Близким родственникам могут запретить работать в одной государственной или муниципальной организации

Разработаны новые механизмы борьбы с коррупцией в государственных и муниципальных организациях. Соответствующий законопроект 1 , подготовленный депутатами Сергеем Мироновым, Николаем Левичевым и Виктором Шудеговым, внесен в Госдуму.

Предлагается обязать государственные и муниципальные организации и их обособленные подразделения не допускать перечисления финансовых средств таких организаций организациям, руководители (их заместители) или главные бухгалтеры которых состоят в близком родстве с руководителями (их заместителями) или главными бухгалтерами организации, перечисляющей средства. При этом к близкими родственникам отнесены родители, супруги, дети, братья, сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также братья, сестры, родители, дедушки, бабушки, дети супругов и супруги детей.

Кроме того, предполагается законодательно закрепить запрет совместной работы близких родственников в одной и той же государственной, муниципальной организации или ее обособленном подразделении, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Такой запрет планируется ввести в действие по истечении одного года со дня официального опубликования федерального закона. При этом запрет не будет распространяться на лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве, в период их совместной работы в государственных или муниципальных образовательных организациях, библиотеках, организациях культуры, медицинских и фармацевтических организациях (или их обособленных структурных подразделениях), расположенных в сельских населенных пунктах.

В случае одобрения законопроекта нарушение указанных запретов будет приводить к увольнению руководителя государственной или муниципальной организации или ее обособленного подразделения в связи с утратой доверия.

Необходимость внесения предлагаемых поправок авторы проекта связывают с широким распространением на практике коррупционных схем с участием близких родственников руководства государственных и муниципальных организаций. «Такие условия способствуют развитию коррупции и формированию на базе государственной или муниципальной организации и за счет бюджетных средств «коррупционного семейного бизнеса», – подчеркивают парламентарии.

Близкие родственники на госслужбе

as380 13 июня 2013, 11:43

Ответ эксперта

Действительно, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Между тем, данное положение не распространяется на работников Государственного учреждения — Фонд социального страхования по следующим основаниям:

В статье 1 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации — должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации — законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность (статья 8 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»).

Статьей 10 названного Федерального закона определено, что должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации.

С 01 августа 2006 года Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» утвержден Реестр должностей федеральных государственных гражданских служащих, который не содержит должностей в государственных учреждениях, в том числе в Фонде социального страхования.

Как разъяснено в Апелляционном определении Московского городского суда от 26.03.2013 по делу N 11-9133, признание гражданина Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим предполагает замещение им должностей (одной из должностей), предусмотренных вышеназванными нормативными правовыми актами.

Труд и близкие родственники: анализ проблемы и споры по ней (Антонов К.)

Дата размещения статьи: 21.03.2017

В последнее время в обществе обсуждается запрет на совместную работу близких родственников, который отменен новым Трудовым кодексом РФ. Сторонники отмены запрета ссылаются на демократические права и принципы свободы бизнеса, противники утверждают, что такая политика создает почву для развития коррупции, несправедливости и ущемления трудовых прав рядовых граждан.

Кто считается близким родственником по закону?

Для того чтобы правильно трактовать и применять нормы права, мы должны четко разбираться в терминологии. Поэтому определим понятие «близкий родственник». Для этого обратимся к законодательству РФ.
Рассмотрим, кто является близкими родственниками по закону. Термин применяют в формулировках статей, однако его значение раскрыто косвенно. В законодательстве присутствуют лишь обрывистые пояснения. Трудовой кодекс не освещает этого понятия в полной мере, поэтому обратимся к другим источникам.
За основу и ориентир возьмем определение, данное Семейным кодексом Российской Федерации. Согласно ст. 14 Семейного кодекса РФ к близким родственникам относятся:
— родители;
— дети;
— дедушки, бабушки, внуки;
— братья, сестры (полнородные и неполнородные);
— усыновители и усыновленные.
Но такая трактовка подразумевает ряд очевидных изъянов и требует дополнения. Законодательство России не освещает этот вопрос. В других нормативных актах этот список остается неизменным, и племянники, супруги, родственники супругов, супруги детей в него не входят.

