Фз 273 статья 25

Комментарий к статье 25

Комментируемый Закон определяет образовательную организацию (п. 18 ст. 2) как некоммерческую организацию, осуществляющую на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций (ст. 22 комментируемого Закона).

В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ некоммерческая организация представляет собой юридическое лицо, не имеющее в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющее полученную прибыль между участниками.

Являясь юридическими лицами, образовательные организации должны действовать на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (п. 1 ст. 52 Гражданского кодекса РФ).

Там же (п. 4 ст. 52) определены основные вопросы, которые должны быть представлены в уставе: сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. Кроме этого, в уставах некоммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц.

Особенности содержания устава образовательной организации определены в ч. 2 комментируемой статьи:

— тип образовательной организации;

— учредитель или учредители образовательной организации;

— виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

— структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

Систематизируя законодательные положения об уставе юридического лица — образовательной организации, содержащиеся в гражданском законодательстве и законодательстве об образовании, можно выделить две категории уставных положений — существенные (обязательные) и факультативные (необязательные).

Обязательные положения устава юридического лица и, в частности, некоммерческой организации перечислены в ст. 52 Гражданского кодекса РФ, иных актах гражданского законодательства — ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст. 7 Федерального закона «Об автономных учреждениях» и др. Применительно к образовательной организации обязательные положения устава перечислены в ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Существенные положения устава образовательной организации могут быть объединены в следующие группы:

— положения, индивидуализирующие образовательную организацию (например, ее наименование, место нахождения);

— положения, определяющие правовое положение образовательной организации (тип образовательной организации, учредитель, организационно-правовая форма, права и обязанности участников образовательного процесса);

— положения, определяющие предмет деятельности образовательной организации (цели образовательного процесса, реализуемые образовательные программы);

— положения, устанавливающие основные параметры образовательного процесса (язык, на котором ведется обучение и осуществляется воспитание, порядок приема обучающихся, продолжительность обучения, порядок и основания отчисления обучающихся, система оценок, формы и порядок проведения аттестации, режим занятий, наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления и др.);

— положения, касающиеся финансовой и хозяйственной деятельности образовательной организации (порядок использования объектов собственности, закрепленных учредителем за образовательной организацией, порядок финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательной организации, осуществления предпринимательской деятельности, источники и порядок формирования собственности образовательной организации, порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности);

— положения, определяющие порядок управления образовательной организацией (компетенция учредителя, система органов управления образовательной организации и порядок их формирования, порядок комплектования работников образовательной организации и оплаты их труда, порядок изменения устава образовательной организации, порядок реорганизации и ликвидации образовательной организации);

— перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и др.), регламентирующих деятельность образовательной организации.

Ряд обязательных положений появляется в уставе образовательной организации по непосредственному предписанию Федерального закона об образовании. Так, например, в соответствии с ч. 5 ст. 26 комментируемого Закона структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации. Согласно ч. 1 ст. 30 комментируемого Закона образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом, и т.д.

Факультативные (необязательные) положения включаются в устав образовательной организации по мере необходимости по инициативе самой образовательной организации (например, о филиалах и представительствах, о творческой и музейной деятельности образовательной организации, о международном сотрудничестве, о внешнеэкономической деятельности и т.д.). Факультативные положения присутствуют в уставе не каждой образовательной организации; они включаются в устав образовательной организации в зависимости от особенностей ее структуры, специфики образовательной, исследовательской, творческой, спортивной и т.п. деятельности.

Так, в Уставе Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 31 января 2012 г. N 55 «Об утверждении устава федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова» , содержатся отдельные разделы, посвященные научной и творческой деятельности, а также музейно-выставочной и издательской деятельности.

СЗ РФ. 2012. N 18. Ст. 2218.

С учетом выполнения НИУ «Высшей школой экономики» задач по информационно-аналитическому и экспертному обеспечению деятельности Правительства РФ в Устав НИУ ВШЭ (утвержден Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2009 г. N 184 ) был включен отдельный раздел V. «Информационно-аналитическое и экспертное обеспечение деятельности Правительства Российской Федерации».

