Содержание статьи:

§ 3. Международный договор Российской Федерации как источник земельного права

Общая характеристика. Согласно Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью национальной правовой системы. Закреплен принцип приоритета норм международного права над национальным правом (ст. 15). Этот принцип подтвержден и в земельном законодательстве нашей страны. В ст. 127 ЗК РСФСР предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в земельном законодательстве РФ, то применяются правила международного договора. Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров регулируется Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»*.

* СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.

Значение международного договора как источника земельного права. Международные договоры являются источниками земельного права и регулируют различные сферы земельных отношений.

* Соглашение ратифицировано Российской Федерацией Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 104-ФЗ (СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2760).

В других случаях на основании международного договора определяется режим использования природных ресурсов, в том числе и земель в пограничной зоне. Например, в Договоре между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Финляндской Республики о режиме советско-финляндской Государственной границы и о порядке урегулирования пограничных инцидентов (Хельсинки, 23 июня 1960 г.) (с изм. от 12 мая 1997 г.) предусмотрен раздел III «Лесное хозяйство, рыболовство, охота и горное дело» (ст. 20—23). Аналогичные вопросы регулирует Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о руководящих принципах совместного хозяйственного использования отдельных островов и прилегающих к ним акваторий на пограничных реках (Пекин, 10 ноября 1997 г.)*.

* Ведомственное приложение к «Российской газете» от 22 ноября 1997 г.

25 апреля 1996 г. в г. Пекине было заключено Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о заповеднике «Озеро Ханка»*. Статья 1 Соглашения предусматривает, что Стороны создают в приграничных районах России и Китая совместный заповедник «Озеро Ханка», территория которого представлена водно-болотными экосистемами. Заповедник «Озеро Ханка» делится линией российско-китайской Государственной границы на две части — Государственный природный заповедник «Ханкайский» в Приморском крае (территория России) и заповедник «Озеро Ханка» в провинции Хэйлунцзян (территория КНР). Стороны могут в соответствии с законами своих государств изменять границы своей части заповедника. О каждом таком изменении Стороны должны информировать друг друга. Охрана, управление, научные исследования и мониторинг в отношении экосистем заповедника «Озеро Ханка» должны проводиться в соответствии с настоящим Соглашением и действующим законодательством Сторон. В этом случае международный договор явился основанием изменения правового режима земель — установления режима земель заповедника.

* БМД. 1997. № 1. С. 63.

Международные договоры могут являться основой для установления режима охраны среды обитания объектов животного мира, ограничения хозяйственной деятельности и использования земель на соответствующих территориях. В качестве примера можно привести Конвенцию о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным обраазом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсар, 2 февраля 1971 г.)* и Протокол об изменении Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Париж, 3 декабря 1982 г.)**.

* Свод нормативных актов ЮНЕСКО. М., 1993. С. 191.
** Там же. С. 195.

В Конвенции дается определение водно-болотных угодий. Это — районы болот, фенов, торфяных угодий или водоемов — естественных или искусственных, постоянных или временных, стоячих или проточных, пресных, солоноватых или соленых, включая морские акватории, глубина которых при отливе не превышает шести метров. Каждое государство — участник Конвенции определяет подходящие водно-болотные угодья на своей территории, которые включаются в Список водно-болотных угодий международного значения, и способствует охране водно-болотных угодий и водоплавающих птиц посредством создания природных резерватов.

* ВВС РФ. 1993. № 19. Ст. 6834; СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2863.

В некоторых случаях на основании международного договора используются земельные участки, находящиеся на территории зарубежного государства. Примером может служить Договор аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан (Москва, 10 декабря 1994 г.)*. В Договоре определяется понятие «объекты космодрома «Байконур» — технические, стартовые, посадочный и измерительный комплексы, объекты поисково-спасательной службы, хранилища, заправочно-нейтрализационные станции, сооружения, жилые, административные здания и служебные помещения, объекты социальной сферы, иные элементы этих комплексов и служб, а также другие объекты с соответствующим имуществом, земельными участками и необходимыми санитарно-защитными зонами, включая земельные участки, отведенные под районы падения отделяющихся частей ракет-носителей, расположенные на территории Республики Казахстан.

Евразийский юридический портал

Бесплатная юридическая консультация онлайн, помощь юриста и услуги адвоката

Порядок изъятия земельного участка

Первое впечатление, изъятие земельных участков для го­сударственных или муниципальных нужд производит как со­бытие, происходящее довольно редко и что данная процедура производится только в исключительных случаях.

