Содержание статьи:

Изменения в КоАП РФ с 10 августа 2018 года

10 августа 2018 года вступает в силу новая редакция Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Появилось больше оснований для проведения административных расследований, введена административная ответственность за игнорирование частных постановлений суда, увеличены штрафы за нарушения при исполнении государственных оборонных заказов, а также уточнена ответственность за опубликование информации без отметки о разрешенной возрастной категории.

Редакцию Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с 10 августа 2018 года изменили сразу несколько новых законов:

Законодатели добавили новые условия для проведения административного расследования, ввели штрафы за игнорирование частных постановлений суда, а также усилили ответственность по гособоронзаказу. Также ужесточается административная ответственность за незаконные организацию и проведение лотерей и азартных игр.

Судебные приставы получили право вести административные расследования против коллекторов

Нарушение законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности теперь отнесено к числу нарушений, по которым может проводиться административное расследование. Соответствующие поправки законодатели внесли в статью 28.7 КоАП РФ . Определено, что проводить такие административные расследования будут сотрудники ФССП России, в случае, если после выявления административного правонарушения будет осуществляться экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат.

Административная ответственность за неисполнение частных постановлений суда

Изменилась редакция статьи 17.4 КоАП РФ , в соответствии с прежими нормами которой административная ответственность наступала только за оставление должностным либо иным уполномоченным лицом без рассмотрения частного определения суда или представления судьи, а также непринятие мер по этим судебным актам. Теперь в текст статьи добавили фразу «или частного постановления суда». Таким образом введена административная ответственность за игнорирование частных постановлений суда.

Увеличены штрафы за гособоронзаказы

В соответствии с новой редакцией статьи 14.55 КоАП РФ увеличен размер административного штрафа за нарушение должностным лицом головного исполнителя срока и порядка оплаты поставок по гособоронзаказу. Теперь за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг), поставляемых (выполняемых, оказываемых) по государственному оборонному заказу, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, должностным лицам будет грозить административный штраф в размере от 50 000 до 100 000 рублей (ранее — от 30 000 до 50 000 рублей). Соответствующие поправки также внесены в статью 3.5 КоАП РФ .

Защита детей от нежелательной иформации

Изменилась редакция статьи 13.21 КоАП РФ , в нее добавили новую часть 2.1 следующего содержания:

Опубликование в средствах массовой информации программ теле- и (или) радиопередач, перечней и (или) каталогов информационной продукции без размещения знака информационной продукции либо со знаком информационной продукции, не соответствующим категории информационной продукции, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан — в размере от 1000 до 2000 рублей;
  • на должностных лиц — от 3000 до 7000 рублей;
  • на юридических лиц — от 10 000 до 50 000 рублей.

Кроме того, к этой статье введено примечание следующего содержания:

В случае, если в соответствии с гражданско-правовым договором, заключенным между производителем или распространителем продукции средства массовой информации и лицом, предоставившим для опубликования программу теле- и (или) радиопередач, перечень и (или) каталог информационной продукции, обязанность по обозначению знаком информационной продукции возлагается на указанное лицо, административную ответственность за административные правонарушения, предусмотренные частью 2.1 статьи 13.21 КоАП РФ, несет лицо, предоставившее для опубликования программу теле- и (или) радиопередач, перечень и (или) каталог информационной продукции без размещения знака информационной продукции либо со знаком информационной продукции, не соответствующим категории информационной продукции.

Меньше оснований для освобождения от административной ответственности

Статья 15.25 КоАП РФ , предусматривающая ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, приведена в соответствие с действующим законодательством. Из этой статьи удалили примечание о том, что основание для освобождения от административной ответственности по части 4 статьи 15.25 КоАП РФ является избыточным.

Ответственность за организацию азартных игр

По новой редакции статьи 14.11 КоАП РФ за незаконную организацию и проведение азартных игр увеличены размеры административного штрафа. Теперь они составляют для юридических лиц — от 800 000 до 1 500 000 рублей (ранее от 700 000 до 1 000 000 рублей), с конфискацией орудий совершения правонарушения (игрового оборудования). При повторном совершении подобного правонарушения размер штрафа увеличивается до 2 000 000 рублей.

