Требования к рекламе ооо

Требования к содержанию Рекламы

Документы для подтверждения соответствия рекламы требованиям закона

(ст. 2 Закона «О Рекламе»)

При упоминании лица в качестве спонсора в рекламе на выбор Рекламодателя в открывающем ролике, либо в закрывающем ролике должно быть указано его фирменное наименование:

  • для юридических лиц фирменное наименование включает в себя организационно-правовую форму и само название (ООО «Ромашка»),
  • для Индивидуальных предпринимателей достаточно указать статус лица (Индивидуальный предприниматель) и его Фамилию и имя (отчество пожеланию).
  • свидетельство о регистрации юридического лица/постановке на учет индивидуального предпринимателя.

(ст. 9, ч.5 ст.27 Закона «О Рекламе»)

Данная статья распространяется на стимулирующие мероприятия:

  • условием участия, в которых является приобретение определенного товара
  • проводимые на конкурсной основе с розыгрышем призов или получением выигрышей.

Данная реклама должна содержать в себе:

  1. сроки проведения такого мероприятия:
    • конкретную дату (день, месяц, год),
    • определенный период времени,
    • указание на событие.
  2. фразу «источник информации об организаторе мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения на …. (сайте, телефоне, адресу)».

Розыгрыш призовой фонд которого сформирован из средств организатора не является лотереей.

  • правила участия в конкурсе/розыгрыше, подписанные/заверенные уполномоченным лицом Заказчика

Реклама основанных на риске игр, пари

(ст.27 Закона «О рекламе»)

Реклама основанных на риске игр, пари должна содержать:

  • указание на сроки розыгрышей призов в процессе проведения основанных на риске игр, пари;
  • источник информации об организаторе основанных на риске игр, пари, о правилах их проведения, о призовом фонде таких игр, пари, о количестве призов или выигрышей, о сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей.
  • разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне;
  • лицензию на деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
  • выписку из контракта между организатором и оператором на проведение лотереи;
  • утвержденные условия лотереи, подписанные уполномоченным лицом

Информационная продукция: продукция СМИ, концерты, фильмы, спектакли, печатная продукция, интернет-сайт, программы для ЭВМ, зрелищные мероприятия, за исключением мероприятий, где отсутствует демонстрация информационной продукции.

(ч.10.1 ст. 5 Закона «О Рекламе»)

Реклама информационной продукции должна содержать категорию данной информационной продукции.

При рекламе информационной продукции такое указание может быть сделано любым способом, позволяющим обозначить категорию информационной продукции.

Не требуется маркировка:

  • сайта, не зарегистрированного в качестве СМИ;
  • сайт, не являющийся объектом рекламы;
  • сайт, являющийся источником информации.
  • прокатное удостоверение (для рекламы иностранных кинофильмов);
  • гарантийное письмо от рекламодателя о подтверждении возрастной категории, в случае возникновения у Рекламораспространителя сомнений в отношении достоверности заявленной в рекламе маркировки.
  • свидетельство о регистрации СМИ, если рекламируется сайт, являющийся СМИ.

Реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины

(ст. 24 Закона «О Рекламе»)

Данная реклама должна сопровождаться предупреждением:

  • о наличии противопоказаний к их применению и использованию,
  • необходимости ознакомления с инструкцией по применению или
  • получения консультации специалистов.

При этом в зависимости от вида объекта рекламирования рекламодатель самостоятельно вправе определить, какой из этих видов предупреждения использовать в рекламе.

Продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды.

Запрещается рекламировать лекарственные средства, отпускаемые по рецепту, а также медицинские изделия, для использования которых требуется специальная подготовка.

В рекламе медицинских услуг и медицинской деятельности запрещается:

  • упоминать методы профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.
  • свидетельство о государственной регистрации лекарственного препарата,
  • инструкцию препарата,
  • Лицензию в зависимости от статуса рекламодателя на:
    • фармацевтическую деятельность;
    • производство лекарственных средств;
    • производство медицинской техники/изделий;
    • медицинскую деятельность.

Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания

(ст. 25 Закона «О Рекламе»)

Реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. Продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды

1 из 3 документов:

  • свидетельство о регистрации БАД;
  • регистрационное удостоверение БАД;
  • заключение санитарно-эпидемиологической экспертизы БАД.