Изъятие в судебном порядке земельных участков сельскохозяйственного назначения

Одной из острых проблем современности является сохра­нение плодородия земель сельскохозяйственного назначения, используемых для производства сельскохозяйственной про­дукции: в целом по Российской Федерации за период с 1990 по 2014 год площадь сельскохозяйственных угодий сократи­лась на 2203,4 тыс. га; земель, используемых под пашню, — на 10814,3 тыс. га.

Использование земель или земельных участков

Реформирование земельных отношений, начатое в 90-х годах, продолжается и в настоящее время.

Договор аренды земельного участка в России

Вопрос о правовом опосредовании арендных земель­ных отношений непосредственно связан с такими сложными, острыми и дискуссионными вопросами, как соотношение гражданского и земельного права, соотношение норм граж­данского и земельного законодательства.

Изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Внимание законодателя всегда заслуживала такая тема как изъятие земельных участков для государственных и му­ниципальных нужд.

Проблема правовой природы и сущности публичного сервитута по законодательству РФ

ТЕРНОВАЯ Юлия Евгеньевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского, предпринимательского и международного частного права Южного института менеджмента.
В статье предлагается краткий анализ правовой природы и сущности публичного сервитута в соответствии с действующим гражданским и земельным законодательством РФ. В результате проведенного исследования автор предлагает аргументы в пользу внесения изменений в регламентацию рассматриваемых отношений на законодательном уровне.

Об изменении в земельном законодательстве в связи с принятием новой редакции Земельного Кодекса

ГИЛЬМУЛЛИНА Лиана Мунировна
аспирант кафедры конституционного и административного права Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан
Статья посвящена рассмотрению нововведений в области земельного законодательства в связи со вступлением в силу новой редакции Земельного Кодекса рф, а конкретно в отношении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Проанализированы проблемные ситуации, которые могут сложиться, по мнению автора, также приведено сравнение положения как государственных органов, так и граждан до изменений и после. выявлены и основные положительные и отрицательные аспекты законодательных изменений.

Институт права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками: состояние и проблемы

УМЕРЕНКО Юрий Александрович
кандидат юридических наук, научный сотрудник Управления организации научных исследований ФГБОУ «МГЮА им. О.Е. Кутафина»
В статье рассматривается вопрос, касающийся института земельного права – права постоянного (бессрочного) пользования, в том числе дается характеристика его современному состоянию, а также раскрываются и анализируются некоторые проблемы правоприменительной практики, связанные с данным правовым институтом.

Некоторые вопросы применения и совершенствования законодательства об изменении целевого назначения земельных участков

БУРОВ Владимир Александрович
руководитель судебного отдела инвестиционно-строительной компании, аспирант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ
5 января 2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», принятый в соответствии с п. 1 ст. 8 действующего ЗК РФ, устанавливающим не­обходимость регулирования перевода земель из одной категории в другую федеральным законодательством. За время действия Закон претерпел 10 редакций, однако поправки не привели к единообразной практике применения его поло­жений, поскольку в качестве оснований совершения тех или иных действий Закон оперирует оценочными критериями и терминами, значение которых легально не закреплено. В статье рассмотрены наиболее спорные вопросы применения и совершенствования законодательства об изменении целевого назначения земельных участков.

Охраняемая частноправовыми нормами совокупность свойств земли в градостроительной деятельности

ТУРАХОДЖАЕВ Тимур Бахтиярович
аспирант Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России.
В статье рассмотрено содержание совокупных свойств земли и земельного участка, важных при осуществлении градостроительной деятельности, проведен анализ законодательства Российской Федерации и рассмотрены особенности умаления рассматриваемых благ.

Земельное и международное право

Земельное право взаимодействует с международным правом, включающим среди других немало земельных требований. Согласно ст. 4 ЗК, если международным договором РФ, ратифицированным в установленном порядке, определены иные правила, чем те, которые предусмотрены в ЗК, то применяются правила международного договора. Подобная норма имеется и в других отраслях российского права. Согласно ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составляющей ее правовой системы Однако нормативного правового акта, в котором были бы

исчерпывающе представлены общепризнанные принципы и нормы, не существует; таковыми принято считать те, которые одобрены в Организации Объединенных Наций и других авторитетных международных организациях после признания их Россией.

8. Источники земельного права: понятие, классификация и система.