СЗ РФ. 2009. N 10. Ст. 1230.

В соответствии со спецификой организации образовательного процесса, например, в Академии народного хозяйства и государственной службы составной частью Устава Академии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2012 г. N 473 «Об утверждении устава федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» , является приложение к Уставу, которое содержит перечень филиалов Академии (в перечне свыше 60 пунктов).

СЗ РФ. 2012. N 21. Ст. 2643.

Устав образовательной организации разрабатывается и принимается самой образовательной организацией (на общем собрании или конференции) и утверждается ее учредителем (учредителями). В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» утвержденный устав представляется в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в настоящее время — в территориальный орган Федеральной налоговой службы).

СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431.

Порядок утверждения устава федерального государственного образовательного учреждения устанавливается Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 539 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений» ).

СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4238.

Порядок утверждения устава государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении субъекта Российской Федерации, устанавливается компетентным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации:

— правительством субъекта Российской Федерации (например, Постановление Правительства Республики Башкортостан от 14 сентября 2009 г. N 354 «О Порядке утверждения уставов государственных образовательных организаций Республики Башкортостан» , Постановление Правительства Республики Бурятии от 15 июня 2005 г. N 201 «О Порядке утверждения уставов государственных образовательных учреждений Республики Бурятия» ;

Ведомости Государственного Собрания — Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 20.10.2009. N 20 (314). Ст. 1344.

Бурятия. 18.06.2005. N 107.

— региональным министерством (департаментом) образования (например, Приказ Департамента образования города Москвы от 21 апреля 2014 г. N 288 «О Порядке утверждения уставов (изменений в уставы) государственных образовательных организаций города Москвы и государственных учреждений города Москвы, подведомственных Департаменту образования города Москвы» , Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 7 июня 2010 г. N 313 «Об утверждении Порядка утверждения устава государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении Ленинградской области» ).

Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».

Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».

Порядок утверждения устава муниципального образовательного учреждения устанавливается компетентным органом местного самоуправления:

— представительным органом местного самоуправления (например, решение Владимирского городского Совета народных депутатов от 27 января 2005 г. N 6 «О «Положении о порядке создания, реорганизации, ликвидации муниципальных образовательных учреждений г. Владимира и утверждения их уставов» );

Владимирские ведомости. 25.02.2005. N 72 — 73.

— администрацией муниципального образования (например, Постановление Администрации Амурского муниципального района (Хабаровского края) от 28 марта 2014 г. N 336 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных бюджетных и автономных образовательных учреждений (организаций) Амурского муниципального района, а также утверждения уставов муниципальных бюджетных и автономных образовательных учреждений (организаций) и внесения в них изменений» ).

Сборник нормативных правовых актов органов местного самоуправления Амурского муниципального района. 11.04.2014. N 3.

Сохраняется практика использования типовых (примерных) уставов образовательных организаций. В настоящее время эта практика чаще встречается на муниципальном уровне (например, Постановление Администрации Великого Новгорода от 10 декабря 2001 г. N 218 «Об утверждении Примерного устава муниципального образовательного учреждения» , Постановление Администрации города Мценска от 6 февраля 2015 г. N 124 «Об утверждении Типового устава муниципальных бюджетных образовательных организаций города Мценска» ).

Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».

Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».

Устав образовательной организации выполняет системообразующую функцию в процессе локального нормотворчества. В соответствии с ч. 1 ст. 30 комментируемого Закона, образовательная организация принимает локальные нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие образовательные отношения:

а) в пределах своей компетенции;

б) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) в порядке, установленном ее уставом.

Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе локальные акты, регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями несовершеннолетних обучающихся.

