Содержание статьи:

Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 апреля 2006 г. N Ф09-2463/06-С3 Суды обоснованно квалифицировали договор доверительного управления как ничтожный, поскольку материалами дела подтверждается, что при передаче объектов недвижимости в составе переданного в доверительное управление государственного имущества сторонами не соблюдены требования о государственной регистрации (извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 13 апреля 2006 г. N Ф09-2463/06-С3

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области на решение суда первой инстанции от 14.11.2005 (резолютивная часть от 26.10.2005) и постановление суда апелляционной инстанции от 10.01.2006 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-14848/05-С3.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания.

В судебном заседании принял участие представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области (далее — территориальное управление) — Халитулин Р.Р. (доверенность от 06.03.2006 N АЛ-1207).

Территориальное управление обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью Центр комплексной переработки материалов «Химический завод» (далее — ООО ЦКПМ «Химический завод») о применении последствий недействительности ничтожной сделки и обязании ответчика вернуть Российской Федерации в лице территориального управления имущество, являющееся предметом договора доверительного управления государственным казенным недвижимым имуществом N ДУ-422/0508 от 28.05.2003, о взыскании с ответчика 9028521 руб. 37 коп., в том числе 8007733 руб. 55 коп. неосновательно сбереженных в результате использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации, и 1020787 руб. 82 коп. процентов, начисленных на сумму неосновательного обогащения.

Решением суда первой инстанции от 14.11.2005 (резолютивная часть от 26.10.2005) в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 10.01.2006 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, территориальное управление просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт, удовлетворив исковые требования в части взыскания неосновательно сбереженных средств в результате использования имущественного комплекса, находящегося в государственной собственности, а также процентов за пользование чужими денежными средствами. Заявитель ссылается на ошибочность выводов судов обеих инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274 , 284 , 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области N 8994 от 28.05.2003 между ООО ЦКПМ «Химический завод» и Министерством был заключен договор доверительного управления государственным казенным недвижимым имуществом N ДУ-422/0508 от 28.05.2003, по которому ООО ЦКПМ «Химический завод» было передано в доверительное управление сроком на пять лет имущество, принадлежащее Российской Федерации и расположенное по адресу: Свердловская область, г. Реж, ул. Калинина, 6а.

Согласно указанному договору доверительный управляющий обязался использовать переданное ему имущество в производственной деятельности и перечислять выгодоприобретателю (Российской Федерации) установленные договором платежи. Судом установлено, что использование государственного имущества по указанному договору осуществлялось ответчиком в период с 28.05.2003 по 31.12.2004.

Обращаясь в арбитражный суд с иском о применении последствий недействительности договора доверительного управления в виде возврата имущества, взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами, истец ссылался на отсутствие государственной регистрации передачи имущества в доверительное управление.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из ничтожности договора доверительного управления, отсутствия возможности возврата переданного в доверительное управление имущества в связи с передачей его по указанию истца федеральному государственному унитарному предприятию «Маяк» по актам приема-передачи от 31.12.2004, а также отсутствия факта неосновательного обогащения.

Суд апелляционной инстанции, поддерживая выводы, содержащиеся в решении, сослался также на то, что воля сторон договора не была направлена на извлечение доверительным управляющим прибыли в личных целях.

На основании ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона и иных правовых актов, ничтожна.

В силу п. 2 , 3 ст. 1017 Гражданского кодекса Российской Федерации передача недвижимого имущества в доверительное управление подлежит государственной регистрации в том же порядке, что и переход права собственности на это имущество, несоблюдение данного требования влечет недействительность договора.

Как следует из положений ст. 30 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», любые права на недвижимое имущество, связанные с распоряжением им на условиях доверительного управления, должны регистрироваться на основании документов, определяющих такие отношения, в том числе на основании договоров.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что при передаче объектов недвижимости в составе переданного в доверительное управление государственного имущества сторонами не соблюдены требования о государственной регистрации.

При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно квалифицировали договор доверительного управления N ДУ-422/0508 от 28.05.2003 как ничтожный, поскольку он не соответствует требованиям, установленным ст. 1017 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Последствия недействительности сделки установлены в п. 2 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации и заключаются в возврате каждой из сторон другой всего полученного по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах — если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Отказывая в применении последствий недействительности договора доверительного управления в виде возврата имущественного комплекса, переданного в доверительное управление, суды обоснованно исходили из того, что в соответствии с указаниями истца данное имущество было передано ответчиком федеральному государственному унитарному предприятию «Маяк» по актам приема-передачи от 31.12.2004, в связи с чем не может быть возвращено ответчиком истцу.

Однако судебные акты в части отказа во взыскании суммы неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами нельзя признать правильными.

