Статья 98. Земли рекреационного назначения

1. К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

2. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

3. Использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов; при этом указанные земельные участки не изымаются из использования.

5. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

Комментарий к статье 98 Земельного Кодекса РФ

1. Понятие рекреационных земель (от лат. recreatio — восстановление) дается через перечень объектов (учреждений и организаций) с целевым назначением восстановления здоровья граждан, для организационной деятельности которых отводятся земельные участки. Вопросы, регулирующие использование и охрану этих земель, содержатся в ФЗ от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5491); ФЗ от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 6242); ФЗ от 22.07.2005 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации (СЗ РФ. 2005. N 30. Ст. 3127) и многих других правовых актах. Нормы эти содержат не только перечень прав и пути реализации прав граждан на отдых, спорт, путешествия, но и обязанности граждан по ответственному отношению к охране окружающей среды, использованию природных богатств, культурного наследия, а также запрет на использование земли в связи с деятельностью, не ориентированной на оздоровление граждан.

2. Земельные участки под объектами недвижимости, предназначенными для обеспечения оздоровительных мероприятий, т.е. для рекреационных нужд (оздоровления с помощью туризма, лечения, отдыха, занятия физической культурой и спортом), у правообладателей не изымаются, а существующая необходимость в использовании учебно-туристических троп и трасс на землях различного статуса владения осуществляется на основе публичного и частного сервитутов. Понятие сервитута дано в ст. ст. 274 — 277 ГК, общие положения которого применяются при пользовании сервитутом в целях рекреации. Режим использования земельных участков зависит от выбранного объекта для реализации поставленных задач: это могут быть туристические тропы, а может быть пансионат на берегу моря. Поэтому в ряде случаев требуются уточнения, которые содержатся в специальных законах, например, в ст. ст. 64 — 66 ВК — в отношении водных объектов (пляжей, прудов, озер, водохранилищ и т.д.), в ст. ст. 82, 102 ЛК — в отношении земель лесного фонда (лесопарковых зон, скверов, садов) и др.

Статья 98 ЗК РФ. Земли рекреационного назначения

Новая редакция Ст. 98 ЗК РФ

1. К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

2. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

3. Использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов; при этом указанные земельные участки не изымаются из использования.

5. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

Комментарий к Статье 98 ЗК РФ

К землям рекреационного назначения согласно комментируемой статье относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. К этой категории относятся земельные участки, на которых находятся объекты недвижимости рекреационного назначения (дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты). На рассматриваемых землях запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению. Например, в одном из судебных решений суд признал законными решение администрации об отказе в предоставлении в аренду земельного участка для размещения торгового киоска по продаже мороженого, поскольку было установлено, что испрашиваемый земельный участок расположен в природно-рекреационной зоне. В Постановлении ФАС ЦО от 04.05.2011 по делу N А54-4037/2010 суд отказал в признании незаконными действий администрации об отказе предоставить заявителю для целей благоустройства в пользование земельный участок, установив, что спорный земельный участок включен в состав земель рекреационного назначения и установленным видом разрешенного использования участка является обслуживание сквера. При названных обстоятельствах предоставление спорного участка заявителю в аренду для благоустройства повлечет изменение разрешенного целевого назначения земельного участка, что противоречит требованиям п. 5 ст. 98 ЗК.
———————————
Постановление ФАС ПО от 24.01.2011 по делу N А49-6615/2009 // .

Перечень объектов недвижимости рекреационного назначения, содержащийся в п. 2 комментируемой статьи, не является исчерпывающим. Согласно п. 9 ст. 85 ЗК земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, используются для отдыха граждан и туризма, поэтому могут быть отнесены к землям рекреационного назначения, что подтверждается судебной практикой (см. Постановление ФАС УО от 07.06.2006 N Ф09-4626/06-С6 по делу N А50-42088/2005 ). К землям рекреационного назначения могут быть отнесены территории туристско-рекреационных особых экономических зон.
———————————
.

Другой комментарий к Ст. 98 Земельного кодекса Российской Федерации

Ряд вопросов, имеющих отношение к регулированию использования земель рекреационного назначения, нашли свое отражение в Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», ст. 4 которого предусматривает, что основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются, в частности: обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий и охрана окружающей среды, рациональное использование природного и культурного наследия.

В Законе закреплены права и обязанности туриста. Он имеет право в том числе на необходимую и достоверную информацию о памятниках природы, истории, культуры, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей среды; свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер.

Под туристскими ресурсами понимаются природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил. Классификация и оценка туристских ресурсов РФ, режим их охраны, порядок сохранения целостности туристских ресурсов РФ и меры по их восстановлению, порядок использования туристских ресурсов РФ с учетом предельно допустимых нагрузок на окружающую среду определяются в соответствии с законодательством РФ.

