Правовая система ФРГ.

В ФРГ наблюдается постоянная тенденция к увеличению удельного веса среди источников права подзаконных актов, прежде всего правительственных. Однако в отличие от Конституции Франции Конституция ФРГ 1949 г. не признает за исполнительной властью права на самостоятельное правотворчество и запрещает практику издания декретов-законов. Правительственные и иные подзаконные акты могут быть изданы только в рамках исполнения законов. ФРГ не знает консолидированных кодексов «нового типа», подобных тем, которые ныне широко распространены во Франции.

Как и во Франции, в ФРГ судебная практика приобретает характер источника права, когда решение какого-либо вопроса однозначно зафиксировано при разрешении ряда аналогичных дел и такое решение подтверждено авторитетом высшей судебной инстанции.

Весомую роль в государственных структурах ФРГ играет Конституционный суд. Его решения — это источник права, стоящий наравне с законом, а его толкование изданных парламентом законов обязательно для всех органов, включая и суды.

Система источников права в ФРГ отражает федеральный характер устройства страны. В составе ФРГ — девять земель, и каждая из них имеет свое законодательство. Федеральные законы имеют приоритет над законами земель.

Скандинавское право. Право скандинавских стран в целом близко континентальной модели, хотя и имеет существенные специфические черты’, обладает самобытностью и автономностью. В северных странах римское право сыграло менее заметную роль в развитии правовых систем, чем во Франции и Германии.

Скандинавские страны тесно сотрудничают в области законодательства. Этот процесс, начавшийся в конце прошлого века, привел к появлению значительного числа унифицированных актов, действующих во всех скандинавских государствах. В 1880 г. одновременно в трех странах — Швеции, Дании и Норвегии — вступил в силу единый закон об оборотных документах. В последующем серьезное внимание уделялось унификации торгового права (законы о торговых знаках, торговых реестрах, фирмах и закон о чеках) и морского права. В конце века возникли еще более смелые планы — унифицировать все частное право, чтобы в конечном итоге прийти к единому скандинавскому гражданскому кодексу. В конце концов предпочтение было отдано унификации отдельных отраслей права собственности и обязательственного права. Результатом этих усилий явился проект закона о продаже движимого имущества, который в Швеции вступил в силу в 1905 г., в Дании — в 1906 г., в Норвегии — в 1907 г. и в Исландии — в 1922 г.

Другой важный результат правового сотрудничества скандинавских стран — принятие закона о договорах и других законных операциях в праве собственности и обязательственном праве. В Швеции, Дании и Норвегии он вступил в силу в период с 1915 по 1918 г., а в Финляндии — в 1929 г. На основании этих, а также некоторых других законов в скандинавских государствах сложилось, по существу, единое договорное право.

29.4. Право современной Германии

Особенности развития правовой системы. Современное германское право в значительной мере образуют нормативные правовые акты, принятые в предшествующие периоды существования общегерманского государства, правопреемником которого объявила себя ФРГ. Так, например, важнейшим актом действующего законодательства является Германское гражданское уложение 1896 г. Абстрактный характер его установлений позволил всякий раз наполнять их конкретным содержанием. А действующее уголовное законодательство ФРГ во многом базируется на Германском уголовном кодексе 1871 г., который принято называть Германским уголовным уложением 1871 г. Среди источников права возрастает удельный вес регионального законодательства – актов земель. В качестве источника права признаются решения Федерального конституционного суда, но не судебная практика.

Растущий объем нормативных правовых актов обусловил потребность в их кодификации. В 1963 г. было издано Собрание федерального права – свод действующего законодательства ФРГ, систематизирующий нормативные акты по девяти главным отраслям права: 1) государственное и конституционное право; 2) управление; 3) правосудие; 4) гражданское и уголовное право; 5) оборона; 6) финансы; 7) хозяйственное право; 8) трудовое право, социальное обеспечение; 9) связь, пути сообщения, водный транспорт.

Ядром правовой системы объединенной Германии является Конституция 1949 г., в соответствие с которой приведено все законодательство. После объединения с ГДР 3 октября 1990 г. все законы ФРГ, ее правовая и судебная системы были перенесены на восточные земли.

