Мировой суд экзамен

Квалификационные требования для мировых судей

Мировым судьей может быть гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и иными законами.

Мировые судьи — судьи общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

Основная цель возрождения института мировых судей — приближение правосудия к народу и доступность его для жителей города.

Управление Судебного департамента в г. Москве приглашает квалифицированных юристов на вакантные должности мировых судей города Москвы.

Собеседование с кандидатами в мировые судьи проводится в Управлении Судебного департамента в г. Москве по понедельникам и четвергам с 14 часов 15 минут до 17 часов по адресу: г. Москва, Новинский б-р, д.28/35, стр.1-а, контактные телефоны : 691-17-74, 690-69-65.

Закон г. Москвы от 31 мая 2000 г. №15 «О мировых судьях в городе Москве»

Статья 5. Требования, предъявляемые к мировому судье

1. Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.

2. Мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом указанная деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Мировой судья не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 02.03.2007 N 24-ФЗ)

3. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 7. Порядок назначения на должность мировых судей

Мировые судьи назначаются на должность Московской городской Думой по представлению Председателя Московского городского суда, основанному на заключении квалификационной коллегии судей города Москвы.

Одновременно с представлением Председатель Московского городского суда вносит в Московскую городскую Думу проект постановления Московской городской Думы о назначении мировых судей.

Представление Председателя Московского городского суда и проект постановления Московской городской Думы о назначении мировых судей направляются Председателем Московской городской Думы в комиссию Московской городской Думы в соответствии с направлением ее деятельности для подготовки заключения о рекомендации кандидатов на назначение на должности мировых судей.

Проект постановления Московской городской Думы о назначении мировых судей рассматривается Московской городской Думой при наличии указанного заключения комиссии Московской городской Думы.

Московская городская Дума в месячный срок со дня внесения в Московскую городскую Думу указанного в настоящей статье проекта постановления назначает мирового судью на должность либо отклоняет представленную кандидатуру. При исчислении месячного срока время летнего и зимнего перерывов в работе Московской городской Думы не учитывается.

Кандидатура на должность мирового судьи, отклоненная Московской городской Думой, может быть представлена на рассмотрение Московской городской Думы повторно не ранее чем через год после отклонения этой кандидатуры Московской городской Думой.

Госдума утвердила новые правила экзаменов для претендентов в судьи

Госдума сегодня приняла во окончательном третьем чтении закон, корректирующий правила сдачи экзамена на должность судьи, сообщается в материалах ГД.

Документом, автором которого выступил Верховный суд РФ, предусматривается, что желающий стать судьей сможет сдать экзамен только в том регионе, где собирается работать в будущем. Для этого вносится положение о том, что экзаменационная комиссия принимает экзамены у кандидата, если заключение о рекомендации на должность относится к полномочиям ККС данного субъекта РФ.

Согласно закону, на должность судьи больше не смогут претендовать юристы-бакалавры. К участию в экзамене будут допускаться лишь обладатели дипломов специалиста или магистра в области права (с условием, что и диплом бакалавра защищен также по юриспруденции).

Более жесткими станут требования к неподготовленным кандидатам. Те, кто провалил тест, а также те, кто ушел с экзамена, не ответив, смогут пересдать его только через полгода.

Экзаменационные билеты будут содержать три теоретических вопроса по различным отраслям права, две задачи по вопросам судебной практики и письменное задание по подготовке процессуального документа по макету дела. Результаты экзамена признаются действительными в течение трех лет.

Устраняется двоякое толкование требований к переэкзаменовке судей, которые пребывают в отставке более трех лет подряд и снова хотят работать. Такие претенденты должны пройти испытания. Исключения будут сделаны для кандидатов или докторов юрнаук, которым присвоено звание «Заслуженный юрист РФ», а также судей, которых временно привлекают к исполнению обязанности судьи, например из-за увеличившейся нагрузки.

С текстом Федерального закона «О внесении изменений в статьи 4 и 5 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (законопроект № 314591-6)» можно ознакомиться здесь.

Требования, предъявляемые к мировому судье

Согласно статье 5 Федерального закона от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», мировым судьям предъявляются следующие требования:

Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.

Мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом указанная деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Мировой судья не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Заключения на рекомендованных кандидатов в мировые судьи направляются квалификационной коллегией судей председателю областного суда. Не позднее 2-х месяцев со дня принятия решения квалификационной коллегией судей председатель областного суда принимает решение о направлении материалов на кандидатов в мировые судьи в областное Собрание депутатов.

Регистрация

Блог юриста

Сдан экзамен на судью.

Итак, экзамен я сдала. Вполне даже успешно: из 6 заданий 2 с отличной оценкой, 4 с хорошей, итоговый результат: 4.

Вопреки волнениям и ожиданиям, сдать экзамен на судью оказалось гораздо легче, нежели, например, пройти аттестацию в прокуратуре на высшую должность. В билете содержались 3 теоретических вопроса (общая теория права, гражданское право и процесс, уголовное право и процесс), 2 практических задачи (мне досталась возможность разрулить гражданский иск о возмещении вреда по ДТП и определить действия судьи при заключении под стражу лица, который то отказывался от адвоката, то требовал пригласить ему защитника), и составление процессуального документа, вернее его резолютивной части. Было разрешено пользоваться ЛЮБОЙ литературой: кодексами, комментариями к ним, сборниками судебной практики и т.д. Главное: правильно ответить на теоретические вопросы и решить задачи. Как сказала нам председатель экзаменационной комиссии: «Представьте, что вы – уже судья. Как вы будете анализировать фабулу дела, какие решения примете? Даже если вы не совсем верно ответите на вопросы, помните, что у каждого судьи может быть особое мнение. Мы смотрим на вашу способность рассуждать, ориентироваться в законодательстве, оцениваем знание судебной практики и разъяснений высших судов, а не умение зубрить». По сути, нужно было воспроизвести юридическую природу правовых позиций суда.

Всего нас было 3 претендента, на подготовку отводилось ровно 3 часа. Условия были райские для экзамена: тишина, кондиционер (в жару и в условиях сильного волнения очень актуально), возможность не торопиться и обдумать ответы. Мы представили себя судьями…

Через три часа начали отвечать. В комиссии было 12 человек: судьи СОЮ и АС, представитель общественности, 2 представителя администрации области. Дополнительные вопросы были заданы в рамках основного, и касались в большей сложности сложившейся практики, последних изменений законодательства и тенденций развития данной отрасли права. При объяснении задач нужно было обосновать свой ответ со ссылкой на конкретные статьи кодексов, кроме того, предложить несколько вариантов развития дела и предложить способы их решений. С задачей по принятию процессуального решения и составлению документа на пятёрку не справился никто, т.к. оказалось, что теория в этом случае сильно расходится с практикой. А может просто задания такие попались, неудачные.

В целом, всё не так страшно, как представлялось, но подготовка должна быть посерьёзнее: лучше обращать внимание на практические вопросы, рассуждения юристов, можно публицистику почитать. Теорию можно списать из кодексов, а для решения практических задач и ответов на дополнительные вопросы потребуется знание практики и мнений юристов.

Профессия судья

Профессия судья считается престижной и статусной. Очень часто она является пределом карьеры для специалистов, работающих в юриспруденции. Узнайте как достичь этой вехи и в чем будет заключаться работа.

Судья – это специалист, который наделен судебной властью и осуществляет правосудие, принимает решения в суде, основываясь на факты, предоставленные всеми сторонами.