Реклама долевого строительства: договоров участия в долевом строительстве, жилищных сертификатов, жилищных кооперативов.

(ч.1, ч.7 ст. 28 Закона «О Рекламе»)

Под долевым строительством понимается привлечение денежных средств граждан, для строительства объектов недвижимости.

Реклама должна содержать:

  • указание на конкретный источник необходимой информации, соответственно в данной рекламе должен быть указан конкретный адрес Интернет-сайта (или иной источник информации), на котором размещена проектная декларация;
  • информацию о необходимости вступления в ЖСК и уплаты взносов (в рекламе ЖСК).
  • выданное в установленном порядке разрешение на строительство многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости;
  • свидетельство о государственной регистрации права собственности или права аренды на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в составе которых будут находиться объекты долевого строительства;
  • подтверждение опубликования в средствах массовой информации и (или) размещения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети «Интернет») проектной декларации, (достаточно распечатки с сайта, заверенной печатью организации и подписью руководителя, или СМИ в котором это опубликовано);
  • копию свидетельства об участии в СРО;

Реклама готовых объектов недвижимости (домов, квартир, земельных участков).

В зависимости от статуса объекта:

  • копию свидетельства о праве собственности на объект недвижимости;
  • гарантийное письмо об отсутствии в рекламе нарушения положений, предусмотренных частью 8 статьи 28 Закона о рекламе.

Реклама финансовых услуг

(ст. 28 Закона «О Рекламе»)

Реклама банковских, страховых, микрозаймов, займов и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица — наименование с указанием организационно-правовой формы — ООО, ЗАО, ОАО и т. д., для индивидуального предпринимателя — фамилию, имя, отчество).

Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее (ответственность Рекламодателя).

Реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Законом о потребительском кредите, не допускается.

Деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями.

Лицами, осуществляющими профессиональную деятельность в данной сфере являются банки, ломбарды, кредитные кооперативы, микрофинансовые организации, сельскохозяйственные кооперативы.

(Ответственность за нарушение данного положения возложена на Рекламораспространителя).

  • лицензию (в зависимости от статуса рекламодателя).
  • информационное письмо об условиях, влияющих на стоимость кредита (для рекламы кредита, содержащей условия кредитования).
  • свидетельство о регистрации в качестве микрофинансовой организацию;
  • устав и свидетельство о государственной регистрации кредитного кооператива

Реклама деятельности, подлежащей лицензированию

К деятельности подлежащей лицензированию, в частности относится следующая деятельность:

  • оказание услуг связи,
  • частная детективная (сыскная) деятельность и частная охранная деятельность;
  • образовательная деятельность
  • деятельность кредитных организаций;
  • деятельность по проведению организованных торгов;
  • видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
  • деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
  • страховая деятельность.
  • деятельность по осуществлению перевозок, если она подлежит лицензированию.
  • Лицензия на осуществление соответствующей деятельности

При размещении рекламы продажи автомобилей и иной транспортной техники необходимо учитывать следующее:

  • в рекламе, сообщающей об уникальном предложении, акции, выгоде необходимо запрашивать условия данного предложения/акции.
  • если реклама подразумевает розыгрыш призов или конкурс, условия участия в котором приобретение авто, то такая реклама отвечать требованиям, предъявляемым к рекламе стимулирующих мероприятий.
  • если реклама содержит упоминание кредита/страховки или предложение подразумевает использование данных финансовых услуг, то такая реклама должна отвечать требованиям, предъявляемым к рекламе финансовых услуг.
  • письмо об условиях акции/выгоде

Реклама торговых сетей

При размещении рекламы торговых сетей необходимо учитывать следующее:

  • в рекламе, сообщающей об уникальном предложении, акции, выгоде необходимо запрашивать условия данного предложения/акции.
  • если реклама подразумевает розыгрыш призов или конкурс, условия участия в котором приобретение авто, то такая реклама отвечать требованиям, предъявляемым к рекламе стимулирующих мероприятий.
  • если реклама содержит упоминание кредита/страховки или предложение подразумевает использование данных финансовых услуг, то такая реклама должна отвечать требованиям, предъявляемым к рекламе финансовых услуг.
  • письмо об условиях акции/выгоде

