Содержание статьи:

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 19 января 2017 г. N 03-07-08/2120 О применении НДС в отношении операции по выдаче российской организацией поручительства перед иностранной организацией в пользу иностранной организации

Вопрос: Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС, в том числе признаются операции по реализации услуг на территории Российской Федерации (далее — России). В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ местом оказания услуг признается территория России, в том числе, если деятельность организации, которая оказывает услуги, осуществляется на территории России (в части оказания видов услуг, не предусмотренных пп. 1-4.1, 4.4 п. 1 ст. 148 НК РФ). При этом в силу п. 2 ст. 148 НК РФ местом осуществления деятельности организации, оказывающей виды услуг, не предусмотренные пп. 1-4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ, считается территория России, в том числе в случае фактического присутствия этой организации на территории России на основе государственной регистрации.

С 01.01.2017 г. Федеральным законом от 30.11.2016 г. N 401-ФЗ в пункт 3 статьи 149 НК РФ введен подпункт 15.3, предполагающий освобождение от налогообложения НДС на территории России операций по выдаче поручительств (гарантий) налогоплательщиком, не являющимся банком.

На основании вышеизложенного, просим разъяснить, имеет ли право Организация-налогоплательщик, применять нормы пп. 15.3 п. 3 ст. 149 НК РФ об освобождении от налогообложения НДС услуг по предоставлению гарантий или поручительств перед иностранной организацией в пользу иностранной организации, поскольку местом оказания подобных услуг признается территория России?

Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении операции по выдаче российской организацией поручительства перед иностранной организацией в пользу иностранной организации Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) и передаче имущественных прав на территории Российской Федерации.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 148 Кодекса место реализации услуг, не предусмотренных подпунктами 1-4.1, 4.4 пункта 1 данной статьи Кодекса, определяется по месту осуществления деятельности продавца, оказывающего такие услуги. При этом согласно пункту 2 статьи 148 Кодекса местом осуществления деятельности организации, оказывающей указанные услуги, признается территория Российской Федерации в случае присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации.

В связи с тем, что услуги по выдаче поручительств к услугам, перечисленным в указанных подпунктах 1-4.1, 4.4 пункта 1 статьи 148 Кодекса, не относятся, местом реализации этих услуг, оказываемых российской организацией, признается территория Российской Федерации.

На основании подпункта 15.3 пункта 3 статьи 149 Кодекса операции по выдаче поручительств, осуществляемые налогоплательщиком, не являющимся банком, освобождены от налогообложения налогом на добавленную стоимость с 1 января 2017 года. В связи с этим сумма вознаграждения, получаемая российской организацией за выдачу поручительства перед иностранной организацией в пользу иностранной организации, налогом на добавленную стоимость не облагается.

Одновременно сообщается, что мнение, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Обзор документа

Минфин России разъяснил, что операции по выдаче поручительств, осуществляемые налогоплательщиком, не являющимся банком, освобождены от налогообложения НДС с 1 января 2017 г.

В связи с этим сумма вознаграждения, получаемая российской организацией за выдачу поручительства перед иностранной организацией в пользу последней, НДС не облагается.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 1 декабря 2016 г. N 03-07-07/71130 О применении освобождения от НДС в отношении услуг по лоцманской проводке

Вопрос: ФГУП (далее — Предприятие) просит дать письменные разъяснения по вопросам налогообложения НДС операций по оказанию услуг по лоцманской проводке судов за пределами РФ.

Согласно подпункту 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению операции по выполнению (оказанию) работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река-море) плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), по лоцманской проводке, а также услуг по классификации и освидетельствованию судов.

Таким образом, указанной нормой статьи 149 НК РФ предусмотрено освобождение от налогообложения НДС услуг по лоцманской проводке. При этом из положений приведенного подпункта п. 2 ст. 149 НК РФ следует, что такое освобождение применяется независимо от того, оказываются ли данные услуги в порту либо за его пределами: данные услуги поименованы в пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ помимо услуг по обслуживанию судов в акватории порта.

Порядок определения места реализации услуг установлен статьей 148 НК РФ. Услуги по лоцманской проводке судов в положениях данной статьи не поименованы; вместе с тем, по своему содержанию данные услуги могут быть отнесены в частности:

к услугам, непосредственно связанным с морскими судами (пп. 2 п. 1, пп. 2 п. 1.1. ст. 148 НК РФ) либо

к услугам, непосредственно связанным с перевозкой и (или) транспортировкой (пп. 4.1 п. 1, пп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ), если сопровождаемое лоцманом судно осуществляет такую перевозку.

С учетом изложенного просим разъяснить, верно ли наше понимание, что услуги по лоцманской проводке судов не подлежат налогообложению НДС на основании статьи 149 НК РФ независимо от того, оказываются ли такие услуги в пределах акватории порта либо за пределами порта (при условии, что местом реализации таких услуг признается территория РФ)?

Ответ: В связи с письмом по вопросу применения освобождения от налога на добавленную стоимость в отношении услуг по лоцманской проводке Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 23 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению реализация на территории Российской Федерации услуг (включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река-море) плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуга судов портового флота), по лоцманской проводке, а также услуг по классификации и освидетельствованию судов.

Таким образом, услуги по лоцманской проводке освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость независимо от места оказания данных услуг на территории Российской Федерации.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Обзор документа

В соответствии с НК РФ услуги по лоцманской проводке судов освобождаются от налогообложения НДС независимо от места оказания данных услуг на территории России.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Ст. 148 НК РФ «Место реализации работ (услуг)»

Как известно, при реализации продукции, услуг, работ предприятие обязано осуществлять начисление НДС. Однако данное предписание распространяется только на те случаи, когда мероприятия производятся в пределах России. В этой связи, прежде чем начинать расчет, следует определить место реализации работ, услуг, изделий. Как правило, данный процесс не сопровождается сложностями. Но в ряде случаев могут возникнуть трудности. Например, они возможны, когда осуществляется транспортировка товаров через границу, продукция находится продолжительное время на территории другой страны или в качестве одной из стороны соглашения выступает нерезидент России.