О супругах

Супруги не являются близкими родственниками. Это вытекает из статьи 2 Семейного кодекса РФ, в которой сказано, что супруги приходятся членами семьи, равными родителям и детям. Но при этом нет утверждения о признании их близкими родственниками. Статья 14 Семейного кодекса РФ определяет узы кровного родства, которое отсутствует у мужа и жены. Таким образом, между супругами устанавливаются отношения не родства, а свойства. Близкие родственники одного из супругов не приобретают статус родства по отношению к другому супругу, а становятся свойственниками.

Прочие нюансы

В рамках поставленной темы целесообразно осветить трудовые отношения не одних близких родственников, но и затронуть свойственников, так как нам важна фактическая сторона вопроса. На практике свойственники зачастую находятся в не менее близких отношениях, чем родственники. В связи с этим возможны нарушения закона в виде неоправданных привилегий или дискриминации по отношению к ним в процессе труда и, по мнению государства, создается благоприятная почва для коррупции.

Проблемы, связанные с трудовыми отношениями родственников

Споры о целесообразности запрета на вступление в трудовые отношения близких родственников при условии, что один находится в подчинении другого, актуальны и в 2017 году. Дело в том, что ранее закон предусматривал такое обстоятельство и регулировал этот процесс. Но теперь решение оставлено на усмотрение владельцев компаний.
Сторонниками запрета трудоустройства родственников выдвигаются следующие аргументы:
— это провоцирует коррупцию и прочие должностные преступления;
— это негативно влияет на производительность труда;
— это вызывает дискриминацию в отношении других работников;
— это ставит работников, наделенных одними правами и обязанностями, в заведомо неравное положение, что противоречит Трудовому кодексу Российской Федерации;
— родственные узы мешают руководителю объективно оценивать труд таких подчиненных.
С одной стороны, эти доводы оправданны, но такой запрет противоречит праву владельца предприятия нанимать в организацию тех людей, которых он хочет нанимать. Запретив трудоустройство родственников, государство ограничит права предпринимателей, что будет шагом назад с точки зрения культуры права.

На государственной службе

Раньше в законе, регулирующем трудовые отношения, была статья 20 КЗоТ, которая запрещала совместную работу близких родственников, если их работа предполагала подчиненность или подконтрольность по отношению друг к другу. В новом законодательстве такая норма отсутствует. По мнению многих граждан, это ущемляет права других работников, которые не являются родственниками руководителей.
В отличие от КЗоТа, который действовал ранее, Трудовой кодекс РФ исключает положения, которые ограничивают право близких родственников на работу в одном предприятии, даже если они состоят в положении подчиненности или подконтрольности между собой.
Но эти ограничения по-прежнему распространяются на государственных гражданских служащих. Согласно ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Этот Закон запрещает гражданским служащим, имеющим родственную или свойственную связь, быть в отношении подчинения или подконтрольности друг к другу. Это касается родителей и детей, супругов, братьев, сестер, а также братьев, сестер, родителей, детей супругов и супругов детей. Поэтому сотрудники государственных органов частично подчинены запрету на совместный труд близких родственников.
Закон о противодействии коррупции Российской Федерации уточняет, в каких государственных органах и ведомствах нельзя работать родственникам:
— в государственных корпорациях;
— в Пенсионном фонде Российской Федерации;
— в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования;
— в публично-правовых компаниях;
— в Фонде социального страхования РФ;
— в других организациях, которые создаются Россией на основании федеральных законов.
Работникам таких организаций присваивается особый правовой статус, устанавливаются специальные условия труда, назначаются обязанности и ограничения, которые могут противоречить Трудовому кодексу РФ.
Эти меры приняты для борьбы с коррупцией. Об эффективности программы на данный момент судить сложно, но определенные проблемы недобросовестным чиновникам она все-таки преподнесла.

Как быть чиновнику, если по долгу службы приходится взаимодействовать с родственником?

