Содержание статьи:

Кантемировский мост

Общая длина: 664 м

Архитекторы: А.В. Говорковский, В.М. Иванов

Год открытия: 1982

Инженеры: Б.Н. Брудно и Б.Б.Левин

Ширина моста: 31,4 м

Кантемировский мост на карте

Характеристики моста

Кантемировский мост через Большую Невку соединяет Кантемировскую улицу и Выборгскую набережную (Выборгская сторона) с проспектом Медиков и Аптекарской набережной (Аптекарский остров). Открытый в 1982 году, он на сегодня самый молодой из всех разводных мостов Санкт-Петербурга.

Это 17-пролетное сооружение с разводным пролётом посередине, причем, только пять пролетов общей длиной 198 м расположены над рекой (из них два — в пределах опор разводного пролета). Два пролета проходят над набережными и десять (в виде двух эстакад) скрыты в пандусах. Благодаря подъездным пандусам, Кантемировский мост стоит на втором месте по длине среди разводных мостов города, уступая лишь мосту Александра Невского.

Разводной пролет однокрылый раскрывающейся системы с неподвижной осью вращения, с жестко прикрепленными противовесами. Размер разводного пролета в свету— 43 метра. Пролетное строение в поперечном сечении состоит из четырех цельносварных главных балок. Мост разводится посредством гидравлического привода. Пульт управления расположен в левобережной опоре разводного пролета. Разводка осуществляется по заявке, поданной за двое суток.

Постоянные пролеты перекрыты двухпролетными неразрезными преднапряженными металлическими балками переменной высоты. В поперечном сечении двутавровые балки объединены поперечными балками и ортотропной плитой.

Промежуточные опоры облегченные железобетонные на свайном основании, облицованы гранитом. Опоры эстакадной части облегченные железобетонные на свайном основании без облицовки.

Перильное ограждение выполнено по типу Тучкова моста. Оно состоит из металлических стержней квадратного сечения, которые создают необычную объемную картину, не встречавшуюся ранее в практике мостостроения. Автор решетки архитектор П.А. Арешев.

На въезде установлены массивные прямоугольные тумбы, по верхней кромке которых размещена металлическая лента-доска с названием моста. С четырех сторон устоев сооружены гранитные лестничные спуски с гранитным парапетом.

На опорах разводного пролета установлены металлические пирамидальные мачты с 12 светильниками. Подсветка моста производится 360 светильниками и дополнительно — мощными прожекторами, установленными на опорах.

История моста

В 1817-1821 годах на этом месте был сооружен плашкоутный перевоз, который просуществовал здесь долгое время.

Необходимость в сооружении нового моста возникла в связи с созданием в этом районе внутренней транспортной магистрали. Строительство переправы началось в 1979 году и завершилось в 1982 году. Проектировали мост инженеры института «Ленгипроинжпроект» Б.Н. Брудно, Б.Б.Левин и архитектор А.В. Говорковский. Мост был открыт 15 декабря 1982 года.

Мост назван по Кантемировской улице, которая носит свое имя в честь героических событий Великой Отечественной войны в Воронежской области, а именно — освобождения поселка и железнодорожной станции Кантемировка от фашистских оккупантов.

Художественная подсветка была создана в 2002 году.

Дополнительная информация

В темное время суток яркий эффект создает расположенная рядом с мостом башня телецентра, которая по вечерам зажигается разноцветными огнями.

Развод мостов в Петербурге в 2018 году и рекомендации для туристов

Посмотреть в Петербурге на красиво разводящиеся мосты – это ритуал. Иначе не объяснить, почему даже многие коренные жители города каждый сезон как минимум один раз приезжают ночью в центр, чтобы, порой дрожа от прохлады и греясь коньяком, в сотый раз помедитировать на десятиминутное зрелище. Видимо, ритуал того стоит. Точнее так: оно и правда того стоит.

График развода мостов в Петербурге в 2018 году

Мы приводим в нашей статье расписание разводки переправ Северной столицы, при этом, пожалуйста, имейте в виду, что в конкретный день оно может измениться.

В Интернете есть много сайтов, на которых опубликовано время развода, но официальный источник только один: ГБУ «Мостотрест», который непосредственно отвечает, как понятно из его названия, за эти самые мосты. Его сайт: http://mostotrest-spb.ru , кстати, весьма удобный и симпатичный. Обязательно, отправляясь на шоу мостов, зайдите на него и удостоверьтесь, что в расписании ничего не изменилось. Это же правило работает, если вы собираетесь провести часть ночи на Васильевском острове или Петроградской стороне, после чего вам надо на «большую землю» или же наоборот.