Источник права — это внешняя форма выражения нормы права. Соответственно источником земельного права является внешняя форма выражения земельно-правовых норм, т.е. то, что использует правоприменитель при разрешении конкретных дел. Наряду с нормативными правовыми актами источники земельного права составляют общепризнанные принципы международного права, международные договоры, обычаи.

Система нормативных правовых актов (строгий порядок соподчиненности правовых актов по их юридической силе) представлена:

1) Конституцией Российской Федерации (России), где закреплены общие принципы регулирования земельных отношений;

2) нормативными правовыми актами законодательных органов РФ.Главное место среди земельного законодательства занимает Земельный кодекс РФ, вступивший в силу 30 октября 2001 г. Федеральным законом № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» признаны утратившими силу Земельный кодекс РСФСР 1991 г. и другие нормативные правовые акты, регулировавшие земельные отношения. Со дня введения в действие ЗК РФ законодательные акты Союза ССР, содержавшие нормы земельного права и действовавшие на территории РФ, не применяются. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать ЗК РФ. Принятие нового ЗК РФ было вызвано острой необходимостью появления земельного законодательства, адекватно регулирующего новые экономические отношения по использованию и охране земель. К кодифицированным источникам земельного права следует отнести также Гражданский кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ. Действует целый ряд федеральных законов специального характера: «О мелиорации земель», «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», «О государственном кадастре недвижимости», «О землеустройстве» и др.

3) федеральными подзаконными нормативными правовыми актами. Длительное время указы Президента РФ занимали центральное место среди источников земельного права. ЗК РФ урегулировал многие земельные отношения, которые до его принятия регулировались только указами Президента РФ, однако снижение роли указов Президента в регулировании земельных отношений не означает уменьшения их значения в современном земельном праве. Согласно ч. 1 ст. 2 ЗК РФ указы Президента РФ не должны противоречить ЗК РФ, федеральным законам. 1 Учитывая, что земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, федеральные нормативные акты по своей юридической силе могут быть ниже нормативных актов субъектов РФ. Например, по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции субъекта РФ.

Акты, регулирующие земельные отношения, вправе принимать и Правительство РФ в пределах полномочий, определенных ЗК РФ, федеральными законами, а также указами Президента РФ, регулирующими земельные отношения. В ряде случаев ЗК РФ прямо устанавливает, какие земельные отношения должны регулироваться именно нормативными актами Правительства РФ. Так, Правительство определяет порядок консервации земель с изъятием их из оборота (постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 830), вправе установить общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Иные федеральные органы исполнительной власти (например, Министерство экономического развития и торговли, Министерство природных ресурсов) могут издавать акты, содержащие нормы земельного права, в случаях, предусмотренных земельным законодательством и нормативными актами Президента РФ и Правительства РФ;

4) нормативными правовыми актами законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации. Законы субъектов РФ, принимаемые в соответствии с ЗК РФ и федеральными законами, включаются в состав земельного законодательства. Органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий вправе издавать акты, содержащие нормы земельного права, на основании и во исполнение нормативных правовых актов РФ и законов субъектов РФ. К полномочиям субъектов РФ в области земельных отношений относятся разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ, иные полномочия, не отнесенные к полномочиям РФ или к полномочиям органов местного самоуправления.

5) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления РФ. Органы местного самоуправления вправе принимать акты, содержащие нормы земельного права, на основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. В частности, органы местного самоуправления принимают правила землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разрабатывают местные программы использования и охраны земель.

Иные источники находят не столь широкое применение в земельном праве. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Например, международные договоры могут определять правовое положение в земельных отношениях граждан иных государств. Соглашением между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 10 октября 1997 г. определены руководящие принципы совместного использования отдельных островов и примыкающих к ним акваторий на пограничных реках.

Конституционный принцип приоритета норм международного права закреплен и в ст. 4 ЗК РФ, согласно которой, «если международным договором Российской Федерации, ратифицированным в установленном порядке, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора».

uristinfo.net

В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ сказано, что общепризнан­ные принципы и нормы международного права и междуна­родные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяют­ся правила международного договора. Граждане РФ вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод чело­века, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Согласно ст. 69 Конституции РФ, Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соот­ветствии с общепризнанными принципами и нормами меж­дународного права и международными договорами Россий­ской Федерации. Статья 79 Конституции РФ предоставляет право Российской Федерации участвовать в межгосударствен­ных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не вле­чет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Указанные выше конституционные принципы нашли отражение в законодательстве РФ. Так, в соответствии со ст. 4 действующего Земельного кодекса РФ, если международным договором Российской Федерации, ратифицированным в ус­тановленном порядке, установлены иные правила, чем те, ко­торые предусмотрены Земельным кодексом, применяются правила международного договора. Аналогичная норма со­держится в ст. 82 Федерального закона от 10.01.2002 г. «Об ох­ране окружающей среды».