Присутствует вероятность возникновения такой ситуации, когда государственный служащий будет производить проверку в компании, генеральным директором которой будет, например, его сын или брат и т.п. Здесь есть вероятность, что он оценит обстоятельства необъективно, сделает поблажку родственнику, поможет избежать наказания и пр. Принятое решение может быть оспорено при вскрытии обстоятельств дела. Государство рекомендует чиновникам избегать таких ситуаций.
Для решения подобных проблем были созданы специальные комиссии. Когда государственный служащий оказывается в затруднительном положении, например проверяет стоянки для лодок в том районе, где его сын открыл клуб лодочников, он должен обратиться в комиссию с пояснением ситуации и ждать дальнейших инструкций, не предпринимая никаких действий.

Родственники и госзаказы

Нередко бывает, что по счастливой случайности крупный государственный заказ получает фирма, владелец которой приходится родственником ответственного чиновника. С одной стороны, этот исход может быть справедливым, но встречаются и обратные ситуации, когда государственный служащий попросту пользуется своим положением.
Изменения в ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отчасти решили проблему. Теперь в составе комиссии не могут присутствовать родственники конкурсантов. Однако существует множество других сфер, которые и по сей день не контролируются законом.
Ситуация, которая предполагает личную заинтересованность госслужащего в принятии того или иного решения при исполнении должностных обязанностей, называется конфликтом интересов. В этом смысле личная заинтересованность, заключающаяся, как правило, в возможной материальной выгоде, может смутить чиновника и склонить его к нарушению должностных инструкций, допуску поблажки в отношении родственника, организации, имеющей к нему отношение, или несправедливому решению.
Из изложенного выше материала можно сделать вывод, что родственные и свойственные отношения могут стать причиной для нарушения трудовой дисциплины и совершения чиновниками должностных преступлений.

При трудоустройстве

Стоит отметить, что ст. 64 Трудового кодекса РФ вводит запрет на дискриминацию при заключении договора, то есть при трудоустройстве у всех должны быть равные условия. Согласно законодательству отбор кандидатов на должность производится по принципу оценки деловых качеств и навыков соискателей. Соответственно, работодатель не имеет права отказать человеку в трудоустройстве по причине наличия родственных связей с одним из сотрудников предприятия.
Также гипотетически можно представить обратную ситуацию, когда человек, занимающий руководящую должность, препятствует трудоустройству своего родственника в эту же компанию. Причины такого поведения могут вытекать из жизненных обстоятельств и нюансов межличностных взаимоотношений в семье.
Злоупотребление должностными полномочиями — это распространенная проблема для организаций, действующих на территории Российской Федерации. Пристраивание родственников и свойственников на хорошо оплачиваемые рабочие места встречается достаточно часто. От этого зачастую страдает качество производимого продукта или оказываемых услуг. При этом работодатель отвергает достойных кандидатов, обладающих более высоким уровнем квалификации.
В глобальном масштабе следствием такой несправедливости становится утечка кадров из России. Государство должно находить способы борьбы с этой проблемой. Однако запретительные меры не будут эффективными в современном мире. Лучше всего создавать условия для здоровой конкуренции между предприятиями, чтобы работодателю было невыгодно трудоустраивать специалистов с низкой квалификацией. В этом случае компании будут подбирать кадры не по принципу родства, свойственных или дружественных отношений, а по профессиональным качествам.

Суть проблемы и почему государство идет по пути ослабления контроля

С момента введения в действие Трудового кодекса РФ эта проблема значительно обострилась. Она перешла рамки права, стала социальной и общенародной. Запрет, установленный КЗоТом, не допускал исключительно совместный родственный труд служащих, занимающих руководящие должности, также в список входили работники школ, больниц и др. Граждане могли трудиться семьями, существовали династии рабочих профессий. Следствием этому были профессионализм и высокие показатели производительности труда. Но в то же время возникали казусные ситуации, например в сельской школе было некому учить детей, кроме отца-директора и сына-учителя, которые не имели права занимать эти должности по причине родства.
После неудачного опыта запретительной политики законодательный орган сделал вывод о том, что государство не должно вмешиваться в эту сферу. Тем более что с каждым годом росло количество частных компаний, зачастую основанных на родственных и свойственных связях. Теперь в силе ст. 3 ТК РФ, которая запрещает работодателю принимать сотрудников по принципу родства или другим субъективным критериям, не относящимся к профессиональным качествам.
Так как родство или свойство никак не связано с навыками, то этот критерий не должен рассматриваться законом, как повод принимать или не принимать работника. В этом смысле Закон «О противодействии коррупции» в пунктах, запрещающих трудоустройство близких родственников на государственную службу, противоречит Конституции РФ и принципам трудового права, так как государственные служащие фактически лишаются права трудоустройства без дискриминации по каким-либо признакам (в данном случае в роли признака выступает наличие родства или свойства).
Закон противоречит Конституции РФ, так как идет вразрез с презумпцией невиновности. Иными словами, законодатель предположил, что все государственные служащие, находящиеся в положении подчинения и подчиненности и имеющие степень близкого родства или свойства, являются коррупционерами. Такой подход к решению проблемы представляется регрессивным с точки зрения правового государства. Благая цель в виде борьбы с коррупцией не оправдывает средств, противоречащих принципам трудового права и Конституции РФ.