Гражданское право. Оно не подверглось существенным изменениям в XX в. Действующее Германское гражданское уложение 1896 г. дополнялось как поправками в самом тексте, так и изданием новых нормативных актов, судебной практикой, которые отвечали новым историческим реалиям. В 1978 г. был принят Закон об общих условиях договоров. Он привел договорное право в соответствие с Конституцией 1949 г., закрепил гарантии собственности от произвольного принудительного отчуждения, равноправие имущественных прав мужчин и женщин, внебрачных детей.

В практику имущественных правоотношений вводится новый институт частного права – фактических договорных отношений, используемый для признания незаключенного договора ничтожным или действительным. Согласно ему, договор считается действительным и без его заключения, но при существовании длительных договорных отношений, которые не прекращаются. Кроме того, подразумеваемый, а незаключенный договор возникает и в случае наступления ответственности кого-либо из «обязанности общественной заботливости». В области вещного права был трансформирован институт собственности-, он стал социализированным. Конституция 1949 г. провозглашает принцип свободы собственности, однако подчеркивает: «. осуществление права собственности должно служить в то же время общему благу» (ст. 14).

Семейное право. Наиболее значительные изменения в XX в. произошли в семейном праве. В соответствии с Конституцией 1949 г. Закон о равноправии мужа и жены в области гражданского права (1957 г.) вводил раздельный режим владения имуществом. Имущество, нажитое в браке, считалось общей собственностью и подлежало при разводе разделу на равные доли. Первый Закон о реформе брачного и семейного права 1976 г. касался статуса внебрачных детей и условий действительности брака и развода. Был установлен общий возраст брачного совершеннолетия мужчин и женщин – 18 лет, который исключал право родителей давать согласие на брак детей. Внебрачные дети получили право на алименты от отца и долю наследства на основании признания кровного родства с родителем. Провозглашался принцип свободы разводов, что регламентировалось в ГГУ (параграфы 1565 и 1566). Развод возможен в случаях, если: 1) брак не состоялся. «Брак считается несостоявшимся, если совместная жизнь супругов больше не продолжается и нет оснований предполагать, что супруги ее восстановят» (п. 1 параграф 1565); 2) очевидна несомненность «краха семьи» при условии: а) если супруги менее года живут раздельно, то такой брак расторгается, если продолжение брака невозможно для супруга, возбудившего иск о расторжении брака по причине жестокого обращения другого супруга; б) если супруги свыше одного года живут раздельно и оба просят о разводе или если супруги свыше трех лет живут раздельно, даже при возражении одного из них против развода.

Торговое право. Германское частное право характеризуется дуализмом: наряду с гражданским правом существует самостоятельная отрасль – торговое право. Продолжает действовать Торговый кодекс 1897 г. В XX в. в него были внесены изменения, которые касались отдельных торгово-правовых институтов, в первую очередь акционерного общества. Закон об акционерных обществах (1965 г.), состоящий из пяти книг, жестко регламентирует вопросы, связанные с учреждением, внутренней структурой, деятельностью и ликвидацией акционерных компаний с ответственностью их учредителей и должностных лиц. Определенные изменения в Торговый кодекс 1897 г. были внесены Законом о недобросовестной конкуренции (1909 г.), Законом о содействии стабильности и росту экономики (1967 г.), Законом об общих условиях купли-продажи (1976 г.) и др.

Трудовое и социальное законодательство. Ориентация на создание социального государства отразилась и на законодательстве. В сфере трудовых правоотношений действует Закон о содействии осуществлению права на труд (1969 г.), конкретизирующий положения ст. 9 Конституции 1949 г. о нраве граждан на создание объединений «для охраны и улучшения условий труда и экономических условий». Со временем были приняты Закон о равенстве мужчин и женщин на рабочих местах (1980 г.), Закон о поощрении занятости (1985 г.) и т.д. Трудовое законодательство ФРГ предусматривает участие работников в управлении производством путем представительства в производственных советах. В Германии провозглашен принцип «Свободы коллективных договоров», позволяющий профсоюзам заключать соглашения о ставках заработной платы. Критерии законности забастовок в ФРГ сложились, главным образом, благодаря решениям Федерального суда по трудовым спорам. Социальное государство современной Германии гарантирует благоприятные условия для жизнедеятельности каждого. Широко развитая система социального страхования и обеспечения, фонды которой образуются частично из государственного бюджета, частично из взносов предпринимателей и, главным образом, из удержаний из зарплаты работников. Центральное место в социальном законодательстве занимает Социальный кодекс 1975–1982 гг., состоящий из 10 книг.

Уголовное право. Наибольшие трансформации претерпело уголовное право, отражающее в большей мере потребности правящих элит. В период Веймарской республики хотя и продолжало действовать Уголовное уложение Германской империи 1871 г., но уже отредактированное в республиканском духе. Оно состояло из трех книг. Первые две книги посвящены общим вопросам уголовного права: принципам разграничения правонарушений и назначения уголовного наказания, а также институтам покушения, соучастия и др. Третья книга представляет собой Особенную часть, закрепив конкретные виды преступлений и наказаний. В Уложение 1871 г. были внесены либерально-демократические принципы уголовного права. Однако установление фашистской диктатуры привело к их упразднению. С помощью чрезвычайного законодательства, в частности серии законов: об осуждении к смертной казни и о порядке приведения ее в исполнение (1933 г.), о конфискации имущества, предназначенного для целей, враждебных народу и государству (1938 г.), против коварных посягательств на государство и партию. (1934 г.), о защите немецкой крови и немецкой чести (1935 г.) и других, уголовная политика претерпела серьезные изменения в сторону ужесточения наказания не только за действия, но и за помыслы. После поражения Германии во Второй мировой войне было восстановлено действие Уложения 1871 г. в республиканской редакции. С принятием Конституции 1949 г. начинается демократизация уголовного права. В 1954 г. была осуществлена реформа уголовного права ФРГ в части, касающейся классификации преступных деяний, и введена двухчленная классификация: 1) преступления, наказанием за которые предусматривалось лишение свободы на срок свыше года; 2) проступки, которые наказывались лишением свободы до года или штрафом. Остальные, менее тяжкие деяния подпадали под определение «административное правонарушение».

С 1969 по 1975 г. в ФРГ была проведена реформа уголовного права, и с 1975 г. стал действовать новый Уголовный кодекс. Общую часть его составили нормы, которые были установлены в 1954 г., Особенную часть – нормы Уголовный кодекс 1871 г., реформированные в духе принципов гуманности и демократизации уголовного права. Исключены религиозные преступления, особое внимание уделяется экономическим и экологическим преступлениям, преступным деяниям должностных лиц, семейным преступлениям. Система уголовных наказаний предусматривает наряду с основными (лишение свободы и штраф) и дополнительные наказания (например, лишение специального права управлять машиной) или дисквалификацию. Согласно ст. 102 Конституции 1949 г., смертная казнь запрещена. Уголовный процесс после Второй мировой войны регламентировался нормами Уголовно-процессуального кодекса (УПК) 1924 г. и Закона о судоустройстве 1877 г. Принятие Конституции 1949 г. демократизировало принципы процессуального законодательства. Закон о малой реформе уголовного процесса 1964 г. расширил права обвиняемого на защиту. Правда, были внесены изменения в целях борьбы с терроризмом, наркомафией, что привело к ограничению прав обвиняемых. Наконец, в 1987 г. была принята новая редакция УПК, в основе которого лежали нормы УПК 1877 г.

§ 3. Особенности правовой системы Германии

Основы современной правовой системы Германии были заложены после создания в 1867 г.

Среди общегерманских законодательных актов, оказавших заметное влияние на весь последующий процесс развития законодательства в стране, вы­деляются такие, как Торговое и Уголовное уложения (1866 и 1871), Граждан­ское процессуальное и Уголовно-процессуальное уложения, Закон о судоуст­ройстве 1877 г., Гражданское уложение 1896 г. и др. В научной и справочной юридической литературе особо отмечается, что многие из этих и иных законо­дательных актов, принятых в данный период, продолжают действовать в Гер­мании с учетом изменений и дополнений и в настоящее время.

В структуре современного законодательства Германии продолжают дей­ствовать также некоторые адаптированные к нынешним условиям акты, приня­тые еще в период существования Веймарской республики (1919-1933). Сохра­няют свою силу и некоторые законодательные положения и акты, принятые в период существования в стране фашистской диктатуры (1933-1945) (имеются в виду те акты, которые не были отменены постановлениями Союзного кон­трольного совета, осуществлявшего властные функции в побежденной Герма­нии с 1945 по 1949 г., или же с переходом всей полноты власти в 1949 г. к ФРГ не отмененные ее законодательными органами или Конституционным судом).