Кроме того, введена административная ответственность организаций за предоставление помещений для незаконных организации и (или) проведения азартных игр. Размер штрафа аналогичен предыдущему, а за повторное нарушение придется заплатить уже от 1 500 000 рублей до 2 000 000 рублей. В эту же статью КоАП добавлен пункт 5 следующего содержания:

Нахождение лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, в игорном заведении либо привлечение организатором азартной игры таких лиц к работе в игорном заведении влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — в размере от 30 000 до 50 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 300 000 до 500 000 рублей.

Изменилась редакция статьи 14.1.1-1 КоАП РФ , ее абзац первый части 1 теперь звучит так:

Прием организатором азартной игры в букмекерской конторе и (или) тотализаторе ставок, интерактивных ставок, в том числе на официальные спортивные соревнования, и выплата организатором азартной игры выигрышей без предъявления участником азартной игры документа, удостоверяющего его личность, или применения иного способа идентификации участника азартной игры, предусмотренного Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и обеспечивающего установление возраста такого участника азартной игры.

За такие действия размер штрафа остался прежним — до 700 000 рублей. Зато по статье 14.27 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за несвоевременное перечисление целевых отчислений от лотереи , штрафы существенно выросли, максимальный размер составляет теперь 300 000 рублей. Соответствующие поправки также внесены в статью 3.5 КоАП РФ и 4.5 КоАП РФ .

Статья 1221 ГК РФ. Право, подлежащее применению к ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков товара, работы или услуги (действующая редакция)

1. К требованию о возмещении вреда, причиненного вследствие недостатков товара, работы или услуги, по выбору потерпевшего применяется:

1) право страны, где имеет место жительства или основное место деятельности продавец или изготовитель товара либо иной причинитель вреда;

2) право страны, где имеет место жительства или основное место деятельности потерпевший;

3) право страны, где была выполнена работа, оказана услуга, или право страны, где был приобретен товар.

Выбор потерпевшим права, предусмотренного подпунктом 2 или 3 настоящего пункта, не допускается, если причинитель вреда докажет, что он не предвидел и не должен был предвидеть распространение товара в соответствующей стране.

2. Если стороны в соответствии со статьей 1223.1 настоящего Кодекса выбрали по соглашению между собой право, подлежащее применению к требованию о возмещении вреда, причиненного вследствие недостатков товара, работы или услуги, применяется выбранное сторонами право.

3. Если потерпевший не воспользовался предоставленным ему пунктом 1 настоящей статьи правом выбора и отсутствует соглашение сторон о подлежащем применению праве, применяется право страны, где имеет место жительства или основное место деятельности продавец или изготовитель товара либо иной причинитель вреда, при условии, что из закона, существа обязательства либо совокупности обстоятельств дела не вытекает иное.

4. Правила настоящей статьи соответственно применяются к требованиям о возмещении вреда, причиненного вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре, работе или об услуге.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 1221 ГК РФ

1. Статья 1221 является специальной по отношению к ряду коллизионных норм ГК. Прежде всего, это — специальная коллизионная норма по отношению к ст. 1219 ГК, определяющей право, применимое к обязательствам из причинения вреда. Она касается лишь той ответственности, которая возникает вследствие вреда, причиненного недостатками товара, работы или услуги. Одновременно ст. 1221 может рассматриваться в качестве специальной по отношению к ст. ст. 1210, 1211 ГК (определяющим право, применимое к договорным отношениям), коль скоро приобретение товара, результата работы или услуги осуществляется на основании договора. Специальной норма ст. 1221 является и по отношению к ст. 1212 ГК о праве, подлежащем применению к договору с участием потребителя. Таким образом, ст. 1221, будучи узко специальной, сочетает в себе черты коллизионных норм, определяющих lex causae (закон, применимый к договору) и lex delicti commissi (закон, применимый к деликту).

