Содержание статьи:

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПРО НОВЫЙ ЗАКОН О ПЕНСИЯХ

23 июня 2011

Более 21 тысячи семей в Северной Осетии являются обладателями сертификатов на материнский капитал. И хотя с момента реализации федеральной программы прошло уже четыре года, многие жители республики – владельцы сертификатов на материнский (семейный) капитал – до сих пор смутно представляют, как они могут воспользоваться этими средствами. На вопросы отвечает управляющий отделением Пенсионного фонда России по РСО-А Олег Исаков.

– Олег Русланович, напомните, что это за программа, кто имеет право на материнский капитал и как им воспользоваться?

– Материнский (семейный) капитал – это масштабная программа, являющаяся частью государственной политики, направленной на повышение рождаемости, улучшение демографической ситуации, укрепление семейных ценностей и материального благополучия семей.

Право на материнский (семейный) капитал возникает у женщин, которые родили (усыновили) после 1 января 2007 года второго ребенка или последующих детей, если ранее это право не было использовано. В этом случае необходимо обратиться в территориальный орган ПФР по месту жительства или по месту фактического проживания и получить именной документ – государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. Далее можно принимать решение, как распорядиться этими средствами. У семьи есть право либо ждать, когда ребенку исполнится 3 года и после этого распорядиться средствами материнского капитала на приобретение жилья, на образование детей или на накопительную часть пенсии мамы. Либо при необходимости, не дожидаясь трехлетнего возраста малыша, направить материнский капитал на погашение долга по кредиту, взятому на приобретение или строительство жилья или на строительство или реконструкцию индивидуального жилого дома своими силами.

– На сколько вырос материнский капитал с момента принятия закона и какую сумму он составляет сейчас?

– В нынешнем году по сравнению с 2007 годом, когда материнский капитал составлял 250 тыс. руб., его размер увеличился более чем на 115 тыс. рублей. По сравнению с 2009 годом в 2011 году материнский капитал увеличился на 6% и сейчас составляет 365 тыс.698 руб.40 коп. Ежегодно размер материнского капитала пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается Федеральным законом «О федеральном бюджете» на соответствующий финансовый год.

– Интересно было бы знать общее количество россиян – владельцев сертификатов и какова статистика у нас на Северном Кавказе?

– С момента реализации закона о материнском (семейном) капитале в целом по Российской Федерации выдано почти 3 миллиона сертификатов на М(С)К. Для сведения читателей газеты могу привести данные статистики как в целом по России – в разрезе федеральных округов, так и Северного Кавказа в частности: Центральный ФО – 579,1 тыс., Северо-Западный – 228,5 тыс., Южный ФО – 282,7 тыс., Северо-Кавказский ФО – 328,5 тыс., Приволжский ФО – 631,1тыс., Уральский ФО – 280,3 тыс., Сибирский ФО – 467,7 тыс. и Дальневосточный ФО – 138,2 тыс. сертификатов. На Северном Кавказе картина такова: наибольшее количество решений о выдаче сертификатов на материнский (семейный) капитал приходится на Республику Дагестан, Чеченскую Республику и Ставропольский край. Северная Осетия среди семи регионов занимает 5 позицию.

– А сколько сертификатов на материнский капитал получили семьи республики и как они предпочитают распоряжаться этими средствами?

– В настоящее время территориальными органами Пенсионного фонда РСО-А выдано 21282 сертификата на материнский капитал. Из них 2133 семьи, что составляет лишь 10%, распорядились средствами материнского капитала. Кстати, цифра эта в процентном соотношении почти в 2 раза меньше показателя по Российской Федерации, где она приближена к 20%. Анализируя сложившуюся ситуацию, мы выделяем ряд объективных причин. К примеру, Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», направленный на то, чтобы в условиях роста процентных ставок по кредитам поддержать финансовое положение семей, имеющих детей, заключивших кредитный договор на приобретение или строительство жилья, работает в республике не в полную силу. И хотя закон стартовал еще 1 января 2009 года, на сегодня он позволил лишь 1037 североосетинским семьям использовать средства маткапа на погашение ипотечных кредитов. Уверен, при более выгодных и доступных условиях кредитования цифра могла бы быть в разы больше.

