Коап рф общая характеристика содержания

Общая характеристика кодекса РФ об административных правонарушениях

Кодекс РФ об административных правонарушениях — единственный кодификационный акт административно-правового значения. В нем приведен в определенную систему нормативный правовой материал, составляющий институт административной ответственности. Являясь законодательным актом, он объединяет правовые нормы, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в различных областях нашей жизни в связи с совершением особого вида правонарушений административных правонарушений и по поводу применения особого вида юридической ответственности за их совершение — административной ответственности

Соответственно другая сторона регулируемых административным правом отношений юридически зависима от волеизъявлений обязательного субъекта, роль которого в соответствии с действующим законодательством возложена на органы исполнительной власти и действующих от их имени должностных лиц. По существу они не выражены буквально. Однако сам факт фиксации в той или иной статье КоАП определенных действий (либо бездействия), обозначаемых в качестве нарушения обязательных правил и норм (т.е. соответствующих предписаний), сопровождаемого определенной мерой административной ответственности (административным наказанием), достаточно убедительно свидетельствует о том, что были совершены запрещенные правовыми нормами действия (или имело место бездействие).

Может ли наличие подобных запретов вызывать негативную реакцию?

Никаких методологических возражений, конечно же, быть просто не может. Любой член общества, лишенный предвзятого отношения к праву и к его практическому применению, понимает, что нарушение юридических предписаний или запретов должно влечь за собой правовые последствия правоохранительного характера, т.е. юридическую ответственность виновной стороны. Неотвратимость наказания за недолжное поведение — это принцип не только уголовного, но и административного законодательства.

Тем самым осуществлено упорядочение значительного массива действующих административно-правовых норм различного уровня, причем в КоАП предпринята давно ожидаемая и в целом удачная попытка освободиться от многих устаревших норм. В этом по существу и состоит его значение в плане создания стабильного законодательства, что особенно важно для сферы действия норм российского административного права — наиболее мобильных и многоплановых современный подход к пониманию объема законодательства об административных правонарушениях; определены предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях; в круг субъектов административной ответственности введены юридические лица; терминологически административные взыскания трансформировались в административные наказания; усовершенствована их система (упразднены исправительные работы, введен новый вид наказания — дисквалификация).

КоАП имеет следующую структуру.

Раздел 1 «общие положения» — методологически самый важный. В нем зафиксировано современный подход к пониманию объема законодательства об административных правонарушениях; определены предметоведение РФ в области законодательства об административных правонарушениях; круг субъектов административной ответственности; введены юридические лица; терминологически административные взыскания трансформировались в административные наказания; усовершенствована их система.

Раздел II «Особенная часть» — наиболее развернутый структурный элемент Кодекса, содержащий систему административных правонарушений, группируемых по определенным сопредельным признакам (например, посягающие на права граждан, в области охраны собственности, в области предпринимательской деятельности ит.д.). В отличие от КоАП 1984 г. теперь этот раздел включает не 10, а 17 глав. Количество конкретных составов административных правонарушений с 243 возросло до 402.

Раздел III «Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях» содержит нормы, определяющие с учетом изменений в сфере реализации исполнительной власти систему названных субъектов, наделенных юридически-властными полномочиями, а также объем их компетенции в отношении конкретных правонарушений и нарушителей, т.е. подведомственность дел об административных правонарушениях;

Раздел IV «Производство по делам об административных правонарушениях» содержит административно-процессуальные нормы, регламентирующие порядок рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях. В состав КоАП этот раздел включен в силу того, что пока еще не разработаны реальные проекты административно-процессуального законодательства, подобные УПК, ГПК и АПК.

Раздел V «Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях» посвящен основам административно-исполнительного производства.

Таково содержание КоАП. Ознакомление с ним дает возможность не только получить необходимое представление о характере законодательного регулирования одного из важнейших проявлений современной государственно-управленческой деятельности, но и оценить его содержание с позиций дальнейшего совершенствования правовых средств преодоления самого массового вида правонарушений.

Общая характеристика административных наказаний

Меры административной ответственности (административные наказания) можно охарактеризовать в зависимости от содержания тех ограничений и лишений, которые наступают для правонарушителей в результате их применения.