Проблема коснулась и медицинских работников

В рамках все того же Закона «О противодействии коррупции» федеральные медицинские центры обязаны организовать кадровую политику таким образом, чтобы между сотрудниками и руководителями не было родственных или свойственных связей. Основным способом для решения этой проблемы является увольнение, предусмотрен перевод на другую должность.

Что требуется от руководителей?

В декабре 2016 года Министерство здравоохранения в письменном виде направило рекомендации во все федеральные медицинские центры с указанием уволить сотрудников, имеющих родственную связь. За невыполнение руководитель мог быть лишен должности на основании утраты доверия. После чего произошли увольнения, в списке сокращенных фигурирует несколько громких имен. Среди них Ольга Чазова, дочь и. о. директора кардиологического научно-производственного комплекса Ирины Чазовой. Из ГНЦ дерматовенерологии и косметологии ушел замдиректора по научной работе Алексей Кубанов, сын главы центра.

В муниципальных учреждениях

Согласно ст. 13 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» сотрудник муниципального учреждения, находящийся в прямом подчинении главы администрации, не может быть его родственником. Об остальных работниках муниципальных учреждений в Федеральном законе не упомянуто.
При этом трудовые отношения родственников в формате подчиненности или подконтрольности регулируются законодательством субъектов Российской Федерации. Большинство регионов приняли позицию сообразно федеральным законам и запретили руководителям иметь в подчинении близких родственников.

В бизнесе

Частные предприятия, компании, ИП и физические лица имеют право нанимать на работу сотрудников, не нарушая при этом законодательство РФ, вне зависимости от их родственных или свойственных связей. Это вполне прогрессивный шаг на пути к правовому государству. Снятие запретительной политики свидетельствует о постепенном склонении юридической позиции правительства в сторону частного права.
Учитывая такие обстоятельства, напрашивается ряд выводов:
— государство медленными шагами движется в сторону предоставления бизнесу полной свободы действий, созданию свободного рынка;
— предприятия способны создавать семейные династии, могут появляться династии мастеров в различных отраслях;
— нужно обеспечивать строгий контроль над соблюдением норм Трудового кодекса РФ в негосударственных предприятиях.
Чем больше появляется дозволений и возможностей, тем больше соблазнов. Повышается риск нарушения прав одних сотрудников в пользу других, являющихся родственниками руководителей. Чтобы компенсировать это неравновесие, государственная власть, а в частности Министерство труда и социальной защиты, должно обеспечить соблюдение прав работников и противодействовать дискриминации в трудовых отношениях.
Трудовая инспекция должна принимать активное участие в контроле над соблюдением законодательства, регулярно производить проверки и защищать ущемленные права любой из сторон. В настоящее время такая практика не пользуется большой популярностью. Как правило, инспекция действует лишь по жалобам или заявлениям граждан, которые поступают туда не так часто в связи с юридической неграмотностью и правовым нигилизмом большинства россиян.

Конфликт интересов

Высокопоставленные сотрудники муниципальных предприятий, равно как и государственные служащие, оказываются в обстоятельствах конфликта интересов. Это происходит, когда их действие или бездействие в рабочей ситуации связано личной заинтересованностью. Таким образом, муниципальный служащий волен решать те или иные вопросы в пользу своих родственников или свояков. Сложно доказать состав даже очевидного злоупотребления должностными полномочиями.
Ситуация конфликта интересов у муниципальных работников, в отличие от государственных служащих, никак не квалифицируется российским законодательством, поэтому сложно доказать вину человека, злоупотребляющего положением в такой ситуации.