Как следует из правовой природы договора доверительного управления, доверительному управляющему (ООО ЦКПМ «Химический завод») были переданы, помимо самого имущества, являющегося объектом договора, права по управлению, владению, пользованию и распоряжению имуществом в интересах выгодоприобретателя ( п. 1 ст. 1017 , п. 1 ст. 1020 Гражданского кодекса Российской Федерации). Следовательно, применяя последствия недействительности ничтожного договора доверительного управления, суду необходимо было с учетом правила, определенного п. 2 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, рассмотреть вопрос о наличии оснований для возврата учредителю управления стоимости указанных имущественных прав. Нормы института неосновательного обогащения ( гл. 60 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются при определении последствий недействительности сделки субсидиарно к норме п. 2 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом вида ничтожного договора и существа переданных в его исполнение имущественных прав, стоимость которых определяется для применения реституции.

Поскольку имеющие значение для дела фактические обстоятельства судами установлены не в полном объеме, судебные акты не могут быть признаны законными, обоснованными и мотивированными, в связи с чем подлежат отмене в части отказа во взыскании 8007733 руб. 55 коп. неосновательного обогащения и 1020787 руб. 82 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами. Дело в этой части следует направить на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении суду необходимо установить все обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, дать надлежащую правовую оценку доводам сторон и разрешить спор в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Руководствуясь ст. 286 , 287 , 288 , 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

решение суда первой инстанции от 14.11.2005 (резолютивная часть от 26.10.2005) и постановление суда апелляционной инстанции от 10.01.2006 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-14848/05-С3 в части отказа во взыскании 9028521 руб. 37 коп. отменить. Дело в этой части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

В остальной части решение и постановление оставить без изменения.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Закон Республики Казахстан от 01.03.2011 N 413-IV 3PK
«О государственном имуществе»

Раздел 3. ВЛАДЕНИЕ И (ИЛИ) ПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

Глава 8. ОТДЕЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ВЛАДЕНИЯ И (ИЛИ) ПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

Статья 75. Договор доверительного управления государственным имуществом

1. К договору доверительного управления государственным имуществом применяются положения Гражданского кодекса Республики Казахстан с особенностями, установленными статьями 120, 145, 176 настоящего Закона и иными законами Республики Казахстан.

2. Объектом договора доверительного управления государственным имуществом выступают имущественные комплексы государственных предприятий, ценные бумаги, имущественные права (доли участия в уставном капитале), деньги, принадлежащие государству.

Иное государственное имущество выступает объектом договора доверительного управления в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Казахстан и иными законами Республики Казахстан.

3. Республиканское имущество в доверительное управление передает уполномоченный орган по государственному имуществу (учредитель доверительного управления республиканским имуществом). Если иное не установлено настоящим Законом или иными законами Республики Казахстан, передача республиканского имущества в доверительное управление осуществляется в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

Коммунальное имущество в доверительное управление передает местный исполнительный орган (учредитель доверительного управления коммунальным имуществом). Если иное не установлено настоящим Законом или иными законами Республики Казахстан, передача коммунального имущества в доверительное управление осуществляется в порядке, определяемом местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы.

4. Доверительным управляющим государственным имуществом выступают физические лица и негосударственные юридические лица, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан.

5. Выгодоприобретателем по договору доверительного управления государственным имуществом является Республика Казахстан или административно-территориальная единица.

6. Условия договора доверительного управления государственным имуществом определяются настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан. Правительство Республики Казахстан утверждает типовой договор доверительного управления государственным имуществом.

7. Доверительный управляющий вправе отчуждать или передавать в залог недвижимое имущество, переданное ему по договору доверительного управления государственным имуществом, только в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан, договором о доверительном управлении государственным имуществом либо с письменного согласия учредителя доверительного управления государственным имуществом. Движимым имуществом доверительный управляющий вправе распоряжаться, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан или договором о доверительном управлении государственным имуществом.

8. Доверительный управляющий имеет право на возмещение необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении государственным имуществом, только за счет доходов от использования имущества, переданного ему в доверительное управление.

Доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, если это предусмотрено законами Республики Казахстан или договором о доверительном управлении государственным имуществом.

9. Доверительный управляющий представляет уполномоченному государственному органу, являющемуся учредителем доверительного управления государственным имуществом, отчет о своей деятельности в сроки и порядке, которые установлены договором доверительного управления государственным имуществом.

10. В договоре доверительного управления государственным имуществом устанавливаются ограничения доверительного управляющего по распоряжению государственным имуществом.

Сделки, совершенные доверительным управляющим с нарушением установленных для него ограничений, признаются недействительными в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Республики Казахстан.