2. Статьей 1221 введен особый субъектный состав в правоотношениях, связанных с причинением вреда вследствие недостатков товара, работы или услуги. Лицом, имеющим право на возмещение вреда, признается «потерпевший». Поскольку приобретение движимых вещей (товаров), результата работ или услуг в законодательстве связано в основном с потребителями, положения ст. 1221 охватывают в первую очередь потребителей в качестве субъектов, у которых возникает право требования, если вследствие недостатков товара, работы или услуги им причинен вред. Тем самым потребителям как слабой стороне в договоре предоставлены важные гарантии выбора наиболее благоприятного для них правопорядка. Однако только потребителями — физическими лицами, использующими, приобретающими или заказывающими товары, работы или услуги для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд — круг субъектов, на которых распространяются положения ст. 1221, не исчерпывается. «Потерпевшим» по смыслу статьи может оказаться и лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, если у такого лица возник вред, причиненный вследствие недостатков товара, работы или услуги. Более узкое понимание субъектного состава подобных отношений встречается в Законе Румынии 1992 г. N 105 применительно к регулированию отношений международного частного права. Коллизионная норма ст. 114 указанного Закона об определении права, которому подчинены требования о возмещении ущерба, причиненного недостатками товара (неверным описанием товара, способным ввести в заблуждение, либо отсутствием инструкций по его использованию), применяется только к тем требованиям, которые возникают у потребителей. Аналогичный подход наблюдается в праве Эстонии. Параграф 166 Закона 1994 г. «Об общих принципах Гражданского кодекса» содержит коллизионную норму об ответственности за вред, причиненный потребителю. К требованиям о возмещении вреда при покупке товаров или оказании услуг по выбору потребителя применяется: закон страны пребывания потребителя; или закон страны места пребывания или места расположения производителя товаров или поставщика услуг; или закон страны юридического лица, если производитель товаров или поставщик услуг является юридическим лицом; или закон страны, где потребитель приобрел товары или получил услуги.

3. Пункт 1 ст. 1221 предоставляет потерпевшему возможность выбора применимого права, если вследствие недостатков товара, работы или услуги ему причинен вред. Потерпевший может по своему усмотрению выбрать: а) право страны, где имеет место жительства или основное место деятельности продавец или изготовитель товара либо иной причинитель вреда; б) право страны, где имеет место жительства или основное место деятельности потерпевший; в) право страны, где была выполнена работа, оказана услуга, или право страны, где был приобретен товар. Вместе с тем такая свобода предоставлена потерпевшему не безусловно. Выбор потерпевшим права страны места жительства или основного места деятельности потерпевшего, а равно права страны, где была выполнена работа (оказана услуга), или права страны, где был приобретен товар, может быть признан только в том случае, если причинитель вреда не докажет, что товар поступил в соответствующую страну без его согласия.

Зарубежное законодательство знает коллизионные нормы, аналогичные ст. 1221, но более узкие по своему содержанию. Например, ст. 63 Закона Италии 1995 г. «Реформа итальянской системы международного частного права», охватывающая требования, основанные на недостатках изделий, дает право потерпевшему выбрать право страны места жительства или места нахождения органа управления изготовителя либо право страны, на территории которой изделие было приобретено, если только изготовитель не докажет, что указанное изделие было введено в коммерческий оборот без его на то согласия. Статьей 3128 Гражданского кодекса провинции Квебек (Канада) ответственность изготовителя движимого имущества, независимо от основания ответственности, регулируется по выбору потерпевшего: а) правом страны, где изготовитель имеет место своего делового обзаведения, или, при его отсутствии, место проживания, либо б) правом страны, где было приобретено движимое имущество. Выбор потерпевшим права предусмотрен в законодательстве Туниса. Согласно ст. 72 Кодекса международного частного права 1998 г. потерпевший может выбрать право государства: в котором изготовитель имеет свое коммерческое обзаведение или же место жительства (место нахождения); в котором товар был приобретен, если только изготовитель не докажет, что товар был выпущен на рынок без его согласия; где было произведено вредоносное действие; где потерпевший имеет свое обычное место пребывания.

Как следует из анализа нормативных актов отдельных стран, коллизионные нормы охватывают лишь требования, основанные на причинении вреда недостатками товара (изделия), но не оказанных услуг или произведенных работ. Именно в этом смысле положения ст. 1221 применимы более широко. Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что в большинстве коллизионных норм, аналогичных норме ст. 1221, на причинителя вреда возлагается бремя доказывания факта поступления товара в ту или иную страну без его согласия.

4. Если потребитель не воспользовался возможностью, предоставленной ему п. 1 ст. 1221, и не выбрал применимое право, в действие вступают согласно п. 2 общие нормы ст. 1219 ГК (о праве, применимом к обязательствам вследствие причинения вреда).

5. Правила ст. 1221 применяются к требованиям о возмещении вреда, причиненного не только вследствие недостатков товара, работы или услуги, но и вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре, работе или об услуге. Нормы об ответственности за предоставление недостоверной информации содержатся в ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей». Таким образом, коллизионное регулирование такого рода отношений распространено и на требования предпринимателей, коль скоро эти субъекты включены ст. 1221 в понятие «потерпевший».