Обязанностями туриста во время совершения путешествия, включая транзит, являются: сохранение окружающей среды, бережное отношение к памятникам природы, истории и культуры в стране (месте) временного пребывания.

Статья 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» определяет объекты спорта как объекты недвижимого имущества или комплексы недвижимого имущества, специально предназначенные для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, в том числе спортивные сооружения.

Объекты спорта относятся к объектам социальной инфраструктуры. Объекты спорта могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, собственности юридических лиц, в том числе физкультурно-спортивных организаций, или физических лиц. Потребности в обеспеченности территориальных зон объектами спорта определяются на основании правил землепользования и застройки. Размещение объектов спорта осуществляется в соответствии с документами территориального планирования и градостроительными регламентами. Проектирование и строительство объектов спорта осуществляются с соблюдением требований об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам спорта.

Лица, в собственности или во владении которых находятся объекты спорта, обеспечивают надлежащее техническое оборудование мест проведения физкультурных мероприятий или спортивных мероприятий в соответствии с требованиями технических регламентов, национальных стандартов, нормами, правилами и требованиями, установленными органами государственного контроля (надзора), санитарными правилами, и несут ответственность в соответствии с законодательством РФ за причинение вреда жизни или здоровью лиц, осуществляющих занятия физической культурой и спортом на таких объектах спорта.

Спортивные сооружения, находящиеся в государственной собственности, приватизации не подлежат. Использование спортивных сооружений разрешается только для проведения физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий, культурных мероприятий и для обслуживания указанных мероприятий (ст. 37 названного Закона).

Статья 98. Земли рекреационного назначения

1. К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

2. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

3. Использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов; при этом указанные земельные участки не изымаются из использования.

5. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

Комментарий к Ст. 98 ЗК РФ

1. В соответствии со ст. 94 ЗК земли рекреационного назначения относятся к землям особо охраняемых территорий, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью либо частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны этих земель устанавливаются Правительством РФ на основании федеральных законов.

Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны указанных земель устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. Порядок отнесения земель к землям рекреационного назначения федерального значения, порядок их использования и охраны федеральным законодательством не установлен.

Земли рассматриваемой категории могут находиться как в государственной, так и в частной собственности, без ограничений участия в обороте, поскольку в ст. 27 ЗК, содержащей исчерпывающий перечень земельных участков, изъятых или ограниченных в обороте, земли рекреационного назначения не упоминаются.

В то же время на землях рекреационного назначения запрещается всякая деятельность, препятствующая их целевому назначению. При этом изменение цели использования земельных участков, относящихся к рассматриваемой категории, может служить основанием отказа в предоставлении земельного участка.

Данная позиция нашла отражение в сложившейся судебной практике.

Как следует из Постановления ФАС Дальневосточного округа от 5 января 2004 г. по делу N Ф03-А73/03-2/2516, суд первой инстанции признал недействительным постановление главы муниципального образования о предоставлении ответчику в собственность земельного участка, относящегося к землям рекреационного назначения, для ведения личного подсобного хозяйства.

При рассмотрении спора судом установлено, что право истца на постоянное (бессрочное) пользование спорным земельным участком удостоверено государственными актами на право пользования землей и постановлением главы муниципального образования, согласно которому земельный участок, находящийся в пользовании истца, признан освоенным и используемым по назначению.

Таким образом, изданное по результатам инвентаризации земель постановление подтверждает факт передачи земельного участка под размещение главных корпусов, административных зданий и зоны отдыха дома отдыха «Дружба».

При таких обстоятельствах вывод суда о необоснованном предоставлении ответчику спорного земельного участка в собственность для ведения личного подсобного хозяйства правомерен.

Кроме того, как указывается в Постановлении, суд правомерно применил ст. 92 ЗК РСФСР, аналогичная норма содержится и в ст. 98 ЗК. Спорный земельный участок относится к землям рекреационного назначения и исходя из содержания названных норм может быть использован только для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

3. Пункт 3 комментируемой статьи закрепляет, что использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов; при этом указанные земельные участки не изымаются из использования.

Как следует из указанной нормы, в том случае, если учебно-туристические тропы и трассы проложены с согласия собственника или иного пользователя земельного участка, использование указанных земельных участков может осуществляться на праве ограниченного пользования чужим земельным участком, т.е. сервитутом.

Поскольку в данном случае целью предоставления ограниченного права пользования земельным участком является обеспечение прохода или проезда через земельный участок неограниченного круга лиц, то устанавливается публичный сервитут.

Согласно ст. 23 ЗК публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Сервитут может быть срочным или постоянным. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

В случае если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка и иной землепользователь вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков либо предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

В том случае, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

4. Согласно ст. 86 ЗК в состав пригородных зон могут включаться земли, находящиеся за пределами черты городских поселений, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений.

