Статья 14.1 КоАП РФ. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)

Новая редакция Ст. 14.1 КоАП РФ

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Утратило силу.

Примечания:

1. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

2. Лицо освобождается от административной ответственности при выявлении факта совершения им действий (бездействия), содержащих признаки состава административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей или статьями 15.1, 15.3 — 15.6, 15.11, 15.25 настоящего Кодекса, при условии, если это лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и если такие действия (бездействие) связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями и (или) с совершением валютных операций и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации.

Комментарий к Статье 14.1 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

Отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием регулирует гражданское законодательство исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК).

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Согласно Постановлению Правительства от 17 мая 2002 г. N 319 Министерство по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц, а с 1 января 2004 г. — государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств.

В настоящее время в соответствии с Указом Президента от 9 марта 2004 г. N 314 после вступления в силу соответствующего федерального закона Министерство РФ по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу.

Требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утверждены Постановлением Правительства от 19 июня 2002 г. N 439.

Согласно ст. 49 Гражданского кодекса для занятия отдельными видами деятельности юридическое лицо помимо государственной регистрации должно получить лицензию. Основные положения о лицензировании установлены Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Кроме того, в отдельных законах (например, в Законе «Об образовании» и др.) определены отдельные виды деятельности, подлежащие лицензированию.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия — это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в осуществлении предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица (ч. 1 комментируемой статьи); осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) (ч. 2 комментируемой статьи); осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (ч. 3 комментируемой статьи); осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (ч. 4 комментируемой статьи).

3. При квалификации правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи следует учитывать, что отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, не образуют состав данного административного правонарушения при условии, что количество товара, его ассортимент, объемы выполненных работ, оказанных услуг и другие обстоятельства не свидетельствуют о том, что данная деятельность была направлена на систематическое получение прибыли (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП»).

Доказательствами, подтверждающими факт занятия предпринимательской деятельностью, могут являться показания лиц, оплативших товары, работу, услуги, расписки в получении денежных средств, выписки из банковских счетов лица, привлекаемого к административной ответственности, акты передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), если из указанных документов следует, что денежные средства поступили за реализацию этими лицами товаров (выполнение работ, оказание услуг), размещение рекламных объявлений, выставление образцов товаров в местах продажи, закупку товаров и материалов, заключение договоров аренды помещений.

Вместе с тем отсутствие прибыли не влияет на квалификацию правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, поскольку извлечение прибыли является целью предпринимательской деятельности, а не ее обязательным результатом.

В случаях когда в процессе осуществления предпринимательской деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица допускаются нарушения иных правил и норм, ответственность за которые предусмотрена другими нормами КоАП, действия лица следует квалифицировать по ч. 1 ст. 14.1 КоАП и той норме, которая устанавливает административную ответственность за иное правонарушение. Например, если в процессе незаконной предпринимательской деятельности осуществляется хранение, перевозка либо приобретение немаркированных товаров и продукции в целях сбыта, действия лица следует квалифицировать по ч. 1 ст. 14.1 КоАП и ч. 2 ст. 15.12 КоАП; если производится незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена, действия лица квалифицируются по ч. 1 ст. 14.1 КоАП и ст. 14.2 КоАП; если производится продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг ненадлежащего качества либо с нарушением санитарных правил, то действия лица надлежит квалифицировать по ч. 1 ст. 14.1 КоАП и ст. 14.4 КоАП; если нарушаются правила продажи отдельных видов товаров, то действия лица следует квалифицировать по ч. 1 ст. 14.1 КоАП и ст. 14.15 КоАП.

4. При квалификации правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи необходимо исходить из того, что лицензирование — это мероприятие, связанное с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Перечень органов исполнительной власти, полномочных осуществлять лицензирование того или иного вида деятельности, определяется Правительством, которое утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности (Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утв. Постановлением Правительства от 26 января 2006 г. N 45).