Локальное нормотворчество образовательной организации находится в тесной и непосредственной связи с ее уставом, поскольку, во-первых, как уже отмечалось, локальные акты принимаются в порядке, установленном уставом (процедурный аспект взаимосвязи), а, во-вторых, содержание локальных актов не должно противоречить положениям устава образовательной организации (содержательная, материальная взаимосвязь).

Значением устава как акта, регулирующего все основные аспекты деятельности образовательной организации, обусловлено законодательно закрепленное (ч. 3 комментируемой статьи) требование создания в образовательной организации условий для ознакомления всех работников, обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся с ее уставом. Гарантией реализации этого предписания является требование обязательного размещения копии устава образовательной организации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет. Данное требование установлено в соответствии с политикой информационной открытости образовательной организации в ч. 2 ст. 29 комментируемого Закона.

Автор — Козырин А.Н., проф., д.ю.н.
По состоянию на 01 августа 2106 года

Закон об образовании РФ. Фундамент обучающей системы государства

Новый Федеральный Закон об образовании 273-ФЗ действует с 1 сентября 2013 года. Во всех развитых странах система образования регулируется отдельными законодательными актами, направленными на поддержание и развитие этой важнейшей части социально-экономической жизни общества.

В постсоветской России существовало несколько законов, касающихся образования, которые со временем перестали соответствовать актуальным реалиям. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» были разработаны без учёта стремительного развития в этом сегменте рыночной составляющей и передовых технологий. Кроме того, эти законодательные документы зачастую вступали в противоречия с последующими правовыми актами.

Закон об образовании в РФ 2018, по единодушному мнению экспертов международного уровня, максимально эффективно регламентирует все знаковые направления системы образования.

Отдельно стоит отметить идеальную гармонизацию нового закона с положениями Конституции РФ. Такое преимущество позволило сформировать мощный механизм гуманности и социальной справедливости в области получения знаний, который по праву считается неотъемлемой частью любого цивилизованного общества.

Основные принципы Закона об образовании РФ

  1. равноправие всех граждан в получении среднего, средне-специального и высшего образования;
  2. безусловная приоритетность образовательной системы как основополагающей платформы развития общества;
  3. акцент на воспитании не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям;
  4. перевод процесса обучения в цивилизованный правовой формат во всех деталях и направлениях;
  5. автономный светский характер всех учебных заведений, работающих на государственной и муниципальной платформе;
  6. возможность получения образования в любом возрасте представителей любых профессий

Ключевые функции 273-ФЗ об образовании

  1. определение основных понятий образовательной системы и работающих в ней взаимоотношений;
  2. законодательное регулирование системы платного и бесплатного обучения;
  3. гармонизация всех правовых документов касающихся получения образования, преподавания, экзаменационных процессов, льгот и привилегий для учащихся и педагогов;
  4. формирование правовых гарантийных обязательств, позволяющих гражданам страны обучаться в рамках свободы личного выбора;
  5. определение возможностей иностранных граждан в российской образовательной системе;
  6. дифференцирование полномочий законодательной и исполнительной власти различных уровней в данном секторе;
  7. описание вариантов стимулирования и содействия гражданам, проявляющим уникальные успехи в области обучения и преподавания;
  8. определение статуса, возможностей, прав и обязанностей профессиональных преподавателей, учеников, родителей и опекунов;
  9. полное описание структуры и принципов работы образовательных отношений;
  10. правовое определение и регулирование социальных, экономических и финансовых взаимоотношений в образовательной отрасли;
  11. регламентация работы инновационного сектора в системе обучения и преподавания

Реализация образовательных процессов в рамках описанных функций и правил предоставляет возможность перевести всю систему на рельсы интенсивного бесконфликтного развития. Правовой аппарат, предлагаемый законом, охватывает все ключевые процессы и догмы, позволяя участникам образовательных отношений в полной мере пользоваться принципами равноправия, справедливости и гуманности.