Права и обязанности по обязательствам, вытекающим из сделок, совершенных доверительным управляющим государственным имуществом с превышением предоставленных ему правомочий или нарушением установленных для него ограничений, возникают у доверительного управляющего.

11. Доверительный управляющий осуществляет доверительное управление государственным имуществом лично.

Доверительный управляющий может поручить другому лицу совершать действия, необходимые для управления доверенным ему государственным имуществом, если он уполномочен на это договором доверительного управления государственным имуществом либо вынужден к этому силой обстоятельств для обеспечения интересов учредителя и не имеет при этом возможности испросить его указаний. При этом доверительный управляющий отвечает за действия избранного им поверенного как за свои собственные.

Доверительный управляющий обязан незамедлительно известить учредителя о передоверии. Учредитель доверительного управления государственным имуществом в этом случае вправе заявить о прекращении доверительного управления имуществом, возместив доверительному управляющему ранее произведенные расходы, а в случаях, предусмотренных договором доверительного управления государственным имуществом, возместив убытки.

12. Договор доверительного управления государственным имуществом изменяется и расторгается по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Республики Казахстан.

Передача государственного имущества из одного вида государственного имущества в другой или из одного уровня местного государственного управления в другой не прекращает доверительного управления государственным имуществом, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан или договором доверительного управления государственным имуществом.

13. При прекращении договора по инициативе одной из сторон другая сторона должна быть поставлена в известность не менее чем за три месяца, если иной срок не предусмотрен законами Республики Казахстан или договором доверительного управления государственным имуществом.

14. Договор доверительного управления государственным имуществом может предусматривать условия об отчуждении государственного имущества, переданного в доверительное управление, доверительному управляющему в случаях, прямо предусмотренных статьями 105, 106, 120, 145, 176 настоящего Закона и иными законами Республики Казахстан.

Доверительное управление федеральным имуществом

На заседании Жогорку Кенеша сегодня, 19 апреля депутаты рассмотрели законопроект «О доверительном управлении государственным имуществом» в третьем чтении.

Информацию о законопроекте представил заместитель председателя Комитета по экономической и фискальной политике Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Дастан Бекешев.

Проект закона «О доверительном управлении государственным имуществом» вносится в новой редакции с целью увеличения эффективности использования государственного имущества и получения прибыли, привлечения внешних и внутренних инвестиций в экономику государства и реализации экономических проектов.

Комитет по экономической и фискальной политике Жогорку Кенеша Кыргызской Республики предлагает часть 3 статьи 9 законопроекта изложить в следующей редакции: «Договор доверительного управления заключается на срок, не превышающий пяти лет. В случае вложения доверительным управляющим крупной инвестиции на развитие государственного имущества договор доверительного управления может быть заключен на срок, не превышающий десяти лет. При этом размер крупной инвестиции определяется: конкурсной комиссией при передаче государственного имущества в доверительное управление по конкурсу; решением Правительства Кыргызской Республики при прямой передаче государственного имущества в доверительное управление».

Одновременно вносится законопроект «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О приватизации государственной собственности в Кыргызской Республике», с целью исключить нормы о доверительном управлении государственным имуществом, содержащиеся в законе «О приватизации государственной собственности в Кыргызской Республике».

Законопроекты направлены на голосование в третьем чтении.

Пресс-служба ЖК КР

Количество просмотров : 935

Информацию о законопроекте представил заместитель председателя Комитета по экономической и фискальной политике Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Дастан Бекешев.

Проект закона «О доверительном управлении государственным имуществом» вносится в новой редакции с целью увеличения эффективности использования государственного имущества и получения прибыли, привлечения внешних и внутренних инвестиций в экономику государства и реализации экономических проектов.

Комитет по экономической и фискальной политике Жогорку Кенеша Кыргызской Республики предлагает часть 3 статьи 9 законопроекта изложить в следующей редакции: «Договор доверительного управления заключается на срок, не превышающий пяти лет. В случае вложения доверительным управляющим крупной инвестиции на развитие государственного имущества договор доверительного управления может быть заключен на срок, не превышающий десяти лет. При этом размер крупной инвестиции определяется: конкурсной комиссией при передаче государственного имущества в доверительное управление по конкурсу; решением Правительства Кыргызской Республики при прямой передаче государственного имущества в доверительное управление».

Одновременно вносится законопроект «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О приватизации государственной собственности в Кыргызской Республике», с целью исключить нормы о доверительном управлении государственным имуществом, содержащиеся в законе «О приватизации государственной собственности в Кыргызской Республике».

Законопроекты направлены на голосование в третьем чтении.

