«Википедия» против европейских законов о копирайте — временно закрылись три региональные версии

Итальянская, испанская и латышская версии «Википедии» временно приостановили работу в знак протеста против новых законов ЕС в области авторского правила. Так региональные сайты привлекают внимание пользователей к рассмотрению Европарламентом «Статьи №13», голосование за которую намечено на 5 июля.

Она потребует от площадок ввести системы премодерации контента, чтобы избежать публикации материалов, защищенных авторским правом. Интернет-активисты считают — это, в частности, ставит под угрозу существование мемов. Их основой часто становятся изображения, защищенные копирайтом.

Беспокойство представителей ресурса также вызывает «Статья №11», получившая название «налога на ссылку». Она обязует платформы платить за лицензирование ссылок на источники новостей, но даже не определяет понятие «ссылки». Этот вопрос останется на рассмотрении 28 стран-членов ЕС и, по мнению критиков, создает простор для цензуры.

Европейские версии «Википедии», не свернувшие работу, показывают баннеры, ведущие на сайт saveyourinternet.eu. На нем даются инструкции, как найти номер своего депутата Европарламента или отправить письмо в знак протеста против законопроектов. В пояснении указывается, что если «Статья №13» будет принята, действия вроде шеринга новостей на страницу или их нахождение в поисковиках значительно усложнится. В зоне риска окажется и сама «Википеди».

We are community driven and so each community makes their own decision. I think we should get more organized in the future so that we could vote more quickly or earlier!

— Jimmy Wales (@jimmy_wales) July 3, 2018

Против инциатив ЕС выступает и основатель «Википедии» Джимми Уэйлс. Однако, как он объясняет, решение о временном закрытии сайтов принимают локальные команды проекта. Хотя официальный Twitter-аккаунт Европейской комиссии и сообщил ему, что «Википедия» не попадет под действие новых статей, Уэйлса это не устраивает. По его словам, коммьюнити людей, сформировавшееся вокруг проекта, «не настолько узколобое, чтобы позволять остальному интернету страдать только потому, что мы достаточно большие и нам бросили подачку».

Deeply inappropriate for the European Commission to be lobbying publicly *and* misleading the public in this way.

Деловая переписка

Деловая переписка – это не только обмен коммерческой и деловой информацией, это еще и часть сложного делового этикета, и ее правилам делопроизводителей даже специально обучают на курсах.

Одна из важных составляющих делового письма – создание и поддержание солидной репутации компании, формирование серьезного отношения к вам со стороны партнеров и клиентов. Помимо вопросов менеджмента, деловое письмо – это корпоративная дисциплина, а с технической точки зрения — инструмент улучшение взаимодействия между различными компаниями холдинга или подразделениями одной формы.

Виды деловой переписки

1. благодарственные письма;

2. коммерческие письма (сопроводительное, заказ, напоминание, презентация, отказ, гарантийное письмо и т.д.);

3. запросы и требования;

4. извинения и опровержения;

5. поздравительные письма;

6. письма с соболезнованиями.

Даже современная электронная переписка учитывает особенности каждого вида письма, использует готовые шаблоны, манеру написания и правила делового письменного этикета.

Правила деловой переписки

Итак, о правилах:

Бланк письма. Хорошая компания использует в переписке только фирменные бланки с реквизитами компании (угловое или продольное размещение) и элементами фирменного стиля. Фирменный стиль предполагает нанесение логотипа и использование фирменных шрифтов, а в реквизитах должно быть указано название организации и его аббревиатура, юридический и почтовый адрес, телефоны, электронная почта и сайт.

Разметка страницы. Письмо пишется на листе с полями (слева 20, справа 10 мм, сверху и снизу 20 мм), в случае наличия второго и последующих листов у документа, они нумеруются посредине сверху страницы.

Стиль. Письмо пишется только официально-деловым стилем – с кратким изложением сути вопроса, точными формулировками, стандартными фразами.

Обязательное условие: в письме освещается только один вопрос или несколько взаимосвязанных. В противном случае – лучше написать несколько писем.

Структура текста. Обычно деловое письмо состоит из трех частей:

1. Обращение к адресату («Уважаемый, …!»).

2. Вступление (изложение причин и оснований для письма).

3. Основная часть (предложение решений, просьб, рекомендаций по решению проблемы).

4. Заключение (резюме с подведением итогов).

Язык. Фразы должны быть простыми, краткими, ясными и недвусмысленными. Эмоциональность, жаргонизмы, просторечные слова, диалектизмы и излишние подробности исключены (грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки – тоже)!

Сервис WebMoney Письма

Сервис WebMoney Письма предназначен для создания и отправки обычных «бумажных» писем в любую страну мира. Для отправки такого письма ваше местонахождение не имеет значения, и нет необходимости иметь конверт, почтовые марки, бумагу, ручку — достаточно быть пользователем WebMoney и иметь подключение к интернету.

Стоимость отправки одного письма по России составляет 31 WMR, в другие страны 44 WMR.

Для того чтобы воспользоваться сервисом WebMoney Письма необходимо авторизоваться на сайте (https://letters.wmtransfer.com) и перейти в раздел «Написать письмо».

Пишем текст письма, не более 64 строк. Далее указываем реквизиты получателя и отправителя в соответствии с правилами написания адреса.

Затем проверяем содержимое письма, правильность написания адресов и сохраняем письмо.

Для того чтобы письмо выслать адресату необходимо нажать кнопку «Отправить» и оплатить услугу в соответствии с тарифом.

Служба технической поддержки

Обращение в техподдержку

Если у вас возникла какая-либо проблема с игрой, то вы можете обратиться в службу технической поддержки «Танков Онлайн». Для этого нужно перейти по подходящей ссылке из списка ниже и заполнить предложенную форму.

После отправки формы ожидайте ответа на указанную в анкете почту.

Список проблем, для решения которых требуется помощь техподдержки, представлен ниже. Другие проблемы, скорее всего, игрок может решить самостоятельно, найдя нужную статью в FAQ, Базе знаний или разделе «Проблемы и решения» на форуме.

  • не могу зайти на аккаунт, почта не привязана;
  • не могу зайти на аккаунт, почта привязана, но не могу её вспомнить или к ней нет доступа;
  • пропали кристаллы или вещи;
  • аккаунт заблокирован за недопустимый ник;
  • аккаунт переименован системой по неактивности;
  • задание сменилось «само собой»;
  • проблемы с платежом, которые не удаётся решить с помощью внутриигрового функционала;
  • регистрировался через сторонний сервис и не могу установить пароль или почту самостоятельно;
  • хочу сменить почту, но не могу её вспомнить или к ней нет доступа;
  • взломщики потратили кристаллы и приобрели вещи, которые мне не нужны;
  • аккаунт был заблокирован из-за противоправных действий взломщиков;
  • получен несправедливый бан на форуме, который я хочу оспорить.