Отметим, что с 2017 года два моста — Дворцовый и Троицкий разводятся на 15 минут раньше, чем в предыдущих годах. Это сделано по просьбе компаний, которые проводят экскурсии по рекам и каналам города. У туристов теперь есть лишних 15 минут, чтобы проплыть под разведенными мостами и полюбоваться известными открыточными видами Северной столицы в отсутствии больших грузовых судов, для которых, собственно, эти мосты и разводят 🙂

В 2018 году официально навигация стартовала 10 апреля.

Актуальное расписание на 2018 год

Название моста

Время, когда разведен

1:10 – 2:50
3:10 – 4:55

2:00 – 2:55
3:35 – 4:55

1:25 – 2:45
3:10 – 5:00

2:00 – 3:45
4:15 – 5:45

Развод Сампсониевского, Гренадерского, Кантемировского мостов производится с 1:30 до 4:30 по предварительной заявке за 2 суток.

Когда заканчивается разведение мостов?
В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга, мосты разводятся:
— на рукавах Невы в период с 20 апреля по 15 ноября;
— на Неве и Малой Неве, то есть в том числе в отношении самых популярных мостов – Дворцового, Троицкого и Благовещенского – с 10 апреля по 30 ноября.

Но надо иметь в виду, что это общие параметры, которые корректируются в зависимости от ледовой обстановки и наличия судов, которым надо пройти по Неве. Осенью, особенно глубокой, поток судов постепенно падает, и если на конкретную дату нет заявок на проход сухогрузов и танкеров, то мосты остаются в сведенном положении. То же самое происходит, если вдруг Нева в ноябре покрылась льдом, как это порой бывало, и, соответственно, ни одно судно пройти не может.

В сентябре-ноябре перед визитом на шоу разводных мостов рекомендуем сверяться с сайтом «Мостотреста» или мобильным приложением компании, чтобы проверить, будет ли в конкретный день разводка или нет, и если будет, то до какого времени.

Где смотреть развод мостов

Всего в Петербурге свои «крылья» на постоянной основе «расправляют» девять мостов, еще три – по специальному требованию. Из них в туристическом центре города находятся три – Благовещенский, Дворцовый и Троицкий, которые расположены рядом друг с другом.

Есть несколько вариантов схемы, как посмотреть на всё это шоу:

1) Встать рядом с Дворцовым мостом (рядом с Эрмитажем), увидеть вблизи его развод и немного или почти ничего от Троицкого. Это самый распространенный и самый, соответственно, толпящийся способ.

2) Встать рядом с Троицким, посмотреть сначала с километрового расстояния на Дворцовый, а потом вплотную – на Троицкий. Тоже, в общем-то, так себе.

3) Наш: грамотно выбрать точку между двумя мостами и увидеть всё.

4) Без суеты и толкучки посмотреть на разводящийся Дворцовый мост с Васильевского острова, от Кунсткамеры.

Теперь вкратце о каждом.

Вариант 1 – это классическая схема, на которую ведутся новички

Дворцовый мост разводился в 01.25 (с 2017 года — в час десять). Туристы и прочие неопытные люди облепляют набережные – Дворцовую и Адмиралтейскую – с обеих сторон от моста (мы имеем в виду тот конец моста, который находится на «большой земле», возле Эрмитажа, а не на Васильевском острове), чтобы быть максимально близко к действию.

Выглядит это вот так:

Причем толпа в теплые дни, в том числе и будни, собирается минут за сорок – за час до начала, так что пролезть в первый ряд «партера» очень сложно, приходится вставать на цыпочки и выскакивать из-за спин. Хорошо, если в вас 190+ сантиметров, а если рост маленький, то ловить, считай, нечего.

Имеется и вариант «галерки»: на Дворцовую набережную у Дворцового моста выходит Эрмитаж, и у него с этой стороны как раз есть высокое крыльцо, посмотрите ниже на фотографии.

Но и там, впрочем, места немного – на всех при аншлаге точно не хватит.

Когда Дворцовый разводят, все сначала восхищаются и снимают-фотографируют, а потом бОльшая часть толпы несется к Троицкому мосту. Однако Троицкий разводят всего на 10 минут позже, чем Дворцовый, то есть как раз примерно в тот самый момент, когда заканчивается любование Дворцовым.