Порядок заключения, выполнения и прекращения между­народных договоров регулируется Федеральным законом от 15.07.95 г. «О международных договорах Российской Федерации». Международные договоры являются источниками зе­мельного права и регулируют различные сферы земельных от­ношений.

1. В соответствии с международными договорами РФ опре­деляется государственная граница страны и, соответственно, территориальная сфера действия норм россий­ского права, в том числе земельного права. Так, Федеральным законом от 15.07.95 г. № 104-ФЗ рати­фицировано Соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской Го­сударственной границе на ее западной части, подписанное в г. Москве 03.09.94 г. и вступившее в силу 17.10.95 г., которое уточнило линию прохождения российско-китайской Государ­ственной границы. В соответствии с постановлением Прави­тельства РФ от 17.01.05 г. № 22, одобрен Договор между Рос­сийской Федерацией и Республикой Казахстан о Государст­венной границе и представлено предложение Президенту РФ о подписании данного договора.

2. На основании международных договоров и соглашений оп­ределяются также режимы использования природных ре­сурсов, в том числе и земель в пограничной зоне. К числу таких международно-правовых документов, отно­сится, например, Соглашение между Правительством Россий­ской Федерации и Правительством Китайской Народной Рес­публики о руководящих принципах совместного хозяйственно­го использования отдельных островов и прилегающих к ним ак­ваторий на пограничных реках (Пекин, 10 ноября 1997 г.).

25.04.96 г. в столице Китая — Пекине — было заключено Соглашение между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики о заповеднике «Озеро Хан­ка», в соответствии со ст. 1 которого Стороны Соглашения соз­дают в приграничных районах России и Китая совместный заповедник «Озеро Ханка», территория которого представле­на водно-болотными экосистемами 1 .

Заповедник «Озеро Ханка» делится линией российско-китайской Государственной границы на две части — Государ­ственный природный заповедник «Ханкайский» в Примор­ском крае (территория России) и заповедник «Озеро Ханка» в провинции Хэйлунцзян (территория КНР). Стороны вправе в соответствии с законами своих государств изменять границы своей части заповедника и о каждом таком изменении должны информировать друг друга. Охрана, управление, научные ис­следования и мониторинг в отношении экосистем заповедни­ка «Озеро Ханка» должны проводиться в соответствии с на­стоящим Соглашением и действующим законодательством Сторон.

3. Международные договоры могут выступать основой и для установления режима охраны среды обитания объ­ектов животного и растительного мира, ограничения хо­зяйственной деятельности и использования земель на со­ответствующих территориях.

Примером такого многостороннего международного до­говора является Конвенция о водно-болотных угодьях, имею­щих международное значение, прежде всего в качестве место­обитаний водоплавающих птиц (Рамсар, 2 февраля 1971 г.). В Конвенции под водно-болотными угодьями понимаются рай­оны болот, фенов, торфяных угодий или водоемов — естествен­ных или искусственных, постоянных или временных, стоячих или проточных, пресных, солоноватых или соленых, включая морские акватории, глубина которых при отливе не превышает шести метров. Каждое государство-участник Конвенции опре­деляет подходящие водно-болотные угодья на своей террито­рии, которые включаются в Список водно-болотных угодий международного значения, и способствует охране водно-болотных угодий и водоплавающих птиц посредством созда­ния природных резерватов 1 .

2.2.3. Федеральные законы

Законы как источники земельного права, представляют собой нормативные правовые акты, принимаемые представительным и законодательным органом Российской Федерации -Федеральным Собранием, состоящих из двух палат (Совет Фе­дерации и Государственная Дума). К числу федеральных зако­нов относятся Конституция РФ, федеральные конституцион­ные законы, предусмотренные Конституцией РФ, и иные фе­деральные законы, не имеющие значения конституционных.

Порядок принятия федеральных законодательных актов установлен Федеральным законом от 14.06.94 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Этот Закон предусматривает, что на территории РФ применяются только те федеральные кон­ституционные законы, федеральные законы, акты палат Фе­дерального Собрания, которые официально опубликованы.

Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной ре­дакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федераль­ного Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Феде­ральные конституционные законы, федеральные законы, ак­ты палат Федерального Собрания вступают в силу одновре­менно на всей территории РФ по истечении десяти дней по­сле дня их официального опубликования, если самими зако­нами или актами палат не установлен другой порядок вступ­ления их в силу.

Основополагающим законом является Земельный кодекс РФ от 25.10.01 г. № 136-ФЗ (в ред. ФЗ от 27.07.06 г. № 154-ФЗ), представляющий собой систематизированный свод норм пра­ва, регулирующих земельные отношения в нашей стране.

Следует подчеркнуть важность значения нового Земельного кодекса РФ (далее — ЗК), принятого Государственной Думой 28.09.01 г., одобренного Советом Федерации 10.10.01 г. и подпи­санного Президентом РФ 25.10.01 г. Необходимо отметить, что в ЗК значительное место занимают вопросы правового регу­лирования охраны земель и законодательно закреплено осу­ществление комплекса взаимосвязанных мер и мероприятий, призванных обеспечить рациональное использование, сохра­нение и восстановление земельных ресурсов в РФ.

Земельный кодекс РФ состоит из XVIII глав и 103 статей.

В I главе (ст. 1-11) закреплены принципы земельного зако­нодательства (рассмотрены в разделе 1.5), определены субъекты и объекты земельных отношений, состав Земельного фонда РФ. Необходимо отметить ст. 9-11 ЗК, в которых определены полно­мочия Российской Федерации, субъектов РФ, а также органов ме­стного самоуправления в области земельных отношений.

Глава II ЗК (ст. 12-14) определяет цели и содержание ох­раны земель, а также содержит специальные требования по использованию земель, подвергшихся радиоактивному и хи­мическому загрязнению. Как было отмечено на парламент­ских слушаниях, состоявшихся в Государственной Думе Фе­дерального Собрания РФ 22 апреля 2004 года на тему «О зако­нодательном обеспечении экологической безопасности при хранении и уничтожении пестицидов и агрохимикатов», за последние годы в таких субъектах РФ, как Иркутская, Курган­ская, Омская, Новосибирская, Ростовская, Самарская, Тамбов­ская области, Приморский и Краснодарский края на 30-60% обследованных территорий обнаружилось превышение пре­дельно допустимых концентраций (ПДК) остаточных коли­честв пестицидов в почве. Загрязнены пестицидами отдель­ные территории в Брянской, Московской, Оренбургской об­ластях и некоторых других субъектах РФ.

Глава III (ст. 15-19) ЗК закрепила систему правовых норм, регулирующих отношения собственности на землю, что особенно важно в условиях рыночных отношений. Ко­декс разрешил проблему разграничения публичной собст­венности на землю. В нем предусмотрены критерии и принципы разграничения федеральной собственности, соб­ственности субъектов Федерации и муниципальной собственности. Урегулирован вопрос предоставления прав на землю иностранным гражданам, иностранным юридиче­ским лицам, а также лицам без гражданства — теперь они вправе (правда, за рядом ограничений) иметь в собственно­сти земельные участки на территории РФ.

В главе IV (ст. 20-24) ЗК установлены иные, помимо права собственности, права на землю: постоянное (бессрочное) поль­зование, пожизненное наследуемое владение земельными участками, право ограниченного пользования чужим земель­ным участком (сервитут), аренда земельных участков и без­возмездное срочное пользование земельными участками. Очень важны с практической точки зрения нормы, отразив­шие особенности регулирования отношений по поводу арен­ды земли, а нормы, касающиеся частного и публичного зе­мельных сервитутов.

Глава V ЗК является самой объемной главой Кодекса (включает ст. 25-39) и посвящена возникновению прав на землю. Урегулированы вопросы перехода прав на земель­ный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение; определен порядок приватизации земельных участков, процедуры предоставления земельных участков для строительства, а также для целей, не связан­ных со строительством, организации и проведения аукцио­нов и конкурсов по продаже земельных участков, находя­щихся в публичной собственности и ряд других вопросов. Особое значение имеет установление ограничений оборо-тоспособности земельных участков, обусловленных пуб­личными интересами (ст. 27 ЗК), а также особенностей куп­ли-продажи земельных участков (ст. 37 ЗК).