Предупреждение (ст. 3.4 КоАП РФ) является мерой административной ответственности, выраженной в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме и применяется преимущественно к лицу, виновному в совершении административного правонарушения, причинившего незначительный вред. Предупреждение в устной форме (замечание) административным наказанием не является.

Административный штраф (ст. 3.5 КоАП) РФ представляет собой денежное взыскание, налагаемое уполномоченным органом (должностным лицом) на физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение. Он призван оказать воздействие на имущественные интересы правонарушителя.

Административный штраф может выражаться в рублях и устанавливаться в размерах: на граждан — не более 5000 руб., на должностных лиц — не более 50 000 руб., на юридических лиц — не более 1 000 000 руб. либо в величине, кратной:

  1. стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения (не более трехкратного размера);
  2. сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачислен-ных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возращенных в установленный срок в Россий-скую Федерацию, либо сумме неуплаченного административного штрафа (не более трехкратного размера);
  3. сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено админи-стративное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году (не более 1/25 пятой совокупного размера суммы выручки).

Минимальный размер административного штрафа за совершение любого административного правонарушения не может быть установлен законодателем менее 100 руб.

Взыскиваемые с физических и юридических лиц суммы административных штрафов подлежат зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.6 КоАП РФ) состоит в принудительном изъятии вещи, при помощи которой было совершено противоправное деяние (орудие административного правонарушения), либо вещи, по поводу которой совершено противоправное деяние (предмет административного правонарушения).

Данное административное наказание является мерой административной ответственности имущественного характера, применяемой в отношении физического или юридического лица — собственника вещи, использованной им в качестве орудия совершения административного правонарушения или явившейся предметом административного правонарушения. Изъятие вещи, не принадлежащей правонарушителю на праве собственности (например, изъятие предметов незаконной охоты, рыболовных сетей, не принадлежащих правонарушителю на праве собственности), не является административным наказанием.

Кроме того, не является административным наказанием изъятие вещей и документов, обнаруженных при административном задержании, личном досмотре лица или досмотре вещей, находящихся при физическом лице.

возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения составляют три взаимосвязанных действия:

  1. изъятие у правонарушителя вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения;
  2. реализация этой вещи через специализированный магазин;
  3. передача вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятой вещи.

В настоящее время возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения применяется за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 20.8 и ч. 3 ст. 20.12 КоАП РФ, а именно — за нарушение правил хранения, ношения, уничтожения, коллекционирования и экспонирования оружия и патронов к нему, а также правил использования оружия и патронов к нему. возмездному изъятию при совершении указанных правонарушений подлежат огнестрельное оружие и патроны к нему.

В силу ч. 2 ст. 3.6 КоАП РФ возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7 КоАП РФ) состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства вещи, которая явилась орудием совершения либо предметом административного правонарушения.

Конфискация как дополнительное административное наказание применяется, в частности, за нарушение таможенных правил, правил оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, правил оборота оружия и боеприпасов, государственных стандартов и технических регламентов.

Не является конфискацией изъятие вещи из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, изъятие вещи, подлежащей в соответствии с федеральным законом возвращению законному собственнику, а также вещи, изъятой из оборота либо находившейся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащей обращению в собственность государства или уничтожению.

Вещи, изъятые из оборота, определяются в порядке, установленном законом.

В силу ч. 2 ст. 3.7 КоАП РФ конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу (ст. 3.8 КоАП РФ), состоит в лишении физического лица, совершившего административное правонарушение, на срок от одного месяца до двух лет предоставленного ему права управления транспортным средством, права охоты, права использования высокочастотных и радиоэлектронных устройств.

Лишение специального права влечет установление запрета на управление транспортным средством, занятие охотой, эксплуатацию высокочастотных и радиоэлектронных устройств на срок от одного месяца до трех лет.

В соответствии с ч. 3 ст. 3.8 КоАП РФ лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

В силу ч. 4 ст. 3.8 КоАП РФ лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

Административный арест (ст. 3.9 КоАП РФ) заключается в краткосрочном содержании правонарушителя (физического лица) в условиях изоляции от общества в специально установленных местах, а именно — в специальных приемниках для лиц, арестованных в административном порядке, функционирующих в системе органов внутренних дел.

Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные, наиболее серьезные административные правонарушения, в частности, за мелкое хулиганство, неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы, нарушениие требований режима чрезвычайного положения и за некоторые другие нарушения.

Срок административного ареста устанавливается от одних до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до 30 суток.

В силу ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ административный арест не может применяться в качестве наказания к совершившим соответствующие административные правонарушения беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 3.10 КоАП РФ) является мерой административной ответственности, которая применяется исключительно к иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся на территории Российской Федерации на законных основаниях.

Суть административного выдворения за пределы Российской Федерации заключается в принудительном и контролируемом перемещении органами внутренних дел, органами и войсками пограничной службы иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством, — в контролируемом самостоятельном выезде указанных граждан и лиц из Российской Федерации.

Применение данной меры влечет для иностранца или лица без гражданства официальное прекращение дальнейшего пребывания на территории Российской Федерации, сочетаемое с обязанностью покинуть ее пределы.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства за совершение ими таких административных правонарушений, как нарушение режима государственной границы РФ, нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, нарушение режима пребывания в Российской Федерации.

Депортация иностранных граждан и лиц без гражданства, представляющая собой принудительную высылку указанных лиц из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для дальнейшего их пребывания (проживания) в Российской Федерации, предусмотренная Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», не является административным наказанием.

Дисквалификация (ст. 3.11 КоАП РФ) как мера административной ответственности заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, права входить в совет директоров (наблюдательный совет), права осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также права осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, пре-дусмотренных законодательством РФ.

Дисквалификация может быть применена к следующим категориям физических лиц, участвующим в управлении юридическими лицами:

  1. лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица (генеральный директор, директор, их заместители и т.п.);
  2. члены совета директоров в акционерных обществах;
  3. индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по управлению юридическими лицами, в том числе арбитражные управляющие.

Дисквалификация как административное наказание включает в себя два элемента:

  • лишение права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, т.е. прекращение трудового договора (контракта) с дисквалифицированным лицом;
  • лишение права входить в совет директоров (наблюдательный совет), т.е. исключение лица из состава данного коллегиального органа управления акционерным обществом.

Дисквалификация применяется на срок от шести месяцев до трех лет.

Данный вид административного наказания может быть применен к указанным выше физическим лицам за нарушение законодательства о труде и об охране труда, фиктивное или преднамеренное банкротство, ненадлежащее управление юридическим лицом, неправомерные действия при банкротстве и за некоторые другие нарушения.

Административное приостановление деятельности (ст. 3.12 КоАП РФ) заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Данный вид административного наказания применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, в области градостроительной деятельности, а также в области трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства.

Административное приостановление деятельности может быть назначено на срок до 90 суток.

На основании ходатайства индивидуального предпринимателя или юридического лица, которому было назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности, судья, орган, должностное лицо, назначившие данное наказание, вправе досрочно прекратить исполнение этого наказания, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного наказания.

Рубрикатор

Законодательство об административных правонарушениях. Общая характеристика КоАП РФ

В соответствии со ст. 72 КРФ административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Ст. 12 ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ОГВ субъектов РФ» четко определено, что по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, издаются федеральные законы, определяющие основы правового регулирования, а также федеральные законы, направленные на реализацию полномочий ФОГВ. До принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, субъекты РФ вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ приводятся в соответствие с принятым федеральным законом. Такой закон существует — это КоАП. По форме это тот же федеральный закон, но кодифицированный, непосредственно и полно регулирующий определенную сферу общественных отношений.

Согласно ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Большая часть полномочий – у РФ. Только РФ может регламентировать общие положения, включая понятие правонарушения, виды и порядок применения административных наказаний, принципы привлечения к ответственности, также РФ закрепляет общие правила подведомственности, регламентирует производство по делам об АПН и порядок исполнения постановлений по делам об АПН.

К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится:

1) установление законами субъектов административной ответственности за нарушение законов и иных НПА субъектов Российской Федерации, НПА ОМСУ;

2) организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; и т.д.

Отдельные полномочия, в рамках создания специализированных органов, формирования комиссий по делам несовершеннолетних и определения лиц, которые уполномочены составлять протоколы, могут быть переданы субъектом федерации ОМС. Т.к. ОМС являются более заинтересованными. Субъект должен предоставить финансирование.