Доверительное управление федеральным имуществом

  • Все свойства

Данные только для последней редакции (Edition.Data)

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 22 мая 2018 года № 51

О доверительном управлении государственным имуществом

Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики

19 апреля 2018 года

Статья 1. Общие положения

1. Настоящий Закон определяет цели, порядок и способы передачи государственного имущества в доверительное управление и регулирует правоотношения, возникающие между учредителем доверительного управления (собственника имущества) и доверительным управляющим в процессе доверительного управления государственным имуществом.

2. Действие настоящего Закона распространяется на принадлежащее государству имущество:

1) акции (доли) в капиталах хозяйственных товариществ и обществ;

2) государственные предприятия как имущественный комплекс, за исключением имущественного комплекса государственных предприятий, функционирующих в системе Вооруженных Сил Кыргызской Республики.

3. Особенности доверительного управления в сферах банковской, страховой и инвестиционной деятельности могут устанавливаться соответствующими законами.

4. Передача государственного имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.

Статья 2. Цели доверительного управления имуществом

Государственное имущество передается в доверительное управление в целях:

1) повышения эффективности его использования и получения прибыли;

2) привлечения внешних и внутренних инвестиций в экономику государства;

3) реализации экономических проектов.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие понятия:

1) доверительное управление — один из методов управления, в соответствии с которым учредитель доверительного управления (собственник имущества) заключает с доверительным управляющим договор доверительного управления государственным имуществом;

2) доверительный управляющий — юридическое лицо (коммерческая организация), за исключением государственного предприятия, осуществляющее доверительное управление государственным имуществом и совершающее в отношении этого имущества в соответствии с договором доверительного управления любые юридические и фактические действия в интересах учредителя доверительного управления (собственника имущества) или указанного им лица (выгодоприобретателя);

3) договор доверительного управления — соглашение сторон, по которому одна сторона (учредитель доверительного управления (собственник имущества) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок государственное имущество в доверительное управление, а доверительный управляющий обязуется управлять государственным имуществом в интересах учредителя доверительного управления (собственника имущества) или указанного им лица (выгодоприобретателя);

4) конкурс — способ передачи государственного имущества в доверительное управление, при котором право заключения договора доверительного управления получает юридическое лицо (коммерческая организация), за исключением государственного предприятия, предложившее наилучший бизнес-план развития государственного имущества с обязательствами, установленными условиями конкурса;

5) передача государственного имущества в доверительное управление — передача государственного имущества доверительному управляющему по конкурсу или способом прямой передачи на условиях, установленных договором доверительного управления;

6) прямая передача — способ передачи государственного имущества в доверительное управление конкретному лицу без проведения конкурса на условиях, установленных договором доверительного управления;

7) учредитель доверительного управления (собственник имущества) — уполномоченный Правительством Кыргызской Республики государственный орган в сфере управления государственным имуществом.

Статья 4. Порядок передачи государственного имущества в доверительное управление

1. Государственное имущество в доверительное управление передает учредитель доверительного управления (собственник имущества). Перечень государственного имущества, подлежащего передаче в доверительное управление, разрабатывается учредителем доверительного управления (собственником имущества) и утверждается Правительством Кыргызской Республики.

2. При передаче в доверительное управление государственного имущества, относящегося к стратегическим объектам Кыргызской Республики, Правительство Кыргызской Республики принимает решение с согласия Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

3. В случаях когда передаваемое в доверительное управление государственное имущество в виде имущественного комплекса государственного предприятия функционирует при отраслевом государственном органе, то учредитель доверительного управления (собственник имущества) включает такое государственное имущество в разрабатываемый в соответствии с частью 1 настоящей статьи перечень по согласованию с его курирующим отраслевым государственным органом.

4. Государственное имущество передается в доверительное управление на конкурсной основе либо путем прямой передачи в случаях и порядке, установленных законодательством Кыргызской Республики.

5. Запрещается передача в доверительное управление государственного имущества в виде отдельных составных частей целого имущества (оборудование, объекты незавершенного строительства).

6. Передаваемое в управление государственное имущество обособляется от другого имущества и отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе. По нему ведется самостоятельный учет и для расчетов открывается отдельный банковский счет.

7. Государственное имущество в виде имущественного комплекса передается в доверительное управление юридическому лицу (коммерческой организации), за исключением государственного предприятия.

8. Государственное имущество в виде акций (доли) в капиталах хозяйственных товариществ и обществ передается в доверительное управление только юридическим лицам, обладающим лицензией на управление инвестиционными активами в Кыргызской Республике.

9. Стоимость государственного имущества, передаваемого в доверительное управление, определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики в сфере оценки имущества.

10. В случаях когда предметом доверительного управления является государственное имущество в виде акций (доли) хозяйственных товариществ и обществ, учредитель доверительного управления (собственник имущества) передает акции (доли) доверительному управляющему на основании передаточного распоряжения, где в качестве оснований для внесения записи в систему ведения реестра акционеров указывается соответствующий договор доверительного управления инвестиционными активами (номер договора и дата его заключения).

Статья 5. Прямая передача государственного имущества

1. Прямая передача в доверительное управление государственного имущества осуществляется по решению Правительства Кыргызской Республики.

2. Прямая передача имущества применяется в случаях:

1) если необходимость передачи государственного имущества в доверительное управление предусмотрена вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика;

2) передачи государственного имущества хозяйственным товариществам и обществам, в которых государству принадлежат более 51 процента простых акций (доли);

3) передачи 5 и менее процентов простых акций (доли) хозяйственных товариществ и обществ, относящихся к стратегическим объектам, другому акционеру (участнику), который владеет 46 и более процентами простых акций (доли) такого хозяйственного товарищества и общества, на условиях вложения последним инвестиций на развитие объекта.

Статья 6. Конкурс по передаче государственного имущества в доверительное управление

1. Порядок проведения конкурса по передаче государственного имущества в доверительное управление определяется Правительством Кыргызской Республики.

2. Основными условиями передачи государственного имущества в доверительное управление по конкурсу являются:

1) бизнес-план развития передаваемого в доверительное управление государственного имущества, который должен содержать конкретные цели и результаты;

2) обязательность исполнения представленного бизнес-плана;

3) гарантийный взнос в качестве финансовой гарантии обеспечения предложений или мер по оздоровлению экономического состояния государственного имущества.

При передаче государственного имущества в виде имущественного комплекса государственного предприятия условиями конкурса могут быть предусмотрены сохранение профиля государственного предприятия и предоставление доверительным управляющим залога в обеспечение возмещения убытков, которые могут быть причинены учредителю доверительного управления (собственнику имущества) доверительным управляющим за время доверительного управления государственным имуществом.

3. Для проведения конкурса учредителем доверительного управления (собственником имущества) формируется конкурсная комиссия, которая:

1) утверждает размер гарантийного взноса в соответствии с частью 1 статьи 10 настоящего Закона, за исключением объектов стратегического значения;

2) определяет размер и форму вознаграждения доверительному управляющему;

3) определяет дополнительные условия конкурса и требования к доверительному управляющему;

4) проводит конкурс;

5) объявляет победителя конкурса.

4. Конкурс признается несостоявшимся:

1) при отсутствии заявок на участие в конкурсе;

2) если подана только одна заявка на участие в конкурсе;

3) при несоответствии поступивших заявок условиям конкурса.

5. Итоги конкурса по передаче государственного имущества в доверительное управление объявляется участникам конкурса в день проведения заседания конкурсной комиссии.

6. Итоги конкурса по передаче государственного имущества в доверительное управление могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном Законом Кыргызской Республики «Об основах административной деятельности и административных процедурах».

Статья 7. Основные требования к доверительному управляющему для передачи государственного имущества в доверительное управление

1. Для передачи государственного имущества в доверительное управление доверительный управляющий должен:

1) быть зарегистрирован в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке в качестве юридического лица (коммерческой организации), за исключением государственного предприятия;

2) осуществлять деятельность не менее пяти лет;

3) являться прибыльным и не иметь непокрытых убытков в соответствии со своей финансовой отчетностью по итогам последних трех лет;

4) предоставить финансовую отчетность за последние три года, подтвержденную независимым аудиторским заключением.

2. В случае передачи государственного имущества:

1) в виде имущественного комплекса доверительный управляющий должен обладать активами в размере не менее 50 процентов от рыночной стоимости передаваемого государственного имущества для возмещения убытков на случай причинения ущерба учредителю доверительного управления (собственнику имущества) во время доверительного управления государственным имуществом;

2) в виде акций (доли) в капиталах хозяйственных товариществ и обществ, доверительный управляющий должен иметь опыт успешного управления инвестиционными активами (не менее трех примеров) либо деятельности в качестве управляющей компании инвестиционными активами и быть готовым публично раскрыть информацию по таким примерам;

3. Требования к доверительному управляющему, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, за исключением пункта 3 части 1 настоящей статьи, не распространяются при прямой передаче государственного имущества в доверительное управление в случаях, указанных в пунктах 2 и 3 части 2 статьи 5 настоящего Закона.

Статья 8. Опубликование информации об объявлении конкурса по передаче государственного имущества в доверительное управление и результатах его проведения

1. Информация о предстоящем конкурсе публикуется в средствах массовой информации не менее чем за тридцать календарных дней до установленной даты проведения конкурса по передаче государственного имущества в доверительное управление, а для стратегических объектов — не менее чем за девяносто календарных дней до даты его проведения.

2. Перечень сведений, подлежащих опубликованию в форме информационного сообщения при передаче государственного имущества в доверительное управление, устанавливается Правительством Кыргызской Республики.

3. Обязательному опубликованию подлежит следующая информация:

1) наименование объекта (государственного имущества);

2) дата проведения конкурса;

3) сроки доверительного управления государственным имуществом.

4. Информация о результатах проведения конкурса, в том числе заключенный с доверительным управляющим договор доверительного управления, должны быть опубликованы в средствах массовой информации и на официальном сайте учредителя доверительного управления (собственника имущества) не позднее десяти дней с даты его проведения.

Статья 9. Договор доверительного управления государственным имуществом

1. Правоотношения, связанные с управлением государственным имуществом, возникают на основании договора доверительного управления, заключаемого между доверительным управляющим и учредителем доверительного управления (собственником имущества).

2. Предметом договора доверительного управления является государственное имущество, передаваемое в управление как существующее на момент заключения договора, так и такое, которое может существовать в будущем, в том числе созданное и приобретенное доверительным управляющим на основаниях, вытекающих из договора доверительного управления, а также связанные с ним имущественные права.

3. Договор доверительного управления заключается на срок, не превышающий пяти лет. В случае вложения доверительным управляющим крупной инвестиции на развитие государственного имущества договор доверительного управления может быть заключен на срок, не превышающий десяти лет. При этом размер крупной инвестиции определяется:

1) конкурсной комиссией при передаче государственного имущества в доверительное управление по конкурсу;

2) решением Правительства Кыргызской Республики при прямой передаче государственного имущества в доверительное управление.

4. Договор доверительного управления подлежит регистрации в уполномоченном государственном органе по регистрации прав на недвижимое имущество в случаях, когда в доверительное управление передается государственное имущество в виде имущественного комплекса.

5. Доверительный управляющий вступает в управление государственным имуществом с момента вступления в силу договора доверительного управления, если иное не предусмотрено договором доверительного управления.

6. В договоре доверительного управления указывается:

1) состав государственного имущества, передаваемого в доверительное управление;

2) рыночная стоимость государственного имущества;

3) наименование учредителя доверительного управления (собственника имущества);

4) наименование доверительного управляющего;

5) лицензия, выданная государственным органом, регулирующим рынок ценных бумаг (при передаче государственного имущества в виде акций (доли) в капиталах хозяйственных товариществ и обществ);

6) размер и форма вознаграждения доверительному управляющему, если договор доверительного управления не предусматривает, что доверительное управление осуществляется безвозмездно;

7) сроки и порядок предоставления доверительным управляющим отчета о своей деятельности учредителю доверительного управления (собственнику имущества);

8) срок действия договора доверительного управления;

9) права и обязанности учредителя доверительного управления (собственника имущества) и доверительного управляющего;

10) размер и порядок возмещения расходов, понесенных доверительным управляющим при управлении государственным имуществом;

11) условия возмещения и компенсации доверительным управляющим стоимости нанесенного ущерба при недостаче государственного имущества, в том числе при ухудшении его состояния;

12) условия возмещения убытков, причиненных учредителю доверительного управления (собственнику имущества) и доверительному управляющему по вине сторон;

13) условия пролонгации и расторжения договора доверительного управления;

14) ответственность учредителя доверительного управления (собственника имущества) и доверительного управляющего в случае нарушения условий договора доверительного управления;

15) сроки и условия возврата доверительным управляющим государственного имущества учредителю доверительного управления (собственнику имущества);

16) сроки и условия возврата гарантийного взноса;

17) порядок и условия осуществления проверок учредителем доверительного управления (собственника имущества);

18) другие условия по усмотрению сторон, не противоречащие законодательству Кыргызской Республики и настоящему Закону.

7. Бизнес-план развития государственного имущества является неотъемлемой частью договора доверительного управления.

8. Передача государственного имущества, находящегося в доверительном управлении, в муниципальную собственность не прекращает действие договора доверительного управления. Орган местного самоуправления осуществляет полномочия учредителя доверительного управления (собственника имущества) на основании решения Правительства Кыргызской Республики о передаче государственного имущества в муниципальную собственность.

Договор доверительного управления может предусматривать предоставление доверительным управляющим залога в обеспечение возмещения убытков, которые могут быть причинены учредителю доверительного управления (собственнику имущества) ненадлежащим исполнением договора доверительного управления.

9. В десятидневный срок с момента заключения договора доверительного управления учредитель доверительного управления (собственник имущества) направляет реестр держателю эмитента (при передаче акций (доли) или в уполномоченный государственный орган по регистрации прав на недвижимое имущество (при передаче имущественного комплекса) информацию о передаче государственного имущества в доверительное управление.

Статья 10. Гарантийный взнос

1. Размер гарантийного взноса (обеспечения) должен составлять не менее 10 процентов от стоимости государственного имущества, передаваемого в доверительное управление, и определяется конкурсной комиссией, а в отношении стратегических объектов — Правительством Кыргызской Республики.

2. Гарантийный взнос подлежит возврату в течение десяти рабочих дней после объявления итогов конкурса в случаях:

1) если участник конкурса не был признан победителем конкурса;

2) если конкурс признан несостоявшимся;

3) если участником конкурса отозвана заявка, поданная на участие в конкурсе.

3. Гарантийный взнос возвращается доверительному управляющему при условии выполнения обязательств по договору доверительного управления.

4. В случае невыполнения или ненадлежащего исполнения доверительным управляющим своих обязательств по договору доверительного управления гарантийный взнос может быть удержан на основании решения суда.

5. Внесение гарантийного взноса не требуется в случае прямой передачи в доверительное управление государственного имущества хозяйственным товариществам и обществам, в которых государству принадлежит более 51 процента простых акций (доли).

Статья 11. Вознаграждение доверительному управляющему

1. Доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором доверительного управления, а также на возмещение необходимых расходов, произведенных при доверительном управлении государственным имуществом, за счет доходов от использования государственного имущества, переданного ему в доверительное управление, но не более 20 процентов от доходов за соответствующий период.

2. Возмещение расходов доверительного управляющего по управлению:

1) акциями в соответствии с договором доверительного управления осуществляется за счет имеющихся дивидендов по акциям, переданным в доверительное управление, в сроки, предусмотренные договором доверительного управления;

2) долями в соответствии с договором доверительного управления осуществляется за счет чистой прибыли, причитающейся на переданную в доверительное управление долю, в сроки, предусмотренные договором доверительного управления.

3. Возмещение расходов доверительного управляющего по управлению имущественным комплексом в соответствии с договором доверительного управления осуществляется за счет доходов, полученных от эксплуатации государственного имущества, в сроки, предусмотренные договором доверительного управления.

4. Размер необходимых расходов доверительного управляющего по управлению государственным имуществом подлежит ежегодному согласованию и утверждению учредителем доверительного управления (собственником имущества).

5. Размер вознаграждения доверительного управляющего определяется в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности, полученных от использования переданного государственного имущества.

Статья 12. Права и обязанности учредителя доверительного управления (собственника имущества)

1. Права учредителя доверительного управления (собственника имущества):

1) проверять сохранность и целостность переданного в доверительное управление государственного имущества;

2) получать документы и сведения на основании официальных запросов;

3) осуществлять контроль за реализацией полномочий доверительного управляющего на общем собрании акционеров и участников;

4) проверять выполнение доверительным управляющим условий договора доверительного управления.

2. Учредитель доверительного управления (собственник имущества) обязан:

1) передать доверительному управляющему государственное имущество в сроки, предусмотренные договором доверительного управления;

2) выплачивать вознаграждение и возмещать необходимые расходы доверительного управляющего, предусмотренные договором доверительного управления.

Статья 13. Права и обязанности доверительного управляющего

1. Доверительный управляющий представляет интересы учредителя доверительного управления (собственника имущества), в том числе права акционера (участника общества) — владельца акций (доли), переданных ему в доверительное управление, и управляет государственным имуществом в интересах учредителя доверительного управления (собственника имущества) или указанного им лица (выгодоприобретателя) в соответствии с договором доверительного управления.

2. Доверительный управляющий в соответствии с договором доверительного управления имеет право совершать любые юридические и фактические действия в интересах учредителя доверительного управления (собственника имущества) или указанного им лица (выгодоприобретателя), а также на вознаграждение и на возмещение необходимых расходов, произведенных при доверительном управлении государственным имуществом.

3. Доверительный управляющий обязан:

1) повышать эффективность хозяйственной деятельности государственного имущества;

2) обеспечить целостность и сохранность государственного имущества;

3) обеспечить прибыльность государственного имущества, необходимую для его содержания и развития;

4) представлять документы и сведения о своей деятельности в качестве доверительного управляющего не позднее пятнадцати дней с даты получения официального запроса учредителя доверительного управления (собственника имущества) и (или) уполномоченных им органов;

5) не допускать образования задолженности в деятельности государственного имущества;

6) указывать, что он действует в качестве доверительного управляющего в отношении государственного имущества;

7) предоставлять учредителю доверительного управления (собственнику имущества) отчет о своей деятельности в сроки и порядке, установленные Правительством Кыргызской Республики, а также договором доверительного управления;

8) застраховать риск гражданской ответственности — риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц.

4. При осуществлении прав акционера (участника общества) доверительный управляющий не вправе принимать решения:

1) об изменении размера уставного капитала хозяйственного товарищества и общества;

2) о ликвидации и реорганизации хозяйственного товарищества и общества;

3) об отчуждении пакета акций (доли) или его (ее) части, переданного в доверительное управление;

4) по использованию пакета акций (доли) или его (ее) части, переданного в доверительное управление, в качестве залога.

5. При доверительном управлении имущественного комплекса доверительный управляющий не вправе его отчуждать, закладывать, списывать, сносить, обменивать, включая отдельные составные части государственного имущества.

Доверительный управляющий не вправе вывозить имущественный комплекс и отдельные его составные части за пределы страны.

6. При осуществлении прав акционера (участника общества) доверительный управляющий обязан согласовывать с учредителем доверительного управления (собственником имущества) решение следующих вопросов:

1) об участии в уставных капиталах других юридических лиц;

2) о заключении крупной сделки или нескольких взаимосвязанных сделок, стоимость которых составляет 10 и более процентов от балансовой стоимости активов государственного имущества.

7. При доверительном управлении имущественным комплексом доверительный управляющий обязан согласовывать с учредителем доверительного управления (собственником имущества) следующие вопросы:

1) перемещение имущественного комплекса, включая его отдельные составные части;

2) затраты на капитальный ремонт государственного имущества;

3) привлечение заемных средств под обеспечение собственных активов.

8. Вопросы использования государственного имущества доверительным управляющим согласуются с учредителем доверительного управления (собственником имущества) на основании договора доверительного управления.

9. Доверительный управляющий осуществляет управление государственным имуществом лично и не может передавать это право другому лицу.

10. В установленном законодательством порядке признаются недействительными сделки, совершенные доверительным управляющим:

1) с нарушением ограничений, установленных для него настоящим Законом и договором доверительного управления;

2) в нарушение интересов учредителя доверительного управления (собственника имущества).

11. Доверительный управляющий несет ответственность за убытки, причиненные вследствие действий, совершенных в ущерб интересам учредителя доверительного управления (собственника имущества), а также ненадлежащее исполнение им обязательств и обязан возместить учредителю доверительного управления (собственнику имущества) упущенную выгоду за время доверительного управления государственным имуществом, рассчитываемую в соответствии с бизнес-планом, и убытки, причиненные утратой и повреждением имущества с учетом его естественного износа.

Статья 14. Прекращение договора доверительного управления государственным имуществом

1. Договор доверительного управления прекращается в случае:

1) подачи одной из сторон заявления о досрочном прекращении договора доверительного управления при неисполнении или ненадлежащем исполнении одной из сторон условий и обязательств по договору доверительного управления;

2) ликвидации доверительного управляющего, а также признания его несостоятельным (банкротом) в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики;

3) отказа доверительного управляющего от осуществления доверительного управления в связи с невозможностью лично осуществлять доверительное управление государственным имуществом;

4) отказа учредителя доверительного управления (собственника имущества) от договора доверительного управления при условии выплаты доверительному управляющему вознаграждения, обусловленного договором доверительного управления;

5) истечения последнего дня срока действия договора доверительного управления, если договор доверительного управления не продлен по согласованию сторон;

6) принятия судом решения в связи с невыполнением или ненадлежащим исполнением учредителем доверительного управления (собственником имущества) или доверительным управляющим обязательств, предусмотренных договором доверительного управления.

2. По истечении срока действия договора доверительного управления доверительный управляющий согласно срокам и условиям, установленным договором доверительного управления, обеспечивает возврат государственного имущества учредителю доверительного управления (собственнику имущества).

3. При досрочном прекращении договора доверительного управления по инициативе одной из сторон другая сторона получает уведомление не менее чем за три месяца, если иной срок не предусмотрен договором доверительного управления.

4. При досрочном прекращении договора доверительного управления доверительный управляющий обязан обеспечить передачу государственного имущества, находящегося в доверительном управлении, учредителю доверительного управления (собственнику имущества), если иное не установлено договором доверительного управления.

5. Возврат государственного имущества оформляется сторонами актом приема-передачи.

6. Учредитель доверительного управления (собственник имущества) должен вести реестр недобросовестных доверительных управляющих, с которыми расторгнут договор доверительного управления за невыполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Доверительные управляющие, включенные в данный реестр, в последующем не допускаются к управлению государственным имуществом.

Статья 15. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования.

2. Признать утратившим силу Закон Кыргызской Республики «О доверительном управлении государственным имуществом» (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2011 г., № 7, ст.1039).

3. Правительству Кыргызской Республики в восьмимесячный срок принять необходимые нормативные акты, обеспечивающие реализацию настоящего Закона.