Актуальность вопроса

По ст. 146 Налогового кодекса, в качестве объекта обложения НДС выступает совершение операций по продаже в пределах России. При этом не имеет значения субъект, осуществляющий их. Он может быть и отечественным, и зарубежным предприятием. Главное в данном случае – установить территорию, на которой происходит продажа. Если покупатель услуг – иностранная компания, то могут возникнуть определенные затруднения. Для определения территории продажи продукции следует использовать положения статьи 147 Кодекса. Прочие мероприятия регламентируются ст. 148 НК РФ. Рассмотрим применение этих норм подробнее, а также случаи, в которых могут возникнуть сложности.

Статья 147

В качестве продукции выступают материальные ценности, которые продаются или предназначаются для этого. Данное определение закрепляется в ст. 38 (пункт третий) Кодекса. Чтобы в качестве места продажи признавалась территория России, необходимо соблюсти ряд условий. Они прописаны в статье 147. В первую очередь продукция должна находиться на территории страны, не отгружаться и не перевозиться за ее пределы. Такое требование выполняется, если продается недвижимое имущество. Это здания, сооружения, площади в них. Во-вторых, продукция на момент начала перемещения или отгрузки за рубеж должна находиться в России.

Разъяснения

Иностранная компания может продавать располагающееся в России недвижимое имущество. Это, в соответствии со статьей 147, означает, что в качестве территории заключения сделки выступает РФ. Данная позиция поддерживается и Письмом Минфина № 03-07-08/254 от 13.11.2008 года. Если отечественное предприятие приобретает продукцию за рубежом и там же ее продает, то она не попадает в Россию. Соответственно, РФ не может выступать как территория заключения сделки. В данном случае не выполняется установленное статьей 147 условие о том, что объект должен пребывать на территории страны на начало отгрузки либо перевозки. При транзите материальных ценностей через территорию России, когда отечественная компания приобретает их в одном государстве, а продает – в другом, также не соблюдаются положения нормы. Это подтверждается ст. 151. В ней сказано, что в процессе перемещения продукции в рамках транзитного таможенного режима НДС не отчисляется.

Продажа через филиал

Если отечественное предприятие реализует продукцию зарубежной фирме через свое представительство, находящееся в другом государстве, следует конкретно определить, где на момент совершения сделки находилось движимое имущество. Это принципиально важно при определении территории заключения договора. Продукция может находиться в главном офисе, отгружаться в дочернюю компанию или уже находиться в ней.

В Письме Минфина № 03-04-08/61 даны пояснения по данному поводу. Если предприятие вывозит объекты в государство, где находится его филиал, который впоследствии будет продавать данное движимое имущество, это означает, что территорией совершения сделки будет признана Россия. Согласно пояснениям ФНС, если договор заключается после того как материальные ценности были доставлены, то указанное условие уже не соблюдается. Соответственно, в последнем случае территорией сделки будет считаться зарубежное государство.

Обобщая вышесказанное, можно сделать следующий вывод. Территорией продажи продукции будет иностранное государство, в котором располагается представительство отечественного предприятия, если до подписания договора о ее приобретении иностранным партнером она уже находилась в филиале или была отгружена для этого из главного офиса.

Важный момент

Если предприятие хочет, чтобы в качестве места реализации признавалось зарубежное государство, необходимо правильно и, что очень важно, своевременно составить соглашение о поставке. Бывают ситуации, когда иностранная компания желает приобрести объекты в филиале, а их на складе в этот момент нет. В этом случае, чтобы в качестве территории продажи признавалась зарубежная страна, необходимо составлять договор о поставке не числом, когда приобретатель обратился в представительство, а датой, когда партия изделий поступила на его склад.

Ст. 148 НК РФ (действующая редакция)

В соответствии с общим правилом, территорией совершения сделки признается Россия, если продавец присутствует в стране. Данное положение закрепляется в п. 1 ст. 148 НК РФ (подп. 5). В качестве подтверждения выступает госрегистрация предприятия. В случае ее отсутствия доказательствами будут сведения учредительной документации, а также адрес расположения постоянного представительства. Для индивидуальных предпринимателей подтверждением является прописка. Эти положения закрепляются в п. 2 ст. 148 НК РФ. В пункте третьем присутствует указание на вспомогательные мероприятия. В качестве территории заключения сделки выступает в таких случаях место реализации основной услуги, работы. К примеру, предприятие, осуществляющее ремонт помещений, может дополнительно вывезти строительный мусор. Это положение применяется, если организация реализует несколько видов услуг/работ в соответствии с договором.

Исключения

Они указаны в подп. 1-4 пункта первого ст. 148 НК РФ. К исключениям относятся:

  1. Передача, предоставление патентов, торговых марок, лицензий, авторских либо других аналогичных прав.
  2. Разработка программ для ЭВМ, баз данных, их адаптация и модификация.
  3. Оказание консультационных услуг, выполнение бухгалтерских, юридических, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых мероприятий или касающихся обработки информации. Исключением выступает ведение научных исследований, опытно-конструкторских изысканий. Инжиниринговыми признаются инженерно-консультационные услуги, предоставляемые в процессе подготовки производственных линий и продажи продукции, строительства и эксплуатации инфраструктурных, промышленных, сельскохозяйственных и прочих объектов, проектные и предпроектные мероприятия. Процедурами, связанными с обработкой информации, считаются осуществление сбора и обобщение данных, систематизация и предоставление результатов в распоряжение пользователя.
  4. Аренда движимого имущества, кроме наземных ТС.
  5. Предоставление персонала. Данное исключение имеет место, если сотрудники находятся на территории приобретателя.
  6. Оказание агентских услуг субъектом, привлекающим от лица основной стороны договора стороннего участника.