КоАП — единственный кодификационный акт административно-правового значения. Он принят 20 июня 1984 г. и введен в действие с 1 января 1985 г. КоАП состоит из Общей и Особенной частей. В Общей части констатируется сам институт административной ответственности, в Особенной части дается классификация административных правонарушений с указанием конкретных видов административных взысканий за их совершение. Специфика структуры КоАП состоит в том, что его Составными частями являются также разделы, группирующие нормы, которые закрепляют систему органов юрисдикции по делам об административных правонарушениях, их компетенцию и подведомственность им дел; регламентируют производство по делам, исполнительное производство.

КоАП имеет следующую структуру.

Раздел I «Общие положения» — методологически самый важный. В нем зафиксировано современный подход к пониманию объема законодательства об административных правонарушениях; определены предметоведение РФ в области законодательства об административных правонарушениях; круг субъектов административной ответственности; введены юридические лица; усовершенствована система административных наказаний.

Раздел II «Особенная часть» — наиболее развернутый структурный элемент Кодекса, содержащий систему административных правонарушений, группируемых по определенным сопредельным признакам (например, посягающие на права граждан, в области охраны собственности, в области предпринимательской деятельности ит.д.).

Раздел III «Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях» содержит нормы, определяющие с учетом изменений в сфере реализации исполнительной власти систему названных субъектов, наделенных юридически-властными полномочиями, а также объем их компетенции в отношении конкретных правонарушений и нарушителей, т.е. подведомственность дел об административных правонарушениях;

Раздел IV «Производство по делам об административных правонарушениях» содержит административно-процессуальные нормы, регламентирующие порядок рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях. В состав КоАП этот раздел включен в силу того, что пока еще не разработаны реальные проекты административно-процессуального законодательства, подобные УПК, ГПК и АПК.

Раздел V «Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях» посвящен основам административно-исполнительного производства.

Ознакомление с КоАП дает возможность не только получить необходимое представление о характере законодательного регулирования одного из важнейших проявлений современной государственно-управленческой деятельности, но и оценить его содержание с позиций дальнейшего совершенствования правовых средств преодоления самого массового вида правонарушений.

Общая характеристика законодательства субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действующее законодательство об административной ответственности представляет собой двухуровневую систему административно-деликтных норм на федеральном и региональном уровнях. Региональный уровень представлен законами субъектов РФ об административных правонарушениях, которые принимаются в соответствии с КоАП РФ.

Принятие и введение в действие КоАП РФ 2001 года послужило импульсом для активного правотворческого процесса субъектов РФ по совершенствованию регионального законодательства об административной ответственности. При этом, начиная с 2006 года, началось обновление уже ранее принятых (начиная с 2002 г.) региональных законов об административной ответственности путем принятия в субъекте РФ нового комплексного закона взамен действующего, либо принятия нового комплексного закона взамен ряда действовавших ранее тематических законов об административных правонарушениях.

В настоящее время в субъектах РФ завершается процесс региональной кодификации норм об административной ответственности. В подавляющем большинстве субъектов РФ принят единый комплексный закон субъекта РФ об административных правонарушениях, который объединяет все материально-правовые и административно-процессуальные нормы об административной ответственности данного субъекта РФ [131] . В ряде субъектов РФ комплексные законы названы кодексами (к примеру, в г. Москва, Республике Татарстан, Хабаровском крае, Волгоградской, Калининградской областях).

Условием легитимности региональных законов является их издание в соответствии с КоАП РФ и в пределах компетенции субъектов РФ.

Содержание региональных законов и их структура обусловлены предметами ведения субъектов РФ в области законодательства об административных правонарушениях. В соответствии с ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП РФ [132] к ведению субъектов РФ в области законодательства об административных правонарушениях относится:

«1) установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

2) организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

3) определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса;

4) создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

5) создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации;

6) определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

7) регулирование законами субъектов Российской Федерации иных вопросов в соответствии с настоящим Кодексом».

