5. Цена подрядных работ

а) непосредственным соглашением сторон;

б) сметой. Если же предварительной договоренности не было и смета не составлялась, то в случае споров между сторонами расчетная сумма устанавливается с учетом обычно применяемых цен за аналогичные работы.

Смета, то есть предварительно составленный документ, определяющий стоимость отдельных видов работ и их общую стоимость, может предлагаться заказчиком или подрядчиком, но приобретает юридическую силу только после ее согласования обеими сторонами договора (ст.621 ГК). Эта статья предусматривает возможность составления приблизительной или твердой сметы.

Приблизительная смета намечает лишь ориентировочную стоимость предстоящих работ и, если в процессе их исполнения выяснится, что не все они были учтены или что их стоимость оказалась выше предполагаемой, подрядчик вправе требовать соответствующего повышения оплаты. Доказывание необходимости превышения приблизительной сметы возлагается на подрядчика. Если необходимость превышения сметы доказана, но заказчик не соглашается с повышенной оплатой, подрядчик вправе требовать расторжения договора и оплаты уже выполненных работ по их фактической (повышенной) стоимости.

Но закон требует также, чтобы подрядчик своевременно предупредил заказчика о необходимости превышения приблизительной сметы. Следует полагать, что своевременность включает также предупреждение, переданное заказчику до производства работ, которые не были предусмотрены приблизительной сметой или стоимость которых в приблизительной смете была занижена. При нарушении такого условия, то есть при несвоевременности предварительного предупреждения, заказчик не обязан дополнительно оплачивать работы, о которых он не был предупрежден.

Изменение приблизительной сметы в сторону снижения ее итоговой суммы не дает права заказчику на соответственное уменьшение оплаты работ, поскольку ст.622 ГК предусматривает, что вся экономия, достигнутая в процессе исполнения договора, остается у подрядчика, кроме случаев, когда стороны приняли иное соглашение или когда экономия достигнута за счет снижения качества работ.

При твердой смете заказчик обязан оплатить ее сумму. Превышение стоимости работ, предусмотренных твердой сметой, не идет за счет заказчика, поскольку входит в понятие риска подрядчика, о котором говорилось в пункте 3 комментария к настоящей главе. Это правило распространяется и на случаи, когда при составлении сметы нельзя было заранее предусмотреть полный объем работ, подлежащих выполнению, или полный объем всех необходимых расходов.

Но из текста и толкования ст.622 ГК вытекает возможность превышения также и твердой сметы. Во-первых, при выявлении счетной ошибки в составленной смете. Во-вторых, если уже после заключения договора произошло повышение цен, учитывавшихся при составлении твердой сметы, на материалы, оборудование или иные материальные ресурсы, предоставляемые подрядчиком. Доказать такое повышение обязан подрядчик, причем речь идет не о повышении, произведенном поставщиком или иным контрагентом подрядчика, а об общем повышении рыночной цены на данные материалы или иные ресурсы.

Если заказчик откажется оплачивать подрядные работы сверх стоимости, предусмотренной твердой сметой, подрядчик вправе требовать расторжения договора с оплатой уже выполненных работ по их повышенной (если таковая подтверждается) цене, кроме тех работ, о повышении цен на которые он (заказчик) не был своевременно предупрежден.

Повышение цен на материалы, предоставляемые для работ заказчиком, не может вести к изменению твердой сметы.

Сметами (приблизительной или твердой) может определяться стоимость всех работ не только по договору строительного подряда, как это нередко полагают, но также по договорам на выполнение проектно-изыскательских, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Что касается договора бытового подряда, то там применение смет и вообще определение цены договора отличается некоторыми особенностями. Поскольку названный договор нередко относится к договорам присоединения (ст.389 ГК), цена работ может предусматриваться бланками, формулярами, типовыми формами без специального согласования их с заказчиком. Последний вправе отказаться от заключения договора, цена которого его не устраивает, но не может требовать внесения изменений в цену, кроме случаев, когда она составлена незаконно или когда подрядчик согласен с изменением цены.

Подрядчик не вправе навязывать заказчику включение в договор дополнительных возмездных работ или услуг. Во всяком случае, заказчик вправе отказаться от оплаты таких работ или услуг (п.1 ст.641 ГК).

Изменение цены материала, предоставляемого подрядчиком после заключения договора, не требует перерасчета (п.2 ст.645 ГК).

И, наконец, — при определении цены в договоре соглашением сторон она не может быть выше прейскурантной цены, объявленной подрядчиком (ст.647 ГК).

Цена договора строительного подряда

При заключении договора строительного подряда стороны в первую очередь определяют цену работ. Для определения цены работы рассчитывают сметную стоимость строительства. В нее входят стоимость материалов, оборудования, оплата труда рабочих и вознаграждение подрядчика.

В соответствии с п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан вести строительство и выполнять связанные с ним работы в соответствии с технической документацией и сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.