В указанных ситуациях сделка считается заключенной на территории непосредственного проведения тех или иных мероприятий. В качестве нее также может выступать место нахождения материальных ценностей, с которыми связано предоставление услуг или выполнение работ, либо адрес приобретателя.

Особые случаи

В пункте первом ст. 148 НК РФ определены и другие исключения. Они касаются мероприятий и процедур, которые имеют непосредственную связь с материальными ценностями. Согласно положениям нормы, территорией заключения сделки выступает адрес нахождения объектов. Исключениями также выступают реставрационные работы, мероприятия, связанные с туризмом, спортом, отдыхом, физической культурой, образованием. По подп. 3, территорией совершения сделки является адрес их осуществления. Вместе с этим, необходимо учесть, что проведение конференций, семинаров, курсов по повышению квалификации, симпозиумов не считаются образовательными мероприятиями. В этой связи, территорию их осуществления следует определять в соответствии с общими правилами.

Туристическая сфера

Зачастую у предпринимателей возникают сложности в установлении территории совершения сделки по ст. 148 НК РФ. Операции, не подлежащие налогообложению, в таких случаях будут включать в себя размещение, организацию питания, проживания и все прочее, что предоставляется клиенту за границей. В данном случае территория заключения сделок – иностранное государство. Что же касается стоимости услуг, которые предоставляются гражданину в России, начисляется НДС. К ним, в частности, относят страхование, выдачу документов. В этом случае территория сделки – Россия.

Еще одно исключение касается транспортировки. При ее осуществлении определение территории будет зависеть от ряда факторов. В первую очередь, чтобы местом реализации стала Россия, необходимо, чтобы услуги предоставлялись исключительно отечественными компаниями. За перевозки, которые осуществляются иностранными предприятиями, не начисляют НДС. Кроме этого, необходимо, чтобы хотя бы один пункт, между которыми осуществляется транспортировка, находился в России. Если указанные условия выполняются, то территорией совершения сделки будет считаться Российская Федерация.

Несколько иная ситуация имеет место при транспортировке товаров, которые помещены под режим таможенного международного транзита. В данном случае во внимание принимается только первое условие. Определение территории совершения сделки определяется по такому правилу: где находится продавец, там она и будет.

Она позволит наглядно представить положения ст. 148 НК РФ:

  • перевозчиком является отечественное предприятие;
  • пункт назначения либо отправления находится в пределах страны

Обязанности налогового агента

Судебная практика по 148 ст. НК РФ показывает, что субъекты, выступающие в качестве приобретателей в сделке с зарубежными предприятиями, не стоящими на учете как плательщики отчислений в бюджет, забывают о том, что если территорией подписания договора является Россия, они должны удержать из средств продавца НДС. При этом не будет иметь значения, являются ли они сами плательщиками этого налога или нет.

Сумма отчисления определяется по ставке 18/118 (10/110) в соответствии со статьей 164 Кодекса. В данном случае эксперты обращают внимание на то, что не все объекты подлежат обложению. Предприятию необходимо руководствоваться ст. 149. Кроме того, следует помнить, что по ст. 174, п. 4 НК, отчисление обязательного платежа в бюджет осуществляется в одно время с выплатой дохода зарубежному предприятию. Для совершения этих операций в банковскую организацию направляется два платежных поручения. Одна бумага предназначена для перечисления выручки зарубежной фирмы, другая – для уплаты налога.

Необходимая документация

Для того чтобы определение территории совершения сделки считалось правомерным, следует собрать определенный пакет подтверждающих бумаг. К таким документам по ст. 148 НК РФ (п. 4) относят:

  1. Контракт.
  2. Бумаги, свидетельствующие о предоставлении услуг, выполнении работ.

Как разъясняется в письме Минфина, подтвердить правильность определения территории совершения сделки можно договорами, которые заключаются предприятием на поставку продукции, а также бумагами, которые не вызывают сомнений у контрольных органов. В содержании контракта должны быть четко прописаны указания, по которым можно однозначно установить территорию продажи. К примеру, если сделка касается недвижимого объекта, нужно включить в договор сведения о его адресе со ссылкой на регистрационную документацию, в соответствии с которой он определяется. Целесообразно дополнительно приложить копии данных бумаг.

В случаях, когда имеет значение территория осуществления деятельности одного из участников сделки, в контракт включается ссылка на документацию, по которой его можно определить. Это может быть свидетельство о госрегистрации, постановке на учет и пр. Кроме того, следует указать, кто именно выступает в качестве стороны сделки: главный офис зарубежного предприятия либо его постоянное представительство на территории России. В качестве документов, которые подтверждают место и факт предоставления услуги или выполнения работы, выступают:

  1. Акт предоставления в пользование объекта.
  2. Документ об образовании (свидетельство, диплом, сертификат и так далее).
  3. Акт о выполненной работе/предоставленной услуге.
  4. Результаты маркетинговых исследований, оформленные документально.
  5. Экземпляры изданий с размещенной в них рекламой.

Территорию совершения сделки можно подтвердить и дополнительной документацией. К примеру, предприятие, осуществляющее перевозку, может предоставить в налоговую инспекцию копии таможенных, сопроводительных бумаг. В них будет указано место нахождения перемещаемых объектов.

Территориальное море

В качестве него, по ст. 2 ФЗ №155, признается полоса шириной в 12 миль, внешняя граница которой выступает в качестве госграницы РФ. Из этого следует, что сделки, совершенные за указанной линией, будут считаться заключенными за пределами России. По данному поводу фискальные органы не высказывают какой-либо четкой позиции. Однако суды придерживаются логики нормы. В одном из постановлений ФАС признал пространство за 12-мильной полосой не территорией России. Данное мнение налоговые инспекции не оспаривают.