В указанном смысле решается вопрос о подлежащем применению праве в Федеральном законе Швейцарии 1987 г. «О международном частном праве». К требованиям о возмещении вреда, вызванного недостатками или неверным описанием товара, применяется по выбору потерпевшего: а) право государства места делового обзаведения или, при отсутствии такового, места обычного пребывания причинителя вреда, или б) право государства, в котором был приобретен товар, если причинитель не докажет, что товар был выпущен в продажу на территории этого государства без его согласия (ч. 1 ст. 135).

Изменения в коап ст1221

4.2. Административные и дисциплинарные проступки на транспорте и ответственность за их совершение

Административные проступки на транспорте по количеству противоправных проявлений являются наиболее распространенными среди всех других административных правонарушений. Только за нарушения правил дорожного движения ежегодно в Украине притягивается к ответственности около 9 млн правонарушителей.

Особенностью применения института административной ответственности в транспортной сфере является то, что диспозиции многих правовых норм, как и в уголовном праве есть бланкетними, поэтому при их применении необходимо обращаться к различных положений и источников технического характера, к содержанию отдельных технических норм, которые устанавливают правила эксплуатации и пользования теми или другими видами транспорта. Иногда в этой сфере действуют и смешанные, так называемые технико-юридические нормы.

В отличие от Уголовного кодекса Украины, в процессе кодификации административного законодательства отработана четкая система транспортных проступков. Ответственность за них предусмотрена в главе десятой Кодекса Украины об административных правонарушениях (Коап) «Административные правонарушения на транспорте, в области дорожного хозяйства и связи».

До транспортных проступков законодателем отнесены:

нарушение правил безопасности движения и эксплуатации на железнодорожном, воздушном, морском и речном транспорте (ст. ст. 109, 111, 113, 116, 1162 Коап);

нарушение правил пользования средствами железнодорожного, морского и речного, автомобильного и электротранспорта (ст.ст. 110, 112, 115, 119, 134, 135, Коап);

нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, воздушном, морском и речном транспорте (ст. 120 Коап);

нарушение водителями правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст. ст. 121, 1211, 122, 1221, 1222, 1223, 123, 124, 125, 132 Коап);

управление транспортными средствами лицами в состоянии опьянения и не имеющим права управления (ч. IV ст. 116, ст. ст. 130, 131 Коап);

нарушение правил содержания дорог, норм и стандартов относительно обеспечения безопасности дорожного движения, невыполнение предписаний об устранении таких нарушений, выпуск на линию технически неисправных транспортных средств, допуск к управлению транспортными средствами водителей в состоянии опьянения, а также лиц, не имеющих права на управление (ст. ст. 1161, 118, 128, 1281, 129, 140 Коап);

нарушение правил движения пешеходами и иными участниками дорожного движения (ст. 127 Коап);

нарушение правил, направленных на обеспечение сохранности грузов, повреждение магистральных трубопроводов, дорог, железнодорожных переездов и других сооружений или нарушение правил их содержания.

Родовым объектом административных проступков на транспорте выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе эксплуатации и пользования различными видами транспорта, а также в области дорожного хозяйства. Эти проступки посягающие на нормальную работу транспорта, безопасность движения, угрожают жизни и здоровью людей, причиняют материальный ущерб.

С объективной стороны административные правонарушения на транспорте характеризуются возможностью совершаться как путем противоправных действий (например, управление транспортными средствами или судами лицами, находящимися в состоянии опьянения ст. ст. 130 Коап), так и путем бездействия (например, непредоставление транспортных средств работникам милиции и медицинским работникам — ст. 1241 Коап).

Отдельные противоправные проявления этой группы правонарушений могут характеризоваться повторяемостью (например, повторное в течение года управление транспортным средством с поддельным номерным знаком или без номерного знака — ч. V. ст. 121).

Большинство транспортных проступков образуют формальные составы, некоторые из них характеризуются материальными составами (например, повреждение внутреннего оборудования пассажирских вагонов — ст. 110 Коап).

При квалификации транспортных преступлений с материальными составами необходимо устанавливать причинную связь между противоправными деяниями и наступившими последствиями (например, нарушение правил дорожного движения пешеходами, велосипедистами, ездовыми и другими людьми, что привело к повреждению транспортных средств, грузов, дорог, дорожных и других сооружений — ч. IV. ст. 127 Коап).