Смету, как правило, разрабатывает подрядчик. В ней на основе проектных данных он рассчитывает стоимость строительства. Здесь же в соответствии с п. 1 ст. 746 ГК РФ учитывается и размер вознаграждения подрядчика.

Согласованную сторонами цену строительства фиксируют в отдельном пункте договора строительного подряда. Оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со ст. 711 ГК РФ.

Договором строительного подряда может быть предусмотрена оплата работ единовременно и в полном объеме после приемки объекта заказчиком.

Цена работы может быть приблизительной (открытой) или твердой, в соответствии с п. 4 ст. 709 ГК РФ. Если в договоре не указано, какая определена цена, то считается, что это твердая цена.

Твердая цена не изменяется в течение всего периода строительства. Поэтому она увязывается с конкретным сроком выполнения работ. Разница между этой ценой и фактической стоимостью строительства является доходом застройщика. Потому он заинтересован в снижении расходов по строительству. Однако мероприятия по снижению расходов не должны ухудшать качество работ и материалов.

В случае же превышения фактической стоимости строительства над твердой ценой подрядчик погашает разницу за счет собственных средств.

Твердая договорная цена может устанавливаться в результате проведения открытых подрядных торгов или в пределах утвержденных смет на строительство. Также эта цена может определяться на основе сметы ранее построенного аналогичного объекта с учетом текущего уровня цен, для чего используют коэффициенты пересчета сметной стоимости строительства.

Основанием для определения твердой цены обычно является сметная стоимость строительства объекта (работ), рассчитанная в базисном уровне цен. А затем она пересчитывается с помощью специальных коэффициентов, которые устанавливают региональные центры по ценообразованию в строительстве.

Важным моментом здесь является то, что при заключении договоров подряда на объекты, которые строятся за счет бюджета или целевых внебюджетных фондов, стоимость работ определяется, как правило, в твердой цене.

Открытая договорная цена уточняется в ходе строительства, поскольку появляются затраты, которые первоначально в цене договора не учитывались. Это может быть связано с изменением цен и тарифов на строительные материалы, с дополнительными работами. Все изменения стоимости затрат подрядчик должен подтверждать документально.

Помимо этого, необходимо помнить и о том, что если первоначальная цена существенно увеличивается, то подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Заказчик в свою очередь имеет право отказаться от договора, оплатив уже выполненную часть работы.

Основой для формирования договорных цен на строительство является сметная стоимость, которая показывает, сколько заказчик должен заплатить за строительство того или иного объекта. Действующая система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя государственные сметные нормативы и другие сметные нормативные документы (в дальнейшем именуются — сметные нормативы), необходимые для определения сметной стоимости строительства.

Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, минимально необходимых и достаточных для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям.

Сметные нормативы подразделяются на следующие виды:

— государственные сметные нормативы — ГСН;
— отраслевые сметные нормативы — ОСН;
— территориальные сметные нормативы — ТСН;
— фирменные сметные нормативы — ФСН;
— индивидуальные сметные нормативы — ИСН.

Государственные, производственно-отраслевые, территориальные, фирменные и индивидуальные сметные нормативы образуют систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве.

В случае отсутствия в действующих сборниках сметных норм и расценок отдельных нормативов по предусматриваемым в проекте технологиям работ допускается разработка соответствующих индивидуальных сметных норм и единичных расценок, которые утверждаются заказчиком (инвестором) в составе проекта (рабочего проекта). Индивидуальные сметные нормы и расценки разрабатываются с учетом конкретных условий производства работ со всеми усложняющими факторами.

Применение фирменных и индивидуальных сметных нормативов для определения стоимости строительства, финансирование которого производится с привлечением средств федерального бюджета, рекомендуется после их согласования с соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области строительства.

Под сметной стоимостью следует понимать сумму денежных средств, необходимых для осуществления строительства в соответствии с проектными материалами. При этом сметная стоимость является основой для определения размера капитальных вложений, финансирования строительства, формирования договорных цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные подрядные (строительно-монтажные, ремонтно-строительные и др.) работы, оплаты расходов по приобретению оборудования и доставке его на стройки, а также возмещения других затрат за счет средств, предусмотренных сводным сметным расчетом.

В договоре может быть установлен способ определения цены или ее составной части, пример из судебной практики: «Подрядчик обратился в Арбитражный суд с иском о взыскании с заказчика стоимости выполненных работ на основании акта, подписанного обеими сторонами. Истец ссылался на факт установления в договоре конкретной цены работ, исходя из базисного уровня сметных цен, и применения при расчетах текущих индексов стоимостных показателей, определенных областным центром по ценообразованию на день сдачи работ. Конкретный вид индексов был указан в акте приемки работ, подписанном заказчиком. Возражая против иска, заказчик высказал мнение, что применение индексов должно быть оформлено как дополнение к договору, а поскольку этого не было сделано, использование их при расчетах неправомерно. Суд удовлетворил иск по следующим основаниям. В соответствии со ст. 709 ГК РФ в договоре подряда указывается цена подлежащей выполнению работы или способ ее определения. На основании ст.746 ГК РФ расчеты должны осуществляться в порядке, предусмотренном договором. В договоре определено, что цена работ состоит из двух частей: сметной, выраженной конкретной суммой, и переменной, выраженной текущим индексом стоимостного показателя. Способ определения цены согласован сторонами в форме, позволяющей произвести ее расчет без дополнительных согласований, что подтверждается отсутствием между подрядчиком и заказчиком в течение длительного времени разногласий по стоимости работ при проведении промежуточных платежей. Договором не установлено, что каждое изменение рекомендуемого индекса цен требует внесения соответствующей поправки в условия договора в отношении стоимости работ, поэтому иск подлежал удовлетворению в размере, определенном подрядчиком».