Реклама кадастровой деятельности

  • правоустанавливающий документ/выписку из учредительных документов, например, подтверждающий право Рекламодателя на выполнения работ по территориальному землеустройству

Деятельность ломбардов — является финансовой деятельностью, соответственно, на рекламу ломбардов распространяет действие ст.28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе», в рекламе финансовых услуг необходимо указывать наименование лица оказывающего услугу, включая его организационно-правовую форму. В соответствии с ч. 2 ст.2 ФЗ «О ломбардах» фирменное наименование ломбарда должно содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму.

  • свидетельство о гос. регистрации ломбарда, чтобы иметь подтверждение того, что рекламируется не кредитная организация, а именно ломбард, а также для того, чтобы сопоставить наименование ломбарда в рекламе и в свидетельстве на предмет совпадения (они должны совпадать)

Реклама продажи товаров дистанционным способом

(ст. 8 Закона «О Рекламе»)

В соответствии со ст.8 ФЗ «О рекламе» в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование (включая его организационно-правовую форму), место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица.

Данное требование не распространяется на рекламу дистанционных продаж билетов.

  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица

(форма свидетельства включает в себя все те данные, какие необходимо сообщить в рекламе, и соответственно данный документ подтвердит достоверность сведений о ЮЛ, сообщаемом в ролике).

Использование спортивной символики (наименование спортивных мероприятий, спортивных клубов)

Федеральный Закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации:

11.1) символика физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия — флаг, логотип, гимн, девиз организатора физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия, официальное наименование физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия и обозначения, связанные с таким организатором, образованные на их основе слова и словосочетания и сходные с ними обозначения при упоминании с наименованиями соответствующих видов спорта и (или) указанных мероприятий; зарегистрированные в качестве товарных знаков такого организатора обозначения; охраняемые в качестве промышленных образцов и (или) объектов авторских прав такого организатора талисманы указанных мероприятий, плакаты, опознавательная символика, предметы дизайна указанных мероприятий, кубки и медали участников спортивных соревнований; охраняемые в качестве объектов авторских прав такого организатора произведения науки, литературы и искусства, а также объекты смежных прав такого организатора, содержащие обозначения, которые предназначены для индивидуализации указанных мероприятий; любые иные обозначения и объекты, разработанные организатором мероприятия для официального использования на указанных мероприятиях и принадлежащие ему.

1. Общероссийские спортивные федерации вправе:

2) обладать всеми правами на использование символики спортивных сборных команд Российской Федерации по соответствующим видам спорта

1. Региональные спортивные федерации вправе:

2) обладать всеми правами на использование символики и наименований спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации по соответствующим видам спорта, за исключением государственной символики субъекта Российской Федерации;

2. Организаторам физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия принадлежат исключительные права на использование наименования такого мероприятия и его символики.

Статья 20.1. Обеспечение добросовестной конкуренции в связи с организацией и проведением физкультурных мероприятий или спортивных мероприятий

Признаются недобросовестной конкуренцией и влекут за собой наступление последствий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе:

1) продажа, обмен или иное введение в оборот товаров либо выполнение работ, оказание услуг, если при этом незаконно использовалась символика физкультурных мероприятий или спортивных мероприятий, а также применение тождественных или сходных до степени смешения средств индивидуализации;

2) осуществление любых видов маркетинга (в том числе деятельности по реализации и (или) продвижению товаров, работ, услуг), призванных сформировать у потребителя представление об организаторе физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия, посредством использования символики физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия и иным образом без разрешения такого организатора мероприятия.

  • гарантийное письмо о наличии прав на использование символики, подписанное/заверенное уполномоченным лицом Заказчика/ выписка из лицензионного соглашения на передачу прав на использование символики.

Музыкальные произведения, используемые в рекламе*

Рекламодатель должен подтвердить наличие прав на использование музыкальных произведений в рекламных роликах.

  • отчет об использованных музыкальных произведениях по утвержденной форме для представления в РАО (отчет РАО), подписанный уполномоченным лицом Заказчика;
  • гарантийное письмо о наличии прав на музыкальное произведение, подписанное рекламодателем, или его копия, заверенная уполномоченным лицом Заказчика /выписка из лицензионного договора на передачу прав на музыкальное произведение рекламодателю.

Известные личности, привлеченные для производства рекламы.

Рекламодатель должен получить согласие на использование имени и образа личности в рекламе.

  • гарантийное письмо о наличии согласия известной личности на использование его имени и образа.

Организации, осуществляющие деятельность по продаже ювелирных изделий, должны встать на специальный учет в инспекциях пробирного надзора (требование ст. ст. 10, 13 Федерального закона N 41-ФЗ). Специальный учет осуществляется Российской государственной пробирной палатой при Министерстве финансов Российской Федерации через государственные инспекции пробирного надзора.

  • Свидетельство пробирной палаты

Реклама алкогольной продукции

Реклама вина и игристого вина (шампанского)

Общие требования к рекламе алкоголя:

1. Реклама алкогольной продукции не должна:

1) содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;

2) осуждать воздержание от употребления алкогольной продукции;

3) содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека, в том числе информацию о наличии в алкогольной продукции биологически активных добавок, витаминов;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)

4) содержать упоминание о том, что употребление алкогольной продукции является одним из способов утоления жажды;

5) обращаться к несовершеннолетним;

6) использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).

2.1. Реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Реклама вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания.

3. Реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

4. Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, допускается с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о рекламе, только в стационарных торговых объектах, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. При этом запрещается привлекать к участию в раздаче образцов алкогольной продукции несовершеннолетних и предлагать им данные образцы.

5. Не допускается реклама о проведении стимулирующего мероприятия, условием участия в котором является приобретение алкогольной продукции, за исключением специализированных стимулирующих мероприятий, проводимых в целях реализации алкогольной продукции.

7. Допускается размещение, распространение рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, во время трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований (в том числе спортивных матчей, игр, боев, гонок), за исключением детско-юношеских спортивных соревнований, а также на телеканалах и радиоканалах, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера.

Реклама пива и напитков, изготавливаемых на основе пива (независимо от количества этилового спирта в готовой продукции, но более 0,5 процента объема готовой продукции), не должна размещаться:

1) на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;

2) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции;

3) в телепрограммах и радиопрограммах (за исключением трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований (в том числе спортивных матчей, игр, боев, гонок), кроме детско-юношеских спортивных соревнований, а также на телеканалах и радиоканалах, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера), при кино- и видеообслуживании;

4) на всех видах транспортных средств общего пользования и с их использованием, а также снаружи и внутри зданий, сооружений, обеспечивающих функционирование транспортных средств общего пользования, за исключением мест, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции;

5) с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;

6) в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;

7) в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений (в период проведения официальных спортивных мероприятий допускаются размещение, распространение рекламы средств индивидуализации юридического лица, являющегося производителем пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, средств индивидуализации производимых им товаров в виде словесных обозначений, содержащих исключительно наименование производимой им продукции или наименование производителя — юридического лица, если размещение, распространение данной рекламы осуществляются в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений);

8) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В силу указаний, содержащихся в п. 1 ст. 18 Закона N 171-ФЗ, производство и оборот пива отнесены к исключениям из общего правила лицензирования оборота алкоголя, поэтому лицензию на продажу пива получать не нужно.

Реклама вина и игристого вина (шампанского):

8. Допускаются размещение, распространение рекламы вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, в телепрограммах и в радиопрограммах (за исключением трансляции в прямом эфире или в записи детско-юношеских спортивных соревнований) с 23 до 7 часов местного времени.

Реклама вина и игристого вина (шампанского), произведенного в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда (независимо от количества этилового спирта в готовой продукции, но более 0,5 процента объема готовой продукции), не должна размещаться:

1) на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;

2) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции;

3) в телепрограммах и радиопрограммах с 7 до 23 часов местного времени (за исключением трансляции в прямом эфире или в записи детско-юношеских спортивных соревнований), при кино- и видеообслуживании;

4) на всех видах транспортных средств общего пользования и с их использованием, а также снаружи и внутри зданий, сооружений, обеспечивающих функционирование транспортных средств общего пользования, за исключением мест, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции;

5) с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;

6) в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;

7) в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений;

8) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Также реклама вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания.