С субъективной стороны административные правонарушения на транспорте характеризуются как умышленной виной, так и виной в форме неосторожности. Причем, намерение бывает, как правило, побочным. Только незначительная часть этих проступков совершается умышленно. В большинстве случаев транспортные проступки совершаются по неосторожности, то есть когда лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своих противоправных действий, но легкомысленно рассчитывала на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должна была и могла их предвидеть. Эта форма вины характеризуется отсутствием должного внимания и осторожности.

Субъектами данной группы административных правонарушений являются физические деліктоздатні лица (граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства) 16-летнего возраста. Среди них необходимо выделить так называемых специальных субъектов: водителей, пешеходов; ездовых велосипедистов; владельцев транспортных средств и лиц, которые ими руководят; судоводителей; должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, организацию движения и техническое состояние дорог, дорожных сооружений, баз для отстоя маломерных судов; несовершеннолетних от 16 до 18 лет; военнослужащих и лиц рядового и начальствующего составов органов внутренних дел.

Среди административных взысканий, предусмотренных за совершение транспортных проступков, применяется предупреждение, штраф, лишение права управления транспортными средствами от трех до шести месяцев (ч. И ст. 1221, ст. 124, ч. И ст. 132 Коап); от шести месяцев до одного года (ч. II ст. 1221, ч. III ст. 123 Коап); до одного года (ч. II—III ст. 116, ч. IV ст. 122 Коап); от одного до двух лет (ч. И ст. 130 Коап); от одного до трех лет (ст. 1222, ч. III ст. 130, ч. И ст. 131 Коап); от двух до трех лет (ч. II ст. 130 Коап).

В отдельных случаях могут быть применены возмездное изъятие транспортных средств (ч. V ст. 121, ч. II ст. 130 Коап) и конфискация предметов (ч. III ст. 133, ч. II ст. 1112 Коап).

Должностные лица, в служебные обязанности которых входит соблюдение и обеспечение установленных правил, за нарушение последних несут повышенную административную ответственность.

В случае совершения транспортных проступков несовершеннолетними от 16 до 18 лет (ст. 121-127, ч. I—II ст. 130 Коап) они подлежат административной ответственности на общих основаниях. Но в соответствии со ст. 241 Коап к несовершеннолетним могут быть применены: а) обязательство публично или в иной форме просить прощения у пострадавшего; б) предупреждение; в) выговор или строгий выговор; г) передача несовершеннолетнего под надзор родителям или лицам, которые их заменяют, или под надзор педагогическому или трудовому коллективу по их согласию, а также отдельным гражданам по их просьбе.

В некоторых случаях в соответствии со ст. 21 Коап лица, совершившие транспортные проступки (ч. И ст. 129, ч. I—II ст. 130 Коап), могут быть освобождены от административной ответственности с передачей материалов на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива, если с учетом характера совершения правонарушения и личности правонарушителя к нему целесообразно применять меру общественного воздействия.

Согласно ст. 12 Коап военнослужащие и лица рядового и начальствующего составов органов внутренних дел за совершение транспортных проступков несут ответственность по дисциплинарным уставам. Исключением являются нарушение или невыполнение норм и стандартов относительно обеспечения безопасности дорожного движения, невыполнение предписаний об устранении нарушений таких правил, норм и стандартов (ст. 1281 Коап), когда они несут административную ответственность на общих основаниях.

Правомочными субъектами административно-юрисдикционных пов-
новажень по делам данной категории выступают: руководители органов управления железнодорожного (ст. 224 Коап), морского (ст. 225 Коап), речного (ст. 226 Коап), воздушного (ст. 228 Коап), автомобильного и электротранспорта (ст. 229 Коап); государственной инспекции по маломерным судам (ст. 227 Коап); административные комиссии органов местной исполнительной власти (ст.ст. 218, 219 Коап); районные (городские) суды (судьи) (ст. 221 Коап); начальники органов внутренних дел и их заместители, начальственный и инспекторский составы государственной автомобильной инспекции, дорожно-патрульной службы, дорожной милиции (ст. 222 Коап); главный государственный инспектор Украины по пожарному надзору и его заместители, старшие государственные и государственные инспекторы по пожарному надзору (ст. 223 Коап).

