методических отделов вышестоящих следственных подразделений. За законностью предварительного следствия осуществляется и судебный контроль в ходе рассмотрения уголовных дел, а также жалоб об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иных решений и действий дознавателя, следователя, прокурора.

Органы предварительного следствия. Их система, структура, полномочия.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Предварительное следствие – основной вид расследования преступления, в соответствии со ст.150, ч.2 УПК: производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел по которым производится дознание.

Органами предварительного следствия являются конкретные должностные лица – следователи.

До 2007 г. следователи состояли при 4 ведомствах:

1)органов внутренних дел;

3) федеральной службе по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

4) органов прокуратуры.

Несмотря на то, что следователи состоят при 4 ведомствах, они обладают равным статусом, т.е. равными правами и обязанностями (они проводят следственные действия, принимают решение, привлекают лиц в качестве обвиняемого, признают потерпевших лиц, кому причинен моральный, физический, имущественный вред, применяют к подозреваемому, обвиняемому меры пресечения такие, как подписка о невыезде и надлежащем поведении, заключение под стражу, домашний арест).

После окончания предварительного следствия, которое производится в двухмесячный срок, следователь знакомит обвиняемого, его защитника, потерпевшего, гражданского истца и ответчика с материалами уголовного дела. И завершает предварительное следствие составлением итогового доказательства обвинительного заключения, которое вместе с уголовным делом направляется в прокуратуру для утверждения, а потом в суд. Предварительное следствие может быть завершено составлением постановления о прекращении уголовного дела, либо постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера.

В тоже время различается подследственность следователей каждого ведомства, т.е. круг дел, которые может расследовать следователь каждого из 4 ведомств (эти правила предусмотрены ст.151 УПК).

На протяжении 30 лет в нашем государстве обсуждается вопрос о создании единого следственного аппарата, желательно подчиненному президенту либо правительству (но не находящийся в каком-либо ведомстве из 4). Это обеспечило бы большую самостоятельность, независимость следователей от тех органов, при которых они состоят.

Попытка создания единого следственного аппарата затягивается из-за ряда причин: — нужны большие финансовые средства

— существовало опасение разрушения многолетних связей следователей с теми органами, при которых они состоят.

Однако первый шаг в решение этой проблемы сделан. ФЗ от 5.07.2007г. создание Следственного комитета при прокуратуре РФ, состоящий из 3 звеньев: 1) следственные органы по районам. Городам

2) следственные управления по субъектам

3) главное следственное управление

В других ведомствах все осталось по-старому, хотя руководят их деятельностью руководители следственных органов.

Органы: 1.следственные органы Следственного комитета при прокуратуре

2. следственные органы Следственного органа при МВД

3. следственные органы в составе ФСБ

4. следственные подразделения федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Органы предварительного следствия перечислены в ст.151 УПК.

Система предварительного следствия

При расследовании уголовных дел следователь производит множество следственных и других процессуальных действий. Выполнять или не выполнять те или иные из этих действий — в большинстве случаев зависит от личного усмотрения следователя. Но ряд процессуальных действий закон относит к числу обязательных. Таковыми являются: а) принятие следователем дела к своему производству;

б) привлечение в качестве обвиняемого и предъявление обвинения;

в) допрос обвиняемого; г) применение меры пресечения или отобрание обязательства являться по вызовам и сообщать о перемене места жительства; д) ознакомление обвиняемого, а также потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей с материалами дела. При производстве дознания знакомится с материалами дела лишь обвиняемый; ж) составление обвинительного заключения или постановления о прекращении уголовного дела либо постановления о применении принудительных мер медицинского характера.

Процессуальные действия осуществляются в определенной последовательности. Например, производству следственных действий предшествует возбуждение уголовного дела; допросу лица в качестве обвиняемого — предъявление обвинения. Предъявлению следственного производства обвиняемому и его защитнику должно предшествовать принятие следователем решения об окончании предварительного следствия. Обвинительное заключение составляется только после окончания расследования. Строгая последовательность производства процессуальных действий является одной из важнейших гарантий успешного их осуществления и установления объективной истины по делу.

Что же касается производства неотложных следственных действий, т.е. действий по собиранию, проверке и оценке доказательств в процессе расследования, то они могут выполняться в различной последовательности, эти вариации избирает следователь, исходя из конкретных обстоятельств расследуемого преступления. Например, допрос свидетелей может быть произведен как в начале расследования, так и на более позднем его этапе. То же самое можно сказать о производстве обыска или выемки, предъявления для опознания или производства очной ставки.

Исходя из вышеизложенного, предварительное расследование представляет собой определенную систему деятельности. Она может быть представлена как единое целое, состоящее из относительно самостоятельных и вместе с тем тесно взаимосвязанных частей.

Предварительное расследование включает в себя девять частей. Такой подход наиболее полно раскрывает содержание и структуру рассматриваемой стадии. При тщательном анализе в ней действительно можно выделить следующие части:

1. Решение о принятии дела к своему производству.