Основанием для определения сметной стоимости являются:

— исходные данные заказчика для разработки сметной документации, предпроектная и проектная документация, включая чертежи, ведомости объемов строительных и монтажных работ, спецификации и ведомости потребности оборудования, решения по организации и очередности строительства, принятые в проекте организации строительства (ПОС), пояснительные записки к проектным материалам, а на дополнительные работы — листы авторского надзора и акты на дополнительные работы, выявленные в период выполнения строительных и ремонтных работ;
— действующие сметные нормативы, а также отпускные цены и транспортные расходы на материалы, оборудование, мебель и инвентарь;
— отдельные, относящиеся к соответствующей стройке, решения органов государственной власти.

Предметом исполнения обязательства по договору строительного подряда образует, с одной стороны, деятельность сторон по возведению или реконструкции здания (сооружения), с другой — само здание (сооружение) как результат выполненной подрядчиком работы. Субъектный состав договора строительного подряда зависит от того, какие именно отношения имеют место в конкретном случае: в качестве заказчика фигурирует государство в лице его министерств или других органов; заказчиком объекта строительства является другой хозяйствующий субъект; строительные работы осуществляются для удовлетворения личных потребностей заказчика как физического лица. А в качестве застройщика выступает СРО являющееся генеральным подрядчиком, который организует и координирует выполнение всех строительных работ, а члены СРО подрядчиками, которые и выполняют обязательства по предмету договора строительного подряда. Срок выполнения работ — существенное условие договора строительного подряда, без согласования которого договор считается незаключенным. Форма договора строительного подряда письменная, причем договор составляется в виде единого документа, подписываемого сторонами. Так как договор строительного подряда осуществляется в сфере строительства, которая регулируется множеством нормативно-правовыми актами на настоящий момент унифицировать форму договора не возможно. Существенным элементом договора строительного подряда является порядок оплаты строительных работ, а также условия проведения взаимных расчетов между сторонами договора.

Договор контрактации
Договор поставки
Договор купли продажи
Лицензированный договор
Договор аренды
Договор комиссии
Договор цессии
Договор займа

Назад | | Вверх

Изменение цены договора подряда после его заключения

Изменение цены договора подряда после его заключения — очень распространенное явление в договорной практике. Связано это со спецификой предмета данного договора и невозможностью точно предусмотреть все затраты подрядчика, а в некоторых случаях и перечень самих работ, которые потребуется произвести. Рассмотрим подробнее особенности данной процедуры в нашей статье.

Образец досоглашения о цене к договору подряда.doc

Цена как условие договора подряда

При заключении договора подряда стороны одним из первых согласуют условие о цене и порядке ее уплаты, которая при подрядных отношениях имеет многокомпонентный состав и складывается:

  • из реальных затрат, произведенных подрядчиком на покупку материалов, выплаты привлекаемым им специалистам (субподрядчикам) и др.;
  • непосредственного вознаграждения исполнителю за выполнение работ, обусловленных договором (п. 2 ст. 709 ГК РФ).

По договоренности сторон цена может быть:

  • Твердой. Она остается неизменной при любых обстоятельствах, даже когда при заключении договора нельзя было предусмотреть увеличение расходов или перечень работ. Если иное не предусмотрено договором, цена предполагается твердой.
  • Приблизительной (ориентировочной), которая может быть пересмотрена в процессе действия договора, например при возрастании расходов подрядчика, возникшей необходимости провести дополнительные работы и т. д. (п. 4 ст. 709 ГК РФ).
  • Комбинированной, то есть сочетающей в себе твердую и приблизительную цену, когда стороны указывают диапазон цены — от самой маленькой до самой большой. Данный вид цены выработан практикой.

Цена может как выражаться в виде конкретной денежной суммы, так и определяться с помощью различных формул, индексов и иным способом по желанию контрагентов.

На практике обычно предполагаемые расходы систематизируют в виде сметы, которая является неотъемлемой частью договора подряда (п. 3 ст. 709 ГК РФ).

Является ли цена существенным условием договора подряда

Сложно представить сам факт существования отношений подряда без достижения сторонами соглашения относительно стоимости работы. Тем не менее до сих пор остается спорным вопрос о том, является ли цена в договоре подряда его обязательным условием.

