Оплата отопления по показателям общедомового, а не индивидуального счетчика: справедливо или нет?

Действующее законодательство предусматривает два способа расчета размера платы за коммунальные услуги: на основании определяемого по показаниям приборов учета объема потребляемых ресурсов, а при отсутствии счетчиков – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса). Конкретный порядок расчета и внесения платы устанавливается Правительством РФ. Так, например, для определения размера платы за отопление в МКД используется одна из нескольких формул, приведенных в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила). При выборе нужной формулы стоит исходить, во-первых, из того, каким образом оплачивается отопление: в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года (абз. 1 п. 42.1 Правил). Во-вторых, на порядок расчета влияет оснащенность помещений счетчиками: в случае, когда МКД оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, а индивидуальные или квартирные счетчики отсутствуют во всех или некоторых помещениях в нем, размер платы за отопление в каждом из этих помещений определяется исходя из показаний общедомового прибора учета (абз. 3 п. 42.1 Правил). Если же все жилые и нежилые помещения МКД оснащены индивидуальными приборами учета тепла, при расчете размера платы за отопление учитываются показания и этих счетчиков, и общедомового прибора учета (абз. 4 п. 42.1 Правил).

Таким образом, на практике, если хотя бы одна квартира или одно нежилое помещение в МКД не оборудованы индивидуальным прибором учета, объем потребленной энергии по показаниям общедомового счетчика «распределяется» между помещениями пропорционально их площади. Такой порядок расчета применяется и тогда, когда счетчик перестал использоваться в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по обеспечению его надлежащей эксплуатации, сохранности или своевременной замены собственником (ч. 7 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; далее – закон об энергосбережении).

Именно с такой ситуацией столкнулся гражданин Д. Все помещения в МКД, в котором он проживает, на момент ввода дома в эксплуатацию были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии (напомним, ими, согласно указанной выше норме закона об энергосбережении, с 1 января 2012 года должны быть оснащены все новые МКД, а также дома, вводимые в эксплуатацию после капремонта – при наличии технической возможности установки таких счетчиков). Однако впоследствии в ряде помещений счетчики были демонтированы, что повлекло перерасчет размера платы за отопление для всех собственников помещений в доме, и расходы Д. на коммунальные услуги увеличились. Он посчитал это несправедливым и подал в Верховный Суд Российской Федерации административный иск о признании недействующими абз. 3 п. 42.1 и частично абз. 4 п. 42.1 Правил. Суд пришел к выводу о том, что Правительство РФ при введении дифференцированного подхода к определению размера платы за отопление не вышло за рамки своих полномочий по определению правил предоставления гражданам коммунальных услуг, а доводы истца о противоречии указанных норм закону об энергосбережении несостоятельны, поскольку целью последнего является закрепление основ стимулирования энергосбережения, а не определение размера платы за коммунальные услуги и порядка ее расчета (решение ВС РФ от 31 мая 2017 г. по делу № АКПИ17-201). Не было удовлетворена и апелляционная жалоба истца – Суд добавил, что установленный оспариваемыми нормами порядок расчета платы за отопление принят на основании общего принципа распределения фактически потребленного всеми помещениями МКД объема тепловой энергии для поддержания в них нормативной температуры воздуха (пропорционально площади занимаемого помещения в доме) с соответствующим распределением размера платы, что позволяет обеспечить непрерывное теплоснабжение всех помещений в доме в течение отопительного периода. Причем, по мнению ВС РФ, тот факт, что при применении такого порядка размер оплаты увеличивается, не свидетельствует о незаконности соответствующих положений Правил (определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 5 сентября 2017 г. по делу № АПЛ17-300). В передаче надзорной жалобы на рассмотрение в судебном заседании истцу было отказано (постановление ВС РФ от 25 декабря 2017 г. № ПФ17-137).

В каком случае к нормативу потребления коммунальной услуги по отоплению при отсутствии в многоквартирном доме общедомового и индивидуальных приборов учета не применяется повышающий коэффициент, узнайте из материала «Порядок оплаты электрической и тепловой энергии для граждан» Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Вынесенные решения Д. не удовлетворили, и он обратился в КС РФ с заявлением о проверке конституционности ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса, абз. 3 п. 42.1 и абз. 4 п. 42.1 (в части) Правил. В жалобе заявителя подчеркивается: согласно оспариваемым нормам порядок расчета платы за отопление, а значит и ее размер, фактически зависит от недобросовестных действий одного или нескольких собственников помещений в МКД, не сохранивших счетчики, что причиняет прямые убытки добросовестным собственникам. В дальнейшем, по мнению Д., это может привести к отказу от счетчиков граждан, эффективно расходующих энергию, так как они поймут, что никакой экономической выгоды им это не приносит.