Последняя редакция Закона об образовании 2018. Основные нововведения

Последняя редакция практически завершила основной этап эволюции этого основополагающего законодательного инструмента, ставшего основой эволюционной стабильности образовательной платформы в нашей стране. Внесённые изменения коснулись таких важных направлений как создание так называемых электронных школ с удалёнными уроками, ликвидацию в средних школах второй и третьей смены, снижение объёма отчетных документов педагогов.

Внедрение общероссийского института всеобщего повышения профессионализма педагогов – ещё одно важное нововведение, позволяющее учителям постоянно совершенствовать свои знания и умения со всеми вытекающими преимуществами.

Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России.

Кроме того, последняя редакция регламентировала следующие знаковые моменты:

  1. гимназии и лицеи отныне приравниваются к общеобразовательным школам. Это позволяет всему населению страны получать доступ к полному пакету современных программ;
  2. определена возможность составления индивидуального графика обучения для учеников, которые по тем или иным весомым причинам не могут посещать школу наравне с остальными учащимися. В частности, речь идёт о спортсменах и гастролирующих музыкантах, для которых теперь можно составлять персональные учебные программы;
  3. в законе отменяются льготы для детей-сирот при поступлении в высшие учебные заведения. Но в целях соблюдения социальной справедливости для таких детей будут организованы бесплатные подготовительные курсы;
  4. оценка работы учителей будет проводиться преимущественно в удалённом режиме без бюрократической волокиты и бумажного документооборота

Новый Закон об образовании РФ – это мощный правовой регулятор одной из самых важных социальных сфер, от прогресса которой напрямую зависит будущее страны. В дальнейшем этот законодательный акт получит новое развитие с ориентацией на инновационные технологии и быстро растущие социальные запросы.

Статья 25. Устав образовательной организации

1. Образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация:

1) тип образовательной организации;

2) учредитель или учредители образовательной организации;

3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

3. В образовательной организации должны быть созданы условия для ознакомления всех работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с ее уставом.

Комментарий к Ст. 25 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья регламентирует общие вопросы, посвященные Уставу образовательной организации. Следует отметить, что подобная статья не является новой для образовательного законодательства, поскольку аналогичные положения (в более развернутом виде) содержала ст. 13 Закона N 3266-1.

По общему правилу гражданского законодательства Уставом является учредительный документ юридического лица (статья 52 ГК РФ), и организация (за некоторыми изъятиями) действует на основании Устава, утвержденного его учредителями.

Применительно к уставу образовательной организации выделяет лишь специфические сведения, которые должны найти обязательное отражение в тексте учредительного документа (учредитель (учредители) образовательной организации; виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; структура и компетенция органов управления образовательной организации, порядок их формирования и сроки полномочий). Общие требования к содержанию Устава вынесены «за скобки» и определяются в соответствии с нормами п. 2 ст. 52 ГК РФ (в частности, наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, предмет и цели деятельности юридического лица).

Образовательная организация обязана создать условия для ознакомления с уставом всех работников (сотрудников), обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с ее уставом. Для исполнения данной обязанности образовательная организация может использовать тиражирование учредительного документа и распространение его в структурных подразделениях, общественных организациях и органах самоуправления сотрудников и студентов. Кроме того, доступ к учредительным документам может быть получен путем размещения Устава на Интернет-сайте образовательной организации.

Статья 25. Устав образовательной организации

Закон РФ «Об образовании» (273-ФЗ)

  • проверено сегодня
  • закон от 14.08.2018
  • вступила в силу 30.12.2012

Ст. 25 Закон об образовании в последней действующей редакции от 30 декабря 2012 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность

Статья 25. Устав образовательной организации

1. Образовательная организация действует на основании устава, утверждённого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация:

  • 1) тип образовательной организации;
  • 2) учредитель или учредители образовательной организации;
  • 3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
  • 4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

3. В образовательной организации должны быть созданы условия для ознакомления всех работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с её уставом.