Существует возможность обратиться в техподдержку, написав письмо на их электронный адрес [email protected] На данный момент этот способ устарел и предпочтительнее пользоваться специальными формами, перечисленными выше.

Для того чтобы обратиться в техподдержку по почте, нужно:

  • Зайти на свою почту, к которой вы привязали свой аккаунт. В случае утери доступа к этой почте или если вы не привязывали к аккаунту почту — напишите с любого другого электронного ящика;
  • Как создать почту
  • В поле «Кому» написать [email protected];
  • Подробно описать свою проблему;
  • Отправить письмо и ждать ответа в течение 24 часов.

Специалисты технической поддержки «Танков Онлайн» отвечают на вопросы игроков круглосуточно, 7 дней в неделю.

Если на вашу почту в течение часа не пришло сообщение с номером заявки или ответ не пришёл в течение суток:

  1. Почта взломана и письма удаляет злоумышленник — стоит сменить пароль на почте;
  2. Почта взломана и злоумышленник добавил адрес технической поддержки ([email protected] и [email protected]) в фильтры/чёрный список (ознакомьтесь со статьёй, чтобы проверить, не заблокированы ли адреса техподдержки в вашем почтовом ящике);
  3. Письма от технической поддержки попадают в папку «Спам» или «Рекламные предложения» и там теряются;
  4. Неправильно пользуетесь почтой и/или ждёте ответа в другом месте;
  5. Почтовый клиент работает неправильно.
  • Каждое новое письмо перемещает вашу заявку в конец очереди;
  • Чем детальнее вы опишете проблему, тем быстрее она будет решена.

Титиев Оюб Салманович

Титиев Оюб Салманович родился 24 августа 1957 года, живёт в селе Курчалой Чеченской Республики, правозащитник, руководитель грозненского представительства Правозащитного центра (ПЦ) «Мемориал». Обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 228 УК РФ («Незаконное приобретение и хранение наркотических средств, совершённое в крупном размере»). Находится под стражей с 9 января 2018 года.

Полное описание

Описание дела

Утром 9 января 2018 года руководитель грозненского представительства ПЦ «Мемориал» Оюб Титиев, по словам его родственников, выехал из своего дома в селе Курчалой Чеченской Республики. В 9:00 он собирался встретиться со своим знакомым в селе Майртуп Курчалоевского района, откуда они вместе намеревались отправиться в Грозный. Знакомый Титиева прождал его около часа, после чего позвонил ему, но тот не брал трубку.

Минут через 20 этот знакомый поехал в сторону с. Курчалой, и увидел, как на обочине дороги полицейские осматривали машину Титиева, а сам он стоял рядом. По словам этого свидетеля, увидев Оюба, он хотел подъехать поближе и выйти из автомобиля, но тот сделал знак, чтобы он проехал мимо. Свидетелю удалось выяснить, что машина Титиева, в которой сидели он сам и еще один человек, в сопровождении машины ДПС двинулась в Курчалой, и въехали на территорию ОМВД по Курчалоевскому району.

Впоследствии пресс-служба МВД по Чеченской Республике сообщила о задержании Оюба Титиева, указав, что «в ходе профилактических мероприятий» в его машине были обнаружены наркотики. «При досмотре машины в ее салоне полицейскими обнаружен полимерный пакет с веществом растительного происхождения со специфическим запахом марихуаны весом примерно 180 граммов», — говорится в сообщении МВД (в постановлении о привлечении Титиева в качестве обвиняемого говорится уже о 206,9 граммах). По версии следствия, Титиев был задержан после осмотра салона его автомобиля ВАЗ 111930 LADA KALINA в период с 10:47 и 11:52 9 января 2018 года и обнаружения упомянутого наркотического вещества под правым передним пассажирским сидением. Осмотр был произведён после того, как сотрудники ГИБДД остановили машину между 10:20 и 10:35 на дороге Курчалой-Майртуп. В 20:10 9 января следователь СО ОМВД по Курчалоевскому р-ну капитан юстиции Саламов Н.Д. официально оформил задержание Оюба Титиева в соответствии со ст. ст. 91, 92 УПК РФ. Пресс-служба также сообщила, что изъятое вещество было направлено на экспертизу, а Титиев — на медицинское освидетельствование.

Эта версия противоречит сведениям, полученным журналистами, и заявлениям самого Титиева, который в суде при избрании меры пресечения, при опросе и допросе следователями описал обстоятельства своего задержания совершенно иначе.

9 января около 9:00 он выехал из своего дома в Курчалое. В полукилометре от дома его «Ладу» остановили несколько сотрудников полиции, и, не объясняя причин, начали её осмотр. Один полицейский отвлёк его внимание, проверяя документы, и в этот момент другой вдруг спросил: «А что это в пакете у вас?» – и показал черный полиэтиленовый пакет. Оюб ответил, что пакет не его, и о его содержимом он ничего не знает. Полицейские развернули пакет. В нем оказалась марихуана. Затем Титиева доставили в Курчалоевский ОМВД.

В помещении отдела Оюб заявил, что осмотр и задержание незаконны, –– в частности, не было понятых, –– на что полицейский ответил: «Хочешь по закону –– будет по закону».

Титиева вновь посадили в его машину, вернули документы (как выяснилось впоследствии, не все), а рядом с ним на правое переднее сиденье сел сотрудник –– очевидно, чтобы Оюб не скрылся. Они выехали с территории райотдела, и вскоре их остановили сотрудники ДПС. «Попутчик» Титиева вышел. При проверке документов вдруг оказалось, что среди них отсутствует страховка на машину. Затем повторилась история с «обнаружением наркотиков»: пока один полицейский смотрел документы и говорил с Оюбом, другой заявил, что на коврике рассыпана трава. Сотрудники ДПС осмотрели автомобиль и «обнаружили» пакет –– тот же, что и в первый раз. Один из них позвонил по мобильному телефону и через 10–15 минут на место приехала следственная группа и двое мужчин в гражданском, которых позже представили как понятых. Был составлен протокол осмотра места происшествия, который Титиев отказался подписывать.. После этого его снова доставили в отдел полиции. Там у него в отсутствии адвоката взяли биологические образцы и смывы с рук.

До того, как конверты с образцами и смывами были опечатаны, Оюба Титиева, несмотря на его возражения, вывели в другой кабинет. Титиев выразил возмущение тем, что не может видеть, его ли образцы запечатывают в конверты. В соседнем кабинете полицейский взял с задержанного объяснение о составе семьи. Когда его привели обратно в кабинет, где брали образцы, там уже никого не было, а на столе лежали конверты с образцами, запечатанными в его отсутствие.