При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1, необходимо исходить из того, что в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия, если не предусмотрено иное, а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии).

С точки зрения практического применения ч. 2 комментируемой статьи небезынтересным является следующий пример. Лицензионная палата Администрации Приморского края (далее — лицензионная палата) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о привлечении открытого акционерного общества «Владивостокский морской рыбный порт» (далее — порт) к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП за осуществление деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов без соответствующего разрешения (лицензии).

По результатам проверки деятельности порта лицензионной палатой составлен протокол об административном правонарушении, объективной стороной состава которого указано осуществление портом заготовки, переработки и реализации (сбор, хранение) лома черных металлов без соответствующей лицензии.

Требование о необходимости иметь лицензию на осуществление деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов распространяется на тех юридических лиц, для которых такая деятельность является основной и включает в себя сбор, скупку, сортировку, хранение, отбор, извлечение, измельчение, резку, разделку, прессование, брикетирование, переплав, а также продажу или передачу лома черных металлов на возмездной или безвозмездной основе.

Для порта же указанная деятельность основной не являлась и в качестве таковой им не осуществлялась.

Порт выполнял погрузочно-разгрузочные работы на основании договора по оказанию услуг по выгрузке-погрузке металлолома. Предусмотренное договором предоставление портом обществу площадок для складирования и хранения лома черных металлов имело целью накопление необходимой партии груза для дальнейшей погрузки его на судно и вывоза с территории РФ.

Таким образом, размещение лома черных металлов на указанных площадках порта в данном случае следует рассматривать как элемент основной деятельности порта, на которую у него имелась соответствующая лицензия.

5. При квалификации действий лица по ч. 3 ст. 14.1 КоАП следует иметь в виду, что согласно ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП» в тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в ч. 2 и 3 ст. 14.1 КоАП, установлена другими статьями КоАП, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной КоАП.

Например, занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензии на данный вид деятельности, надлежит квалифицировать по ч. 1 ст. 6.2 КоАП; нарушение условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов — по ч. 1 ст. 9.1 КоАП.

6. Субъекты данного правонарушения — граждане и юридические лица, а также должностные лица.

7. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла и неосторожности.

Другой комментарий к Ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются правила осуществления предпринимательской деятельности, от уровня развития которой зависят все сферы социальной и политической жизни страны. Вред, причиняемый правонарушениями в области предпринимательской деятельности, носит многосторонний характер, несет в себе реальную угрозу как экономической, так и национальной безопасности РФ в целом.

2. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст.2 ГК).

3. Осуществление предпринимательской деятельности предусматривает ограничение проявлений собственной воли и действий ее субъектов. Это обусловлено необходимостью воздействовать на экономическую систему в целом с целью предупреждения и уменьшения объективно существующих негативных проявлений рынка.

Ограничение проявлений собственной воли и действий предпринимателей применяется в той мере, в какой, согласно п.3 ст.55 Конституции, это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

4. Непосредственным объектом выступают: установленный порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении единого государственного реестра юридических лиц; порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности.

5. С объективной стороны правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.14.1, характеризуется действием и выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица.

6. Порядок государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя или получения специального разрешения (лицензии) регламентируется нормами ГК РФ (ст.2, 51, 52); федеральными законами от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц», «О лицензировании отдельных видов деятельности».

7. Государственная регистрация юридических лиц — акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах. Государственная регистрация осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом. Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр.

8. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя предусматривает выдачу свидетельства о регистрации без внесения записи в Государственный реестр. Для регистрации гражданин должен подать заявление, составленное по установленной форме, и документ об оплате регистрационного сбора. Выдается свидетельство администрацией местного самоуправления. Свидетельство является бессрочным и утрачивает юридическую силу, если сам предприниматель подает заявление об аннулировании регистрации и выданного ему свидетельства, либо на основании судебного решения.

9. Объективная сторона правонарушения, установленного ч.2 ст.14.1, характеризуется действием и выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое решение (лицензия) обязательно (обязательна).

10. Понятие и порядок выдачи лицензии (разрешения) определяется Федеральным законом о лицензировании отдельных видов деятельности.

11. Лицензией признается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. В решении о предоставлении лицензии и в подтверждающем наличие лицензии документе указываются: наименование лицензирующего органа; наименование и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения — для юридического лица; фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя; лицензируемый вид деятельности; срок действия лицензии; идентификационный номер налогоплательщика; номер лицензии; дата принятия решения о предоставлении лицензии.

12. На каждый вид деятельности, указанный в Законе о лицензировании отдельных видов деятельности, предоставляется лицензия. Вид деятельности, на осуществление которой предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Федерации, может осуществляться на всей территории РФ. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта РФ, может осуществляться на территориях иных субъектов РФ при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

13. Срок действия лицензии не может быть менее пяти лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Срок действия лицензии продлевается в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

14. Часть 3 комментируемой статьи с объективной стороны характеризуется действием (бездействием) и выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

15. В качестве такого условия может быть предусмотрено соблюдение лицензиатом экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

Учитывая, что диспозиция ч.3 является бланкетной, при привлечении к ответственности следует устанавливать, какое условие, предусмотренное специальным разрешением (лицензией), нарушено.

16. По юридической конструкции правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, образует формальный состав. Оно считается оконченным с момента осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии). При этом вопрос о возможности признания осуществления предпринимательской деятельности решается в зависимости от продолжительности и интенсивности возмездных действий, объема получаемой прибыли. Единичные действия не могут признаваться предпринимательской деятельностью.

17. Субъектом правонарушения может быть любое юридическое лицо, физическое лицо, достигшее шестнадцати лет, должностное лицо, на которых в силу осуществления ими предпринимательской деятельности лежит обязанность регистрации, получения разрешения (лицензии) либо соблюдения условий лицензирования.

18. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого или косвенного умысла. Индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, должностное лицо знают о том, что запрещено без государственной регистрации осуществлять предпринимательскую деятельность, осознают противоправность своих действий, желают извлечения прибыли.

19. Причиненный вред и порядок его определения в качестве квалифицирующего признака данной статьей не устанавливаются, но предполагаются. Размер причиненного вреда может стать обстоятельством, отягчающим административную ответственность. При этом, если ущерб сопряжен с извлечением прибыли в крупном размере, квалификация правонарушения осуществляется по ст.171 УК РФ (Незаконное предпринимательство).

Статья 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий

1. Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения;

б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;

в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Комментарий к Ст. 141 УК РФ

1. В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Исключение составляют граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

В этой связи уголовно-правовой защите подлежат гарантированные Конституцией свободное и равное осуществление гражданами своего избирательного права, права на участие в референдуме, законная деятельность избирательной комиссии, комиссии референдума.

2. Объективная сторона основного состава преступления выражается в виде совершения следующих альтернативных действий: 1) воспрепятствования свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме; 2) нарушения тайны голосования; 3) воспрепятствования работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей.

Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме и воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, может быть осуществлено различными способами, например, не допуском гражданина на избирательный участок, отказом внесения его в списки избирателей, угрозой причинения вреда в случае участия в выборах и т.д.

Воспрепятствование работе избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума, а также ее отдельных членов, может состоять в непредоставлении комиссии помещений, притеснении членов избирательных комиссий на основном месте работы. Воспрепятствование может также выражаться и в необоснованном отказе в регистрации кандидата либо снятии его с регистрации и т.п. Способ совершения преступления не влияет на квалификацию деяния, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 2, 3 комментируемой статьи. Для наличия состава преступления важно, чтобы воспрепятствование затрудняло или делало невозможным участие в выборах или работу комиссий.

Нарушение тайны голосования может проявиться в организации голосования без кабин, присутствии в кабинах посторонних лиц, пометке бюллетеней соответствующими цифрами или значками, позволяющими выявить, как проголосовал тот или иной человек, и иных действиях.

3. Состав преступления формальный. Деяние окончено с момента совершения указанных в законе действий.

4. Квалифицированный состав рассматриваемого преступления (ч. 2 комментируемой статьи) предусматривает в качестве обязательного объективного признака способы его совершения — 1) подкуп, 2) обман, 3) принуждение, 4) применение насилия, 5) угроза применения насилия.

Как подкуп рассматривается обещание или предоставление предметов, ценностей, денежных средств, оказание услуг имущественного характера или иных имущественных выгод.

Обман может выражаться как в форме действия, так и бездействия. В качестве обмана могут рассматриваться сообщение заведомо ложных сведений, а также умолчание о фактах, которые могут повлиять на решение избирателей при голосовании, на выполнение комиссиями своих обязанностей.

Принуждение рассматривается как психическое воздействие на человека. Может выражаться в нарушении или угрозе нарушения его законных прав и интересов, интересов родных или близких потерпевшему лиц.

Насилие — физическое воздействие, применяемое к лицу, участвовавшему в выборах, референдуме, или к его близким. Угроза насилием — психическое воздействие, применяемое к лицу, выражающееся в реальной возможности применения физического воздействия, причинения боли или страданий.

5. Объективными признаками состава преступления, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи, являются: 1) вмешательство в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах (форма такого вмешательства — требование или указание по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, избирательных блоков, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума); 2) неправомерное вмешательство в работу ГАС «Выборы».

Перечисленные действия должны быть направлены на искажение результатов выборов, их фальсификацию.

Функционирование ГАС «Выборы» регламентируется Федеральным законом от 10.01.2003 N 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» (в ред. от 11.07.2011) . Достижение цели — повлиять на решения избирательной комиссии, комиссии по проведению референдума — не является обязательным и находится за рамками состава преступления.
———————————
СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 172; 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6247; 2010. N 19. Ст. 2291; 2011. N 29. Ст. 4291.

6. Состав преступления формальный. Деяние окончено с момента совершения любого из действий, указанных в законе.

7. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

8. В ч. 3 комментируемой статьи в качестве обязательного субъективного признака указана цель деяния — повлиять на решение избирательной комиссии или комиссии референдума.

9. В основном составе субъект преступления — общий — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет; в квалифицированном — специальный — лицо, использующее для совершения преступления свое должностное или служебное положение.

Понятие должностного лица раскрыто в п. 1 примеч. к ст. 285 УК. Об использовании служебного положения см. коммент. к ст. 136.

10. Ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав предусмотрена также и нормами гл. 5 КоАП. Разграничение между преступлением и иными правонарушениями следует осуществлять с учетом возможных в каждой конкретной ситуации последствий.

Проблемные аспекты квалификации преступления, предусмотренного ст. 141 УК РФ «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий» (Солодовникова С.В.)

Дата размещения статьи: 30.03.2016

В соответствии со ст. 141 УК РФ уголовная ответственность наступает за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий. Непосредственным объектом преступления, предусмотренного вышеуказанной статьей, являются общественные отношения, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан и их права участвовать в референдуме, а также отношения, опосредующие работу избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума. Непосредственный объект посягательства может варьировать в зависимости от способа осуществления преступного деяния, указанного в диспозиции ст. 141 УК РФ.

В ч. 1 ст. 141 УК РФ речь идет фактически о четырех преступлениях: 1) о воспрепятствовании свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав; 2) о воспрепятствовании осуществлению гражданином права участвовать в референдуме; 3) о нарушении тайны голосования; 4) о воспрепятствовании работе избирательной комиссии (комиссии референдума) как коллегиального органа, отвечающего за организацию и проведение выборов или референдума, либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей.
Действующее законодательство о выборах и референдумах не содержит исчерпывающего перечня избирательных прав российских граждан. В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» они определяются как конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в выдвижении кандидатов (списков кандидатов), предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение их результатов, вносить добровольные пожертвования в избирательные фонды кандидатов и избирательных объединений (блоков) и осуществлять иные действия, предусмотренные избирательным законодательством.
———————————
СЗ РФ. 17.06.2002. N 24. Ст. 2253.

Действующее избирательное законодательство России связывает избирательные права как напрямую с гражданами, так и с особыми субъектами избирательных правоотношений: избирателями, кандидатами, зарегистрированными кандидатами, наблюдателями, членами избирательных комиссий, уполномоченными представителями кандидатов (зарегистрированных кандидатов) и избирательных объединений (блоков). Вмешательство в осуществление закрепленной за специфическими субъектами деятельности в условиях избирательного процесса также необходимо рассматривать как посягательство на избирательные права российских граждан.
В настоящее время уголовное законодательство не дает четких разъяснений, что необходимо понимать под термином «воспрепятствование». Нет единого мнения и у отечественных правоведов, обратившихся к данной проблематике.
Представляется, что под воспрепятствованием свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, а также воспрепятствованием работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, понимается совершение действий (бездействия), способных служить реальным и существенным препятствием в реализации избирательных прав указанными субъектами.
Так, воспрепятствование осуществлению гражданином избирательных прав и права на участие в референдуме может быть сопряжено с закрытием избирательных участков в день голосования, уничтожением избирательных документов и т.д.
Воспрепятствование осуществлению права быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления может состоять, например, в создании препятствий для ведения свободной агитации самому кандидату либо доверенным лицам и других действиях (бездействии).
Воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума ставит под угрозу процесс организации выборов и референдума, поскольку они несут на себе основное бремя ответственности по обеспечению условий для реализации соответствующих прав российских граждан. Так, по мнению С.Д. Князева, воспрепятствованием работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума может быть: срыв заседания тех или иных комиссий; блокирование помещений избирательных комиссий (комиссий референдума); лишение возможности для членов избирательной комиссии работать в ее составе; создание условий, препятствующих выдачи бюллетеней; создание условий, препятствующих подведению итогов голосования и т.д. .
———————————
Князев С.Д. Актуальное диссертационное исследование о правовых презумпциях в избирательном праве Российской Федерации // Избир. право. 2012. N 3. С. 54.

Воспрепятствование деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума может принимать те же формы, что и воспрепятствование работе комиссий, однако направлено против конкретных лиц. Основным критерием наличия состава преступления является воспрепятствование деятельности члена комиссии, связанной с исполнением своих обязанностей, а не какой-либо иной деятельности.
Уголовно наказуемые способы совершения преступлений, предусмотренные ч. 1 ст. 141 УК РФ, прямо не очерчены в законе. Вместе с тем сопоставительный анализ диспозиции основного состава с квалифицирующими признаками, указанными в ч. 2 ст. 141 УК РФ, позволяет сделать вывод, что в последнем случае дана попытка исчерпывающего перечня способов совершения деяния. Ввиду этого дифференцировать отграничение состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 141 УК РФ, от квалифицированного состава, содержащегося в ч. 2 ст. 141 УК РФ, по нашему мнению, можно методом исключения, а именно: под дефиницию воспрепятствования свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав и права на участие в референдуме, а также воспрепятствования работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, по ч. 1 ст. 141 УК РФ можно отнести иные умышленные действия, не подпадающие под ч. 2 ст. 141 УК РФ.
Соблюдение тайны голосования — это не только право, но и прямая обязанность всех участников любых выборов. Несоблюдение этой тайны влечет за собой признание недействительным избирательного бюллетеня, содержание которого стало известно другим лицам.
Нарушение тайны голосования представляет собой совершение действий (бездействия), позволяющих контролировать волеизъявление голосующих избирателей в процессе заполнения бюллетеней, огласку результатов волеизъявления конкретного гражданина, а также создание условий, при которых помимо воли избирателя можно установить результаты заполнения бюллетеня конкретным лицом .
———————————
Матренина К.Ю. Принцип тайного голосования при использовании современных информационных технологий // Вестн. Тюменск. гос. ун-та. 2014. N 3. С. 207 — 209.

По нашему мнению, стоит согласиться с Д.А. Кравецом, рассматривающим нарушение тайны голосования в нашей стране при создании следующих условий : установление в кабинах для голосования специальной видеоаппаратуры, фиксирующей процесс волеизъявления избирателей ; присутствие посторонних лиц при заполнении бюллетеней; ненадлежащее оборудование кабин для голосования; оставление избирательного участка без специально оборудованных кабин для голосования; выдача пронумерованных или иным образом помеченных бюллетеней.
———————————
Кравец Д.А. Обеспечение конституционного принципа тайного голосования при проведении электронного голосования в Российской Федерации // Изв. Саратов. ун-та. Новая серия. Серия. Экономика. Управление. Право. 2014. N 4. С. 26.
О нормативах технологического оборудования, необходимого для работы окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий, и примерном перечне технического оборудования, предоставляемого избирательным комиссиям государственными органами, государственными организациями и учреждениями, органами местного самоуправления, их должностными лицами при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 16.07.2003 N 18/126-4 // Вестн. Центр. избир. комиссии РФ. 2003. N 8. С. 37.

Ответственности за преступные деяния, предусмотренные ч. 1 ст. 141 УК РФ, подлежат любые вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста. Это могут быть граждане РФ, лица без гражданства, а также иностранные граждане . Лица без гражданства и иностранные граждане сами, не участвуя в избирательном процессе, могут осуществлять различные действия, направленные на воспрепятствование осуществлению избирательных прав граждан России или работе избирательных комиссий (комиссий референдума) .
———————————
Ст. 11 — 12 УК РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ. СЗ РФ. 17.06.1996. N 25. Ст. 2954.
В соответствии с п. 10 ст. 4 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане РФ.

В ч. 2 ст. 141 УК РФ предусмотрена повышенная ответственность за данные преступления, если они совершены более опасными способами воспрепятствования. Квалифицирующими признаками являются: а) подкуп, обман, принуждение, применение насилия либо угрозы его применения; б) использование лицом своего служебного положения; г) совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
Подкуп представляет собой передачу или обещание передачи денежных средств, подарков, иных материальных ценностей гражданину за участие (неучастие) в выборах или референдуме, голосование за или против конкретных кандидатов (вынесенных на референдум вопросов), совершение действий (бездействия), препятствующих работе избирательных комиссий, комиссий референдума, их членов и т.п. . Однако если вручение материальных ценностей напрямую не связывается с какими-либо вариантами поведения избирателей, участников референдума, не «требует» от них голосования за или против конкретных кандидатов, то оно не образует состав преступления. При подкупе должностного лица совершается и другое, более тяжкое преступление — дача взятки (ч. 2 ст. 291 УК РФ), т.е. имеет место совокупность преступлений.
———————————
Красиков А.К. Уголовно-правовая охрана политических, гражданских и иных конституционных прав и свобод человека и гражданина в России. Саратов, 2000. С. 65.

Другим квалифицирующим признаком рассматриваемого преступления является обман, т.е. распространение заведомо ложных сведений, направленных на введение в заблуждение участников избирательного или референдумного процесса, а также совершение преступных действий, выражающихся в злоупотреблении доверием избирателя . Представляется верной позиция, занимаемая С. Корабельниковым, согласно которой можно выделить обман активный и пассивный . Активный обман может состоять в преднамеренном введении в заблуждение гражданина при сообщении ложных сведений, предоставлении подложных документов или иных действиях, создающих у гражданина ошибочное представление о кандидате, заполнение избирательного бюллетеня за слепого или неграмотного не в соответствии с его волей, введение избирателя в заблуждение относительно порядка заполнения бюллетеней и т.д.
———————————
Комментарий к Уголовному кодексу РФ / под ред. А.И. Чучаева. М., 2010. С. 238.
Корабельников С. Уголовная ответственность за нарушение избирательного права // Рос. юстиция. 2012. N 17. С. 20.

Пассивный обман может быть выражен в умолчании о юридически значимых фактических обстоятельствах, сообщить которые виновный был обязан (например, как член избирательной комиссии или комиссии по проведению референдума).
Насилие как квалифицирующий признак не конкретизировано применительно к составу преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 141 УК РФ. Оно может быть связано с оказанием физического воздействия, выражающегося в удержании, незаконном лишении свободы, побоях, причинении вреда здоровью. Кроме того, насилие предполагает выражение различного вида угроз его применения, т.е. психического воздействия на потерпевшего, способного парализовать волю избирателя.
Другим квалифицирующим признаком, предусмотренным п. «а» ч. 2 ст. 141 УК РФ, является принуждение. Этот вид посягательства на свободное волеизъявление граждан означает любое принуждение, кроме рассмотренных выше разновидностей (применение насилия или угроз его применения). Под принуждением следует понимать угрозы уничтожения или повреждения имущества, шантаж в форме угроз распространения порочащих сведений, угрозы лишения каких-либо материальных или личных благ и т.п. В практике проведения прошедших избирательных кампаний отмечались случаи, когда руководители отдельных предприятий, организаций, учреждений, пытаясь оказать давление на избирателей, запугивали лишением премий, льгот и даже увольнением. Необходимо отметить наличие возможности принуждения и неопределенного круга избирателей. Так, например, кандидат в депутаты, являясь руководителем предприятия, может угрожать жителям избирательного округа сокращением рабочих мест в случае его провала на выборах в данном избирательном округе.
Для состава преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 141 УК РФ, нехарактерно наличие специального субъекта, им может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.
При конструировании ч. 2 ст. 141 УК РФ законодатель использовал такой квалифицирующий признак, как совершение деяния с использованием служебного положения. Как показывает практика, у правоприменителя возникают определенные сложности при квалификации воспрепятствования осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, совершенного с использованием служебного положения, так как в уголовном законе нет конкретного пояснения, что необходимо понимать под служебным положением.
Некоторые авторы, например С.В. Бородин, А.И. Бойко, считают субъектом квалифицированного состава ст. 141 УК РФ должностных лиц, перечисленных в примечаниях к ст. 201 и 285 УК РФ . С нашей точки зрения, стоит согласиться с мнением Б.Д. Завидова, рассматривающего использование своего служебного положения как использование полномочий должностного лица, использование любых полномочий в связи с работой на предприятии, в учреждении, независимо от формы собственности, а также использование полномочий служащего в органах государственной власти и местного самоуправления . Таким образом, воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий с использованием служебного положения, т.е. с использованием полномочий, предоставленных лицу в силу занимаемого должностного или служебного положения, возможно лишь специальным субъектом, но разновидности его чрезвычайно широки.
———————————
Бородин С.В. Комментарий к ст. 141 УК РФ // Постатейный комментарий к Уголовному кодексу РФ / под ред. А.В. Наумова. М., 2001; Уголовное право. Особенная часть / под ред. В.Н. Петрашева. М., 1999. С. 11.
Завидов Б.Д. Уголовно-правовой анализ преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина // Право и власть. 2004. N 2. С. 26.

Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий с использованием служебного положения может проявляться в различных формах. Это могут быть как действия, например: несвоевременное предоставление или изъятие ответственным за это лицом необходимого избирательной комиссии (комиссии референдума) помещения, транспорта, средств связи, технического оборудования, препятствование организации предвыборных встреч кандидатов с избирателями, воспрепятствование размещению комиссией в порядке, установленном законом, печатной информации, так и бездействие, например уклонение от выделения бюджетных средств на проведение выборов или референдума и др.
Гораздо больший вред по сравнению с индивидуальными посягательствами на избирательные (референдумные) отношения способны причинить группа лиц по предварительному сговору, организованная группа.
Выделить признаки группы лиц, совершивших преступление, предусмотренное ст. 141 УК РФ, по предварительному сговору, и организованной группы можно исходя из общего понятия соучастия в преступлении как умышленного совместного участия двух или более лиц в совершении умышленного преступления, приведенного в ст. 32, 35 УК РФ.
Часть 3 ст. 141 УК РФ по существу содержит самостоятельный состав преступления, изложенный в диспозиции достаточно определенно. Это вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление полномочий избирательной комиссии, комиссии референдума, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения. Законодателем дан исчерпывающий перечень способов такого вмешательства. Это требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, избирательных блоков, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума.
Субъект вмешательства в осуществление полномочий избирательной комиссии, комиссии референдума, установленный законодательством о выборах и референдумах, специальный — им может быть только должностное лицо.
Теория уголовно-правовой науки предполагает, что преступления, предусмотренные ст. 141 УК РФ, совершаются только умышленно. Виновный осознает, что его действия (бездействие) препятствуют осуществлению избирательных прав или права на участие в референдуме, работе избирательной комиссии или комиссии референдума, и желает наступления соответствующих последствий. Мотивы и цели могут быть самыми разнообразными, но они не имеют юридического значения. Именно отсутствие умышленной формы вины чаще всего влечет за собой уголовную ненаказуемость нарушений избирательного законодательства.
Преступления рассматриваемой группы признаются оконченными с момента совершения уголовно-противоправных действий (бездействия), независимо от того, удалось ли нарушителю реально воспрепятствовать осуществлению гражданином своих избирательных прав или права участвовать в референдуме, работе избирательных комиссий или комиссии референдума, т.е. имеют формальный состав.
Исходя из изложенного, следует отметить существующие в настоящее время проблемы в юридической трактовке нормы ст. 141 УК РФ, затрудняющие процесс ее реализации, в связи с чем возникает необходимость дальнейшего исследования и совершенствования законодательства.

Список литературы

1. Бородин С.В. Комментарий к ст. 141 УК РФ // Постатейный комментарий к Уголовному кодексу РФ / под ред. А.В. Наумова. М., 2001.
2. Завидов Б.Д. Уголовно-правовой анализ преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина // Право и власть. 2004. N 2.
3. Князев С.Д. Актуальное диссертационное исследование о правовых презумпциях в избирательном праве Российской Федерации // Избир. право. 2012. N 3.
4. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / отв. ред. В.М. Лебедева. М., 2013.
5. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / под ред. А.И. Чучаева. М., 2010. С. 238.
6. Корабельников С. Уголовная ответственность за нарушение избирательного права // Рос. юстиция. 2012. N 17.
7. Кравец Д.А. Обеспечение конституционного принципа тайного голосования при проведении электронного голосования в Российской Федерации // Изв. Саратов. ун-та. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право». 2014. N 4.
8. Красиков А.К. Уголовно-правовая охрана политических, гражданских и иных конституционных прав и свобод человека и гражданина в России. Саратов, 2000.
9. Матренина К.Ю. Принцип тайного голосования при использовании современных информационных технологий // Вестн. Тюменск. гос. ун-та. 2014. N 3.
10. О нормативах технологического оборудования, необходимого для работы окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий, и примерном перечне технического оборудования, предоставляемого избирательным комиссиям государственными органами, государственными организациями и учреждениями, органами местного самоуправления, их должностными лицами при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 16.07.2003 N 18/126-4 // Вестн. Центр. избир. комиссии РФ. 2003. N 8. С. 37.
11. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федер. закон N 67-ФЗ от 12.06.2002 // СЗ РФ. 17.06.2002. N 24. Ст. 2253.
12. Уголовное право. Особенная часть / под ред. В.Н. Петрашева. М., 1999.
13. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ // СЗ РФ. 17.06.1996. N 25. Ст. 2954.