Демонстрация продукции за границей

Для продвижения и продажи услуги, работы, изделия могут отвозиться на выставку и там реализовываться. Если мероприятие проходило на территории России, объект НДС возникает в обязательном порядке. Затруднения могут возникнуть в случаях, когда выставка организуется за рубежом. По ст. 252, п. 1, объекты, выступающие в качестве демонстрационных образцов, помещаются под особый таможенный режим, именующийся временным вывозом. Он заключается в том, что изделия, которые находятся на территории России, могут определенный период использоваться за границей с абсолютным условным освобождением от вывозной пошлины. В случае продажи объекта режим изменяется на экспортный. В данном случае, таким образом, территорией заключения сделки будет Россия.

Поскольку операции облагаются НДС, плательщик может рассчитывать на возмещение налога. Эта ситуация, между тем, не устраивает ФНС. Инспекция считает, что субъект не может применять вычеты. Однако эту позицию не поддерживают суды. Стоит отметить, что споры между плательщиками и ФНС по вопросу правомерности применения вычетов случаются достаточно часто. В этой связи субъектам необходимо быть готовым к тому, что если они признают в качестве территории заключения сделки Россию и возмещают НДС по операциям, касающимся продажи, налоговая инспекция будет оспаривать это. Однако, учитывая позицию ФАС, дело, скорее всего, будет решено не в пользу ФНС.

Применение ст.148 НК Место реализации услуг

Добрый день.
Ситуация следующая:
Российская организация заключает договор на проектные работы с нерезидентом РФ (Франция).
Французский нерезидент в качестве субподрядчика привлекае т российскую организацию.
Будут ли проектные работы, выполненные российским субподрядчиком для французского проектировщика, освобождаться от НДС на основании пп.4 п.1 ст. 148 НК РФ?
Мое мнение- будут. и российский субподрядчик не должен платить НДС
Но могут ли налоговики работы выполняемые субподрядчиком, счесть вспомогательными по отношению к работам , выполняемым французами для российского заказчика и применить пункт 3 ст. 148 НК ?

Цитата (Lucky): Добрый день.
Ситуация следующая:
Российская организация заключает договор на проектные работы с нерезидентом РФ (Франция).
Французский нерезидент в качестве субподрядчика привлекае т российскую организацию.
Будут ли проектные работы, выполненные российским субподрядчиком для французского проектировщика, освобождаться от НДС на основании пп.4 п.1 ст. 148 НК РФ?
Мое мнение- будут. и российский субподрядчик не должен платить НДС
Но могут ли налоговики работы выполняемые субподрядчиком, счесть вспомогательными по отношению к работам , выполняемым французами для российского заказчика и применить пункт 3 ст. 148 НК ?

Так проектные работы на чьей территории осуществляются?

нет, тут другая статья

Статья 148. Место реализации работ (услуг)

1. В целях настоящей главы местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если:
4) покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
Местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в настоящем подпункте, на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица. Положение настоящего подпункта применяется при:
оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. К инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги). К услугам по обработке информации относятся услуги по осуществлению сбора и обобщению, систематизации информационных массивов и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации;

В нашем случае покупатель на территории РФ деятельность не ведет.
Таким образом, местом реализации услуг территории РФ не признается и НДС не платится

1.1. В целях настоящей главы местом реализации работ (услуг) не признается территория Российской Федерации, если:
4) покупатель работ (услуг) не осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. Положение настоящего подпункта применяется при выполнении тех видов работ и услуг, которые перечислены в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи;

Статья 146. Объект налогообложения
1. Объектом налогообложения признаются следующие операции:
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Какое проектирование имеется в виду? Проектирование здания или автомобиля?
Для строительства? Тогда это привязано к местоположению объекта.
К заказчику ведь привязано не абы какое проектирование, а «инжиниринговое», т.е. «подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги».
Так что разъясняйте, что за проектирование имеется в виду.

Это привязано к местоположению объекта. Объект проектирования находится в РФ, значит и место реализации — территория РФ.

Статья 148. Место реализации работ (услуг)
1. В целях настоящей главы местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если:
1) работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории Российской Федерации. К таким работам (услугам), в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде ;

Т.е. вы вот к этому пункту подвели?

Но объекта недвижимости нет.

Это общая норма по пп.1 п.1 ст.148 НК.
Но есть спец.норма по пп.4 п.1 ст. 148 НК.
Поэтому имеются сомнения

Я думаю, что если и есть в этом проектировании что-то «инжиниринговое», то лишь малая часть. Основное — проектные или предпроектные, если хотите, работы, связанные с комплексом объектов недвижимости, которые и образуют то, что называется городом или населенным пунктом, поселением. Генплан априори связан с достаточно большим количеством объектов недвижимости, поэтому, я думаю, надо определятся по месту нахождение того города или населённого пункта, чей генплан проектируется.
Подпункт 4, пункта 1 ст. 148 к строительству применяется в редких случаях, когда требуется дополнительная и самостоятельная инженерная подготовка. Например, при строительстве уникального моста. Вроде бы строительство, но надо делать технико-экономическое обоснование, инженерные расчеты, а то и опытно-конструкторские разработки. Если это осуществляется отдельно привлекаемыми субподрядчиками, тогда можно смотреть на страну нахождения заказчика этих работ.
А в большинстве случаев, особенно, когда проектирование больше творчество архитектора, чем инженера, это часть строительства, т.е. работы, привязанные непосредственно к месту нахождения проектируемых объектов.

Хотя, конечно, допускаю, что генплан — вещь в себе, и как его классифицировать, возможны варианты.
Будем считать, что я выдвинул свой вариант.

Нет, это нормы одного уровня. По отношению друг к другу здесь нет ни «общей», ни «специальной» норм.