Ст. 709 ГК РФ прямо не отвечает на этот вопрос, однако указывает на возможность определения цены по правилам п. 3 ст. 424 ГК РФ в случае, если стороны не предусмотрели ее при заключении договора. Следовательно, законодатель допускает возможность отсутствия условия о цене в договоре подряда, которое, таким образом, не является существенным. Этот же вывод следует из множества решений арбитражных судов (см., например, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2017 по делу № А73-13885/2017).

В практике судов общей юрисдикции, напротив, по большей части поддерживается мнение, что цена в договоре подряда является его обязательным условием (например, решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 27.12.2017 по делу № 2-1-68/2018).

Изменение цены в договоре подряда: общие положения

По общим правилам цена в договоре после его заключения может быть изменена в случаях, когда это предусмотрено договором или законом (п. 2 ст. 424 ГК РФ). Специфика договора подряда заключается в том, что, как правило, для него характерен длительный срок выполнения работы, большой объем используемых материалов и комплектующих и, как следствие, высокий риск изменения цен на эти материалы в течение срока действия договора. Кроме того, и сам перечень работ не всегда предсказуем, и в ходе их выполнения может появиться необходимость корректировки. Особенно это актуально для договора строительного подряда.

В связи с этим законодатель допускает возможность изменять стоимость работ уже после заключения договора. Представим варианты изменения цены договора подряда в виде таблицы.

Твердая цена и случаи ее увеличения

Твердая цена характеризуется тем, что она устанавливается контрагентами при заключении договора и не подлежит дальнейшему изменению: подрядчик не вправе настаивать на ее увеличении, а заказчик, соответственно, рассчитывать на уменьшение (п. 6 ст. 709 ГК РФ).

Тем не менее закон предусматривает изъятие из этого правила: это случаи значительного изменения в сторону увеличения затрат подрядчика (стоимости расходных материалов либо услуг третьих лиц) по не зависящим от него обстоятельствам. Данное исключение применимо только тогда, когда такое увеличение нельзя было предусмотреть при подписании договора.

ВАЖНО! В случае установления твердой цены подрядчик вправе предъявить заказчику требование о дополнительной оплате существенных затрат сверх суммы, указанной в договоре, только до подписания акта приема-передачи (см., например, определение ВАС РФ от 23.12.2010 № ВАС-16857/10 по делу № А07-21862/2009).

Как только становится ясно, что выполнение обязательств предполагает увеличение расходов или проведение дополнительных видов работ, подрядчик должен уведомить об этом заказчика. Подробнее рассмотрим этот вопрос ниже.

Затем стороны оформляют дополнительное соглашение об увеличении цены и дополнительную смету. При возникновении спора он решается в судебном порядке.

Согласование изменения цены с заказчиком

При изменении приблизительной цены в договоре подряда, а также твердой цены при вышеупомянутых исключительных обстоятельствах необходимым условием является своевременное уведомление заказчика об обстоятельствах, послуживших причиной увеличения расходов (п. 5 ст. 709 ГК РФ).

Своевременность означает направление заказчику сообщения о возрастании затрат сразу же, как стало определенно известно об этом, то есть незамедлительно. Подрядчик одновременно с этим должен приостановить работы, производимые сверх согласованной сметы, до получения ответа от заказчика. Заказчик вправе отказаться от подписания дополнительного соглашения и увеличения сметы. В таком случае подрядчик может требовать оплаты исключительно в соответствии с согласованной в договоре подряда суммой.

ВАЖНО! Согласованию подлежит не только изменение общей стоимости по договору подряда, но и промежуточные цены по каждой позиции в смете, даже если итоговая сумма в связи с этим не изменяется. Данный вывод сделан в судебной практике (см., например, постановление ФАС Московского округа от 13.10.2009 № А41-22123/08).

Невыполнение обязанности по уведомлению контрагента о предполагаемом увеличении сметы влечет для подрядчика неблагоприятные последствия: он лишается права требовать компенсации произведенных им расходов сверх согласованной цены договора даже в случае подписания акта приема-передачи с новой ценой (см. п. 10 Обзора практики разрешения споров по договору строительного подряда, утв. информационным письмом Президиума ВАС РФ от 24.01.2000).

Экономия подрядчика

Для договора подряда характерна ситуация, когда затраты подрядчика, наоборот, оказываются меньше, чем предусмотренная соглашением сторон оплата. Согласно ст. 710 ГК РФ подрядчик вправе не возвращать заказчику сэкономленную сумму (экономия подрядчика). На практике уменьшить фактические расходы возможно различными методами, в том числе за счет использования более дешевых материалов, что, как правило, не устраивает заказчика.

В судебной практике был выработан критерий, который позволяет разграничить истинную экономию подрядчика, которую имеет в виду законодатель в ст. 710 ГК РФ, и варианты недобросовестного поведения.

