Содержание статьи:

Проводки бухучета по ОС в бюджетных организациях

Бюджетные организации – это учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств. Бухгалтерский учет в таких организациях ведется на основе особого плана счетов для бюджетных учреждений со своими проводками, который утвержден Приказом № 174н МФ РФ от 16.12.2010 г. Во всех бюджетных учреждениях основные средства, согласно Инструкции № 25н, учитываются на счете № 010100000 — Основные средства.

Рассмотрим учет основных средств в бюджетных учреждениях в 2017 и 2018 году для начинающих.

Признаки отнесения объекта к основным средствам в бюджетных учреждениях:

  • его использование в процессе деятельности организации для управленческих нужд, в ходе выполнения работ либо оказания услуг;
  • срок полезного использования такого объекта – свыше 12 месяцев.

Минимальный размер стоимости для объектов основных средств бюджетных организаций не установлен.

Групповой учет основных средств в бюджетном учреждении можно производить для объектов стоимости до 40000 рублей.

К основным средствам бюджетных учреждений также относят:

  • законченные капвложения арендатора в арендованные им объекты;
  • капвложения в многолетние насаждения.

Отражение на счетах приобретения и поступления объектов основных средств

Основные средства учитываются в регистрах учета по их первоначальной стоимости. Она включает затраты на приобретение и сооружение объектов, консультационные услуги, доставку и прочие затраты, требуемые для приведения объекта в состояние готовности к эксплуатации с учетом предъявленного НДС. Учет на счетах бюджетного учета ведется в рублях и копейках.

Бюджетные учреждения могут, помимо бюджетного финансирования, получать доходы и из внебюджетных источников, в том числе от предпринимательства, при этом предусмотрено возмещение НДС.

Пример. Бюджетное учреждение оплатило и приобрело за счет бюджетного финансирования оборудование стоимостью 236000 руб. (из них 36000 руб. НДС) Расходы на доставку осуществленные транспортной организацией составили 11800 руб. (НДС – 1800 руб.). Оборудование введено в эксплуатацию.

Типовые проводки по отражению амортизации основных средств в бюджете

Амортизация в бюджетных учреждениях учитывается на счете 010400000. В зависимости от стоимости объектов она начисляется следующим образом:

  • объекты стоимостью 3000 руб. и менее, за исключением нематериальных активов и библиотечного фонда, не подлежат амортизации и сразу списываются на затраты с момента введения в эксплуатацию;
  • на объекты стоимостью более 3000 руб. и до 40000 руб. включительно начисляется амортизация в размере 100% с момента оформления на учет объекта недвижимого имущества или ввода в эксплуатацию объекта движимого имущества;
  • на объекты стоимостью свыше 40000 руб. – на основе установленных норм амортизации.

В третьем случае суммы амортизационных отчислений ОС рассчитываются линейным методом исходя из величины балансовой стоимости объекта, а также нормативного срока его полезного использования.

Начисление амортизации (10%, или 2478 руб.) на поступившее в приведенном примере оборудование будет отображаться проводкой:

Списание основных средств в бюджетных организациях

Основные средства списываются с баланса бюджетного предприятия по причине:

  • прихода в негодность из-за физического либо морального износа, стихийных бедствий, аварий и пр.;
  • передачи ОС другим организациям;
  • хищений и недостач;
  • реализации на сторону.

Пример 2. Списывается оборудование первоначальной стоимостью 80000 руб. при сумме начисленной амортизации в 75000 руб. Оприходованы запчасти на сумму 3000 руб.

Какие проводки использовать бюджетникам для учета основных средств

Основные средства в бухгалтерском учете

Основные средства — это материальные ценности, которые планируется использовать для осуществления деятельности учреждения не менее 12 месяцев. Причем в процессе признания ОС в бухгалтерском учете его стоимость не играет никакой роли.

В 2018 году бюджетники обязаны вести бухучет ОС по новому федеральному стандарту. О ключевых изменениях, которые регламентированы данным НПА, мы рассказывали в статье «Разбираемся в новых стандартах бухучета».

Синтетический и аналитический учет ОС в бюджетном учреждении осуществляется на счете 0 101 00 000. Объекты учета приходуются на баланс организации по первоначальной стоимости:

  • при стоимости основных средств до 10 000 рублей — признается малоценным и учитывается на забалансовых счетах;
  • при оценке до 100 000 рублей, но более 10 000 руб. — объект учитывается на соответствующем счете 101, при этом первоначальная стоимость (проводка ниже) списывается на соответствующий счет амортизации 0 104 00 000 в сумме 100 %;
  • объекты, стоящие дороже 100 000 рублей, подлежат учету на балансовом счете 101 с периодическим начислением амортизации, согласно выбранному способу.

Рассмотрим ключевые проводки по ОС в учете 2018 для бюджетных учреждений на конкретных примерах.

Как формируется первоначальная стоимость объекта основных средств

ГБОУ ДОД ДЮСШОР «АЛЛЮР» приобрело спортивный комплекс на сумму 250 000,00 рублей. Объект признан особо ценным имуществом.