Со времени объединения в 1990 г. ФРГ и ГДР огромную роль в законода­тельной сфере стали играть государственные договоры — об экономическом, валютном и социальном союзе ФРГ и ГДР, вступивший в силу с 1 июля 1990 г., и о механизме вхождения ГДР в ФРГ, подписанный 31 августа 1990 г. В соот­ветствии с первым договором все законодательство ГДР в экономической, ва­лютной и социальной сферах полностью аннулировалось, а взамен него на эти сферы распространялось законодательство ФРГ.

В современной правовой системе Германии определяющее значение при­надлежит Конституции, принятой 23 мая 1949 г., и разработанным на ее основе конституционным актам. При этом Конституция понимается немецкими иссле­дователями не в традиционном общепринятом смысле, а как «некое материаль­ное единство, содержание которого отражено в основных ценностях позитивного права», увязанных составителем Конституции с традициями либерально- представительной парламентской демократии, либерально-правового государст­ва, федеративного государства, а также принципами социального государства [56] .

Наряду с Конституцией и обычными законами важное значение среди ис­точников права современной Германии имеют постановления, издаваемые цен­тральным правительством федерации и правительствами земель. На основе и во исполнение законов издаются и иные подзаконные акты, которые в количест­венном отношении занимают все более важное место в системе источников права ФРГ.

В качестве одного из ведущих источников права в правовой системе Гер­мании выступают решения федерального Конституционного суда страны. По юридической силе они стоят на одном уровне с обычными законами. Что же ка­сается толкований Конституционным судом парламентских законов, то они в из­вестном смысле даже превышают юридическую силу последних. Решения Кон­ституционного суда относительно конституционности или неконституционности законов определяют судьбу этих нормативно-правовых актов и обязательны для всех без исключения государственных органов, в том числе для судов.

Система права Германии отражает ее федеративный характер. Она скла­дывается из норм, составляющих содержание нормативных актов, издаваемых на уровне федерации, а также государственными органами земель. Согласно Конституции ФРГ (ст. 31) «федеральное право имеет перевес над правом зе­мель».

Система права в Германии 1265

«В Германии разделение между частным и публичным правом выражено несколько слабее, чем во Франции, что находит свое отражение, в частности, в иной, чем во Франции, организации и компетенции органов общей, административной и конституционной юстиции» . Существует точка, наряду с частным и публичным, отдельно выделять еще и уголовное право.

К публично-правовому блоку безусловно относится государственное и конституционное право, а также административное право, включающее в себя полицейское право, чиновничье право, транспортное право, водное право, налоговое право. Кроме того, публично-правовой характер носит процессуальное право, международное право, церковное право.

Частное право охватывает гражданское право (с подотраслями обязательственного, вещного, семейного, наследственного права) и торговое право, состоящее из вексельного и чекового права, акционерного права, правовых норм, регулирующих деятельность обществ. Здесь же следует упомянуть авторское и патентное право, а также Положение о занятии промыслом. Промежуточный статус имеют трудовое право и законодательство о конкуренции. О месте уголовного права мы уже выразили одну из точек зрения существующую в академических кругах, хотя есть другое мнение относить его к публично-правовому блоку.

Что же касается собрания действующего законодательства, то оно имеет следующую предметно-отраслевую структуру: 1. государственное и конституционное право; 2. управление; 3. правосудие; 4. гражданское и уголовное право; 5. оборона; 6. финансы; 7. хозяйственное право; 8. трудовое право, социальное право, обеспечение жертв войны; 9. связь, пути сообщения, водный транспорт. Обратим внимание, что указанная классификация законодательства выгодным образом отличается от более дробного и сложного по своей компоновке Свода Законов США. «Германское право является развернутой, подробной, иногда детальной системой правил поведения, обязательных предписаний, которые преимущественно содержаться в письменных источниках, каковыми являются законы…Обычай играет незначительную роль, если он не вписан в закон, а судебная практика в ведущей тенденции — результат толкования закона, в спорных случаях — способ восполнения его пробелов». При этом особенностью немецкого права «является стремление сочетать высокую степень детализации правовых предписаний и системные начала (пандектный подход), т. е. опору на принципы права, общие юридические конструкции, развитый понятийный аппарат и пр.».

Основой регулирования гражданско-правовых отношений по-прежнему выступает ГГУ 1896 г., дополняемое рядом важных законов. Важнейшими из них выступают Закон об общих условиях сделок 1997 г., Закон о праве собственности на жилые помещения и праве длительного пользования жилой площадью 1951 г., Закон об акционерных обществах 1965 г. и др. Существенным изменениям подверглось семейное право в части вопросов равноправия супругов, защиты прав внебрачных детей.