Вскоре после того, как коллегам Оюба Титиева от упомянутого выше свидетеля стало известно о его задержании, к Курчалоевскому ОМВД приехал из Грозного адвокат Султан Тельхигов. Однако полицейские долгое время говорили ему, что Оюба в отделе нет. Сам факт его задержания признали только около 17:00, после обращения ПЦ «Мемориал» к Председателю СПЧ при Президенте РФ Михаилу Федотову и Уполномоченному по правам человека в РФ Татьяне Москальковой. Лишь около 19:00 адвокат смог встретиться с Оюбом Титиевым. Протокол задержания был составлен в присутствии адвоката Тельхигова уже после 20:00, затем были оформлены процессуальные документы и проведены первоначальные следственные действия.

На следующий день, 10 января, полицейские ворвались в дом Оюба Титиева в селе Курчалой. Его жены и детей дома не было, в доме находились родственницы его брата, Якуба Титиева. Полицейские вели себя чрезвычайно грубо, и заявили, что ищут Якуба и двадцативосьмилетнего сына Оюба, Бекхана Титиева. Узнав, что обоих в тот момент в Курчалое не было, полицейские пришли в ярость, и заявили, что Бекхан и Якуб должны завтра же, 11 января, явиться к участковому уполномоченному полиции, в противном у их родных будут неприятности. Затем полицейские выгнали всех женщин на улицу, заперли дом Оюба Титиева и ушли, забрав с собой ключи.

Поздно вечером 10 января 2018 года в Курчалоевском ОМВД в присутствии адвокатов Оюбу Титиеву было предъявлено обвинение в незаконном приобретении и хранении наркотических средств, совершённом в крупном размере по ч. 2 ст. 228 УК РФ, предусматривающей до 10 лет лишения свободы. По версии следствия, наркотики он приобрел «при неустановленных обстоятельствах» и «в неустановленном месте».

11 января 2018 года судья Шалинского городского суда Чеченской Республики Хамзат Ибрагимов вынес постановление об аресте Оюба Титиева на два месяца до 9 марта 2018 года. Титиев категорически отрицал то, что пакет с наркотиками, «обнаруженный» в его автомобиле, якобы принадлежит ему, сообщив о том, что наркотики были ему подброшены сотрудниками ППС во время досмотра без понятых. В письменном обращении к президенту Путину, руководителю Следственного комитета Бастрыкину и директору ФСБ Бортникову он заявил о том, что любое признание вины с его стороны может быть получено лишь путём физического давления или шантажа.

После задержания Титиева в социальных сетях и мессенджерах было распространено записанное, якобы, сторонниками запрещённой в России террористической организации ИГ видеообращение с призывом убивать известных российских правозащитников с тем, чтобы дискредитировать российские власти. Журналисты, эксперты и правозащитники, работающие на Северном Кавказе, выразили сомнение в авторстве этого видео, отметив, что само появление такой записи — серьёзная угроза правозащитникам.

В ночь на 17 января в городе Назрань (Республика Ингушетия) двое неизвестных подожгли офис представительства ПЦ «Мемориал». Выгорели три кабинета из шести. Поджигателей зафиксировали камеры видеонаблюдения. Вечером 22 января в Махачкале (Республика Дагестан) была подожжена машина представительства ПЦ «Мемориал», на которой за сутки перед этим сотрудничающий с «Мемориалом» местный адвокат ездил в Чеченскую Республику для участия в следственном действии по делу Оюба Титиева. После этого поджога на мобильный телефон представительства пришла SMS: «Вы По Краю Пропасти Ходите Закройтесь! В Следующий Раз Вместе С Вами Офис Подожгем Ваш.Машина Сигнал» (прим. орфография сохранена), затем последовал звонок с подтверждением угроз.

ПЦ «Мемориал» связывает оба поджога, во-первых, с тем, что офисы в Назрани и Махачкале были перечислены в списке мест, куда было предложено обратиться свидетелям задержания Оюба Титиева. Во-вторых, после того, как деятельность представительства в Грозном была парализована, эти ближайшие к Чечне офисы, по замыслу организатора поджогов, могли стать возможными базами мониторинга нарушений прав человека на территории ЧР.

19 января 2018 года в помещении грозненского представительства ПЦ «Мемориал» прошёл обыск, в ходе которого сотрудники полиции нашли на полу незастекленного балкона и изъяли две неприкуренные сигареты (по виду освобождённые от табака и вновь заполненные чем-то) и, как указано в протоколе, обрезанную банку «из-под энергетического напитка с содержащимся в ней пеплом». Сотрудники представительства утверждают, что накануне этих предметов там не было, что сами они не курят, а курить на балкон выходили только журналисты, посещавшие офис в предыдущие дни. По их мнению, эти предметы были подброшены перед обыском с балкона одной из соседних квартир: балкон общий, разделенный тонкими перегородками. Кроме того, изъятые у Оюба Титиева ключи от офиса находились в распоряжении полицейских.

До этого, 16 января 2018 года, к хозяйке помещения приходили полицейские, крайне отрицательно высказавшиеся о том, что она сдает помещение «Мемориалу».

25 января 2018 года Верховный суд Чеченской Республики отклонил апелляционную жалобу защиты Титиева, требовавшей изменения меры пресечения, оставив в силе решение нижестоящего суда. На этом заседании не смог присутствовать один из адвокатов Титиева, проживающий в Грозном Султан Тельхигов, переставший выходить на связь и вынужденный срочно покинуть территорию Чечни.

26 января 2018 года было проведено опознание Оюба Титиева неким свидетелем, который, якобы, видел его при каких-то важных для обвинения обстоятельствах. Этот свидетель не смог опознать Титиева среди представленных ему людей, о чем следователь составил соответствующий протокол, который подписали опознающий, понятые, Титиев и адвокат Петр Заикин. Титиева доставили назад в СИЗО, а адвокат Заикин уже купил авиабилет в Москву, но тут следователь сообщил ему, что на субботу 27 января, назначены следственные действия. На следующий день выяснилось, что следственная группа решила опровергнуть результаты опознания. Опознание можно проводить только раз: свидетель либо опознает, либо не опознает человека. Оказалось, что следствие нашло «выход»: представить все так, что, якобы, свидетель опознал Титиева, а некомпетентный следователь, проводивший опознание, по недоразумению неправильно оформил протокол, чем воспользовались Оюб и его адвокат. Следователя и понятых, присутствовавших при опознании, перевели при этом в статус свидетелей. Прошли очные ставки Титиева с уже бывшим следователем и понятыми. Те утверждали, что, вопреки подписанному ими накануне протоколу, свидетель опознал Оюба, а тот, естественно, утверждал обратное. 28 января прошла очная ставка Титиева с тем самым свидетелем, который ранее не смог его опознать, — теперь тот утверждал, что он, якобы, опознал Оюба Титиева.