Расходы на доставку оборудования сторонней транспортной компанией составили 21 000,00 руб.

Затраты на установку спорткомплекса аттестованными специалистами — 12 000,00 руб.

Расходы оплачены субсидией на выполнение муниципального задания.

Спорткомплекс введен в эксплуатацию. Составляем проводки.

Бюджетный учет основных средств в 2018 году (нюансы)

Учет основных средств в 2018 году в соответствии с бюджетным законодательством регламентируется единым планом счетов и инструкцией, утвержденными приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Он отличается от учета основных средств в коммерческих организациях и имеет свою специфику. Об этом — в нашей статье.

Основные средства в бюджетном учете — 2018: вводная информация и изменения

В соответствии с п. 21 приказа № 157н понятие «бюджетный учет основных средств» применяется только к определенным государственным организациям. Например, казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Помимо единого плана счетов, в бюджетном учете должен применяться специальный план счетов (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н).

Остальные госучреждения, ведя бухгалтерский и налоговый учет ОС в 2018 году, кроме единого плана счетов, используют планы счетов, утвержденные приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н или от 23.12.2010 № 183н (в зависимости от вида организации) и другие нормативные акты.

О нормативных документах, регулирующих бухучет в бюджетных структурах, читайте здесь.

В данной статье мы будем ссылаться на приказы № 157н и 162н как на основу бюджетного учета. Однако этот материал может быть полезен и прочим бюджетным структурам, поскольку раскрывает общие принципы бухгалтерского учета ОС с 2016 года, а особенно логику составления проводок.

Одним из основных критериев признания ОС является срок службы имущества, а именно интервал, превышающий 12 месяцев. Помимо этого, объект должен использоваться для осуществления деятельности учреждения постоянно или многократно. Также особенностью является то, что ОС не находятся в собственности учреждения, а оперативно управляются.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В состав основных средств не входят объекты, отнесенные согласно п. 99 приказа № 157н к материальным запасам. Например, орудия лова, бензомоторные пилы и т. д.

Срок эксплуатации можно определить согласно классификатору ОС, утвержденному постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1, по максимальной границе для групп 1–9. А для ОС со сроком эксплуатации более 30 лет применяются нормы из постановления Совета министров СССР от 22.10.1990 № 1072. СПИ может пересматриваться при модернизации.

Каждому инвентарному объекту как единице учета основных средств должен быть присвоен номер. И на каждый объект заводится инвентарная карточка, за исключением предметов, стоящих менее 3 000 руб., и библиотечных объектов.

Для учета основных средств предусмотрен синтетический счет 010100000 «Основные средства». Номер счета бюджетного учета состоит из 26 цифр, и только 18–26 разряды используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида ОС, а также сути их движения в номере счета меняется код в 22–26 разряде.

Ниже рассмотрена схема формирования номера счета бухучета в бюджетной организации, а также расшифрованы на примере коды разрядов. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к плану счетов (приказ № 157н), в таблице плана счетов бюджетного учета и в п. 2 инструкции к нему (приказ № 162н).

Особенности учета основных средств в бюджетных и казенных учреждениях

Основные средства являются не только подспорьем для получения доходов в коммерческих структурах, но и средствами труда в государственных и казенных учреждениях. Причем в бюджетных организациях их учет является еще более важным фактором, чем в иных компаниях.

Роль ОС в таких структурах

Все бюджетные учреждения получают финансирование от бюджетов различных уровней. Это и определяет особенности их ОС. Признаки средств, причисляемых к основным, в данном случае следующие:

  • Государственные и иные формы учреждений, находящихся на бюджете используют это имущество для проведения свойственных их статусу работ, оказания штатных услуг и управленческих действий.
  • Срок для полезного применения данного имущества – более года.

В состав ОС у «бюджетников» входит:

И учитывается оно в соответствии с классификацией:

  • По видам: помещения (жилые и нежилые) и сооружения, оборудование и транспорт, инвентарь, библиотечные фонды, ценное имущество.
  • По принадлежности: собственное, арендованное, в управлении.
  • По использованию: в эксплуатации, на реконструкции, в резерве, на консервации.

Учет основных средств в бюджетных учреждениях детально описан специалистом в этом видео:

Особенности

Они заложены в плановой схеме финансирования этого вида учреждений. В приобретении ОС здесь можно выделить несколько этапов:

  1. Согласование покупки или получения ОС в вышестоящих инстанциях, и выделение на это бюджетных фондов.
  2. Заключение договора, расчеты по нему и поставка имущества.
  3. Определение группы принадлежности вновь поступившего объекта по классификатору, включая и срок его пригодности.
  4. Расчет первоначальной стоимости, включая его цену и прочие расходы на транспортировку, и ввод в действие.
  5. Принятие на учет в организации.

Нормативное регулирование

Правовые основы по приобретению, учету и списанию ОС «бюджетниками» заложены вот в этих документах:

  • 402-ой федеральный закон, посвященный применению правил бухгалтерского учета.
  • Инструкция 157н по применению счетов, в которой расписаны условия причисления различных видов имущества к ОС.
  • Инструкция 162н, по применению бюджетного учета, определяющая порядок учета ОС в государственных и казенных организациях.