ФЗ об образовании в вопросах и ответах

Главная > Советуем прочитать > ФЗ об образовании в вопросах и ответах

Комментарий к закону

В ИФ «Сентябрь» вышла книга «Федеральный закон об образовании в вопросах и ответах», подготовленная экспертами информационного портала 273-фз.рф. Мы продолжаем публикацию цикла статей из книги в форме вопросов и ответов, в которых собраны наиболее актуальные и интересные темы, касающиеся сферы общего образования.

В этом материале мы по-прежнему обсуждаем тему правового статуса образовательных организаций.

Как по Федеральному закону № 273-ФЗ регулируется деятельность детских садов — начальных школ? В администрации района нам сказали, что мы должны выбрать какие программы реализовывать: дошкольного или общего образования, поскольку такого вида образовательных учреждений больше нет.

Действительно, № 273-ФЗ не предусматривает деление образовательных организаций на виды, в том числе, не предусматривает и наличие такого вида образовательного учреждения как «детский сад — начальная школа». Не упоминается в Федеральном законе и такой тип образовательной организации как «образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста», предусмотренное Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. № 1204.

Однако отсутствие формального выделения для таких образовательной организаций отдельного типа и вида не препятствует их деятельности по новому законодательству. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ общеобразовательной организацией признается — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования. Согласно п. 2 ч. 4 ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ общеобразовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения. Таким образом, Федеральный закон № 273-ФЗ не запрещает функционирование детских садов — начальных школ, предусматривая для них такой тип образовательной организации как общеобразовательная организация.

При этом слова в наименовании «детский сад — начальная школа» тоже сохраняться как указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень реализуемых образовательных программ) в соответствии с ч. 6 ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ. Однако, наименование такой образовательной организации, скорее всего, придется скорректировать в соответствии с требованием ч. 5 ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ об указании типа образовательной организации. Например, если сейчас наименование звучит как: «Муниципальное бюджетное образовательное учреждение начальная школа — детский сад № 2», то теперь наименование должно быть следующим: «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа — детский сад № 2».

Заметим, что согласно ч. 5 ст. 108 Федерального закона № 273-ФЗ наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с новым Федеральным законом не позднее 1 января 2016 года.

Обязательно ли в наименовании общеобразовательной организации, реализующей адаптированные образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, использовать слова «специальная (коррекционная)»?

Согласно ч. 5 ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации. Каких-либо иных обязательных требований к наименованию образовательной организации данный Федеральный закон не содержит.

Образовательные организации, реализующие адаптированные образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Федеральным законом № 273-ФЗ в отдельный тип не выделяются. Кроме этого, в соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 108 специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 6 ст. 23 hассматриваемого Федерального закона в наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).

Таким образом, в наименовании общеобразовательной организации, реализующей адаптированные образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, использовать слова «специальная (коррекционная)» необязательно, но и не запрещено. Соответственно, при определении наименования образовательной организации использование данных слов остается на усмотрение учредителя.

Распространяются ли на организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, права и обязанности образовательных организаций?

Согласно п. 18 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ образовательной организацией признается некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Согласно п. 19 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ организацией, осуществляющей обучение, является юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности. Правовой статус организаций, осуществляющих обучение, урегулирован в ст. 31 Федерального закона № 273-ФЗ.

Индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников в соответствии со ст. 32 Федерального закона № 273-ФЗ.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона № 273-ФЗ на организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.

В ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ устанавливаются компетенции, права, обязанности и ответственность образовательной организации, которые исходя из указанной выше нормы ч. 2 ст. 21 Федерального закона распространяются на организации, осуществляющие обучение, и на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность.

В каком порядке вносить изменения в устав образовательной организации с целью его приведения в соответствие с новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»? Следует ли проводить общее собрание коллектива, если такой порядок предусмотрен в действующей редакции устава?

Согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Сам Федеральный закон № 273-ФЗ в отличие от ранее действующего законодательства об образовании не устанавливает особый порядок принятия устава образовательного учреждения коллективом образовательной организации.

Таким образом, по новому Федеральному закону «Об образовании» порядок утверждения устава, изменений и дополнений к нему определяется действующим законодательством. Рассмотрим данный порядок на примере государственных (муниципальных) учреждений.