Подрядчик вправе претендовать на сэкономленное только в том случае, если экономии удалось достичь путем более эффективной работы, применения новых технологий или другим подобным способом, не наносящим ущерба заказчику и не влияющим на качество работы. Если же затраты были уменьшены за счет применения более дешевых альтернативных материалов либо нарушения технологии, что оказывает негативное влияние на итоговое качество работы, в этом случае подрядчик не вправе претендовать на сэкономленные средства (см., например, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.05.2017 № Ф07-4004/2017).

При возникновении спора обязанность по доказыванию факта ухудшения качества работ вследствие экономии возлагается на заказчика (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.12.2014 № А70-602/2014).

Изменение цены путем подписания акта приема-передачи

На практике стороны достаточно часто, не заключая допсоглашение об изменении цены и не внося изменения в смету, просто подписывают акт приема-передачи на другую сумму. Однако следует иметь в виду, что такой способ изменения цены суды оценивают по-разному.

Так, в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 05.07.2011 № А37-597/2010 суд указал, что юридическое значение имеет только внесение изменений в договор (в условие о цене) и смету, но не подписание акта приема-передачи на сумму, отличающуюся от суммы в договоре.

Однако имеет место и иная практика. Некоторые суды указывают на то, что при различиях в цене в договоре подряда и акте приемки оплата должна производиться по акту (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.09.2009 № А27-2745/2009).

Уменьшение цены как мера ответственности

П. 1 ст. 721 ГК РФ устанавливает важнейшее требование к результату работ, выполняемых по договору подряда: они должны быть качественными, то есть выполненными максимально добросовестно и в полном соответствии с договоренностью сторон. Во избежание негативных последствий брака контрагенты вправе предусмотреть гарантийный срок, в течение которого заказчиком могут быть предъявлены претензии к подрядчику по качеству произведенных работ. При его отсутствии в договоре подряда претензии могут быть предъявлены в разумный срок, но не превышающий 2 лет.

В качестве одной из мер ответственности за некачественное выполнение работ ст. 723 ГК РФ называет право заказчика требовать соразмерного уменьшения цены. Если стороны достигли консенсуса по возникшим разногласиям, то они подписывают соответствующее дополнительное соглашение к ДП. При возникновении споров стороны вправе назначить проведение экспертизы с целью выявления недостатков в работе.

Что означает соразмерность уменьшения цены при выявлении недостатков

В практической деятельности краеугольным является вопрос, каким именно образом подлежит уменьшению цена при обнаружении недостатков в работе? Законодателем не предлагается какая-либо формула или методика исчисления данной величины, кроме упоминания о соразмерности уменьшения. Поэтому в случае возникновения спора суды выносят решение, опираясь на обстоятельства конкретного дела.

В связи с этим по данному вопросу сложилась противоречивая практика:

  1. Цена должна быть уменьшена на величину расходов, которые вынуждена будет произвести сторона заказчика для устранения всех выявленных недостатков в работе. Для подсчета за основу берутся обычные существующие на рынке либо согласованные сторонами цены (постановление АС ВСО от 13.10.2014 № А33-15321/2012).
  2. Цена подлежит уменьшению на стоимость невыполненных качественно работ (постановление ФАС СЗО от 31.07.2014 № А21-7426/2012).
  3. Цена уменьшается до стоимости работ, выполненных качественно (постановление ФАС СЗО от 28.04.2014 № А56-35029/2012).
  4. Цена уменьшается до среднерыночной стоимости результата с учетом недостатков, например, в тех случаях, когда наличие недостатков не препятствует использованию объекта по назначению.

Как оформить дополнительное соглашение об уменьшении цены в договоре подряда. Образец соглашения

В случае, когда имеются основания для изменения цены по договору подряда и между сторонами отсутствуют разногласия по этому поводу, заказчик и подрядчик заключают между собой дополнительное соглашение к договору подряда. Оно подлежит оформлению в той же форме, что и основной договор, то есть письменной. В него необходимо включить следующие пункты:

  • название, дату и место составления соглашения;
  • наименования сторон, их реквизиты;
  • название и реквизиты основного договора;
  • новую редакцию пункта договора, в который вносятся изменения;
  • обстоятельства, послужившие причиной увеличения/уменьшения цены;
  • условия и момент вступления в силу допсоглашения.

Образец соглашения об уменьшении цены договора подряда можно скачать здесь: Соглашение об уменьшении цены.

Одновременно следует также внести соответствующие изменения и в смету. Допсоглашение об изменении твердой цены, смета к которому не была скорректирована соответствующим образом, влечет риск того, что суд сочтет изменение цены несогласованным. Причина этого — в неясности, на какие именно работы было согласовано заказчиком изменение цены и были ли эти работы впоследствии заказчиком приняты (постановление ФАС СЗО от 04.05.2009 по делу № А05-7523/2008).

Подписывая соглашение и изменяя сметную документацию, заказчик и подрядчик страхуют свои интересы: в случае спора такое соглашение будет принято судом с большим доверием.

Итак, цена является важнейшим условием договора подряда. Она может быть как твердой, так и приблизительной, и может изменяться по соглашению сторон, а также в случаях, предусмотренных законом или договором по одностороннему волеизъявлению. В отношении цены договора подряда сложилась богатая, но противоречивая судебная практика, которую следует учитывать при заключении данного вида договора.

Когда допускается изменение стоимости работ в договоре подряда

Договор подряда на выполнение отдельных строительных работ между двумя белорусскими организациями был заключен по результатам конкурса на основании цены предложения подрядчика. Согласно условиям договора стоимость работ должна была оставаться неизменной в течение всего срока действия договора. Однако по завершении работ подрядчик заявил требование о взыскании с заказчика задолженности по оплате выполненных работ, образовавшейся в связи с увеличением договорной цены. Рассмотрим, мог ли подрядчик увеличивать стоимость работ.

Условия данного договора подряда определялись на основании Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 (далее – Положение № 1553). Договорная (контрактная) цена, определенная в соответствии с Положением № 1553, является твердой на весь период строительства (абзац пятый п. 10 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 19.09.2012 № 6 «О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из договоров строительного подряда»).

Следовательно, цена работ, установленная сторонами по указанному договору, не должна меняться в процессе строительства.

Подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены (твердой сметы), а заказчик – ее уменьшения. Это касается и случая, когда в момент заключения договора исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащей выполнению работы или необходимых для этого расходов. При существенном возрастании после заключения договора стоимости материалов и оборудования, которые должны быть предоставлены подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены (сметы) (п. 6 ст. 663 Гражданского кодекса Республики Беларусь; далее – ГК).

Исчерпывающий перечень случаев, когда договорная (неизменная договорная) цена может корректироваться, установлен п. 10 Положения № 1553. В частности, она может быть скорректирована в случае изменения по инициативе заказчика в установленном порядке проектной документации.

В рассматриваемой ситуации ничего не сказано о документальном оформлении изменений цены. Следовательно, по нашему мнению, цена договора, установленная при его заключении, в надлежащем порядке не была изменена.

Таким образом, у подрядчика отсутствует право требовать оплаты работ в части суммы, превышающей указанную в договоре подряда. Подрядчик не может требовать увеличения стоимости выполняемых работ в случае, если цена работ по договору подряда является твердой и не изменена в установленном порядке.

Условие о цене договора подряда. Вопросы правоприменительной практики

Закрепленный в статье 309 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) принцип надлежащего исполнения обязательств означает, что обязательства, в том числе возникшие из договоров, должны исполняться их участниками надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Условия возмездного договора согласно пункту 1 статьи 423 ГК РФ предполагают право стороны, исполнившей свои обязанности, требовать от другой стороны предоставления платы или иного встречного предоставления. Если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное, договор в силу пункта 1 статьи 423 ГК РФ предполагается возмездным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Изменение цены после заключения договора согласно пункту 2 статьи 424 ГК РФ допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 709 ГК РФ в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения.

Согласно пункту 3 статьи 709 ГК РФ цена работы может быть определена путем составления сметы. В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком.

Смета представляет собой расчет (калькуляцию) цены договора с расшифровкой стоимости отдельных видов работ, используемых при выполнении работ материалов и оборудования, иных затрат. Применительно к договору строительного подряда смета включает в себя расчет стоимости строительных (ремонтно-строительных), монтажных работ, затрат на приобретение (изготовление) оборудования, мебели и инвентаря, а также прочих затрат применительно к отдельным видам работ и затрат (локальная смета), объекту строительства (объектная смета) или строительству в целом (сводный сметный расчет) (См.: пункты 3.14 – 3.18 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ (МДС 81-35.2004), утв. Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1).

В соответствии с пунктом 4 статьи 709 ГК РФ цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.

Правовое значение условия договора подряда о твердой цене раскрывается в пункте 6 статьи 709 ГК РФ, согласно которому подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов. Исключение составляют случаи существенного возрастания стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, когда подрядчик в силу абз. 2 пункта 6 статьи 709 ГК РФ имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование – расторжения договора в соответствии со статьей 451 ГК РФ.

Таким образом, основная цель твердой цены состоит в том, чтобы защитить заказчика от рисков возможного удорожания строительства, связанного, в частности, с увеличением объема подлежащих выполнению работ. То есть твердая цена по смыслу пункта 6 статьи 709 ГК РФ подлежит оплате заказчиком за результат работ в целом, безотносительно к тому, какой объем работ для достижения этого результата (включая дополнительные работы) пришлось выполнить подрядчику. Дополнительные издержки подрядчика, связанные с не учтенным при заключении договора увеличением объема работ, в этом случае покрываются за счет его вознаграждения (пункт 2 статьи 709 ГК РФ).

Если договор заключен на условиях приблизительной цены, подрядчик в соответствии с пунктом 5 статьи 709 ГК РФ обязан своевременно предупреждать заказчика о возникшей необходимости в проведении дополнительных работ, влекущих за собой существенное превышение определенной приблизительно цены работ. Если заказчик не согласен с таким удорожанием, пункт 5 статьи 709 ГК РФ предоставляет ему право отказаться от договора, оплатив подрядчику стоимость фактически выполненных работ.

Если подрядчик своевременно не предупредил заказчика о необходимости превышения определенной приблизительно при заключении договора цены работы, он в силу абз. 2 пункта 5 статьи 709 ГК РФ обязан выполнить договор (то есть сдать заказчику результат работы, характеристики которого были согласованы при заключении договора), сохраняя право на оплату работы по изначально определенной в договоре цене.

Очевидно, что, заключая договор на условиях твердой цены, подрядчик принимает на себя риски, связанные с возможным удорожанием строительства вследствие того, что фактический объем выполненных работ окажется больше того, который учитывался при заключении договора. В этой связи в цене договора при его заключении, как правило, предусматривается резерв средств на непредвиденные работы и затраты.

Если договор заключен на условиях твердой цены, резерв средств на непредвиденные работы и затраты уплачивается подрядчику в составе цены договора. В случае, когда договор заключен на условиях приблизительной цены, и расчеты между заказчиком и подрядчиком производятся за фактически выполненные объемы работ, резерв средств на непредвиденные работы и затраты подрядчику не передается, а остается в распоряжении заказчика (См. пункт 4.33 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ (МДС 81-35.2004), утв. Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1).

Принятие подрядчиком рисков, связанных с возможным удорожанием строительства, при заключении договора на условиях твердой цены компенсируется отсутствием у заказчика в силу абз. 2 пункта 6 статьи 709 ГК РФ права требовать уменьшения цены договора в случаях, когда объем фактически выполненных работ оказался меньше того, который учитывался при заключении договора. В этих случаях вознаграждение подрядчика за выполнение работ окажется больше за счет сокращения издержек (пункт 2 статьи 709 ГК РФ).

Общие положения о подряде, закрепленные в статье 709 ГК РФ, в силу пункта 2 статьи 702 ГК РФ подлежат применению также к отношениям, возникшим из договора строительного подряда, если иное не установлено специальными нормами § 3 ГК РФ.

Пункт 1 статьи 743 ГК РФ возлагает на подрядчика по договору строительного подряда обязанность осуществлять строительство и связанные с ним работы не только в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание и другие предъявляемые к ним требования, но и в соответствии со сметой, определяющей цену работ.

Пунктом 1 статьи 746 ГК РФ предусмотрено, что оплата выполненных подрядчиком по договору строительного подряда работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой.

Пунктом 3 статьи 744 ГК РФ подрядчику предоставлено право в соответствии со статьей 450 ГК РФ требовать пересмотра сметы, если по не зависящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на десять процентов.

Указанные положения не содержат каких-либо изъятий из норм, закрепленных в статье 709 ГК РФ, конкретизируя их с учетом особенностей строительного подряда.

Между тем, в судебной практике все не так однозначно.

В одних случаях суды считают, что оплате по договору подряда подлежит стоимость фактически выполненных объемов работ, вне зависимости от того, твердая или приблизительная цена предусмотрена договором подряда (См., напр.: Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.01.2010 по делу № А32-7965/2008; постановление ФАС Поволжского округа от 11.10.2011 по делу № А06-2962/2010; постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.01.2012 по делу № А33-3451/2011 и др.), в других исходят из того, что фактически выполненные объемы работ при твердой цене договора не имеют значения, если достигнут их результат (Постановление ФАС Поволжского округа от 17.04.2012 по делу № А06-4902/2011; постановление ФАС Центрального округа от 25.02.2010 № А09-6210/2009; постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.04.2011 по делу № А11-9180/2012 и др.).

22.04.2014 Президиум ВАС РФ рассмотрел дело № А40-151181/12 Арбитражного суда г. Москвы, предметом которого являлся спор, возникший из государственного контракта на выполнение работ по проведению локальных мероприятий, направленных на улучшение пропускной способности улично-дорожной сети на территории СВАО г. Москвы. Государственный контракт в соответствии с законодательством был заключен на условиях твердой цены, которая составила 16,8 млн. руб. Работы были выполнены подрядчиком, приняты государственным заказчиком без замечаний по актам приемки на суммы, соответствующие цене контракта, и полностью оплачены.

После исполнения контракта Главным контрольным управлением города Москвы была проведена проверка учреждения, в ходе которой установлены факты неправомерного применения подрядчиком расценок и завышения объемов работ на сумму 4,18 млн. руб. Посчитав эту сумму неосновательным обогащением подрядчика, государственный заказчик обратился в суд с иском о ее взыскании в соответствии со ст. 1102 ГК РФ. Суды трех инстанций удовлетворили заявленные государственным заказчиком требования в полном объеме.

Передавая дело на рассмотрение в Президиум ВАС, коллегия судей в определении от 11.03.2014 № ВАС-19891/13 указала, что в соответствии со ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. При этом согласно п. 6 ст. 709 ГК РФ подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.

Сделанные в результате проверки управлением как контролирующим органом деятельности учреждения выводы об избыточных расходах на оплату выполненных обществом работ, предусмотренных контрактом, по мнению коллегии судей, не свидетельствовали о неосновательном обогащении подрядчика. Акт, принимаемый на основании результатов подобной проверки, касается публичных отношений, а именно избыточно израсходованных обществом бюджетных денежных средств. Однако подрядчик не является участником бюджетного процесса, и в случае применения ненадлежащих расценок не должен нести неблагоприятные для себя последствия.

Поскольку спорная сумма денежных средств являлась оплатой за работы, выполненные подрядчиком в соответствии с условиями контракта и принятые государственным заказчиком, требование о взыскании неосновательного обогащения, как следует из определения от 11.03.2014, не подлежало удовлетворению.

Кроме того, коллегия указала на положения ст. 720 ГК РФ, согласно которой заказчик, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки.

Президиум ВАС, однако, с мнением коллегии не согласился и постановлением от 22.04.2014 № 19891/13 оставил принятые по делу судебные акты без изменения, признав взысканную с подрядчика сумму неосновательным обогащением.

Предметом другого рассмотренного Президиумом ВАС РФ дела стал спор, возникший из государственного контракта на оказание услуг по организации поездки 100 учащихся общеобразовательных учреждений и 23 сопровождающих на заключительные этапы Всероссийской олимпиады школьников 2011/2012 учебного года.

В связи с изменением количества участников олимпиады фактически в рамках контракта исполнитель организовал поездку 84 детей и 22 сопровождающих. Исходя из фактического количества детей и сопровождающих услуги были оплачены государственным заказчиком.

Полагая, что цена контракта является твердой и не подлежит изменению, исполнитель обратился в суд с иском о взыскании с государственного заказчика задолженности по оплате услуг и неустойки за просрочку оплаты.

Суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении иска исполнителю отказали, однако ФАС Западно-Сибирского округа постановлением от 25.09.2013 указанные судебные акты отменил и с учетом характера заявленных требований и твердой цены контракта удовлетворил исковое требование о взыскании задолженности в виде разницы между твердой ценой контракта и оплатой фактически оказанных услуг.

Президиум ВАС РФ постановлением от 13.05.2014 № 19371/13 признал ошибочной позицию суда кассационной инстанции о том, что цена контракта является твердой и подлежит оплате в изначально согласованном размере независимо от объема оказанных услуг. По мнению Президиума, поскольку цена контракта определяется применительно к согласованному в нем объему услуг, уменьшение объема услуг влечет соразмерное уменьшение цены контракта.

Принимая во внимание, что плата по договору оказания услуг осуществляется за фактически оказанные услуги, а также то, что исполнителем был оказан объем услуг меньший, чем предусмотрено контрактом (что не отрицалось самим истцом в ходе судебного разбирательства), и суды первой и апелляционной инстанций установили, что истец не доказал оказания услуг на заявленную им сумму, Президиум ВАС РФ пришел к выводу о том, что требование о взыскании платы за не оказанные услуги удовлетворению не подлежало как необоснованное, незаконное, недобросовестное.

Иной подход, по мнению Президиума ВАС РФ, противоречит принципам возмездности гражданско-правовых договоров и возмездного оказания услуг, нарушая баланс прав и интересов сторон, и нарушает публичные интересы при оплате услуг на основании государственного контракта ввиду необоснованного расходования бюджетных (публичных) денежных средств.

Никаких оговорок о том, что правовые позиции, сформулированные Президиумом ВАС РФ в постановлениях от 13.05.2014 № 19371/13 и от 22.04.2014 № 19891/13, применяются только к отношениям, возникшим из государственных или муниципальных контрактов (как это сделано, например, в п. 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 № 165), указанные судебные акты не содержат.

Не следует из данных правовых позиций Президиума ВАС и то, что увеличение объема выполненных по договору работ влечет соразмерное увеличение договорной цены. Таким образом, Президиум ВАС РФ фактически приравнял твердую договорную цену, значение которой раскрыто в пункте 6 статьи 709 ГК РФ, к иногда используемой в предпринимательской практике максимальной гарантированной цене, когда расчет за выполненные подрядчиком работы осуществляется исходя из их фактических объемов, но не выше предусмотренного договором максимального предела. Если применительно к контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд это как-то можно оправдать специальным законодательным регулированием, то применительно к обычным предпринимательским отношениям ограничительное толкование пункта 6 статьи 709 ГК РФ вряд ли можно считать оправданным. Получается, что, принимая на себя риски возможного удорожания строительства при заключении договора на условиях твердой цены, подрядчик не получает адекватной компенсации, а сами риски существенно увеличиваются, поскольку при таком подходе подрядчик уже не может перераспределить свои затраты внутри твердой сметы, покрыв издержки, связанные с выполнением в большем объеме одних работ, за счет того, что объем других работ оказался меньше.