Отличие от внебюджетных ОС

Для данного типа учреждений, в нормативных актах заложено некоторое отличие в отношении к ОС по сравнению с коммерческими компаниями. Это:

  • Объектом ОС считается имущество со сроком использования более года, без учета ограничений по его минимальной стоимости.
  • Если срок полезной эксплуатации объекта менее года, то он не может считаться ОС независимо от его первоначальной оценки.
  • Исключение лишь библиотечные фонды.

Учет основных средств в бюджетных и казенных учреждениях

Задачами учета ОС в бюджетных учреждениях является:

  • Своевременное и правильное оформление и отражение получения, движения (амортизации) и выбытия имущества.
  • Составление отчетности по наличию и использованию ОС в учреждениях.
  • Контроль над присутствием и сохранностью имущества в местах его эксплуатации.
  • Расчет амортизационных отчислений и их применение в бухучете.
  • Осуществление налогового учета.
  • Контроль за эффективностью использования ОС.

Учет ОС можно разделить на три этапа:

Поступление

Для идентификации поступившего имущества как объекта ОС необходимо определить его:

  • Первоначальную (на момент прихода по документам) стоимость.
  • Срок полезной эксплуатации.

Стоимость определяется в разных случаях с учетом:

  • Цены по договору.
  • Стоимости строительных работ по смете.
  • Стоимости иных затрат по документам.
  • Расходов на транспортировку.
  • Таможенных выплат.
  • Иных расходов, непосредственно связанных с вводом в эксплуатацию данного ОС.

Срок эксплуатации можно определить:

  • Как максимальное значение по группе классификатора ОС.
  • Если он больше 30-ти лет, то по специальным нормативным документам.

При поступлении объекты отражаются в счете в нефинансовых активах по трем группам:

  1. Недвижимость.
  2. Движимые ОС.
  3. ОС в лизинге.

Ос могут быть приняты к учету в виде:

  • Инвентарного объекта.
  • Обособленного комплекса.

Поступление каждого инвентарного объекта или обособленного комплекса оформляется формой ОС-1, после чего на него:

Учет амортизации основных средств в учреждениях государственного муниципального типа — тема видео ниже:

Износ и амортизация

Амортизация госучреждениями начисляется равномерными ежемесячными суммами, разнесенными пропорционально на весь период полезной эксплуатации объекта. В исключительных случаях амортизация проводится в момент начала учета ОС в 100% размере. Это:

  • Недвижимость стоимостью до 40000.
  • Библиотечные фонды, оцененные до 40000.
  • Инвентарные объекты от 3000 до 40000.

Выбытие в бюджетных учреждениях ОС может быть по следующим причинам:

  • Безвозмездная передача. Основанием для списания в этом случае служат: приказ руководителя, акт передачи формой ОС-1.
  • Передача в аренду. Это вариант в бухгалтерских проводках не отражается, а оформляется договором аренды. Учет данного имущества ведется организацией на соответствующем субсчете.
  • Списание по причине полного физического и морального износа объекта и экономической нецелесообразности его ремонта или восстановления. В этом случае создается специальная комиссия, которая принимает решение, и проводит списание имущества с оформлением акта ОС-4 бюдж.

Если ОС находится в госучреждении на правах оперативного управления, то его списание возможно только с разрешения собственника. Поэтому в данном случае факт списания имущества, по решению вышестоящей организации, надо согласовывать:

  • С головной организацией, распределяющей финансирование и распоряжающейся имуществом.
  • С вышестоящей организацией, распределяющей финансирование и распоряжающейся имуществом.
  • С владельцем имущества.

Учет основных средств в казенных учреждениях описан в данном видеоролике:

Поступление основных средств и постановка их на учет в бюджетных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Раков С. В.

Объекты основных средств являются неотъемлемой частью финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений. Приобретение ими основных средств может осуществляться за счет бюджетных и внебюджетных средств. При этом в зависимости от источника финансирования применяются как бюджетный, так и налоговый учет основных средств . Бюджетный учет осуществляется на основании Инструкции №148н, налоговый на основании Налогового кодекса РФ. В статье приведены примеры и рассмотрены основные вопросы поступления и постановки на учет основных средств .

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Раков С. В.,

Текст научной работы на тему «Поступление основных средств и постановка их на учет в бюджетных учреждениях»

ПОСТУПЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И ПОСТАНОВКА ИХ НА УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ

аспирант кафедры бухгалтерскогоучета, анализа и аудита Вятский государственный университет

Для деятельности любого учреждения необходимо наличие основных средств. В ходе их эксплуатации они изнашиваются или морально устаревают, приобретаются основные средствадпя их замены. С 01.01.2009 действует новая Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 30.12.2009 № 148н (далее — Инструкция № 148н).