7 февраля 2018 года адвокату Петру Заикину поступило сообщение из Шалинского городского суда о том, что уголовное дело по обвинению Оюба Титиева в незаконном обороте наркотиков решением заместителя прокурора Чеченской Республики изъято из следственного отдела Курчалоевского ОМВД и передано для дальнейшего расследования в следственное управление СК РФ по ЧР.

Основания признания политзаключённым

Есть основания считать, что Оюб Титиев стал жертвой политически мотивированной фабрикации уголовного дела.

В конце декабря 2017 года на сайте Парламента ЧР и в СМИ было опубликовано сделанное 25 декабря 2017 года заявление Председателя Парламента ЧР Магомеда Даудова. Тот прямо связал включение властями США главы ЧР Рамзана Кадырова в «список Магнитского» и блокировку его аккаунтов в социальных сетях с деятельностью правозащитников, и открыто призвал к их преследованию: «Ответственно заявляю, что одними из тех, кто стоит за ситуацией, связанной с санкциями и блокировкой аккаунтов Главы ЧР в социальных сетях, являются правозащитники, которые работают во всяких «комитетах» и «центрах» Мы что и дальше будем молча смотреть, как пытаются дестабилизировать ситуацию в России, посеять вражду в нашем обществе? Думаю, что наших врагов, тех, кому не нравится сильная Россия, пора отправить к своим хозяевам «за бугор» или отделить от здорового общества».

Последние несколько месяцев Титиев и другие сотрудники «Мемориала» в Чечне работали по имевшему большой резонанс делу о 27 задержанных и затем исчезнувших (предположительно, расстрелянных) жителях республики.

Руководитель программы «Горячие точки» ПЦ «Мемориал» Олег Орлов сообщил журналистам: «Мы проверяли информацию, которую публиковала «Новая газета», самостоятельно искали подтверждение. Работали по этому делу до Нового года и собирались эту работу продолжить. Это было для нас приоритетом. Думаю, задержание Оюба связано, в том числе, и с этим. Решили нас таким образом убрать».

После ареста Оюба Титиева и поджога офиса «Мемориала» в Назрани, 17 января 2018 года, в вечерних новостях канала ЧГТРК «Грозный» показали выступление Рамзана Кадырова на совещании с участием представителей МВД по ЧР и управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по ЧР. Кадыров обозначил независимых правозащитников как «врагов народа», которые занимаются «стукачеством» и дискредитируют свой народ, заявил, что в Чечне им нет места и что их работа в республике не пойдет, а их родственники также отвечают за их деяния. Кадыров настаивал: правозащитная деятельность в Чечне возможна только с ведома и разрешения властей и с его личного ведома, и докладывать правозащитники должны ему, не вынося информацию вовне. Не упоминая фамилию Титиева, Кадыров определил его как «собственного наркомана» ООН и Государственного департамента США, выступивших с заявлениями в защиту Титиева.

Позже в интервью корреспонденту DailyStorm Рамзан Кадыров заявил, что Оюб Титиев якобы курил марихуану, и назвал наркоманом его сына. В отношении Титиева была развёрнута кампания травли на республиканском ТВ: его называли представителем «пятой колонны», имеющим родственников среди членов незаконных вооруженных формирований, и намекали на то, что он употребляет наркотики.

За адвокатом Оюба Пётром Заикиным на территории Чечни демонстративно следят.

Председатель Совета ПЦ «Мемориал» Александр Черкасов отметил: «Если вспомнить дело Руслана Кутаева, который был осужден после того, как провел круглый стол к годовщине депортации вайнахов, дело корреспондента „Кавказского узла“ Жалауди Гериева, другие дела осужденных формально за наркотики, можно сказать, что это своего рода традиция в Чечне. Можно также вспомнить слова самого [замминистра МВД ЧР] Алаудинова, который призывал к борьбе с врагами, подбрасывая им наркотики. Дело против Оюба Титиева — очевидная фабрикация».

Коллегам Оюба Титиева хорошо известно, что он резко отрицательно относился к вредным привычкам в целом, и к употреблению наркотиков в частности, — и как соблюдающий традиции мусульманин, и как спортсмен: Титиев вёл здоровый образ жизни и регулярно тренировался. Кроме того, по версии силовиков, Оюб якобы перевозил большое количество марихуаны в своей машине в то время, как в республике идёт кампания по массовому задержанию реальных и мнимых наркопотребителей, идущая с грубыми нарушениями прав человека. Об этой кампании Титиеву было хорошо известно. Эти обстоятельства делают обвинение в хранении наркотиков неправдоподобным.

Сами же действия полицейских позволяют говорить об очевидном подбросе пакета с наркотиками и последующей фабрикации дела. Первоначальный осмотр машины Титиева, в ходе которого и был «обнаружен» пакет с марихуаной, осуществлялся без понятых, в расчёте на то, что он согласится признать свою вину в отделе полиции. Когда тот отказался это сделать, заявил о подбросе и потребовал соблюдения закона, полицейские вывезли его и машину из отдела и провели второй, «официальный», осмотр с участием понятых. Версию Титиева о том, что был не один, а два осмотра, подтверждает свидетель, его знакомый, который сообщил «Мемориалу», что видел, как полицейские осматривают автомобиль Оюба через час с лишним после предполагаемого времени встречи, при том, что сёла Курчалой (где живет Титиев) и Майртуп (назначенное место встречи со свидетелем) граничат друг с другом.

После того, как у Оюба Титиева были изъяты смывы с рук, его вывели из кабинета до опечатывания образцов, а когда привели обратно, конверты были уже опечатаны. В итоге неизвестно, какие именно образцы приобщены к материалам уголовного дела. Титиева неоднократно склоняли к самооговору в ходе «бесед», которые сотрудники полиции вели с ним в течении семи часов, прошедших между фактическим задержанием и допуском адвоката.

Перечисленное позволяет говорить о грубых процессуальных нарушениях, которые делают недопустимыми все доказательства, добытые в ходе этих незаконных действий.

Настораживает и то, что буквально за сутки после задержания следствие провело большой объём работы со скоростью, необычной для рядовых уголовных дел по этой статье: у Оюба Титиева были взяты биологические образцы для исследования, назначены физико-химические экспертизы обнаруженного вещества, физико-химическая экспертиза образцов смывов с рук и срезов с ногтей, психиатрическая судебная экспертиза, и предъявлено обвинение. В следственных действиях участвовали три следователя. Защите не было предоставлено поручение, на основании которого осуществлялось оперативное сопровождение уголовного дела. При изучении процессуальных документов у защиты сложилось впечатление, что они были подготовлены заранее.