Как отметили представители органов власти, присутствовавшие на вчерашнем заседании КС РФ, в ходе которого рассматривалось дело о проверке конституционности оспариваемых Д. норм, оснований для признания ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ противоречащим Конституции РФ нет, поскольку конкретный порядок расчета платы ею не устанавливается, а вот соответствующие положения Правил действительно необходимо скорректировать. Нельзя назвать справедливой ситуацию, когда одна и та же формула расчета платы применяется и в отношении тех домов, где ни одно помещение не оборудовано индивидуальными приборами счета, и тех, где счетчик отсутствует лишь в одной квартире, подчеркнула полномочный представитель Генерального прокурора РФ в КС РФ Татьяна Васильева. По ее словам, заявитель абсолютно обоснованно указывает на то, что ответственность за недобросовестное поведение собственника, не сохранившего индивидуальный прибор учета тепла, не может быть возложена на других собственников, обеспечивающих исправную эксплуатацию счетчиков. Применение в таком случае иного порядка определения размера платы, влекущего увеличение расходов добросовестных владельцев помещений, не отвечает принципам справедливости и разумности.

Судя по всему, это понимает и само правительство – в настоящее время на рассмотрении кабинета министров находится подготовленный Минстроем России проект постановления о внесении изменений в Правила, предусматривающий особый порядок расчета платы за отопление для МКД, в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета. Как сообщила советник Министра юстиции РФ Мария Мельникова, министерство дало положительное заключение на проект, однако согласованного решения всех заинтересованных ведомств по предлагаемым проектом формулам расчета пока нет. По ее мнению, вынесенное КС РФ решение по рассматриваемому делу станет определенным стимулом для утверждения проекта.

По мнению полномочного представителя Президента РФ в КС РФ Михаила Кротова, рассмотрение указанных поправок может затянуться, поскольку обеспечить объективный учет объема потребляемого в каждом помещении тепловой энергии проблематично, так как в отличие, например, от электроэнергии, которая потребляется в точках подключения электроприборов, теплоотдача происходит от всех элементов системы отопления (радиаторов, стояков, трубопроводов), размещаемых в том числе в соседних помещениях, что и определяет МКД как единый теплотехнический объект. «Даже если кто-то из собственников, у кого установлен индивидуальный прибор учета, начнет экономить расход тепла у себя в квартире, это не означает, что он не пользуется той тепловой энергией, которая отраженно попадает в его квартиру от отапливаемых помещений соседей (через стояки, например)», – отметил эксперт. Тем не менее он поддержал мнение о несоответствии оспариваемых положений Правил принципам рационального и эффективного использования энергетических ресурсов, подчеркнув, что лишение возможности оплачивать потребление тепла по показаниям исправных счетчиков делает бесполезными старания собственников по снижению расходов на отопление за счет экономии ресурсов, притом что они, помимо этого, несут расходы на обслуживание счетчиков.

Таким образом, предпосылок для корректировки Правил в части расчета платы за отопление в МКД более чем достаточно. Обяжет ли законодателя к внесению в них поправок КС РФ, портал ГАРАНТ.РУ расскажет после вынесения соответствующего постановления.

Как теперь людям платить за коммуналку и когда в многоэтажках появятся счетчики воды и тепла

Как ранее сообщали «ФАКТЫ» полноценная реформа жилищно-коммунального хозяйства в очередной раз откладывается. Правительство не смогло разработать целый ряд необходимых нормативных документов, и чтобы не допустить правового коллапса Верховная Рада была вынуждена в срочном порядке откладывать вступление в силу целого ряда законодательных новшеств. В результате 7 июня парламент внес изменения в Закон «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения» по срокам применения финансовых санкций за нарушение законодательства в сфере коммерческого учета воды и тепла, а также в Закон «О жилищно-коммунальных услугах» относительно уточнения порядка введения его в действие.

В частности, вступление в силу нормы о применении финансовых санкций к субъектам хозяйствования за нарушение сроков установления средств учета тепловой энергии и воды, то есть общедомовых счетчиков тепла и воды, отсрочили до 1 августа 2020 года. А введение в действие Закона «О жилищно-коммунальных услугах», в части регулирования коммунальных услуг, отсрочили до 1 мая 2019 года.

Парламент постановил, что уже заключенные договоры о предоставлении коммунальных услуг сохраняют силу на условиях, определенных такими договорами. Однако потребители должны заключить с исполнителями коммунальных услуг договоры о предоставлении таковых до 1 мая 2020 года.

Также устанавливается, что нормы закона о ЖКУ, регулирующие услугу по управлению многоквартирным домом, вводятся в действие с 10 июня 2018 года. При этом договоры о предоставлении услуг по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий, которые уже были заключены, сохраняют силу на условиях, определенных таким договором, пока не будут заключены договоры о предоставлении услуг по управлению многоквартирным домом.

Кроме того, предусмотрено, что до утверждения Кабинетом министров типового договора о предоставлении услуг по управлению многоквартирным домом стороны могут заключить договор о предоставлении услуг по управлению многоквартирным домом по форме и на условиях, согласованных между управляющим и совладельцами.

Подробнее о принятых парламентом нововведениях, касающихся миллионов украинцев проживающих в многоквартирных домах, «ФАКТАМ» рассказал эксперт по вопросам ЖКХ Украинского института анализа и менеджмента политики, кандидат юридических наук Андрей Никончук.

— Принятый закон очень сложен для понимания даже для профильных специалистов, не говоря уже о потребителях, которые будут вынуждены разбираться в этом хитросплетении букв и цифр, — считает Андрей Никончук. — Я сравнил законопроект, который подавался на рассмотрение парламента, с окончательным текстом закона и даже здесь обнаружил, что они отличаются по своему содержанию. Давайте разложим по полочкам, какие нормы меняются и что же ждет миллионы украинцев в ближайшее время.

Новый закон регулирует как минимум два больших нормативных блока. Это вопросы связанные с коммерческим учетом коммунальных услуг, в основном воды и отопления. И второй блок — вопросы, касающиеся непосредственно жилищной услуги: по управлению многоквартирным домом, отдельно от коммунальной.

В первом блоке изменений меньше, и в первую очередь они касаются переноса на два года, на 1 августа 2020 года, нормы про штрафные санкции в размере одного процента от суммы платежей, насчитанных за последний месяц в домах, которые не были оборудованы узлами коммерческого учета тепловой энергии, горячей или питьевой воды. В данном случае эти санкции могли коснуться именно операторов, то есть тех коммунальных предприятий, которые предоставляют соответствующие услуги, что в результате могло привести к параличу их основной деятельности.

Так или иначе эта норма в свое время заработает, и местным властям, которые в большинстве своем являются собственниками этих предприятий, придется выделять для штрафов деньги из бюджетов. А так и случится, если чиновники не будут финансировать свои коммунальные предприятия, предоставляющие услуги по теплоснабжению и водоснабжению, для установки счетчиков.

Тем более что непосредственно местные власти никакой ответственности за неустановку счетчиков не несут. Отвечать придется руководителю коммунального предприятия, которому не выделили из местного бюджета деньги на установку общедомовых счетчиков. А те, кто это деньги должен выделять, никак не пострадают. В результате при бездействии местных советов, финансовое состояние и так нерентабельных коммунальных предприятий будет только ухудшаться.

— Но ведь согласно закону про коммерческий учет тепловой энергии и водоснабжения поставщик может заложить стоимость установки счетчика в платежки потребителей.

— Может, и именно так и сделает. Но сначала поставщику тепла и воды нужно где-то взять средства на установку этих общедомовых счетчиков. Он не может потребовать у потребителей деньги наперед. А значит, ему нужно сначала установить приборы за счет собственных оборотных средств, а уже потом, на протяжении длительного периода компенсировать затраты за счет потребителей.

— Допустим, в многоквартирном доме (не ОСМД) сформировалась инициативная группа, и люди, собрав необходимую сумму, обратились к поставщику с просьбой установить общедомовой счетчик. Такая форма взаимоотношений возможна?

Конечно, возможна. И это наиболее простая и правильная форма взаимоотношений. А коммунальному предприятию все равно, откуда придут деньги на установку приборов, поскольку в конечном счете и за установку счетчика, и за его обслуживание будут платить жильцы дома. Если в доме создано ОСМД, то счетчик будет у него на балансе, а тепловики или кто-то другой, кому заплатит ОСМД, просто его установит. В противном случае приборы учета ставятся на баланс поставляющей компании.

Я считаю, что если, как в данном случае, люди смогут организоваться для принятия такого важного решения, как финансирование установки общедомового счетчика, то они смогут и ОСМД создать, и в целом улучшить уровень обслуживания своего дома.

В законодательство о коммерческом учете внесены также изменения относительно льгот и субсидий. Причем в проекте закона их не было. В частности, один из пунктов закона гласит, что после того как оператор за свой счет установит общедомовой счетчик, то для компенсации его затрат в счетах появится новый платеж — за установку, содержание и замену приборов коммерческого учета. Но теперь расходы на оплату установки и обслуживания счетчика будут включаться в общий баланс затрат потребителя-физического лица, на основании которого начисляются субсидии. Таким образом в схеме взаимоотношений поставщика и потребителя коммунальных услуг именно в этой части будет участвовать и государство. Получается, что теперь оно должно будет компенсировать поставщику часть расходов субсидиантов еще и на установку, обслуживание и замену общедомовых счетчиков.

