Судебная власть соотношение с судопроизводством

Право/8. Конституционное право

Владимирский юридический институт ФСИН России, Ивановский филиал

О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ

«ПРАВОСУДИЕ» И «СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ»

Правосудие наиболее общим образом определяется как форма государственной деятельности по рассмотрению и разрешению судом различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права и принятием общеобязательных решений, подкрепленных государственным принуждением [6; С. 598]. В данном контексте правосудие рассматривается с различных точек зрения: как «социально-правовой феномен государственной власти» и ее «императив» [2; С. 73], как «структурный элемент системы разделения властей» [10; С. 85.] и т.д.

При этом следует подчеркнуть, что правосудие едино для любых категорий дел и не существует какого-то особого «уголовного», «гражданского» или иного правосудия. Говорится о правосудии применительно к уголовным делам (или в сфере уголовной юстиции, уголовного судопроизводства, уголовного процесса), применительно к гражданским делам (или в сфере гражданской юстиции, гражданского судопроизводства, гражданского процесса) и т.д. Например, в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 16 июня 1998 г. № 19-П п рямо указывается, что конституционное судопроизводство – это особая форма правосудия.

С таким подходом согласны и ученые-процессуалисты. Например, И.Л. Петрухин в этой связи пишет: «Различают такие формы правосудия как конституционное, гражданское, уголовное, арбитражное и административное судопроизводство» [11; С. 7].

Таким образом, можно констатировать, что правосудие осуществляется в различных формах судопроизводства, а оно, в свою очередь, производится в процессуальном порядке, устанавливаемом в зависимости от вида дел, но не судов [5; С. 32]. Все суды в равной мере призваны обеспечивать своей деятельностью достижение правосудия.

Согласно ч. 1 ст. 118 Конституции РФ «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом». В ч. 1. ст. 1 Федерального конституционного закона от 23 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» указано: «Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами». В этой связи встает вопрос о соотношении понятий «правосудие» и «судебная власть».

В литературе «судебная власть» обычно трактуется шире чем «правосудие», которое определяется как «форма осуществления судебной власти» [1; С. 4–5] или «процесс» ее осуществления [3; С. 12; 7; С. 71]. И.Б. Михайловская, например, указывает, что судебная власть, «институционально представленная системой судебных органов, реализует функцию правосудия (судопроизводства), а также ряд вспомогательных функций, создающих условия надлежащего кадрового, материально-технического, информационно-аналитического и иного обеспечения судебной деятельности» [9; С. 22, 24.]. Исходя из такого понимания функция правосудия (судопроизводства) основная, но не единственная для судебной власти.

Вместе с тем, законодательство предусматривает осуществление судебной власти только посредством различных видов судопроизводства. На это указывает ч. 2 ст. 118 Конституции РФ: «Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства». Данное положение воспроизводится и в ч. 3 ст. 1 ФКЗ от 23 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации».

Таким образом, правосудие – это осуществление судебной власти посредством различных форм судопроизводства. Но в понятие судопроизводства не могут включаться функции материально-технического, информационно-аналитического и иного обеспечения судебной деятельности.

В связи с этим, сегодня возникает необходимость законодательно закрепить положение, содержащее четкое указание, что на суды не могут возлагаться никакие иные функции, кроме правосудия. Соответственно и реализация судебной власти должна определяться как деятельность судов, направленная на осуществление правосудия посредством различных форм судопроизводства.

С проблемой определения сущности правосудия и судебной власти связан ряд организационно-правовых вопросов, порождающих споры с точки зрения реализации принципа самостоятельности судебной власти.

Как известно, сегодня назначение федеральных судей относится к компетенции Президента РФ. Его Администрация, получая информацию с мест, имеет возможность заниматься фактическим отбором кандидатов на судейские должности. Это несколько напоминает методы подбора судей в советские времена, когда судейские должности входили в структуру партийно-советской номенклатуры. Подобная система таит опасность превращения судей из служителей закона в послушных проводников политики «верхов» [9; С. 6]. По крайней мере, на VI Всероссийском съезде судей было справедливо признано, что порядок назначения кандидатов на должности судей несовершенен [8; С. 11].