История

Первые судебные процессы проводили еще в древности. Всем мы помним легенды о справедливом царе Соломоне, вершившем правосудие при разрешении споров своих подчиненных. Он славился великой мудростью и принятием верных и точных решений. Судебное дело зародилось в далекой древности. В те времена в качестве судей выступали правители – императоры государств, которые олицетворяли букву закона. Впервые судьи, которых избирали путем голосования, появились в Афинах. Их избирали сроком на 1 год. Насчитывалось около 6000 таких представителей. В дальнейшей истории судьи появились в Англии в 12 веке. Были они разъездными и представляли короля в решении различных конфликтных вопросов подданных. Их решения называли прецедентами. Так зародилось судебное дело. На территории Российской Федерации судебное дело возникло во времена Киевской Руси. В роли судьи выступал князь. Первым же определил данную должность император Петр Первый в 1713 году. Назвал он данную должность – ландрихтер. Знакомая же нам судебная система возникла в 1864 году посредством проведения одноименной реформы. В наши дни судья – вершитель правосудия. Он, основываясь на доказательных базах обвинения и защиты и нормативных базах закона, выносит обвинительные либо оправдательные приговоры. Также судья определяет степень наказания в зависимости от инкриминируемых и доказанных статей уголовного кодекса. Именно этот специалист принимает решения в различных гражданских спорах и процессах.

Описание

Судья – это человек, ответственный за принятия решений в различных спорных ситуациях. Это могут быть как уголовные дела, так и простые супружеские тяжбы. Данная должность не подчиняется управленческим структурам и позиционируется отдельно от государственного аппарата. Судья всегда беспристрастен в своих решениях и ориентируется только на конституцию и законы государства.

Профессия судьи довольно сложная и трудоемкая. Данный специалист должен хранить в своем уме массу законодательных норм, актов и прав. Он должен уметь анализировать и суммировать доказательства, принимая правильные решения.

Данная профессия довольно опасна и связана с постоянным психическим напряжением. Ведь дела бывают разные и лица, замешанные в них, часто прибегают к попыткам давления на судью.

На каких специальностях учиться

Для того чтобы стать судьей, следует выбрать одну из юридических направленностей:

Данные специализации станут стартовым толчком в начале вашей карьеры. Образования мало, важно стремление и постоянная работа для достижения результата.

Где учиться

Вы с легкостью можете выбрать любой вуз страны, в котором присутствуют данные специализации. Самыми же престижными считаются:

В должности судьи важен не столько вуз, сколько ваш опыт, возраст и стаж.

Чем приходится заниматься на работе и специализации

Судья – это специалист, который вершит правосудие. Следует помнить, что подчиняется он только Конституции Российской Федерации или же нормативным актам и документам, прописанным в законе.

Ежедневный спектр обязанностей довольно широк. Первой частью является правовая деятельность. Каждый судья тщательно изучает материалы дела, предоставленные как обвинительной, так и защитной сторонами, делает выводы, ни с кем не советуясь, и принимает решения в соответствии с законами РФ. Судья занимается и приемом граждан. Также в прямые обязанности данной профессии входит управленческая деятельность и контроль работы всех составляющих суда: подбор сотрудников и их обучение, решение организационных вопросов.

В зависимости от количества судей и объемов работы, обязанности могут распределяться по таким направленностям:

  • Территориальные. Судей часто закрепляют строго по территориям.
  • Функциональные. В зависимости от направленности дел – уголовные, гражданские, административные. Для каждого направления – свой судья.
  • Персональные. Консультация граждан и ведение дел по требованию председателя суда.

Все процессы трудоемкие и напряженные. Важно уметь сохранять холодность ума и справедливость в принятии решений.

Кому подходит данная профессия

Данная профессия в первую очередь подходит психически устойчивым людям, которые не поддаются чужому влиянию. Для судьи важно всегда действовать в соответствии с законами и конституционными правами граждан, не обращая внимания на их статус и родственные связи.

Судья должен быть честным. Также данный специалист обычно обладает хорошо развитой памятью, имеет аналитический склад ума и быстро принимает решения, ориентируясь в предоставленной информации.

Судья должен быть очень принципиальным человеком, которого невозможно подкупить или запугать. Мораль – высшее качество любого представителя данной профессии.

Востребованность

Профессия достаточно высоко востребована. Вакансии появляются редко, так как обычно избираются уже работающие на данной должности судьи. Но бывают ситуации, когда они переходят в вышестоящие суды. В таких случаях претендентов всегда более чем достаточно. Стать судьей может практически каждый юрист, соответствующий определенным требованиям. Для этого следует достигнуть возраста в 30 лет, иметь 7 лет опыта в юридической сфере за плечами, сдать сложный экзамен и получить большинство голосов комиссии. Только так вы сможете стать судьей.

Сколько получают люди, работающие по данной профессии

Заработные платы судей очень высокие. Они не озвучиваются и являются конфиденциальной информацией.

Легко ли устроиться на работу

Устроиться на работу судьей очень сложно. В первую очередь данная профессия предполагает целый ряд требований. Возраст кандидата не может быть меньше 30 лет. До того, как получить возможность претендовать на данную вакансию, вы должны отработать в области права (юристом или по схожей специальности) на протяжении минимум 7 лет. Затем вы получаете право подать документы на замещение данной должности. После этого вам предстоит квалификационный экзамен. Он очень сложный и охватывает огромное количество информации. Только после успешной его сдачи вас допускают до голосования.

Судья – избирательная должность. Только собрав наибольшее количество голосов комиссии, вы сможете стать обладателем данной профессии.

Как обычно строится карьера

Карьера судьи строится по нескольким сценариям, в зависимости от места работы:

  • Мировой судья. Данный специалист занимается преимущественно гражданскими делами. Также в его компетенцию входят мелкие уголовные производства, в которых максимальный срок лишения свободы до 3-х лет. Это самая распространенная специализация. Таких судей всегда больше, чем вакансий.
  • Районный или Федеральный судья. Данный специалист занимается ведением дел, которые вне квалификации мирового коллеги, военного или Верховного судов.
  • Арбитражный судья. Самая престижная должность. Заполучить ее сложнее всего, ведь помимо стандартных требований, вы пройдете проверку ФСБ, МВД, прокуратуры и таможенной службы. Только получив одобрение всех инстанций, вам предоставят возможность участи в голосовании на замещение должности арбитражного судьи.

Сама по себе данная должность считается престижной. Это пик карьеры любого юриста.

Перспективы профессии

Если вы решили стать судьей, то в первую очередь следует помнить о том, что данная должность предполагает запрет на предпринимательскую деятельность, трудоустройство в различных структурах и организациях и политическую карьеру. Все это может скомпрометировать и сделать ваши решения предвзятыми.

Перспективой профессии является возможность работы в арбитражном суде. Это самый высокий престиж и почет. Но данная должность не всем доступна.

Сама по себе работа судьей уже считается престижной и статусной. Это предел карьеры для многих людей, имеющих высшее юридическое образование.

Комментарий к Федеральному закону от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ
«О мировых судьях в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

19 июня, 22 августа, 30 ноября 2004 г., 14 февраля, 5 апреля 2005 г., 11 марта 2006 г., 2 марта 2007 г., 22 июля 2008 г., 11 февраля 2010 г.