В Инструкции № 148н по бюджетному учету выделяют следующие виды нефинансовых активов:

010100000 «Основные средства»;

010200000 «Нематериальные активы»;

010300000 «Непроизведенные активы»;

010500000 «Материальные запасы»;

010600000 «Вложения в нефинансовые активы»;

010700000 «Нефинансовые активы в пути»;

010800000 «Нефинансовые активы имущества казны».

В соответствии с п. 16 Инструкции № 148н счет 010100000 «Основные средства» предназначен для учета объектов основных средств, к которым относятся материальные объекты основных фондов, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, независимо от стоимости объектов со сроком полезного использования более 12 мес.

Объекты основных средств принимаются к бюджетному учету по их первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью объектов основных средств признается сумма фактических вложений в приобретение, сооружение и изготовление объектов основных средств, с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках

деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ).

В случае приобретения, сооружения и изготовления основных средств в рамках деятельности, облагаемой НДС, сумма налога не включается в первоначальную стоимость, а относится в дебет счета 221001560 «Увеличение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам».

Первоначальная стоимость основных средств формируется из следующих сумм:

• суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

• суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

• суммы, уплачиваемые в соответствии с договором уступки (приобретения) прав правообладателю (продавцу);

• суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объектов основных средств;

• регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объекты основных средств;

• таможенные пошлины, патентные пошлины и иные аналогичные платежи, связанные с уступкой (приобретением) исключительных (имущественных) прав правообладателя;

• вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;

• затраты по доставке объектов основных средств, активов до места их использования, включая расходы по страхованию доставки;

• расходы по изготовлению (израсходованные учреждением материалы, оплата труда и начисления на оплату труда, услуги сторонних организаций ит. д.);

• иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объектов нефинансовых активов, включая содержание дирекции строящегося объекта и технический надзор.

Первоначальная стоимость основного средства формируется по дебету счета 110601310 «Увеличение капитальных вложений в основные средства» в корреспонденции с кредитом аналитических счетов счета 30200000 «Расчеты по принятым обязательствам». Сформированная первоначальная стоимость переносится затем в дебет аналитических счетов счета 010100000 «Основные средства».

В случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов основных средств изменяется первоначальная стоимость объекта. Такая стоимость называется балансовой стоимостью.

К основным средствам не относятся предметы, служащие менее одного года, независимо от их стоимости, материальные запасы, а также машины и оборудование, сданные в монтаж и (или) подлежащие монтажу, материальные объекты, находящиеся в пути или числящиеся в составе незавершенных капитальных вложений.

Единицей бюджетного учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно-сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

В случае наличия у одного конструктивно-сочлененного объекта нескольких частей основных средств, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Если здания примыкают друг к другу и имеют общую стену, но каждое из них представляет собой

самостоятельное конструктивное целое, они считаются отдельными инвентарными объектами.

Надворные постройки, пристройки, ограждения и другие надворные сооружения, обеспечивающие функционирование здания (сарай, забор, колодец и др.), составляют вместе с ним один инвентарный объект. Если эти постройки и сооружения обеспечивают функционирование двух и более зданий, они считаются самостоятельными инвентарными объектами.

Наружные пристройки к зданию, имеющие самостоятельное хозяйственное значение, отдельно стоящие здания котельных, а также капитальные надворные постройки (склады, гаражи и т.д.) являются самостоятельными инвентарными объектами.

Каждому инвентарному объекту, кроме объектов стоимостью до 3 000 руб. включительно, а также библиотечного фонда, драгоценностей и ювелирных изделий независимо от стоимости, независимо от того, находится ли он в эксплуатации, в запасе или на консервации, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер.

Присвоенный объекту инвентарный номер должен быть обозначен материально ответственным лицом в присутствии руководителя учреждения или его заместителя и работника бухгалтерии путем прикрепления жетона, нанесения краской или иным способом, обеспечивающим сохранность маркировки.

Когда объект является сложным, то есть включает те или иные обособленные элементы, составляющие вместе с ним одно целое, на каждом таком элементе должен быть обозначен тот же инвентарный номер, что и на основном объединяющем их объекте. Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в данном учреждении.

Инвентарные номера списанных с бюджетного учета объектов основных средств не присваиваются вновь принятым к бюджетному учету объектам.

При невозможности обозначения инвентарного номера на объекте основных средств в случаях, определенных требованиями его эксплуатации, присвоенный ему инвентарный номер применяется в целях бюджетного учета с отражением в соответствующих регистрах бюджетного учета без нанесения на объект основного средства.

Поскольку в Инструкции № 148н нет положений по формированию структуры инвентарного номера, учреждение должно самостоятельно ее разработать. Этот номер может содержать ту информацию, которая необходима учреждению для оперативного учета объектов нефинансовых ак-

тивов. Например, он может выглядеть следующим образом:

XX — два знака отведено для кода подразделения (в зависимости от масштабов учреждения может быть и больше), в котором находится или за которым числится нефинансовый актив;

X — код вида деятельности, где используется объект;

XXX — код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета;

X — код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета;

XXX. X — порядковый номер (в зависимости от количества объектов нефинансовых активов может содержать разное количество знаков).