Предметом дискуссий остается и проблема организационного (ресурсного) обеспечения деятельности судов (в советский период это называлось организационным руководством). Так, в действующем Положении «О Министерстве юстиции Российской Федерации» от 13 октября 2004 г. к его правомочиям отнесена реализация государственной политики, в том числе, в сфере «обеспечения установленного порядка деятельности судов» (ст. 1). Но конкретное содержание этой функции не раскрывается и на практике организационное обеспечение судов институциируется в системе самой судебной власти.

Судейским сообществом негативно воспринимается идея передачи Судебного департамента из ведения Верховного суда РФ в Министерство юстиции. Это рассматривается как угроза независимости судебной власти и возврат к положению, при котором в свое время суды были доведены «до нищеты» [8; С. 9]. Между тем, как и судебные органы, в современных условиях Минюст России также является демократическим институтом и призван содействовать осуществлению независимости судов. Кроме того, существующая модель организационного обеспечения судов не всеми специалистами признается оптимальной. В этой связи отмечается, что во многих зарубежных странах данная функция чаще всего осуществляются министерствами юстиции, поскольку там такая модель считается наиболее эффективной [9; С. 547].

В целом же, как уже отмечалось в литературе, проблема организации деятельности суда (судебного администрирования) остается практически неисследованной в российской юридической науке [4; С. 8]. В контексте перспектив развития судебной системы Российской Федерации данная проблематика нуждается в дополнительном теоретико-правовом осмыслении.

1. Богданов, Е.В. Правосудие как форма осуществления судебной власти: автореф. дис. канд. юрид. наук. – Минск, 2003.

2. Василенко, О.Н . Проблемы онтологии и эволюции правосудия и форм права: дис. канд. юрид. наук. – Ростов-н/Д., 2000.

3. Гумба, М.Р. Система конституционных принципов правосудия и формы их реализации в Российской Федерации: дис. канд. юрид. наук. – М., 2002.

4. Ермошин Г.Т. Организационное обеспечение деятельности суда (судебное администрирование) в контексте реализации принципа самостоятельности судебной власти // Российская юстиция. 2005. № 3.

5. Комментарии к законодательству о судебной системе Российской Федерации / Под ред. Т.К. Морщаковой. – М., 2003.

6. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. Б.Н. Топорнина. – М., 1997.

7. Лусегенова, З.С. Теоретико-правовые основы судебной власти в Российской Федерации: дис. канд. юрид. наук. – Ростов н/Д., 2000.

8. Материалы VI Всероссийского съезда судей // Российская юстиция. 2005. № 1-2.

9. Судебная власть / под ред. И.Л. Петрухина. – М., 2003.

10. Тарасов, В.Ю. Институт правосудия в системе разделения властей (Теоретико-правовой аспект): дис. канд. юрид. наук.– СПб., 2002.

11. Уголовный процесс: учеб. / под ред. И.Л. Петрухина. – М., 2001.

«Судебная власть», «правосудие» и «судопроизводство» как базовые категории теории судебной власти (Баранов В.А., Приженникова А.Н.)