О возможности подброса наркотиков в такой ситуации заявил даже помощник прокурора Курчалоевского района ЧР И.Д.Кадыров, заявивший в ходе судебного заседания по избранию меры пресечения, обращаясь к Титиеву, что у него «должен быть, скажем так, образно говоря, горький опыт. У меня тоже горький опыт. Было две войны, были блокпосты, осматривали машины. Неужели вас жизнь не научила, что нельзя покидать машину, салон машины?».

В течении почти трёх недель, прошедших с задержания, Оюб Титиев не мог есть горячую и твёрдую пищу: в ходе подготовки к протезированию у него были сточены 2 зуба и удалены ещё 8. Только 25 января его защите было сообщено о том, что на следующей неделе в СИЗО допустят стоматолога для установки протезов; стоматолог смог пройти в СИЗО и оказать медицинскую помощь Титиеву только 30 января. С нашей точки зрения, столь продолжительное лишение Титиева необходимой ему медицинской помощи — одна из форм давления, которая может быть приравнена к пытке.

Таким образом, обстоятельства преследования позволяют полагать, что Оюб Титиев был лишен свободы с целью прекращения его ненасильственной публичной деятельности, направленной на защиту прав человека и основных свобод. При этом лишение свободы было применено в нарушение права на справедливое судебное разбирательство, иных прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ, Международным пактом о гражданских и политических правах и Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, и было основано на фальсификации доказательств вменяемого преступления при отсутствии его события.

Правозащитный центр «Мемориал» считает Оюба Титиева политзаключённым. Мы требуем его немедленного освобождения и привлечения к уголовной ответственности лиц, причастных к фабрикации его уголовного дела.

Адвокаты: Дубровина Марина Алексеевна, Заикин Пётр Иванович, Новиков Илья Сергеевич.

Судебные документы по избранию меры пресечения Оюбу Титиеву:

Обновляемая хроника событий по делу Оюба Титиева:

Как помочь

Адрес для писем:

364037, г. Грозный, ул. Кунта-Хаджи Кишиева, д. 2, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Чеченской Республике, Титиеву Оюбу Салмановичу 1957 г. р.

Электронное письмо можно также отправить через систему «ФСИН-письмо» (http://fsin-pismo.ru/client/app/letter/create).

ПЦ «Мемориал» ищет свидетелей задержания Оюба Титиева 9 января 2018 года:

ПЦ «Мемориал» начал кампания солидарности с Оюбом Титиевым:

Яндекс-кошелек 410011205892134 и карта «Сбербанка» № 5469 3800 7023 2177 Фонда помощи политзаключённым Союза солидарности с политзаключёнными для помощи всем политзекам.

Публикации в СМИ:

Медиазона. Стенограмма судебного заседания по избранию меры пресечения Оюбу Титиеву // http://zona.media/article/2018/01/12/oyub

Новая Газета. Уголовное дело против Оюба Титиева — месть за расследование массовой казни в Грозном // http://novayagazeta.ru/articles/2018/01/11/75117-spasibo-chto-zhivoy

Медиазона. Хроника давления на ПЦ «Мемориал», начавшегося после задержания Оюба Титиева // http://zona.media/chronicle/memo

Медиазона. Титиев, Гериев, Кутаев. Как правозащитников в Чечне обвиняют в хранении наркотиков // http://zona.media/article/2018/01/09/titiev

Amnesty International. Чечня и правозащитники: Amnesty восстанавливает картину преследований // http://amnesty.org.ru/ru/2018-01-22-timeline-chechnya

Правозащитные и общественные заявления в поддержку Оюба Титиева:

Совместное заявление ведущих международных правозащитных организаций, призвавших освободить Оюба Титиева и снять с него все обвинения // http://memohrc.org/ru/news_old/rossiya-proizvolnyy-arest-pravozashchitnika-v-chechne

Amnesty International. Власти должны освободить правозащитника, содержащегося под стражей по необоснованным обвинениям // http://amnesty.org.ru/ru/2018-01-26-tatiev

Заявление ЕС в связи с нарушениями прав человека представителей Правозащитного центра «Мемориал» в России // http://eeas.europa.eu/printpdf/38500_ru

Заявление Государственного департамента США о задержании Оюба Титиева, представителя российской НПО «Мемориал» // http://ru.usembassy.gov/ru/the-detention-of-oyub-titiev-of-russian-ngo-memorial

Комиссар Совета Европы по правам человека призвал освободить Оюба Титиева // http://kavkaz-uzel.eu/articles/314924

Заявление партии «Яблоко». Требуем прекратить преследование «Мемориала» на Северном Кавказе // http://yabloko.ru/taxonomy/term/2942/2018/01/17

Платформа гражданской солидарности: Немедленно освободите правозащитника Оюба Титиева // http://spring96.org/ru/news/88799

СПЧ попросил СК РФ провести доследственную проверку задержания главы чеченского «Мемориала» Оюба Титиева // http://president-sovet.ru/presscenter/news/read/4345

Собчак призвала главу Чечни освободить правозащитника Оюба Титиева // http://svoboda.org/a/28984685.html

Навальный не сомневается, что наркотики Титиеву подбросили // http://kavkazr.com/a/28984553.html

Помимо вышеперечисленных в поддержку Оюба Титиева выступили многие другие правозащитные организации, общественные деятели и официальные лица иностранных государств:

Письмо Н. В. Гоголю 15 июля 1847 г. (Белинский)

Вы только отчасти правы, увидав в моей статье рассерженного человека [1] : этот эпитет слишком слаб и нежен для выражения того состояния, в какое привело меня чтение Вашей книги. Но Вы вовсе не правы, приписавши это Вашим, действительно не совсем лестным отзывам о почитателях Вашего таланта. Нет, тут была причина более важная. Оскорблённое чувство самолюбия ещё можно перенести, и у меня достало бы ума промолчать об этом предмете, если б всё дело заключалось только в нём; но нельзя перенести оскорблённого чувства истины, человеческого достоинства; нельзя умолчать, когда под покровом религии и защитою кнута проповедуют ложь и безнравственность как истину и добродетель.

Да, я любил Вас со всею страстью, с какою человек, кровно связанный со своею страною, может любить её надежду, честь, славу, одного из великих вождей её на пути сознания, развития, прогресса. И Вы имели основательную причину хоть на минуту выйти из спокойного состояния духа, потерявши право на такую любовь. Говорю это не потому, чтобы я считал любовь мою наградою великого таланта, а потому, что, в этом отношении, представляю не одно, а множество лиц, из которых ни Вы, ни я не видали самого большего числа и которые, в свою очередь, тоже никогда не видали Вас. Я не в состоянии дать Вам ни малейшего понятия о том негодовании, которое возбудила Ваша книга во всех благородных сердцах, ни о том вопле дикой радости, который издали, при появлении её, все враги Ваши — и литературные (Чичиковы, Ноздрёвы, Городничие и т. п.), и нелитературные, которых имена Вам известны. Вы сами видите хорошо, что от Вашей книги отступились даже люди, по-видимому, одного духа с её духом [2] . Если б она и была написана вследствие глубоко искреннего убеждения, и тогда бы она должна была произвести на публику то же впечатление. И если её принимали все (за исключением немногих людей, которых надо видеть и знать, чтоб не обрадоваться их одобрению) за хитрую, но чересчур перетонённую проделку для достижения небесным путём чисто земных целей — в этом виноваты только Вы. И это нисколько не удивительно, а удивительно то, что Вы находите это удивительным. Я думаю, это от того, что Вы глубоко знаете Россию только как художник, а не как мыслящий человек, роль которого Вы так неудачно приняли на себя в своей фантастической книге [3] . И это не потому, чтоб Вы не были мыслящим человеком, а потому, что Вы столько уже лет привыкли смотреть на Россию из Вашего прекрасного далёка [4] , а ведь известно, что ничего нет легче, как издалека видеть предметы такими, какими нам хочется их видеть; потому, что Вы в этом прекрасном далёке живёте совершенно чуждым ему, в самом себе, внутри себя или в однообразии кружка, одинаково с Вами настроенного и бессильного противиться Вашему на него влиянию. Поэтому Вы не заметили, что Россия видит своё спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение. А вместо этого она представляет собою ужасное зрелище страны, где люди торгуют людьми, не имея на это и того оправдания, каким лукаво пользуются американские плантаторы, утверждая, что негр — не человек; страны, где люди сами себя называют не именами, а кличками: Ваньками, Стешками, Васьками, Палашками; страны, где, наконец, нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей. Самые живые, современные национальные вопросы в России теперь: уничтожение крепостного права, отменение телесного наказания, введение по возможности строгого выполнения хотя бы тех законов, которые уже есть. Это чувствует даже само правительство (которое хорошо знает, что делают помещики со своими крестьянами и сколько последние ежегодно режут первых), — что доказывается его робкими и бесплодными полумерами [5] в пользу белых негров и комическим заменением однохвостного кнута трёххвостою плетью [6] . Вот вопросы, которыми тревожно занята Россия в её апатическом полусне! И в это-то время великий писатель, который своими дивно-художественными, глубоко-истинными творениями так могущественно содействовал самосознанию России, давши ей возможность взглянуть на себя самое, как будто в зеркале, — является с книгою, в которой во имя Христа и церкви учит варвара-помещика наживать от крестьян больше денег, ругая их неумытыми рылами. И это не должно было привести меня в негодование. Да если бы Вы обнаружили покушение на мою жизнь, и тогда бы я не более возненавидел Вас за эти позорные строки… И после этого Вы хотите, чтобы верили искренности направления Вашей книги? Нет, если бы Вы действительно преисполнились истиною Христова, а не дьяволова ученья, — совсем не то написали бы Вы Вашему адепту из помещиков. Вы написали бы ему, что так как его крестьяне — его братья во Христе, а как брат не может быть рабом своего брата, то он и должен или дать им свободу, или хоть по крайней мере пользоваться их трудами как можно льготнее для них, сознавая себя, в глубине своей совести, в ложном в отношении к ним положении. А выражение: ах ты, неумытое рыло! Да у какого Ноздрёва, какого Собакевича подслушали Вы его, чтобы передать миру как великое открытие в пользу и назидание русских мужиков, которые, и без того, потому и не умываются, что, поверив своим барам, сами себя не считают за людей? А Ваше понятие о национальном русском суде и расправе, идеал которого нашли Вы в словах глупой бабы в повести Пушкина, и по разуму которого должно пороть и правого и виноватого [7] ? Да это и так у нас делается вчастую, хотя чаще всего порют только правого, если ему нечем откупиться от преступления — быть без вины виноватым! И такая-то книга могла быть результатом трудного внутреннего процесса, высокого духовного просветления. Не может быть. Или Вы больны, и Вам надо спешить лечиться; или — не смею досказать моей мысли…

Проповедник кнута, апостол невежества, поборник обскурантизма и мракобесия, панегирист татарских нравов — что Вы делаете. Взгляните себе под ноги: ведь Вы стоите над бездною… Что Вы подобное учение опираете на православную церковь — это я ещё понимаю: она всегда была опорою кнута и угодницей деспотизма; но Христа-то зачем Вы примешали тут? Что Вы нашли общего между Ним и какою-нибудь, а тем более православною, церковью? Он первый возвестил людям учение свободы, равенства и братства и мученичеством запечатлел, утвердил истину Своего учения. И оно только до тех пор и было спасением людей, пока не организовалось в церковь и не приняло за основание принципа ортодоксии. Церковь же явилась иерархией, стало быть поборницею неравенства, льстецом власти, врагом и гонительницею братства между людьми, — чем и продолжает быть до сих пор. Но смысл учения Христова открыт философским движением прошлого века. И вот почему какой-нибудь Вольтер, орудием насмешки потушивший в Европе костры фанатизма и невежества, конечно, больше сын Христа, плоть от плоти его и кость от костей его, нежели все Ваши попы, архиереи, митрополиты и патриархи, восточные и западные. Неужели Вы этого не знаете? А ведь всё это теперь вовсе не новость для всякого гимназиста…

А потому, неужели Вы, автор «Ревизора» и «Мёртвых душ», неужели Вы искренно, от души, пропели гимн гнусному русскому духовенству, поставив его неизмеримо выше духовенства католического? Положим, Вы не знаете, что второе когда-то было чем-то, между тем как первое никогда ничем не было, кроме как слугою и рабом светской власти; но неужели же и в самом деле Вы не знаете, что наше духовенство находится во всеобщем презрении у русского общества и русского народа? Про кого русский народ рассказывает похабную сказку? Про попа, попадью, попову дочь и попова работника. Кого русский народ называет: дурья порода, колуханы, жеребцы? — Попов. Не есть ли поп на Руси, для всех русских, представитель обжорства, скупости, низкопоклонничества, бесстыдства? И будто всего этого Вы не знаете? Странно! По-Вашему, русский народ — самый религиозный в мире: ложь! Основа религиозности есть пиетизм, благоговение, страх божий. А русский человек произносит имя Божие, почёсывая себе задницу. Он говорит об образе: годится — молиться, не годится — горшки покрывать. Приглядитесь пристальнее, и Вы увидите, что это по натуре своей глубоко атеистический народ. В нём ещё много суеверия, но нет и следа религиозности [8] . Суеверие проходит с успехами цивилизации; но религиозность часто уживается и с ними; живой пример — Франция, где и теперь много искренних, фанатических католиков между людьми просвещёнными и образованными и где многие, отложившись от христианства, всё ещё упорно стоят за какого-то Бога. Русский народ не таков: мистическая экзальтация вовсе не в его натуре; у него слишком много для этого здравого смысла, ясности и положительности в уме: и вот в этом-то, может быть, и заключается огромность исторических судеб его в будущем. Религиозность не привилась в нём даже к духовенству; ибо несколько отдельных, исключительных личностей, отличавшихся тихою, холодною аскетическою созерцательностию — ничего не доказывают. Большинство же нашего духовенства всегда отличалось только толстыми брюхами, теологическим педантизмом да диким невежеством. Его грех обвинить в религиозной нетерпимости и фанатизме; его скорее можно похвалить за образцовый индифферентизм в деле веры. Религиозность проявилась у нас только в раскольнических сектах, столь противуположных по духу своему массе народа и столь ничтожных перед нею числительно.

Не буду распространяться о Вашем дифирамбе любовной связи русского народа с его владыками. Скажу прямо: этот дифирамб ни в ком не встретил себе сочувствия и уронил Вас в глазах даже людей, в других отношениях очень близких к Вам по их направлению. Что касается до меня лично, предоставляю Вашей совести упиваться созерцанием божественной красоты самодержавия (оно покойно, да, говорят, и выгодно для Вас); только продолжайте благоразумно созерцать её из Вашего прекрасного далёка: вблизи-то она не так красива и не так безопасна… Замечу только одно: когда европейцем, особенно католиком, овладевает религиозный дух, — он делается обличителем неправой власти, подобно еврейским пророкам, обличавшим в беззаконии сильных земли. У нас же наоборот, постигнет человека (даже порядочного) болезнь, известная у врачей-психиатров под именем religiosa mania, он тотчас же земному богу подкурит больше, чем небесному, да ещё так хватит через край, что тот и хотел бы наградить его за рабское усердие, да видит, что этим скомпрометировал бы себя в глазах общества… Бестия наш брат, русский человек.

Вспомнил я ещё, что в Вашей книге Вы утверждаете как великую и неоспоримую истину, будто простому народу грамота не только не полезна, но положительно вредна. Что сказать Вам на это? Да простит Вас Ваш византийский Бог за эту византийскую мысль, если только, передавши её бумаге, Вы не знали, что творили…

«Но, может быть, — скажете Вы мне, — положим, что я заблуждался, и все мои мысли ложь; но почему ж отнимают у меня право заблуждаться и не хотят верить искренности моих заблуждений?» — Потому, отвечаю я Вам, что подобное направление в России давно уже не новость. Даже ещё недавно оно было вполне исчерпано Бурачком с братиею [9] . Конечно, в Вашей книге больше ума и даже таланта (хотя того и другого не очень богато в ней), чем в их сочинениях; зато они развили общее им с Вами учение с большей энергиею и большею последовательностию, смело дошли до его последних результатов, все отдали византийскому Богу, ничего не оставили сатане; тогда как Вы, желая поставить по свече тому и другому, впали в противоречия, отстаивали, например, Пушкина, литературу и театр, которые, с Вашей точки зрения, если б только Вы имели добросовестность быть последовательным, нисколько не могут служить к спасению души, но много могут служить к её погибели. Чья же голова могла переварить мысль о тождественности Гоголя с Бурачком? Вы слишком высоко поставили себя во мнении русской публики, чтобы она могла верить в Вас искренности подобных убеждений. Что кажется естественным в глупцах, то не может казаться таким в гениальном человеке. Некоторые остановились было на мысли, что Ваша книга есть плод умственного расстройства, близкого к положительному сумасшествию. Но они скоро отступились от такого заключения: ясно, что книга писалась не день, не неделю, не месяц, а может быть год, два или три; в ней есть связь; сквозь небрежное изложение проглядывает обдуманность, а гимны властям предержащим хорошо устраивают земное положение набожного автора. Вот почему распространился в Петербурге слух, будто Вы написали эту книгу с целию попасть в наставники к сыну наследника. Ещё прежде этого в Петербурге сделалось известным Ваше письмо к Уварову, где Вы говорите с огорчением, что Вашим сочинениям в России дают превратный толк, затем обнаруживаете недовольство своими прежними произведениями и объявляете, что только тогда останетесь довольны своими сочинениями, когда тот, кто и т. д. [10] Теперь судите сами: можно ли удивляться тому, что Ваша книга уронила Вас в глазах публики и как писателя и, ещё больше, как человека?

Вы, сколько я вижу, не совсем хорошо понимаете русскую публику. Её характер определяется положением русского общества, в котором кипят и рвутся наружу свежие силы, но, сдавленные тяжёлым гнётом, не находя исхода, производят только уныние, тоску, апатию. Только в одной литературе, несмотря на татарскую цензуру, есть ещё жизнь и движение вперёд. Вот почему звание писателя у нас так почтенно, почему у нас так лёгок литературный успех, даже при маленьком таланте. Титло поэта, звание литератора у нас давно уже затмило мишуру эполет и разноцветных мундиров. И вот почему у нас в особенности награждается общим вниманием всякое так называемое либеральное направление, даже и при бедности таланта, и почему так скоро падает популярность великих поэтов, искренно или неискренно отдающих себя в услужение православию, самодержавию и народности. Разительный пример — Пушкин, которому стоило написать только два-три верноподданнических стихотворения и надеть камер-юнкерскую ливрею, чтобы вдруг лишиться народной любви. И Вы сильно ошибаетесь, если не шутя думаете, что Ваша книга пала не от её дурного направления, а от резкости истин, будто бы высказанных Вами всем и каждому. Положим, Вы могли это думать о пишущей братии, но публика-то как могла попасть в эту категорию? Неужели в «Ревизоре» и «Мёртвых Душах» Вы менее резко, с меньшею истиною и талантом и менее горькие правды высказали ей? И она, действительно, осердилась на Вас до бешенства, но «Ревизор» и «Мёртвые Души» от этого не пали, тогда как Ваша последняя книга позорно провалилась сквозь землю. И публика тут права: она видит в русских писателях своих единственных вождей, защитников и спасителей от мрака самодержавия, православия и народности, и потому, всегда готовая простить писателю плохую книгу, никогда не прощает ему зловредной книги. Это показывает, сколько лежит в нашем обществе, хотя ещё и в зародыше, свежего, здорового чутья; и это же показывает, что у него есть будущность. Если Вы любите Россию, порадуйтесь вместе со мною падению Вашей книги!