Для учета операций с основными средствами применяются следующие счета (п. 20 Инструкции № 148н):

010101000 «Жилые помещения»; 010102000 «Нежилые помещения»; 010103000 «Сооружения»; 010104000 «Машины и оборудование»; 010105000 «Транспортные средства»; 010106000 «Производственный и хозяйственный инвентарь»;

010107000 «Библиотечный фонд»; 010108000 «Драгоценности и ювелирные изделия»;

010109000 «Прочие основные средства». Кроме того, в составе основных средств подлежат бюджетному учету: ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, самородки драгоценных металлов и драгоценные камни, слитки и бруски золота, серебра, платины и палладия, монеты из драгоценных металлов (золота, серебра, платины и палладия), за исключением монет, являющихся валютой РФ, находящихся в составе государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, на счете 010108000 «Драгоценности и ювелирные изделия».

Подлежат бюджетному учету и виды специальных (военных) основных средств по соответствующим счетам аналитического учета счета 010100000 «Основные средства».

В соответствии с п. 21 Инструкции № 148н поступление и внутреннее перемещение основных средств оформляются следующими первичными документами:

• акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001), кроме объектов основных средств стоимостью до 3 000 руб. и библиотечного фонда, драгоценностей и ювелирных изделий независимо от стоимости;

• акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030) с приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях;

• акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031);

• накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (ф. 0306032);

• акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основныхсредств (ф. 0306002);

• ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210). Учреждения могут приобретать основные

средства за счет выделенных им лимитов бюджетных обязательств и за счет средств, полученных из внебюджетных источников.

Условиями заключаемых договоров (контрактов) на поставку объектов основных средств предусматриваются авансовые платежи. При авансировании таких договоров (государственных контрактов) учреждениям следует руководствоваться постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 № 987 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».

В соответствии п. 6 этого документа получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, включая договоры, подлежащие оплате за счет средств, полученных от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности, вправе предусматривать авансовые платежи:

• вразмередо 100% суммы договора (контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году, — по договорам (контрактам) об оказании услуг связи, о подписке на печатные издания и об их приобретении, обучении на курсах повышения квалификации, участии в научных, методических, научно-практических и иных конференциях, о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проведении Всероссийской олимпиады школьников, приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, путевок на санаторно-курортное лечение, а также по догово-

рам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и по договорам о проведении лечения граждан РФ за пределами территории РФ, заключаемым Министерством здравоохранения и социального развития РФ с иностранными организациями;

• в размере до 60 % суммы договора (контракта), но не более 60 % лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году, — по государственным контрактам на оказание услуг по авиационным перевозкам высших должностных лиц органов государственной власти РФ, иных должностных лиц и представителей официальных делегаций, выполняемым по отдельным решениям Президента РФ, а также по авиационным перевозкам, осуществляемым в целях обеспечения визитов, и рабочих поездок указанных лиц;

• в размере до 30 % суммы договора (контракта), но не более 30% лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году, — по остальным договорам (контрактам), если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Таким образом, учреждения при заключении договоров (государственных контрактов) на поставку объектов основных средств как за счет бюджетных средств, так и за счет средств, полученных от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности, не вправе предусматривать 100% авансовые платежи. Авансовые платежи могут быть произведены в размере до 30 % суммы договора (контракта), но не более 30% лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году.

Исходя из п. 9 ст. 172 Налогового кодекса РФ (НК РФ) учреждение вправе принять НДС к вычету по авансовым платежам, произведенным из средств приносящей доход деятельности, на основании следующих документов: счетов-фактур, выставленных продавцами при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), документов, подтверждающих фактическое перечисление сумм оплаты, при наличии договора, предусматривающего перечисление указанных сумм.

В письме Минфина России от 06.03.2009 № 0307-15/39 указаны некоторые особенности принятия НДС к вычету по авансовым платежам. Если в дого-

воре на поставку товаров предусмотрено условие о перечислении предварительной оплаты (частичной оплаты) без указания конкретной суммы, то к вычету следует принимать НДС, исчисленный исходя из суммы перечисленной предварительной оплаты (частичной оплаты), указанной в счете-фактуре, выставленном продавцом. Если в договоре условие о предварительной оплате (частичной оплате) не предусмотрено или соответствующий договор отсутствует, а предварительная оплата перечисляется на основании счета, то налог по перечисленной предварительной оплате (частичной оплате) к вычету не принимается.

При осуществлении предварительной оплаты (частичной оплаты) наличными денежными средствами или в безденежной форме вычет налога не производится, поскольку в данных случаях у покупателя товаров (работ, услуг, имущественных прав) отсутствует платежное поручение.

Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ при исчислении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, на налоговые вычеты. В связи с этим НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на вычет НДС по перечисленным суммам предварительной оплаты (частичной оплаты), а не обязанность по принятию налога к вычету. Таким образом, если налогоплательщик использует свое право на принятие к вычету налога по полученным товарам (работам, услугам), а не по осуществленной предварительной оплате (частичной оплате) указанных товаров (работ, услуг), то это не приводит к занижению налоговой базы и суммы налога, подлежащего уплате в бюджет.