2. Производство комплекса следственных и процессуальных действий, направленных на доказывания состава преступления и виновности конкретного лица.

3. Решение вопроса о привлечении лица в качестве обвиняемого, предъявление обвинения и допрос обвиняемого.

4. Решение вопроса о мере пресечения.

5. Производство комплекса процессуальных действий, направленных на проверку показаний обвиняемого и окончательное установление всех фактических обстоятельств, имеющих значение для дела.

6. Принятие решения об окончании расследования и предъявление следственного производства участникам процесса для ознакомления.

7. Разрешение ходатайств участников процесса и производства дополнительного расследования.

8. Составление обвинительного заключения и направления дела прокурору.

9. Рассмотрение дела прокурором, принятие по нему решения и направление дела в суд.

Такова система предварительного следствия по делам, направляемым в суд с обвинительным заключением.

Вместе с тем в отдельных случаях вполне закономерным может быть и иное решение уголовного дела. Так, оно может быть прекращено на любом из названных этапов после принятия его к своему производству. Подобное, однако, не означает, что стадии предварительного расследования здесь нет. Она имеется и в данном случае.

Не останавливайтесь, читайте дальше:

11.1. Сущность и система предварительного следствия

Предварительное следствие производится по всем уголов­ным делам, за исключением тех уголовных дел, по которым должно производиться дознание. Как правило, предварительное следствие производится по уголовным делам, имеющим боль­шую общественную опасность по сравнению с теми уголовны­ми делами, по которым, производится дознание.

Предварительное следствие условно делится на несколько этапов, которое в теории уголовного процесса объединяют в определенную систему.

Система предварительного следствия [10] включает:

1) принятие дела следователем к производству;

2) производство следственных действий по собиранию и проверке доказательств в целях раскрытия преступле­ния, изобличения виновных и установления обстоя­тельств преступления;

3) привлечение лица в качестве обвиняемого;

4) проверка доводов стороны защиты и выполнение след­ственных действий по окончательному установлению обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу;

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс.
СПб.: Питер, 2005. 272 с. – (Серия «Краткий курс»).

Раздел II. Досудебное производство

Глава 10. Предварительное расследование и его общие условия

§ 1. Понятие, система, этапы и формы предварительного расследования

Предварительное расследование – вторая стадия досудебного производства по уголовному делу, назначение которой состоит в подготовке уголовного дела для судебного разбирательства, а иногда — и для принятия здесь окончательного решения в виде прекращения уголовного дела или уголовного преследования.

В российском уголовном процессе предварительное расследование является основной формой досудебной подготовки материалов дела. Лишь по делам частного обвинения (ч. 2 ст. 20 УПК) вместо предварительного расследования подготовка материалов к судебному разбирательству производится самим потерпевшим при содействии мирового судьи (ст. 318-319).

Предварительное расследование преследует следующие цели: а) раскрыть преступление; б) изобличить виновного в совершении определенного преступления либо реабилитировать невиновного; в) сформировать достаточную доказательственную базу для проведения судебного разбирательства; г) обеспечить личное участие обвиняемого в суде; д) гарантировать возможное решение суда о возмещении вреда, причиненного преступлением.

Для достижения этих целей перед данной стадией стоят определенные задачи: а) поиск, собирание и исследование доказательств по делу; б) обеспечение права обвиняемого (подозреваемого) на защиту; в) применение (при необходимости) мер процессуального принуждения; г) передача уголовного дела в суд либо прекращение уголовного дела или уголовного преследования.

Отличие между целями и задачами заключается в том, что цели — это ожидаемый результат, который может быть до­стигнут или не достигнут в том или ином деле, в то время как выполнение задач — безусловная обязанность соответствующих участников процесса при производстве по каждому делу.

Итоговыми решениями предварительного расследования являются либо прекращение уголовного дела или преследования, либо передача дела в суд через прокурора с:

— обвинительным заключением (если по делу проводилось предварительное следствие – 215-222 УПК),

— обвинительным актом (если по делу производилось дознание – 225-226 УПК),

— постановлением о направлении дела в суд для принудительной меры медицинского характера (если под следствием находился невменяемый – ст. 439 УПК).

Стадия предварительного расследования начинается с момента возбуждения уголовного дела и заканчивается утверждением прокурором решения следователя или дознавателя о передаче дела в суд или прекращением уголовного дела (уголовного преследования).

Система предварительного расследования первоначально сформировалась еще в средневековом розыскном процессе, в котором уже тогда четко обозначились три ее этапа: общее расследование (лат. — inquisitio generalis), суммарное производство (inquisitio summaria) и специальное расследование (inquisitio specialis). [1]

1. Общее расследование называется так потому, что оно производится еще без обвиняемого, следовательно, в отношении относительно неопределенного (общего) круга лиц. Главные цели такого расследования — установить наличие или отсутствие события преступления, обнаружить и изобличить лицо, виновное в его совершении, либо реабилитировать невиновного. В ходе общего расследования происходит подготовка к выдвижению на следующем этапе так называемого первоначального обвинения.