Германское торговое уложение 1897 г. также подверглось значительным изменениям и действует ныне в редакции 2001 г. В частности, внесены изменения в вопросы регулирования торговых товариществ и процедуру торговой регистрации, откорректированы понятия «коммерсант», «торговая сделка» и т.д..

Уголовно-правовые правоотношения по-прежнему регулируются Уголовным Кодексом 1871г. с многочисленными изменениями, внесенными как в период Веймарской республики, так и после 2-й мировой войны. До 1975 г. менялись в основном положения Общей части, после 1975 г. изменения вносятся в особенную часть. В частности, предусмотрены санкции в отношении преступных деяний против окружающей среды, дополнены нормы о хозяйственных преступлениях, дискриминализирована часть мелких преступлений в сфере дорожно-транспортных и имущественных преступлений. Введены такие новые меры наказания, как имущественный штраф и расширенная конфискация (в качестве дополнительных мер).

Административное и трудовое право — две единственные крупные отрасли, которые не представлены кодексами . нормы административного права разбросаны по различным правовым актам, и в основном эта отрасль является объектом регулирования земель, а не федерального центра. Творцом же норм трудового права преимущественно является Верховным Судом по трудовым отношениям.

Система права в Германии

Общая характеристика правовой системы Германии, ее отличительные особенности, история становления и развития. Описание основных отраслей немецкого права: гражданского и уголовного. Принципы и нормативно-правовая база функционирования судебной системы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Актуальность темы исследования. В современном мире каждое государство имеет свое право. Свое право имеют и негосударственные общности: каноническое право, мусульманское право, индусское право.


Существует также и международное право призванное урегулировать во всемирном или региональном масштабе межгосударственные внешнеторговые отношения.


Таким образом, целью данного исследования является анализ правовой системы современной Германии.


Исходя из цели данного задания, следует выделить следующие задачи данного исследования:


1Рассмотреть базовые конституционные принципы, характеризующие современную Германию как государство;


2. Дать общую характеристику правовой системы Германии;


3. Исследовать особенности судебной системы Германии;


4. Сделать выводы.


1. Общая характеристика правовой системы Германии


право немецкий судебный уголовный


Основы правовой системы Германии были заложены в 1867 году после объединения в страны в Северо — Германский Союз, который в 1871 году став Германской империей.


Правовая система воссозданного в 19 веке государства Германии разрабатывалась на основе законов Баварии, Пруссии и Саксонии и в небольшой степени других государств. Источником правовой системы послужили: Прусское земельное уложение 1794 года, охватывающее отрасли правового права, баварский Уголовный кодекса 1813 года, ранние баварские Гражданские и Судебный кодексы, ганноверский Гражданский процессуальный кодекс и саксонский Гражданский кодекс.


Важнейшим этапом развития правовой системы Германии является присоединение ГДР к ФРГ, состоявшееся в 1990 году. Тогда появился договор о валютном, социальном и экономическом союзе Германии: ФРГ и ГДР, он вступил в силу 1.07.1990. Согласно договору все законодательство ГДР аннулировалось в социальной и экономических областях, а вместо него вводилась правовая система ФРГ.


Конституция 1949 года имеет важнейшее значение в системе законодательства Германии. Она регулирует вопросы взаимоотношений субъектов федерации, а также определяет органы власти, правовую систему и систему управления. Главная роль в законодательстве принадлежит федерации, а земли занимаются регулированием вопросов, относящихся к культуре, образованию, деятельности полиции, местного управления и т.д. Согласно статье 73 Основного Закона федерация имеет исключительную компетенцию по наиболее важным вопросам, в том числе в области обороны, внешних сношений, правовой системы, сотрудничества земель и федераций. В статье 74 отражена конкурирующая компетенция земель и федераций Германии.


2. Отрасли немецкого права


2.1 Гражданское право в Германии


Есть, однако, ряд отступлений от принципа неприкосновенности частной собственности. Как правило, эти отступления имеют место в интересах крупных предприятий в ущерб мелкой земельной собственности. Это естественно, ведь «кто платит деньги, тот и заказывает музыку». Кроме того, в Германии, как и во многих других зарубежных странах, довольно часто применяются весьма неопределенные критерии («добрые нравы», «добрая совесть» и т.п.).