Нашла древнее письмо:

Вопрос: Российская организация заключила контракт с фирмой, зарегистрированной в Германии, на выполнение проектных работ и оказание услуг для строительства промышленной установки на территории РФ. Предметом договора является представление организацией проектной документации. Согласно условиям договора работа выполняется в несколько этапов и оплата производится за каждый этап после представления проектной документации и акта выполненных работ.
Кроме того, российская организация должна получить заключения на проектную документацию от инспектирующих организаций, при этом она представляет отчет о проделанной работе и получает за это отдельную плату.
Просим дать разъяснения по следующим вопросам:
облагается ли НДС реализация проектных услуг, оказанных иностранной фирме, для строительства промышленной установки на территории РФ?
— облагается ли НДС реализация услуг по получению заключений на проектную документацию от инспектирующих организаций?
— какие документы необходимо представить в налоговый орган для подтверждения места оказания услуг?

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 октября 2005 г. N 03-04-08/294

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения налога на добавленную стоимость в отношении проектных услуг, оказанных российской организацией иностранной фирме в связи со строительством промышленной установки на территории Российской Федерации, и сообщает следующее.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
На основании положений ст. 148 Кодекса в целях применения налога на добавленную стоимость местом реализации проектных услуг признается территория Российской Федерации, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
Таким образом, местом реализации проектных услуг, оказанных российской организацией иностранной фирме, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации, в связи со строительством промышленной установки на территории Российской Федерации, территория Российской Федерации не является, и такие услуги на территории Российской Федерации налогом на добавленную стоимость не облагаются.
В соответствии с п. 3 ст. 148 Кодекса в случае если реализация работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации основных работ (услуг), местом такой вспомогательной реализации признается место реализации основных работ (услуг).
Услуги, оказываемые организацией, по получению заключений на проектную документацию от инспектирующих организаций следует рассматривать для целей налога на добавленную стоимость как вспомогательные услуги по отношению к проектным услугам, поскольку все указанные услуги оказываются организацией.
Учитывая изложенное, местом реализации указанных вспомогательных услуг территория Российской Федерации не является и, соответственно, операции по реализации данных услуг налогообложению налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации не подлежат.
Согласно п. 4 ст. 148 Кодекса документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами, а также документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг). В связи с этим для подтверждения правомерности невключения в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость стоимости вышеназванных услуг в налоговые органы следует представить помимо акта выполненных работ, о котором упоминается в письме, контракт, заключенный российской организацией с иностранной фирмой, а также любые иные документы, не вызывающие сомнений у налоговых органов и подтверждающие факт оказания услуг.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
19.10.2005

Сомнения так и не развеялись.

Буду признательна за все высказанные мнения

Когда об НДС можно забыть, а когда не стоит?

«Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение», 2011, N 2

При оказании услуг связи одним из наиболее проблемных вопросов традиционно является правильность исчисления сумм НДС. С этим не поспоришь, так как гл. 21 НК РФ, регламентирующая порядок исчисления данного налога, — одна из самых объемных и сложных для понимания. Это, конечно, не снимает с бухгалтера обязанности по исчислению налога при оказании услуг связи. Но есть исключения, когда НДС начислять не нужно. Что это за ситуации и как они связаны с услугами связи? Давайте разбираться вместе.

Есть реализация — нет НДС

С позиции норм ст. ст. 39 и 146 НК РФ оказание услуг связи признается облагаемой НДС реализацией товаров (работ, услуг). Однако при оказании услуг связи Налоговым кодексом предусмотрены пять ситуаций, когда оператор освобожден от обязанности уплачивать НДС:

  1. Оказание услуг связи для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами.
  2. Оказание услуг связи для официального использования международными организациями и их представительствами, осуществляющими деятельность на территории РФ.
  3. Оказание услуг международной связи иностранным покупателям.
  4. Оказание услуг связи, местом реализации которых не признается территория РФ.
  5. Оказание услуг связи, не подлежащее налогообложению (освобождаемое от налогообложения).

При этом, несмотря на то что результат для всех случаев одинаков — отсутствие НДС, порядок налогообложения в каждой из названных ситуаций, порядок заполнения деклараций и отражения в книгах продаж и покупок, порядок оформления счетов-фактур и т.д. имеют свои особенности, на которых мы остановимся подробнее.

Оказание услуг связи для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами Начисление

Нормами пп. 7 п. 1 ст. 164 НК РФ предусмотрено, что при реализации товаров, работ, услуг дипломатическим и приравненным к ним представительствам иностранных государств НДС начисляется по ставке 0%. При этом есть ряд нюансов, которые бухгалтеру необходимо знать, чтобы правильно применить эту норму Налогового кодекса.

Во-первых, должны быть соблюдены условия, предусмотренные в Правилах применения нулевой ставки при реализации товаров, работ, услуг дипломатическим представительствам и приравненным к ним представительствам иностранных государств, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.12.2000 N 1033 (в ред. от 13.09.2010) (далее — Правила).

Прежде всего следует обратить внимание, что согласно действующим в настоящее время Правилам (введен Постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 N 498, внесшим изменения в Постановление Правительства РФ от 30.12.2000 N 1033) операторы связи облагают налогом реализацию услуг связи дипломатическим представительствам в обычном порядке по ставке 18% (ранее представительствам при реализации услуг операторы связи должны были выставлять счета-фактуры с указанием нулевой ставки НДС и пометкой «Для дипломатических нужд» и предъявлять покупателям налог по ставке 0%). В свою очередь, представительства самостоятельно должны собрать необходимый пакет документов и обратиться в налоговый орган с заявлением на возмещение НДС, учтенного в цене товаров (работ, услуг) и уплаченного поставщику при их покупке (п. 3 Правил).