2. Вторым этапом предварительного расследования является то, что, отдавая дань традиции, можно называть суммарным производством. После того как предполагаемый преступник установлен, необходимо оценить совокупность собранных по делу доказательств (как бы суммировать их), предъявить этому лицу обвинение и выяснить его доводы в свою защиту. То есть этап суммарного производства предназначен для выдвижения первоначального обвинения и конкретизации позиции, занятой стороной защиты. В российском уголовном процессе этому этапу соответствует вынесение постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, предъявление обвинения, допрос обвиняемого и решение вопроса об избрании ему меры пресечения.

3. Третий этап предварительного расследования — это специальное расследование, которое производится в отношении конкретного обвиняемого. На данном этапе с учетом подтверждения или опровержения доводов защиты, выдвинутых в ходе или после суммарного этапа, еще раз проверяется обоснованность обвинительных доказательств и определяется окончательное обвинение. В российском уголовном процессе (при производстве предварительного следствия) этот этап начинается после допроса обвиняемого и завершается составлением обвинительного заключения.

В историческом плане специальное расследование иначе называлось формальным, или судебным, потому что традиционно осуществлялось судебным органом — судебным следователем или следственным судьей.

Согласно УПК существует и четвертый этап досудебной подготовки — деятельность прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением или обвинительным актом.

Форма предварительного расследования – это совокупность процедур, условий и гарантий этой стадии. Форма предварительного расследования может усложняться или упрощаться (т.е. дифференцироваться) в зависимости от степени тяжести преступлений и сложности их расследования (о дифференциации процессуальной формы см. § 1 главы 20 и главу 28 пособия).

Уголовно-процессуальный закон предусматривает две основных формы предварительного расследования: предварительное следствие и дознание.

Предварительное следствие – это наиболее полная форма предварительного расследования, обеспечивающая максимальные гарантии установления истины и реализации прав участников процесса. Оно обязательно по всем уголовным делам, за исключением тех, по которым производится дознание и дел возбуждаемых в порядке частного обвинения. Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Для предварительного следствия в полной мере действуют все общие условия расследования, в нем реализованы все его институты, его срок составляет 2 месяца с возможностью дальнейшего продления.

Дознание – это упрощенная форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем или следователем по делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно (п. 8 ст. 5). Условиями для производства дознания являются а) небольшая опасность преступления (дознание, как правило, производится по преступлениям небольшой или средней тяжести – ч. 3 ст. 150), б) невысокая сложность расследования (выраженная в наличии подозрения против конкретного лица – ч. 1 ст. 223).

Упрощение формы расследования при производстве дознания выражено:

— в правовом статусе дознавателей (которые обладают меньшей процессуальной самостоятельностью, чем следователи);

— сокращении сроков (20 суток с возможным продлением до 30 суток);

— в отсутствии некоторых процессуальных институтов (процедуры привлечения лица в качестве обвиняемого, обвинительного заключения, следственной группы, помещения подозреваемого в медицинский стационар для проведения экспертизы и др.).

Третьей формой предварительного расследования, подчиненной предварительному следствию, является производство неотложных следственных действий органом дознания (ст. 157).

Производство неотложных следственных действий органом дознания — это факультативный начальный этап расследования, на котором орган дознания в неотложной ситуации вместо следователя возбуждает уголовное дело и выполняет процессуальную и оперативно-розыскную деятельность в целях быстрейшего закрепления следов преступления и установления лиц, совершивших преступление (п. 2 ч. 2 ст. 40; ст. 157). Не позднее 10 суток с момента возбуждения дела орган дознания обязан направить его прокурору для передачи следователю.

Под неотложной следственной ситуацией принято понимать обнаружение таких обстоятельств, которые явно указывают на наличие признаков преступления и дают основания полагать, что промедление с совершением необходимых процессуальных действий может повлечь за собой: а) утрату следов преступления и возможности закрепления доказательств, б) сокрытие лиц, совершивших преступление, в) утрату возможности возмещения ущерба, причиненного преступлением.

Содержание данного начального этапа расследования составляют: возбуждение уголовного дела; неотложные следственные действия (осмотр места происшествия, допрос потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обыск, выемка, освидетельствование, предъявление для опознания, назначение судебной экспертизы и др.); неотложные меры процессуального принуждения (задержание, избрание меры пресечения, арест имущества), административные и оперативно-розыскные действия (доставление, проверочная закупка).

Правильный выбор формы расследования — важное его условие. Производство дознания вместо предварительного следствия рассматривается как существенное нарушение уголовно-процессуального закона.

[1] Подробнее об этапах предварительного расследования в основных мировых системах уголовного судопроизводства см.: Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс. Учебник для вузов. СПб., 2004. С. 346-349.