Устанавливая административную ответственность, субъекты РФ реализуют предоставленные им п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ право на нормативное регулирование относящихся к совместному ведению их и федерального центра вопросов в области административного и административно-процессуального законодательства и исключительного ведения субъектов РФ (ст. 73 Конституции РФ), в том числе по вопросам местного самоуправления. Принятие соответствующих законов призвано обеспечить неотвратимость административной ответственности граждан, должностных и юридических лиц за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

С учетом этих требований сформировано региональное законодательство об административных правонарушениях.

Содержание комплексных региональных законов строится по схеме КоАП РФ: 1) общие положения, 2) особенная часть, 3) компетенционные нормы о подведомственности дел об административных правонарушениях, 4) заключительные (переходные) положения.

В общих положениях раскрывается предмет регулирования, основные понятия, используемые в законе, полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области законодательства об административных правонарушениях, порядок зачисления административных штрафов.

Особенная часть включает виды составов административных правонарушений, сгруппированные по родовому объекту посягательства, и санкции за их совершение.

Компетенционные нормы о подведомственности дел об административных правонарушениях раскрывают полномочия должностных лиц по составлению протоколов об административных правонарушениях и полномочия мировых судей, коллегиальных органов и должностных лиц по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных законом субъекта РФ.

Заключительные (переходные) положения определяют порядок вступления данного закона в силу, перечень утрачивающих силу нормативных правовых актов и изменения, вносимые в действующее законодательство субъекта РФ в связи с принятием данного закона.

Указанные выше составляющие законов субъектов РФ об административных правонарушениях, раскрывающие их содержание, предопределяют структуру данных законов. Они (эти составляющие) именуются разделами, которые включают главы, а главы, в свою очередь, состоят из статей.

Статьи могут состоять из нескольких частей. Вместе с тем в законах наблюдается разнобой в оформлении и наименовании частей: в одних части нумеруются, в некоторых – нет такой нумерации, в отдельных законах части статей называются пунктами и абзацами. Все это не способствует адекватному восприятию и пониманию отдельных нормативных положений.

Законами субъектов РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта РФ по решению вопросов, указанных в п. 4-6 ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП РФ, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта РФ.

Административная ответственность, предусматриваемая в законах субъектов РФ, носит усеченный характер не только по видам составов административных правонарушений, но и по набору санкций. У регионального законодателя здесь выбор не велик, он вправе предусматривать в своих законах только два вида административных наказаний – предупреждение и административный штраф.

69.Кодекс об административных правонарушениях Российской Фе­дерации (полностью): общая характеристика структуры и содержания.

Кодекс РФ об административных правонарушениях — единственный кодификационный акт административно-правового значе­ния. В нем приведен в определенную систему нормативный право­вой материал, составляющий институт административной ответст­венности.

КоАП имеет следующую структуру.

Раздел 1 «общие положения» — методологически самый важный. В нем зафиксировано современный подход к пониманию объема законодательства об административных правонарушениях; определены предметоведение РФ в области законодательства об административных правонарушениях; круг субъектов административной ответственности; введены юридические лица; терминологически административные взыскания трансформировались в административные наказания; усовершенствована их система.

Раздел II «Особенная часть» — наиболее развернутый структур­ный элемент Кодекса, содержащий систему административных правонарушений, группируемых по определенным сопредельным признакам (например, посягающие на права граждан, в области охраны собственности, в области предпринимательской деятель­ности ит.д.). В отличие от КоАП 1984 г. теперь этот раздел включает не 10, а 17 глав. Количество конкретных составов административ­ных правонарушений с 243 возросло до 402.

Раздел III «Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях» со­держит нормы, определяющие с учетом изменений в сфере реали­зации исполнительной власти систему названных субъектов, наде­ленных юридически-властными полномочиями, а также объем их компетенции в отношении конкретных правонарушений и нару­шителей, т.е. подведомственность дел об административных правонарушениях;

Раздел IV «Производство по делам об административных право­нарушениях» содержит административно-процессуальные нормы, регламентирующие порядок рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях. В состав КоАП этот раздел включен в силу того, что пока еще не разработаны реальные проек­ты административно-процессуального законодательства, подоб­ные УПК, ГПК и АПК.

Раздел V «Исполнение постановлений по делам об администра­тивных правонарушениях» посвящен основам административно-исполнительного производства.