Если говорить о соотношении по направлениям средств материнского капитала, предусмотренным законом, то оно у нас в республике примерно такое же, как и по всей России. Семьи предпочитают направлять средства материнского капитала на улучшение жилищных условий, меньше – на образование детей. На июнь текущего года лишь 8 североосетинских семей направили средства М(С)К на образование детей. А на накопительную часть пенсии мамы заявлений у нас пока нет.

– Выше вы упомянули о возможности направления средств М(С)К на строительство или реконструкцию индивидуального жилого дома своими силами. Насколько я знаю, закон принят сравнительно недавно.

– Да, действительно, это стало возможным благодаря изменениям, внесенным в правила направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий в конце предыдущего года. Сейчас можно направить деньги на строительство или реконструкцию индивидуального жилого дома своими силами. В этом случае 50% капитала выдается при наличии ряда документов (предусмотренных перечнем), среди которых самым главным является документ о разрешении на строительство. Остальную часть денег можно использовать на те же цели, но не ранее чем по истечении шести месяцев со дня предыдущего получения средств. В этом случае семья обязана представить документы о том, что определенная часть строительных работ на этот момент уже выполнена. В республике уже 1088 семей направили средства маткапа на покупку, строительство жилья.

– Олег Русланович, сегодня активно обсуждается и другая тема – факты нецелевого использования средств материнского капитала. Какова позиция Пенсионного фонда в этом вопросе?

– Отделение Пенсионного фонда республики тщательно и ответственно относится к рассмотрению заявлений о распоряжении средствами материнского капитала на улучшение жилищных условий. Ежедневно соответствующими структурными подразделениями территориальных органов Пенсионного фонда республики детально изучаются представленные комплекты документов, в необходимых случаях проводятся дополнительные проверки, в результате которых даже выявляются факты нарушений при направлении гражданами средств материнского капитала на улучшение жилищных условий. Такой неформальный подход к своим функциональным обязанностям позволяет нам предотвратить не только нецелевое использование средств федерального бюджета, но и нарушение прав детей. Информация о подобных фактах направляется в правоохранительные органы.

– Кстати, во Владикавказе то и дело встречаются объявления о купле-продаже сертификата. Это возможно? Что должны сделать владельцы материнского капитала, если им поступит предложение обналичить материнский капитал?

– Волна махинаций прокатилась по многим регионам страны, и наша республика – не исключение. В местах массового скопления, в подъездах, на остановках можно встретить рекламные объявления с предложениями юридической помощи в кратчайшие сроки и на выгодных условиях обналичить средства сертификата. В данном случае мошенники играют на стремлении семей как можно быстрее получить на руки «живые» деньги. При этом доверчивые граждане не задумываются, что подобные операции – вне закона, и в лучшем случае они могут лишиться положенной им по закону части материнского капитала, а в худшем – вообще лишиться материнского капитала, став к тому же еще и соучастником мошенничества в особо крупном размере. Ведь нет никаких гарантий, что фирма не исчезнет вместе с деньгами.

Безусловно, в рамках своих полномочий мы пресекаем все попытки мошенничества с «детскими» деньгами и призываем наши семьи не идти на риск с целью получения «быстрых» денег. Многих мам пугает процедура собирания пакета документов для распоряжения средствами материнского капитала. Но на деле это не так сложно, тем более что наши специалисты готовы оказать в этом любую квалифицированную помощь. Поэтому лучше потратить время на сбор необходимых документов, чем отдавать свои личные деньги третьим лицам и вообще рисковать всей суммой сертификата

С тех пор как стали вскрываться подобные факты, отделение Пенсионного фонда по РСО-А неоднократно через республиканские средства массовой информации обращалось к семьям-обладателям материнского капитала с призывом быть бдительными и не идти на подобные сомнительные сделки. По всем вопросам владельцам сертификатов лучше обратиться напрямую в территориальное управление Пенсионного фонда и получить исчерпывающую информацию о способах распоряжения материнским капиталом, предусмотренных законом. Кроме того, отделение Пенсионного фонда обратилось к правоохранительным органам с просьбой принять необходимые меры с целью пресечения распространения на территории республики противоправной деятельности.

– Уточните, где можно получить подробную информацию о материнском капитале?

Региональный красноярский материнский капитал в Красноярске и Красноярском крае в 2018 году

Краевой материнский капитал в Красноярском крае принят Законом Красноярского края от 9.06.2011 г. N 12-5937 «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Красноярском крае».