Границы и правовой режим пригородных зон, за исключением пригородных зон городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, утверждаются и изменяются законами субъектов РФ.

Границы и правовой режим пригородных зон городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга утверждаются и изменяются федеральными законами.

Как следует из ст. 61 ФЗ «Об охране окружающей среды», под зелеными зонами понимаются территории в границах поселений, покрытые древесно-кустарниковой растительностью и травянистой растительностью, в совокупности образующие зеленый фонд городских и сельских поселений.

На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.

Специальным актом, регулирующим отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории и иной градостроительной деятельности, является Градостроительный кодекс Российской Федерации.

Один из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности — осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды, а одна из целей разработки правил землепользования и застройки — создание условий для сохранения окружающей среды.

Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и включают в себя карту градостроительного зонирования (зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон) и градостроительные регламенты.

Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний.

На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон и в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий (охранные, санитарно-защитные зоны и иные зоны). Границы указанных зон могут отображаться на отдельных картах.

При этом границы зон с особыми условиями использования территорий могут не совпадать с границами территориальных зон.

В состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий, а в зоны особо охраняемых территорий — земельные участки, имеющие в том числе рекреационное и иное особо ценное значение.

В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Градостроительные регламенты применительно к зонам с особыми условиями устанавливаются в том числе с учетом требований охраны особо охраняемых территорий и иных природных объектов.

5. Согласно общей норме, закрепленной в ст. 7 ЗК, земельные участки используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Земли рассматриваемой категории могут использоваться для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

Гражданский кодекс РФ (п. 2 ст. 260) ограничивает право собственности на земельные участки, устанавливая, что пользование земельным участком может осуществляться в пределах, определяемых его назначением.

Статьями 285 — 286 ГК предусмотрена ответственность за ненадлежащее использование земельного участка. В том случае, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением, данный земельный участок может быть изъят у собственника.

Орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным ст. ст. 284 и 285 ГК, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством.

Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов.

Если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд.

Функции государственного земельного контроля за соблюдением земельного законодательства Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2004 г. N 418 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости» возложены на Роснедвижимость.

Должностные лица и специалисты названного Федерального агентства и его территориальных органов осуществляют государственный земельный контроль в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 689 «О государственном земельном контроле» . С 2009 г. его функции переходят согласно Указу Президента РФ от 12 мая 2008 г. к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2290).
———————————
Примеч. ред.: ранее контроль осуществлялся в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. N 833 «О государственном земельном контроле».

Так, указанные должностные лица вправе: рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях, налагать штрафы на лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, и выносить предупреждения о допущенных земельных правонарушениях с уведомлением об этом соответствующих органов, осуществляющих предоставление земельных участков; направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях земельного законодательства для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности; направлять в государственные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления материалы о принудительном прекращении права на земельные участки ввиду их ненадлежащего использования в случаях, предусмотренных земельным законодательством.

Кроме того, статья 8.8 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа за использование земель не по целевому назначению, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель.

Статья 98. Земли рекреационного назначения

СТ 98 ЗК РФ

1. К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

2. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

3. Использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов; при этом указанные земельные участки не изымаются из использования.

5. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

Комментарий к Статье 98 Земельного кодекса РФ

Ряд вопросов, имеющих отношение к регулированию использования и охраны земель рекреационного назначения, отражены в Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», где предусматриваются основные цели регулирования этой деятельности, обеспечение права граждан на отдых, свобода передвижения и иные права при совершении путешествий, охрана окружающей среды, рациональное использование природного и культурного наследия.

В этом Федеральном законе закреплены права и обязанности туриста; в частности, он имеет право на необходимую и достоверную информацию о памятниках природы, истории, культуры, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей среды. Во время совершения путешествия, включая транзит, турист обязан сохранять окружающую среду, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры в стране (месте) временного пребывания.

Законодательством определяются классификация, оценка, порядок сохранения целостности туристских ресурсов РФ, режим их охраны и меры по восстановлению, использование туристских ресурсов с учетом предельно допустимых нагрузок на земли и иные компоненты окружающей среды.

В соответствии с ФЗ от 23 июня 2016 г. N 206-ФЗ из перечня помещений, расположенных на указанных землях, исключены дома рыболова и охотника.

Мего-Інфо — Юридична бібліотека №1

Юридична бібліотека України

Популярні розділи

Всього на сайті:

Дисертацій з права онлайн: 62

Підручників з права онлайн: 37

НПК кодексів України онлайн: 16

Коментарі кодексів

Веломагазин Украины №1

OBOD.com.ua

Доставка БЕСПЛАТНО. Со склада

Галузі права

  • strict warning: Only variables should be passed by reference in /home/povnator/public_html/mego.info/modules/book/book.module on line 559.
  • strict warning: Non-static method Pagination::getInstance() should not be called statically in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 307.
  • strict warning: Only variables should be assigned by reference in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 307.
  • strict warning: Non-static method Pagination::getInstance() should not be called statically in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 410.
  • strict warning: Only variables should be assigned by reference in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 410.
  • strict warning: Non-static method Pagination::getInstance() should not be called statically in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 344.
  • strict warning: Only variables should be assigned by reference in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 344.

Глава 16 Право земельного сервітуту (ст.98-102)

Мего-Інфо — Юридична бібліотека №1

Юридична бібліотека України

Популярні розділи

Всього на сайті:

Дисертацій з права онлайн: 62

Підручників з права онлайн: 37

НПК кодексів України онлайн: 16

Коментарі кодексів

Веломагазин Украины №1

OBOD.com.ua

Доставка БЕСПЛАТНО. Со склада

Галузі права

  • strict warning: Non-static method Pagination::getInstance() should not be called statically in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 307.
  • strict warning: Only variables should be assigned by reference in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 307.
  • strict warning: Non-static method Pagination::getInstance() should not be called statically in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 410.
  • strict warning: Only variables should be assigned by reference in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 410.
  • strict warning: Non-static method Pagination::getInstance() should not be called statically in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 344.
  • strict warning: Only variables should be assigned by reference in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 344.

Стаття 98. Зміст права земельного сервітуту

  1. Право земельного сервітуту — це право власника або землекористувача земельної ділянки на обмежене платне або безоплатне користування чужою земельною ділянкою (ділянками). ,
  2. Земельні сервітути можуть бути постійними і строковими.
  1. Встановлення земельного сервітуту не веде до позбавлення власника земельної ділянки, щодо якої встановлений земельний сервітут, прав володіння, користування та розпорядження нею.
  2. Земельний сервітут здійснюється способом, найменш обтяжливим для власника земельної ділянки, щодо якої він встановлений.

До частини першої. Визначення, наведене у коментованій частині, не узгоджується із іншими нормами чинного законодавства. Зокрема, воно не враховує, що сервітут може належати не лише «власнику або землекористувачу земельної ділянки», а й іншій конкретно визначеній особі — т.з. «особистий сервітут» (ч. 2 ст. 401 ЦК України, ч. 1 ст. 100 ЗКУ).

Слід розрізняти поняття земельного сервітуту як встановленого договором або судом речового права, наслідком якого є обмеження прав власників інших ділянок, та законо­давчо встановлені обмеження прав власників земельних ділянок в інтересах сусідів, що не породжують речового права інших осіб3″0 (див. главу 17 «Добросусідство» ЗКУ та коментар

У частині, не врегульованій главою 16 ЗКУ, земельні сервітутні відносини регулюються також положеннями цивільного законодавства, зокрема, ст.ст. 401-406 (глава 32) ЦК України. ЦК України оперує формулюванням «право користування чужим майном (сервітут)» (ч. 1 ст. 401 ЦК України), не розкриваючи визначення або ознак сервітуту.

Під «чужою» земельною ділянкою мається на увазі земельна ділянка, яка не нале­жить на титулах власності чи користування особі, зацікавленій у встановленні земельного сервітуту. Щодо платності або безоплатності земельного сервітуту див. ч.ч. З, 4 ст. 101 ЗКУ та коментар до неї.

До частини другої. Чинне законодавство не містить обмежень щодо граничного мінімального або максимального строку земельного сервітуту (див. також ч. 2 ст. 403 ЦК України).

Формулювання коментованої статті є не зовсім коректним. Антонімом слова «постійний» є «тимчасовий», тоді як терміну «строковий» відповідає поняття «безстроковий». Тому замість «строковий» у коментованій нормі слід було вжити термін «тимчасовий».

До частини третьої. Положення коментованої частини слід сприймати з урахуванням того, що встановлення земельного сервітуту обмежує можливості власника володіти, кори­стуватися та розпоряджатися земельною ділянкою. Із самої природи земельного сервітуту випливає, що у випадку колізій сервітуту із правом власності або іншими правами на земельну ділянку (оренди, емфітевзису тощо) сервітут має безумовну перевагу. Проте коли земельний сервітут унеможливлює використання земельної ділянки за цільовим призна­ченням, він може бути припинений (див. ч. 2 ст. 102 ЗКУ та коментар до неї).

До частини четвертої. Коментованою частиною встановлено важливу засаду здійснення права сервітуту — у спосіб, що є «найменш обтяжливим для власника земельної ділянки». Наприклад, право проходу має здійснюватися таким чином, щоб завдавати найменшої шкоди насадженням, що розташовані на земельній ділянці, не перешкоджати господарській діяльності, що ведеться на земельній ділянці тощо.