Дата размещения статьи: 25.05.2015

Большинство ученых к определению понятия «судебная власть» пытаются подойти через уяснение таких категорий, как «суд», «правосудие», «судебная система», «судопроизводство», «процесс». Между тем, хотя данные понятия и схожи между собой, но лежат в разных плоскостях и каждое из них выполняет свое предназначение.
Категория судебной власти носит межотраслевой характер. Комплекс теоретических и научно-практических проблем, связанных с судебной властью, входит в предмет исследования конституционного, гражданского, уголовного судопроизводства. В юридической литературе категория судебной власти традиционно рассматривается в контексте разделения властей и занимает особое место. Судебная власть в структуре принципа разделения властей, во-первых, должна быть самостоятельной, во-вторых, независимой, в-третьих, обеспечивать рассмотрение возникающих споров (дел) и осуществлять в установленных пределах внешний контроль за властью законодательной и исполнительной.
Что есть судебная власть? Это частный случай проявления власти вообще, одна из форм публичной государственной власти, средство всеобщей связи для народа; присутствие в симбиозе властеотношений народа, так как само существование судебной власти вне рамок народа совершенно невозможно; субъект, осуществляющий отправление судебной власти от имени народа, адресует свои приказы объекту — опять-таки к самому народу, сопровождаемые в обязательном порядке угрозой применения негативных санкций в случае неповиновения; подчинение народа субъекту, т.е. фактически господствующему в нем мнению, есть подчинение воле осуществляющего власть субъекта, на практике это подчинение суду; наличие правовых норм, устанавливающих, что отдающий приказы субъект — суд, имеет на это право, а объект — народ — обязан подчиняться его приказам [1].
Судебную власть чаще понимают как: «образующую систему подчиненных закону органов»; «предстающую систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие»; «деятельность по рассмотрению судебных дел, как предоставленные судам властные полномочия, как возможность и способность суда воздействовать на поведение людей и социальные процессы»; «обеспечение исполнения приговоров и иных судебных актов в деятельности судейских сообществ, организационного обеспечения деятельности судов и участия в совершенствовании законодательства с использованием права законодательной инициативы» и т.д. [2].
Мы считаем, что судебная власть это система специальных независимых государственных органов — судов. Полномочия судебной власти реализуются только в правосудии посредством различных видов судопроизводства.
Главная цель судебной власти — содействовать гражданам, их объединениям, включая экономические образования, государственным и общественным институтам в реализации законных прав.
Судебная власть обладает специфическими признаками, которые отличают ее от других ветвей власти:
1) судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ). Судебная власть осуществляется специально созданными государственными органами — судами, которые образуют единую судебную систему. Суд — государственный орган, независимый, который осуществляет правосудие в целях установления истины, восстановления справедливости, разрешения споров и справедливого наказания виновных лиц в форме, установленной законом;
2) органы судебной власти самостоятельны. Решения органов судебной власти не могут быть пересмотрены органами других ветвей власти;
3) судебная власть действует на основании принципов самостоятельности, справедливого, независимого, объективного и беспристрастного правосудия (ст. ст. ст. 10, 120 Конституции РФ). Принцип судебной власти — юридическая гарантия ее эффективного функционирования в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, его законных интересов;
4) судебная власть характеризуется особым статусом должностных лиц — судей.
Так, судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей. Судьи независимы и подчиняются Конституции РФ, закону, и в своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Судьи, осуществляя публичную функцию по осуществлению правосудия, обеспечивают эффективный контроль за качеством правосудия. Особые требования к судьям отражены в Конституции РФ (ст. ст. 10, 119, 120 — 122, 124), в Федеральном конституционном законе от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», в Федеральном законе от 14.03.2002 N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», в Федеральном законе от 10 января 1996 года N 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» (ст. 2), в Законе РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (ст. ст. 9, 5), в положениях международных правовых актов. Например, в решениях Конституционного Суда Российской Федерации указывается на конституционный статус судьи, будучи одной из гарантий надлежащего осуществления правосудия, и предоставления ему в будущем особого статуса судьи в отставке, что дает основания для предъявления к судьям особых требований и позволяет сохранять доверие к их компетентности, независимости и беспристрастности (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2002 года N 5-П, от 20 апреля 2010 года N 9-П).
Функциям судебной власти в современный период уделяется значительное внимание [3]. Важнейшими функциями судебной власти являются: правоустановительная; правоприменительная; правоохранительная; идеологическая; культурно-воспитательная; политическая; социальная; экономическая; управленческая; контрольная; диагностическая; предупредительная (превентивная, профилактическая); защитная; правовосстановительная; воспитательная.
Выражением судебной власти при рассмотрении конкретных дел выступает правосудие. Правосудие — важнейшая составляющая судебной власти, и Конституция РФ детально регламентирует основные принципы его осуществления, которые находят свое развитие в действующем законодательстве. Для каждого из видов судопроизводства характерно общее понятие правосудия. Правосудие осуществляется только государственными органами, в частности судами (Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (п. 1 ст. 4)).
В юридической литературе можно увидеть множество определений понятия «правосудие» [4]. Мы считаем, что под правосудием понимается правоприменительная деятельность судов по рассмотрению и разрешению в установленном законом порядке уголовных, гражданских, административных дел с вынесением обязательных для исполнения решений.
Понятия «правосудие» и «судопроизводство» не могут быть тождественными: 1) правосудие осуществляется только судом. В осуществлении судопроизводства участвует не только суд, но и иные субъекты;
2) дела рассматриваются в определенной форме, в соответствии с установленными законом правилами. Судопроизводство представляет собой процесс рассмотрения дела в суде;