Согласно подп. 3 п. Зет. 170 НК РФ восстановление сумм налога производится покупателем в налоговом периоде, в котором суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам) подлежат вычету, или в налоговом периоде, в котором произошло изменение условий либо расторжение соответствующего договора и возврат соответствующих сумм оплаты, частичной оплаты.

Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету в отношении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

В соответствии с п. 2 Федерального закона РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» закупка основных средств на сумму, превышающую установленный Банком России предельный размер

расчетов наличными деньгами в РФ (100 000,00 руб.) между юридическими лицами по одной сделке должна производиться путем размещения заказа способом запроса котировок и заключения государственного контракта.

Приобретение основных средств за счет бюджетных средств. Этот вопрос автор статьи предлагает рассмотреть на следующем примере.

Пример. Учреждением приобретен хозяйственный инвентарь на сумму 118 000,00 руб., в том числе НДС — 18 000,00 руб. Согласно договору оплата поставщику проводилась в два этапа: аванс в размере 30% — 35 400,00 руб.; окончательный расчет на следующий день после получения инвентаря. Услуги транспортной организации по доставке составили 2 360,00 руб., в том числе НДС — 360,00 руб. Оплата произведена за счет бюджетных средств (табл. 1).

Приобретение основных средств за счет внебюджетных средств. Согласно п. 9 Инструкции № 148н при покупке основных средств за счет приносящей доход деятельности в бюджетном учете проводки отражаются так же, как и в случае приобретения за счет бюджетного финансирования, с той лишь разницей, что в счете «вид деятельности» вместо кода 1 надо указывать код 2 — «приносящая доход деятельность».

Существуют три варианта учета НДС при формировании первоначальной стоимости:

1) если основное средство приобретается за счет средств внебюджетной деятельности, облагаемой НДС, и в дальнейшем оно будет использоваться в этой деятельности, сумма НДС, предъявленная поставщиками, не учитывается в его первоначальной стоимости, а принимается к вычету.

Пример. Учреждение приобрело холодильное оборудование на сумму 100 000,00 руб. (в том числе НДС — 15 254,23 руб.) за счет приносящей доход деятельности, облагаемой НДС. Договором предусмотрен аванс в размере 30% — 30 000,00 руб. Стоимость доставки оборудования — 5 000,00 руб. (в том числе НДС — 762,71 руб.) (табл. 2).

Пример. Учреждением приобретен хозяйственный инвентарь в рамках приносящей доход деятельности стоимостью 118 000,00 руб., в том числе НДС — 18 000,00 руб. Согласно договору оплата поставщику проводилась в два этапа: аванс в размере 30 % — 35 400,00 рублей; окончательный расчет на следующий день после получения инвентаря. Услуги транспортной организации по доставке хозяйственного инвентаря составили 1 250,00 руб., в том числе НДС — 190,68 руб. Приносящая доходдеятельность облагается НДС (табл. 3);

2) в случае когда приносящая доход деятельность не облагается НДС, суммы налога, предъявленные поставщиками основного средства, формируют его первоначальную стоимость.

Проводки в бухгалтерском учете учреждения

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.

Перечислен авансовый платеж 1 206 19 560 1 304 05 310 35 400,00

Отражено поступление основных средств 1 106 01 310 1 302 19 730 118 000,00

Зачтен ранее перечисленный аванс 1 302 19 830 1 206 19 660 35 400,00

Произведен окончательный расчет за столы 1 302 19 830 1 304 05 310 82 600,00

Отражены оказанные услуги по доставке столов 1 106 01 310 1 302 05 730 2 360,00

Произведена оплата транспортных услуг 1 302 05 830 1 304 05 222 2 360,00

Приняты к учету по сформированной стоимости столы (118 000,00 + 2 360,00) 1 101 06 310 1 106 01 410 120 360,00

Отражение операций в бухгалтерском учете учреждения

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.

Перечислен аванс поставщику 2 206 19 560 2 201 01 610 30 000,00

Получено холодильное оборудование 2 106 01 310 2 302 19 730 84 745,77

Учтен НДС со стоимости оборудования 2 210 01 560 2 302 19 730 15 254,23

Зачтен перечисленный аванс 2 302 19 830 2 206 19 660 30 000,00

Произведен окончательный расчет с поставщиком 2 302 19 830 2 201 01 610 70 000,00

Оказаны услуги по доставке оборудования 2 106 01 310 2 302 05 730 4 237,29

Учтен НДС со стоимости услуг по доставке оборудования 2 210 01 560 2 302 05 730 762,71

Оплачены услуги по доставке оборудования 2 302 05 830 2 201 01 610 5 000,00

Холодильное оборудование введено в эксплуатацию (84 745,77 + 4 237,29) 2 101 04 310 2 106 01 410 88 983,06

Предъявлен к вычету НДС (15 254,23 + 762,71) 2 303 04 830 2 210 01 660 16 016,94

Отражение операций в бухгалтерском учете учреждения

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.