Глава VI Кодекса (ст. 40-43) определяет содержание прав и обязанностей собственников и иных правообладателей зе­мельных участков.

Достаточно подробно решены вопросы прекращения и ограничения прав на земельные участки (гл. VII ЗК, ст. 44-56), возмещения убытков и потерь сельскохозяйственного производ­ства и лесного хозяйства при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд (гл. VIII ЗК, ст. 57-58), а также защиты прав на землю и рассмотрения земельных спо­ров (гл. IX ЗК, ст. 59-64).

Глава X Кодекса содержит общие положения о плате за землю и оценке земли. Использование земли в РФ признано платным, а в качестве форм платы за землю названы земель­ный налог и арендная плата.

Учитывая важность управления в области использования и охраны земель, ЗК закрепил основы проведения государственно­го мониторинга земель, землеустройства, Государственного зе­мельного кадастра (гл. XI, ст. 67-70) и земельного контроля (гл. XII, ст. 71-73).

В главе XIII определены формы юридической ответст­венности за правонарушения в области охраны и использова­ния земель: административная, уголовная, дисциплинарная и гражданско-правовая.

Главы XIV-XVIII представляют собой особенную часть Земельного кодекса и посвящены описанию правовых режи­мов различных категорий земель. Особый упор делается на усиление правовой охраны земель сельскохозяйственного назначения, что является актуальным в свете продолжаю­щейся деградации земель данной категории. Достаточно конкретно урегулирован правовой режим земель промыш­ленности и иного специального назначения, закреплены до­полнительные меры по охране земель особо охраняемых территорий и объектов и т.д.

Необходимо также отметить, что помимо Земельного кодекса в настоящее время действует Федеральный закон от 25.10.01 г. № 137-ФЗ (в ред. ФЗ от 30.06.06 г. № 93-ФЗ) «О вве­дении в действие Земельного кодекса Российской Федера­ции», содержащий ряд важнейших положений в области ре­гулирования земельных отношений.

Кроме Земельного кодекса РФ, в данной сфере действует много других федеральных законов, регулирующие те или иные сферы земельных отношений.

Таков, например, Федеральный закон от 11.06.03 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», принятие которого явилось важнейшим шагом на пути совершенствования пра­вового регулирования отношений с участием крестьянских (фермерских) хозяйств, которых насчитывается в настоящее время около 265 тысяч. Закон содержит ряд специальных норм об организации крестьянских хозяйств, правовом режи­ме имущества и порядке деятельности хозяйства.

Важное и принципиальное значение для регулирования земельных отношений имел ныне утративший силу Закон РФ от 23.12.92 г. «О праве граждан Российской Федерации на получение в ча­стную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и данного хозяйства, садоводства и индивидуально­го жилищного строительства», расставивший все точки над «i» в вопросах права частной собственности и купли-продажи зе­мельных участков указанного целевого предназначения.

Правовые основы регулирования такой специфической области земельных отношений, как мелиорация земель, пол­номочия органов государственной власти и местного само­управления, права и обязанности граждан и юридических лиц в данной сфере установлены Федеральным законом от 10.01.96 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель».

Мелиорация земель, говорится в ст. 1 Закона, осуществ­ляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и по­вышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот не­используемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий. В Законе также закреплены понятия различных типов и видов мелиорации, урегулированы вопросы права собственности на мелиоратив­ные системы и гидротехнические сооружения, определена система государственного управления в области мелиорации земель, а также решен ряд других вопросов.

Близким к предыдущему является Федеральный закон от 16.07.98 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспече­ния плодородия земель сельскохозяйственного назначения», которым определены полномочия органов государственной вла­сти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, а также права и обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов земель­ных участков, в области обеспечения плодородия данной ка­тегории земель.

Огромное значение для граждан имеет Федеральный закон от 15.04.98 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», который подробно регу­лирует вопросы зонирования территорий и предоставления садовых, огородных и дачных земельных участков; закрепляет права и обязанности членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений; отражает особенности приватизации и оборота таких участков; определяет правила организации и застройки территории садоводческого, ого­роднического или дачного некоммерческого объединения. Заметим, что ведение садоводства, огородничества и дачного хозяйства является наиболее массовой сферой индивидуаль­ной деятельности граждан — в 1998 году в России почти 70 млн. граждан занималось данным видом деятельности 1 .