3) термин «правосудие» закреплен в Конституции РФ, федеральных конституционных законах, федеральных законах. Например, в соответствии с Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» указанные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров (ст. 4);
4) правосудие является единственной формой реализации судебной власти.
Судопроизводство (англ. court procedure, legal proceedings) — форма или способ реализации судебной власти. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В качестве судопроизводства определяется и сама деятельность судебных органов, связанная с разрешением конкретного дела по существу и вынесением соответствующего судебного акта.
В юридической литературе существует несколько подходов к определению понятия «судопроизводство». Судопроизводство определяется:
1) как средство, способ осуществления судебной власти;
2) как порядок или процессуальная форма осуществления правосудия;
3) как деятельность суда по рассмотрению и разрешению юридических дел;
4) как система процессуальных правоотношений;
5) как совокупность процессуальной деятельности и правоотношений;
6) как единство трех составляющих: процессуальной деятельности, процессуальных отношений и процессуальной формы. [5].
В буквальном значении судопроизводство определяется как совокупность процессуальных норм, определяющих порядок деятельности при отправлении правосудия, права участников процесса, гарантии их прав, общие положения (принципы) построения данной отрасли права и т.д. [6].
Понятие процесса определяется учеными по-разному. Одни ученые отождествляют понятия «судопроизводство» и «процесс» [7], другие ученые считают, что эти понятия не являются синонимами [8].
Говоря о соотношении понятий «процесс» и «судопроизводство», необходимо отметить, что это специфическая форма разрешения споров.
Словарь русского языка определяет процесс как «ход, развитие какого-нибудь явления, последовательную смену состояний в развитии чего-нибудь и порядок разбирательства судебных дел» [9].
Во многих юридических словарях (энциклопедиях) термины «судебная система», «судоустройство» означают совокупность (систему) всех судов, осуществляющих правосудие, построенных на единых демократических принципах в соответствии с их компетенцией и поставленными задачами и целями [10].
В последнее время понятие судебной системы множество. Так, судебная система представляет собой определенную совокупность судебных учреждений конкретного государства, основанную на единых принципах организации и деятельности, связанную единством целей и задач, с четко обозначенной компетенцией каждого звена, позволяющей выделить высший суд [11]; судебная система представляет собой «единую систему всех судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия, имеющих общие задачи, организованных и действующих на единых демократических принципах» [12], или даже «совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями» [13].
Для Российского государства было всегда характерно стремление к единой судебной системе с высокой степенью централизации судебных полномочий и соответствующих органов [14].
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» единство судебной системы РФ обеспечивается путем:
1) установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и Законом о судебной системе;
2) соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
3) применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Федерации;
4) признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
5) законодательного закрепления единства статуса судей;
6) финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
В настоящее время в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.
В заключение хотелось бы отметить, что идет глобальная судебная реформа.
1. Обсуждаемым является вопрос о продолжении создания в единой судебной системе специализированных судов. Мы считаем, что судебная система достигла такого развития, что без специализации невозможно будет эффективное ее развитие.
Так, а) в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2011 г. N 3 в целях реализации положений Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» утвержден состав Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;
б) распоряжением Правительства РФ от 20.09.2012 N 1735-р утверждена Концепция федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 — 2020 годы». В соответствии с настоящей Концепцией предлагается внести в российское законодательство изменения, предусматривающие совершенствование административного судопроизводства, направленные на повышение доступности правосудия для граждан, организаций и объединений граждан при рассмотрении споров с органами государственной власти РФ, обеспечение права общественных объединений обращаться в суды общей юрисдикции или арбитражные суды в защиту интересов граждан, а также на уточнение подведомственности судов общей юрисдикции и арбитражных судов по экономическим делам в целях исключения возможности решения хозяйственного спора посредством уголовного преследования;
в) в своих докладах Совет Европы (Европейская комиссия по эффективности правосудия) неоднократно подчеркивал необходимость выделения из общей юрисдикции отдельной административной юстиции [15];
г) в Государственную Думу 28 марта 2013 г. внесен проект Федерального закона N 246960-6 «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации», который рассчитан на правовое регулирование административного судопроизводства в общих судах.
2. Пленум ВАС РФ 02.07.2013 года принял Постановление N 51 «О начале деятельности Суда по интеллектуальным правам».
В связи с созданием Суда по интеллектуальным правам были внесены изменения в Федеральный конституционный закон от 6 декабря 2011 г. N 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам» и Федеральный закон от 8 декабря 2011 г. N 422-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам».
3. Концепцией судебной реформы в Российской Федерации, утвержденной Верховным Советом РСФСР 24 октября 1991 г., предусматривалось создание ювенальных судов как специализированных судов.
Для апробации деятельности ювенальных судов образованы специализированные судебные составы по делам несовершеннолетних в судах Санкт-Петербурга и Москвы, Пермского края, республик Хакасия и Карелия, Ленинградской, Ростовской, Липецкой, Иркутской, Брянской, Ивановской, Волгоградской, Саратовской, Московской и других областей.
4. Сразу девять статей Конституции РФ предложил откорректировать Владимир Путин для того, чтобы в России появился единый Верховный суд. Новому Верховному суду РФ, по замыслу Президента, будут переданы все полномочия и функции полностью упраздняемого Высшего арбитражного суда (ВАС) [16].