Если с коммерческим учетом все более-менее понятно, то со вторым блоком изменений, внесенных в Закон «О жилищно-коммунальных услугах» все несколько сложнее, как в восприятии написанного, так и в реализации принятых новшеств.

Новая редакция гласит, что в целом закон вступает в силу с 1 мая 2019 года, кроме некоторых его норм, которые уже действуют с 10 июня нынешнего года. Давайте рассмотрим, какие же нормы уже фактически вступили в силу. Правда, многие из них действовали и по старому закону, поэтому мы на них не будем останавливаться. Хочу отметить, что многие вступившие в силу нормы были фактически пролонгированы новым законом, чтобы дать ему возможность заработать, хоть и в усеченном виде. А все основные новшества отложены, так как правительству еще предстоит разработать и внедрить всю подзаконную нормативную базу.

Начнем с того, что уже можно требовать от потребителя своевременного проведения работ по устранению выявленных неисправностей общего имущества, которые возникли по вине этого потребителя, или возмещения стоимости таких работ. Допустим, один из жильцов несанкционировано нарушил систему отопления, например установил в своей квартире батарею на балконе. К нему уже могут применяться санкции. Хотя такая норма действовала и раньше, а сейчас ее просто обновили, — вопрос в другом, как именно будут ее реализовывать? На него должен дать ответ Кабмин.

Далее: управитель или управляющая организация может получать информацию от потребителей о смене собственников жилья и фактического количества людей, прописанных в квартире. Тут замечу, что управителей в достаточном количестве в Украине так и нет. Но об этом чуть позже.

Следующий пункт: стоимость услуг по управлению многоквартирным домом устанавливается по договоренности сторон, кроме случаев выбора управителя органами местного самоуправления. Хочу отметить, что услуга по управлению многоквартирным домом — это то, что раньше называлось услугой по содержанию домов и придомовых территорий. Я думаю, что до повсеместного назначения управителей местными властями не дойдет. Если люди найдут в себе силы объединиться и как минимум провести общее собрание по всем требованиям закона, то они либо создадут ОСМД, либо сами выберут управителя. В таком случае стоимость услуги по управлению будет договорная. Но если собственники так и будут ждать, когда за них кто-то что-то решит, то именно это они и получат, но с негативными для себя последствиями. Тарифы на обслуживание им будут навязывать все те же ЖЭКи, понимая и пользуясь своей безальтернативностью. Тут у людей уже не будет возможности договариваться о стоимости услуг.

И еще важный момент: управитель — юридическое лицо, обязан иметь в штате минимум одного сотрудника который пошел профессиональную аттестацию. Но возникает нонсенс. Профессиональных управителей в достаточном количестве нет, потому что Кабмин не разработал порядок их обучения и аттестации, и правительство обещает сделать это только к маю следующего года.

— А какие нормы Закона «О жилищно-коммунальных услугах» отсрочили?

Взимание пени за несвоевременную оплату услуг по управлению домом тоже отложили. Но это касается тех немногих домов, где уже есть управители и где это предусмотрено договором. Всех остальных пеня за услуги по управлению не касается, так как у них по-прежнему действует услуга по содержанию домов и придомовых территорий. А вот введение пени за долги по жилищно-коммунальным услугам отложили на неопределенный срок, как минимум до 1 мая 2019 года. По логике закона такая пеня может возникнуть только после того, как будут заключены новые договоры, содержащие пункт о пене, а для этого во всех домах должны быть установлены счетчики. Круг замыкается.

Что касается ныне действующих, старых, договоров на обслуживание домов, то закон гласит, что они остаются действующими и их могут пролонгировать автоматически, пока люди не выберут себе нового управителя (когда такая возможность появится — то есть когда государством для этого будут созданы условия) или не создадут ОСМД. Это касается подавляющего большинства многоэтажек, которые по-прежнему обслуживаются ЖЭКами. Данная норма очень тревожная, ведь она позволяет продлевать договор с ЖЭКом, как и существование самих ЖЭКов, до бесконечности. Но в то же время это и возможность выбора: оставить все так, как есть, или взвалить на себя бремя ответственности и попытаться сделать свой дом долее комфортным.

Пока, таким образом, у людей нет внешнего стимула для смены формы управления собственным домом. Остается надеяться только на сознательность жильцов и желание самостоятельно и более эффективно управлять имуществом. К сожалению, и как правило, такое желание возникает лишь в новых домах, где еще есть стартовый «запас прочности» их эксплуатации. Но, я думаю, как только ЖЭКи начнут приватизировать и они станут безальтернативно взвинчивать тарифы, ко многим людям придет осознание, что нужно как-то объединяться и решать вопросы самостоятельно.

— А как же подзаконные акты, которые правительство так и не удосужилось разработать до 10 июня 2018 года, что и стало одной из причин отсрочки закона?

Фактически Кабмину дали на это еще почти год. То есть правительство до мая 2019-го обязано разработать, утвердить и ввести в действие более 20 разных подзаконных актов, необходимых для полноценного функционирования Законов «О жилищно-коммунальных услугах» и «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения». В частности, нужно определить методики учета потерь тепла и воды, начисления платы, расчета абонплаты на содержание внутридомовых инженерных сетей, утвердить типовые договоры нового образца и многое другое. Но если правительство и в этот раз не удосужится утвердить данные документы, то парламенту придется вновь откладывать вступление многих норм законов. Что еще дальше отодвинет реформирование жилищно-коммунального хозяйства, которое и так сильно пробуксовывает, — подытожил Андрей Никончук.

Напомним, ранее «ФАКТЫ» писали о том, что в Законе «О жилищно-коммунальных услугах» есть норма, дающая право поставщику в случае неуплаты ограничить или прекратить предоставление услуги потребителю. То есть формально компании смогут отключать должников от газа, воды, тепла или электроэнергии.

Публикации

Что такое АСКУЭ: принцип работы, расшифровка термина, плюсы и минусы. Читайте подробнее в статье! Подробнее

Компания «СТРИЖ» позволяет собственникам жилья инвестировать средства в монтаж АСКУВ поэтапно. Читайте, как можно сэкономить на внедрении умного учета для ТСЖ/УК. Подробнее

С июня во многих регионах России официально стартовала подготовка ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний к новому отопительному сезону 2018–2019. Подробнее

Установка «умных» счётчиков станет обязательной с 1 июля 2019 года. Министерство строительства и ЖКХ России представило в Госдуму законопроект №139989–7 об интеллектуальном энергоучёте. Читайте подробнее в статье. Подробнее

Министерство строительства и ЖКХ обяжет устанавливать «умные» приборы учета в новостройках и домах с капитальным ремонтом. В планах ввести норму с лета 2019 года. Подробнее

3 апреля 2018 года вступил в действие Федеральный закон № 59-ФЗ или закон о прямых договорах при предоставлении коммунальных услуг. Подробнее

Читайте про выбор управляющей компании застройщиком. Какие нужны документы и мероприятия для правильной передачи жилья. Подробности в статье Подробнее

При сдачи многоквартирного дома застройщик обязан сдать его в эксплуатацию и заключить договор с управляющей компанией. Читайте, какие документы регламентируют передачу дома и как быть, если УК — дочерняя компания застройщика. Подробнее

Повышение энергоэффективности дома позволят не только повысить качество жизни жильцов, но и увеличить стоимость квартир в МКД. Читайте, как это сделать. Подробнее

Хищение природного газа – одна из злободневных проблем сектора ЖКХ. Она ставит под угрозу реализацию государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Подробнее

Наступающий 2018 год начнётся с реформационных преобразований системы ЖКХ на всех уровнях. Большинство изменений коснётся работы системы ГИС ЖКХ и лицензионных требований к управляющим организациям. Читайте подробнее про изменения в нашей статье. Подробнее

Безучётное потребление энергоресурсов – проблема, захлестнувшая сектор ЖКХ. Несмотря на ужесточение законодательства в отношении недобросовестных потребителей, граждане продолжают воровать, вынуждая соседей оплачивать неучтённое потребление. Подробнее

Практика показывает, что потребители прибегают к незаконным способам восстановления электроснабжения после введения режима ограничения. Читайте, какая ответственность грозит собственникам. Подробнее

Текущая задолженность по коммунальным платежам в России превышает 1,3 трлн рублей. Министр сообщил, что большую часть долга образовали управляющие организации (УО), которые не своевременно вносят плату за коммунальные услуги, потребленные жителями обслуживаемых многоквартирных домов (МКД). Подробнее

Министерство строительства ставит перед собой задачу автоматизировать сферу ЖКХ. В том числе, внедрить автоматизацию сбора показаний общедомовых приборов учета. Подробнее

В статье рассмотрены основные вопросы проведения подготовки к отопительному сезону 2017-2018 годов: законодательство, нормативные акты, нововведения. Подробнее

В статье рассмотрены основные вопросы по взаимодействию с ГИС ЖКХ для ресурсоснабжающих организаций: с чего начать, какую информацию заносить, как добавить договор управления. Подробнее

Президент Путин подписал закон 258-ФЗ, который позволит собственникам платить за содержание жилого помещения не по нормативам, а по показаниям общедомового счетчика. Подробнее

Государственная дума в третьем, окончательном, чтении приняла законопроект об обязательной установке приборов учета при капитальном ремонте зданий. Подробнее

Инструкция по добавлению счетчиков в ГИС ЖКХ. После 01 января 2018 года поставщики коммунальных услуг, в том числе УК, ТСЖ и ЖСК, не выполнившие требование Правительства РФ в установленный срок, будут подвергаться административному взысканию. Узнайте, как это избежать. Подробнее

Нужно ли ТСЖ регистрироваться в ГИС ЖКХ? С 01 июля 2017 года ТСЖ и другие лица, осуществляющие управление многоквартирными жилыми домами, обязаны зарегистрироваться в системе и начать полноценную работу в ней. Подробнее

Общее собрание собственников в 2017 году. Как организовать ОСС и какие вопросы можно обсуждать на таких мероприятиях. Читайте в нашей статье. Подробнее

Прокуратура Тюменской области провела рейд, в ходе которого было заблокировано 110 сайтов. Все сайты объединяет расположенная на них информация: инструкции и обучающие материалы для хищения коммунальных ресурсов. Подробнее

Могут ли водоканалы затребовать установку водомеров в колодцах и люках. Поможет ли это минимизировать утечки, возникающие между централизованным водопроводом и точками потребления воды? Как сделать приборы учета доступными для контроля в любое время суток? Подробнее

На форумах коммунальщиков ведутся споры о том, кто должен оплачивать сверхнормативный ОДН. Мы решили внести ясность в этот вопрос. Подробнее

Рабочая группа по вопросам ЖКХ, под председательством зампреда Правительства РФ Дмитрия Козака приняло решение о переносе введения мер экономического стимулирования за невнесение данных в ГИС ЖКХ. Подробнее

Сотрудники «Росводоканал Барнаул» провели инструктаж с жителями некоторых коттеджных поселков и СНТ Алтайского края. Работники рассказали о том как начисляется плата за пользование воды для полива участка. Подробнее

Законодательство об энергосбережении ставит перед системой ЖКХ задачу наладить достоверный учет потребляемых энергоресурсов: электричества, тепла, газа и воды. Один из способов автоматизированного учета является счетчик воды с импульсным выходом. Подробнее

В Калининградской области постепенно реализуется программа «Строительство интеллектуальных сетей». К настоящему моменту установлено 35 069 счетчиков с дистанционной передачей показаний. Всего до конца 2017 года в области будет установлено ещё 32 000 счетчиков. По предварительной оценке, это позволит существенно сократить потери электроэнергии. Подробнее

Государственная информационная система «Жилищно-коммунальное хозяйство» (ГИС ЖКХ) во второй половине 2017 году вступает в фазу активной работы. С 1 июля ресурсоснабжающие организации (РСО), управляющие организации (УО), товарищества собственников жилья (ТСЖ), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК). Подробнее

Каждый за себя

Сегодня в некоторых домах технически возможно установить счетчики на батареи внутри квартиры, но пользы от этого нет: платить все равно придется по нормативу или по общедомовому потреблению. Платить приходится даже тем, кто срезал у себя батареи и перешел на другой способ обогрева. Кроме того, сейчас, чтобы плату принимали по показаниям индивидуальных приборов учета, весь многоквартирный дом должен быть оборудован такими счетчиками и они должны исправно работать. Минстрой снимает этот барьер.

«В проекте документа прописана формула, по которой не важно, у всех ли жильцов дома есть индивидуальные приборы учета. Если у собственника счетчик установлен, то плата за потребленные ресурсы и будет рассчитываться по нему индивидуально, он и будет платить столько, сколько израсходовал», — пояснили «РГ» в минстрое.

«Главная проблема — у нас так все запутано, особенно в расчетах на тепло», — говорит исполнительный директор НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ контроль» Светлана Разворотнева. Именно в этой области скрыты переплаты за коммунальные ресурсы и возможности для экономии, отмечает эксперт. К примеру, поставщики ресурсов могут давать в дом тепло в чрезмерном объеме, люди будут открывать окна, чтобы снизить температуру, но за все выпущенное на улицу тепло придется заплатить.

В новостройках сегодня разводку отопления делают таким образом, что система теплоснабжения квартиры имеет один вход и один выход, то есть достаточно поставить один счетчик и списывать с него показания, писала ранее «РГ». Но таких домов, по оценкам исполнительного директора Гильдии управляющих компаний в ЖКХ Веры Москвиной, по стране наберется не более трех процентов. Кроме того, возможность установить индивидуальные приборы учета может быть создана при проведении капремонта.

Сегодня производить расчет за тепло по показаниям индивидуальных приборов можно только в том случае, если они установлены и работают во всех квартирах многоквартирного дома. По новым правилам жилец сможет самостоятельно регулировать объем потребляемого тепла и платить только за него, но при условии, что в многоквартирном доме установлен общедомой прибор учета тепла. Предполагается, что это позволит вычислить, сколько тогда потребили остальные жильцы, в квартирах которых индивидуальных счетчиков нет. Правда, техническая возможность установить счетчики есть далеко не во всех домах.

С июля 2018 года в России при реконструкции старых зданий и строительстве новых они должны быть оборудованы только энергоэффективным оборудованием. Как рассказывали ранее «Российской газете» в минэнерго, речь идет в том числе об индивидуальных тепловых пунктах. В некоторых городах уже пробуют устанавливать их (Санкт-Петербург, Казань). «Суммарное снижение платежей населения — 400 миллионов рублей, или около 290 тысяч рублей на подъезд в год», — рассказывал замминистра энергетики Антон Инюцын. Однако в этом случае речь шла о полностью оборудованных многоквартирных домах.

Проект постановления ожидает заключения об оценке регулирующего воздействия и внесения на рассмотрение в правительство. К документу составлено 24 отзыва и еще 29 мнений, и большинство участвующих в обсуждении предупреждают о вероятности некорректных расчетов. Например, «Интер РАО» указывает, что в формулах не учитывается различие температурных режимов в квартирах и местах общего пользования в доме. Пока замечания учтены не были.

За отопление, наконец, можно будет платить по счетчику? Важное решение Конституционного суда

Квартира оборудована счетчиком тепла, такие же приборы учета вроде бы стоят во всех других жилых и не жилых помещениях многоэтажки. Однако коммунальщики переводят дом на оплату по «среднему », показания счетчиков не принимают.

Причина? – Ну, например, в нескольких квартирах счетчики тепла не прошли поверку. Законно ли это?

До сих пор суды считали, что «да », именно таково требование действующего законодательства. Однако ситуация выглядит слишком несправедливой. Почему размер платежей за отопление всех жильцов дома ставится в зависимость от того, как содержит свой прибор учета тепла хозяин одной квартиры? Так быть не должно!

Что и подтвердил 10 июля 2018 года Конституционный суд РФ. Он удовлетворил жалобу собственника квартиры, оборудованной исправным счетчиком тепла, показания которого коммунальщики отказываются принимать для расчета платы за отопление.

Как рассчитывается плата за отопление?

Плата за отопление, как правило, самая «дорогая » строчка в платежках за жилищно-коммунальные услуги, которые получает собственник квартиры в многоэтажке. При этом, в отличие от платы за воду или электроэнергию, на отоплении сегодня сэкономить невозможно.

Дело в том, что в подавляющем большинстве случае плата за тепло в квартире многоквартирного дома начисляется

— либо, исходя показаний общедомового прибора учета тепла (общий объем потребления делится затем между квартирами пропорционально их площади).

— либо, если общедомового счетчика тепла нет, исходя из нормативов потребления тепла для данного типа многоквартирного дома.

Подробнее о том, как рассчитывается плата за отопление можно прочитать здесь.

А как же счетчики тепла в квартирах? Ведь, казалось бы, чего проще? В квартире установлен счетчик тепла, выставляешь с помощью регулятора нужную температуру батарей, фиксируешь с помощью счетчика расход тепла… Но в России сегодня это не работает.

Дело в том, что действующее законодательство разрешает расчет платы за тепло по показаниям квартирных приборов учета лишь в том случае, если счетчиками оснащены все (т .е. 100%) жилых и нежилых помещений многоквартирного дома (норма эта прописана в Правилах предоставления коммунальных услуг, п.42.1).

Таких домов сегодня в российских городах считанные проценты от общего числа. Но даже здесь с оплатой тепла по счетчику возникают проблемы.

Что происходит, если часть счетчиков тепла в многоэтажке выходит из строя?

Наибольшее раздражение у собственников квартир вызывают ситуации, когда в доме, где все квартиры вроде бы оборудованы счетчиками тепла, по каким-то причинам несколько приборов учета не пригодны к использованию.

Например, когда собственники нескольких квартир не успевают провести обязательную поверку своих счетчиков тепла. Или же, когда застройщик счетчики во всех квартирах поставил, а вот хозяева нескольких помещений приборы учета в эксплуатацию не ввели.

Результат: у всего дома приборы учета тепла в квартирах стоят, однако плата за отопление рассчитывается в «среднем », то есть исходя из показаний общедомового прибора учета и пропорционально площадям квартир.

Такое положение дел людей возмущает, кто-то готов судиться. Но суды, руководствуясь все тем же пунктом 42.1 «Правил предоставления коммунальных услуг», собственникам отказывают. Вот, к примеру, одно из последних такого рода дел.

Житель Московской области Сергей Деминец стал первым, кто, пройдя весь этот путь по инстанциям, добрался до Конституционного Суда Российской Федерации (КС РФ). И, как это не удивительно, высший суд России встал на его сторону.

Отказ начислять плату за отопление квартире, оборудованной исправным счетчиком тепла, исходя из его (счетчика ) показаний, КС признал не соответствующим российской конституции.

Плата за отопление по квартирному счетчику: дело дошло до Конституционного суда

Как следует из материалов суда, Сергей Деминец проживает в многоквартирном доме в Московской области. При вводе в эксплуатацию его дом был оснащен коллективным прибором учета теплоэнергии, а все жилые и нежилые помещения были оборудованы индивидуальными (квартирными ) приборами учета. Таким образом, жильцы дома, в полном соответствии с действующим законодательством имели право платить за тепло исходя из показаний своих квартирных счетчиков.

Однако со временем некоторые владельцы квартир демонтировали свои индивидуальные счетчики. В связи с этим к началу отопительного сезона в 2016 году управляющая компания произвела перерасчет за отопление. Собственники квартир стали платить за тепло по показаниям общедомового счетчика, стоимость потребленной в доме тепловой энергии распределялась между квартирами пропорционально их площади.

В квартире Сергея Деминца счетчики были исправны. Однако к расчету платы за отопление их показания коммунальщики принимать отказались. Расходы Деминца на оплату коммунальных услуг заметно выросли. Собственник квартиры попробовал добиться права платить по счетчику в судебном порядке. Однако суды отказались удовлетворить его требования. В конечном итоге Сергей Деминец обратился в Конституционный Суд.

В своей жалобе Деминец указал, что отказ рассчитывать плату за отопление по счетчику по причине того, что, мол, приборы учета работают не во всех квартирах, нарушает требования российской Конституции. По мнению Деминца, таким образом, законные права и интересы всех собственников дома ставятся в зависимость от недобросовестных владельцев помещений, не обеспечивших исправность приборов учета тепла в своих квартирах.

В результате часть собственников, чрезмерно расходующих тепло, обогащается за счет соседей. Деминец полагает, что таким образом причиняются убытки добросовестным и законопослушным собственникам помещений, которые «лишаются возможности самостоятельно определять способ справедливого распределения платы за коммунальные услуги».

Запрет на расчет платы за тепло по исправному квартирному счетчику – не законен!

Суд эту позицию поддержал. Как говорится в сообщении КС, «некоторые положения Правил [представления коммунальных услуг] фактически привели к поощрению недобросовестного поведения части потребителей». Из-за одного или немногих пользователей, не поддерживающих счетчик в исправном состоянии, все остальные жильцы дома вынуждены оплачивать коммунальную услугу вне зависимости от реальных объемов потребления ими тепла.

Это, говорится в решении суда, нарушает конституционные принципы равенства, правовой определенности, справедливости и соразмерности, а также баланс публичных и частных интересов. Соответственно, оспариваемые нормы в своей взаимосвязи и по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, не соответствуют Конституции РФ.

Далее Конституционный суд обязывает внести необходимые изменения в действующее законодательство, «предусмотрев более эффективный и справедливый порядок определения платы за тепловую энергию».

До внесения этих изменений плата за отопление в многоквартирных домах со счетчиками тепла, где в отдельных помещениях не обеспечена их сохранность, должна исчисляться по модели, установленной абзацем 4 пункта 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг. То есть, исходя из показаний индивидуальных (квартирных ) приборов учета тепла.

При этом для конкретных помещений, в которых счетчики тепла неисправны или утрачены, вместо их показаний необходимо принимать в расчет норматив потребления коммунальной услуги по отоплению.

Что же касается случая Сергея Деминца, то Конституционный суд потребовал пересмотра его дела.

Решение КС по квартирным счетчикам тепла: последствия

Что дальше? Можно ожидать, что благодаря решению по «делу Деминца», суды будут вынуждены удовлетворить и другие схожие требования. Таким образом, по крайней мере, в домах, где счетчики тепла были в свое время установлены застройщиком во всех квартирах, оплачивать лишь реальный расход тепловой энергии станет проще.

Что же касается решения вопроса с квартирными счетчиками в целом, то здесь стоит ждать соответствующих поправок в «Правила предоставления коммунальных услуг». Их Министерство строительства и ЖКХ обещает уже несколько лет. В последней версии документа плату за тепло по счетчику чиновники готовы разрешить, если приборами учета оснащено не менее 50% жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.

О том, что постановление правительства на этот счет практически готово зам. министра Андрей Чибис заявлял не далее как в конце мая 2018 года. Но когда оно будет подписано, остается лишь гадать. Позиция Конституционного суда, по идее, процесс принятие этих решений должна ускорить.