А расстояние между ними – 1,24 километра. И добежать в две минуты, а даже и в десять, от одного моста до другого – сложновато. В итоге к Троицкому мосту вы приходите тогда, когда он уже весь развелся. Есть вариант посмотреть на Троицкий издалека, но как показывает практика, толком ничего не видно.

Впрочем, если одного моста, притом самого живописного, вам достаточно, а день выдался холодным дождливым и будним, то есть большой толпы не будет, то вариант 1 – ваш вариант.

Вариант 2 – смотрим только Троицкий

У этой схемы есть то преимущество, что облепленность набережных в районе Троицкого моста совсем маленькая, так что конкурентов у вас почти не будет. Дворцовый вы тоже увидите, но с километрового расстояния, то есть так, примерно, в общих чертах – что, конечно, минус.

Ну а Троицкий – весь ваш. При этом у него поднимается только один пролет, очень большой в размерах, поэтому зрелище, особенно если вы стоите рядом, монументальное.

Вариант 3 – золотая середина

Мы нашли точку между двумя мостами, которая, на наш взгляд, позволяет посмотреть на развод обоих с приемлемого расстояния. Это место на Дворцовой набережной напротив здания под номером 26.

Вот как с этой точки выглядит Дворцовый мост:

А вот так — Троицкий (фотография сделана напротив соседнего здания, Дворцовая набережная 18).

Минус состоит в том, что вы будете редким зрителем, то есть не почувствуете эмоциональное напряжение толпы. Зато для фотографий, сделанных со штатива приличным фотоаппаратом с хорошим объективом – самое то.

Вариант 4 – спокойный

Смотрим развод Дворцового моста с Университетской набережной (рядом со Стрелкой ВО). Становимся к парапету Невы где-нибудь напротив Кунсткамеры. Вид оттуда будет как на этой фотографии.

На противоположной стороне Невы — Адмиралтейство, вот как раз оттуда и получаются классические открыточные виды с Петропавловкой и разведенными крыльями Дворцового моста. С нашей точки такого вида, конечно, нет. Но есть и очевидные плюсы.

Во-первых, народу здесь значительно меньше, чем на другом берегу Невы. Занять место в первом ряду у парапета можно за 5 минут до разведения моста.

Во-вторых, с находящейся рядом Стрелки Васильевского острова можно делать отличные фотографии той же Петропавловки, правда, без моста.

В-третьих, тот, кто живет на севере или на Ваське, после шоу развода мостов не останется вынужденно зависать где-то в центре. Чтобы попасть на Петроградскую сторону нужно перейти Биржевой мост (или Тучков), а с Петроградки уже в любое время, например, через Каменноостровский и Ушаковский мосты к себе – в северные районы города. К счастью, эти переправы не разводятся. Или пойти по Кронверкской набережной смотреть на разведенный Троицкий, по пути наслаждаясь великолепными видами Петропавловской крепости.

Если же вы не вдруг не успели пересечь Биржевой мост до его разводки, не беда. С Васьки теперь можно уехать через Западный Скоростной Диаметр (ЗСД), как на север города, так и на юг.

Вариант 5 – смотрим с воды. Ночная водная прогулка под мостами

С воды впечатление совсем другое, и это не перепев водных зазывал, все действительно так и есть.
Ночные водные экскурсии устроены почти также, как и дневные, о чем вы можете прочитать здесь – в том плане, что суда те же самые, от двухпалубных теплоходов до маленьких корыт с моторчиком; по времени ночь немного длиннее и по стоимости выше. Для примера: 1,5 часа за 800 — 1000 рублей в зависимости от типа судна и продолжительности вместо 1 часа и 700 рублей днем.

Заказать такую экскурсию можно, кликнув по баннеру ниже.

Тут важно сразу предупредить: если экскурсия начинается после 00.00, то вам при покупке через Интернет надо выбирать ту самую дату, которая началась после этих 00.00. Если экскурсия в ночь с 24 на 25 июня, то покупать надо 25 июня.

Вариант 6 – смотрим с крыш. Самые лучшие точки обзора

Увидеть магическое действо развода петербургских мостов вам не помешают чьи-то руки и спины. С крыши акватория Невы будет видна, как на ладони. И не только Нева. Это еще и уникальный шанс посмотреть сверху на сам город! Вашим фотографиям будут завидовать все, включая профессиональных фотографов 🙂 Вы можете выбрать одну из трех крыш на удобной для Вас стороне Невы, куда Вас проведут наши гиды.
Об экскурсии можно прочитать и заказать здесь.

Наши рекомендации

1. Прочитать наш материал о том, где можно провести время после развода до открытия метро.

2. При большой толпе сильно выручают селфи-палки. Тротуар вдоль набережной, с которого вы будете фотографироваться на фоне моста, узенький, а людей по нему ходит много.

3. Если вам нужны очень-очень хорошие фотографии или видео, то из всей фототехники важнейшим из инструментов является штатив. Лучше забыть фотоаппарат, но вот штатив надо взять, потому что фотоаппарат еще можно у кого-то попросить, а штатив, скорее всего, нет.

4. По набережной и рядом с ней ездят бомбилы, готовые отвезти вас домой. Во-первых, чем дальше от мостов, тем они дешевле; во-вторых, официальное такси надежнее, безопаснее, а если и дороже, то ненамного.

5. Для любителей велосипедов – берите велосипед, если нет своего — есть велопрокат. Придется поматериться, пытаясь протиснуться сквозь толпу, зато (за счет мобильности двухколесного друга) можно увидеть развод сразу трех мостов: Благовещенского, Дворцового и Троицкого.

6. Тем, кто хочет вот такую классическую фотографию из Санкт-Петербурга:

нужно занять место рядом с Дворцовым мостом на Английской набережной, напротив Адмиралтейства.

Да, а как же, спросите вы, тот самый мост, на котором арт-группа «Война» написала слово, в котором первая буква – это вторая буква в слове «ухо», а вторая буква – это первая буква в слове «ухо», ну и так далее? Это Литейный мост, он тоже находится в центре – в двух километрах от Невского проспекта по Литейному. Правда, особой популярностью у туристов не пользуется. Но если что, разводится он в 01.40.

График разводки мостов в навигацию

В ночь с 9 на 10 апреля в Санкт-Петербурге официально стартовала навигация на Большой и Малой Неве. 20 апреля – к навигации присоединились рукава Невы.

По сравнению с прошлым годом в графике разводки мостов на Неве произошло одно изменение. После открытия Тучкова моста, который в прошлом году находился на реконструкции, изменилось количество разводок Биржевого моста (ранее он дублировал график Тучкова моста) – разводные крылья этой переправы вместо двух раз будут подниматься один раз за ночь – с 2-00 до 4-55 утра. Тучков мост возвращается к своему прежнему режиму – две разводки: с 2-00 до 2-55 и с 3-35 до 4-55.

График разводки остальных мостов остался прежним: Благовещенский, Дворцовый и Володарский мосты будут разводиться два раза за ночь, а Троицкий, Литейный, Большеохтинский мосты и мост Александра Невского – один раз. Время разводки также не изменилось.

Сампсониевский, Гренадерский и Кантемировский мосты по-прежнему разводятся по предварительной заявке за двое суток. Время их разводки – с 1-30 до 4-30.

Актуальный график разводки мостов доступен на информационном портале СПб ГБУ «Мостотрест»: https://mostotrest-spb.ru/.

Разводки мостов проводятся согласно постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 29 ноября 2006 г. №1480 «Об утверждении правил эксплуатации мостов и набережных в Санкт-Петербурге », а именно: с 20 апреля по 15 ноября – на рукавах Невы, с 10 апреля по 30 ноября – на Неве и Малой Неве.

В 2017 году в период навигации по Неве СПб ГБУ «Мостотрест» было проведено 2356 разводок мостов — на 39 разводок больше, чем в 2016 году. За это время по Неве прошло 3344 судна, в том числе, 1704 вверх по течению и 1640 вниз по течению реки.

Лидером по количеству разводок стал Дворцовый мост: за весь период навигации его разводили 421 раз. На втором месте находится Благовещенский: его показатель – 420. На третьем – Володарский мост: его разводили 377 раз. Все три переправы являются первыми или последними (в зависимости от направления движения) в черте города для большинства кораблей, следующих в Ладожское озеро или Финский залив.

Кроме того, в связи с проведением работ по сопровождению по реке Неве в безопасный район сухогруза «Омский – 132» в условиях сложной ледовой обстановки в режиме повышенной готовности СПб ГБУ «Мостотрест» осуществил разводку вне графика Володарского моста и наводку вне графика Дворцового и Благовещенских мостов в ночь с 19 на 20 ноября 2016 года.