«Безалкогольное пиво», «безалкогольное вино» с содержанием этилового спирта не более 0,5 процента объема готовой продукции, не подпадают под понятие алкогольной продукции, соответственно, допускается их реклама.

  • Лицензия на производство и оборот алкогольной продукции;
  • Гарантийное письмо о спонсорстве (в случае, если торговая марка выступает спонсором спортивного мероприятия)

*Требование о предоставлении отчета РАО не распространяется на региональное размещение

Статья 20. Реклама на транспортных средствах и с их использованием

1. Размещение рекламы на транспортном средстве осуществляется на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство.

2. Использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций, в том числе переоборудование транспортных средств для распространения рекламы, в результате которого транспортные средства полностью или частично утратили функции, для выполнения которых они были предназначены, переоборудование кузовов транспортных средств с приданием им вида определенного товара, запрещается.

3. Запрещается размещение рекламы на транспортных средствах:

1) специальных и оперативных служб с предусмотренной требованиями технического регламента определенной цветографической окраской;

2) оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;

3) федеральной почтовой связи, на боковых поверхностях которых расположены по диагонали белые полосы на синем фоне;

4) предназначенных для перевозки опасных грузов.

4. Размещение на транспортных средствах отличительных знаков, указывающих на их принадлежность каким-либо лицам, не является рекламой.

5. Реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов.

6. Распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств, не допускается.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 20 Закона о Рекламе

1. Часть 1 комментируемой статьи определяет лиц, которые вправе заключать договор на распространение рекламы при размещении ее на транспортном средстве. Право заключения такого договора с рекламодателем предоставлено собственнику транспортного средства или уполномоченному им лицу либо лицу, обладающему иным вещным правом на транспортное средство.

Данное положение согласуется с положениями гражданского законодательства, касающимися прав на пользование и распоряжение имуществом.

Согласно статье 216 Гражданского кодекса Российской Федерации вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются право хозяйственного ведения имуществом и право оперативного управления имуществом.

Право хозяйственного ведения позволяет государственному или муниципальному унитарному предприятию владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, которое ему принадлежит на основании данного права, в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом (статья 294 Гражданского кодекса Российской Федерации). Казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества (статья 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Основные понятия, связанные с использованием транспортных средств, можно встретить в Федеральном законе от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Согласно статье 1 данного Закона:

— транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем;

— владелец транспортного средства — собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и т.п.). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства;

— водитель — лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо.

С учетом изложенных понятий комментируемая часть закрепляет возможность заключения договора на размещение рекламы на транспортном средстве не с любым владельцем транспортного средства, а только с тем, который является собственником транспортного средства или владеет транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления. Лицо, владеющее транспортным средством на основе обязательственных отношений (в том числе на основании доверенности), не обладает правом заключения соответствующего договора, за исключением случаев специального уполномочивания его на то собственником транспортного средства.

Полномочие на заключение договора на размещение рекламы может быть предоставлено только собственником транспортного средства, такое право согласно комментируемой части не закреплено за лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство. При этом представляется, что такое полномочие может быть предоставлено в рамках передачи общего права владения транспортным средством (например, в рамках доверенности на право пользования транспортным средством) или может быть предоставлено отдельно, однако в любом случае данное правомочие должно быть специальным образом оговорено.

При этом необходимо уточнить, что в комментируемой статье не содержится разграничений правового режима распространения рекламы внутри или снаружи транспортного средства, соответственно комментируемая статья регулирует отношения по размещению рекламы как на внешних поверхностях транспортных средств, так и внутри транспортных средств.

2. В части 2 комментируемой статьи установлен запрет на использование транспортного средства в качестве передвижной рекламной конструкции.

Комментируемая часть запрещает использовать транспортное средство только для целей распространения рекламы (исключительно в целях рекламной конструкции), а также преимущественно для данных целей, однако с сохранением возможности его использования для иных изначальных целей.

Под указанный запрет подпадают использование транспортного средства, основным предназначением которого является распространение рекламы (в том числе создание транспортного средства в виде определенного товара), а также переоборудование транспортного средства для распространения рекламы с частичной утратой тех функций транспортного средства, для выполнения которых оно было создано изначально (в том числе переоборудование транспортного средства в виде определенного товара).

К таким транспортным средствам могут быть отнесены, в частности, автомобили с переоборудованной кузовной частью в виде утолщенного рекламного щита или треугольной конструкции для размещения на них рекламы, а также автомобили с установленным на них оборудованием для осуществления проекционной трансляции на внешних стенах зданий, строений, сооружений.

Кроме того, к преимущественному использованию транспортного средства в качестве рекламной конструкции можно отнести случаи, когда транспортное средство в течение длительного времени стоит на одном месте без передвижения.

Стоит отметить, что норма комментируемой части не запрещает размещать рекламу на транспортном средстве как таковую, однако устанавливает запрет на изменение целевого использования транспортного средства.

За нарушение положений, установленных в комментируемой части, частью 2 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание в виде штрафа для граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей, для должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, для юридических лиц — от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Один из случаев использования транспортного средства в качестве передвижной рекламной конструкции был предметом рассмотрения в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации. Президиум ВАС РФ, рассмотрев дело N А57-5741/07-6 по факту нарушения ООО «ТВ-Мобиль. Регион» требований части 2 статьи 20 Федерального закона «О рекламе», выразившегося в установлении автомобиля ВАЗ-111130, на котором закреплена конструкция, позволяющая проецировать рекламные видеоролики, вынес Постановление от 23.09.2008 N 6327/08, в котором подтвердил, что такое использование транспортного средства является нарушением комментируемой статьи, а также указал, что довод о том, что автомобиль с размещенной на нем рекламной конструкцией не создавал угрозы безопасности дорожного движения, не аргументирован. Использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций является самостоятельным нарушением. Запрет на размещение рекламы на транспортных средствах, создающее угрозу безопасности движения, предусмотрен другой частью.

3. Положения части 3 комментируемой статьи определяют перечень транспортных средств, на которые установлен абсолютный запрет на размещение рекламы.

Данный перечень является закрытым, соответственно на транспортных средствах, не включенных в указанный перечень, размещение рекламы допускается.

К транспортным средствам, размещение рекламы на внешних поверхностях и внутри которых не допускается, относятся:

1) транспортные средства специальных и оперативных служб с предусмотренной требованиями технического регламента определенной цветографической окраской.

В добровольном порядке осуществляется применение Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50574-2002 «Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования», который распространяется на транспортные средства (автомобили, автобусы, мотоциклы) оперативных служб:

а) скорой медицинской помощи;

г) Военной автомобильной инспекции (ВАИ);

д) специальных перевозок Банка России и Гохрана России;

е) аварийно-спасательных (предотвращения и помощи при чрезвычайных ситуациях и гражданской обороны, военизированных горноспасательных частей и военизированных служб по предупреждению возникновения открытых нефтяных и газовых фонтанов и их ликвидации; служб по ликвидации последствий аварий на линиях связи, контактных и силовых электросетях, на нефтяных, газовых, тепловых, водопроводных и канализационных магистралях, на метрополитене);

ж) специальной связи Минсвязи России;

к) налоговой полиции;

л) Главного управления исполнения наказаний Минюста России.

В соответствии с Требованиями к транспортным средствам оперативных служб, используемым для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2007 N 548, транспортные средства оперативных служб должны иметь нанесенные на наружную поверхность специальные цветографические схемы, а также устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов, оборудование, необходимое для выполнения задач, возложенных на оперативные службы.

Специальные цветографические схемы состоят из следующих элементов:

а) основной цвет покрытия наружной поверхности транспортного средства;

б) контрастирующий цвет декоративных полос или панелей;

в) информационные надписи;

г) опознавательные знаки.

Специальные цветографические схемы наносятся на наружную поверхность транспортных средств оперативных служб в соответствии с требованиями национального стандарта и соответствуют установленным цветам;

2) транспортные средства, оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.

Согласно Требованиям к транспортным средствам оперативных служб, используемым для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан, транспортные средства оперативных служб оснащаются устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.

При этом к устройствам для подачи специальных световых и звуковых сигналов относятся:

— устройство для подачи специальных световых сигналов (проблесковый маячок) — устройство, устанавливаемое на транспортном средстве, не являющееся штатным составным элементом конструкции транспортного средства в качестве внешнего светового прибора, предназначенное для подачи в условиях дорожного движения проблесковых световых сигналов синего или красного цвета;

— устройство для подачи специальных звуковых сигналов — устройство, устанавливаемое на транспортном средстве, не являющееся штатным составным элементом конструкции транспортного средства в качестве сигнального прибора, предназначенное для подачи в условиях дорожного движения специальных звуковых сигналов и издающее звуковые сигналы, отличающиеся от сигналов штатного звукового сигнального прибора по спектральному составу (за исключением средств охранной сигнализации).

Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2006 N 737 утвержден Перечень государственных органов, на транспортные средства которых устанавливаются устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов при отсутствии специальных цветографических схем на наружной поверхности этих транспортных средств.

Также в пункте 16 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения», отмечается, что проблесковые маячки желтого или оранжевого цвета устанавливаются на транспортных средствах:

— выполняющих работы по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке поврежденных, неисправных и перемещаемых транспортных средств;

— осуществляющих перевозку крупногабаритных грузов, взрывчатых, легковоспламеняющихся, радиоактивных веществ и ядовитых веществ высокой степени опасности;

— осуществляющих сопровождение транспортных средств, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы;

3) транспортные средства федеральной почтовой связи, на боковых поверхностях которых расположены по диагонали белые полосы на синем фоне.

В соответствии со статьей 32 Федерального закона «О почтовой связи» почтовый транспорт организаций почтовой связи должен иметь специальные отличительные знаки. Почтовый транспорт организаций федеральной почтовой связи в качестве отличительных знаков имеет белую диагональную полосу на синем фоне, эмблему организаций федеральной почтовой связи, надпись «Почта России» и может быть оборудован специальными световыми сигналами (проблесковыми маячками). Указанный почтовый транспорт имеет право на беспрепятственный проезд по всем улицам населенных пунктов и дорогам Российской Федерации, а также на заправку горючим вне очереди наряду с автомобилями оперативных и специальных служб.

Согласно пункту 17 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения проблесковые маячки бело-лунного цвета и специальные звуковые сигналы могут устанавливаться на транспортных средствах организаций федеральной почтовой связи, имеющих на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне;

4) транспортные средства, предназначенные для перевозки опасных грузов.

Опасными грузами являются грузы, которые в силу присущих им свойств и особенностей при их перевозках, перегрузках и хранении могут создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.

Согласно пункту 1.5 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 08.08.1995 N 73, опасные грузы по требованиям ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» и ДОПОГ распределяются на следующие классы:

1 — взрывчатые материалы (ВМ);

2 — газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;

3 — легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);

4 — легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ); самовозгорающиеся вещества (СВ); вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;

5 — окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП);

6 — ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ);

7 — радиоактивные материалы (РМ);

8 — едкие и (или) коррозионные вещества (ЕК);

9 — прочие опасные вещества.

Согласно части 3 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размещение рекламы на транспортном средстве, на наружные поверхности которого нанесены специальные цветографические схемы автомобилей оперативных служб, транспортном средстве, оборудованном устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, транспортном средстве федеральной почтовой связи, на боковых поверхностях которого расположены по диагонали белые полосы на синем фоне, а также на транспортном средстве, предназначенном для перевозки опасных грузов, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

4. Часть 4 комментируемой статьи, по сути, дополняет часть 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе», поскольку определяет, какая информация, размещенная на транспортном средстве, не является рекламой, соответственно определяет, на какую информацию данный Закон не распространяется.

Не признаются рекламой размещенные на транспортном средстве отличительные знаки, указывающие на его принадлежность каким-либо лицам.

Точного перечня отличительных знаков или указания на то, какие обозначения должны относиться к отличительным знакам, закон не приводит, однако представляется, что к таким отличительным знакам могут быть отнесены обозначения, позволяющие определить, какому лицу принадлежит то или иное транспортное средство, которые не призваны выполнять функции рекламы, как то: наименование юридического лица (владельца транспортного средства), а также адрес и контактный телефон данного лица. Иная информация может быть отнесена к рекламе с учетом положений статьи 3 Федерального закона «О рекламе».

5. В части 5 комментируемой статьи закрепляется запрет на создание рекламой на транспортных средствах угрозы безопасности дорожного движения, то есть содержатся нормы, направленные на обеспечение безопасности водителей и других участников дорожного движения. При этом приведенный в комментируемой части запрет на ограничение рекламой обзора управляющему транспортным средством лицу и другим участникам движения является лишь одной из возможностей создания угрозы безопасности движения. Помимо указанного способа угроза безопасности дорожного движения может создаваться рекламой на транспортных средствах и иными способами.

В частности, Челябинское УФАС России 01.09.2010 рассмотрело дело по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту распространения рекламы в форме изображения женщины, ползущей по канату над проезжей частью за шоколадом.

Антимонопольный орган установил, что реклама создает впечатление нахождения над проезжей частью человека и объекта в форме шоколада и, как следствие, угрожает безопасности дорожного движения.

Данное решение принято антимонопольным органом с учетом заключения ГИБДД по Челябинской области относительно распространения данной рекламы. По мнению ГИБДД по Челябинской области, в распространении наружной рекламы указанным способом присутствуют признаки нарушения пункта 4.2 ГОСТа «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения». Несоблюдение при распространении наружной рекламы данного ГОСТа создает угрозу безопасности дорожного движения.

По результатам рассмотрения дела Челябинское УФАС России признало ООО «Неон Сити», распространившее данную рекламу в г. Челябинске, нарушившим законодательство о рекламе.

Кроме того, в комментируемой части установлено требование о соответствии рекламы на транспортных средствах иным требованиям технических регламентов.

Данная норма комментируемой части является отсылочной к иным нормативным актам, которые затрагивают вопросы безопасности на транспортных средствах.

Согласно части 4 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размещение на транспортном средстве рекламы, создающей угрозу безопасности дорожного движения, в том числе рекламы, ограничивающей обзор лицу, управляющему транспортным средством, и другим участникам дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

6. Часть 6 комментируемой статьи закрепляет запрет на звуковую рекламу с использованием транспортных средств.

При этом под указанный запрет подпадает как реклама, распространяемая с помощью внешних динамиков, так и реклама, распространяемая внутри транспортного средства, в случае если транспортное средство оборудовано устройством, формирующим звуковой сигнал для локального его распространения в транспортном средстве.

Данная позиция также была высказана на заседании Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при ФАС России (консультативно-совещательный орган), состоявшемся 10.05.2006.

Руководствуясь комментируемой частью, Московское УФАС России признало ненадлежащей рекламу, распространявшуюся ООО «Редакция «Маршрут-ТВ» посредством мониторов внутри транспортных средств, сопровождаемую звуком, в пассажирских микроавтобусах, следующих по московским маршрутам, и выдало ООО «Редакция «Маршрут-ТВ» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

При этом норма комментируемой части не ставит установленное в ней требование в зависимость от какого-либо условия, например от возможности создания угрозы безопасности дорожного движения.

На практике возник вопрос относительно термина «использование транспортного средства», применяемого в комментируемой статье. Данный термин раскрывается в Федеральном законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», согласно которому под использованием понимается эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением.

Однако с учетом разных целей Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и Федерального закона «О рекламе» применение по простой аналогии понятия, введенного в одном законе для целей применения другого закона, не обосновано. Соответственно представляется, что звуковая реклама, распространенная с использованием транспортного средства (как устройства, предназначенного для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем), а также звуковое сопровождение рекламы, распространенной с использованием транспортного средства, должны признаваться нарушающими положения комментируемой части независимо от того, находится транспортное средство в движении или оно статично, а также независимо от того, находится ли транспортное средство в действующем (рабочем, исправном) состоянии, в случае если оно технически предназначалось для перевозки.

Указанный вывод о неуместности аналогии двух законов и о запрете звуковой рекламы на транспортных средствах был подтвержден Постановлением Президиума ВАС РФ от 23.09.2008 N 5848/08 по делу N А45-10972/07-2/21.

Согласно части 5 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц — от четырех тысяч до семи тысяч рублей, на юридических лиц — от сорока тысяч до ста тысяч рублей.