При этом если договор на оказание услуг связи представительству был заключен до вступления в силу Постановления N 498 (01.10.2009), продолжает действовать до настоящего времени и договором (либо дополнительным соглашением, заключенным не позднее 30.09.2009) предусмотрено применение нулевой ставки , то оператор связи применяет ставку 0% в порядке, установленном ранее, до момента исполнения обязательств по такому договору . Для подтверждения обоснованности применения нулевой налоговой ставки необходимо представить в налоговые органы следующие документы (их копии):

  • договор, заключенный с иностранным дипломатическим или приравненным к нему представительством на оказание услуг связи, включающий перечень поставляемых услуг с указанием их стоимости;
  • официальное письмо иностранного дипломатического или приравненного к нему представительства (за подписью главы представительства или лица, его замещающего, заверенное печатью этого представительства) с указанием наименования, адреса организации, реализующей услуги связи, подтверждающее, что данные услуги предназначены для официального использования иностранным дипломатическим или приравненным к нему представительством;
  • платежно-расчетный документ или кассовый чек, подтверждающие фактическое перечисление иностранным дипломатическим или приравненным к нему представительством денежных средств для оплаты соответствующих услуг;
  • счет-фактура, выставленный иностранному дипломатическому или приравненному к нему представительству, в котором указано, что услуга была реализована с применением нулевой налоговой ставки, с пометкой «Для дипломатических нужд».

Применение ставки 0% должно быть прямо предусмотрено в договоре. В случае если в договоре прописано, что НДС исчисляется в соответствии с действующим законодательством либо НДС исчисляется в соответствии с Правилами, предусмотренным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2000 N 1033, и т.п., НДС при указанной реализации исчисляется по ставке 18%.
Моментом исполнения обязательств по договорам оказания услуг связи предлагается считать момент окончательного исполнения всех обязательств по договору, после которого в соответствии с п. 1 ст. 408 ГК РФ происходит его прекращение (то есть фактически до прекращения действия договоров на оказание услуг связи, заключаемых, как правило, на неопределенный срок) (Письмо Минфина России от 15.01.2010 N 03-07-08/06).

Следует обратить внимание, что в отношении срока, в течение которого вышеуказанные документы должны быть представлены в налоговые органы, ни Налоговый кодекс, ни Правила не устанавливают никаких требований. На наш взгляд, это необходимо сделать до момента подачи налоговой декларации за тот квартал, в котором произошло оказание соответствующих услуг связи, либо одновременно с такой подачей.

И если наличие договора, официального письма и счета-фактуры, как правило, не вызывает сомнений, то платежно-расчетного документа (его копии) к 20-му числу месяца, следующего за отчетным кварталом (налоговым периодом), у налогоплательщика зачастую еще нет. А, как указано выше, представление в налоговый орган платежного документа, подтверждающего фактическое перечисление дипломатическим или приравненным к нему представительством денежных средств для оплаты соответствующих услуг, является одним из обязательных условий применения ставки НДС 0% по договорам с диппредставительствами, заключенным до 01.10.2009. В этом случае применение ставки 0% нельзя считать подтвержденным, и оператору связи необходимо начислить НДС по ставке 18%. Указанная сумма должна быть уплачена за счет собственных средств, так как у налогоплательщика не возникает права на предъявление соответствующей суммы НДС дипломатическому представительству. После того как оператор связи будет располагать копиями документов, подтверждающих фактическое перечисление денежных средств на оплату оказанных услуг, сумма ранее начисленного по ставке 18% НДС для операций, в отношении которых применяется ставка 0%, принимается к вычету в период погашения соответствующей дебиторской задолженности. Предложенный алгоритм реализован в механизме заполнения налоговой декларации по НДС и минимизирует налоговые риски, связанные с подтверждением права на нулевую ставку налога.

Следующее условие применения ставки 0% — соответствующее иностранное государство должно быть включено в Перечень иностранных государств, в отношении представительств которых на условиях взаимности применяется ставка налога на добавленную стоимость 0 процентов при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей, утвержденный совместным Приказом МИД России и Минфина России от 08.05.2007 N 6499/41н (в ред. от 14.04.2010) (далее — Перечень).

В отношении каждого иностранного государства в Перечне указаны виды работ (услуг), в отношении которых применяется полное либо в ограниченном объеме освобождение от обложения НДС. В отношении большинства стран услуги связи включены в список услуг, по которым ставка 0% применяется без данных ограничений (то есть полное освобождение). Однако следует обращать внимание, что в отношении отдельных государств (например, Бенина, Габона и некоторых других) применение ставки 0% при оказании услуг связи для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами не предусмотрено в принципе.

Кроме того, в отношении большинства государств в Перечне установлены лимиты по сумме одного чека, ограничивающие возможность применения нулевой ставки. В частности, предусматриваются следующие виды ограничений: «по сумме одного чека не менее суммы, эквивалентной. «, «ограничение по сумме чеков должно составлять не менее суммы, эквивалентной. «, «условие о минимальной сумме чека считается соблюденным также в случае, если сумма чеков за товары, приобретенные у одного поставщика в течение одного календарного месяца, равна либо превышает вышеуказанное ограничение. Максимальная сумма покупок не должна превышать. » и т.д.

Согласно позиции официальных органов (Письма Минфина России от 18.06.2010 N 03-07-15/80, ФНС России от 07.09.2010 N ШС-37-3/[email protected]) чек в данном контексте следует понимать как счет-фактуру, а сами ограничения, которые, по сути, имеют отношение к сумме покупки, должны применяться не только к операциям по реализации товаров (работ, услуг), при которых оформляются чеки, но и при любых видах расчетов.

При этом с учетом того, что п. 7 Приказа МНС России от 29.12.2001 N БГ-3-23/584 «Об утверждении Методических указаний налоговым органам по рассмотрению обращений дипломатических представительств о возмещении их персоналу налога на добавленную стоимость» предусмотрено, что в случае, если по отношению к возмещению НДС дипломатическим представительствам и их сотрудникам конкретного государства применяется ограничение по сумме одного чека, учитывается итоговая сумма чека. Допускается рассмотрение сводных счетов с приложением нескольких платежных документов, если эти счета выставлены одному лицу одной и той же организацией или индивидуальным предпринимателем.