Источник земельного права — Градостроительный кодекс РФ от 29.12.04 г. № 190-ФЗ, детально регулирующий земель­ные отношения по поводу осуществления градостроительного планирования, застройки, благоустройства городских и сель­ских поселений, развития их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Для решения этих задач в Кодек­се закреплены требования, предъявляемые к градостроитель­ной документации, к градостроительному планированию. Особое значение для определения правового режима земель поселений имеет территориальное зонирование. В кодексе определен правовой режим пригородных зон городов, урегу­лированы вопросы застройки территорий городских и сельских поселений, которые непосредственно связаны с исполь­зованием земель.

Федеральный закон от 02.01.2000 г. № 28-ФЗ «О государст­венном земельном кадастре» дал определение и сформулировал принципы ведения Государственного земельного кадастра, закрепил компетенцию органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов мест­ного самоуправления в области осуществления деятельности по ведению Государственного земельного кадастра; определил состав сведений Государственного земельного кадастра, фор­мы земельно-кадастровой документации, порядок ведения земельного кадастра и ряд других вопросов в данной области.

Правовые основы разграничения государственной собст­венности на землю на собственность РФ (федеральную собствен­ность), собственность субъектов РФ и собственность муниципаль­ных образований (муниципальную собственность) определены в Федеральном законе от 17.07.01 г. № 101-ФЗ «О разграничении государ­ственной собственности на землю» (утратил силу в связи с приняти­ем ФЗ от 17.04.2006 г. № 53-ФЗ).

Федеральный закон от 18.06.01 г. № 78-ФЗ «О землеустрой­стве» устанавливает правовые основы проведения землеуст­роительных работ в целях обеспечения рационального ис­пользования земель и их охраны, создания благоприятной ок­ружающей среды и улучшения ландшафтов. В этом законе содержится правовое определение понятия «землеустройст­во», выделяются виды землеустройства, определяется порядок проведения землеустроительных действий.

Источником земельного права выступает Федеральный за­кон от 07.05.01 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного при­родопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», который устанавлива­ет правовые основы образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ для ведения ими на этих территориях традиционного природопользования и традиционного образа жизни. Следует отметить, что в Российской Федерации насчитывается более 40 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, которые ведут кочевой, полукочевой или оседлый образ жизни. У них самобытная культура и особое мировоззрение. Генеральная Ассамблея Организации Объе­диненных наций объявила 1994-2004 годы Международным десятилетием коренных народов Мира, признавая тем самым их значение и роль в мировой цивилизации.

Вопросы реализации права собственности на земли сель­скохозяйственного назначения, правила и ограничения обо­рота земельных участков и долей в праве общей собственно­сти на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, условия предоставления земель сельскохозяйст­венного назначения, находящихся в государственной или му­ниципальной собственности, регулируются Федеральным за­коном от 24.07.02 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохо­зяйственного назначения».

Общественные отношения, возникающие в связи с веде­нием гражданами личного подсобного хозяйства, регулиру­ются Федеральным законом от 07.07.03 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве». Важность данного закона подтверждает­ся тем фактом, что использование возможностей личных под­собных хозяйств для производства сельскохозяйственной про­дукции всегда рассматривалось нашим государством, включая советский период развития, как дополнительный источник удовлетворения потребностей граждан. В соответствии с дан­ным Законом, личное подсобное хозяйство представляет со­бой форму непредпринимательской деятельности по произ­водству и переработке сельскохозяйственной продукции и ве­дется гражданами в целях удовлетворения личных потребно­стей на земельном участке, предоставленном или приобре­тенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Одним из важнейших специальных источников земель­ного права является Федеральный закон от 21.12.04 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», который регулирует отношения, возникающие в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую. В Законе определен со­став и порядок подготовки документов для перевода земель из одной категории в другую, приводится перечень причин от­каза для такого перевода, законодательно решен ряд других вопросов в данной области.

Помимо специальных федеральных законов, регули­рующих исключительно или в основном земельные отноше­ния, в настоящее время действуют федеральные законы, ко­торые являются общими источниками земельного права.

К ним, например, относится Федеральный закон от 21.07.97 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации нрав на недвижимое имущество и сделок с ним», определяющий порядок государст­венной регистрации прав на недвижимое имущество, в том числе на земельные участки, а также ограничений (обремене­ний), то есть установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий за­прещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитут, ипотека и др.).

