Содержание статьи:

Статья 60 Федерального закона № 44-ФЗ

Утратила силу с 1 июля 2018 года. — Федеральный закон от 31.12.2017 N 504-ФЗ.

1. Обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.

2. Документы и информация, направляемые в форме электронных документов участником электронного аукциона, заказчиком, должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такого аукциона, заказчика.

3. Документы и информация, направляемые в форме электронных документов оператором электронной площадки участнику электронного аукциона, заказчику или размещаемые оператором электронной площадки на электронной площадке и в единой информационной системе, должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени оператора электронной площадки.

4. Ключи усиленных электронных подписей, а также сертификаты ключей проверки электронных подписей, предназначенные для использования в целях настоящей статьи, создаются и выдаются в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона.

5. Порядок использования усиленной электронной подписи при обмене информацией, связанной с получением аккредитации на электронной площадке и проведением электронного аукциона, и порядок признания электронной подписи или ее аналога, созданных в соответствии с нормами права иностранного государства и (или) международными стандартами и соответствующих усиленной электронной подписи, используемой в целях настоящей статьи, устанавливаются едиными требованиями, предусмотренными частью 4 статьи 59 настоящего Федерального закона.

6. В течение одного часа с момента размещения информации, связанной с проведением электронного аукциона, в единой информационной системе и на электронной площадке указанная информация должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе и на электронной площадке без взимания платы.

7. В течение одного часа с момента размещения в единой информационной системе извещения об отказе от проведения электронного аукциона, изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, документацию о таком аукционе, разъяснений положений документации о таком аукционе оператор электронной площадки размещает указанную информацию на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также направляет уведомление об указанных извещении, изменениях, разъяснениях всем участникам такого аукциона, подавшим заявки на участие в нем, уведомление об указанных разъяснениях также лицу, направившему запрос о даче разъяснений положений документации о проведении такого аукциона, по адресам электронной почты, указанным этими участниками при аккредитации на электронной площадке или этим лицом при направлении запроса.

8. При направлении оператором электронной площадки заказчику документов и информации в форме электронных документов, полученных от участника электронного аукциона, до подведения результатов такого аукциона оператор электронной площадки обязан обеспечить конфиденциальность информации об участнике такого аукциона, направившем указанные документы и информацию в порядке, установленном едиными требованиями, предусмотренными частью 4 статьи 59 настоящего Федерального закона.

9. В случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрено направление документов и информации заказчиком участнику электронного аукциона или этим участником заказчику, указанный документооборот осуществляется через электронную площадку, за исключением случая заключения контракта по результатам такого аукциона.

10. Документы и информация, связанные с проведением электронного аукциона и полученные или направленные оператором электронной площадки в форме электронного документа в соответствии с настоящим Федеральным законом, хранятся оператором электронной площадки в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными частью 4 статьи 59 настоящего Федерального закона.

Комментарий к Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 2. ПЛАНИРОВАНИЕ

Глава 3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАКУПОК

§ 1. Общие положения

§ 2. Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения конкурсов и аукционов

§ 3. Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок

§ 4. Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса предложений

§ 5. Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

§ 6. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

§ 7. Исполнение, изменение, расторжение контракта

Глава 4. МОНИТОРИНГ ЗАКУПОК И АУДИТ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Глава 5. КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Глава 6. ОБЖАЛОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ЗАКАЗЧИКА, УПОЛНОМОЧЕННОГО ОРГАНА, УПОЛНОМОЧЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, КОМИССИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАКУПОК, ЕЕ ЧЛЕНОВ, ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЫ, КОНТРАКТНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО, ОПЕРАТОРА ЭЛЕКТРОННОЙ ПЛОЩАДКИ

Глава 7. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ЗАКУПОК

Глава 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Борисов А.Н., Трефилова Т.Н. Комментарий к Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. М.: Деловой двор, 2014. 664 с.

Статья 60. Особенности документооборота при проведении электронного аукциона

Статья 60. Особенности документооборота при проведении электронного аукциона

madgrey » 21 мар 2013, 07:16

1. Обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.

2. Документы и информация, направляемые в форме электронных документов участником электронного аукциона, заказчиком, должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такого аукциона, заказчика.

3. Документы и информация, направляемые в форме электронных документов оператором электронной площадки участнику электронного аукциона, заказчику или размещаемые оператором электронной площадки на электронной площадке и в единой информационной системе, должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени оператора электронной площадки.

4. Ключи усиленных электронных подписей, а также сертификаты ключей проверки электронных подписей, предназначенные для использования в целях настоящей статьи, должны быть созданы и выданы в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона.

5. Порядок использования усиленной электронной подписи при обмене информацией, связанной с получением аккредитации на электронной площадке и проведением электронного аукциона, и порядок признания электронной подписи или ее аналога, созданных в соответствии с нормами права иностранного государства и (или) международными стандартами и соответствующих усиленной электронной подписи, используемой в целях настоящей статьи, устанавливаются едиными требованиями, предусмотренными частью 4 статьи 59 настоящего Федерального закона.