Заключение

Близкие родственники на работе не должны иметь ни преимуществ, ни ущемлений. В цивилизованном государстве такая градация в сфере трудового права недопустима. Работники должны приниматься на работу и получать вознаграждение в зависимости от их квалификации и производительности труда. Аналогичная позиция содержится в Конституции РФ и Трудовом кодексе РФ. Поэтому позиция законодательной власти в отношении отмены запрета на сотрудничество близких родственников вполне оправданна.
С другой стороны, странно выглядит политика властей, которая выразилась в ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральном законе «О противодействии коррупции». Маловероятно, что коррумпированным чиновникам такие меры помешают злоупотреблять должностными полномочиями при том, что добросовестные и квалифицированные сотрудники, являясь родственниками руководителя, теперь не могут занимать ту или иную государственную должность.
Трудовые отношения — это деликатная сфера общественной жизни, трудовые права граждан должны охраняться государством. Работник должен чувствовать себя защищенным от несправедливых решений со стороны руководства. В то же время он должен добросовестно выполнять свои должностные обязанности, чтобы права работодателя не были ущемлены.

Имеют ли право родственники вместе работать на государственной службе?

В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 г № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

— близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Обращаю внимание, что понятие терминов непосредственная подчиненность и подконтрольность законом не определены.

Заельцовский районный суд г. Новосибирска в решении от 26.09.2013 г. по делу № 2-2393/2013 указал следующее: «… Исходя из буквального толкования указанной нормы права, необходимо признать, что непосредственным начальником является ближайший к подчиненному прямой начальник.

То есть не может быть непосредственным начальником тот начальник, между которым и подчиненным есть другой начальник.

Законодательством о государственной гражданской службе понятия непосредственная подчиненность и подконтрольность не определены.

Вместе с тем, суд считает, что при рассмотрении дел данной категории следует исходить из следующего.

Непосредственная подчиненность означает, что один государственный служащий подчинен другому в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией), положением о структурном подразделении государственного органа.

Непосредственная подконтрольность означает, что один государственный служащий имеет право на основании юридических документов, определяющих его статус, контролировать другого государственного служащего, который непосредственно ему подчинен.

Таким образом, факторы, связанные с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью гражданских служащих (сотрудников), должны быть закреплены в документах, регламентирующих работу организации, структурных подразделений и гражданского служащего (сотрудника).

Непосредственное подчинение и непосредственная подконтрольность должностных лиц друг другу, находящиеся в близком родстве или свойстве, может быть установлено при соблюдении требования непосредственности (без посредников)…».

Таким образом, необходимо знакомиться с должностными инструкциями государственных гражданских служащих. Если должностные инструкции разные, т.е. выполняют разные функции, и нет непосредственной подконтрольности, то они имеет право работать вместе.

Совместная работа близких родственников

09.10.2015 11326 18 1

Данная консультация направлена на то, чтобы разобраться, установлено ли ограничение совместной работы родственников и будет ли работа родственников, один из которых подчиняется другому, нарушением трудового или антикоррупционного законодательства. Указанные вопросы мы рассмотрим на примере бухгалтерской службы, которую возглавляет главный бухгалтер – мать одного из бухгалтеров этой службы.

Ограничение совместной работы родственников

Если в учреждении работают близкие родственники или свойственники, целесообразно не допускать, чтобы при исполнении трудовых обязанностей они непосредственно подчинялись или были подконтрольны друг другу. Порядок введения такого ограничения для учреждений и организаций государственной формы собственности устанавливается законодательством. Владельцы предприятий других форм собственности вводят такие ограничения на свое усмотрение.

Основным законодательным актом, регулирующим трудовые правоотношения, является КЗоТ. В ч. 1 ст. 25 1 КЗоТ определено, что близкими родственниками или свойственниками являются родители, супруги, братья, сестры, дети, а также родители, братья, сестры и дети супругов. Данный перечень исчерпывающий и не подлежит расширенному толкованию. Следовательно, им и нужно руководствоваться в случае введения ограничения работы близких родственников или свойственников в государственном учреждении, организации.

В п. 16 действующего на сегодняшний день постановления СНК УССР от 04.06.33 г. «О совмещении должностей и о службе родственников в учреждениях, предприятиях и организациях обобществленного сектора» (в редакции постановления Совета Министров УССР от 03.11.80 г. № 593) предусмотрен запрет совместной службы на одном и том же предприятии, в учреждении, организации лиц, состоящих между собой в близких родственных связях или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), если их служба связана с непосредственным подчинением или подконтрольностью одного из них другому.

Следовательно, работа бухгалтером дочери в непосредственном подчинении своей матери, которая занимает должность главного бухгалтерав бюджетной организации, является прямым нарушением законодательства.

Нормы антикоррупционного законодательства относительно совместной работы близких родственников

Применение ограничений относительно работы работника, в непосредственном подчинении которого находятся близкие ему лица, или если он сам непосредственно подчинен таким лицам, которые содержатся в антикоррупционном законодательстве, рассмотрим на конкретных ситуациях.

Ситуация 1

Главный бухгалтер возглавляет бухгалтерскую службу в аппарате государственного органа или органа местного самоуправления, а одним из бухгалтеров, подчиняющихся ему, является его дочь.

Вопрос решается следующим образом.

В соответствии со ст. 9 Закона от 07.04.11 г. № 3206-VІ «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» (далее – Закон № 3206) не могут иметь в непосредственном подчинении близких им лиц или быть непосредственно подчиненными в связи с выполнением полномочий близким им лицам лица, указанные в пп. «а», «в»–«ж» п. 1 и ч. 1 ст. 4 данного Закона. К таким лицам, в частности, относится и главный бухгалтер, который работает в государственном органе или органе местного самоуправления и получает заработную плату за счет государственного или местных бюджетов.

Согласно ст. 19 Закона № 3206 вышеупомянутые лица обязаны:

  • принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;
  • сообщать безотлагательно непосредственному руководителю о наличии конфликта интересов.

То есть главный бухгалтер должен сообщить работодателю, принявшему его на работу (лицу, подписавшему приказ о назначении на должность), о наличии конфликта интересов, а именно о факте работы дочери в его подчинении.

Под конфликтом интересов подразумевается противоречие между личными интересами лица и его служебными полномочиями, наличие которых может повлиять на объективность или непредвзятость принятия решений, а также на совершение или несовершение действий во время выполнения предоставленных ему служебных полномочий. Например, главный бухгалтер (мать) планирует выплатить бухгалтеру (своей дочери) премию вдвое больше, чем другим работникам, тогда как объем и качество выполняемой работы всех бухгалтеров одинаковы. Это и будет примером конфликта интересов.

За неуведомление лицом непосредственного руководителя о возникновении конфликта интересов придется отвечать – ст. 172 7 КУоАП преду-сматривает штраф в размере от 170 до 2 550 грн.

Обращаем внимание: предусмотренные законодательством ограничения совместной работы родственников касаются исключительно должностей непосредственной подчиненности, подконтрольности или подведомственности.

Следовательно, в нашей ситуации, во избежание нарушений, дочь можно перевести на работу в другое структурное подразделение – отдел, управление, департамент и т. п. В случае неперевода дальнейшая работа в таком непосредственном подчинении будет классифицироваться как нарушение законодательства.

Ситуация 2

Главный бухгалтер возглавляет бухгалтерскую службу бюджетного заведения (школы, детсада, дома культуры и т. п.), а одним из бухгалтеров, подчиняющихся ему, является его дочь.

Вопрос решается иначе.

Прежде всего отметим, что согласно норме пп. «а» п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона № 3206 главный бухгалтер государственного заведения относится к юридическим лицам публичного права, а согласно п. 3 ч. 1 этой статьи – еще и к тем, кто занимает должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, то есть однозначно является субъектом ответственности за коррупционные правонарушения.