Порядок утверждения устава казенных и бюджетных учреждений урегулирован Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Согласно ст. 14 данного Федерального закона устав бюджетного и казенного учреждения утверждается учредителем.

Изменения в устав бюджетного или казенного учреждения вносятся в порядке, установленном:

  • Правительством Российской Федерации — в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;
  • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации — в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта Российской Федерации;
  • местной администрацией муниципального образования — в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» не предусматривает предварительное принятие или рассмотрение новой редакции устава каким-либо органом управления казенного или автономного учреждения.

Порядок утверждения устава автономных учреждений регламентируется Федеральным законом «Об автономных учреждениях». Согласно ч. 1 ст. 7 данного Федерального закона устав автономного учреждения также утверждается его учредителем. Однако в отличие от казенных и бюджетных учреждений утверждению учредителем устава предшествует рассмотрение наблюдательным советом предложения учредителя или руководителя автономного учреждения о внесении изменений в устав (п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона «Об автономных учреждениях»).

По результатам рассмотрения наблюдательный совет дает рекомендации. Учредитель автономного учреждения утверждает изменения в устав после рассмотрения рекомендаций наблюдательного совета автономного учреждения (ч. 2 ст. 11Федерального закона «Об автономных учреждениях»).

Участие иных органов управления автономного учреждения в принятии или рассмотрении изменений в устав законодательство не предусматривает.

Такой образом, действующее законодательство устанавливает порядок утверждения изменений в устав государственного (муниципального) образовательного учреждения, исключающий участие в таком утверждении общего собрания (конференции) образовательного учреждения. Следовательно, нормы, содержащиеся в имеющихся редакциях уставов государственных (муниципальных) образовательных учреждений, предусматривающих предварительное принятие коллективом образовательного учреждения устава не соответствуют новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» и не подлежат применению.

Таким образом, изменения в устав вносятся путем их утверждения учредителем без проведения общего собрания коллектива и принятия им таких изменений. При изменения устава нормы, предусматривающие принятие изменений в устав общим собранием коллектива (конференцией), должны быть исключены с целью приведения в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

Учредитель требует от нашей школы полностью и целиком переписать все нормы федеральных законов в устав. Наши уставы становятся существенно больше, чем были. Имеет ли право учредитель требовать это?

Согласно ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ устав утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Для учреждений уставы утверждаются органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя вашей школы. Таким образом, именно учредитель, как лицо, утверждающее устав, принимает окончательное решение о его тексте — именно он утверждает устав, поэтому при наличии его несогласия с текстом устав не будет утвержден.

Включение в устав отдельных норм федерального законодательства не противоречит Федеральному закону № 273-ФЗ. Вместе с тем, следует отметить, что воспроизведение норм законодательства в уставах образовательных организаций нельзя рассматривать как эффективную и обоснованную практику. Такой подход только увеличит объем устава, что повлечет за собой увеличение расходов на снятие копий, их нотариальное заверения в случаях, когда это необходимо. Кроме того, это потребует и регулярно вносить изменения в устав при изменении законодательства.

На наш взгляд, текст устава имеет смысл делать максимально лаконичным, не дублируя в нем нормы законов, а также, не включая положений, которые регулируются на уровне локальных нормативных актов в соответствии со ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ.

Требования к уставу образовательной организации установлены ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Устанавливает ли данный Федеральный закон какие-либо еще требования к уставам?

Действительно, основные требования к уставам образовательной организации закреплены в ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ. Это указание в уставе на тип образовательной организации; на учредителя или учредителей образовательной организации; перечисление видов реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; установление структуры, порядка формирования, срока полномочий и компетенции органов управления образовательной организацией, порядка принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации. Последнее положение также конкретизировано в ч. 5 ст. 26.