Федеральный закон от 17.12.1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» состоит всего из 13 статей, которые регламентируют функционирование мировой юстиции в России. Основной специфической особенностью института мировых судей является тот факт, что мировые судьи в силу Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» входят в единую судебную систему России, но являются судами общей юрисдикции субъектов РФ. Кроме того, особенностями мировой юстиции является следующее:

— не бессрочное назначение (первый срок — 3 года, далее — по 5 лет) при жесткой процедуре отбора и назначения (конкурс; рекомендации председателя суда; экзамен; утверждение кандидатуры в Законодательном собрании);

— отсутствие специализации (уголовные, гражданские, административные дела, судебные приказы);

— в случае апелляции — новое слушание дела в районном суде (апелляционная инстанция), в том числе возможно вынесение решения или приговора с учетом вновь открывшихся обстоятельств дела (устойчивость решений);

— границы судебного участка находятся внутри административно-территориальных границ, что влияет на независимость суда;

— действуют на основе Конституции , федерального и субъектного законодательства, являясь судами ограниченной юрисдикции;

— материально-техническое обеспечение и аппарат мирового судьи находятся в ведении исполнительной власти субъекта федерации (не федерального, а регионального бюджета);

— разная загруженность (от пяти до сорока дел в день) мировых судей, нехватка помощников;

— стойкая динамика увеличения количества дел, рассматриваемых мировыми судьями.

Со дня вступления в силу комментируемый Закон подвергался неоднократным изменениям, основная суть которых сводится к постепенному сужению компетенции мирового судьи. Так, в первой редакции комментируемого Закона (1998 г.) в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 3 мировые судьи рассматривали все дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества, затем в 2008 г. было установлено, что мировому судье подсудны дела о разделе совместно нажитого имущества супругов при цене иска, не превышающей 100 тыс. рублей, а на основе изменений внесенных в феврале 2010 г., мировой судья рассматривает дела о разделе совместно нажитого имущества супругов при цене иска не более 50 тыс. рублей. Это не единственный пример происходящих изменений в статусе мирового судьи.

Статья 1 . Мировые судьи в Российской Федерации

1. В первом пункте комментируемой статьи дается определение мирового судьи и перечень нормативных правовых актов, с которыми данный закон связан. В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 3 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе» (далее — ФКЗ «О судебной системе») в России действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему РФ; к судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Двойственная природа статуса мирового судьи была отмечена в Постановлении Совета судей РФ от 15 мая 2008 г. N 219 «О правовой регламентации должности мирового судьи и совершенствовании статуса сотрудников его аппарата», в соответствии с которым было принято обращение к Президенту РФ о включении государственной должности «мировой судья» в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32 «О государственных должностях Российской Федерации».

Во взаимосвязи с ч. 2 ст. 28 ФКЗ «О судебной системе» п. 1 комментируемой статьи определяет правовые основы деятельности мировых судей: полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей, которые устанавливаются Конституцией РФ, Законом о судебной системе, иными федеральными конституционными законами, комментируемым Законом; порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ. Однако при сопоставлении положений ст. 1 в законах разных субъектов РФ, выясняется, что нет единого подхода в определении, чем в своей деятельности должен руководствоваться мировой судья. Так, например, п. 1 ст. 1 Закона Башкирской Республики от 31 июля 1998 г. N 182-3, определяет, что при осуществлении правосудия мировые судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ, Конституции Башкортостан и закону, что не соответствует положениям ст. 120 Конституции РФ. При этом в своей деятельности по осуществлению правосудия они никому неподотчетны. Подобная декларации о неподотчетности мировых судей закреплена в п. 5 ст. 1 Закона Архангельской Области от 26 октября 1999 г. N 161-25-ОЗ «О мировых судьях в Архангельской Области». В других законах субъектов РФ, повторяется определение п. 1 комментируемого закона о том, что мировые судьи являются судьями общей юрисдикции определенного субъекта РФ (называется субъект) и входят в единую судебную систему РФ.

2. Осуществление мировым судьей правосудия вытекает из нормы, закрепленной в ч. 1 ст. 28 ФКЗ «О судебной системе»: «мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции». Такая универсальность и отсутствие специализации мировых судей, в российских научных кругах не раз становилась объектом критики и споров. Особенности рассмотрения дел у мировых судей нашли свое выражения в процессуальных кодексах: ГПК РФ ( ст. 23 , гл. 11 ), УПК РФ ( ст. 31 , гл. 41 ) и КоАП РФ.

3. Данная норма воспроизводит более общую норму ч. 1 ст. 6 ФКЗ «О судебной системе»: об обязательности судебных постановлений: вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории России. Подобная норма развита в процессуальных актах: в ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, тогда как в ст. 392 УПК РФ прямо говорится только об обязательности приговора, определения, постановления суда, а в ст. 31.2 КоАП РФ — только об обязательности постановления по делу об административном правонарушении. Эти нормы охраняются нормами административного права ( гл. 17 «Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти» КоАП РФ) и уголовного права, в частности, гл. 31 УК РФ посвящена преступлениям против правосудия.

Статья 2 . Гарантии статуса мировых судей

Несмотря на то, что комментируемая статья имеет название «Гарантии статуса мировых судей», в ней говорится исключительно о гарантиях независимости судьи, в том смысле, который содержится в тексте ст. 9 Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации». Пункт 1 ст. 9 данного Закона среди способов обеспечения независимости называет: запрет на вмешательство в деятельность по осуществлению правосудия, права судьи на отставку, неприкосновенность судьи, предоставление судьи за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу. Но мы будем следовать содержанию комментируемой статьи и опишем общие понятия независимости судьи, неприкосновенность, материальное обеспечение и социальную защиту.

Независимость

Положения Конституции РФ, устанавливающие, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону ( ч. 1 ст. 120 ); судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон ( ч. 3 ст. 123 ), все равны перед законом и судом ( ч. 1 ст. 19 ), каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод ( ч. 1 ст. 46 ) и некоторые другие, конкретизируются и развиваются в целом ряде норм ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», а также процессуальных кодексах, и иных правовых актах. Из данной системы нормативных положений следует, что в Российской Федерации на законодательном уровне обеспечены гарантии независимого, справедливого и доступного правосудия.

Такое обеспечение подкреплено и целым рядом международных обязательств России, которые в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются, наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права, составной частью правовой системы России, в связи с чем они должны учитываться как законодателем, так и правоприменителем.

Среди указанных международных норм следует отметить ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, устанавливающей право каждого человек на справедливое судебное разбирательство, на «рассмотрение его дела независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона». Право каждого на справедливое судебное разбирательство зафиксировано также во Всеобщей декларации прав человека ( ст. 10 ), Международном пакте о гражданских и политических правах ООН ( ч. 1 ст. 14 ) и ряде иных международных актов.

В соответствии с Основными принципами независимости судебных органов (одобрены резолюцией 40/146 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 1985 г.) судебные органы решают переданные им дела беспристрастно, на основе фактов и в соответствии с законом, без каких-либо ограничений, неправомерного влияния, побуждения, давления, угроз или вмешательства, прямого или косвенного, с чьей бы то ни было стороны и по каким бы то ни было причинам ( п. 2 ); не должно иметь места неправомерное и несанкционированное вмешательство в процесс правосудия ( п. 4 ); принцип независимости судебных органов дает судебным органам право и требует от них обеспечения справедливого ведения судебного разбирательства и соблюдения прав сторон ( п. 6 ).

Неприкосновенность

Судейская неприкосновенность является гарантией независимости судьи. Согласно ч. 2 ст. 8 ГПК РФ и ч. 2 ст. 5 АПК РФ, судьи рассматривают и разрешают гражданские дела, в условиях исключающих постороннее на них воздействие. Любое вмешательство в деятельности судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность.