  • Размер краевого материнского капитала установлен в сумме 100 000 рублей и подлежит ежегодной индексации.

Право на краевой материнский капитал возникает однократно после рождения или усыновления третьего или последующих детей, начиная с 1 июля 2011 года, у российских граждан, проживающих на территории края, в соответствии с положениями статьи 3 вышеуказанного Закона.

Порядок выдачи сертификата на краевой материнский капитал определен Постановлением Правительства Красноярского края от 28.06.2011 г. N 383-п «О порядке выдачи сертификата на краевой материнский (семейный) капитал».

Варианты использования маткапитала в Красноярске и Красноярском крае

Согласно пункта 3 статьи 7 Закона N 12-5937-ОЗ средства краевого материнского капитала могут быть направлены на:

  • Улучшение жилищных условий.
  • Получение образования.
  • Приобретение транспортных средств.
  • Приобретение технических средств реабилитации.
  • Получение денежных выплат.
  • Ремонт печного отопления и (или) электропроводки.

Владельцы сертификата на краевой материнский капитал могут распорядиться средствами маткапитала не ранее 3-х лет со дня рождения или усыновления ребенка, дающего право на краевой материнский капитал.

Заявление о распоряжении средствами краевого материнского капитала может быть подано в любое время со дня рождения или усыновления 3-го ребенка или последующих детей в случае необходимости использования средств по следующим направлениям:

  • на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение или строительство жилья, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией;
  • на приобретение технических средств реабилитации;
  • на получение денежных выплат;
  • на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предоставленном лицу, получившему сертификат, либо его супругу в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона края от 4 декабря 2008 года N 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае»;
  • ремонт печного отопления и (или) электропроводки.

Направление средств краевого материнского капитала на улучшение жилищных условий регулирует ст. 9, на получение образования — ст. 10, на приобретение транспортных средств — ст. 11, на приобретение технических средств реабилитации для ребенка — ст. 12, а на получение денежных выплат в размере не более 12000 рублей в год — ст. 13 Закона N 12-5937-ОЗ.

Правила направления краевого материнского капитала установлены Постановлением Правительства Красноярского края от 28.06.2011 г. N 384-п «О правилах направления средств (части средств) краевого материнского (семейного) капитала и правилах подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) краевого материнского (семейного) капитала».

Последние новости по маткапиталу г. Красноярска и Красноярского края

Средствами материнского капитала можно компенсировать расходы на приобретенные товары и услуги для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов. Порядок действий семьи, решившей распорядиться материнским капиталом на эти цели, выглядит следующим образом.

Срок действия регионального материнского капитала в Красноярском крае будет продлён до 31 декабря 2021 года. Как сообщили «ИА REGNUM» в краевом Заксобрании, соответствующие поправки в закон «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Красноярском крае», депутаты примут.

Пенсионный фонд России реализовал новые возможности по получению сертификата на материнский (семейный) капитал, более простые и удобные для граждан. Теперь у семей. имеющих двух и более детей, есть возможность не только подавать электронное заявление о выдаче сертификата или распоряжении средствами материнского.

Материнский капитал в Красноярском крае

Для семей Красноярского края, имеющих родных или усыновленных детей, на законодательном уровне предусмотрены сразу 2 дополнительные меры материальной поддержки в виде материнского капитала, предоставляемые в размере:

  • 453 тысяч 026 рублей — государственный маткапитал за второго ребенка, появившегося в семье с 1 января 2007 года;
  • 131 тысяча 806 рублей — краевой материнский капитал за третьего или последующего ребенка, рожденного или усыновленного в период с 1 июня 2011 года.

Региональная поддержка схожа с федеральной — ею можно воспользоваться только по истечение трех лет, она также имеет целевое назначение и т.д. В то же время имеются и различия:

  • источник финансирования — краевой бюджет;
  • сумма выплаты — в несколько раз меньше федеральной.

Изначально и одна, и другая программа были рассчитаны до конца 2016 года. Однако позже было принято решение об их продлении. В настоящее время выдача сертификатов на оба маткапитала продлена до 31 декабря 2018 года и существует большая вероятность, что этот срок тоже может быть перенесен (в зависимости от решения федеральных властей о судьбе государственной программы).

Демографическая ситуация в регионе

Со времен распада СССР и вплоть до 2010 года в Красноярском крае отмечалось стремительное снижение численности населения. К счастью, последние несколько лет, а именно период с 2011 года по настоящее время, характеризуются естественным приростом населения. По официальным данным Красноярского отделения Росстата, на 1 января 2017 года в регионе было зарегистрировано 2 млн 875 тысяч человек, постоянно проживающих на территории края.

  • Рождаемость в регионе с начала 2000-х растет, однако резкий ее скачок был зафиксирован как раз после 2006 года (с 11 новорожденных детей на каждые 1000 жителей до максимального значения 14.5 детей на 1000 в 2012-2015 гг. — т.е. увеличение рождаемости почти на треть). В 2016 году было зафиксировано небольшое снижение — тогда число родившихся составило 9 тысяч детей (13.9 рождений на 1000).
  • Также с 2006 года в Красноярском крае отмечается резкое снижение показателя смертности. В 2016 году число умерших составило 9 тысяч человек (12.5 человек на 1000 жителей региона) — т.е. меньше, чем число родившихся.

Реализация программы федерального материнского капитала

В 2007 году стартовала программа поддержки семей с детьми на федеральном уровне, в рамках которой граждане при появлении в их семье второго (последующего) ребенка могут получить денежные средства в виде материнского (семейного) капитала. В 2017 году его размер составляет 453 тысячи рублей (не индексируется уже несколько лет).

Важно отметить, что эта материальная помощь является целевой — то есть направить средства можно только на определенные в законодательстве РФ цели. В качестве подтверждения права на нее лицу, оформляющему выплату, на руки выдается государственный сертификат. Получить документ заявитель может в любое время после рождения или усыновления малыша в период с 01.01.2007 по 31.12.2018.

За все время действия федеральной программы в Красноярском крае сертификат на материнский капитал получили более 169 тысяч семей. По данным краевого отделения Пенсионного фонда РФ подавляющее большинство владельцев частично или полностью уже распорядились средствами таким образом:

  • более 106 тысяч граждан (63% от общего числа сертификатов) приобрели жилье (квартиру, дом, комнату или долю), построили или реконструировали) жилой дом — при этом более половины из них (66 тысяч) сделали это через погашение жилищных кредитов;
  • около 7 тысяч заявлений (4% от числа владельцев сертификатов) было подано на оплату образования детей — в том числе на содержание ребенка в детских садах, проживание в студенческом общежитии и т.д.;
  • только 60заявок было принято от женщин, желающих перевести средства на свою накопительную пенсию, и еще 4 семьи направили маткапитал на интеграцию в общество детей-инвалидов.

Региональный материнский капитал в Красноярске и Красноярском крае

Многодетные семьи Красноярского края помимо федерального маткапитала с середины 2011 года могут получить региональный материнский капитал. Право на местную материальную помощь в виде краевого маткапитала имеют граждане РФ, постоянно проживающие в Красноярске или Красноярском крае, которые в период с 1 июня 2011 года по 31 декабря 2018 года родили (усыновили/удочерили) третьего или последующего ребенка:

  • женщины;
  • мужчины, являющиеся единственными усыновителями.

Основой для регулирования правоотношений в сфере краевого мат капитала являются:

  • закон Красноярского края № 12-5937 от 9 июня 2011 года;
  • постановление Правительства края:
    • № 383-п от 28 июня 2011 года — о выдаче сертификатов на краевой материнский капитал;
    • № 384-п от 28 июня 2011 года — о распоряжении средствами регионального материнского капитала.

Согласно статье 6 закона № 12-5937 местная поддержка была изначально установлена в размере 100 тысяч рублей и подлежит ежегодной индексации (см. таблицу).

Если женщина — владелица сертификата, умерла или была лишена родительских прав, то право на маткапитал, согласно законодательству, переходит отцу детей. Если право на данную выплату утратили оба родителя (усыновителя), то материнский капитал делится в равных долях между несовершеннолетними (и совершеннолетними студентами-очниками до 23-х лет) детьми.

Куда обращаться и какие нужны документы для оформления?

Как и в случае федеральной программы, право на краевой маткапитал подтверждается выдачей именного сертификата. При этом денежные средства выплачиваются в безналичной форме и могут быть переведены на банковский счет как самого владельца (в качестве компенсации понесенных затрат), так и третьего лица (продавца жилого помещения, кредитной организации и т.д.).

Для оформления выплаты необходимо обратиться по месту регистрации в:

Чтобы получить сертификат на краевой материнский капитал, необходимо обратиться в уполномоченные органы (можно сразу после рождения ребенка или после принятия решения суда об усыновлении), представив заявление о выдаче сертификата и следующие оригиналы документов, а также их копии:

  • паспорт;
  • свидетельства о рождении всех детей;
  • свидетельства об усыновлении (если есть усыновленные дети);
  • свидетельство о смерти женщины/родителей (решение суда о лишении прав и т.д.), если право перешло отцу или детям;
  • справку из образовательной организации (если есть совершеннолетние дети в возрасте до 23-х лет, проходящие обучение на дневном отделении).

Подать документы может как сам представитель, так и его законный представитель. Однако в последнем случае также нужно представить паспорт доверенного лица и нотариально заверенную доверенность (решение суда и т.д.).

Порядок распоряжения средствами регионального маткапитала

Согласно статье 7 закона № 12-5937 направить денежные средства краевой материальной поддержки можно как полностью, так и частично по одному или нескольким направлениям. Для этого необходимо вместе с заявлением о распоряжении представить:

  • сертификат;
  • паспорт;
  • дополнительный пакет документов, который напрямую зависит от выбранного направления;
  • банковский счет.

Материнский капитал июнь 2011

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

от 16 июня 2011 года N 952-З N 803-IV

О республиканском материнском капитале «Семья»

Принят постановлением
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 16.06.2011 З N 804-IV

Настоящий Закон устанавливает на территории Республики Саха (Якутия) дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

1) республиканский материнский капитал «Семья» (далее также — материнский капитал) — средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия), направляемые на реализацию дополнительных мер социальной поддержки семей, имеющих детей;

2) сертификат на республиканский материнский капитал «Семья» — именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей.

Статья 2. Право на получение материнского капитала

1. Право на получение материнского капитала возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего (имеющих) гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Саха (Якутия) не менее пяти лет:

1) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2011 года, ранее не воспользовавшихся правом на получение республиканского материнского капитала «Семья»;

2) мужчин, являющихся единственными усыновителями третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на получение республиканского материнского капитала «Семья», если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2011 года.

2. При возникновении права на получение материнского капитала у лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление.

3. Право женщин, указанных в пункте 1 части 1 настоящей статьи, на получение материнского капитала прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, признания ее судом недееспособной, ограниченно дееспособной, ограничения ее судом в родительских правах, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на получение материнского капитала, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на получение материнского капитала. Право на получение материнского капитала у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на получение материнского капитала, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение материнского капитала, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей.

4. В случаях, если отец (усыновитель) ребенка, у которого в соответствии с частью 3 настоящей статьи возникло право на получение материнского капитала, или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, умер, объявлен умершим, признан судом недееспособным, ограниченно дееспособным, ограничен судом в родительских правах, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на получение материнского капитала, совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности, либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на получение материнского капитала, их право на получение материнского капитала прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации любого типа и вида независимо от ее организационно-правовой формы (за исключением организации дополнительного профессионального образования), до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста двадцати трех лет.

5. Право на получение материнского капитала возникает у ребенка (детей в равных долях), указанного в части 4 настоящей статьи, в случае, если женщина, право которой на получение материнского капитала прекратилось по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение материнского капитала, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка не возникло право на получение материнского капитала по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи.

6. Право на получение материнского капитала, возникшее у ребенка (детей в равных долях) по основаниям, предусмотренным частями 4 и 5 настоящей статьи, прекращается в случае его смерти или объявления его умершим.

7. Право на получение материнского капитала возникает со дня рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано со дня вступления в силу настоящего Закона.

Статья 3. Республиканский регистр лиц, имеющих право на получение республиканского материнского капитала «Семья»

1. В целях обеспечения учета лиц, имеющих право на получение материнского капитала, и реализации указанного права осуществляется ведение республиканского регистра лиц, имеющих право на получение республиканского материнского капитала «Семья» (далее — регистр).

2. Регистр содержит следующую информацию о лице, имеющем право на получение материнского капитала:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;

2) фамилию, имя, отчество (в случае изменения фамилии, имени или отчества — прежнюю фамилию, имя или отчество, дату их изменения и документ, подтверждающий факт изменения фамилии, имени или отчества);

3) дату рождения;

5) адрес места жительства;

6) серию и номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность, дату выдачи указанных документов, на основании которых в регистр включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа;

7) дату включения в регистр;

8) сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство);

9) сведения о материнском капитале (размере материнского капитала, выбранном направлении (направлениях) распоряжения им и о его использовании);

10) сведения о прекращении права на получение материнского капитала.

3. Информация о лице, содержащаяся в регистре, относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к персональным данным граждан (физических лиц).

4. Ведение регистра осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в сфере социальной защиты населения.

Статья 4. Сертификат на республиканский материнский капитал «Семья» и его выдача

1. Лица, указанные в частях 1, 3 — 5 статьи 2 настоящего Закона, законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, вправе обратиться в орган социальной защиты населения за получением сертификата на республиканский материнский капитал «Семья» (далее — сертификат) после возникновения права на получение материнского капитала путем подачи соответствующего заявления.

2. Форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Республики Саха (Якутия).

3. Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится органом социальной защиты населения не позднее одного месяца со дня приема заявления о выдаче сертификата.

4. При рассмотрении заявления о выдаче сертификата орган социальной защиты населения вправе проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, и в случае необходимости запрашивать дополнительные сведения в соответствующих органах, в том числе сведения о фактах ограничения в родительских правах, лишения родительских прав, об отмене усыновления, о признании лица, подавшего заявление о выдаче сертификата, судом недееспособным, ограниченно дееспособным, о совершении в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также иные сведения, необходимые для формирования и ведения регистра.

Соответствующие органы обязаны рассмотреть межведомственные запросы органов социальной защиты населения и направить ответ в срок, установленный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

5. Орган социальной защиты населения не позднее чем через пять дней с даты вынесения соответствующего решения направляет лицу, подавшему заявление о выдаче сертификата, уведомление об удовлетворении либо отказе в удовлетворении его заявления.

6. Основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются:

1) отсутствие права на получение материнского капитала в соответствии с настоящим Законом;

2) прекращение права на получение материнского капитала по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 2 настоящего Закона;

3) представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на получение материнского капитала.

7. В случае отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата в соответствующем уведомлении излагаются основания, в соответствии с которыми органом социальной защиты населения было принято такое решение.

Решение об отказе в удовлетворении заявления о выдаче сертификата может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.

8. Лица, подавшие заявление о выдаче сертификата, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность сведений, содержащихся в представляемых ими документах.

9. По достижении ребенком (детьми) совершеннолетия либо по приобретении им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия законные представители обязаны передать сертификат ребенку (детям).

Статья 5. Размер материнского капитала

1. Материнский капитал устанавливается в размере 100 000 рублей.

2. Материнский капитал лицам, получившим единовременную компенсационную выплату при рождении третьего ребенка, предусмотренную Законом Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2008 года 643-З N 147-IV «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)», в период начиная с 1 января 2011 года до дня вступления в силу настоящего Закона, устанавливается в размере 70 850 рублей.

2.1. Материнский капитал лицам, родившим (усыновившим) трех и более детей до 31 декабря 2017 года включительно, увеличивается на размер материнского капитала, установленный на 2018 год Законом Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 2017 года 1925-З N 1429-V «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», в случае одновременного соблюдения следующих условий:

1) если отказ от предоставления им в аренду или в собственность земельного участка бесплатно в соответствии со статьей 24.1 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) произведен не позднее 31 декабря 2018 года;

2) если средства материнского капитала не использованы либо использована часть указанных средств в виде единовременной выплаты в размере 15000 рублей за счет средств материнского капитала;

3) если средства материнского капитала будут направлены на улучшение жилищных условий.

(часть 2.1 введена Законом Республики Саха (Якутия) от 26.04.2018 1986-З N 1531-V)

3. Размер материнского капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается законом Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на соответствующий финансовый год и на плановый период. В таком же порядке осуществляется пересмотр размера оставшейся части суммы средств материнского капитала.

4. Размер материнского капитала, установленный частью 2.1 настоящей статьи, не подлежит ежегодному пересмотру в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

(часть 4 введена Законом Республики Саха (Якутия) от 26.04.2018 1986-З N 1531-V)

Статья 6. Распоряжение средствами материнского капитала

1. Распоряжение средствами (частью средств) материнского капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 2 настоящего Закона, получившими сертификат, путем подачи в орган социальной защиты населения заявления о распоряжении средствами материнского капитала, в котором указывается направление использования средств материнского капитала в соответствии с настоящим Законом.

2. В случаях, если у ребенка (детей) право на получение материнского капитала возникло по основаниям, предусмотренным частями 4 и 5 статьи 2 настоящего Закона, распоряжение средствами (частью средств) материнского капитала осуществляется усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями ребенка (детей) с предварительного разрешения органа опеки и попечительства или самим ребенком (детьми) по достижении им (ими) совершеннолетия или по приобретении им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия, а также законными представителями ребенка (детей), достигшего (достигших) совершеннолетия, но признанного (признанных) судом недееспособным (недееспособными) либо ограниченно дееспособным (ограниченно дееспособными), с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. В указанных случаях распоряжение средствами (частью средств) материнского капитала осуществляется по истечении одного года с момента усыновления третьего ребенка или последующих детей путем подачи в орган социальной защиты населения заявления о распоряжении средствами материнского капитала, в котором указывается направление использования средств материнского капитала в соответствии с настоящим Законом.

Распоряжение средствами материнского капитала, право на который возникло у ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей и находящегося (находящихся) в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется ребенком (детьми) не ранее достижения им (ими) совершеннолетия или приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия, а также законными представителями ребенка (детей), достигшего (достигших) совершеннолетия, но признанного (признанных) судом недееспособным (недееспособными), ограниченно дееспособным (ограниченно дееспособными), с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

3. Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

1) улучшение жилищных условий, а также ремонт жилья;

2) получение образования ребенком (детьми);

3) оказание ребенку (детям) высокотехнологичной медицинской помощи, медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение ребенка (детей), в том числе за пределами Республики Саха (Якутия);

4) приобретение транспортного средства;

5) развитие личного подсобного хозяйства, в том числе приобретение сельскохозяйственной техники.

4. Распоряжение средствами материнского капитала может осуществляться лицами, получившими сертификат, одновременно по нескольким направлениям, установленным настоящим Законом.

4.1 Распоряжение средствами материнского капитала лицами, реализовавшими право, предусмотренное частью 2.1 статьи 5 настоящего Закона, осуществляется в целях улучшения жилищных условий, за исключением ремонта жилья.

(часть 4.1 введена Законом Республики Саха (Якутия) от 26.04.2018 1986-З N 1531-V)

5. Порядок распоряжения средствами материнского капитала, а также перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского капитала, определяется нормативным правовым актом Правительства Республики Саха (Якутия).

Статья 6.1. Порядок рассмотрения заявления о распоряжении средствами материнского капитала

(введена Законом Республики Саха (Якутия) от 26.04.2018 1986-З N 1531-V)

1. Заявление о распоряжении средствами материнского капитала подлежит рассмотрению органом социальной защиты населения в тридцатидневный срок с даты приема заявления о распоряжении со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке), по результатам которого выносится решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала.

Документы (копии документов), необходимые для вынесения решения об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала, запрашиваются органом социальной защиты населения в органах, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов) находятся в распоряжении таких органов либо организаций и заявитель не представил указанные документы самостоятельно.

2. Основаниями для отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала являются:

1) прекращение права на материнский капитал по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 2 настоящего Закона;

2) указание в заявлении о распоряжении средствами материнского капитала направления использования средств (части средств) материнского капитала, не предусмотренного настоящим Законом;

3) указание в заявлении о распоряжении средствами материнского капитала суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств материнского капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении;

4) отобрание ребенка, в связи с рождением которого возникло право на материнский капитал, у лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 2 настоящего Закона, в порядке, предусмотренном статьей 77 Семейного кодекса Российской Федерации (на период отобрания ребенка).

3. В случае отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала в соответствующем уведомлении излагаются основания, в соответствии с которыми органом социальной защиты населения было принято такое решение.

4. Решение об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала может быть обжаловано в вышестоящий орган или в установленном порядке в суд.

5. В случае удовлетворения заявления о распоряжении средствами материнского капитала орган социальной защиты населения обеспечивает перевод средств материнского капитала в соответствии с заявлением о распоряжении в порядке и сроки, которые устанавливаются Правительством Республики Саха (Якутия).

Статья 7. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2011 года.

Статья 8. Признание утратившими силу отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)»

Президент
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