6. В течение одного часа с момента размещения информации, связанной с проведением электронного аукциона, в единой информационной системе и на электронной площадке указанная информация должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе и на электронной площадке без взимания платы.

7. В течение одного часа с момента размещения в единой информационной системе извещения об отказе от проведения электронного аукциона, изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, документацию о таком аукционе, разъяснений положений документации о таком аукционе оператор электронной площадки размещает указанную информацию на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также направляет уведомление об указанных извещении, изменениях, разъяснениях всем участникам такого аукциона, подавшим заявки на участие в нем, уведомление об указанных разъяснениях также лицу, направившему запрос о даче разъяснений положений документации о проведении такого аукциона, по адресам электронной почты, указанным этими участниками при аккредитации на электронной площадке или этим лицом при направлении запроса.

8. При направлении оператором электронной площадки заказчику документов и информации в форме электронных документов, полученных от участника электронного аукциона, до подведения результатов такого аукциона оператор электронной площадки обязан обеспечить конфиденциальность информации об участнике такого аукциона, направившем указанные документы и информацию в порядке, установленном едиными требованиями, предусмотренными частью 4 статьи 59 настоящего Федерального закона.

9. В случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрено направление документов и информации заказчиком участнику электронного аукциона или этим участником заказчику, указанный документооборот осуществляется через электронную площадку, за исключением случая заключения контракта по результатам такого аукциона.

10. Документы и информация, связанные с проведением электронного аукциона и полученные или направленные оператором электронной площадки в форме электронного документа в соответствии с настоящим Федеральным законом, хранятся оператором электронной площадки в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными частью 4 статьи 59 настоящего Федерального закона.

Необходимо ли всем сотрудникам, занимающимся госзакупками в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, иметь удостоверение о прохождении обучения в сфере закупок с 01.01.2017?

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) одним из принципов контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — контрактная система в сфере закупок) является принцип профессионализма заказчиков.
Содержание упомянутого принципа раскрывается в ст. 9 Закона N 44-ФЗ. Частью 1 этой статьи определено, что контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Согласно ч. 2 ст. 9 Закона N 44-ФЗ заказчики, специализированные организации принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. При этом до 1 января 2017 года работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 23 ст. 112 Закона N 44-ФЗ). Как разъясняет Минэкономразвития России в письме от 08.11.2013 N ОГ-Д28-15539, до 1 января 2017 года Закон N 44-ФЗ не предъявляет требований к уровню профессионального образования работника контрактной службы, контрактного управляющего. При этом из ч. 23 ст. 112 Закона N 44-ФЗ следует, что эта норма допускает назначение заказчиком работниками контрактной службы, контрактным управляющим лиц, прошедших обучение не в сфере закупок (в соответствии с Законом N 44-ФЗ), а в сфере размещения заказов (то есть в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», смотрите также письмо Минэкономразвития России от 17.09.2014 N Д28и-1782).
Таким образом, до 1 января 2017 года для назначения работника контрактным управляющим ему достаточно иметь один из следующих уровней образования:
— высшее образование (без учета профиля);
— профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (среднее или высшее)*(1);
— дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
— дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
После указанной даты к работникам контрактной службы, контрактным управляющим (то есть ко всем работникам контрактной службы) будет предъявляться требование о наличии исключительно либо высшего образования (без учета профиля), либо дополнительного профессионального образования в сфере закупок (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 06.04.2016 N Д28и-841, письмо Минэкономразвития России от 13.05.2016 N Д28и-1220).
Требования к уровню образования членов комиссии по осуществлению закупок менее строги. Частью 5 ст. 39 Закона N 44-ФЗ установлено, что в состав комиссии по осуществлению закупок заказчиком включаются преимущественно лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лица, обладающие специальными знаниями, относящимися к объекту закупки. Соответственно, в состав комиссии по осуществлению закупок заказчик может включать лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки, то есть не имеющими высшего образования или дополнительного профессионального образования именно в сфере закупок (письмо Минэкономразвития России от 23.09.2013 N Д28и-1070, п. 1 письма Минэкономразвития России от 22.05.2014 N Д28и-777).
Вопрос о необходимости обучения и повышения квалификации сотрудников решается заказчиком самостоятельно (письмо Минэкономразвития России от 29.04.2016 N Д28и-1129).
Перечень видов документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении предусмотрен ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании). Документом, подтверждающим наличие профессионального образования (среднего или высшего), является соответствующий диплом, а повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке (ч. 7, ч. 10 ст. 60 Закона об образовании).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

————————————————————————
*(1) Согласно ч. 5 ст. 10 Закона об образовании устанавливаются такие уровни профессионального образования, как среднее профессиональное образование и высшее профессиональное образование (бакалавриат; специалитет, магистратура; подготовка кадров высшей квалификации).

Необходимо ли победителю электронного аукциона (Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) представлять заказчику оригинал банковской гарантии на бумажном носителе, или обеспечение считается предоставленным после прикрепления копии гарантии на электронной площадке, удостоверенной электронно-цифровой подписью победителя (требования закона к гарантии, банку и присутствию в реестре соблюдены)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В приведенной ситуации представлять заказчику оригинал банковской гарантии на бумажном носителе не требуется. Описанные в вопросе обстоятельства свидетельствуют о надлежащем исполнении требований ч. 3 ст. 70 Закона N 44-ФЗ.

Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 8.2 ст. 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 утверждены дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей указанного Закона, которыми, в частности, установлено, что банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка. Случаев, когда банковская гарантия может быть оформлена только на бумажном носителе или только в форме электронного документа, нормативные акты не предусматривают.
Обмен информацией между участниками электронного аукциона, заказчиком и оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов (ч. 1 ст. 60 Закона N 44-ФЗ). Положения ст. 70 Закона N 44-ФЗ (в частности, ч.ч. 3, 6 этой статьи), равно как и иные нормы Закона N 44-ФЗ, не устанавливают исключений из этого правила и не обязывают победителя электронного аукциона в случае наступления каких-либо обстоятельств предоставлять заказчику оригинал полученной им банковской гарантии на бумажном носителе. Наряду с подписанным проектом контракта победитель аукциона должен в установленные ч.ч. 3, 6 ст. 70 Закона N 44-ФЗ сроки разместить в единой информационной системе (ЕИС) документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя аукциона. Следовательно, если банковская гарантия оформлена на бумажном носителе, таким документом может быть только копия гарантии в виде электронного документа. Поэтому в приведенной ситуации в целях соблюдения ч. 3 ст. 70 Закона N 44-ФЗ победителю аукциона следует разместить в ЕИС подписанный усиленной электронной подписью уполномоченного лица электронный образ банковской гарантии, выданной на бумажном носителе (смотрите, например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2016 N 09АП-51979/16, решение УФАС по Москве от 18.01.2016 N 2-57-868/77-16, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.02.2016 N 02АП-11430/15, определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 21.11.2016 N 305-ЭС16-9281). Представлять заказчику оригинал банковской гарантии не требуется.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

12 января 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

ЮРИДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ 44-ФЗ, 223-ФЗКомплексное юридическое сопровождение участников госзаказа в г. Орле и Орловской области, а также по России! т. 8(4862)78-31-08

Особенности документооборота при проведении электронного аукциона по Закону N 44-ФЗ

Опубликовал admin • Рубрики: Контрактная система

Согласно ч. 1 ст. 60 Закона N 44-ФЗ обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона (далее также — аукцион), между участником аукциона (далее — участник), заказчиком, оператором электронной площадки (далее — оператор) осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.

При этом в ходе аукциона, как следует из ч. 9 ст. 60 Закона N 44-ФЗ, любые информация и документы, направляемые как участником заказчику, так и заказчиком участнику, должны направляться через электронную площадку даже в том случае, если Законом N 44-ФЗ предусмотрено направление таких документов и информации непосредственно заказчиком участнику или участником заказчику. Исключение составляет случай заключения контракта по результатам аукциона.

Документы и информация, направляемые в форме электронных документов участником, заказчиком, должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника, заказчика (ч. 2 ст. 60 Закона N 44-ФЗ).

Документы и информация, направляемые в форме электронных документов оператором участнику, заказчику или размещаемые оператором на электронной площадке и в единой информационной системе (далее — ЕИС)*(1), должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени оператора (ч. 3 ст. 60 Закона N 44-ФЗ). При этом в соответствии с ч. 2 ст. 5, ч. 4 ст. 60 Закона N 44-ФЗ ключи усиленных электронных подписей, а также сертификаты ключей проверки электронных подписей создаются и выдаются удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию на соответствие требованиям Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи», или в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, удостоверяющими центрами, созданными в соответствии с нормами права иностранного государства.

В силу ч. 5.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ обеспечение заказчиков сертификатами ключей проверки электронных подписей и средствами электронных подписей осуществляется органами Федерального казначейства.

Внимание
В течение 1 часа с момента размещения информации, связанной с проведением аукциона, в ЕИС и на электронной площадке указанная информация должна быть доступна для ознакомления в ЕИС и на электронной площадке без взимания платы (ч. 6 ст. 60 Закона N 44-ФЗ).
За нарушение оператором правил документооборота при проведении аукциона ч. 5 ст. 7.31.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Также административная ответственность установлена за направление оператору заказчиком информации и документов, подлежащих направлению в силу закона, с нарушением требований, предусмотренных Законом N 44-ФЗ (ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ).

В силу ч. 8 ст. 60, ч. 15 ст. 66 Закона N 44-ФЗ при направлении оператором заказчику документов и информации в форме электронных документов, полученных от участников электронного аукциона, в том числе заявок на участие в аукционе, и информации, содержащейся в них, оператор обязан обеспечить конфиденциальность информации о таких участниках до размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона. За нарушение этого требования оператор несет административную ответственность, предусмотренную ч. 6 ст. 7.31.1 КоАП РФ.