При подготовке к новому сезону в межнавигационный период 2017-2018 гг. специалисты СПБ ГБУ «Мостотрест» провели техническое обслуживание и настройку всего объема оборудования на мостах, диагностику и ревизию их механизмов, а также выборочный ремонт или замену отдельных единиц по результатам обследования.

Все мосты получили светодиодные прожекторы системы подсветки разводных пролетов.

Также была проведена ревизия всех обслуживаемых подшипников осей вращения разводных пролетов и техническое обслуживание опорных частей всех разводных мостов, организованы замеры сопротивления изоляции питающих кабелей и внутренних кабельных линий.

На Володарском мосту были установлены новые штоковые уплотнения на гидроцилиндрах привода крыла, а также заменен насос насосной установки гидропривода разводного пролета. На мосту Александра Невского проведен ремонт насосных установок гидропривода, на Большеохтинском мосту – ремонт механизмов управления подачей насосных установок гидропривода, а на Литейном – ремонт гидроцилиндра с заменой штока и крышки в приводе, а также насосной установки.

Сампсониевский мост получил модернизированную схему управления разводным пролетом. На Кантемировском мосту на крыле разводного пролета проведена замена двух подшипников осей вращения.

Новые подсветки судовых ходов стационарных пролетов установлены на Благовещенском, Дворцовом и Биржевом мостах. Новые светодиодные модули систем сигнализации в межнавигационный период были размещены на мосту Александра Невского, Биржевом, Володарском и Сампсониевском мостах.

Для подготовки к навигации СПБ ГБУ «Мостотрест» провело 51 разводку мостов. Больше всего – 18 раз – разводили Тучков мост, который был открыт после реконструкции в ноябре прошлого года.

© Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга

Литейный мост

Время
разводки моста
в 2018 году 1:40 — 4:45

Общая длина: 394,3 м

Архитекторы: Ю.И. Синица (реконструкция)

Год открытия: 1879

Инженеры: А.Е. Струве, Л.А. Вильдгрубе (реконструкция)

Ширина моста: 34,6 м

Литейный мост на карте

Характеристики моста

Литейный мост через Неву соединяет Центральный и Выборгский районы Санкт-Петербурга. Мост шестипролетный, его длина — 394,3 метра, ширина — 34,6 метра.

Левобережный пролет сталежелезобетонный разрезной балочный. Правобережные пролеты перекрыты четырехпролетной неразрезной сталежелезобетонной балкой. Разводной пролет однокрылый раскрывающегося типа, длина — 55,4 метра, масса — 3325 тонн. При разводке моста он поднимается под углом 67 градусов за 4 минуты.

Чугунное перильное ограждение отлито по проекту архитектора Карла Рахау. В центре каждой секции перил изображен картуш — щит с гербом города, его держат две русалки, а их хвосты вплетены в растительный орнамент. Решетка Литейного моста включена в Государственный список памятников градостроительства и архитектуры местного значения.

История моста

Литейный — второй постоянный мост, построенный в Санкт-Петербурге. Еще до основания города на этом месте была переправа, соединяющая левый берег Невы с правым, новгородскую дорогу и путь на Выборг. Это был путь из России в Швецию.

Свое название мост получил от Литейного двора, основанного в 1711 году на левом берегу Невы. С 1786 года Литейную часть города с Выборгской стороной связывал Воскресенский наплавной мост. Он находился в створе Воскресенского проспекта (ныне проспект Чернышевского). В 1849 году был разобран Литейный двор и Литейный проспект был выведен к Неве. Воскресенский мост перевели в створ Литейного проспекта и назвали Литейным.

В апреле 1865 года наплавная переправа была сорвана после бурного ледохода. Специальная экспертная комиссия предложила соорудить постоянную переправу. И в 1869 году на заседании Городской Думы было принято решение о строительстве нового моста между Литейным проспектом и Выборгской стороной.

На конкурс проектов Литейного моста было представлено 17 работ, в том числе несколько иностранных. В декабре 1872 года Городская Дума отдала первое место проекту под девизом «Вестминстер», выполненному английской фирмой. Однако Министерство путей сообщения не согласилось с таким выбором и создало свою собственную комиссию.