Вопрос №51. Общая характеристика КоАП РФ

АО широко практиковалась в СССР. Законодательство носило некодифицированный характер. Впервые законодательство об АО было кодифицировано 1984 в виде КоАП РСФСР. Нормы создавались по образцу норм УК путем их упрощения таким образом, чтобы применять их могли не только судьи, но и ДЛ вообще не имеющие юридического образования.

Распад СССР привел к декодификации административно-деликтного законодательства.

КоАП РФ вступил в силу с 1 июля 2002 года.

Структура:

5 разделов, объединяющих 32 главы.

1 раздел – общие положения, то есть структуре законодательства, видам наказаний.

2 раздел – особенная часть (17 глав, где по родовому признаку сгруппированы составы АП).

3 раздел – структурно-компетенционные нормы, определяющие тех, кто может рассматривать дела об АП.

4 раздел – производство по делам об АП.

5 раздел – исполнение постановления по делу об АП.

КоАП определяет структуру всего законодательства об АП. КоАП определяет, какие акты в соответствии с ним могут и должны быть приняты, причем перечень является закрытым.

1. Постановления правительства, которые призваны урегулировать отдельные процедуры применения мер обеспечения или порядок исполнения отдельных видов наказания, например, условия отбывания административного ареста.

2. акты ФОИВ, которыми утверждается перечень ДЛ этих органов, уполномоченных составлять протоколы по делам об АП (ПДАП). Каждый контрольно-надзорный орган утверждает для себя внутриведомственный акт.

3. акты ФОИВ, определяющие порядок применения отдельных мер обеспечения в ПДАП.

4. методические разъяснения органов.

КоАП от 30.12.2001.- основной закон, регулирующий адм. ответвсвенность. Он регулирует вопросы адм. ответственности, кот признано решать на федеральном уровне.

КоАП РФ:

¾ закрепляет общие положения и принципы законодательства о административном правонарушении;

¾ устанавливает административную ответственность за нарушение правил, имеющих общефедеральное значение;

¾ регулирует производство по делам об адм. правонарушениях;

¾ устан порядк исп постан-й о назнач адм наказаний;

¾ устан виды адм наказ и мер адм-процесс принужд.

КоАП РФ основыв на КРФ, общепризнан нормах и приныципах междунар права и междунар дог-х. Задачи зак-ва о адм правонар (ст 1.2 КоАП):

· охрана прав и свобод человека и гражданина;

· охрана здоровья гр-н, сан-эпидемологич благополучия населения;

· защита общественной нравственности;

· охрана окружающей среды;

· охрана установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности;

· предупреждение административных правонарушений.

Вместе с др. нормами адм права КоАП призван обеспеч реализ и защиту полож КРФ, а так же регулят норм многих отраслей права. КоАП основывается на таких принципах как: принцип равенства пред з-ном,призумпция невиновности,обеспеч з-ности при применении мер адм принуждения, гуманизм при ведении дел об адм правонаруш.

Особенности КоАП:

1.содержит систему мат норм (общие положения и принцпы ответ-ти, составы правонаруш, перечень адм. наказ, принципы их применения) и процесс норм (произ-во подделам об адм правонаруш);

2.нормы КоАП универсальны, т.к защищ как регулят нормы адм права, так и регулят нормы др отраслей права;

3.закрепл отв-ть физ и юр лиц;

4.регламентирует ответ-ть за адм правонаруш в 2 юрисдикционных режимах: адм и суд (6 из 9 наказаний назнач токо судом); ответ-ть за адм правонаруш регул как на фед уровне так и на уровне субъектов, поэтому КоАП четко определил: за какие правонаруш з-нами субъектов РФ м/б установлена адм ответ-ть; какие санкции м/б им установлены за соотв правонаруш, кто вправе налагать адм наказ за наруш з-нов субъектов РФ. КоАП РФ с 2001 г впервые закрепил понятие вины юр лица (ст.2.1.). Впервые к рассм дел об адм правонаруш привлечены арбитражные суды.

По КоАП адм ответ-ть может наступать при достижении 16 лет возраста (ст 2.3). В связи с тем, что исполнит власть отл мобильностью, то нормы закрепл в КоАП подвержены постоянной модернизации. КоАП имеет свою систему наказаний, не пользуется др системами наказаний. В режиме адм юрисдикции дела об адм правонаруш могут рассм более 60 органов ИВ

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .