Содержание статьи:

Урок литературного чтения по теме «А.П. Платонов «Цветок на земле». 3-й класс

Тема: А.П. Платонов “Цветок на земле”.

1) Формировать навыки выразительного чтения и умение давать характеристику герою.

2) Развивать навык грамотной устной речи учащихся, ее обогащения за счет словарной работы и глубокого проникновения в значение слова; навыки смыслового и беглого чтения, умение работать с текстом развивать эстетический вкус, творческое воображение, внимание, память.

3) Воспитывать чувства доброты и сострадания.

Тип урока: Комбинированный урок.

Используемые учебники и учебные пособия: Л.Ф. Климанова «Литературное чтение» 3 класс. М: Просвещение, 2007.

Используемое оборудование: Компьютер, проектор, колонки, презентация, DVD проигрыватель.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1) Выразительное чтение отрывка о бабушке.

2) Краткий пересказ рассказа бабушки о Мите.

3) Рассказ о своей бабушке (прослушивание сочинения).

III. Речевая разминка.

1. Работа над пословицами и поговорками. (Пословицы напечатаны на листочках)

— Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл.

1) И старость не страшна, коли молодые помогут.

2) Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой.

3) Не обижай малого, уважай старого – сам в почёте будешь.

2. Работа над правильным выразительным чтением.

— Прочитайте пословицы и поговорки выразительно, без ошибок.

IV. Работа с текстом до чтения.

Цель – развитие антиципации, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.

1. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.

— Сегодня мы ознакомимся с рассказом А.П. Платонова “Цветок на земле”. Как вы понимаете название?

— О чём, по-вашему, рассказ?

— Кто герои рассказа?

— Какие могут быть события в рассказе с таким названием?

2. Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске.

Уточняют свои предположения о героях, теме, содержании.

— “Глаза жмурятся”. Как вы это понимаете? (Сужаются веки)

— А “Глаза смежать”. Как это? (Закрывать)

VI. Работа с текстом во время чтения.

Цель – достижение понимания текста на уровне содержания.

1. Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам с комментариями. (Уточняющие вопросы на понимание, словарная работа). Вопросы учителя – вопросы к автору: ответы надо искать или уже в прочитанной части, или читать дальше. Комментарии ёмкие / дети идут по тексту вслед за автором, попутно думают над смыслом слов, наблюдают, как разворачиваются характеры героев, работают над языком, представляют картины, которые нарисовал автор, видят, как постепенно накапливаются смыслы в тексте.

1) — Почему Афоне стало “скучно жить на свете”?

— Сколько лет было деду Титу?

— Сколько лет было Афоне?

— От чего у деда глаза слабые стали?

2) — Как вы понимаете выражение “глаза смотрели равнодушно”? (Без интереса)

— Расскажите: “Какой он есть” – дед Тит.

3) — Почему Афоне опять стало скучно жить на свете? (Ходил, не зная, что делать)

4) — Посмотрите внимательно на текст на следующей странице. Как называется такой вид текста? (Диалог)

— Как вы думаете, кто с кем там говорит? Давайте прочитаем диалог по ролям.

— Что же хотел узнать Афоня у деда, когда тот проснулся ненадолго?

— А какие вопросы вы задаёте своим дедушкам?

— Будет ли Афоня будить деда дальше?

5) — Как заснул Афоня возле деда?

— Перечитайте ещё раз последнее предложение первого абзаца. Почему автор пишет, что грудь деда пахла тёплой землёю.

— Как вы думаете, удастся ли Афоне разбудить деда?

6) — Зачем Афоня остановил часы? (Они баюкали деда)

— Зачем же пошли дед с внуком наружу из избы? (“Белый свет пытать”)

— Как вы это понимаете? (Изучать). Пытать – быть пытливым, любознательным.

— Как вы думаете, узнает сейчас Афоня от своего деда “про всё”?

7) — Что значит осерчал?

— О каком удивительном чуде узнал Афоня от своего деда?

— Прочитайте эти главные слова в тексте.

— Скажите, понял ли внук своего деда. Что главное?

— А как это дедушка будет жить опять из своего праха?

— Как вы думаете, чем займётся Афоня в поле?

8) — Что мы узнали о мальчике из этой части. Каков он?

— Прочитайте первое предложение последнего абзаца. Как вы понимаете смысл таких слов? О чём подумал дед?

VII. Работа с текстом после чтения.

Цель – достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – “чтение между строк”)

1. Определение главной мысли рассказа.

— Определите, какая же главная мысль рассказа.

(Цветок этот – самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди – пахари, хлебу помогают расти. Труд делает жизнь, создаёт её.)

2. Восстановление содержания рассказа по деформированному плану.

— Вы внимательно читали рассказ, следили за чтением товарищей. Сейчас переверните листок и прочитайте, что там записано.

— Как вы думаете, что это? (План)

— Совпадает ли он с событиями в тексте? (Нет)

— Возьмите карандаш и расставьте номера по порядку, пользуйтесь текстом.

  • На печи рядом с дедом.
  • Скучно Афоне жить на свете.
  • Дед Тит.
  • Опять скучно жить на свете.
  • Пошли “белый свет пытать”.
  • Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь…
  • Проснулся ненадолго.
  • Гребешок для деда.

— Прочитайте план. Проверяем все у себя.

3. Беседа по содержанию текста в целом.

— Понравился ли вам рассказ? Чем?

Повторное, выборочное чтение. Ответ на вопрос: в чём совпали и в чём не совпали первоначальные предположения о теме, о содержании текста, развитии событий, о героях.

VIII. Знакомство с биографией писателя.

1. Беседа с детьми о личности писателя. (Просмотр презентации)

Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия Климентов) родился 1 сентября 1899 года в Ямской Слободе, предместье Воронежа.

Его отец был паровозный машинист. С 1906 по 1914 г. Андрей учился в церковно-приходской школе и городском училище.

Как старший в семье из 11 детей, с 14 лет начал работать. В 1919 начал писать стихи и прозу.

Платонов унаследовал от отца любовь к технике и “потной работе”, преклонение перед поэзией паровозов и иных машин и мастерством человека — рукодельца, от матери, “дочери часового мастера”, глубоко верующей женщины, — понимание души русского православного люда, высокий идеализм христианского мироотношения.

С 1939 года стал писать для детей. Среди них сборник рассказов “Июльская гроза” (1940), в который вошли “Ещё – мама”, “Железная старуха”, “Сухой хлеб”, “Неизвестный цветок”, “Цветок на земле”, “Солдатское сердце” и т.д.

С октября 1942 года и до конца войны Платонов – фронтовой корреспондент газеты “Красная звезда”. Работать Андрей Платонович не переставал до конца. Он скончался 5 января 1951 года в Москве.

— Почему рассказ назван “Цветок на земле”?

— Чему научил вас этот рассказ?

— Почему этот рассказ отнесли к этой теме “Собирай по ягодке – наберешь кузовок”?

XI. Домашнее задание.

Выберите эпизоды, описывающие дедушку, и подготовьте выразительное чтение этих эпизодов.

Подготовьте текст – описание своего дедушки и запишите в тетрадь.

Рассказ «Цветок на земле» А. Платонов стр 135 — 135

1. Почему Афоне стало «скучно жить на свете»? Запиши свои мысли в «Рабочую тетрадь».

Главный герой чувствовал себя одиноким. Он постоянно грустил и тосковал из-за отсутствия чего-то интересного в жизни.

Ведь Афоня был не обычным ребенком, а невероятно любознательным.

Его отец служил Родине, мать целыми днями трудилась, а дедушка круглосуточно проводил время на печке.

Афоне хотелось с кем-то пообщаться и расспросить об окружающем мире, что так был ему интересен.

2. Расскажи, как относится Афоня к своему дедушке. О чём он просил его?

Мальчик любит своего 87-летнего дедушку.

За свою жизнь он много наработался на земле.

Афоня часто упрашивает старичка не спать.

Ведь ему одиноко и скучно самому.

Еще он просит поведать ему обо всем, что Титу известно.

А какие вопросы ты задаёшь взрослым, о чём хочешь узнать?

