Система информационного законодательства

В первую очередь в данном контексте идет речь о правах граждан, юридических лиц и государства на свободное получение, распространение и использование информации. Государство должно исходить из принципа безусловного правового равенства всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса.

В начале XXI столетия активизировалась законодательная деятельность по регулированию информационных отношений в России. К настоящему времени принято значительное количество нормативных правовых актов. Среди них — федеральные законы «О средствах массовой информации», «Об информации, информатизации и защите информации», «О связи», «Об архивном фонде Российской Федерации и архивах (основы законодательства)», «О библиотечном деле», «О государственной тайне», «Об участии в международном информационном обмене», «Об авторском праве и смежных правах» и др.

Задачи создания эффективного законодательства в информационной сфере должны безусловно сочетаться с общими задачами создания и развития российского законодательства в целом. Федеральное Собрание совместно с исполнительной и судебной ветвями власти формирует план законодательных работ, в осуществлении которого ведущую роль играет Государственная Дума, а в области информационного права — Комитет по информационной политике и связи.

Комитет по информационной политике и связи строит свою законодательную деятельность, исходя из соображений комплексного системного подхода к проблеме создания и развития эффективного информационного пространства России. Вновь разрабатываемые законодательные акты увязываются с действующими законами по всему спектру направлений деятельности Комитета: информационному праву, средствам массовой информации, книгоизданию, связи, информатизации, информационной защите. Работа Комитета ведется в контакте с соответствующими ведомствами — Госкомсвязью, Госкомпечатью, Росархивом, Госстандартом, Миннауки, Минэкономики, РАН, ФСБ, Мин- культуры, Госкино, а также с крупнейшими СМИ, издательствами и др.

Нормативно-правовая база функционирования СМИ, сложившаяся за последнее десятилетие в России, создает благоприятные, как никогда ранее, условия для их активного и социально полезного взаимодействия с внешней средой.

повышение статуса различных видов информационных ресурсов;

—доступ к информации— с позиций обеспечения конституционных прав и свобод;

—развитие коммуникационных систем и сетей — с позиций достижения информационного изобилия в стране и вхождения в мировые системы и сети; —

охрана личной тайны; —

охрана коммерческой тайны; —

охрана авторских и смежных прав; —

придание юридического статуса подписи электронного документа, электронным контрактам; —

защита информации, систем и сетей; —

защита пользователей от ложной и оскорбительной информации; —

поддержка отечественного производителя информационных средств, продуктов и услуг; —

ответственность за правонарушения в коммуникационных системах и сетях, за пиратское распространение информационных продуктов.

Комитет Государственной Думы по информационной политике и связи работает над принятием ряда важнейших федеральных законов — «О телевизионном вещании и радиовещании», «Об обеспечении участия Российской Федерации в структуре международной электросвязи», «Об электронной цифровой подписи», «О коммерческой тайне», «О праве на информацию», «О государственной автоматизированной информационной системе «Выборы», «Об информационном обеспечении органов государственной власти», «Об обеспечении информационного взаимодействия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации», «Об издательском деле в Российской Федерации» и др.

Система информационного законодательства

Акты отрасли информационного законодательства условно подразделяются на две группы: акты, «образующие» систему информационного законодательства как единый, цельный механизм правового регулирования отношений в информационной сфере (Общая часть), и акты, регулирующие отдельные направления в соответствии с установленными в общей части принципами, нормами и правилами (Особенная часть).

Законодательство об осуществлении права на поиск, получение и потребление информации (о праве на доступ к информации или право знать) только лишь формируется и, к сожалению, специальных федеральных законов в области реализации права на информацию пока нет. В первом чтении в Государственной Думе принят проект федерального закона «О праве на доступ к информации». Тем не менее основу этого законодательства составляют нормы Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации». Кроме того, правила поиска и получения информации регламентируются отдельными нормами «тематических» федеральных актов в области библиотечного дела, архивного дела и в других областях информационной деятельности.

Законодательство о гражданском обороте информации призвано урегулировать отношения, возникающие при обращении информации в качестве товара. Такого законодательства пока не существует. Есть только теоретические проработки (см. гл. 7), в которых вырабатываются требования к такому законодательству.

Законодательство о формировании информационных ресурсов, подготовке информационных продуктов, предоставлении информационных услуг (о документированной информации) представлено блоком нормативных правовых актов (см. приложение № 3).

Основополагающим, базовым актом этого законодательства является Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации». В блок входят также Основы законодательства РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «О культуре»1, Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации»2, Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов», Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене», а также отдельные нормы других федеральных законов.

Законодательство о создании и применении информационных систем, их сетей, иных информационных технологий и средств их обеспечения

представлено блоком федеральных законов информационного законодательства и отдельных норм других актов (см. приложение № 3). Сюда входят нормы Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», нормы из Гражданского кодекса РФ, Федеральный закон от 16 февраля 1995 г. № 15-ФЗ «О связи»3, Закон РФ от 10 июня 1993 г. № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг»4, отдельные нормы других актов.

Законодательство об информационной безопасности включает в свой состав Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности»1, нормы Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4524-1 «О федеральных органах правительственной связи и информации»2, отдельные нормы других актов (см. приложение № 3).

Законодательство об интеллектуальной собственности образуют акты трех институтов — об авторском праве и смежных правах, патентного и о ноу-хау (см. приложение № 3).

Законодательство об авторском праве и смежных правах представлено Законом РФ от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах», законами РФ от 23 сентября 1992 г. №3526-1 «О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных»3, «О правовой охране топологий интегральных микросхем»4 и отдельными нормами других актов. Основные нормы патентного законодательства представлены Патентным законом Российской Федерации. Законодательство о ноу-хау только лишь формируется. В настоящее время разработан проект федерального закона «О коммерческой тайне», обсуждаются вопросы создания проекта федерального закона «О служебной тайне».

Законодательство о средствах массовой информации (см. приложение № 3) включает в свой состав Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»5, федеральные законы «О рекламе», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации». Сюда же относятся проекты федеральных законов «О телевидении и радиовещании», «О кабельном телевидении», «Об общественно-правовом вещании», «О спутниковом вещании» и др.

Законодательство о библиотечном деле представлено Основами законодательства РФ о культуре, Федеральным законом «О библиотечном деле»; законодательство об архивном фонде и архивах — Основами законодательства РФ «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах», законодательство о государственной тайне — Законом РФ «О государственной тайне», законодательство о коммерческой тайне только формируется (подготовлен проект федерального закона «О коммерческой тайне»). Законодательство о персональных данных формируется и пока представлено набором норм действующих федеральных законов, прежде всего Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации». Активно готовится проект федерального закона «Об информации персонального характера».

Кроме того, эти отрасли дополняются нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации, а также отдельными нормами актов других отраслей законодательства.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Система информационного законодательства

Классификация нормативно-правовых источников по предметам правового регулирования

Законодательство в сфере информационной деятельности и соответствующих отношений только складывается, и ставить вопрос о его кодификации или завершенной систематизации преждевременно.

Систематизация нормативного материала в рассматриваемой области затруднена еще и потому, что нормы, регулирующие эти отношения, рассредоточены в настоящее время по разным отраслям законодательства, а специальных федеральных законов в данной области пока немного. Большинство субъектов Российской Федерации активно формируют свои пакеты законодательства в данной области, порой обгоняя темпы федерального уровня.

В развитие конституционной основы информации и информатизации к настоящему времени принято и действует около десятка специальных федеральных законов. Это законы: об информации, информатизации и защите информации, об участии в международном информационном обмене, о государственной тайне, а также комплекс актов по архивным фондам и архивам РФ, по библиотекам страны, закон об обязательном экземпляре документов, ряд актов, связанных с определением правового статуса органов исполнительной власти, действующих в области информации. Достаточно громоздок пакет нормативных актов по СМИ, телерадиовещанию и средствам связи. Многие важные акты находятся пока в проектах.