Личная неприкосновенность обеспечивается несколькими способами. Первый способ заключается в том, что у судьи в силу абз. 2 ч. 2 ст. 9 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» имеется право хранить и носить служебное огнестрельное оружие, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению порядке, предусмотренном Законом РФ «О милиции». Второй способ — особый порядок приостановления, прекращения полномочий судьи ( ст. 121 , 122 Конституции РФ), привлечения к административной ответственности ( п. 4 ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации») уголовной ответственности ( п. 2 ч. 1 ст. 447 УПК РФ), избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу ( абз. 3 п. 5 ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации») и осуществления в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий ( п. 6 ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»). Например, в соответствии с нормой п. 3 ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и п. 5 ч. 1 ст. 448 УПК РФ решение о возбуждении уголовного дела в отношении мирового судьи принимается Председателем Следственного Комитета при Прокуратуре РФ с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.

Однако необходимо указать, что в последнее время созданы механизмы для ограничения неприкосновенности судей, что негативно влияет на независимость судей в отправлении правосудия. В 2001 году введены дисциплинарная и административная ответственности судей, которых раньше не было. Более того, недопустимость привлечения судей к дисциплинарной ответственности (равно как и к административной) закреплялось в прежней редакции этого Закона в качестве одного из проявлений судейской неприкосновенности. Так, ст. 12.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», введенная Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 169-ФЗ, описывает два вида дисциплинарной ответственности судей — предупреждение и досрочное прекращение полномочий. Судья может подвергнуться дисциплинарному наказанию «за совершение дисциплинарного проступка». Таким проступком признается нарушение норм данного Закона, а также положений Кодекса судейской этики. Как отмечает авторский коллектив книги «Трансформация российской судебной власти», «даже с чисто юридической точки зрения, это довольна странная норма, поскольку в Законе о статусе есть требования, действительно соответствующие понятию «дисциплина», а есть такие, нарушение которых весьма сложно назвать дисциплинарными проступками. Например, требования указанные в ст. 3 данного Закона» *(1) . Однако, к сожалению, Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 28 февраля 2008 г. N 3-П признал, что п. 1 ст. 12.1 данного закона, согласно которому за совершение дисциплинарного проступка на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи, не противоречит Конституции РФ.

Материальное обеспечение и социальная защита

Под материальным обеспечением понимается достойное вознаграждение со стороны государства за судебную деятельность. В ст. 9 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» записано, что государство предоставляет судье материальное и социальное обеспечение, соответствующее его высокому статусу. При этом для того, чтобы избежать вмешательства исполнительной власти, начисление денег происходит через Судебный Департамент при Верховном Суде РФ, а не через Минюст, как было в 90-е годы ХХ в. В ст. 19-20 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» детализируются такие аспекты, как: заработная плата, улучшение жилищных условий, медицинское обслуживание, страхования жизни, здоровья и имущества. Как следует из письма Судебного Департамента при Верховном Суде РФ от 14 января 2010 N СД-АО/11 «О страховании жизни и здоровья судей федеральных судов общей юрисдикции, в том числе пребывающих в отставке (за исключением судей Верховного Суда), мировых судей, в том числе пребывающих в отставке в 2010 г.», в рамках обязательного государственного страхования как части мер по государственной защите судей, во исполнение п. 1 и п. 2 ст. 20 Закона РФ «О статусе судей в РФ» и с Федеральным законом от 20 апреля 1995 N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных ли и контролирующих органов» в 2010 году продолжает действовать Государственный контракт страхования жизни и здоровья судей (кроме судей Верховного Суда) N СД-14ю/112, заключенный Судебным департаментом при Верховном Суде РФ со страховой компанией ЗАО «Макс» до 31 декабря 2011 г. включительно.

Статья 3 . Компетенция мирового судьи

1.1. Пункт первый части первой комментируемой статьи устанавливает, что мировому судье подсудны дела, по которым максимальная санкция составляет 3 года лишения свободы. Другими словами, первая особенность мировой юстиции заключена в том, что в уголовном процессе мировой судья разбирает нетяжкие составы. Данная норма является бланкетной и отсылает к положениям ст. 31 УПК РФ, где в ч. 1 определена подсудность уголовных дел мировому судье. Как отмечают специалисты, мировая юстиция разрешают 1/5 дел в сфере уголовного судопроизводства. «Мировые судьи выступили в роли той инстанции, которая способствовала значительному снижению напряженности в районных судах при рассмотрении уголовных дел по первой инстанции» *(2) .

Вторая особенность — в ч. 1 ст. 31 УПК во взаимосвязи с ч. 2 ст. 20 УПК РФ, установлено, что мировому судье подсудны дела частного обвинения ( ч. 1 ст. 115 , ч. 1 ст. 116 , ч. 1 ст. 129 и ст. 130 УПК РФ). Перспективность частных начал в уголовном производстве определена положениями Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью, утвержденной Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/34 от 29 ноября 1985 г. и Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 28 июня 1985 N R (85) 11 «О положении потерпевшего в рамках уголовного права и процесса», в которых указано, что жертвам преступлений необходимо предоставлять надлежащую помощь на всем протяжении судебного разбирательства и среди прочего обеспечивать право возбуждать частное разбирательство.

1.2. Подсудность по гражданским делам регламентирована в ч. 1 ст. 23 ГПК РФ, силу чего дела о выдаче судебного приказа отнесены к подсудности мировых судей ( п. 1 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ). Приказное производство регламентировано положениями гл. 11 «Судебный приказ» ГПК РФ, в ч. 1 ст. 121 которой определено, что судебный приказ — это судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, предусмотренным ст. 122 данного Кодекса. В части 2 указанной статьи также предусмотрено, что судебный приказ является одновременно исполнительным документом и приводится в исполнение в порядке, установленном для исполнения судебных постановлений.

1.3. Мировому судье подсудны дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях. В соответствии с п. 1 ст. 21 СК РФ расторжение брака производится в судебном порядке при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 19 данного Кодекса, или при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака. Статьей 22 СК РФ регламентировано расторжение брака в судебном порядке при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака, а ст. 23 данного Кодекса — расторжение брака в судебном порядке при взаимном согласии супругов на расторжение брака; Рассмотрение дел о расторжении брака осуществляется судом в порядке искового производства ( ст. 22-23 , 131 ГПК РФ).

1.4. В редакции Федерального закона от 29 января 2010 N 6-ФЗ, внесенной в п. 3 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ, мировой судья рассматривает дела о разделе совместно нажитого имущества супругов при цене иска не более 50 тыс. рублей. Первоначально, в законе не указывалась предельная сумма цены иска при разделе совместно нажитого имущества, затем в силу Федерального закона от 22 июля 2008 N 147-ФЗ цена иска была ограничена 100 тыс. рублями. Под понятием «совместная собственность супругов» в соответствии с п. 1 ст. 34 СК РФ необходимо понимать имущество, нажитое супругами во время брака. Вместе с тем важно учитывать, что суд может признать имущество, нажитое каждым из супругов в период их раздельного проживания при прекращении семейных отношений, собственностью каждого из них ( ч. 4 ст. 38 СК). *(3)

1.5. Иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка. К этим иным делам относятся: дела о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей в случае возникновения спора ( ст. 80 СК РФ); о взыскании алиментов на нетрудоспособных родителей ( ст. 87 СК РФ); о взыскании алиментов на супруга с другого супруга ( ст. 89 СК РФ) *(4) .

1.6. Пункт 6 комментируемый статьи 4 раза подвергался редакции. В последней редакции Федерального закона от 29 января 2010 г. N 6-ФЗ также был установлен максимальный размер исковых требований, равный 50 тыс. рублей по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности.

1.8. Споры об определения порядка пользования имуществом, в том числе пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом ( ст. 131 ГК РФ) не связаны с определением права собственности на это имущество или какую-либо его часть, а также с истребованием имущества из чужого незаконного владения (виндикация — ст. 301 ГК РФ) и относятся к неимущественным спорам, дела которых подсудны мировым судьям. *(5)

1.9. Подсудность дел по административным делам у мировых судей определяется по правилам ст. 23.1 «Судьи» КоАП РФ, в ч. 1 которой перечислены дела, рассматриваемые судьями, а в ч. 2 — дела, рассматриваемые судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

В ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ закреплено, что другие судьи общей юрисдикции — районные судьи рассматривают дела, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов. В подп. «г» п. 3 Постановления Пленума ВС России от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что по общему правилу дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, подведомственные судьям судов общей юрисдикции, рассматривают мировые судьи; подсудность дел мировым судьям определяется путем исключения категорий дел, отнесенных к компетенции судей районных судов, военных судов и арбитражных судов.

2. 1.1. Пункт 1.1 комментируемой статьи воспроизводит нормы ч. 2 ст. 23 ГПК РФ, но мы не находим подобного правового положения в других процессуальных кодексах ( УПК и КоАП ), таким образом, можно сделать вывод, что данная норма распространяется только на гражданское судопроизводство.

3. В отношении вступивших в силу решений мирового судьи комментируемая статья определяет, что они пересматриваются по вновь открывшимся обстоятельствам самим мировым судьей, т.е. в порядке, аналогичном тому, который предусмотрен в гл. 42 ГПК РФ.

4. Данная норма комментируемой статьи согласуется с положениями п. 4 ч. 2 ст. 30 УПК РФ, где указано, что рассмотрение уголовных дел, составы которых указаны в ч. 1 ст. 31 УПК РФ производится мировым судьей, и ч. 1 ст. 14 ГПК РФ, где прямо закреплено, что дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями единолично. Согласно грамматическому толкованию подобная норма также содержится в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ.

1. В отличие от федеральных судей, которые также входят в систему общей юрисдикции, мировые судьи назначаются на определенный судебный участок. Судебный участок представляет собой территориальную единицу, на которую распространяется юрисдикция определенного мирового судьи.

2. Число мировых судей и соответствующее ему количество судебных участков в каждом из субъектов РФ на основании комментируемой статьи и с учетом предложений законодательных (представительных) органов субъектов РФ, согласованных с ВС России, определены Федеральным законом от 29 декабря 1999 г. N 218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации». В основу законопроекта, как отмечалось в пояснительной записке к нему, положены законодательные инициативы 53 субъектов РФ, поступившие в Государственную Думу РФ после принятия комментируемого Закона. Авторы законопроекта также указывали, что по мере поступления законодательных инициатив от других субъектов РФ в законопроект могут вноситься соответствующие дополнения. Таким образом, на сегодняшний день в этот Закон внесено более 80 изменений *(6) .

3. Пункт третий комментируемой статьи определяет право субъекта РФ создавать и упразднять судебные участки и должности, здесь реализуется принцип децентрализации управления мировой юстиции. Другими словами, организация, подбор и обучение аппарата мирового судьи, организационно-хозяйственное обеспечение судебного участка осуществляется субъектами Федерации.

Например, ст. 8 Закона г. Санкт-Петербурга от 24 октября 2000 г. N 552-64 «О мировых судьях Санкт-Петербурга» гласит, что «финансирование расходов на денежное содержание работников аппаратов мировых судей, а также материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга» ( п. 2 ), а также «Правительство Санкт-Петербурга обеспечивает предоставление помещений для размещения судебных участков мировых судей. Содержание, ремонт и обслуживание указанных помещений осуществляется уполномоченным органом» ( п. 3 ).

4. До внесения изменений Федеральным законом от 11 марта 2006 г. N 36-ФЗ судебные участки создавались из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тысяч человек, в настоящее время судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

Данное изменение в пояснительной записке к законопроекту обосновывалось необходимостью увеличить число мировых судей в связи с возросшей на них нагрузкой по рассмотрению уголовных, гражданских и административных дел. Как отмечали авторы законопроекта, такое изменение, хотя и не решит проблемы в целом, тем не менее, будет способствовать стабилизации работы мировых судей, улучшению качества разрешения судебных дел и более широкому доступу граждан к правосудию.

5. Содержащееся в п. 5 ст. 4 Закона о мировых судьях правило о том, что судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда, основано на указании ст. 17 Закона о судебной системе РФ, согласно которому никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

Очевидно, что данное положение комментируемого Закона лишь фиксирует факт невозможности упразднения судебного участка или должности мирового судьи без одновременной передачи дел, отнесенных к компетенции этого мирового судьи, другому судье или суду, однако сам процесс реализации данного положения в законодательстве не прописан. Например, Закон г. Москвы от 15 октября 2003 г. N 60 «О создании судебных участков и должностей мировых судей города Москвы» об упразднении судебных участков и должностей мировых судей г. Москвы: упразднить судебные участки мировых судей и должности мировых судей г. Москвы, созданные законами г. Москвы, от 6 июня 2001 г. N 24 «О создании судебных участков и должностей мировых судей в городе Москве», от 5 июня 2002 г. N 31 «О внесении дополнений и изменений в Закон города Москвы от 6 июня 2001 г. N 24 «О создании судебных участков и должностей мировых судей в городе Москве» и от 25 июня 2003 г. N 43 «О внесении дополнений и изменений в Закон города Москвы от 6 июня 2001 г. N 24 «О создании судебных участков и должностей мировых судей в городе Москве» ( п. 1 ); передать в юрисдикцию мировых судей вновь созданных судебных участков вопросы осуществления правосудия, отнесенные ранее к юрисдикции мировых судей упраздненных судебных участков ( п. 2 ).

Статья 5 . Требования, предъявляемые к мировому судье

1. Требования, предъявляемые к мировому судье, вытекают из положений ст. 119 Конституции РФ и аналогичны требованиям, предъявляемым к федеральным судьям, поскольку в силу п. 1 ст. 2 Закона от 26.06.1992 г. N 3121-I «О статусе судей в РФ» 1 все судьи обладают единым правовым статусом. В соответствии с п. 1 ст. 5 комментируемого Закона и п. 1 ст. 4 Закона от 26.06.1992 г. «О статусе судей в РФ» могут быть граждане, достигшие возраста 25 лет, имеющие стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет и высшее юридическое образование.

Вопросы, с какого момента начинать исчислять юридический стаж неоднократно поднимались в юридической литературе, и нашли свое отражение в рекомендациях Всероссийской квалификационной коллегией судей (ВККС РФ), в Инструкции Минюста от 27.12.1996 г. «О порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов» и в Определении Конституционного Суда РФ от 8 июня 2004 г. N 24-О. Как предусмотрено в п. 5 ст. 4 Закона от 26.06.1992 г. N 3132-I «О статусе судей в РФ», в стаж работы по юридической специальности, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы:

1) на требующих высшего юридического образования государственных должностях РФ, государственных должностях субъектов РФ, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции РФ государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и России, должностях в юридических службах организаций, должностях в научно-исследовательских учреждениях;

2) в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, в качестве адвоката или нотариуса.

В настоящее время стаж работы секретарем судебного заседания и секретарем суда не входит в общий юридический стаж, Таким образом, Инструкция не учитывает изменений в федеральном законодательстве.

Напомним, что в советское время судей избирали населением (народные суды) путем прямого тайного голосования на 5 лет, и единственным профессиональным требованием выступало членство в партии, тогда как наличие юридического образование было не обязательным. М.И. Клеандров приводит такие ошеломляющие факты: «Должность судьи, естественно, тогда была совершенно не престижной, подчас на работу судьей направляли партийные органы в порядке партийного поручения. Неудивительно, что в 1960 г. в судах РСФСР лишь 73,9% судей имели высшее юридическое образование. Правда, в 1989 г. из 9670 судей, работавших в РСФСР, лишь трое не имели высшего юридического образования, но учились на последних курсах юридических вузов» *(7) .

Прохождение квалификационного экзамена.

Кроме наличия высшего юридического образования и стажа по юридической специальности не менее 5 лет претендент на должность мирового судьи должен быть человеком, который не совершил порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

Закон освобождает от сдачи квалификационного экзамена и предоставления рекомендации квалификационной коллегии судей лиц, имеющих стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет. Квалификационный экзамен проводит квалификационная коллегия судей, которая формируется в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 14.03.2002 г. N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в РФ».

Право обжалования в судебном порядке решения квалификационных коллегий судей было подтверждено Определением Конституционного Суда от 05.10.2001 г. N 190 «О жалобе гражданина Безденежных В.В. на нарушение его конституционных прав п. 1 ст. 5 ФЗ «О мировых судьях в РФ» и п. 26 Положения о квалификационных коллегиях судей».

Согласно Федеральному закону от 01.07.2010 N 135-ФЗ «О внесении изменения в статью 201 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», лица, впервые назначенные на должности судей федеральных судов, проходят обязательную специализированную профессиональную переподготовку в формах обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, осуществляющих переподготовку и повышение квалификации судей, и стажировки в суде. Общая продолжительность обучения и стажировки не может превышать шесть месяцев. По мере необходимости, но не реже одного раза в три года, осуществляется повышение квалификации судей федеральных судов, которое проводится в формах обучения в указанных образовательных учреждениях, в форме стажировки в судах и в иных формах. На период переподготовки и повышения квалификации за судьей сохраняется заработная плата. Порядок и сроки прохождения судьей профессиональной переподготовки, а также основания освобождения судьи от ее прохождения определяются соответственно Верховным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

Такая система профессиональной переподготовки, которая социализизирует и сплачивает судебный корпус, как думается, была почерпнута из опыта зарубежных стран. Особенно, в этом контексте актуален опыт романских стран. Под социализацией через специальную подготовку подразумевается наличие специальных учебных (высших) заведений, где проходят обучения будущие судьи, где закладываются необходимые юридические (уже — судейские) навыки, такие как: виды юридического анализа, формирование навыков по написанию решений и приговоров, закладыванию этических норм судейской профессии и культуре процесса. Примером подобного заведения может служить Ecole National de la Magistrature во Франции, который был основан в 1959 в Бордо как «национальный центр судебных исследований» и преобразованный в 1972 г. в Национальную школу правосудия, в которой проходят обучения претенденты на судейские и прокурорские должности. Первоначальное обучение в ней длится около трех лет. В Италии аналогичным учебным заведением является Школа правосудия. В Испании после реформы 1994 г. обучением судей занимается также школа Правосудия (Барселона, Мадрид). Первоначально предполагалось, что обучение будет осуществляться в течение двух лет, но со временем он сократился до 6 месяцев. На втором году обучения слушателей прикрепляют к судьям в качестве помощников. По завершению курсов публикуется список вакансий *(8) .

Дополнительные требования к кандидатам на должность мирового судьи могут быть установлены другими федеральными законами. Как указал Конституционный суд РФ в Определении от 08.06.2004 г. N 214-О по смыслу приведенной диспозитивной нормы федеральный законодатель наделен достаточно широким усмотрением в установлении квалификационных требований к судье: конституционный термин «дополнительные требования» означает, что ему предоставлена возможность закреплять как требования, в Конституции РФ не упоминаемые, так и иные повышенные по сравнению с установленными непосредственно Конституцией РФ требования.

2. Норма п. 2 комментируемой статьи определяет виды деятельности, которыми мировой судья заниматься не вправе, иначе говоря — виды деятельности, не совместимые с должностью мирового судьи. Точно такая же, но более общая норма содержалась в п. 3 ст. 3 Закона от 26 июня 1992 г. N 3132-I «О статусе судей в РФ» в старой редакции ( от 2 марта 2007 г. N 24-ФЗ ). В настоящий момент Государственная Дума приняла к рассмотрению законопроект N 365382-5 «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации», касающийся требований, предъявляемых к кандидатам на должность мировых судей и мировым судьям.

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, он направлен на реализацию положений Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции».

Указанным Федеральным законом внесены изменения, в том числе в ст. 3 и 4 Закона РФ «О статусе судей в РФ», которыми расширены и конкретизированы требования, предъявляемые как к судье, так и к кандидатам на должность судьи. В равной мере данные требования распространяются и на мировых судей.

Вместе с тем ст. 5 комментируемого Закона, которая до принятия Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 274-ФЗ полностью корреспондировалась с Законом РФ «О статусе судей в РФ», осталась в прежней редакции и содержит иной перечень требований, предъявляемых к кандидатам на должность мировых судей и мировым судьям.

В связи с этим и в целях обеспечения единых подходов к регулированию в федеральном законодательстве требований к мировым судьям законопроектом предлагается внести изменения в комментируемую статью . Данные изменения позволят унифицировать требования, предъявляемые к мировому судье и кандидатам на должность мирового судьи, установленные соответствующим законодательством *(9) .

Статья 6 . Порядок назначения (избрания) на должность мировых судей

В соответствии с п. 1 ст. 1 комментируемого Закона порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе» (далее — Закон о судебной системе), иными федеральными конституционными законами, комментируемым Законом и законами субъектов РФ. В этой связи следует отметить, что в Конституции РФ регламентировано назначение судей только федеральных судов ( ст. 128 ). Норма ч. 4 ст. 13 Закона о судебной системе (в ред. Федерального конституционного закона от 15 декабря 2001 г. N 5-ФКЗ) предусматривает, что порядок наделения полномочиями мировых судей устанавливается федеральными законами и законами субъектов РФ.

Однако исследование законов, принятых в субъектах Федерации по данному вопросу, свидетельствует о том, что ни в одном из субъектов не нашла закрепления процедура непосредственного избрания мирового судьи населением судебного участка. Во всех регионах страны приняты законы, согласно которым вопрос о назначении мировых судей решается не путем выборов населением, а назначением их законодательными органами субъектов Федерации. Так, например, в Саратовской области мировых судей назначает областная дума по представлению председателя областного суда, основанному на заключении квалификационной коллегии судей области, согласованному с губернатором. В то же время в Татарстане мировых судей назначает Госсовет Республики по представлению Председателя Верховного Суда, основанному на заключении квалификационной коллегии судей. В Московской области мировых судей назначает областная дума по представлению губернатора, основанному на решении квалификационной коллегии судей области и глав муниципальных образований *(10) .

В настоящее время президент РФ Д.А. Медведев высказывается за то, что при назначении мировых судей необходимо учитывать мнение граждан *(11) .

В Санкт-Петербурге порядок назначения на должность мирового судьи закреплен в ст. 5 Закона г. Санкт-Петербурга от 24 октября 2000 г. N 552-64 «О мировых судьях Санкт-Петербурга». Согласно п. 1 этой статьи, кандидат на должность мирового судьи, успешно сдавший квалификационный экзамен, получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей Санкт-Петербурга, представляется в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга к назначению на должность в порядке, установленном постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. В п. 2 данной статьи указано, что в течение месяца Законодательное Собрание решает вопрос о назначении кандидата на должность судьи. В случае отказа, претендент на должность мирового судьи имеет право на повторную подачу своего заявления ( п. 3 ).