Перечислен аванс по договору на приобретение хозинвентаря 2 206 19 560 2 201 01 610 35 400,00

Принят к вычету НДС с перечисленного аванса 2 303 04 830 2 210 01 660 5 400,00

Получен хозинвентарь 2 106 01 310 2 302 19 730 100 000,00

Учтен НДС, предъявленный поставщиком инвентаря 2 210 01 560 2 302 19 730 18 000,00

Зачтен ранее перечисленный аванс 2 302 19 830 2 206 19 660 35 400,00

Произведен окончательный расчет с поставщиком хозинвентаря 2 302 19 830 2 201 01 610 82 600,00

Восстановлен НДС, предъявленный к вычету с перечисленного аванса 2 210 01 660 2 303 04 730 5 400,00

Принят к вычету НДС, уплаченный поставщику хозинвентаря 2 303 04 830 2 210 01 660 18 000,00

Оказаны услуги по доставке хозинвентаря 2 106 01 310 2 302 05 730 1 059,32

Учтен НДС, предъявленный транспортной организацией 2 210 01 560 2 302 19 730 190,68

Оплачены услуги по доставке хозинвентаря 2 302 05 830 2 201 01 610 1 250,00

Хозинвентарь приняткучету (100 000,00 + 1 059,32) 2 101 06 310 2 106 01 410 101 059,32

Пример. Учреждением приобретен хозяйственный инвентарь на сумму 118 000,00 руб., в том числе НДС — 18 000,00 руб. Согласно договору оплата поставщику проводилась в два этапа: аванс в размере 30 % — 35 400,00 руб.; окончательный расчет на следующий день после получения инвентаря. Услуги транспортной организации по доставке составили 2 360,00 руб., в том числе НДС — 360,00 руб. Оплата произведена за счет внебюджетных средств (табл. 4);

3) если основное средство приобретается для использования в операциях, как облагаемых, так и не облагаемых НДС, к возмещению принимается налог, рассчитываемый пропорционально стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению, в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период. Невозмещаемая сумма НДС в этом случае должна быть включена в первоначальную стоимость имущества (дебет счета 2106 01 310 «Увеличение капитальных вложений в основные средства»), а оставшаяся часть отнесена на счет 2 210 01 560 «Увеличение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам».

Согласно п. 4 ст. 170 НК РФ «входной» НДС принимается к вычету либо учитывается в стои-

мости в той пропорции, в которой используется для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежит налогообложению (освобождаются от налогообложения), — по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления облагаемых налогом и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период.

Для бюджетных организаций понятие «общая стоимость товаров, работ, услуг, имущественных прав, отгруженных за налоговый период» подразумевает только отгруженные (реализованные) платные услуги. Услуги, оказанные в рамках бюджетной деятельности, в расчет не принимаются.

Проводки в бухгалтерском учете учреждения

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.

Перечислен авансовый платеж 2 206 19 560 2 304 05 310 35 400,00

Отражено поступление основных средств 2 106 01 310 2 302 19 730 118 000,00

Зачтен ранее перечисленный аванс 2 302 19 830 2 206 19 660 35 400,00

Произведен окончательный расчет за столы 2 302 19 830 2 304 05 310 82 600,00

Отражены оказанные услуги по доставке столов 2 106 01 310 2 302 05 730 2 360,00

Произведена оплата транспортных услуг 2 302 05 830 2 304 05 222 2 360,00

Приняты к учету по сформированной стоимости столы (118 000,00 + 2 360,00) 2 101 06 310 2 106 01 410 120 360,00

Исходя из письма Минфина России от20.01.2004 №04-03-14/02, при определении указанной пропорции выручка берется без учета сумм НДС.

При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налоганадоходы физическихлиц), не включается.

Согласно ст. 163 НК РФ и письму ФНС России от 24.06.2008 № ШС-6-3/[email protected] определение пропорции для расчета сумм налога на добавленную стоимость следует производить по данным текущего налогового периода.

В соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ налогоплательщик имеет право не применять вышеуказанное правило к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 % общей величины совокупных расходов на производство.

Пример. Учреждение за счет приносящей доход деятельности, облагаемой НДС, приобрело мебель стоимостью 55 000,00 руб. (в том числе НДС — 8 389,83 руб.). Мебель будет использована в деятельности, как облагаемой, так и не облагаемой НДС. В данном налоговом периоде стоимость платных услуг, не подлежащих обложению НДС, в общей стоимости услуг составляет 40 %.

Сумма НДС, предъявленная поставщиком, которая войдет в первоначальную стоимость мебели составит 3 355,93 руб. (8 389,83 • 40%), к вычету будет предъявлена сумма НДС —

5 033,90 руб. (8 389,83 — 3 355,93) (табл. 5).

Безвозмездное поступление основных средств. В соответствии с п. 13 Инструкции № 148н первона-

чальной стоимостью объектов основных средств, полученных учреждением по договору дарения, признаются их рыночная стоимость на дату принятия к бюджетному учету, а также стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодноедля использования.

Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бюджетному учету.

Для определения рыночной стоимости основных средств можно использовать:

• результаты экспертизы, проведенной независимым оценщиком;

• официальные сведения органов государственной статистики;

• документы, представленные дарителем, в которых отражена стоимость подаренного объекта основных средств (при условии, что дата приобретения объекта основного средства близка к дате принятия его к учету и на рынке не происходило серьезных колебаний цен, повлиявших на стоимость этого объекта). Если поставщиками и подрядчиками предъявлены суммы НДС при поставках основных средств, то они либо учитываются на счете 110601310 «Увеличение капитальных вложений в основные средства», либо выделяются на счет 221001560 «Увеличение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам» в зависимости от видадеятельности (бюджет, внебюджет), в которой будут использоваться основные средства.

Пример. Учреждение 23.12.2009 получило от юридического лица по договору пожертвования телевизоры в количестве трех штук. К договору приложены счет-фактура и накладная на приобретение этих объектов, согласно которым выяснилось, что телевизоры куплены юридическим лицом 04.12.2009 по цене 4 300,00 руб. за одну штуку (НДС не облагается). Полученные телевизоры предполагается использовать в рамках бюджетной деятельности.

С момента приобретения юридическим лицом телевизоров до момента их передачи учреждению

Проводки в бухгалтерском учете учреждения

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.

Получена мебель 2 106 01 310 2 302 19 730 49 966,10

Учтен НДС 2 210 01 560 2 302 19 730 5 033,90

Мебель введена в эксплуатацию 2 101 06 310 2 106 01 410 49 966,10

Предъявлен к вычету НДС 2 303 04 830 2 210 01 660 5 033,90

Проводки в бухгалтерском учете учреждения

Учтена рыночная цена телевизоров, полученных в виде пожертвования (4 300 руб. • Зшт.)_

Приняты к учету телевизоры по сформированной стоимости

Начислена 100 %-ная амортизация при вводе телевизоров в эксплуатацию_

Проводки в бухгалтерском учете учреждения

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.

Получено безвозмездно оборудование 1 106 01 310 140101 151 270 000,00

Отражена сумма начисленной амортизации 140101 151 1 Ю4 04 410 210 000,00

Учтены при формировании первоначальной стоимости расходы, связанные с доставкой оборудования 1 106 01 310 1 302 05 730 15 100,00

Принято к учету оборудование по формированной стоимости (270 000,00 + 15 100,00) 1 101 04 310 1 106 01 410 285 100,00

прошло меньше месяца, поэтому их покупную цену можно считать рыночной (табл. 6).

Безвозмездная передача объектов основных средств между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям бюджетных средств одного бюджета бюджетной системы РФ, между учреждениями разных уровней бюджетов, между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств, а также государственным и муниципальным организациям, осуществляется по балансовой стоимости объекта с одновременной передачей суммы начисленной на объект основного средства амортизации.

В соответствии с п. 21, 49, 75 Инструкции № 148н безвозмездно полученные основные средства принимаются к учету по сформированной стоимости, минуя счет 010601000 «Капитальные вложения в основные средства». Если основные средства были в эксплуатации ранее, учреждению передается и сумма начисленной ранее амортизации. Если учреждение понесло дополнительные расходы, связанные с приведением их в состояние, пригодное для использования, то такие расходы учитываются при формировании первоначальной стоимости объектов основных средств на счете 010601000 «Капитальные вложения в основные средства».

Пример. Учреждение, подведомственное муниципальным органам власти, получило оборудование в рамках безвозмездной передачи. В соответствии с актом приемки-передачи его стоимость составляет 270 000,00руб., а сумма начисленной амортизации — 210 000,00 руб. За доставку данного оборудования учреждение понесло расходы в сумме 15 100,00 руб. (НДС не облагается). Операции совершены в рамках бюджетной деятельности (табл. 7).

Практика показывает, что не все бюджетные учреждения увеличивают стоимость основных средств на величину затрат по доставке, установке, наладке объектов основных средств в учреждении. Следовательно, первоначальная стоимость таких объектов основных средств занижена и не позволяет достоверно оценить эффективности расходования бюджетных средств. По мнению автора статьи, необходимо помнить, что первоначальная стоимость основных средств должна включать произведенные учреждением расходы, связанные с получением объекта основных средств.

Таким образом, бюджетные учреждения приобретают основные средства как в процессе купли-продажи, так и безвозмездно. От правильного отражения этих операций в бухгалтерском учете зависит выполнение сметы доходов и расходов учреждения, а также экономическая обоснованность расходования бюджетных средств.

1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

2. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ.

3. Об утверждении инструкции по бюджетному учету: приказ Минфина России от 30.12.2008 № 148н.

4. О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов: постановление Правительства РФ от 24.12.2008 № 987.

5. Письмо Минфина России от 20.01.2004 № 04-0314/02.

6. Письмо ФНС России от 24.06.2008 № ШС-6-3/[email protected]

7. Письмо Минфина России от 06.03.2009 № 03-0715/39.