Общим источником земельного права является и дейст­вующий Налоговый кодекс РФ. В соответствии с Федеральным за­коном от 29.11.04 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вто­рую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации», часть вторая Налогового кодекса РФ от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ дополнена разделом X «Местные налоги» и Главой 31. «Земельный налог», содержащей нормы, регулирую­щие отношения по поводу платы за землю.

Среди источников земельного права особое значение имеет действующий Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ). В гл. 17 части I Гражданского кодекса РФ от 30.11.94 г. № 51-ФЗ закреплены общие положения, касающие­ся режима земельных участков как объектов права собствен­ности, недвижимого имущества и предмета совершения сделок с ними, а также иных вещных прав на землю. ГК РФ пре­дусматривает также принципиальные положения относи­тельно регулирования различных сделок, в том числе с зе­мельными участками.

Наиболее важное значение для регулирования земель­ных отношений имеют следующие положения ГК РФ:

  1. признание земельных участков недвижимым имущест­вом (ст. 130);
  2. обязательность государственной регистрации права соб­ственности, иных вещных прав на землю, а также сделок с ней (ст. 131);
  3. определение объекта права частной собственности на землю (ст. 261);
  4. закрепление принципа целевого использования земель (ст. 260);
  5. закрепление права граждан на осуществление общего поль­зования землей, т.е. без каких-либо разрешений (ст. 262);
  6. закрепление права на застройку земельного участка (ст. 263);
  7. определение содержания правомочий собственников зе­мельных участков по владению, пользованию и распо­ряжению ими (ст. 260);
  8. закрепление вещных прав на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков (ст. 216);
  9. определение правил установления права ограниченного пользования чужим земельным участком — сервитута (ст. 279-282);
  10. регулирование вопросов изъятия частных земельных участков для государственных и муниципальных нужд (ст. 279-282 ГК).

Отдельно следует остановиться на роли природоохран­ных и природоресурсных федеральных законодательных ак­тов в регулировании земельных отношений. Строго говоря, источники земельного права одновременно выступают источ­никами природоресурсного права (поскольку земля является важнейшим природным ресурсом) и являются частью эколо­гического законодательства. Использование природных ресурсов и обеспечение охраны окружающей среды тесно связа­ны с регулированием земельных отношений. В связи с этим законодательные акты, регулирующие указанные вопросы, содержат большое число земельно-правовых норм и, соответ­ственно, являются источниками земельного права 1 .

К числу таких актов относится, например, Лесной кодекс РФ (далее — ЛК РФ) от 04.12.2006 г. № 22-ФЗ, введенный в дей­ствие с 01.01.2007 г., в котором урегулированы вопросы ис­пользования и охраны земель лесного фонда. В ст. 5 ЛК РФ дано понятие леса как экологической системы или природно­го ресурса. Статья 8 ЛК РФ устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной соб­ственности. Деление лесов по целевому назначению на за­щитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса преду­смотрено ст. 10 ЛК РФ. Глава 2 Лесного кодекса посвящена ис­пользования лесов, а глава 3 — их охране и защите.

Ряд земельно-правовых норм содержится в Законе РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах», Водном кодексе РФ от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ, Федеральном законе от 24.04.95 г. № 52-ФЗ «О животном мире» и ряде других природоресурсных законов.

Источником земельного права выступает и Федеральный закон от 10.01.02 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», яв­ляющийся головным законодательным актом природоохран­ного (экологического) законодательства. Многие положения этого Закона в той или иной степени имеют значение с точки зрения правовой охраны земель. В целом содержание данного Закона прямо направлено на обеспечение сохранности земли как природного объекта и природного ресурса. Например, ст. 4 Закона прямо относит земли и почвы к числу объектов охраны от загрязнения, истощения, деградации, порчи, унич­тожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

Важную роль в регулировании отношений по охране зе­мель играет Федеральный закон от 30.03.99 г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения». В частности, в нем со­держатся санитарно-эпидемиологические требования к плани­ровке и застройке городских и сельских поселений (ст. 12), сани­тарно-эпидемиологические требования к почвам, содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок, т.е. нормы, непосредственно касающиеся использова­ния земель (ст. 21).

Следует отметить также Федеральный закон от 19.07.97 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохими-катами», который детально регулирует порядок применения пестицидов и агрохимикатов в сельском хозяйстве.

Земельно-правовые нормы содержатся и в других законо­дательных актах РФ.