2.2 Уголовное право Германии


Уголовное право Германии предусматривает различные формы правонарушений, а также состояние крайней необходимости и самооборону.


Уголовный кодекс Германии делится на:


1) общую часть.


В общей части уголовного кодекса определены такие общие положения, как: виды преступлений, виды, размеры и порядок назначения наказаний за совершения преступления, срок давности.


2) особенную часть.


В особенной части уголовного кодекса определены конкретные составы преступлений и наказание за их совершение. При этом, уголовное право Германии разделяет квалифицированный и простой состав преступления, за которые предусмотрены так же различные наказания. Так, например, умышленное причинение смерти квалифицируется, как убийство. Здесь закон уточняет способ и мотив преступления, на основании которых причинение смерти квалифицируется как убийство.


2.3 Уголовный процесс


право немецкий судебный уголовный


Уголовный процесс урегулирован уголовно процессуальным кодексом. Прокуратора является ответственным органом за возбуждение и проведение предварительного расследования. Если у прокуратуры имеется достаточно доказательств в отношении конкретного лица, то она может предъявить обвинение. При этом, прокуратура обязана так же и собирать доказательства в пользу обвиняемого.


Судебное разбирательство проводит судья. При этом, судья не связан с выводами прокуратуры. Суд обязан исследовать все материалы дела.


В немецком уголовно процессуальном кодексе, преступления разделяются на:


— дела публичного обвинения;


— дела публичного обвинения возбуждаются и расследуются государством, не зависимо от наличия заявления потерпевших;


— дела частного обвинения;


Дела частного обвинения разделяются на относительные и абсолютные. При этом, абсолютные дела преследуются только при наличии заявления потерпевшего. К таким делам относится, например, нарушение неприкосновенности частной территории.

Судебная система в Германии выстроена достаточно строго и логично. Имеет она следующую особенность — нет одного общего высшего суда, который бы охватил все направления правосудия. Единство судебной практики призван обеспечить совместный сенат судов основных направлений правосудия.

Система правосудия имеет 5 направлений: общее, трудовое, социальное, административное и финансовое право. Каждое направление имеет свою собственную систему судов и свой высший суд. Применительно к указанным направлениям это будут: Федеральный верховный суд, Федеральный суд по трудовым спорам, Федеральный суд по социальным вопросам, Федеральный административный суд и Федеральный финансовый суд.

Особое место в судебной системе занимает Федеральный конституционный суд, регулирующий вопросы, связанные с нарушением конституции и конституционных прав граждан, а также рассматривающий жалобы на те или иные антиконституционные действия.

Помимо федеральных судов основных пяти направлений в германской правовой системы предусмотрены соответствующие суды земельного и местного уровня.

Общее право находится в ведении суда земли и Высшего суда земли. Включает в себя вопросы, связанные с уголовными и бракоразводными делами, различные правовые споры о договорных отношениях, земельной собственности, попечительстве, опеке и другие.

Административное право рассматривает конфликты граждан с официальными учреждениями и ведомствами. Суды представлены уровнем низшей инстанции и Верховным административным судом земли.

Трудовое право касается всех сфер правоотношений, возникающих на производстве, в том числе тарифов и уставов предприятий. Низший уровень в этом направлении судебной системы отсутствует. Суды представлены сразу на уровне земли Земельным трудовым судом.

Финансовые вопросы, связанные с налоговыми декларациями и разными сборами, рассматриваются только в судах низшей инстанции и на федеральном уровне.

Социальные вопросы, связанные с различного рода пособиями, страхованием по безработице, пенсионным обеспечением, оплатой медицинской помощи, рассматриваются сразу на земельном уровне Земельным судом по социальным вопросам.

В случае необходимости конституция предусматривает создание военно-уголовных судов для вооруженных сил, федерального суда для охраны промышленной собственности и других.

Заключение

Таким образом, следует сделать вывод, что Федеративная Республика Германии является правовым государством.

Вместе с тем, формирование германской правовой системы исторически осуществлялось, главным образом, через восприятие норм римского права и в результате его творческой обработки и развития.

Важной основой правовой системы Германии наряду с законодательными актами являются постановления, которые издаются Федеральным правительством Германии, правительством земель и федеральными министерствами. Традиционно судебная практика в Германии не признается источником права.