Я часто спрашиваю у дедушек и бабушек об их детстве, о том, чем они занимались в молодости.

Спрашиваю, где они учились и какие были особенности обучения.

Также мне интересно слушать о разнице между нашими временами и теми далекими, когда старички еще были молодыми.

Это всегда очень интересные и захватывающие истории.

Ведь многое изменилось.

Тогда не было ни телефонов, ни компьютеров.

Общение происходило совсем по-другому.

Были другие увлечения, занятия.

Сегодня существуют профессии и понятия, о которых в те времена даже не думали.

Не было такой разнообразности продуктов и не было многих возможностей, которые мы сейчас имеем.

Как по мне, это были достаточно сложные времена.

Но в них есть и свои плюсы.

Тогда люди намного больше общались, разбирались в людях, а сегодня многие из нас зависимы от компьютерных технологий.

Автор назвал Афоню добрым внуком, ты так же считаешь? Объясни свой ответ.

Афоня заботится о старичке, забирая из его бороды крошки; делает своеобразные подарки (гребень); даже иногда спит рядом с ним.

Поэтому, я думаю, мальчик действительно был добрым внуком.

Но при этом, в силу своего возраста и непонимания всех правил этикета,

Афоня иногда неуважительно общается со стариком.

Он заводит с ним тему о смерти, еще и в очень некрасивой форме.

3. О каком удивительном чуде, главном деле узнал Афоня от своего деда? Прочитай эпизоды, в которых дед рассказывает о цветке маленькому внуку.

Тит рассказал о чудесах, которые творит голубой цветок.

Он поведал, что самое главное – это из мертвого создавать живое. Именно такое умение имел тот самый цветочек.

4. Нравится ли тебе Афоня? Представь, что ты повстречался с ним и хорошо его узнал. Расскажи о нем. Какой он:

Афоня неимоверно энергичный и любознательный мальчишка.

Он не мог сидеть на месте, его наполняла жажда узнавать нечто новое.

Именно поэтому он часто не давал покоя дедушке, показывая свою настойчивость.

Его интересовал весь окружающий мир, и это похвально в силу его возраста.

Мальчик расстраивается, когда не получает ответ на какой-либо вопрос.

Ему присуще быть вдумчивым и внимательным .

Ведь он пытается, как губка, впитать всю информацию, что ему предоставляется.

Также Афоня достаточно понятливый .

Ведь, когда Тит рассказал ему о цветке, то мальчик даже сам смог сделать определенные выводы, и задавал грамотные вопросики.

С таким ребенком интересно вести беседу.

Ведь, уже имея хороший багаж знаний, он способен рассказать много всего занимательного .

В его глазах виден ум и даже мудрость, что удивительно для столь молодого мальчика.

Также он умеет показывать упрямство и упорство .

Но они выражаются лишь в добрых намерениях.

Это из-за того, что Афоне не терпится узнать как можно больше всего интересного.

И это конечно же похвально.

Также, не стоит забывать, что Афоня является добрым ребенком, способным на теплые, искренние чувства.

Есть у него и негативные черты, которые выражаются в некоторых неуважительных разговорах с дедом.

Но причиной является его детская наивность и неосведомленность в правилах этикета.

5. Объясни, как ты понимаешь смысл таких слов: «Дед. погладил головку внука, посмотрел на него, как на цветок, растущий в земле». О чем подумал дед?

Заглавие произведения можно воспринимать как в прямом, так и в переносном смысле.

В нем действительно есть цветочки, что выступают истинными тружениками.

Но есть и другой цветок.

Это любознательный герой Афоня.

Несмотря на свой возраст, он осознает всю ценность природы.

Он понимает, что к жизни необходимо относится бережно.

При этом, сам еще растет, как и те полевые цветы.

Я считаю, что именно об этом думал Тит, когда гладил мальчика по голове.

Он наверняка видел в нем потенциал и осознавал, что не зря прожил жизнь, ведь у него есть достойный наследник.

6. Каким бы ты нарисовал цветок, о котором рассказал Платонов? Поразмышляй, почему именно так он назвал произведение. Если бы тебя попросили сказать, о чем рассказ писателя, что бы ты ответил?

Я бы изобразил мальчика. Ведь, как по мне, это главный цветочек, о котором хотел поведать писатель.

На моей иллюстрации этот ребенок сидел бы в траве возле обычного маленького полевого цветочка.

Поразмышляй, почему именно так он назвал произведение.

Я думаю, рассказ имеет такое название, так как писатель сопоставляет жизнь человека с жизнью цветка, который тяжело борется за свое существование.

Цветы, чтоб пробиться к свету преодолевают препятствия в виде мертвого песка и непогод.

Так и человек, чтоб добиться в своей жизни успеха, преодолевает множество различных преград.

Главное иметь настойчивость, силу воли и уверенность в достижении желаемого результата.

Если бы тебя попросили сказать, о чем рассказ писателя, что бы ты ответил?

Этот рассказ о маленьком мальчике, который был удивительно любознательным.

Ему часто приходилось скучать, так как оставался он дома наедине с дедушкой.

Тот, в свою очередь, почти всегда спал.

Внуку это не нравилось, ведь он еще многого не знал и был наполнен кучей вопросов.

Мальчик любил своего дедушку, но в то же время его раздражала сонливость старичка.

Но как-то Афоне все-таки удалось вывести деда на прогулку.

Тогда он и узнал главную тайну: цветочек умеет с мертвого создавать живое.

Это и является главной мыслью произведения.

Ведь тот самый малыш тоже является своеобразным цветком.

Дед гордится им, так как видит в его глазах достойное поколение.

7. Подготовьтесь с другом к чтению по ролям рассказа «Цветок на земле». С какой интонацией вы будете читать слова деда? А слова Афони?

Текст от лица Тита следует читать медленно, сосредоточенно, сообщающим тоном.

Стоит делать паузы, показывать задумчивость пожилого человека.

Слова мальчика нужно говорить с быстрым, торопливым темпом.

В голосе может присутствовать раздраженность и некая требовательность.

Какие вопросы задать по содержанию произведения Платонова Цветок на земле?

Задание по литературе для 3 класса Какие вопросы по содержанию произведения Платонова «Цветок на земле» ты бы задал своим друзьям?

Рассказ Платонова «Цветок на земле» повествует о маленьком мальчике Афоне, который ищет ответы на вопросы «про все», а старый дед Тит ему помогает понять, как все устроено на свете.

По этому произведению можно задать следующие вопросы, которые помогут понять его смысл и основную мысль:

  1. Как зовут главного героя?
  2. Почему дедушка Тит все время хочет спать.
  3. Почему дедушка проснулся, когда Афоня остановил часы?
  4. Куда повел дедушка мальчика?
  5. Что дедушка сказал ему про цветок?
  6. Почему дедушка считал, что цветок превращает прах в живое
  7. Что дедушка сказал про роль людей в этом процессе?
  8. Что сделал Афоня с желтыми цветами?
  9. Почему Афоня решил, что цветы все знают?

Какие художественные средства в рассказе «Цветок на земле» Платонов?

Рассказ «Цветок на земле» художественные средства метафоры, олицетворения, сравнения, эпитеты

Художественные средства в рассказе А. Платонова «Цветок на земле» метафоры

К метафоре относятся слова деда Тита

1 Глаза жмурятся, глаза смежать, они выцвели.

Слова Афони метафоры

Слова автора метафоры

Олицетворения в рассказе «Цветок на земле»

Сравнения в рассказе «Цветок на земле»

Эпитеты в рассказе «Цветок на земле»

Просторечная лексика в рассказе «Цветок на земле»

Слова деда Тита

Автор использует уменьшительно-ласкательные суффиксы

В рассказе Андрея Платонова «Цветок на земле», который был написан в 1949 году рассказывается о жизни цветка, который вырос на песчаной почве, где казалось бы не смогут расти не только цветы, но даже разве трудно вырасти. Цветок вырос, дед Тит рассказал своему внуку историю про цветок и мальчик понял, что значит, быть взрослым. Нужно быть готовым к трудностям, в жизни все дается трудом, даже обычные растения растут вопреки, а не благодаря. Главная мысль в рассказе «Цветок на земле» очень поучительна и рассказ с глубоким смыслом.

Детский час

для детей и родителей

Навигация по записям

Викторина по рассказу Платонова «Цветок на земле» с ответами

Рассказ Платонова «Цветок на земле» — из серии рассказов о родной земле, о начале начал, о победе жизни над смертью. Всё живое всегда тянется к свету, стремится расти и развиваться. Детство главного героя рассказа пришлось на военное время. В нём было много сложного, в нём были вопросы об истоках жизни, о самом главном на свете…

Викторина по рассказу Платонова «Цветок на земле»

1. Где работала мама Афони, главного героя рассказа Платонова «Цветок на земле»?
Ответ: в колхозе, на молочной ферме

2. Почему дед Афони часто дремал в течение дня?
Ответ: потому что ему было много годков

3. Почему руки деда Тита были, как кора на дереве, и на них были видны толстые чёрные жилы?
Ответ: потому что эти руки долго пахали землю

4. Какие слова во сне шептал дед?
Ответ: «неслышные»

5. Почему Афоня всё время пытался разбудить деда?
Ответ: ему было надо, чтобы дед рассказывал ему про всё

6. По какой причине дед Тит внезапно проснулся?
Ответ: внук остановил маятник часов, и стали слышны шумы за окном

7. Каким напитком дед бодрился после сна?
Ответ: квасом

8. Какого цвета был цветок, показанный дедом внуку?
Ответ: голубого

9. Почему дед назвал цветок «тружеником»?
Ответ: потому что он из смерти работал на жизнь

10. На каком неплодородном материале рос цветок?
Ответ: на песке

11. Почему дед Тит обратил внимание внука именно на этот цветок?
Ответ: потому что этот живой цветок сделал себе тело из мертвого праха

12. В чём заключается основная работа пахаря?
Ответ: пахари помогают расти хлебу

13. Какие злаковые культуры встречаются в рассказе Платонова «Цветок на земле»?
Ответ: рожь

14. Почему дед Тит призвал внука набрать охапку желтых цветов?
Ответ: потому что эти цветы годились на изготовление лекарств

15. Почему с Афоней в поле не пошёл его отец?
Ответ: отец Афонии был на войне

16. Какую помощь мог оказать Афоня отцу, добывающему победу на фронте?
Ответ: сын собирал лекарственные растения, помогающие быстрому заживлению ран

17. Какой подарок получил в аптеке Афоня, сдавший лекарственные цветы?
Ответ: железный гребешок

Как нарисовать иллюстрацию (рисунок) к рассказу «Цветок на земле»?

Как нарисовать иллюстрацию (рисунок) к рассказу «Цветок на земле»?

Чтобы нарисовать рисунок к рассказу «Цветок на земле» нужно подумать о главной мысли рассказа «Цветок на земле» А главная мысль рассказа «Цветок на земле» заключается в непреодолимой силе жизни, которая творит добро на земле. И дедушка в рассказе показывает своему внуку Афоне синий цветочек, такой маленький, что, казалось бы, ему не пробиться сквозь сухой мёртвый песок и не выжить, но синий цветок тянется к солнцу, вопреки всему и преображает всё вокруг себя — он побеждает смерть. Вот и мальчик Афоня захотел творить добрые дела и стал собирать травы в поле и сушить их, чтобы потом сдать в аптеку для лечения раненых. Вы можете нарисовать синий цветок — это самый простой рисунок. А так же в качестве иллюстрации вы можете нарисовать Афоню, который беседует с дедушкой и собирает травы, а потом в сарае он сушит пучки лекарственных трав. А когда Афоня сдал лекарственные травы в аптеку, то ему в награду подарили гребешок и Афоня счастливый идёт домой — такой рисунок тоже можно нарисовать по примеру картинки, которую вы видите самой последней.

Вот поэтапное рисование синего цветка — василёк:

А здесь показано как поэтапно рисовать другой синий цветок:

Здесь уже более сложные иллюстрации с людьми, но кто любит и умеет рисовать, то ничего сложного повторить такие рисунки для них не будет: