Приобретение гражданами жилья в собственность

Обеспечение граждан жилыми помещениями возможно не только путем предоставления жилой площади, но и путем приобретения ими жилых помещений. Способы такого приобретения могут быть различными: приватизация жилых помещений, жилищное строительство, участие в жилищных накопительных кооперативах, в жилищно-строительных и жилищных кооперативах, договор пожизненного содержания, завещательный отказ, купля-продажа, мена, дарение и другие способы.

Приватизация жилых помещений

В начале проведения рыночных реформ в России одним из распространенных оснований возникновения права собственности граждан на жилые помещения была приватизация государственного и муниципального жилья.

Закон РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее — Закон о приватизации) дает определение приватизации жилья как бесплатную передачу в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан РФ, забронировавших жилые помещения, — по месту их бронирования.

Приватизация возможна лишь при соблюдении определенных принципов: добровольности — для граждан, безвозмездности независимо от размера занимаемой жилой площади, однократности бесплатной приватизации, сохранении у граждан права на приватизацию жилья при переходе государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности или их ликвидации.

Приватизировать жилые помещения граждане могут до 1 марта 2015 г.

Закон о приватизации не конкретизирует объект приватизации, указывая лишь, что приватизация жилья — бесплатная передача в собственность граждан РФ занимаемых ими жилых помещений на условиях социального найма (ст. 1, 2). Вместе с тем ч. 1 ст. 4 Закона о приватизации содержит перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации.

Определяя круг объектов, не подлежащих приватизации, законодатель учитывал целевое назначение жилого помещения, место его положения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилого помещения, исключающие возможность передачи его в частную собственность. В Постановлении Конституционного Суда от 24.10.2000 № 13-П, признавшем неконституционным запрет на приватизацию расположенных в сельской местности жилых помещений государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также высших учебных заведений, отмечается, что особый правовой режим жилого помещения предполагает определение законодателем не только специального целевого назначения жилого помещения, но и других критериев введения такого режима. В частности, его нельзя распространять на уже занятые жилые помещения, а необходимость его введения должна быть обусловлена особенностями служебных обязанностей работников, для проживания которых предназначено жилое помещение. Но даже если жилое помещение отнесено к этой категории, «суды. должны проверять факты, обосновывающие в каждом случае распространение на него особого правового режима, исходя из практики и перспектив целевого использования данного помещения, включения его в соответствующую производственную и социальную инфраструктуру». Так, в силу ст. 4 Закона о приватизации жилья не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состояния, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, в служебных жилых помещениях, за исключением жилого фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Однако в отношении служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения право принимать решения об их приватизации было предоставлено как собственнику жилищного фонда или уполномоченному им органу, так и предприятию, за которым закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждению, в оперативное управление которого передан жилищный фонд с согласия собственника (ч. 2 ст. 4 Закона о приватизации). Вопрос о приватизации жилых помещений в коммунальных квартирах, которые первоначально входили в перечень не подлежащих приватизации в силу ч. 1 ст. 4 Закона о приватизации, был решен Конституционным Судом в 1998 г. 1

Что касается запрета приватизации жилой площади в закрытых военных городках, то перечень таких городков утверждают командующие округов и флотов. Отменяя решение суда ввиду неисследова-тельности обстоятельств дела, Верховный Суд РФ отметил, что правовой статус военного городка определяется не только внешними признаками: ограждение территории, наличие контрольно-пропускного пункта, но и правовыми актами, изданными компетентными органами [1] [2] [3] .

В связи с принятием нового Жилищного кодекса граждане, проживающие в общежитиях получили право приватизировать жилье, так как в соответствии со ст. 7 Вводного закона к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК о договоре социального найма’.

Участниками приватизации жилых помещений социального найма являются наниматель и совместно проживающие с ним члены семьи, а также местная администрация, предприятие, учреждение, уполномоченные передавать жилье в собственность граждан. Законодатель учел практику применения Закона о приватизации в его первоначальной редакции, когда жилищные права несовершеннолетних нарушались взрослыми членами семьи и не защищались в достаточной мере государственными органами, уполномоченными осуществлять охрану их прав. Поэтому последующие изменения закона были специально направлены на охрану прав несовершеннолетних.

Закон о приватизации определяет условия и порядок приватизации жилья. Граждане, занимающие жилое помещение по договору социального найма, вправе приобрести его в собственность с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Согласие это должно быть дано в письменной форме, при этом учитываются и временно отсутствующие члены семьи.

Жилые помещения приобретаются в общую собственность или в собственность одного из совместного проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних (ст. 2 Закона о приватизации).

Передача жилья в собственность оформляется договором передачи, заключаемым местной администрацией (муниципалитетом) как собственником жилья, предприятием, учреждением (с согласия собственника) и гражданином. Договор должен быть зарегистрирован в органах юстиции (Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии).

Если гражданин, подавший заявление о приватизации с необходимыми для этого документами, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до регистрации такого договора, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по независящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано 1 .

Закон о приватизации жилья дал возможность гражданам самостоятельно решать свои жилищные потребности. Вместе с тем он вызвал и ряд правовых проблем. Одна из них была связана с тем, что граждане, приватизировавшие квартиры, хотели бы отказаться от приватизации и вернуть себе государственное жилье. Появился термин «расприватизация», или «деприватизация», под которым понимается возвращение государству (или муниципальному образованию) права собственности на ранее приватизированное жилье в обмен на заключение договора социального найма. Некоторые жилищные органы полагали, что такое действие вполне возможно, поскольку не запрещено законом, называя это расторжением договора в добровольном порядке между собственником приватизированной квартиры и муниципальным органом, заключившими договор. При этом в литературе было высказано мнение, что деприватизация может производиться двумя способами:

1) путем расторжения договора передачи квартиры в собственность (ст. 450 ГК);

2) в порядке признания такого договора недействительным (ст. 166 ГК).

В обоих случаях помещение возвращается в государственную или муниципальную собственность. В первом случае предполагается, что гражданин фактически и юридически воспользовался правом на однократную приватизацию и, следовательно, второй раз воспользоваться правом бесплатной приватизации не сможет. Во втором случае, когда сделка приватизации жилья признается судом недействительной, нужно исходить из ст. 167 ГК. Сделка считается недействительной с момента ее совершения и не влечет за собой юридических последствий.

Второй случай сомнений не вызывает. Но можно ли говорить о расторжении договора, который уже исполнен? Обязательства сторон прекращаются надлежащим исполнением. Договор на приватизацию жилья исполнен, расторгать нечего. Следовательно, никакой правовой основы первый способ деприватизации не имеет.

Проблема была решена, когда законодатель внес дополнение в Закон о приватизации.

Статья 9.1 определяла, что граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

  • [1] См.: Постановление Конституционного Суда от 03.11.1998 № 25-П.
  • [2] Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 2. С. 6-7.
  • [3] Жилищный кодекс РФ. М., 2005. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 № 8 «О некоторых вопросах применения Закона Российской Федерации “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”».

Возникновение права на жилое помещение, находящееся в собственности граждан

Право собственности на жилые помещения возникает у граждан в следующих случаях:

• приобретения квартиры по гражданско-правовым основаниям;

• приватизации имеющейся у гражданина жилой площади;

• выплаты пая в жилищном или жилищно-строительном кооперативе в полном объеме.

Гражданско-правовыми договорами, ведущими к приобретению жилья в собственность, являются договоры купли-продажи, дарения, ренты, пожизненного содержания с иждивением и иные.

Уделим некоторое внимание условиям приобретения жилья по гражданско-правовым договорам, представленным ГК РФ.

По договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество, а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Существенным условием договора продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, в которых проживают лица, сохраняющие в соответствии с законом право пользования этим жилым помещением после его приобретения покупателем, является перечень этих лиц с указанием их прав на пользование продаваемым жилым помещением. Договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

Не допускается продажа иным лицам заселенных квартир и домов государственного, муниципального жилищных фондов без согласия проживающих в них совершеннолетних граждан. Думается, указанный запрет имеет место и при изменении статуса жилого помещения (придания ему статуса служебного жилого помещения или общежития).

Договор мены осуществляется по правилам купли-продажи, однако каждая сторона предоставляет другой жилое помещение, т.е. является и продавцом и покупателем.

По договору дарения лицо безвозмездно получает определенное имущество. Дарение квартиры или иного жилого помещения в силу

ч. 3 ст. 574 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит государственной регистрации.

По договору пожизненного содержания с иждивением получатель ренты — гражданин передает принадлежащие ему жилой дом, квартиру, земельный участок или иную недвижимость в собственность плательщика ренты, который обязуется осуществлять пожизненное содержание с иждивением гражданина и (или) указанного им третьего лица (лиц). Указанными видами сделок договоры, ведущие к приобретению жилых помещений, не исчерпываются, но данными способами приобретается большинство квартир.

Жилое помещение, находящееся в собственности, может перейти к гражданину по наследству. Получение жилья, переходящего по наследству, осуществляется по общим правилам вступления в наследство. Наследники должны произвести государственную регистрацию перехода права собственности, оплатив при этом регистрационные сборы. B соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 1 июня 2005 г. № 78-ФЗ «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» утратил силу с 1 января 2006 г. Закон РФ от 12 декабря 1991 г. № 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения». Из этого следует, что теперь наследники при оформлении своих наследственных прав, в том числе на жилые помещения, освобождены от уплаты налога, которым ранее облагалось наследственное имущество.

Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Большое значение имеет закрепленное в законодательстве предоставление государственной помощи гражданам в жилищной сфере. Гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство оказывает помощь, развивая строительство домов государственного и муниципального жилищных фондов, предназначенных для предоставления жилых помещений по договору найма, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья. Компенсации (субсидии) — это средства, предоставляемые гражданам в качестве помощи ддя оплаты жилья и коммунальных услуг, строительства жилья или его покупки.

Субсидия предоставляется только гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоящим на учете по предоставлению жилой площади, а также лицам, имеющим согласно действующему законодательству право на льготное финансирование строительства или приобретение жилья, но не использовавшим это право. Субсидия на руки не выдается, а предоставляется справка, подтверждающая, что продавцу или застройщику будет перечислена предоставленная гражданину субсидия. Право собственности может также быть признано и на самовольную постройку. Согласно ч. 3 ст. 222 Гражданского кодекса РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Постановление Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998 г. № 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»

При разрешении споров, связанных с возникновением права собственности на имущество в силу приобретательной давности, следует исходить из того, что согласно пункту 4 статьи 234 ГК РФ течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 ГК РФ, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.

Гражданин, не являющийся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющий как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Приобретение жилого помещения по этому основанию также подлежит государственной регистрации.

B соответствии с ч. 4 ст. 218 Гражданского кодекса члены жилищного , жилищно — строительного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.

Жилое помещение, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Не могут быть приватизированы служебные жилые помещения, жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии или в домах закрытых военных городков, а также общежития до придания им иного статуса. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется на бесплатной основе.

Граждане вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность.

Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Собственники приватизированных жилых помещений в доме государственного или муниципального жилищного фонда являются совладельцами либо пользователями внеквартирного инженерного оборудования и мест общего пользования дома.

Собственнику приватизированного жилого помещения в коммунальной квартире принадлежит доля в праве собственности на общее имущество в коммунальной квартире.

Осуществление права собственности на жилое помещение не должно нарушать прав и охраняемых действующим законодательством интересов других лиц.

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищных фондах социального использования один раз.

Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия.

Если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до регистрации такого договора местной администрацией, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал своего заявления, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.

После приобретения жилья в собственность граждане владеют, пользуются и распоряжаются ею по своему усмотрению. Принудительное изъятие недвижимости в жилищной сфере без согласия собственника не допускается, если иное не предусматривается законом или иным соглашением сторон. Принудительное изъятие недвижимости по основаниям, предусмотренным законом, при отсутствии согласия собственника может проводиться лишь на основании решения суда или арбитражного суда.

B силу ч. 2 ст. 213 Гражданского кодекса РФ количество и стоимость жилья, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются. Жилые помещения могут находиться в индивидуальной или общей собственности. Собственность супругов на жилые помещения является общей совместной (т.е. размер долей в общем имуществе не определен). Общая собственность, принадлежащая иным лицам, может быть только долевой (каждому из сособственников принадлежит заранее определенная часть имущества).

После приобретения жилья в собственность большая часть связанных с ним правоотношений переходит в регулирование гражданско-правовой сферы. Однако некоторые из них продолжают регулироваться жилищными правовыми актами. B частности, к пользованию жилыми помещениями членами семьи нанимателя применяются нормы, закрепленные в ст. 31 Жилищного кодекса РФ.

B отличие от найма собственник производит и текущий и капитальный ремонт, а также перепланировку за свой счет. Капитальный ремонт жилого дома, квартиры с переустройством или перепланировкой помещений производится с разрешения соответствующего органа самоуправления.

Однако государство не устраняется от контроля за жилыми помещениями, находящимися в собственности, и оказания содействия собственникам. Ремонт домов, квартир, принадлежащих гражданам, по их желанию может производиться предприятиями бытового обслуживания населения. Работы по ремонту и благоустройству указанных домов, квартир могут также производиться силами ремонтностроительных организаций по договорам. За государственными жилищно-эксплуатационными и ремонтно-строительными организациями сохраняются обязательства по обслуживанию и ремонту приватизированных жилых помещений по договору с их собственниками (товариществами и иными объединениями).

Кроме того, местная администрация осуществляет контроль за содержанием домов, квартир, принадлежащих гражданам.

Собственник имеет право сдавать принадлежащее ему жилое помещение внаем (имеется в виду коммерческий наем) и аренду (юридическим лицам). Основные положения аренды и коммерческого найма были представлены в предыдущем параграфе.

B связи с развитием института ипотеки (залога недвижимости) в Жилищный кодекс РФ были внесены изменения. Теперь на жилой дом или квартиру, приобретенные за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилья, и заложенные в обеспечение возврата кредита или целевого займа, может быть обращено взыскание и собственник может лишиться, таким образом, права собственности на указанные жилые помещения. Обращение взыскания на жилой дом или квартиру, заложенные в обеспечение возврата кредита или целевого займа, является основанием для принятия решения о предоставлении жилого помещения из маневренного жилищного фонда лицу, утратившему право собственности на жилой дом или квартиру, и совместно проживающим с ним членам семьи, а также бывшим членам семьи. При положительном решении собственник, утративший право собственности на свои жилые помещения, освобождает их только после предоставления другого помещения.

Кодексом также закреплена возмездность изъятия земельного участка и сноса находящегося на нем дома. Изъятие из собственности земельного участка для государственных или муниципальных нужд происходит путем выкупа. По желанию гражданина ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения, другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (ст. 32 ЖК РФ).

Для оптимизации пользования и управления имуществом нескольких домов, или многоквартирного дома, или части дома, или изолированной блок-секции собственники квартир могут объединиться в товарищество собственников жилья (ТСЖ). B ч. 1 ст. 128 Жилищного кодекса РФ ТСЖ определяется как некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

1. Дайте определение понятия «договор социального найма».

2. Каковы предмет и стороны договора социального найма?

3. Какова форма договора социального найма?

4. B чем состоят права, обязанности и ответственность наймодателя жилого помещения?

5. B чем состоят права, обязанности и ответственность нанимателя жилого помещения и членов его семьи?

6. Дайте определение понятия «договор коммерческого найма».

7. Каковы объект, форма и сроки договора коммерческого найма?

8. Каковы права и обязанности сторон договора коммерческого найма?

9. Как происходят изменение и расторжение договора коммерческого найма?

10. Каковы правила пользования жилыми помещениями на основе членства в жилищном и жилищно-строительном кооперативе?

11. Какие права и обязанности имеет собственник жилого помещения и иные граждане, проживающие в принадлежащем ему помещении?

ОБРАЗЦЫ ИСКОВЫХ ЗАЯВЛЕНИЙ

B N-ский городской суд

ИСТЕЦ: Иванов Иван Иванович, прож.: г. N, ул. Мира, д. 5, кв. 59.

ОТВЕТЧИК: Макарова Àiià Сергеевна, прож.: г. N, ул. Мира, д. 5, кв. 59.

ТРЕТЬЕ ЛИЦО: ЖСК «Маяк», г. N, ул. Мира, д. 5, корп. 3, стр. 1.

3. Право собственности граждан на жилые помещения

В соответствии со ст. 49-1 Жилищного кодекса РСФСР граждане вправе приобрести в собственность за плату (купить) жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда. Если же они являются нанимателями таких помещений, то они получают право на бесплатную приватизацию занимаемого жилья путем заключения с органами местного самоуправления (либо с государственными

предприятиями или учреждениями) договора о безвозмездной передаче жилого помещения в их собственность (ст. 54-1 Жилищного кодекса РСФСР; ст. 2 и 11 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»1).

Каждый гражданин может бесплатно получить в собственность занимаемое им жилое помещение в домах государственного или муниципального жилищного фонда только один раз. Объектом приватизации не могут быть аварийные жилые помещения, а также жилые помещения в общежитиях, закрытых военных городках и служебные (решения о приватизации служебных жилых помещений и коммунальных квартир могут быть приняты их собственниками или уполномоченными ими органами). При этом могут возникнуть отношения общей (долевой или совместной) собственности граждан на приватизированные в таком порядке жилые помещения2.

Граждане могут приобретать жилье в собственность и по другим основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (строительство жилых домов или участие в его финансировании, на основании договоров ренты, мены, дарения, аренды с выкупом, полной оплаты стоимости кооперативного жилья, получение жилья в порядке наследования и т.д.).

Находящееся в собственности граждан жилье не ограничивается по количеству, размерам и стоимости (ч. 3 ст. 6 Закона об основах федеральной жилищной политики). Жилые помещения рассматриваются законом в качестве разновидностей недвижимого имущества. Поэтому в соответствии со ст. 131 ГК право на них подлежит обязательной государственной регистрации, имеющей правоустанавливающее значение. Собственники жилья вправе использовать его по целевому назначению с соблюдением требований законодательства и интересов других лиц, в том числе совершать сделки по его отчуждению, залогу, аренде, передавать по наследству, а также вселять в принадлежащие им жилые помещения других граждан в качестве членов своих семей (ср. ст. 288 ГК; ст. 49-2 Жилищного кодекса РСФСР; ст. 6 Закона об основах федеральной жилищной политики; ч. 1 ст. 3 Закона о приватизации жилья).

Жилые помещения, как и земельные участки, также имеют строго целевое назначение. Такой подход закона обусловлен сохраняющимся недостатком жилья и его особой социальной значимостью. Жилые помещения предназначены исключительно для проживания граждан, а осуществление прав собственника по владению, пользованию и распоряжению такими объектами недвижимости должно производиться в соответствии с целевым назначением этих вещей (ст.

Вместе с тем, несмотря на законодательное признание квартир и комнат в многоквартирном жилом доме самостоятельными недвижимыми вещами, они, как уже отмечалось, ни фактически, ни юридически не приспособлены к тому, чтобы быть самостоятельными объектами недвижимости. Возникающие при этом противоречия и проблемы приводят к выводу о том, что законодательное объявление их недвижимостями — самостоятельными объектами гражданских правоотношений — в действительности представляет собой юридическую фикцию, вызванную к жизни остротой жилищной проблемы и определенными недостатками законодательства1.

Для обеспечения нормальной эксплуатации квартир в многоквартирных жилых домах закон вынужден признать за их собственниками долю в праве на общее имущество дома — лестничные площадки, лифты, чердаки и подвалы, санитарно-техническое и иное оборудование и т.п. (ст. 289 и п. 1 ст. 290 ГК; ч. 4 и 5 ст. 3 Закона о приватизации жилья). При этом таким собственникам жилья запрещено отчуждать свою долю в праве на общее имущество жилого дома и совершать иные действия, влекущие передачу этой доли, отдельно от права собственности на жилье (п. 2 ст. 290 ГК; ч. 2 ст. 8 Закона об основах федеральной жилищной политики; ч. 8 ст. 3 Закона о приватизации жилья)2.

По сути это означает, что соответствующая доля в праве собственности на указанное общее имущество всегда следует судьбе права собственности на жилье, будучи неразрывно с ним связанной. Однако квалификация этих отношений как режима главной вещи и принадлежности была бы ошибочной, ибо главной вещью в отношении общих частей дома, разумеется, является сам дом, а не отдельные квартиры (а доля в праве собственности не является вещью).

Использование жилого помещения не по назначению, либо систематическое нарушение

собственником такого помещения прав и интересов соседей, либо бесхозяйственное обращение соб-ственника со своим жильем могут стать основанием для принятия судом по иску органа местного самоуправления решения о продаже такого жилого помещения с публичных торгов, т.е. о принудительном отчуждении принадлежащей собственнику недвижимости. Собственник жилья должен быть предварительно предупрежден органом местного самоуправления о необходимости устранения допущенных им нарушений (в том числе с установлением соразмерного, разумного срока для этих целей, включая необходимый ремонт разрушаемого помещения). Лишь после этого он подвергается риску судебного изъятия и принудительной реализации принадлежащего ему объекта недвижимости (ст. 293 ГК; ст. 6 Закона об основах федеральной жилищной политики).

6. Приватизация жилых помещений

Приватизация является основанием приобретения права собственности на жилое помещение, которое уже находилось в пользовании у лиц, участвующих в приватизации, т.е. приватизация не является одним из способов жилищного обеспечения граждан.

Понятие приватизации жилых помещений.

Из указанных положений следует, что:

1) к сделкам по приватизации публичной собственности применяется специальное законодательство, которое устанавливает порядок приватизации;

2) к сделкам по приватизации ограниченно применяются принципы автономии воли и свободы договора, поскольку орган государственной власти или местного самоуправления, действующий от имени публичного собственника, не может отчуждать имущество как частный собственник: по своему выбору любому лицу, любым способом, на любых условиях и за любую цену.

Следует иметь в виду, что сделки по отчуждению имущества государственным (муниципальным) унитарным предприятием или учреждением не являются приватизацией, хотя и влекут переход из публичной собственности в частную. Сделки по распоряжению имуществом учреждений и унитарных предприятий совершаются ими от собственного имени и по своему усмотрению и регулируются нормами ГК РФ в соответствии с содержанием права хозяйственного ведения (оперативного управления).

Граждане — наниматели жилых помещений в домах государственного и муниципального (по ЖК РСФСР — в том числе ведомственного) жилищного фонда имеют право на бесплатную приватизацию занимаемых ими жилых помещений путем заключения с органами местного самоуправления (либо с государственными предприятиями или учреждениями) договора о безвозмездной передаче жилого помещения в их собственность.

Способ приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда — их безвозмездная передача нанимателям. Порядок передачи регулируется Законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее — Закон о приватизации), который в соответствии с Вводным законом (Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ) будет действовать до 1 января 2007 г. (ч. 2 ст. 2).

Основные принципы приватизации жилых помещений. К этим принципам относятся следующие:

1) право приватизации предоставлено только гражданам Российской Федерации.

Указанное правило следует из Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 15 мая 2001 г. N 54-ФЗ, которым в Закон о приватизации внесены существенные изменения, в соответствии с которыми с 31 мая 2001 г. (дата вступления Закона в действие) приватизировать жилые помещения могут только граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения на основании договора социального найма.

До вступления в силу указанного Закона участие в приватизации не было связано с наличием гражданства Российской Федерации. Указанный Закон установил запрет на участие в приватизации жилья иностранных граждан, что допустимо в силу п. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства обладают теми же правами и обязанностями, что и граждане Российской Федерации, кроме случаев, установленных законом или международным договором;

2) приватизации подлежат только жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда.

Граждане могут приватизировать жилые помещения только в домах государственного и муниципального жилищного фонда, в том числе жилые помещения, находящиеся на праве хозяйственного ведения и оперативного управления у предприятий и учреждений, а также жилищный фонд, временно находящийся у приватизированных предприятий, который не вошел в уставный капитал этих предприятий и в соответствии с планом приватизации подлежит передаче в муниципальную собственность.

В зависимости от того, к какой форме собственности относится предприятие или учреждение, жилищный фонд, находящийся у предприятий и учреждений на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, является либо государственной собственностью (федеральной или субъекта Российской Федерации), либо муниципальной собственностью.

Следует иметь в виду, что в отношении приватизированных предприятий, на балансе которых находится жилищный фонд, не включенный в уставный капитал и подлежащий передаче в муниципальную собственность, до момента реальной передачи в муниципальную собственность жилищный фонд, находящийся на балансе приватизированных предприятий, является собственностью субъекта Российской Федерации или федеральной собственностью в зависимости от того, к какой форме собственности относилось предприятие до приватизации.

Закон о приватизации не распространяется на передачу гражданам занимаемых ими жилых помещений, находящихся в собственности хозяйственных обществ (например, акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью), поскольку безвозмездная передача указанными юридическими лицами жилья в собственность граждан не является сделкой приватизации, а является гражданско-правовой сделкой дарения, которая регулируется нормами ГК РФ.

В отношении жилищного фонда, находящегося в собственности общественных объединений (организаций), законодательство о приватизации жилых помещений содержит рекомендательную норму, согласно которой общественным объединениям было рекомендовано осуществлять передачу и продажу находящегося в их собственности жилья в собственность граждан на условиях, предусмотренных для государственного и муниципального жилищного фонда*(131). Аналогичные рекомендации относились и к приватизации жилищного фонда колхозов.

В соответствии с Положением о реорганизации и приватизации государственно-кооперативных (кооперативно-государственных) предприятий агропромышленного комплекса, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 г. N 708, при реорганизации колхоза или совхоза в отношении объектов жилого фонда могло быть принято одно из следующих решений:

а) передача в муниципальную собственность;

б) передача или продажа гражданам занимаемых ими помещений в порядке, установленном Законом о приватизации и соответствующим решением Советов народных депутатов;

в) включение в уставный капитал реорганизуемого колхоза или совхоза.

Соответственно если жилищный фонд, ранее принадлежащий колхозу или совхозу, был передан в муниципальную собственность, то его передача в собственность граждан осуществляется в соответствии с Законом о приватизации.

До реорганизации и в момент реорганизации колхозы и совхозы могли заключать договоры приватизации жилья. С момента окончания реорганизации и регистрации нового юридического лица жилищный фонд, включенный в уставный капитал реорганизованного юридического лица, не подлежит приватизации, поскольку не может быть отнесен ни к объектам государственной или муниципальной собственности, ни к объектам, находящимся в собственности общественных организаций;

3) приватизации подлежат только жилые помещения, пользование которыми осуществляется на основании договора социального найма.

Жилые помещения, занимаемые гражданами на основании коммерческого найма или ином основании, приватизированы быть не могут. Незаселенные жилые помещения не могут быть приватизированы путем безвозмездной передачи.

Согласно ст. 12 Вводного закона, которым внесены изменения в ч. 1 ст. 4 Закона о приватизации, не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 г.;

4) возникновение права на приватизацию должно следовать из волеизъявления на приватизацию или отказа от участия в ней.

Жилые помещения подлежат передаче в собственность только на добровольной основе, при наличии согласия на приватизацию всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 2 Закона о приватизации). Следовательно, законность приватизации будет соблюдена тогда, когда в ней участвуют все проживающие в жилом помещении лица либо достигнуто соглашение на передачу жилья только одному или нескольким из них (отказ от приватизации).

Необходимо учитывать жилищные права граждан, которые в данной квартире на момент приватизации не проживают, но имеют законное право на проживание. Статьей 71 ЖК РФ установлено, что временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма.

Согласно п. 4 ст. 71 СК РФ ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.

Что касается отказа от участия в приватизации несовершеннолетнего, то Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 24 августа 1993 г.

Несмотря на то что Пленум Верховного Суда Российской Федерации указал на порядок отказа от участия в приватизации несовершеннолетних лиц, их участие в приватизации фактически обязательно. Согласно ч. 2 ст. 7 Закона о приватизации в договор передачи включаются несовершеннолетние лица, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

Таким образом, право на приватизацию сохраняют несовершеннолетние, снятые с регистрационного учета по различным основаниям, направленные в образовательные и лечебные учреждения, к родственникам и опекунам (попечителям), в том числе и к приемным родителям;

Данный принцип означает, что жилое помещение передается в собственность граждан в порядке приватизации бесплатно;

Использовать право на бесплатное приобретение в собственность жилого помещения в домах государственного и муниципального фонда гражданин Российской Федерации может только один раз. Это правило не относится к несовершеннолетним, ставшим собственниками занимаемого жилого помещения в порядке приватизации. По достижении совершеннолетия они не утрачивают право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения. При этом несовершеннолетние граждане могут приватизировать жилое помещение также только один раз. В абз. 1 ст. 11 Закона о приватизации четко установлено право всех граждан без указания возраста приватизировать занимаемое жилое помещение один раз, а для несовершеннолетних абз. 2 установлено дополнительное право однократной приватизации по достижении совершеннолетия. Таким образом, гражданин может участвовать в приватизации жилья два раза: первый раз в возрасте до 18 лет, второй раз — после его достижения.

Порядок государственной регистрации прав на приватизированные помещения. В соответствии со ст. 6 Закона о приватизации передача жилых помещений в собственность граждан должна осуществляться:

— органами государственной власти или местного самоуправления, уполномоченными передавать жилые помещения;

— государственными или муниципальными предприятиями, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения;

— государственными или муниципальными учреждениями и казенными предприятиями, за которыми жилищный фонд закреплен на праве оперативного управления.

Договор безвозмездной передачи (сделка) заключается в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, которое не предусматривает государственную регистрацию указанной сделки. В то же время обязательной государственной регистрации подлежит только переход права собственности к гражданам, приватизирующим жилое помещение.

В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 25 июля 1997 г. N 122-ФЗ (с изменениями)*(133) заявления в учреждение юстиции должны подать обе стороны договора: граждане — о регистрации своего права собственности; передающие жилье орган или организация — о регистрации ранее возникшего права и (или) перехода права собственности к гражданам.

При государственной регистрации прав учреждение юстиции должно осуществить проверку следующих условий законности сделки приватизации:

— принадлежность жилого помещения государственному или муниципальному жилищному фонду;

— предоставление приватизируемого жилого помещения гражданам на условиях социального найма;

— полномочия передающих жилье органа или организации и подписавшего договор должностного лица;

— наличие у лиц, приватизирующих жилье, гражданства Российской Федерации;

— соблюдение прав несовершеннолетних и других лиц, имеющих по закону право пользования жилым помещением;

— соблюдение принципа однократности приватизации жилья;

— обращение за регистрацией одновременно всех участвующих в договоре приватизации граждан и их правоспособность;

— соответствие формы и содержания договора требованиям действующего законодательства (дата и место заключения договора, подписи сторон, определение предмета договора, указание на безвозмездную передачу квартиры в собственность одного лица или в общую долевую собственность нескольких лиц и т.д.).

В первоначальной редакции Закон о приватизации содержал норму, позволяющую установить договором передачи как долевую собственность, так и совместную собственность лиц, участвующих в приватизации жилья. Федеральным законом от 15 мая 2001 г. N 54-ФЗ возможность выбора совместной или долевой собственности при приватизации жилья была исключена. Поскольку в соответствии с п. 3 ст. 244 ГК РФ договором приватизации может быть установлена только долевая собственность, образование совместной собственности на приватизированное жилье с 31 мая 2001 г. не допускается.

Определенная договором передачи доля в праве общей собственности — личное имущество каждого супруга. Каждый из супругов может в дальнейшем самостоятельно распорядиться такой долей. При этом требуется не согласие другого супруга, как при распоряжении совместной собственностью (ст. 253 ГК РФ, ст.ст. 34, 35 СК РФ), а соблюдение преимущественного права покупки другого супруга и иных участников долевой собственности при возмездном отчуждении доли постороннему лицу (ст.ст. 246, 250 ГК РФ).

В случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 г., определяются доли участников общей собственности, в том числе доля умершего. При этом указанные доли признаются равными.

С момента регистрации квартира переходит из государственной в общую долевую собственность участников приватизации (п. 4 ст. 244 ГК РФ).

Приватизация коммунальных квартир. Объектом приватизации является жилое помещение (квартира) в целом. Доли граждан в праве общей собственности на коммунальную квартиру определяются в договоре пропорционально площади занимаемых ими комнат. После заключения договора передачи в установленном порядке производится государственная регистрация права долевой собственности на всю коммунальную квартиру.

Договор безвозмездной передачи должен быть подписан всеми участниками, поскольку долевая собственность согласно п. 4 ст. 244 ГК РФ возникает при поступлении одного объекта в собственность нескольких лиц, а согласно п. 1 ст. 245 ГК РФ доли в праве общей собственности (отличные от равных) устанавливаются соглашением всех участников. В договоре может быть закреплен и сложившийся порядок пользования квартирой, т.е. указано, кто какой комнатой владеет и пользуется (ст. 247 ГК РФ).

Приватизация комнат в коммунальной квартире. Первоначально установленный запрет на приватизацию жилых помещений (комнат) в коммунальных квартирах был признан неконституционным постановлением Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в связи с запросами Волгоградской областной Думы, Дмитровского районного суда Московской области и жалобой гражданина В.А. Мостипанова» от 3 ноября 1998 г. N 8-П*(134).

При приватизации нанимателем (нанимателями) одной или нескольких комнат в коммунальной квартире объектом приватизации является изолированное жилое помещение (комната или несколько комнат) в коммунальной квартире, а не квартира в целом. Согласия нанимателей других комнат на приватизацию не требуется. Проведенная государственная регистрация права удостоверяется свидетельством, в котором в качестве объекта права собственности указывается комната (комнаты).

Собственнику приватизированной комнаты (комнат) принадлежит право долевой собственности на общее имущество в коммунальной квартире. Доля собственника приватизированного жилого помещения пропорциональна доле площади принадлежащего ему жилого помещения (если соглашением собственников всех комнат не установлено иное) и следует судьбе права собственности.

Доля в праве собственности на общее имущество коммунальной квартиры не подлежит самостоятельной государственной регистрации и возникает в силу закона на основании договора передачи с момента регистрации права на комнату (часть квартиры).