Статья 7 . Срок полномочий мирового судьи

1. Норма, устанавливающая срок, на который назначается мировой судья, корреспондируется с нормой в п. 3 ст. 11 Закона РФ «О статусе судей в РФ», где предусмотрено, что предусмотрено, что мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет, а также что при повторном и последующих назначениях (избраниях) мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта РФ, но не менее чем на пять лет. Одновременно с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 169-ФЗ принят Федеральный конституционный закон от 15 декабря 2001 г. N 5-ФКЗ, которым внесены соответствующие изменения в ст. 14 Закона о судебной системе: согласно новой редакции указанной нормы полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией РФ, федеральным конституционным законом и принимаемым в соответствии с ними федеральным законом о статусе судей. Как отмечают многие юристы, ограничения срока каденции мирового судьи ставит последних в неравное положение с другими судьями (в частности, с федеральными судьями). На состоявшемся в Москве в начале декабря 2009 г. VII Всероссийском съезде судей было принято решение, что вопрос об уравнении в статусе мировых судей и судей районных (федеральных) судов отложен до 2012 г., в то же время в Совете судей РФ (на уровне профильных комиссий) начато обсуждение предложений о подготовке Федерального закона о внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты, которые направлены на наделение мировых судей полномочиями судьи без ограничения определенным сроком.

2. По истечении срока полномочий мировой судья вправе выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на ту же должность. При этом он не имеет каких-либо преимуществ перед другими кандидатами, т.е. процедура повторного наделения его полномочиями мирового судьи осуществляется на общих основаниях, предусмотренных законом. Демидов В.В. и Жуйков В.М. отмечают следующую сложность: «Вместе с тем такой кандидат освобождается от сдачи квалификационного экзамена и от необходимости представлять соответствующие документы. Однако, поскольку отбор на должность мирового судьи осуществляется на конкурсной основе, для назначения на должность лица, работавшего мировым судьей, необходима рекомендация квалификационной коллегии судей, к которой и должен обратиться с заявлением указанный мировой судья. Названная рекомендация необходима и в том случае, если на вакантную должность мирового судьи претендует лишь одно лицо, ранее занимавшее эту должность» *(12) .

Статья 8 . Прекращение, приостановление полномочий мирового судьи и замещение временно отсутствующего мирового судьи

1. Данная норма статьи является бланкетной и отсылает к положениям ст. 14 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации». В ст. 14 приведены основания, влекущие прекращения полномочий судьи, это в частности:

— письменное заявление судьи об отставке;

— неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;

— письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

— достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;

— прекращение гражданства Российской Федерации, приобретение гражданства иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

— занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи и т.д.

2. Данная норма статьи также является бланкетной и отсылает к положениям ст. 13 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации». В ней приведены три основания, при наличии хотя бы одного из которых влечет полномочия судьи приостанавливаются со стороны квалификационной коллегии судей:

— признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

— возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

— участие судьи в качестве кандидата в выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования, а также главы муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления;

3. В п. 3 данной статьи регламентируется порядок исполнения обязанности временно отсутствующего мирового судьи (по болезни, отпуск, до назначения нового мирового судьи на судебный участок). Такие обязанности возлагаются на мирового судью другого судебного участка того же судебного района постановлением председателя соответствующего районного суда. Однако в данной норме не прописан порядок вознаграждения, предельный срок временного замещения позиции, а также предельный уровень нагрузки одного судьи при замещении двух судебных участков.

Статья 9 . Аппарат мирового судьи

1. В состав аппарата мирового судьи входят: секретарь судебного заседания, секретарь суда и помощник судьи.

Рассмотрим для примера закон субъекта РФ, которым установлены рассматриваемые положения. Так, в ст. 7 Закона г. Санкт-Петербурга от 24 октября 2000 г. N 552-64 «О мировых судьях Санкт-Петербурга» описан круг полномочий аппарата мирового судьи ( п. 2 ), структурная и штатная численность ( п. 3 ). Например, в число обязанностей аппарата мирового судьи входит: организация приема граждан, содействие мировому судье в подготовке дел к рассмотрению в судебном заседании, учет движения дел и сроков их прохождения, выполнение поручения судьи по обеспечению его деятельности. Пункт 3 ст. 7 вышеназванного Закона Санкт-Петербурга особо оговаривает, что «структура и штатная численность аппарата мирового судьи устанавливаются уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга (далее — уполномоченный орган) по согласованию с мировым судьей в пределах фонда оплаты труда, утвержденного в установленном порядке».

2. Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта и тем самым на них распространятся все права и обязанности государственных служащих этого субъекта. В п. 2 ст. 32 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» разъясняется, что работникам аппарата суда присваивается классные чины и другие специальные звания.

Статья 10 . Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей

1. На важность финансирования судов указывает норма п. 1 ст. 33 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», где разъяснено, что «финансирование судов должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом». Эта норма конкретизируется в ст. 3 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», где указано, что единство судебной системы России обеспечивается в том числе путем финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета. Это основано на норме ст. 124 Конституции РФ, устанавливающей, что финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. В исполнении положений ст. 124 Конституции РФ и ст. 84 БК РФ, п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ «О судебном департаменте» финансирование мировых судей осуществляется судебным департаментом за счет средств федерального бюджета.

2. В силу ст. 2-3 Федерального закона от 10 февраля 1999 г. N 30-ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации», в части 2 комментируемой статьи установлен должностной оклад мирового судьи в процентном отношении к должностному окладу Председателя Верховного Суда Российской Федерации — 60%, а в городах федерального значения — 64%. Иначе говоря, на мировых судей распространен тот же порядок определения размера их должностного оклада, что и на судей федеральных судов общей юрисдикции. Этот порядок закреплен в Приложении к Федеральному закону от 10 января 1996 г. N 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации».

3. Полномочия по материально-техническому обеспечению деятельности мирового судьи переданы субъектам РФ. На это также указывает положение ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», закрепляющей, что решение вопросов материально-технического обеспечения деятельности мировых судей относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данным органом самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Например, ч. 2 ст. 8 Закона г. Санкт-Петербурга от 24 октября 2000 г. N 552-64 «О мировых судьях Санкт-Петербурга» «финансирование расходов на денежное содержание работников аппаратов мировых судей, а также материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга».

Часть 3 той же статьи определяет, что предоставление помещений для размещения судебных участков мировых судей обеспечивает Правительство города. Содержание, ремонт и обслуживание указанных помещений осуществляется уполномоченным органом. Таким органом назначен комитет законности и правопорядку Правительства Санкт-Петербурга. Подобные положения можно найти в ч. 3 ст. 11 Закона г. Москвы от 31 мая 2000 г. N 15 «О мировых судьях в городе Москве», где закреплено, что Правительство Москвы обеспечивает выделение помещений для размещения судебных участков и включает в городской бюджет расходы на обеспечение деятельности мировых судей и содержание их аппаратов.

4. Согласно подп. 20.1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ «О судебном департаменте» в полномочия Судебного департамента при Верховном Суде РФ входит финансирование возмещения издержек по делам, рассматриваемым судами и мировыми судьями, которые относятся на счет федерального бюджета. Возмещение судебных расходов и процессуальных издержек за счет средств федерального бюджета предусмотрено: в уголовном процессе — ст. 131 «Процессуальные издержки» и 132 «Взыскание процессуальных издержек» УПК РФ; в гражданском процессе — ст. 103 «Возмещение судебных расходов, понесенных судом в связи с рассмотрением дела» ГПК РФ.

Во исполнение положений нормы ч. 4 ст. 103 ГПК РФ, который устанавливает, что в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета, Закона г. Санкт-Петербурга от 24 октября 2000 г. N 552-64 «О мировых судьях Санкт-Петербурга» был дополнен ст. 8.1 «Возмещение издержек, связанных с рассмотрением гражданского дела». Как предусмотрено в п. 1 указанной статьи, за счет средств бюджета г. Санкт-Петербурга возмещаются следующие виды издержек, связанных с рассмотрением гражданского дела: расходы по оплате услуг представителя, назначенного мировым судьей в соответствии со ст. 50 ГПК РФ; расходы по оплате вызова свидетелей, назначения экспертов, привлечения специалистов, а также других действий, подлежащих оплате в соответствии с ГПК РФ, в случае осуществления указанных действий по инициативе мирового судьи. Согласно п. 2 данной статьи порядок и предельные размеры возмещения издержек устанавливаются Правительством Санкт-Петербурга.

Статья 11 . Символы государственной власти в зале судебных заседаний мировых судей

1. Текст комментируемой статьи практически идентичен содержанию ст. 34 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ст. 21 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и повторяется в законах субъектов Российской Федерации, регламентирующих порядок назначения и деятельности мировых судей. То есть символы государственной власти в зале судебных заседаний одинаковы во всех судах судебной системы Российской Федерации, вне зависимости от родовой или территориальной подсудности.

Описание Государственного флага Российской Федерации дается в ФКЗ от 25.12.2000 г. N 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации», который представляет собой прямоугольное полотнище из трех равных по величине горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета, причем отношение ширины флага к его длине 2 к 3.

Описание Государственного герба Российской Федерации дается в ФКЗ от 25.12.2000 г. N 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации», который представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орел держит скипетр, в левой — державу. На груди орла, в красном щите, расположен серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

Описание флага и герба субъекта Российской Федерации дается в законе (законах) соответствующего субъекта Российской Федерации.

Присутствие флага и герба субъекта РФ в зале судебного заседания мирового судьи исходя из текста комментируемого Закона факультативно (необязательно), тем не менее, на практике, невозможно найти зал судебного заседания мирового судьи, в котором бы не присутствовал флаг и герб субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляет правосудие данный мировой судья.

2. Описание мантии для всех судей в Российской Федерации дается в постановлении Президиума Верховного Совета РФ от 22 марта 1993 г. N 4656-I «Об утверждении описания и образца мантии судей Российской Федерации» и в приказе Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 25 января 1999 г. N 5 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи мантий судьям и Инструкции о порядке выдачи служебного обмундирования судьям и имеющим классные чины работникам судов общей юрисдикции».

Ношение мантии для судьи при осуществлении правосудия является обязательным. Строгий вид мантии подчеркивает ее длина (до пола), а также ее цвет (черный).

Согласно указанному выше приказу Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 25 января 1999 г. N 5 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи мантий судьям и Инструкции о порядке выдачи служебного обмундирования судьям и имеющим классные чины работникам судов общей юрисдикции» в служебное обмундирование для судей, кроме мантии, входит пиджак, брюки (юбка), рубашка (блузка), галстук и ремень, а также обувь, но никакой головной убор не предусмотрен.

Порядок выдачи мировым судьям удостоверения судьи, форма удостоверения, описание отличительного знака мирового судьи регламентируются законом соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляет правосудие данный мировой судья.

Например, на территории Саратовской области удостоверение мирового судьи подписывается Председателем Саратовской областной Думы, а форма удостоверения и описание отличительного знака мирового судьи утверждаются Саратовской областной Думой (см. Постановление Саратовской областной Думы от 12 сентября 2001 г. N 57-2523 «О Положении об удостоверении мирового судьи в Саратовской области и особом отличительном знаке мирового судьи в Саратовской области», а также Закон Саратовской области от 16 марта 1999 г. N 12-ЗСО «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Саратовской области»).

Особый отличительный знак мирового судьи в Саратовской области представляет собой римейк исторического знака судей, введенного императором Петром I и существовавшего с незначительными изменениями до 1917 года.

Знак является фигурой эллипсовидной формы, где более узкая часть расположена вертикально, размер знака — 75 х 65 мм.

В верхней и нижней третях эллипса справа и слева находятся треугольные выступы размером 2 мм, на лицевой стороне (аверсе) знака в середине помещено цветное изображение герба данного субъекта Российской Федерации (Саратовской области), заключенное в эллипсовидную рамку, повторяющую внешние контуры знака.

Размер герба — 18 на 33 мм, размер внутренней эллипсовидной рамки — 45 на 50 мм. Между рамками внешнего и внутреннего эллипсовидных контуров знака помещен текст с наименованием должности и страны: слева помещено слово «Мировой», справа помещено слово «судья», в верхней части в две строки помещены слова «Российская Федерация», в нижней части в две строки помещены слова «Саратовская область». Слова отделены пятилистниками.

На реверсе (обратной стороне) выгравированы фамилия, имя и отчество мирового судьи.

Знак с помощью ушка подвешен на ленте. Лента знака шелковая, цвет — российский триколор (белый, синий, красный), шириной 30 мм, длиной 900 мм.

1. В силу ч. 3 ст. 15 Конституции, Постановления Конституционного Суда от 20 декабря 1995 N 17-П и в соответствии с ст. 4 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», настоящий Закон был впервые опубликован в «Российской газете» в N 242 от 22 декабря 1998 г. Следовательно, днем вступления в силу комментируемого Закона следует считать 22 декабря 1998.

2. Данная норма корреспондируется с положениями ст. 5 Федерального закона от 18 декабря 2001 г. N 177-ФЗ «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», где указано, что в субъектах РФ, в которых на момент введения в действие УПК РФ не созданы должности мировых судей, уголовные дела, отнесенные данным Кодексом к подсудности мировых судей, рассматриваются судьями районных судов единолично в порядке, установленном гл. 41 данного Кодекса; в этих случаях приговор и постановления могут быть обжалованы в кассационном порядке. Подобная норма для гражданских дел закреплена в ст. 5 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации». На сегодняшний день во всех субъектах РФ полноценно действует мировая юстиция.

научный сотрудник «Института проблем правоприменения»

при Европейском Университете в Санкт-Петербурге,

соискатель юридического факультета СПбГУ

к.ю.н, старший преподаватель кафедры гражданского процесса

ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права»,

именная стипендиатка Президента РФ (2006-2007 учебном году),

член Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России»,

автор и соавтор свыше 60 работ

*(8) Второй тип системы подготовки в судьи — это модель скандинавских стран (которых до вступления в силу ФЗ-135, тяготела и Россия), где, чтобы стать судьей, необходимо после получения диплома юриста сначала в течение двух лет практиковаться в суде первой инстанции в качестве стажера, обязанности которого с обязанностями секретаря судебного заседания. Затем на должности стажера судьи в суде второй инстанции претендент должен проработать один год, после чего вернуться в суд первой инстанции на должность судьи-стажера (или так называемого помощника судьи), а также необходимо проработать еще один год в суде апелляционной инстанции. На каждом этапе оценивается как текущая его работа, так и результат итогового экзамена. Подробнее см.: Прокудина Л.А., «Зарубежный опыт подготовки и использования помощника судьи» // Российский Судья, 6 (2009), С. 44-46. К скандинавской системе судейской социализации относится Германия. В этой стране младшим судьям дается 50-70% объема работы опытного судьи. В некоторых судах старшие судьи назначаются менторами. Начинающий судья работает в коллегии из трех судей. В течение первого года работы судьям запрещается рассматривать семейные ссоры и председательствовать в тройке. Подробнее о системах подготовки и переподготовки судей за рубежом см.: Толстых В.Л. «Подготовка и повышения квалификации судей» // ЗАКОН 2 (Февраль-2010), С. 69-75.