Однако данной статьей не исчерпываются все нормы, регулирующие содержание уставов образовательных организаций. Дополнительные нормы можно разделить на три группы:

Нормы, устанавливающие обязательные требования, которые дополняют требования ст. 25 и относятся ко всем образовательным организациям;
Нормы, устанавливающие обязательные требования, которые относятся к отдельным типам или разновидностям образовательных организаций;
Нормы, определяющие области, которые могут быть урегулированы уставом.

К первой группе относятся следующие требования:

  • Закрепление норм о филиалах (при их наличии) (ч. 4 ст. 27);
  • Порядок принятия локальных актов (ч. 1 ст. 28 и ч. 1 ст. 30);
  • Установление прав, обязанностей и ответственности работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (ч. 3 ст. 52);
  • Определение уставных целей деятельности (ч. 1 ст. 101);
  • Порядок направления при ликвидации образовательной организации ее имущества после удовлетворения требований кредиторов на цели развития образования (ч. 3 ст. 102).

Отдельно в этой группе следует выделить нормы, предусматривающие конкретизацию уставом структуры, порядка формирования, срока полномочий и компетенции органов управления образовательной организацией, порядка принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации, а также участия отдельных групп участников образовательных отношений в управлении образовательной организацией. Относительно данных вопросов следует отметить следующие нормы:

  • Порядок участия обучающихся в управлении образовательной организацией (п. 17 ч. 1 ст. 34);
  • Определение формы участия родителей в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность (п. 7 ч. 3 ст. 44);
  • Порядок участия педагогических работников в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления (п. 9 ч. 3 ст. 47);
  • Установление порядка назначения (избрания) руководителя (ч. 1 ст. 51);
  • Определение прав и обязанностей руководителя образовательной организации, его компетенции в области управления образовательной организацией (ч. 6 ст. 51).

Ко второй группе относятся следующие требования:

  • Установление специальных названий обучающихся, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в общеобразовательных организациях, имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе (ч. 2 ст. 33);
  • Установление порядка вхождения научных работников в состав коллегиальных органов управления образовательной организацией (п. 1 ч. 2 ст. 50);
  • Определение особенностей избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации (ч. 10 ст. 51);
  • Порядок избрания президента образовательной организации высшего образования и его полномочия (ч. 13 ст. 51).

И, наконец, к третьей группе относятся такие требования, как:

  • Возможность формирования коллегиальных органов, не относящихся к числу обязательных (ч. 4 ст. 26);
  • Право образовательной организации на ведение научной и (или) творческой деятельности (ч. 4 ст. 28);
  • Установление иной (не образовательной) деятельности, которую образовательная организация вправе осуществлять (ч. 1 ст. 102).

Если устав можно поменять в 2015 году, то как быть с локальным актом о промежуточной аттестации обучающихся и другими локальными актами? В какой срок следует изменить их?

Федеральный закон № 273-ФЗустанавливает ряд особых норм, действующих после его вступления в силу. В частности, ст. 108 установлен срок внесения изменений в уставы до 1 января 2016 г. Отдельного регулирования сроков приведения в соответствие с новым законом иных локальных нормативных актов не предусматривается. Таким образом, локальные нормативные акты образовательной организации должны соответствовать Федеральному закону № 273-ФЗ уже с момента его вступления в силу, т. е. с 1 сентября 2013 года.

Вместе с тем, на эту дату еще не были приняты ряд новых подзаконных нормативных актов федерального уровня, и зачастую не приведено в соответствие региональное законодательство, муниципальные нормативные правовые акты. Соответственно, у образовательной организации нет полного набора новых (принятых в соответствии с новым Федеральным законом) нормативных правовых актов, на основании которых ей необходимо разрабатывать локальные нормативные акты. В этих условиях приведение в соответствие с законодательством локальных нормативных актов необходимо осуществлять в разумный срок с момента издание необходимых подзаконных актов. При этом требования локальных нормативных актов, не соответствующие Федеральному закону и принятым в соответствии с ним подзаконным актам, не могут применяться уже с 1 сентября 2013 г.