Сейчас в Германии придается важнейшая роль Федерального конституционного суда и иных судебных учреждений, которые рассматриваются в качестве источника правовой системы, как при применении закона, так и при выявлении неточностей и пробелов в законодательстве. Обычаи утратили значение как источники права

Список использованной литературы

1. Батыр К.И. История государства и права зарубежных стран. Москва: Проспект, 2013 — 574 с.

2. Бонцевич Н.Н. История государства и права зарубежных стран. Саратов: Саратовский источник, 2013 — 90 с.

3. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: учебник. ? М.: ИНФРА — М, 2007.

4. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник. М.: Норма, 2004. С. 532, 533.

5. История государства и права зарубежных стран: Учебник /Под ред. Н.А. Катаева и Ф.Б. Мухаметшина. М.: ЦОКР МВД России, 2006.

6. История государства и права зарубежных стран: учебник в 2 ч. / Под ред. Н.А. Крашенинниковой, О.А. Жидкова. ? М.: Норма, 2007.

7. История государства и права зарубежных стран: учебник. / Под ред. К.И. Батыра. ? М.: Проспект, 2007.

8. История государства и права России и зарубежных стран: учебник / Под ред. В.П. Сальникова. ? М.: ЦОКР МВД России, 2006.

9. Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран: учебник. М.: Норма, 2007.

10. Скоробогатов А.В. История государства и права зарубежных стран. Казань: Познание, 2013 — 298 с.

11. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учеб. пособие / Сост. В.Н. Садиков; под ред. З.М. Черниловского. М.: Гардарика, 1996. С. 279-289.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Характеристика особенностей уголовного, гражданского процессуального права и судебной системы США. Рассмотрение содержания Уголовного кодекса и выделение основных областей юстиции (общая, трудовая, социальная, финансовая, административная) в Германии.

реферат [48,3 K], добавлен 26.04.2010

Образование современного германского государства. Конституционные основы общественного строя ФРГ. Разработка и принятие современной конституции. Система органов государственной власти. Общая характеристика основных отраслей права и судебной системы ФРГ.

дипломная работа [101,9 K], добавлен 11.05.2009

Анализ правовой системы федеративного государства на примере России и Германии, представляющей собой совокупность источников позитивного права в единстве с правовой идеологией и юридической (судебной) практикой. Главные составляющие правовой системы.

реферат [38,8 K], добавлен 03.04.2011

Характеристика государственного устройства Сингапура и его правовой системы, основанной на английском общем праве. Особенности гражданского права, уголовного законодательства и судебной системы. Меры наказания за нарушение общественного порядка в стране.

реферат [24,0 K], добавлен 16.02.2012

Гражданское право как одна из основных составных частей всякой развитой правовой системы. Особенности системы отечественного права. Место гражданского права в системе права. Характеристика структуры гражданского права, его база систематизации (деления).

курсовая работа [39,2 K], добавлен 08.10.2009

Рассмотрение сущности, исторического пути развития («Русская правда», Псковская Судная грамота, Судебник 1497 г.) уголовного права и судебного процесса. Характеристика правовой системы Германии и содержания ее действующего уголовного законодательства.

курсовая работа [44,3 K], добавлен 05.06.2010

Краткое определение гражданского права. Гражданское право как одна из ведущих отраслей права. Гражданско-правовое регулирование общественных взаимоотношений. Отличительные особенности гражданского права и других отраслей права. Метод гражданского права.

курсовая работа [45,0 K], добавлен 12.01.2012

Понятие, основные черты и соотношения системы права и правовой системы. Характеристика структурных элементов системы права. Право частное и право публичное. Классификация отраслей права. Характеристика принципов построения и функционирования нормы права.

реферат [104,9 K], добавлен 08.12.2010

Сущность правовой системы как правового явления, ее структура и основные элементы. Характеристика и отличительные черты частного и публичного права. Соотношение системы права и системы законодательства, их понятие и типология, особенности развития.

курсовая работа [40,1 K], добавлен 24.08.2009

История возникновения англосаксонской правовой семьи, этапы ее развития. Характеристика основных черт и особенностей англосаксонской системы права. Отличительные черты правовых систем государств как представителей англосаксонской правовой системы.

курсовая работа [40,9 K], добавлен 29.05.2014

5. Правовая система Германии и ее особенности

В Германии, как и во Франции, костяком, основой действующего права являются кодексы. Как и во Франции, они стары, неоднократно изменялись, в частности после Второй мировой войны, когда из них были исключены новеллы, внесенные во времена нацизма. Однако значительная часть изменений в праве Германии по сравнению с довоенным временем, в том числе с периодом Веймарской республики, внесена не через кодексы, а с помощью специальных законов, регламентирующих различные сферы жизни общества.

Основной закон ФРГ 1949 г. не признает за исполнительной властью право на автономную регламентарную власть и запрещает практику декретов-законов (в отличие от Франции). Правительственные и иные подзаконные акты в Германии Могут быть изданы только в рамках исполнения законов, хотя на практике встречались исключения из этого правила. Германия не знает консолидированных кодексов «нового типа», подобных тем, которые так распространены во Франции.

Роль обычая в частном праве Германии примерно такова же, как и во Франции. Он имеет значение только в узкой среде, не охваченной кодификацией.

Роль публичного права значительно меньше, чем во Франции, что связано, во-первых, с более широкой конституционно-правовой регламентацией в сфере действия государственного права, а во-вторых, с тем, что государственные структуры Германии имеют не столь значительную историю, как во Франции, где соответственно более значима роль исторически сложившихся обыкновений в сфере конституционного права.

Как и во Франции, судебная практика приобретает в Германии характер источника права, когда какая-то правовая проблема однозначно подтверждена при решении ряда аналогичных дел и данное решение подтверждено авторитетом высшей судебной инстанции. Однако о более или менее полном совпадении ситуации в обеих странах можно говорить лишь применительно к общей судебной системе.

Что касается административного права, то, поскольку оно в Германии в законодательном порядке разработано значительно глубже, чем во Франции, соответственно и роль судебной практики в этой области далеко не столь значительна.

Особенно большие различия обнаруживаются в связи с той весомой ролью, которую играет в государственных структурах Германии Конституционный суд. Его решения – это источник права, стоящий наравне с законом. Его толкования законов обязательны для всех органов, в том числе и для суда. Если у обычного суда при рассмотрении дела возникает сомнение в конституционности подлежащей применению нормы, он приостанавливает дело, обращается с запросом в Конституционный суд, а затем решает дело в соответствии с заключением последнего.

Во Франции нет ничего подобного. Конституционный совет, существующий в этой стране, имеет более ограниченную компетенцию. Ему предоставлено право предварительного контроля за конституционностью еще не вступивших в силу законопроектов, и, следовательно, он не может оказать влияния на применение уже действующих законов и иных нормативных актов, как это происходит в Германии, а тем самым и на судебную практику.

Система источников права в Германии – и здесь еще одно отличие от французской системы – отражает федеральный характер государственного устройства страны. Каждая из земель в составе Германии имеет свое законодательство.

Федеральное право имеет приоритет над правом земель (ст. 31 Основного закона Германии 1949 г.). Однако, с одной стороны, земли участвуют через бундесрат в федеральном нормотворчестве, а с другой – законодательная компетенция федерации ограничена определенными рамками. Так, по Основному закону, вопросы, не отнесенные к исключительной или совместно действующей законодательной компетенции федерации, остаются в компетенции земель (ст. 70-74 Конституции Германии). В целом, однако, действует правило, согласно которому в случае расхождения федерального закона и закона земли превалирует первый.

Согласно ст. 25 Конституции Германии 1949 г., «общие нормы международного права являются составной частью права федерации. Они имеют преимущество перед законом и непосредственно порождают права и обязанности для жителей федеральной территории». Влияние международного права отражено в праве Германии значительно более четко, чем во Франции, где оно также признается, но выражено Конституцией в значительно более умеренной форме, ибо Конституция говорит (ст. 55) не о нормах международного права, а о «договорах или соглашениях, должным образом ратифицированных или одобренных».

Таким образом, нетрудно увидеть, что принадлежность права разных стран к одной и той же крупной правовой системе (или семье) отнюдь не исключает весьма существенных различий между национальными правовыми системами.

В рамках романо-германской правовой семьи был разработан ряд юридических конструкций и концепций, получивших широкое распространение и признание во всем мире. К их числу относятся:

признание и законодательное закрепление принципов правового государства;

реализация на законодательном и правоприменительном уровне принципа разделения властей;

обеспечение конституционного правосудия, т.е. создание системы конституционного контроля;

учреждение и регулирование административной юстиции;

5) создание гарантий развития политического и юридического плюрализма;

6) обеспечение развития местного и судейского самоуправления.

Эти принципы стали непреходящими ценностями мировой правовой мысли и юридической практики.