Не без некоторого чувства самодовольства скажу Вам, что мне кажется, что я немного знаю русскую публику. Ваша книга испугала меня возможностию дурного влияния на правительство, на цензуру, но не на публику. Когда пронёсся в Петербурге слух, что правительство хочет напечатать Вашу книгу в числе многих тысяч экземпляров и продавать её по самой низкой цене, мои друзья приуныли; но я тогда же сказал им, что, несмотря ни на что, книга не будет иметь успеха, и о ней скоро забудут. И действительно, она теперь памятнее всем статьями о ней, нежели сама собою. Да, у русского человека глубок, хотя и не развит ещё, инстинкт истины!

Ваше обращение, пожалуй, могло быть и искренно. Но мысль — довести о нём до сведения публики — была самая несчастная. Времена наивного благочестия давно уже прошли и для нашего общества. Оно уже понимает, что молиться везде всё равно, и что в Иерусалиме ищут Христа только люди, или никогда не носившие Его в груди своей, или потерявшие Его. Кто способен страдать при виде чужого страдания, кому тяжко зрелище угнетения чуждых ему людей, — тот носит Христа в груди своей и тому незачем ходить пешком в Иерусалим. Смирение, проповедуемое Вами, во-первых, не ново, а во-вторых, отзывается, с одной стороны, страшною гордостью, а с другой — самым позорным унижением своего человеческого достоинства. Мысль сделаться каким-то абстрактным совершенством, стать выше всех смирением может быть плодом только или гордости, или слабоумия, и в обоих случаях ведёт неизбежно к лицемерию, ханжеству, китаизму. И при этом Вы позволили себе цинически грязно выражаться не только о других (это было бы только невежливо), но и о самом себе — это уже гадко, потому что, если человек, бьющий своего ближнего по щекам, возбуждает негодование, то человек, бьющий по щекам самого себя, возбуждает презрение. Нет! Вы только омрачены, а не просветлены; Вы не поняли ни духа, ни формы христианства нашего времени. Не истиной христианского учения, а болезненною боязнью смерти, чорта и ада веет от Вашей книги. И что за язык, что за фразы! «Дрянь и тряпка стал теперь всяк человек!» Неужели Вы думаете, что сказать «всяк», вместо «всякий», — значит выразиться Библейски? Какая это великая истина, что, когда человек весь отдаётся лжи, его оставляют ум и талант! Не будь на Вашей книге выставлено Вашего имени и будь из неё выключены те места, где Вы говорите о самом себе как о писателе, кто бы подумал, что эта надутая и неопрятная шумиха слов и фраз — произведение пера автора «Ревизора» и «Мёртвых Душ»?

Что же касается до меня лично, повторяю Вам: Вы ошиблись, сочтя статью мою выражением досады за Ваш отзыв обо мне, как об одном из Ваших критиков. Если б только это рассердило меня, я только об этом и отозвался бы с досадою, а обо всём остальном выразился бы спокойно и беспристрастно. А это правда, что Ваш отзыв о Ваших почитателях вдвойне нехорош. Я понимаю необходимость иногда щёлкнуть глупца, который своими похвалами, своим восторгом ко мне только делает меня смешным, но и эта необходимость тяжела, потому что как-то по-человечески неловко даже за ложную любовь платить враждою. Но Вы имели в виду людей, если не с отменным умом, то всё же и не глупцов. Эти люди в своём удивлении к Вашим творениям наделали, может быть, гораздо больше восторженных восклицаний, нежели сколько Вы сказали о них дела; но всё же их энтузиазм к Вам выходит из такого чистого и благородного источника, что Вам вовсе не следовало бы выдавать их головою общим их и Вашим врагам, да ещё вдобавок обвинить их в намерении дать какой-то предосудительный толк Вашим сочинениям. Вы, конечно, сделали это по увлечению главною мыслию Вашей книги и по неосмотрительности, а Вяземский, этот князь в аристократии и холоп в литературе, развил Вашу мысль и напечатал на Ваших почитателей (стало быть, на меня всех больше) чистый донос [11] . Он это сделал, вероятно, в благодарность Вам за то, что Вы его, плохого рифмоплёта, произвели в великие поэты, кажется, сколько я помню, за его «вялый, влачащийся по земле стих» [12] . Всё это нехорошо! А что Вы только ожидали времени, когда Вам можно будет отдать справедливость и почитателям Вашего таланта (отдавши её с гордым смирением Вашим врагам), этого я не знал, не мог, да, признаться, и не захотел бы знать. Передо мною была Ваша книга, а не Ваши намерения. Я читал и перечитывал её сто раз, и всё-таки не нашёл в ней ничего, кроме того, что в ней есть, а то, что в ней есть, глубоко возмутило и оскорбило мою душу.

Если б я дал полную волю моему чувству, письмо это скоро бы превратилось в толстую тетрадь. Я никогда не думал писать к Вам об этом предмете, хотя и мучительно желал этого и хотя Вы всем и каждому печатно дали право писать к Вам без церемоний, имея в виду одну правду [13] . Живя в России, я не мог бы этого сделать, ибо тамошние Шпекины распечатывают чужие письма не из одного личного удовольствия, но и по долгу службы, ради доносов. Но нынешним летом начинающаяся чахотка прогнала меня за границу и N переслал мне Ваше письмо в Зальцбрунн [14] , откуда я сегодня же еду с Анненковым в Париж через Франкфурт-на-Майне. Неожиданное получение Вашего письма дало мне возможность высказать Вам всё, что лежало у меня на душе против Вас по поводу Вашей книги. Я не умею говорить вполовину, не умею хитрить: это не в моей натуре. Пусть Вы или само время докажет мне, что я ошибался в моих о Вас заключениях — я первый порадуюсь этому, но не раскаюсь в том, что сказал Вам. Тут дело идёт не о моей или Вашей личности, а о предмете, который гораздо выше не только меня, но даже и Вас: тут дело идёт об истине, о русском обществе, о России. И вот моё последнее заключительное слово: если Вы имели несчастие с гордым смирением отречься от Ваших истинно великих произведений, то теперь Вам должно с искренним смирением отречься от последней Вашей книги и тяжкий грех её издания в свет искупить новыми творениями, которые напомнили бы Ваши прежние.

Зальцбрунн,
15-го июля н. с.
1847-го года.