С учетом вышеизложенного считаем возможным применять соответствующие ограничения следующим образом: в случае если в адрес дипломатического представительства страны, для которой установлен лимит, в течение отчетного (налогового) периода (квартала) оказаны услуги связи на сумму (в данном случае имеется в виду сумма счетов-фактур, выставленных в адрес дипломатического представительства за квартал), не укладывающуюся в установленный лимит, ставка 0% в отношении такого дипломатического представительства не применяется. И напротив, соблюдение лимита по сумме счетов-фактур дает представительству право на преимущества применения нулевой ставки.

Суммы, полученные в порядке предварительной оплаты услуг связи, в отношении которых предполагается применение налоговой ставки 0% (п. 1 ст. 164 НК РФ), не включаются в налоговую базу по НДС (п. 1 ст. 154 НК РФ).

Налоговые вычеты

Что касается налоговых вычетов по товарам (работам, услугам), приобретенным для целей использования в процессе оказания услуг связи, облагаемых по ставке 0%, то ст. ст. 171, 172 НК РФ каких-либо специальных правил для таких операций не установлено. Налоговый вычет применяется на общих основаниях, при этом, поскольку в налоговой декларации суммы таких налоговых вычетов показываются на отдельном листе, налогоплательщику необходимо обеспечить ведение раздельного учета в этой части.

Оказание услуг связи для официального использования международными организациями и их представительствами, осуществляющими деятельность на территории РФ

Основанием применения нулевой ставки в данном случае являются не нормы Налогового кодекса, а положения международных договоров, которые имеют приоритет. Однако порядок подтверждения ставки 0% прописан в национальном законодательстве. В частности, в п. 12 ст. 165 НК РФ сказано, что порядок применения нулевой ставки, установленной международными договорами, при оказании услуг для официального использования международными организациями и их представительствами, осуществляющими деятельность на территории РФ, определяется Правительством РФ (Постановление от 22.07.2006 N 455).

Начисления

Согласно п. 2 Постановления N 455 налоговая ставка 0% применяется в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых для официального использования международными организациями и их представительствами, осуществляющими деятельность на территории РФ, включенными в перечень, определяемый Министерством иностранных дел совместно с Минфином на основании положений международных договоров, предусматривающих освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость.

Перечень международных организаций и представительств, осуществляющих деятельность на территории РФ, при реализации которым товаров (работ, услуг) для официального использования применяется ставка НДС в размере 0%, утвержден Приказом МИД России N 4938, Минфина России N 33н от 09.04.2007. К таким организациям относятся, например, ООН, МБРР (Международный банк реконструкции и развития), Международный Комитет Красного Креста, Международный союз электросвязи и др.

Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% по НДС операторы связи представляют в налоговый орган следующие документы (их копии):

  • договор с международной организацией;
  • официальное письмо международной организации;
  • счет-фактуру, выписанный международной организации или ее представительству, в котором указано, что товары реализованы с применением ставки НДС 0%, с пометкой «Для официальных нужд международной организации»;
  • копию платежного документа или приходного кассового ордера, подтверждающего фактическое перечисление международной организацией или ее представительством денежных средств в оплату реализованных товаров.

Если в пакете документов, предназначенных для подтверждения налоговой ставки 0%, у оператора связи отсутствует хотя бы один из перечисленных документов, он исчисляет НДС в общеустановленном порядке по ставке 18%.

Суммы, полученные в порядке предварительной оплаты услуг связи от международных организаций и их представительств, осуществляющих деятельность на территории РФ, в отношении которых предполагается применение налоговой ставки 0% (п. 12 ст. 165 НК РФ), включаются в налоговую базу в общеустановленном порядке, так как никаких исключений на этот счет п. 1 ст. 154 НК РФ не установлено. Затем при применении нулевой ставки в момент реализации услуг налог, начисленный с суммы аванса, ставится к вычету.

Налоговые вычеты

В части вычетов по товарам (работам, услугам), использованным для оказания услуг международным организациям, можно воспользоваться правилами, применяемыми в отношении операций по реализации услуг связи дипломатическим представительствам. То есть можно ставить предъявленный налог к вычету на общих основаниях, так как каких-либо исключений или специальных правил для таких операций налоговым законодательством не установлено.

Оказание услуг международной связи иностранным покупателям Начисления

Согласно п. 5 ст. 157 НК РФ при реализации услуг международной связи не учитываются при определении налоговой базы суммы, полученные организациями связи от реализации указанных услуг иностранным покупателям.

Данное налоговое освобождение, по сути, связано с тем, что изначально оно предусмотрено п. 6.1.3 Регламента международной электросвязи, принятого Всемирной административной конференцией по телефонии и телеграфии в г. Мельбурне 09.12.1988 (далее — Регламент МСЭ), имеющего статус международного договора РФ , в котором определено, что если в соответствии с национальным законодательством какой-либо страны предусматривается налог на взимание таксы за международные службы электросвязи, то этим налогом облагаются, как правило, только те международные услуги электросвязи, которые оплачиваются клиентами этой страны.

Подробнее см., например, разъяснения, данные в Письме УФНС по г. Москве от 18.06.2008 N 19-11/057698 и др.

Согласно ст. 7 НК РФ если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ. Чтобы не было расхождений, в российское законодательство включена аналогичная правовая норма, позволяющая не включать в базу по НДС оплату от иностранных покупателей услуг международной связи, оказанных российским оператором.

В Налоговом кодексе определение «услуги международной связи» не уточняется, поэтому мы рекомендуем использовать понятие «международные пути направления»: это технические средства и сооружения, расположенные в различных странах и используемые для передачи нагрузки электросвязи между двумя международными оконечными станциями или предприятиями электросвязи (п. 2.6 Регламента МСЭ). Такая трактовка указывает на местонахождение партнеров (в разных странах), но место оказания услуг она не определяет (как и нормы п. 5 ст. 157 НК РФ). Таким образом, из налоговой базы российским оператором исключаются суммы от оказания международных услуг связи иностранным партнерам, при условии что средства и сооружения связи, используемые для передачи нагрузки электросвязи, находятся в разных государствах.

Поскольку согласно п. 5 ст. 157 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются суммы, полученные организациями связи от реализации соответствующих услуг иностранным покупателям, суммы, полученные в порядке предварительной оплаты услуг международной связи (до реализации), по нашему мнению, включаются в налоговую базу в общем порядке.

Налоговые вычеты

Поскольку положениями гл. 21 НК РФ особенности применения вычетов при осуществлении указанных операций не предусмотрены, вычеты НДС по операциям по оказанию услуг международной связи иностранным покупателям осуществляются в общеустановленном порядке с учетом положений ст. ст. 171 и 172 НК РФ (см. также Письма Минфина России от 15.01.2010 N 03-07-08/08, от 06.11.2009 N 03-07-08/231 ).

Ранее официальные органы отрицали возможность принятия к вычету НДС по соответствующим операциям (Письмо УМНС по г. Москве от 28.02.2003 N 24-11/11614).

Оказание услуг связи, местом реализации которых не признается территория РФ Начисления

В силу пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация услуг связи на территории РФ.

Порядок определения места реализации работ и услуг для целей налогообложения регулируется нормами ст. 148 НК РФ. Отдельных правил в отношении определения места реализации при оказании услуг связи ст. 148 НК РФ не установлено, соответственно, по общему правилу в силу пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг связи признается место осуществления деятельности организацией — оператором связи, то есть территория РФ (см. также Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2007 N 09АП-334/2007-АК и от 24.02.2009 N А40-34897/08-117-96).

Однако в отношении отдельных услуг связи могут применяться специальные правила, установленные ст. 148 НК РФ. Так, например, в соответствии с пп. 1, 2 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, если работы (услуги) непосредственно связаны с недвижимым либо движимым имуществом и при этом данное имущество фактически расположено за пределами территории РФ, местом реализации для целей исчисления НДС территория РФ не признается. При этом место реализации услуг по сдаче в аренду движимого имущества определяется в зависимости от того, кто является покупателем этих услуг (пп. 4 п. 1 и пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ). Соответственно, в отношении, например, услуги по сдаче в аренду каналов или иных сооружений связи, являющихся недвижимым имуществом, расположенных не на территории РФ, у оператора связи отсутствует обязанность исчислить и уплатить НДС, а в отношении операций по аренде движимого имущества это правило применяется только в случае, если реализация осуществляется иностранным покупателям. Следует отметить, что обязанность выполнять функции налогового агента для целей исчисления НДС здесь также не возникает, поскольку она связана только с реализацией услуг на территории РФ (п. 1 ст. 161 НК РФ).

Суммы, полученные в порядке предварительной оплаты услуг связи, местом реализации которых не признается территория РФ (ст. 148 НК РФ), не включаются в налоговую базу по НДС в силу прямого указания п. 2 ст. 162 НК РФ.

Налоговые вычеты

По товарам (работам, услугам), предназначенным для использования в операциях, местом реализации которых не признается территория РФ, суммы НДС, предъявленные поставщиками при их приобретении, учитываются в стоимости товаров (работ, услуг) (пп. 2 п. 2 ст. 170 НК РФ), то есть не принимаются к вычету. Данное условие обязывает выделять НДС, связанный с оказанием услуг связи, местом реализации которых не признается территория РФ, и налог, который принимается к вычету как связанный с иными облагаемыми НДС операциями.

Оказание услуг связи не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) Начисление

Перечень операций, освобождаемых от налогообложения, приведен в ст. 149 НК РФ. При соблюдении предусмотренных НК РФ для получения освобождения условий, в том числе при обязательном ведении раздельного учета операций, подлежащих налогообложению, и операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) (п. 4 ст. 149 НК РФ), услуги связи не облагаются НДС, если они оказаны:

  1. оператором связи в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 04.05.1999 N 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации» (пп. 19 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  2. оператором связи, являющимся российским маркетинговым партнером Международного олимпийского комитета в соответствии со ст. 3.1 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с исполнением им обязательств маркетингового партнера Международного олимпийского комитета в рамках организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи (пп. 27 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  3. оператором связи безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ).

При определении налоговой базы не учитываются суммы, полученные в порядке предварительной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые освобождаются от налогообложения в порядке, предусмотренном ст. 149 НК РФ (п. 1 ст. 154 НК РФ).

Налоговые вычеты

Порядок применения налоговых вычетов аналогичен описанному выше (раздел «Оказание услуг связи, местом реализации которых не признается территория РФ»). По товарам (работам, услугам), предназначенным для использования в операциях, освобожденных от налогообложения (пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ), суммы НДС, предъявленные поставщиками при их приобретении, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг). При этом согласно п. 4 ст. 170 НК РФ, когда доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство, все суммы НДС подлежат вычету в соответствии с общеустановленным порядком. Это не снимает с оператора связи обязанности по ведению раздельного учета сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций. Более подробно об особенностях расчета оператором связи соответствующих показателей для целей ведения раздельного учета и предъявления НДС к вычету читайте в следующих номерах журнала.

В статье рассмотрены различные налоговые правила и ситуации, в которых операторы связи не уплачивают НДС при оказании своих услуг. Несмотря на то что результат во всех случаях один и тот же, нужна правильная квалификация соответствующих операций, ведь от этого зависит и порядок налогообложения, например по полученным авансам, и порядок применения налоговых вычетов, и порядок подтверждения правомерности в части отсутствия НДС при оказании услуг. Полагаем, что данная статья поможет налогоплательщикам разобраться в основных нюансах той или иной ситуации, подпадающей под льготное налогообложение, и тем самым избежать по возможности неблагоприятных налоговых последствий.