Кроме специальных законов, образующих основу информационного законодательства, активную роль в сфере информации играют все кодексы, в которых содержатся нормы о порядке работы с информацией как самостоятельным объектом (например, ст. 179 ГК РФ об информационных услугах, ст. 160 ГК РФ об использовании электронной подписи, гл. 38 ГК РФ о выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, ст. 744 ГК РФ о работе с документами при реализации строительного подряда). Аналогично можно выявить много статей Гражданского кодекса РФ, относящихся к установлению ответственности за преступления, связанные с информацией и нарушением работы с ней (и это не ограничивается главой Уголовного кодекса РФ о компьютерных преступлениях).

В большинстве законов Российской Федерации по другим (не чисто информационным) отношениям содержатся статьи и даже главы об информационном обеспечении соответствующей области отношений или о порядке сбора, хранения и использования информации. Это еще один пласт информативных источников, слабо связанных и согласованных между собой с точки зрения методологии работы с информацией и правового регулирования соответствующих отношений. В значительной мере это касается проблем лицензирования, сертификации, права доступа к информации.

Отсюда возникают трудности в практике правоприменения и исполнения законов. Каждая отрасль государственного строительства и управления, сфера экономической и иной деятельности разрабатывает правила в области информации и информатизации как бы самостоятельно, что приводит к увеличению затрат и несовместимости в процессе функционирования всего социального организма.

Колоссальная работа проводится субъектами Российской Федерации в области формирования, упорядочения и использования информационных ресурсов. В большинстве субъектов РФ приняты специальные законы, а общее число актов, связанных с информационной проблематикой, не считая вопросов СМИ, доходит в отдельных субъектах до 50—70 специальных актов.

В условиях достаточно беспорядочного развития нормативной основы и трудностей ее упорядочения с точки зрения задач информатики и учета условий глобальных информационных процессов большое значение приобретает вопрос о классификации нормативного материала в рассматриваемой сфере.

ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ЕГО СИСТЕМА;

Информационное законодательство представляет собой совокупность законов, иных нормативно-правовых актов, с помощью и посредством которых государство устанавливает, изменяет либо прекращает действия соответствующих информационно-правовых норм. Информационное за­конодательство выступает главенствующей формой закрепления норм информационного права и важнейшим правообразующим фактором. По­явление информационного законодательства в системе нормативно-пра­вовых актов Российской Федерации свидетельствует о повышении роли государства в регулировании информационных отношений и придании им качеств общественно значимых отношений.

Наряду с законодательством иных отраслевых принадлежностей информационное законодательство органично включено в систему источников информационного права и является основной их разно­видностью.

Систему информационного законодательства образуют различные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные пра­вовые акты, посвященные прямому или опосредованному регулиро­ванию отношений, объектом которых является информация, произ­водные от нее продукты и связанная с ними деятельность.

Система информационного законодательства включает в себя правовые акты федеральных органов и акты органов субъектов РФ. Это обусловлено, в частности, тем обстоятельством, что Конститу­ция РФ в пункте «и» ст. 71 относит информацию и связь к веде­нию Российской Федерации и в то же время защиту прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере к совместному ве­дению Российской Федерации и субъектов Федерации (пункт «б» части первой ст. 72 Конституции РФ).

Среди правовых актов федеральных органов главное место занима­ют федеральные законы. Они обладают высшей юридической силой, регулируют наиболее важные, основополагающие отношения и содер­жат информационно-правовые нормы исходного характера, которые рассчитаны на постоянное либо длительное действие. Признание за фе­деральными законами высшей юридической силы и их верховенство среди иных источников информационного права позволяет сделать вы­вод о необходимости их более широкого использования в правотворче­ской деятельности и активного конструирования в них норм прямого действия, чего, по правде говоря, законодатель зачастую избегает.

Нормативные акты, не относящиеся к категории законов, явля­ются подзаконными. В их число входят нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ, ведомственные нормативные акты. Многие из них носят комплексный характер, но включают в себя и правила информационно-правового содержания. Акт, изданный на основе и во исполнение закона, не может выходить за его рамки и за пределы полномочий издавшего его органа. Подзаконные нор­мативные акты характеризуются также тем, что они направлены на организацию исполнения закона.

В нормативно-правовом массиве подзаконного характера веду­щую роль играют указы Президента РФ, которые являются основ­ными актами осуществления компетенции Президента РФ, непо­средственно закрепленной в Конституции РФ и вытекающей из ос­новополагающих принципов разделения властей.

Среди подзаконных актов в информационной сфере видное ме­сто занимают правовые акты Правительства РФ. Они издаются главным образом тогда, когда в законе есть прямые указания на подобное издание либо дано конкретное поручение.

Ведомственные акты, как подзаконные, издаются на основе за­конов, указов Президента РФ и актов Правительства РФ. Они представляют собой управленческие акты органов специальной ком­петенции. Их юридическая сила зависит от функций издавшего их органа и специфики государственного управления информационной сферой.

На уровне субъектов РФ применяются те же формы выражения информационного права, что и на федеральном уровне (законы субъектов РФ, постановления органов исполнительной власти, акты отраслевых и территориальных органов управления). Основанием для данного уровня нормотворчества является часть 4 ст. 76 Кон­ституции РФ.

Наряду с актами законодательства и подзаконными норматив­ными правовыми актами, издаваемыми для целей регулирования информационных отношений, существуют так называемые локаль­ные нормативные акты. Они, как правило, представляют собой приказы и распоряжения нормативного и индивидуального значе­ния, принимаемые руководителями различных организаций. С по­мощью локальных актов регулируются самые различные информа­ционные вопросы, например порядок конфиденциального делопро­изводства, порядок допуска сотрудников к сведениям, находящимся в режиме служебной и коммерческой тайны, порядок организации защиты коммерческой тайны в организации и т. п.

В систему информационного законодательства следует включить и международно-правовые акты, предметом регулирования которых являются информационные отношения.

§ 2. СТРУКТУРА И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФОРМАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Несмотря на то что информационное законодательство находит­ся на этапе своего становления, уже сегодня можно говорить о наличии некой его упорядоченности. В основу этой упорядоченности положен принцип иерархии, выражающийся в соподчиненности ак­тов различного уровня, который присущ всем отраслевым структу­рам законодательства. Информационное законодательство в данном отношении не является исключением. Существует несколько уров­ней нормативных правовых актов, регулирующих информационные отношения.

Первый уровень, который можно условно назвать конституци­онным, отражает ведущую роль Конституции РФ в информацион­но-правовом нормотворчестве. Он представлен рядом конституци­онных норм, к которым мы обращались выше.

Второй уровень нормативных правовых актов составляют акты информационного законодательства. Специфика данного уровня со­стоит в том, что федеральные ‘законы, регулирующие отношения в информационной сфере, а равно иные принятые в соответствии с ними нормативные акты подчинены Конституции РФ и не могут ей противоречить.

Среди законов выделяется базовый для информационной сферы Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», пришед­ший на смену Федеральному закону от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» 1 и всту­пивший в силу 29 июля 2006 г.

Новым Федеральным законом регулируются три группы взаимо­связанных между собой отношений, складывающихся при:

— осуществлении права на поиск, получение, передачу, произ­водство и распространение информации;

— применении информационных технологий;

— обеспечении защиты информации.

Указанный Федеральный закон состоит из 18 статей и в значи­тельной степени отличается от своего предшественника как компо­зиционно, так и в содержательном плане. Наиболее существенным отличием Закона 2006 г. от Закона 1995 г. следует признать отказ законодателя от института информационных ресурсов, который яв­лялся ключевым в прежнем законе и во многом предопределял структуру и характер подачи нормативного материала. Кроме того, институт информационных ресурсов широко применяется в иных федеральных законах и подзаконных актах, что, видимо, потребует их пересмотра.

В Законе 2006 г. получили закрепление вопросы, связанные, в частности, с правомочиями обладателя информации (ст. 6), правом на доступ к информации (ст. 8), ограничением доступа к информа­ции (ст. 9), распространением информации или ее предоставлением (ст. 10), документированием информации (ст. 11), государственным регулированием отношений в сфере применения информационных

СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609; 2003. № 2. Ст. 167.

технологий (ст. 12), структурой и построением информационных сис­тем (ст. 13, 14), использованием информационно-телекоммуникаци­онных систем (ст. 15), защитой информации (ст. 16), ответственно­стью за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации (ст. 17).

К актам информационного законодательства федерального уровня относится и Федеральный закон «Об обязательном экземпляре доку­ментов» 1 . Данный нормативный акт определяет политику государства в области формирования обязательного экземпляра документов как ресурсной базы комплектования библиотечно-информационного фонда России и развития системы государственной библиографии, предусматривает обеспечение сохранности обязательного экземпляра документов, его общественное использование. Этим Законом уста­новлены виды обязательного экземпляра документов, категорий их производителей и получателей, сроки и порядок доставки обязатель­ного экземпляра документов, ответственность за их нарушение. Фе­деральный закон «Об обязательном экземпляре документов» отличает от упомянутых выше законов сугубо административно-правовой ха­рактер регулирования.

Видное место среди законов, регулирующих отношения в ин­формационной сфере, занимает Закон РФ «О средствах массовой информации» 2 , представляющий собой комплексный нормативный акт, регламентирующий отношения, возникающие в процессе орга­низации и функционирования средств массовой информации. Он состоит из восьми глав, объединяющих более 60 статей. В основных разделах Закона нашли правовое опосредование вопросы организа­ции деятельности средств массовой информации, распространения массовой информации, отношений средств массовой информации с гражданами и организациями, прав и обязанностей журналист-межгосударственного сотрудничества в области массовой информации, ответственности за нарушение законодательства о средствах массовой информации.

Особое место среди нормативных актов, регулирующих отно­шения по поводу информации, принадлежит Закону РФ «О государственной тайне» 3 . Данным нормативным правовым актом регламентируются отношения, возникающие в связи с отнесен ем сведений к государственной тайне, их засекречиванием и, рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации. Закон включает восемь разделов объединяющих 32 статьи. В них впервые законодательно определено понятие государственной тайны, установлены принципиальные положения о порядке отнесения тех либо иных сведе­ний к государственной тайне, о допуске к ней юридических и физических лиц, закреплены властные полномочия органов государственной власти и должностных лиц по вопросам отне­сения сведений к государственной тайне. В Законе опосредова­ны вопросы деятельности по распоряжению сведениями, со­ставляющими государственную тайну, вопросы контроля и над­зора за обеспечением зашиты государственной тайны. Закон О государственной тайне» юридически оформляет одно из важнейших направлений деятельности органов государственной ёласти и местного самоуправления, организаций и должност­ных лиц в комплексе публично-государственных функций по обеспечению безопасности страны. Вполне естественно, что в Законе доминирует административно-правовой характер регу­лирования.

Федеральный закон «О связи» 1 устанавливает правовую основу деятельности в области связи, осуществляемой под юрисдикцией Российской Федерации, определяет полномочия органов государст­венной власти по регулированию этой деятельности, а также права й обязанности физических и юридических лиц, участвующих в дея­тельности, осуществляемой в области связи.

К законам, регулирующим информационные отношения, от­носится и Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи А Его целью является обеспечение правовых условий исполь­зования электронной цифровой подписи в электронных докумен­тах. К важнейшим положениям Закона относятся нормы об условиях признания равнозначности электронной цифровой подписи и собственноручной подписи (ст. 4), об использовании средств электронной цифровой подписи (ст. 5), о статусе и деятельности удостоверяющих центров (ст. 8, 9), об особенностях использования электронной цифровой подписи в сфере государ­ственного управления (ст. 16) и в корпоративной информацион­ной системе (ст. 17).

Отношения, связанные с отнесением информации к коммерче­ской тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиден­циальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участ­ников отношений, в том числе государства, на рынке товаров, ра­бот и услуг регулируются Федеральным законом «О коммерческой вине» 3 .

В круг нормативах правовых актов того же уровня может быть уполномочен еще ряд Федеральных законов: «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных сред-

1 СЗ РФ. 2003. № 28. Ст. 2895; 2004. № 35. Ст. 3607. ; СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 177. : СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3283.

ствах массовой информации» 1 , «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Феде­рации» 2 , «О персональных данных» 3 .

Последний из названных законов регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами госу­дарственной власти субъектов РФ, иными государственными ор­ганами, органами местного самоуправления, не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными образованиями, юридическими лицами, физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, если обработка персональных данных без исполь­зования таких средств соответствует характеру действий, совер­шаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации.

Помимо названных выше, существует множество законов, непосредственно не направленных на регулирование информа­ционных отношений, но содержащих отдельные статьи, посвя­щенные информации или связанные с ней. К их числу следует отнести Федеральные законы «О рекламе» 4 , «О библиотечном деле» 5 , «Об архивном деле в Российской федерации» 6 , «О почто­вой связи» 7 , «О естественных монополиях» 8 , Закон РФ «О не­драх» 9 .

Часть норм информационного характера содержится и в ГК РФ. Так, ст. 128 относит информацию к объектам гражданских прав, ст. 139 посвящается служебной и коммерческой тайне, ст. 150 отно­сит личную и семейную тайну к нематериальным благам, ст. 726 ус­танавливает обязанность подрядчика передать информацию заказчи­ку, ст. 857 посвящается банковской тайне, ст. 946 посвящается тай­не страхования.

Среди федеральных актов информационного законодательства выделяются подзаконные нормативные правовые акты, в числе ко­торых ведущая роль принадлежит указам Президента РФ и поста­новлениям Правительства РФ.

1 СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 170.

2 Ведомости РФ. 1992. № 7. Ст. 300; СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4698.

3 РГ. 2006. 29 июля.

4 РГ. 2006. 15 марта.

5 СЗ РФ. 1995. № 1. Ст. 2.

6 СЗ РФ. 2004. № 43. Ст. 4169.

7 СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3697.

8 СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3425.

9 СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823.

В числе указов Президента РФ назовем следующие:

— Указ Президента РФ от 11 февраля 2006 г. № 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» 1 ;

— Указ Президента РФ от 6 октября 2004 г. № 1286 «Вопро­сы Межведомственной комиссии по защите государственной тай­ны» 2 ;

— Указ Президента РФ от 30 мая 2005 г. № 609 «Об утвержде­нии Положения о персональных данных государственного граждан­ского служащего Российской Федерации и ведении его личного де­ла» 3 ;

— Указ Президента РФ от 17 мая 2004 г. № 611 «О мерах по обеспечению безопасности Российской Федерации в сфере между­народного информационного обмена» 4 ;

— Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утвержде­нии Перечня сведений конфиденциального характера» 5 .

В числе правительственных актов следует выделить:

— постановление Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правитель­ства РФ и федеральных органов исполнительной власти» 6 ;

— постановление Правительства РФ от 28 октября 1995 г. № 1050 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» 7 ;

— постановление Правительства РФ от 27 мая 2002 г. № 348 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации» 8 ;

— Постановление Правительства РФ от 18 февраля 2005 г. № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий» 9 ;

— постановление Правительства РФ от 22 августа 1998 г. № 1003 «О порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне» 10 .

1 РГ. 2006. 17 февр.

2 РГ. 2004. 8 окт.

3 РГ. 2005. 7 июня.

4 СЗ РФ. 2004. № 20. Ст. 1938.

5 СЗ РФ. 1997. № 10. Ст. 1127.

6 СЗ РФ. 2003. № 7. Ст. 658.

7 СЗ РФ. 1997. № 43. Ст. 4987; 2003. № 33. Ст. 3269; РГ. 2004. 23 нояб.

8 СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2161.

9 РГ. 2005. 3 марта.

10 СЗ РФ. 1998. № 35. Ст. 4407.

Глава III. Информационное законодательство

ствах массовой информации» 1 , «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Феде­рации» 2 , «О персональных данных» 3 .

Последний из названных законов регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами госу­дарственной власти субъектов РФ, иными государственными ор­ганами, органами местного самоуправления, не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными образованиями, юридическими лицами, физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, если обработка персональных данных без исполь­зования таких средств соответствует характеру действий, совер­шаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации.

Помимо названных выше, существует множество законов, непосредственно не направленных на регулирование информа­ционных отношений, но содержащих отдельные статьи, посвя­щенные информации или связанные с ней. К их числу следует отнести Федеральные законы «О рекламе» 4 , «О библиотечном деле» 5 , «Об архивном деле в Российской федерации» 6 , «О почто­вой связи» 7 , «О естественных монополиях» 8 , Закон РФ «О не­драх» 9 .

Часть норм информационного характера содержится и в ГК РФ. Так, ст. 128 относит информацию к объектам гражданских прав, ст. 139 посвящается служебной и коммерческой тайне, ст. 150 отно­сит личную и семейную тайну к нематериальным благам, ст. 726 ус­танавливает обязанность подрядчика передать информацию заказчи­ку, ст. 857 посвящается банковской тайне, ст. 946 посвящается тай­не страхования.

Среди федеральных актов информационного законодательства выделяются подзаконные нормативные правовые акты, в числе ко­торых ведущая роль принадлежит указам Президента РФ и поста­новлениям Правительства РФ.

1 СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 170.

2 Ведомости РФ. 1992. № 7. Ст. 300; СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4698.

3 РГ. 2006. 29 июля.

4 РГ. 2006. 15 марта.

5 СЗ РФ. 1995. № 1. Ст. 2.

6 СЗ РФ. 2004. № 43. Ст. 4169.

7 СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3697.

8 СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3425.

9 СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823. ва

В числе указов Президента РФ назовем следующие:

— Указ Президента РФ от 11 февраля 2006 г. № 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» 1 ;

— Указ Президента РФ от 6 октября 2004 г. № 1286 «Вопро­сы Межведомственной комиссии по защите государственной тай­ны» 2 ;

— Указ Президента РФ от 30 мая 2005 г. № 609 «Об утвержде­нии Положения о персональных данных государственного граждан­ского служащего Российской Федерации и ведении его личного де­ла» 3 ;

— Указ Президента РФ от 17 мая 2004 г. № 611 «О мерах по обеспечению безопасности Российской Федерации в сфере между­народного информационного обмена» 4 ;

— Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утвержде­нии Перечня сведений конфиденциального характера» 5 .

В числе правительственных актов следует выделить:

— постановление Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правитель­ства РФ и федеральных органов исполнительной власти» 6 ;

— постановление Правительства РФ от 28 октября 1995 г. № 1050 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» 7 ;

— постановление Правительства РФ от 27 мая 2002 г. № 348 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации» 8 ;

— постановление Правительства РФ от 18 февраля 2005 г. № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий» 9 ;

— постановление Правительства РФ от 22 августа 1998 г. № 1003 «О порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне» 10 .

1 РГ. 2006. 17 февр.

2 РГ. 2004. 8 окт.

3 РГ. 2005. 7 июня.

4 СЗ РФ. 2004. № 20. Ст. 1938.

5 СЗ РФ. 1997. № 10. Ст. 1127.

6 СЗ РФ. 2003. № 7. Ст. 658.

7 СЗ РФ. 1997. № 43. Ст. 4987; 2003. № 33. Ст. 3269; РГ. 2004. 23 нояб.

8 СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2161.

9 РГ. 2005. 3 марта.

10 СЗ РФ. 1998. № 35. Ст. 4407.

Глава III. Информационное законодательство

Наряду с указами Президента РФ и постановлениями Правитель­ства РФ источниками информационного права выступают акты цен­тральных органов государственного управления РФ (ведомственные нормативно-правовые акты). В области информационных отношений существует значительное их количество. Тематика и направленность данных актов зависит от компетенции издавшего их органа.

Так, приказом ФСБ России от 13 ноября 1999 г. № 564 утвер­ждено Положение о системе сертификации средств защиты инфор­мации по требованиям безопасности для сведений, составляющих государственную тайну (система сертификации СЗИ-ГТ), которым определяются организационная структура системы сертификации СЗИ-ГТ, порядок проведения сертификации и инспекционного кон­троля, требования к нормативным и методическим документам по сертификации СЗИ-ГТ, а также виды средств защиты информации, подлежащих сертификации в системе сертификации СЗИ-ГТ 1 .

Приказом ФСБ РФ от 9 февраля 2005 г. № 66 утверждено По­ложение о разработке, производстве, реализации и специализации шифровальных (криптографических) средств информации (Положе­ние ПКЗ-2005) 2 , приказом Росархива РФ от 27 ноября 2000 г. № 68 утверждена Типовая инструкция по делопроизводству в федераль­ных органах исполнительной власти 3 .

Важным элементом системы законодательства РФ в информаци­онной сфере являются международные соглашения. В соответствии с частью четвертой ст. 15 Конституции Российской Федерации, нор­мы международных договоров обладают приоритетом по отношению к противоречащим им правилам внутригосударственных законов. Это относится как к многосторонним, так и к двусторонним договорам.

Особое место среди многочисленных многосторонних соглаше­ний, содержащих информационные нормы-принципы, занимают Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Между­народный пакт о гражданских и политических правах от 19 декаб­ря 1966 г., Заключительный акт совещания по безопасности и со­трудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. 4 В этих документах на­шли свое воплощение международные принципы и стандарты, провозглашающие право на свободу информации, которое, однако, налагает особые обязанности и особую ответственность, сопряжен­ные с некоторыми ограничениями прав и свобод.

В числе соглашений в области информации, заключенных в рам­ках Содружества Независимых Государств, следует назвать Соглаше-

Сумин А. А. Комментарий к Закону Российской Федерации «О государ­ственной тайне». М., 2001. С. 180—199.

2 РГ. 2005. 19 марта.

3 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. № 4.

4 Международная защита прав и свобод человека: сб. документов. М., 1990.

ние о сотрудничестве в области информации от 9 октября 1992 г. 1 , направленное на совершенствование различного рода информаци­онных обменов, Соглашение об обмене правовой информацией от 21 октября 1994 г. 2 , посвященное мерам по созданию единой рас­пределенной системы обмена правовой информацией, Соглашение о межгосударственном обмене научно-технической информацией от 26 июня 1992 г., которым, в частности, определяются вопросы раз­вития информационных ресурсов, условия их совместного исполь­зования и доступа к совместно созданным ранее информационным ресурсам 3 , Соглашение о взаимоотношениях министерств внутрен­них дел в сфере обмена информацией от 24 апреля 1992 г., целью которого является необходимость сохранения информационного взаимодействия при решении задач борьбы с преступностью, охра­ны общественного порядка 4 .

Важнейшим документом, призванным к организации и активи­зации деятельности международного сообщества в области форми­рования глобального информационного общества, является Окинав-ская хартия глобального информационного общества, принятия в июле 2000 г. представителями восьми ведущих стран так называе­мой «восьмерки». Этот документ устанавливает основные принципы вхождения государств в глобальное информационное общество. К их числу относятся следующие положения, которые должны при­меняться при осуществлении политики формирования и развития информационного общества.

Во-первых, развитие информационно-коммуникационных техно­логий, которые выступают жизненно важным стимулом мировой экономики и фактором, влияющим на образ жизни людей, их обра­зование, работу и формирование гражданского общества.

Во-вторых, развитие информационно-коммуникационных техно­логий должно содействовать гражданам и обществу в использовании знаний i и идей. Информационно-коммуникационные технологии должны служить достижению взаимодополняющих целей обеспече­ния устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия в области укрепления демократии, транспарентного и ответственного управле­ния, международного мира и стабильности.

В-третьих, все люди повсеместно и без исключения должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального ин­формационного общества.

В-четвертых, укрепление соответствующей политики и норма­тивной базы, которые должны стимулировать конкуренцию и нова-

1 Содружество. 1992. Вып. 7. С. 74-76.

2 Бюллетень международных договоров. 1995. № 2.

3 Содружество. 1992. Вып. 6. С. 32-35.

4 Сборник международных соглашений МВД России. М., 1996.

торство, содействовать сотрудничеству, борьбе со злоупотреблением, оптимизации глобальных сетей.

В-пятых, ликвидация международного разрыва в области ин­формации и знаний.

Окинавская хартия, и это специально подчеркивается в доку­менте, является прежде всего призывом, должным изменить методы взаимодействия стран по пути продвижения социального и эконо­мического прогресса.