В итоге победителем был признан проект инженер-полковника А.Е. Струве и инженер-капитана А.А. Вейса. Он предусматривал шесть пролетов с поворотным крылом у левого берега Невы. Работы планировалось завершить за четыре года. Закладка новой переправы состоялась 30 августа 1875 года.

Условия строительства были крайне сложными. Именно здесь Нева имеет наибольшую глубину — 24 метра. Дно реки покрыто глубоким слоем илистой глины. Зато Литейный мост стал одним из самых современных на то время инженерных сооружений.

Так, материалом для несущих конструкций была выбрана сталь, а не чугун, как при строительстве Благовещенского моста. Высокая прочность стали позволила увеличить пролеты арок в полтора раза. Настоящим прорывом в развитии мостостроения стала новая конструкция разводного механизма. Поначалу разводка осуществлялась при помощи простейшего ручного механизма, который приводился в действие бригадой из 8 человек. Однако вскоре здесь установили водяную турбину мощностью 35 лошадиных сил, подсоединенную к городскому водопроводу. Такая система была единственной в мире. Путь для судов открывался всего за 20 минут.

Литейный мост стал первым в мире постоянным мостом, который освещался электричеством. На нем были установлены фонари с электрическими «свечами» — изобретение Павла Яблочкова.

Мост был сооружен шестипролетный. Разводной пролет находился у левого берега и представлял собой однорукавную симметричную поворотную систему. Ширина Литейного моста составила 24,5 метра, ширина разводного пролета — 19,8 метров. Масса металлических пролетных строений — 5902 тонны.

Чугунные перила моста отлили на заводе Кахуна по проекту архитектора Карла Рахау. Рисунок решетки олицетворяет Санкт-Петербург как морскую державу. На разводном пролете установили металлические кованые перила простого рисунка.

Торжественное открытие Литейного моста состоялась 30 сентября 1879 года. Стоимость строительства составила 5 100 000 рублей, что в полтора раза превысило сумму, заложенную в проекте. Однако за проведенную работу инженер-полковник Струве был произведен в чин генерал-майора, все участники строительства получили награды.

В 1903 году в связи с празднованием 200-летия Санкт-Петербурга переправу переименовали в мост Императора Александра II, а в 1917 году вернули прежнее название.

В годы Великой Отечественной войны в один из пролетов попала авиабомба, однако не взорвалась, а лишь пробила его.

В 1964 году завершилась реконструкция Волго-Балтийского водного пути, что потребовало более удобного сообщения по Неве. Литейный мост необходимо было перестроить. Проект обновленного моста разработала группа инженеров института «Ленгипротрансмост» под руководством инженера Л.А. Вильдгрубе и архитектора Ю.И. Синицы.

Реконструкция моста проходила в 1966-1967 годах. В процессе ремонта перестроили верхнюю часть опор и установили новые металлические пролетные строения. Также перестроили огромный бык у разводного устоя, на который опиралась прежняя конструкция. Прочные дубовые сваи опор было решено не заменять — их просто обрамили железобетоном.

Старый поворотный разводной пролет заменен раскрывающимся и перемещен ближе к центру, где Нева глубже. Увеличена длина разводного пролета, также выросла и его масса. Обновленный мост стал на 10 метров шире.

Перила пяти пролетов после реконструкции остались прежними, а для разводной секции были отлиты копии исторической решетки из легкого сплава. Установлены новые фонари, гармонирующие с рисунком ограды. На левом берегу перильное ограждение завершается гранитными парапетами с памятными досками. Вдоль набережной под мостом оборудованы пешеходные дорожки, устроены гранитные спуски к Неве, а на подходах к мосту построены двухуровневые транспортные развязки.

Летом 2016 года на мосту выполнен ремонт асфальтового покрытия.

Дополнительная информация

16 августа 2002 года с опорой Литейного моста столкнулся сухогруз «Каунас», следовавший из Нижнего Новгорода с грузом металлопроката. Судно накренилось и пошло ко дну носом вниз. Судоходство по Неве было восстановлено только 23 августа, когда была извлечена рубка сухогруза.

Биржевой мост

Время
разводки моста
в 2018 году 2:00 — 4:55

Общая длина: 239 м

Архитекторы: Л.А. Носков, П.А. Арешев

Год открытия: 1960

Инженеры: В.В. Демченко, Б.Б. Левин

Ширина моста: 27,3 м

Биржевой мост на карте

Аудиоэкскурсия «Биржевой мост»

Характеристики моста

Биржевой мост через Малую Неву соединяет Васильевский остров с Петроградской стороной.

Это пятипролетный металлический мост откатно-раскрывающейся системы с разводным пролетом посередине. Разводный пролет — металлический цельносварной двукрылый с неподвижной осью вращения. Противовесы закреплены на шарнирах. Разводится Биржевой мост с помощью электромеханического привода. Это один из немногих разводных мостов в Санкт-Петербурге, где остался подобный механизм, большинство мостов уже перешли на современную гидравлическую систему. Пульт управления находится в левобережной опоре разводного пролета.

Разводной механизм Биржевого моста не имеет аналогов в мире: в начале разводки мост открывается на 15 сантиметров, и крылья откатываются друг от друга. Центр тяжести крыла изменяется, что значительно облегчает разводку.

Устои моста массивные железобетонные на свайном основании, облицованы розовым гранитом.

На чугунных решетках перильного ограждения изображены трезубцы древнеримского бога Нептуна. Они подчеркивают статус Санкт-Петербурга как морской столицы России.

История моста

Стрелка Васильевского острова, где Нева делится на две части — Большая и Малая, со времен Петра I использовалась как пристань Торгового порта. Позднее Торговый порт переехал с Кронверкской протоки в устье Малой Невы. Пока существовал торговый порт на Стрелке, наплавные мосты на Малой Неве долго не строили — они мешали движению судов.

Только в 1894 году по проекту инженера Николая Мазурова был сооружен деревянный 25-пролетный мост через Малую Неву. Его длина составила 326 метров, ширина — 21 метр. Посередине моста устроили двукрылый разводной пролет для пропуска судов. Разводился мост при помощи ручных лебедок.

Трасса моста проходила выше по течению, по оси Зоологического переулка.

В 1917 мост капитально отремонтировали. Более 30 лет он оставался деревянным, время от времени его ремонтировали в дереве. В 1930 году, при очередном капремонте, деревянные рамы разводного пролета были заменены на металлические. Ручные лебедки тогда же заменили электрическими механизмами.

В октябре 1918 года Биржевой мост переименовали в мост Строителей.

После войны, в 1947 году, мост перестроили. Постоянные пролетные строения стали металлическими, ширина уменьшилась с 21 до 18 метров. Опоры и проезжая часть остались деревянными.

Автомобильное движение на мосту Строителей росло, а деревянные части быстро подгнивали. К тому же весной 1957 года опоры были сильно повреждены ледоходом. Необходимо было как можно скорее построить новый металлический мост.

Проект моста был разработан еще в 1940 году, но тогда его реализации помешала война. Наконец, в 1960 году по проекту Льва Носкова и Петра Арешева был сооружен новый мост Строителей. Ось моста переместили на 70 метров вниз по течению Малой Невы.

При реконструкции в 1960 году длина моста сократилась, а ширина, наоборот, увеличилась. Параметры нового Биржевого моста максимально приближены к параметрам Дворцового. Теперь оба имеют по 5 пролетов и почти одинаковую ширину речных быков. Таким образом, Стрелка Васильевского острова получила свое симметричное завершение.

При реконструкции Биржевого моста была обновлена планировка всех прилегающих территорий, как со стороны Петроградской стороны, так и со стороны Васильевского острова. Изменился облик набережной Макарова — причальная стена, которая существовала еще со времен Торгового порта, была перестроена. С Петроградской стороны при въезде на мост был засыпан небольшой мелководный залив, создана предмостная площадь, которая с 2006 года носит имя академика Д.С. Лихачева.

В 1989 году Биржевому мосту вернули историческое название.

В 1997 году с моста сняли трамвайные рельсы.

В 2014 году на Биржевом мосту была создана современная ночная подсветка.

Дополнительная информация

Биржевой мост можно увидеть во многих фильмах о Санкт-Петербурге. Например, в «Невероятных приключениях итальянцев в России» под мостом — тогда еще Строителей — проходит теплоход, и на крыле моста, согласно сценарию, повис персонаж актера Андрея Миронова. Именно этот мост часто показывают в кинофильмах, когда действие фильма происходит на Дворцовом: они очень похожи, но на Биржевом намного легче перекрыть движение на время съемок.

С моста открывается самая впечатляющая панорама на Неву, Дворцовую набережную и Петропавловскую крепость. Это один из красивейших видов в Северной Венеции.