ПО / 8.Соотношение правосудия и судопроизводства

8.Соотношение правосудия и судопроизводства.

Правосудие – совершаемая в процессуальном порядке правоприменительная деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государств.

Отсюда следуют основные признаки правосудия:

Осуществление только судом (ч.1 ст.118 Конституции РФ).

Рассмотрение дел в определённой форме, в соответствии с установленными законом правилами.

Осуществляется только определёнными законом способами (путём рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях в установленном законом порядке).

Осуществляется только с соблюдением определённого порядка (процедуры), детально определённой процессуальным кодексом.

Система принципов правосудия

Законности (универсальный принцип, который относится к любой сфере правовой деятельности. Принцип законности означает, что при отправлении правосудия соблюдается верховенство закона. Закон здесь обозначает все правовые акты, составляющие нормативную базу деятельности правоохранительных органов);

осуществления правосудия только судом (принцип означает, что правосудие осуществляется только специальными государственными органами – судами. Никакие другие государственные органы не вправе вершить правосудие);

независимости судей (судьи должны принимать решения только на основе закона, своего внутреннего убеждения и совести);

осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом (этот принцип установлен в ст. 19 Конституции,равенство всех перед законом означает, что правосудие осуществляется на основе одного для всех законодательства);

обеспечения права на судебную защиту (принцип закреплен в ст. 46 Конституции, каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Согласност. 47 Конституцииникто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом);

участия граждан в осуществлении правосудия (согласно ст. 32 КонституциигражданеРФ имеют право участвовать в отправлении правосудия. Формы подобного участия различны. В настоящее время граждане участвуют в осуществлении правосудия как присяжные или арбитражные заседатели);

гласности правосудия (открытости судебного разбирательства) — согласно Конституции разбирательство дел во всех судах должно происходить открыто. Слушание дела в закрытых судах допускается только в случаях, прямо предусмотренных законом);

защиты законных интересов личности (важнейшей составляющей указанного принципа является презумпция невиновности. В соответствии со ст. 49 Конституциикаждый обвиняемыйв совершении преступления считается невиновным, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда;

состязательности и равноправия сторон при рассмотрении дела в суде (провозглашен Конституцией (ст. 123). Согласно ст. 15 УПКуголовное судопроизводствоосуществляется на основе состязательности сторон. Функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо. Суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. Стороны обвинения и защиты равноправны перед судом. Идея состязательности присуща также гражданскому процессу (ст. 12 ГПК) иарбитражному процессу (ст. 6 Закона об арбитражных судах);

родного (национального) языка судопроизводства (судопроизводство ведется на русском языке, а также на языках республик, входящих в Российскую Федерацию. В Верховном Суде РФ, военных судах производство по делам ведется на русском языке).

Судопроизводство – порядок рассмотрения различных дел в судах (3 признак правосудия).

Согласно ч.2ст.118 Конституции РФ предусмотрено 4 вида судопроизводства:

1.Конституционное судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции конституционных судов РФ.

2.Гражданское судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

3.Административное судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

4.Уголовное судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции.

Соотношение понятий судопроизводство и правосудие.

Правосудием является «обобщенный образ» любого разбирательства дела органом судебной власти в пределах своей компетенции. Правосудие и судопроизводство можно рассматривать как цель и средство. Правосудие осуществляется через и посредством судопроизводства.

Понятие правосудие и судопроизводство соотносится как общее с частным. Понятие судопроизводства, как процесса рассмотрения дел судами относится к объему понятия правосудие и является его составной частью.

Соотношение судебной власти и иных ветвей государственной власти

Конституция РФ (ст. 10) выделяет три ветви государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную. В этой же статье указано, что органы, представляющие эти ветви власти, самостоятельны. Далее, в ч. 1 ст. 11 установлено, что государственную власть в России осуществляют

Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Поэтому именно данные структуры общепризнанно считаются носителями государственной власти.

Самостоятельность данных ветвей власти означает, что каждая из них, действуя в рамках своих полномочий, независима от других ветвей в принятии решений, производстве действий, а также при разрешении всех организационных вопросов.

Основное назначение законодательной власти — принятие в установленном порядке федеральных законов. Исполнительная власть осуществляет их исполнение, а также реализует непосредственный контроль за соблюдением положений закона иными субъектами правоприменения. С этой целью в Российской Федерации создана соответствующая система органов, многие из которых относятся к разряду правоохранительных. Что же касается судебной власти, то она разрешает вопросы, возникающие в ходе реализации положений закона применительно к конкретной ситуации. Таким образом, сферы ведения трех ветвей государственной власти существенно различаются.

Законодательная, исполнительная и судебная власть по своему значению являются равновеликими. Ни одна из ветвей власти не имеет приоритета над остальными, а также не вправе вмешиваться в деятельность органов, реализующих иные властные полномочия.

Несмотря на то, что все ветви государственной власти независимы друг от друга, при реализации ими своих полномочий они находятся в постоянном и весьма тесном взаимодействии. Так, судебная власть при необходимости реализует имеющееся у нее право законодательной инициативы. Законодательная власть путем внесения изменений в действующее законодательство совершенствует организацию судов, уточняет их полномочия, тем самым способствуя укреплению судебной власти. Исполнительная власть реализует решения судебных органов, а также иными способами способствует их деятельности.

Правосудие и его признаки

Основным видом судебной деятельности является правосудие. Уже в самом данном термине кроется большое значение данной деятельности как важного регулятора социальных отношений. Но своей сути правосудие представляет собой рассмотрение и разрешение конкретных споров (в широком смысле слова) или иных ситуаций посредством оценки имеющихся сведений и адекватного применения правовых норм.

Правосудие представляет собой деятельность специально уполномоченных судебных органов, которая осуществляется от имени государства в строго установленном законом порядке и содержанием которой является рассмотрение и разрешение гражданских, уголовных дел, дел об административных правонарушениях, а также принятие иных решений в пределах имеющихся у них полномочий.

Из данного определения вытекает ряд признаков правосудия, характеризующих его в качестве особого вида социально значимой деятельности.

1. Правосудие осуществляется специально созданными государственными органами. В соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции РФ единственным органом правосудия является суд. Следовательно, никакие иные органы не вправе именовать свои действия правосудием. Это касается как государственных органов, так и общественных объединений, иных институтов гражданского общества.

Кроме того, сами судебные органы также должны обладать соответствующими полномочиями. Во-первых, общие полномочия того либо иного судебного органа осуществлять правосудие по определенной категории дел закрепляются в действующем законодательстве (например, подсудность судам уголовных дел определена в ст. 31 УПК РФ). Во-вторых, судебный орган должен обладать специальными полномочиями, т.е. иметь в своем распоряжении конкретные материалы, по которым будет осуществляться правосудие.

Понятие правосудия применительно ко всем судебным органам закреплено на законодательном уровне.

Что касается конституционного правосудия, то оно в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» упоминается лишь косвенно (ч. 3 ст. 115). В то же время в ст. 1 данного акта указано, что Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» данные судебные органы осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Суды общей юрисдикции рассматривают все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, за исключением дел, которые в соответствии с российским законодательством рассматриваются другими судами; все уголовные дела; иные дела, отнесенные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами к их ведению.

Согласно ст. 4 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» данные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных законом к их компетенции.

В ст. 3 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» указано, что данные суды осуществляют правосудие от имени Российской Федерации, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

2. Правосудие осуществляется законным составом суда. Данный признак предполагает, что в правосудии должно принимать участие именно то количество судей, которое требуется в соответствии с законом (судья единолично, коллегия из 3 профессиональных судей, судья и 12 присяжных заседателей; судья и 2 арбитражных заседателя и т.п.). Кроме того, не вправе осуществлять правосудие те судьи, которые подлежат отводу. Если судья осведомлен о наличии обстоятельств, дающих основание для отвода, то он обязан взять самоотвод.

3. Правосудие осуществляется от имени государства. Данный признак выражается в том, что все итоговые судебные решения принимаются от имени Российской Федерации. Тем самым обеспечивается авторитет судебной власти и непосредственное действие судебных постановлений. В промежуточных судебных решениях такое указание отсутствует, однако и в этом случае все решения принимаются от имени государства, обеспечиваются государственной силой и реализуются надлежащим образом. В то же время государство несет ответственность за принимаемые судом решения, в том числе за их законность, обоснованность, мотивированность и справедливость. К примеру, при последующей отмене обвинительного приговора суда лицу обеспечивается право на реабилитацию, в которую входит и возмещение причиненного ему вреда за счет средств государственного бюджета.

4. Правосудие осуществляется в порядке, строго регламентированном действующим законодательством. На данный вид деятельности распространяется правило, согласно которому суды имеют возможность осуществлять лишь те действия и принимать лишь те решения, которые прямо разрешены законом. Различные сферы судебной деятельности непосредственно регламентированы специфическими законодательными актами, положения которых каждый судебный орган обязан соблюдать. Кроме того, эта обязанность распространяется на случаи, когда в сферу деятельности суда вовлекаются и иные законодательные акты.