Признаки юридического лица публичного права заключаются в особенностях порядка и субъектов его создания. А именно, как установлено ст. 81 Гражданского кодекса (далее – ГК), такое лицо создается распорядительным актом Президента Украины, органа государственной власти, органа власти АР Крым или органа местного самоуправления (речь идет об учебном заведении, заведении здравоохранения, культуры и т. п., которые действуют в целях обеспечения публичных интересов и потребностей значительного количества людей, см. п. 3 письма Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 05.04.13 г. № 223-558/0/4-13).

Подтверждением отнесения должности главного бухгалтера к субъектам ответственности является исполнение им организационно-распо­рядительных или административно-хозяйственных обязанностей, на что указывает Минюст в своих разъяснениях и письмах от 12.10.11 г. № 612-0-2-11/11 и от 10.07.12 г. Напомним: выполнение главным бухгалтером организационных функций по ведению бухгалтерского учета, ряда руководящих и контрольных функций предусмотрено Типовым положением о бухгалтерской службе бюджетного учреждения, утвержденным постановлением КМУ от 26.01.11 г. № 59.

В свою очередь, служебные лица, занимающие, в частности, в учреждениях или организациях должности, связанные с выполнением вышеупомянутых обязанностей, могут быть наказаны за злоупотребление властью или служебным положением (п. 1 примечания к ст. 364 Уголовного кодекса). На это обращает внимание Минюст в письме от 11.03.14 г. № 1050-0-4-14-1111(см. на с. 16 этого номера).

Кроме того, профессиональное название работы «главный бухгалтер» (код 1231) согласно Национальному классификатору Украины ДК 003:2010 «Классификатор профессий», утвержденному приказом Госпотребстандарта от 28.07.10 г. № 327, относится к такой профессиональной группировке, как «Руководители финансовых, бухгалтерских, экономических, юридических и административных подразделений и прочие руководители».

Следовательно, законодательство прямо указывает на то, что главные бухгалтеры государственных заведений являются субъектами ответственности за коррупционные правонарушения, и поэтому в рассматриваемой ситуации дальнейшая работа дочери в непосредственном подчинении матери – главному бухгалтеру противоречит законодательству и кто-то из них должен освободить занимаемую должность или перейти на другую.

Ситуация 3

Главный бухгалтер возглавляет централизованную бухгалтерию, которая обслуживает расположенные на территории определенного населенного пункта заведения, а одним из бухгалтеров, подчиняющихся ему, является его дочь.

Вопрос решается следующим образом.

На сегодняшний день не существует типового положения о централизованной бухгалтерии, и поэтому не определены ни полномочия, ни функции этой структуры и ее работников, ни другие организационные вопросы. Не определен на законодательном уровне и статус централизованной бухгалтерии как юридического лица.

На практике централизованные бухгалтерии создаются при структурных подразделениях местных государственных администраций, министерств и республиканских комитетов АР Крым, органов местного самоуправления, а также в других учреждениях и организациях. Исходя из такой организационной структуры установлены и условия оплаты труда работников этих бухгалтерий (см. разд. ХІ постановления КМУ от 30.08.02 г. № 1298 «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы»).

При этом централизованная бухгалтерия не входит в штатное расписание структурных подразделений государственных органов или органов местного самоуправления. Кроме того, при переводе или назначении на должность к работающим в них работникам не применяется специальная проверка, предусмотренная для государственных служащих, должностных лиц местного самоуправления. Также они не принимают присяги должностного лица органа местного самоуправления или государственного служащего, должность не является выборной, назначение на нее по конкурсу не производится.

Должность бухгалтера или главного бухгалтера этой структуры не отнесена к категориям должностей государственных служащих или должностных лиц местного самоуправления. Это подтверждается письмом Минфина от 29.03.10 г. № 31-18040-04-9/6616, где прямо сказано: функции и полномочия работников по вопросам учета и отчетности, которые работают в централизованных бухгалтериях, не являются функциями государственных органов и органов местного самоуправления, и соответственно время такой работы не должно зачисляться в стаж государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

По аналогии с главным бухгалтером школы, больницы, заведения социальной защиты населения, на руководителя централизованной бухгалтерии возлагаются следующие функции: организация работы по ведению бухгалтерского учета, обеспечение выполнения возложенных на службу задач; осуществление руководства деятельностью этой службы, обеспечение рационального и эффективного распределения должностных обязанностей между ее работниками; осуществление многочисленных функций контроля и т. п. А как уже отмечалось выше, лица, которые постоянно или временно занимают должности, связанные с выполнением именно таких функций, в полной мере отвечают за коррупционные правонарушения.

Однако здесь мы не можем однозначно утверждать, что главный бухгалтер является должностным лицом юридического лица публичного права.

Если анализировать отдельные документы, касающиеся деятельности централизованных бухгалтерий, то согласно п. 6.2 Порядка открытия и закрытия счетов в национальной валюте в органах Государственной казначейской службы Украины, утвержденного приказом Минфина от 22.06.12 г. № 758, при обслуживании централизованными бухгалтериями клиентов для открытия счетов в органах Казначейства подаются карточки, в которых право второй подписи предоставлено главному бухгалтеру (его заместителю) этой бухгалтерии.

В карточку обязательно включается образец оттиска печати органа или учреждения, при котором действует централизованная бухгалтерия. Конечно, если бы централизованная бухгалтерия была юридическим лицом, то и печать в орган Казначейства предоставляла бы свою.

Кстати, в письме Госказначейства от 20.04.07 г. № 3.4-07/1023-4899 также сказано, что платежные документы в централизованных бухгалтериях таким же образом подписываются руководителем заведения, при котором она создана, а право второй подписи на всех документах предоставляется главному бухгалтеру централизованной бухгалтерии.

Несмотря на указанные противоречия, связанные с неопределенностью статуса централизованной бухгалтерии как организации с правом юридического лица, наделенного гражданской правоспособностью и дееспособностью (см. ст. 81 ГК), считается целесообразным и в рассматриваемой ситуации осторожно относиться к вопросу сов-местной работы в ней близких родственников, чтобы не нарушать норм антикоррупционного законодательства, хотя до сих пор нет однозначной трактовки в части применения указанных норм к главному бухгалтеру такой структуры и дочери, которая ему подчиняется.

И в завершение добавим: Методические рекомендации Минюста от 09.10.13 г. «Предупреждение и противодействие коррупции в государственных органах и органах местного самоуправления» советуют в случае нарушения указанного ограничения в 15-дневный срок самостоятельно устранить такие обстоятельства (ст. 9 Закона № 3206). Если это не будет сделано добровольно, то в течение месяца соответствующие лица или близкие им лица переводятся на другую должность, которая исключает подчинение. В случае невозможности такого перевода лицо, находящееся в подчинении, подлежит увольнению с занимаемой должности согласно п. 4 ч. 1 ст. 41 КЗоТ.

Каких родственников чиновники не могут взять к себе на госслужбу?

Речь идёт о поправках в законы о муниципальной службе в РФ, об аудитор­ской деятельности и т. д. Их на днях подписал президент, установив ограничение на замещение отдельных должностей, если есть близкое родство с другими чиновниками. В круг лиц, состоящих в близком род­стве (родители, супруги, дети, братья, сёстры, а также братья, сёстры, родители, дети супругов), теперь включены также супруги детей. К слову, это ограничение уже дейст­вовало для других категорий госслужащих. Как поясняют в Государст­венно-правовом управлении Администрации Президента, идёт «унификация имеющих аналогичный характер норм федеральных законов, направленных на предотвращение конфликта интересов как коррупциогенного фактора».

Комментируя нововведения, «справедливоросс» Михаил Емельянов, первый зампред Комитета Госдумы по экономполитике, вспомнил о Валерии Пузикове — зяте экс-министра обороны Анатолия Сердюкова. «Наше законодательство надо анализировать не только с точки зрения непротиворечивости, — сказал депутат. — Надо в принципе расширять круг родственников чиновников, подлежащих такому же, как и чиновники, контролю, принимать закон об аффилированных лицах, которые могут быть и не родственниками, закон о лоббизме, об инсайдерской информации и так далее». В общем, как можно сильнее зажимать возможности для коррупции.

Почему смягчили наказание Сердюкову, Пузикову и Васильевой? Читайте подробнее>>