Дисциплинарная ответственность работников транспортной отрасли устанавливается по общим положениям трудового права Украины. Однако есть некоторые особенности, обусловленные спецификой транс-
портної деятельности, которая предъявляет особые требования по поддержанию порядка на транспортном средстве особенно во время его движения. Например, статья 65 Кодекса торгового мореплавания Украины от 23 мая 1995 года устанавливает, что распоряжения капитана судна в пределах его полномочий должны беспрекословно выполняться всеми лицами, находящимися на судне. В случае невиконан-
ния законных распоряжений капитана кем-либо из лиц, находящихся на судне, капитан принимает в отношении этих лиц необходимые меры. Так, капитан судна имеет право применять меры поощрения и налагать дисциплинарные взыскания на лиц судового экипажа вплоть до отстранения от выполнения служебных обязанностей в случаях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством Украины о труде. Если действия лица, находящегося на судне, не содержат уголовно наказуемого деяния, но угрожают безопасности судна или людей и имей-
на, что на нем находятся, капитан судна имеет право изолировать это лицо в отдельном помещении. Наряду с этим предполагается, что за незаконное содержание в отдельном помещении или иное превышение полномочий по поддержанию порядка на судне капитан несет ответственность согласно действующему законодательству Украины.

Как автор может защитить свои права в случае незаконной переработки его музыкального произведения?

Как автор может защитить свои права в случае незаконной переработки его музыкального произведения?
Ответ:

Автор (правообладатель) музыкального произведения вправе предъявить требование к лицу, незаконно переработавшему его произведение, устранить обстоятельства, нарушающие его право, а также о возмещении убытков, либо о выплате соответствующей компенсации в порядке, приведенном в Обосновании.
Обоснование:

В соответствии с абз. 5 п. 1 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ объектами авторских прав являются, в частности, музыкальные произведения с текстом или без текста.
Согласно п. 1 ст. 1270 ГК РФ автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со ст. 1229 ГК РФ в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в п. 2 ст. 1270 ГК РФ. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.
На основании пп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК РФ использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности, перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного). Следовательно, переработка музыкального произведения является одним из способов использования музыкального произведения.
В силу абз. 3 п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» переработка произведения предполагает создание нового (производного) произведения на основе уже существующего. При этом право на переработку произведения как один из способов использования результата интеллектуальной деятельности может быть передано в числе иных правомочий в рамках передачи исключительного права по договору об отчуждении исключительного права в полном объеме (ст. 1234 ГК РФ) либо предоставлено по лицензионному договору (ст. 1235 ГК РФ), а также может перейти по установленным в законе основаниям без заключения договора с правообладателем (ст. 1241 ГК РФ).
Использование музыкального произведения без согласия правообладателя не допускается (п. 1 ст. 1229 ГК РФ), за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ. Следовательно, использование музыкального произведения без согласия автора (правообладателя) является незаконным и по общему правилу влечет ответственность, установленную ГК РФ, а также другими нормативными актами.
Статьей 1252 ГК РФ предусмотрено право автора (правообладателя) предъявить требование о возмещении убытков к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности (музыкальное произведение) без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб.
Статьи 1301 и 1311 ГК РФ в случаях нарушения исключительного права на произведение или на объект смежных прав позволяют правообладателю наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных ГК РФ (ст. ст. 1250, 1252 и 1253), в соответствии с п. 3 ст. 1252 ГК РФ требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от 10 000 руб. до 5 000 000 руб.
Таким образом, с учетом вышеизложенного автор (правообладатель) музыкального произведения вправе предъявить требование к лицу, незаконно использовавшему его произведение, устранить обстоятельства, нарушающие его право, а также о возмещении убытков, либо о выплате соответствующей компенсации.
Требование, устанавливающее срок для добровольного устранения нарушений интеллектуальных (авторских и др.) прав и (или) выплаты компенсации, необходимо составить в письменной форме в 2 экземплярах. Один экземпляр направить заказным письмом с описью вложения нарушителю права, а второй экземпляр требования — в РАО (Общероссийскую общественную организацию «Российское Авторское Общество»). В требовании подробно излагаются обстоятельства нарушения, а также сроки его устранения и размер денежной компенсации (убытков) за нарушение права использования музыкального произведения.
В случае если правонарушитель в установленный в требовании срок не устранил нарушение авторских прав, правообладатель (автор) может обратиться в суд с исковым заявлением. В качестве исковых требований заявитель (автор/правообладатель) может указать: пресечение незаконного использования музыкального произведения, взыскание убытков или компенсации.
За неоднократное или грубое нарушение исключительных прав на музыкальное произведение суд может в соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ принять решение о ликвидации такого юридического лица по требованию прокурора (ст. 1253 ГК РФ). Кроме гражданской ответственности за нарушение авторских прав, законами также установлена административная и уголовная ответственность. Данная ответственность предусмотрена ст. 146 Уголовного кодекса РФ и ст. 7.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Административная ответственность за нарушение авторских и смежных прав предусмотрена в виде административного штрафа, при этом целью данного правонарушения является извлечение дохода от незаконного использования музыкального произведения, если экземпляры данного произведения являются контрафактными либо на экземплярах произведений указана ложная информация об их изготовителях (ст. 7.12 КоАП РФ).
За незаконное использование музыкального произведения предусмотрена уголовная ответственность, которая наступает, если указанные деяния совершены в крупном размере (ст. 146 УК РФ). Такими действиями могут являться совершаемое без согласия автора или обладателя смежных прав незаконное использование, а также иные действия, совершенные без оформления в соответствии с законом договора либо соглашения (абз. 3 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.04.2007 N 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака»).

Постановление Правительства РФ от 21.06.2018 N 712 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 21 июня 2018 г. N 712

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В НЕКОТОРЫЕ АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

от 21 июня 2018 г. N 712

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. В общих требованиях к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2015 г. N 476 «Об утверждении общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 22, ст. 3218):

а) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами и муниципальные органы вправе предварительно обсудить проекты правовых актов, указанных в абзаце третьем подпункта «б» и абзаце третьем подпункта «в» пункта 1 настоящего документа, на заседаниях общественных советов при указанных органах.»;

б) подпункт «г» пункта 6 признать утратившим силу.

2. В требованиях к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2015 г. N 479 «Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 21, ст. 3116; 2017, N 8, ст. 1241):

а) в пункте 6 слова «7 календарных» заменить словами «5 рабочих»;

б) в пункте 7 слова «, в соответствии с законодательством Российской Федерации о порядке рассмотрения обращений граждан» исключить;

в) пункты 8 и 9 изложить в следующей редакции:

«8. Федеральные государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации не позднее 30 рабочих дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 настоящего документа, размещают в единой информационной системе в сфере закупок протокол обсуждения в целях общественного контроля, который должен содержать информацию об учете поступивших предложений общественных объединений, юридических и физических лиц и (или) обоснованную позицию федерального государственного органа, органа управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации о невозможности учета поступивших предложений.

9. По результатам обсуждения в целях общественного контроля федеральные государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации при необходимости принимают решения о внесении изменений в проекты правовых актов, указанных в пункте 1 настоящего документа.»;

г) пункты 9(1) — 12 признать утратившими силу;

д) пункт 14 изложить в следующей редакции:

«14. Правовые акты, предусмотренные подпунктом «б» пункта 1 настоящего документа, пересматриваются при необходимости. Пересмотр указанных правовых актов осуществляется федеральным государственным органом, органом управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации не позднее срока, установленного пунктом 13 настоящего документа.»;

е) пункт 15 признать утратившим силу.

3. Подпункты «б» и «в» пункта 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. N 168 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 8, ст. 1241), признать утратившими силу.

Ст 1241 ГК РФ. Переход исключительного права к другим лицам без договора

Переход исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации к другому лицу без заключения договора с правообладателем допускается в случаях и по основаниям, которые установлены законом, в том числе в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) и при обращении взыскания на имущество правообладателя.

Комментарии к ст. 1241 ГК РФ

1. В отличие от ст. ст. 1233 — 1238 ГК, посвященных распоряжению исключительным правом в форме отчуждения исключительного права по договору или предоставления права использования результата интеллектуальной деятельности по договору, комментируемая Ст содержит неисчерпывающий перечень оснований перехода исключительного права к другим лицам без заключения договора с правообладателем. В статье не упоминается об отказе от исключительного права или об отказе от его осуществления, которые следует считать вполне допустимыми в соответствии с п. 2 ст. 1 и п. 2 ст. 9 ГК.

2. В соответствии с п. 2 ст. 1232 ГК в случаях, когда результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации подлежит государственной регистрации, переход исключительного права на такой результат или на такое средство без договора также подлежит государственной регистрации. Кодекс предусматривает государственную регистрацию изобретения, полезной модели или промышленного образца (ст. 1353 ГК), селекционного достижения (ст. 1414 ГК), товарного знака (ст. 1480 ГК).

Что касается программы для ЭВМ и базы данных (п. 1 ст. 1262 ГК), а также топологии интегральной микросхемы (п. 1 ст. 1452 ГК), государственная регистрация которых носит факультативный характер и зависит от усмотрения правообладателя, вопрос о государственной регистрации перехода исключительного права на эти результаты интеллектуальной деятельности без договора должен решаться с учетом положений п. 7 ст. 1232 ГК, в соответствии с которым правила об обязательной государственной регистрации (включая и правило о государственной регистрации перехода соответствующих прав) подлежат применению к факультативной регистрации, если только Кодексом не предусмотрено иное. Иными словами, исключение из правила п. 2 ст. 1232 ГК применительно к государственной регистрации перехода исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, подлежащий факультативной регистрации, должно быть прямо предусмотрено Кодексом.

В соответствии с п. 6 ст. 1232 ГК при несоблюдении требования о государственной регистрации перехода исключительного права без договора такой переход считается несостоявшимся.

3. На наследование исключительного права как права имущественного (ст. 1226 ГК) распространяются нормы разд. V ГК. Целый ряд вопросов, связанных с наследованием исключительного права, содержится в п. 5 ст. 1232, ст. 1283, п. 1 ст. 1284, ст. 1318, п. 1 ст. 1319 и п. 2 ст. 1327 ГК.

4. Вопросы правопреемства при реорганизации юридических лиц регулируются нормами ст. 58 ГК, которые распространяются на исключительные права как субъективные гражданские права, принадлежавшие реорганизуемому юридическому лицу.

5. Обращение взыскания на имущество должника регулируется Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и Федеральным законом от 16.07.1998 N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» . Кодекс запрещает обращение взыскания на исключительное право на произведения науки, литературы и искусства, принадлежащее автору и его наследникам (п. 1 ст. 1284 ГК), на исключительное право на исполнение, принадлежащее исполнителю и его наследникам (п. 1 ст. 1319 ГК), а также на исключительное право на секретное изобретение (п. 6 ст. 1405 ГК).

Постановление Правительства РФ от 25.08.2017 N 1001 «О внесении изменений в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1131»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 25 августа 2017 г. N 1001

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ПУНКТ 1 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2009 Г. N 1131

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1131 «О полномочиях Федерального агентства воздушного транспорта по изъятию, предоставлению земельных участков и резервированию земель» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 2, ст. 194; 2012, N 10, ст. 1241).

от 25 августа 2017 г. N 1001

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПУНКТ 1 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2009 Г. N 1131

1. В абзаце втором слова «, в том числе путем выкупа,» исключить.

2. В абзаце третьем слова «, в том числе путем выкупа,» и «федеральной собственности» исключить.

3. Абзацы четвертый и пятый изложить в следующей редакции:

«принимает решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков, которые находятся в федеральной собственности, для размещения объектов воздушного транспорта, в том числе аэродромов, аэропортов, объектов единой системы организации воздушного движения, объектов систем связи, иных зданий и сооружений, обеспечивающих использование объектов воздушного транспорта;

принимает решения о предоставлении земельных участков, которые находятся в федеральной собственности, для размещения объектов воздушного транспорта, в том числе аэродромов, аэропортов, объектов единой системы организации воздушного движения, объектов систем связи, иных зданий и сооружений, обеспечивающих использование объектов воздушного транспорта;».

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 8.08.2012 г. N 266 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ОТ 7 ИЮНЯ 2008 Г. N 182

Этот документ в других редакциях и связанные документы:

  • Рубрикатор
  • Федеральное законодательство
  • Региональное законодательство
  • Налоговый учет
  • Бухгалтерский учет
  • Кадровое делопроизводство
  • Производственный календарь 2017
  • Образец договора дарения
  • Сервисы
  • Формы документов
  • Юридический словарь
  • Cоглашение о разделе имущества супругов
  • План счетов
  • Курсы, ставки, индекс
  • Правила бух. учета
  • Как оформить загранпаспорт
  • Навигация и возможности
  • Помощь
  • Поиск
  • Вступление в наследство по завещанию
  • Как получить материнский капитал
  • Как получить паспорт на квартиру
  • Как оформить развод
  • Образец нового полиса ОМС
  • О сайте
  • О системе
  • Условия использования сайта
  • Технические требования
  • Реклама на сайте
  • Статьи и обзоры
  • Документы для открытия ИП
  • Регистрация граждан

Сайт использует файлы cookie.Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

© 2010—2018. Справочно-правовая система «ЗаконПрост».