5. Содержанием правосудия является деятельность по рассмотрению гражданских, уголовных дел, дел об административных правонарушениях, а также иных дел. Такое рассмотрение осуществляется в пределах имеющихся у судов полномочий. Например, в ходе уголовного судопроизводства суд вправе рассматривать вопросы, связанные с гражданским иском, заявленным потерпевшим. Но в гражданском судопроизводстве суд не вправе прямо или косвенно разрешать вопрос о виновности лица в совершенном преступлении.

Конституционное правосудие является относительно новой его формой. Конституционный Суд РФ в числе иных направлений деятельности осуществляет правосудие путем рассмотрения и разрешения жалоб на неконституционность закона, примененного в конкретном деле.

Производство по делам об административных правонарушениях в форме правосудия осуществляется не всегда, поскольку во многих случаях решение выносится иным юрисдикционным органом. Административное правосудие имеет место в случаях, когда дело об административном правонарушении подсудно непосредственно суду, а также когда решение иного юрисдикционного органа было обжаловано в суд заинтересованным лицом.

При производстве по уголовным делам при наличии оснований дело может быть прекращено и на стадии предварительного расследования. Правосудием досудебное производство по уголовному делу не является. Вместе с тем к сфере правосудия следует причислять деятельность суда по рассмотрению и разрешению трудовых споров, а также жалоб па действия и решения, нарушающие права и свободы граждан (Закон РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»).

Понятия «правосудие» и «судебная власть» тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Правосудие представляет собой правоприменительную деятельность, которая осуществляется в связи с возникновением конкретных правоотношений и целью которой является разрешение конфликта интересов. Судебная власть — это организационно-правовая форма, в рамках которой происходит правосудие, а также реализуются иные направления судебной деятельности. Поэтому понятия «правосудие» и «судебная власть» соотносятся между собой как философские категории содержания и формы.

Соотношение понятий «судебная власть», «правосудие», «судопроизводство».

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

От общего к частному.

Судебная власть – это реализуемые посредством судопроизводства особые государственно-властные отношения суда и субъектов процесса, возникающие в процессе рассмотрения и разрешения судом правовых конфликтов или иных вопросов, отнесенных к его компетенции, с целью защиты и восстановления судом нарушенного права, определения мер ответственности виновного или ограждения от ответственности невиновного, обеспечивающие самоограничение государства правом.

Правосудие – это деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных и подведомственных им административных дел, завершающихся принятием соответствующего судебного решения (приговора, определения, постановления).

Судопроизводство — форма реализации судебной власти. Под судопроизводством понимают порядок рассмотрения дел судами. В соответствии со ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В случаях, предусмотренных федеральным законом, осуществляется с участием присяжных заседателей. Процессуальные правила судопроизводства определяются соответствующими процессуальными кодексами — ГПК РФ, УПК РФ, АПК РФ. Правила административного судопроизводства установлены соответствующими нормами КоАП РФ, конституционного — ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Соотношение понятий «судебная власть», «правосудие», «судопроизводство»

От общего к частному.

Судебная власть – это реализуемые посредством судопроизводства особые государственно-властные отношения суда и субъектов процесса, возникающие в процессе рассмотрения и разрешения судом правовых конфликтов или иных вопросов, отнесенных к его компетенции, с целью защиты и восстановления судом нарушенного права, определения мер ответственности виновного или ограждения от ответственности невиновного, обеспечивающие самоограничение государства правом.

Правосудие – это деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных и подведомственных им административных дел, завершающихся принятием соответствующего судебного решения (приговора, определения, постановления).

Судопроизводство — форма реализации судебной власти. Под судопроизводством понимают порядок рассмотрения дел судами. В соответствии со ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В случаях, предусмотренных федеральным законом, осуществляется с участием присяжных заседателей. Процессуальные правила судопроизводства определяются соответствующими процессуальными кодексами — ГПК РФ, УПК РФ, АПК РФ. Правила административного судопроизводства установлены соответствующими нормами КоАП РФ, конституционного — ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно